Научная статья на тему 'Подготовка спортивных врачей в системе последипломного образования'

Подготовка спортивных врачей в системе последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1008
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ / СПОРТИВНЫЙ ВРАЧ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО ВРАЧА / POSTGRADUATE TRAINING / SPORTS PHYSICIAN / COMPETENCE / NORMATIVE DOCUMENTS FOR THE SPORTS DOCTOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврилова Елена Анатольевна

Статья посвящена проблеме последипломной подготовки спортивных врачей. Рассмотрены основные нормативные документы, касающиеся этой проблемы, и основные компетенции спортивного врача. Показано, что формирование этих компетенций во многом затруднено ввиду преподавания сегодня спортивной медицины и лечебной физкультуры в одном курсе. Даны рекомендации по созданию новой программы подготовки специалистов в области спортивной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of sports physicvians in postgraduate education system

The article deals with the problem of post-graduate training of sports doctors. The basic normative documents relating to the issue and the main competence of sports physician are discussed. It is shown that the formation of these competencies has greatly hampered due to teaching today sports medicine and physiotherapy in one course. Recommendation for new sports medicine specialists’ education program are given.

Текст научной работы на тему «Подготовка спортивных врачей в системе последипломного образования»

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ ВРАЧЕЙ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. ГАВРИЛОВА,

ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования»

Аннотация

Статья посвящена проблеме последипломной подготовки спортивных врачей. Рассмотрены основные нормативные документы, касающиеся этой проблемы, и основные компетенции спортивного врача. Показано, что формирование этих компетенций во многом затруднено ввиду преподавания сегодня спортивной медицины и лечебной физкультуры в одном курсе. Даны рекомендации по созданию новой программы подготовки специалистов в области спортивной

медицины.

Ключевые слова: последипломная подготовка, компетенции, спортивный врач, нормативные документы по деятельности спортивного врача.

Abstract

The article deals with the problem of post-graduate training of sports doctors. The basic normative documents relating to the issue and the main competence of sports physician are discussed. It is shown that the formation of these competencies has greatly hampered due to teaching today sports medicine and physiotherapy in one course. Recommendation for new sports medicine specialists’ education program are given.

Key words: postgraduate training, sports physician, competence, normative documents for the sports doctor.

В последнее десятилетие авторитет спортивного врача и спортивной медицины в целом резко упал. В немалой степени это связано и с низким уровнем профессиональной подготовки спортивного врача в нашей стране сегодня.

«Спортивной медицины у нас сейчас вообще нет как класса, профессии такой нет. Мы должны восстановить систему подготовки спортивного врача. Нужны врачи другого уровня, нужны специализированные медицинские центры, фармакология современная. Это серьезный вопрос, который необходимо решать», - сказал министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко 01.02.2011 г. на коллегии министерства по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана. Министр отметил, что система подготовки спортивных врачей должна быть восстановлена и модернизирована в России для эффективной подготовки спортсменов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 812 с 1 января 2010 г. врачи и массажисты сборных команд РФ из Минспорттуризма РФ переведены в штат Центра по лечебной физкультуре и спортивной медицине Федерального медико-биологического агентства, что ужесточило требования к образованию и повышению их квалификации. Тренеры-врачи и тренеры-массажисты не входят в перечень должностей -работников здравоохранения.

20 июля 2010 г. министр здравоохранения Татьяна Голикова на совещании по вопросам развития медицинского обеспечения спортсменов сборных команд отметила, что на 1 врача ВФД приходится около 7065 лиц, занимающихся физической культурой и спортом. На 1 учреждение врачебно-физкультурной службы приходится более 51 000 физкультурников и спортсменов.

Таким образом, рост числа лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, в том числе в специализированных спортивных учреждениях, значительно опережает возможности врачебно-физкультурной службы нашей страны. Следовательно, большое количество лиц является необследованным и не имеет врачебного допуска к занятиям физкультурой и спортом. Как результат такой регрессии в последнее время участились случаи гибели, в том числе детей, во время тренировок, соревнований, занятий физкультурой в школах. Министром было отмечено, что одним из основных принципов концепции для индивидуализации медико-биологических технологий и непрерывности их реализации в спорте высших достижений должна стать квалификационная подготовка врачей сборных команд страны и кадров для системы медико-биологического и медико-санитарного обеспечения.

Недавние приказы МЗ и СР РФ № 541н от 23 июля 2010 г. от «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» и № 613н от 9 августа 2010 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» во многом определили перспективы развития службы спортивной медицины на ближайшее время.

Происходящие сегодня реформы в спортивной медицине потребуют изменений условий подготовки спортивных врачей. Так, президент России Дмитрий Медведев 31 марта 2011 г. поручил правительству ввести в ряде медицинских вузов специальность «спортивный врач».

