Топоркова Ольга Викторовна
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ..
УДК 378 (520)
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В ЯПОНИИ
© 2016
Топоркова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки» Волгоградский государственный технический университет (400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки специалистов в области техники и технологий в системе высшего технического образования Японии. В результате исследования было выявлено, что ведущими центрами подготовки высококвалифицированных инженерных кадров в Японии являются университеты. Обучение в бакалавриате по техническим направлениям подготовки длится 4 года, в магистратуре - 2 года, в докторантуре - 3 года. Целью обучения в университетах Японии остается передача студентам и усвоение ими определенной системы знаний, чему способствует традиционное содержание образования, не меняющееся на протяжении нескольких десятилетий. Готовностью к профессиональной инженерной деятельности, в полной мере, обладают выпускники магистратуры в области техники и технологий. В то же время обучение в докторантуре продолжают немногие выпускники магистратуры, что объясняется высокой стоимостью обучения, возможностью продолжить исследование на рабочем месте в лучших технических и финансовых условиях, а также сложностью устройства на работу по окончании докторантуры вне академической среды. Для поддержки профессионального образования и помощи в его интернационализации был создан Японский Совет по аккредитации инженерного образования (JABEE). Анализ требований, предъявляемых к результатам обучения выпускников бакалавриата в Японии, представленных в разработанных JABEE критериях аккредитации инженерных образовательных программ, свидетельствует о важности формирования у бакалавров в области техники и технологий также и социально-личностных навыков - коммуникативных, умения работать в команде, способности к непрерывному образованию. Важное значение имеют также социальная ответственность инженера и его приверженность инженерной этике.
Ключевые слова: специалист в области техники и технологий, высшее образование, университет, Япония, бакалавр инженерного дела, магистр инженерного дела, требования к результатам обучения, JABEE.
TRAINING OF ENGINEERING SPECIALISTS IN JAPAN
© 2016
Toporkova Olga Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Foreign Languages Department Volgograd State Technical University (400005, Russia, Volgograd, Lenin Ave., 28, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the peculiarities of professional training of engineers in the system of higher education in Japan. As a result of the research it was found out that universities are the leading centres for training highly-skilled engineers in Japan. In order to get the Bachelor of Engineering Degree one has to study 4 years, training for a Master's Degree lasts 2 years, study for Ph.D. takes 3 years. The purpose of training in Japanese universities is the transfer of knowledge to students. The content of the curriculum is traditional and has not changed much for years. These are Master graduates who turn out to be fully ready for engineering activity. Only a few Master graduates continue their study to get Ph. D. The main reasons for that are high tuition fees, good possibilities for on-the-job research, and difficulties with the employment outside the academic environment. For the purpose to promote professional education and to support fostering international professionals Japanese Board for Engineering Education (JABEE) was established. The analysis of the requirements to the learning outcomes presented in JABEE Criteria for Accreditation of Engineering Education Programs at Bachelor Level shows that it is important for Bachelors of Engineering to possess not only scientific skills but also soft skills - communication skills, team work, and ability for life-long learning. Social responsibility of an engineer and their commitment to engineering ethics are also very important.
Keywords: specialist in the field of engineering and technologies, higher education, university, Japan, Bachelor of Engineering, Master of Engineering, learning outcomes requirements, JABEE.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблемы подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для инновационной деятельности обсуждаются сегодня на самом высоком государственном уровне, на законодательном уровне принят ряд решений, направленных на развитие инженерного образования [1, 2]. В настоящее время, когда в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам общества [3], обращение к опыту развития систем высшего технического образования в ведущих странах мира представляется своевременным и целесообразным.
В этой связи несомненный интерес представляет анализ опыта Японии, где, с одной стороны, система высшего образования остается одной из самых консервативных в мире, и, в то же время, именно «через реформы образования всегда происходило обновление японского общества» [4, с. 19]. Кроме того, Япония - это страна, известная своими нобелевскими лауреатами в области химии, физики, физиологии и медицины, своими передовыми технологиями и инновациями, высоким уровнем жизни населения. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой
проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы и постановка задания. Отечественными исследователями опубликован ряд работ, посвященных проблемам высшего образования в Японии [4-10 и др.]. Авторы, в частности, изучают историю развития и реформирования высшего образования в Японии (Э.В. Молодякова,
A.В. Белов и др.), рассматривают вопросы финансирования университетского образования (А.В. Белов), выявляют тенденции и определяют перспективы развития высшего образования в Японии (В.К. Бушуев,
B.О. Тимченко, И.И. Пододименко и др.), рассматривают проблемы управления качеством системы высшего образования Японии (А.В. Гугелев, А.А. Семченко, И.И. Пододименко и др.). Однако целенаправленного исследования современного состояния профессиональной подготовки специалистов в области техники и технологий в системе высшего технического образования в этой стране не проводилось. Вышеизложенное определило цель данной статьи - анализ структуры и содержания профессиональной подготовки студентов в системе высшего технического образования в Японии на современном этапе.
Ведущим методом исследования стал теоретический анализ источников - официальных документов, про-
Топоркова Ольга Викторовна ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ...