Кто сегодня может работать спортивным врачом? Согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415, по специальности

ІШ)

«Лечебная физкультура и спортивная медицина» может работать специалист с высшим профессиональным образованием по одной из специальностей: «Лечебное дело» или «Педиатрия» и послевузовским профессиональным образованием или дополнительным образованием: ординатура по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Неврология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Травматология и ортопедия». Повышение квалификации должно проводиться не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Где готовят спортивных врачей? 22 января 2010 г. в Минздравсоцразвития России прошло заседание рабочей группы по спортивной медицине и антидопинговому обеспечению Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Как отметила директор Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России Ирина Андреева, подготовка специалистов по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» осуществляется сегодня на кафедрах 33 вузов и 2 образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, подведомственных Минздравсоцразвития России.

Однако последипломная подготовка по сравнению с вузовской имеет наиболее быструю отдачу в плане внедрения нового в процесс подготовки специалистов.

По какой программе осуществляется дополнительное профессиональное образование в спортивной медицине? Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» была разработана в 2005 г. Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития РФ. Сегодня она во многом отстает от современных требований, что диктует необходимость ее пересмотра. Прежде всего эта программа рассчитана на преподавание лечебной физкультуры и спортивной медицины как одной специальности, хотя в квалификационном справочнике эти специальности разделяются (приказ МЗ и СР РФ № 541н от 23 июля 2010 г.). Врач ЛФК и спортивный врач - два разных специалиста, работающие с разным контингентом населения, и они никогда не заменят друг друга. Если врач ЛФК решает конкретную задачу восстановления здоровья средствами и методами физической культуры, то спортивный врач сегодня - это специалист широкого профиля. Это врач, который должен владеть большим набором знаний как фундаментальных дисциплин (теория и методика спортивной тренировки, спортивная гигиена, биомеханика, спортивная психология, биохимия, иммунология, фармакология, генетика), так и клинических (неотложная помощь, травматология и ортопедия, функциональная диагностика, кардиология, физиотерапия, мануальная терапия и рефлексотерапия,

клиническая психология, общая практика, восстановительная медицина, диетология, клиническая фармакология, БАД и допинг-контроль). Кроме того, спортивный врач - это не только врач-клиницист, но и организатор.

Преподавание двух специальностей - ЛФК и спортивной медицины - в одном курсе во многом снижает качество подготовки как спортивных врачей, так и врачей ЛФК.

Но даже в самой специальности «Спортивная медицина» сегодня уже назрела необходимость узкой специализации спортивного врача, обслуживающего массовый спорт, и врача, имеющего дело со спортом высших достижений. Эти специалисты также решают разные задачи. Если первые имеют дело в основном с отбором и врачебным контролем, то вторые должны участвовать в тренировочном процессе и активно влиять на функциональные резервы спортсмена. Спортивный результат сегодня складывается из шести резервов:

1. Генетический.

2. Спортивно-технический.

3. Психологический.

4. Физиологический.

5. Биохимический, включающий диетическую коррекцию.

6. Фармакологический.

Абсолютно ясно, что тренер сегодня работает только с одним резервом - спортивно-техническим. Остальные резервы во многом зависят от врача. Психологический резерв, по сути, должен курироваться спортивным психологом, однако ввиду нехватки спортивных психологов сегодня на практике и этот резерв нередко берет на себя спортивный врач.

Что должен знать и уметь сегодня спортивный врач? Из чего должна складываться его работа? Квалификационные характеристики и требования к врачу спортивной медицины изложены в приказе МЗ и СР РФ № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», включая знания, умения и должностные обязанности спортивного врача. В приказе достаточно полно изложены основные компетенции спортивного врача.

Согласно этому документу спортивный врач должен знать:

1) организацию спортивной медицины в лечебнопрофилактических учреждениях здравоохранения и спортивных организациях, нормативно-правовые акты по спортивной медицине;

2) основные вопросы теории и методики физического воспитания и спорта; анатомо-физиологические основы мышечной деятельности, механизм действия физической тренировки на организм человека;

3) гигиенические основы физических упражнений и спортивных сооружений;

4) функциональные методы исследования в спортивной медицине (системы кровообращения, дыхательной, нервно-мышечной, вегетативной нервной системы, опорно-двигательного аппарата);

ШШ)

5) методы оценки физического развития и физической работоспособности в зависимости от возраста и физической подготовленности;

6) клинические симптомы физического перенапряжения основных систем организма спортсмена (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделения, системы крови);

7) основные показатели лабораторных исследований крови и мочи и их изменения при физических нагрузках;

8) методы биохимического контроля в спорте и динамику биохимических показателей в процессе физических тренировок;

9) методы оценки состояния иммунной системы организма при частых простудных заболеваниях и снижении физической работоспособности;

10) возрастные нормативы отбора детей и подростков в разные виды спорта;

11) противопоказания для занятий спортом;

12) основы питания спортсменов, фармакологические средства, разрешенные в спорте.

Уметь:

1) оказывать первую и неотложную медицинскую помощь спортсменам на тренировках и соревнованиях;

2) оценить результаты антропометрических измерений, состояние костной и мышечной систем, состояние осанки;

3) оценить физическое развитие, соматический тип спортсмена и его соответствие виду спорта;

4) выполнить функциональные пробы с физической нагрузкой, ортостатическую пробу;

5) оценить показатели электрокардиограммы при физических нагрузках;

6) определять общую физическую работоспособность спортсмена методами велоэргометрии, степ-теста, тред-милтестирования с количественной оценкой аэробной мощности прямым и непрямым способами;

7) выявлять малые аномалии развития и деформации опорно-двигательного аппарата (мышечные дисбалансы, асимметрии);

8) оценивать функциональное состояние спортсмена и адекватность физической нагрузке;

9) выявлять группу риска для занятий физкультурой и спортом.

В соответствии с вышеизложенными знаниями и умениями должностные обязанности врача по спортивной медицине включают:

1) осуществление комплексного углубленного медицинского обследования и диспансеризации спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой, в том числе: спортсменов-инвалидов, женщин-спортсменов, юных спортсменов с учетом возрастных сроков допуска к занятиям по видам спорта и к соревнованиям;

2) выдачу заключения о состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии организма, соответствии физической нагрузки здоровью и функциональному состоянию организма занимающегося физкультурой или спортом, о коррекции физических нагрузок при выявлении патологии;

3) оформление допуска к занятиям физкультурой и спортом, к участию в соревнованиях;

4) врачебно-педагогические наблюдения на уроке физкультуры (расчет физиологической кривой и моторной плотности физической нагрузки, оценка урока);

5) врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными специфическими нагрузками у спортсменов разных видов спорта;

6) медико-биологическое обеспечение спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований (профилактика и лечение болезней и травм, контроль за функциональным состоянием и питанием, антидопинговый контроль);

7) составление схемы лечебно-профилактических мероприятий при выявлении хронических заболеваний, последствий травм опорно-двигательной системы, при переутомлении спортсмена;

8) назначение в лечебно-восстановительных целях фармакологических средств, разрешенных в спорте.

Надо отметить, что в приказе МЗ и СР РФ № 541н от 23 июля 2010 г. недостаточно отражена инновационная, профилактическая и методическая работа спортивного врача, в частности пропаганда здорового образа жизни.

Содержание этой работы подробно изложено в приложении № 2 и № 3 к Порядку оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613 н, а именно:

1) проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни, оздоровлению различных возрастных групп населения средствами физической культуры и спорта;

2) внесение предложений по оптимизации и повышению эффективности медицинского сопровождения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, внедрение в практическую деятельность новых лечебнодиагностических технологий;

3) изучение и анализ отклонений в состоянии здоровья, уровня и причин заболеваемости и спортивного травматизма среди лиц, занимающихся спортом и физической культурой, разработка и реализация мер по профилактике и лечению;

4) изучение влияния физической культуры и спорта на состояние здоровья и физическое развитие.

Бросается в глаза, что во всех вышеперечисленных документах мало внимания уделяется знанию спортивного врача допинга, допинг-контроля и недопущению допинга в спортивной среде, а также тейпированию в спорте.

С учетом вышеизложенного на сегодняшний день назрела необходимость в кардинальном пересмотре программы последипломного образования в спортивной медицине 2005 года, а именно: отделение ее от ЛФК и добавление целого ряда разделов, не учтенных в старой программе.

С введением образовательных стандартов третьего поколения образовательные учреждения России переходят

ІШ)

на компетентностную модель подготовки специалистов, и это связано с решением множества задач.

Введение компетентностного подхода потребует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и оценочных систем и серьезно затронет весь процесс подготовки специалистов. Теперь в ходе экспертизы придется оценивать не привычные знания, умения и навыки, а уровень освоения достаточно большого набора общемедицинских и профессиональных компетенций. Формирование компетенций

является производной многих факторов: содержания образования, организационно-технологических педагогических решений, методов обучения, качества системы контроля знаний, характера практик и стажировок и т.п.

К обсуждению новой программы должны быть привлечены не только спортивные врачи, но и специалисты, работающие в области спорта. Это будет способствовать качественной подготовке спортивных врачей, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.