ектов и отчетов Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, Японского Совета по аккредитации инженерного образования, материалов официальных сайтов ведущих японских университетов, монографий и научных статей отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам высшего образования в Японии.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Согласно данным официального сайта Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии техническое образование в этой стране можно получить в профессиональных колледжах, в технологических колледжах, технических институтах и университетах. Обычно для поступления необходимо закончить 12-летнюю программу начальной и средней школы, включающую 9 лет обязательного среднего образования (6 лет начального обучения и 3 класса начальной средней школы) и 3 года обучения в старшей средней школе, хотя для зачисления в технологические колледжи достаточно только обязательного образования. Вместе с тем степени бакалавра, магистра и доктора можно получить только в университете. Диплом технологического колледжа рассматривается как часть высшего образования, которое может быть завершено в университете. Выпускники младших колледжей, получившие ассоциативную степень, также могут продолжить обучение в университете для получения степени бакалавра.
В настоящее время в Японии продолжительность обучения в университетах для получения степени бакалавра инженерного дела составляет 4 года. Анализ учебных планов бакалавриата ряда ведущих технических университетов Японии свидетельствует о том, что в первые два года обучения изучаемые предметы способствуют формированию у студентов фундаментальных знаний, необходимых для инженерной деятельности, в конце второго или на третьем году обучения будущий бакалавр выбирает свою специализацию. Большое внимание уделяется именно теоретической подготовке студентов.
Так, например, в Киотском университете, занимающем 91 место в рейтинге Times Higher Education University Ranking в 2016 г. и 32 место в рейтинге ARWU 2016, студенты выбирают специализацию во втором семестре второго года обучения. В таблице 1 представлен план обучения студентов бакалавриата по направлению «Химические технологии» в этом университете.
Таблица 1 - Учебный план бакалавриата по направлению «Химические технологии» в Киотском университете
Год обучения Предмет единицы
2 год обучения, Физическая химия I 2
2 семестр Неорганическая химия I 2
Основы механики жидкостей и газов 2
Математика для химических технологии I 2
Компьютерное программирование в химических технологиях 2
Технология химической реакции I 2
3 год обучения Явления переноса 2
Технология разделения жидких фаз 2
Управление процессом 2
Физическая химия II 2
Математика для химических технологий II 2
Математические методы s химических технологиях 2
Лаборатория химических технологий
Введение б науку о сохранении окружающей среды 10
Технология химической реакции II 2
Технология разделения твердых фаз
Технология тонких частиц 2
Проектирование технологических систем 2
Моделирование в химической технологии 2
Биот ехнол о пш 2
Химия и защита окружающей среды 2
Физическая химия 1П 2
Промышленная органическая химия 2
4 год обучения Безопасность б химической лаборатории 1
Проектирование процесса 2
Инженерная этика 2
Лидерство в мировой экономике (Углубленный семинар) 2
Дипломнаяработа 10
Источник: http://www.s-ic.t.kyoto-u.ac.jp/pro/en/ lecture/class
Необходимо отметить, что учебные предметы все те же, что были в 70-х годах прошлого века. Это подчеркивают и японские педагоги, отмечая, что «содержание
образования старое и слишком традиционное» [11, р. 1970]. И хотя оно и охватывает основные предметы, «с появлением новых областей научного знания и развитием нефтехимической промышленности, предметы, изучаемые в бакалавриате, должны быть изменены» [Ibid.]. В некоторых университетах в учебных планах отсутствует дипломная работа. Вместо нее студенты должны посещать дополнительные лекции по ряду предметов по специальности. Однако в большинстве японских вузов последний год обучения в бакалавриате посвящен исследовательской работе студентов.
Исследователи также отмечают, что обучение в университетах в Японии имеет целью именно усвоение студентами определенной «системы знаний», в то время как в европейских странах целью обучения является «формирование понимания», поэтому в Европе широко используется производственная преддипломная практика [12, р. 52].
Обучение в магистратуре в Японии длится 2 года. Для получения степени магистра инженерного дела обучающимся необходимо получить 30 зачетных единиц и представить и защитить магистерскую диссертацию. Т.к. курс обучения, проводимый 1,5 часа в неделю в течение двух семестров соответствует 4 кредитам, для получения 30 зачетных единиц за два года магистрам необходимо освоить не менее семи курсов. Будущие магистры, в большинстве университетов должны выбирать предметы, предлагаемые на их факультетах и кафедрах, поэтому обучение в магистратуре в Японии с первого года является узкоспециализированным. Обычно курс обучения для будущих магистров инженерного дела совмещает лекции и работу в лаборатории. Большое внимание уделяется диссертации обучающихся, т.к. при поступлении в докторантуру соискатели сдают вступительный экзамен, который основывается, главным образом, на их магистерской диссертации. Все предметы в магистратуре делятся на обязательные, составляющие основу учебного плана; профилирующие, которые могут быть как предметами по выбору, так и обязательными для изучения; второстепенные предметы, не относящиеся непосредственно к специализации магистранта; исследовательские предметы, к которым относится магистерская диссертация, которая, хотя и является обязательной для получения степени магистра, не ведет к получению зачетных единиц; исследовательская дипломная практика; прочие предметы, одобренные научным руководителем и изучаемые на других факультетах или в других университетах.
Несмотря на то, что, как уже было отмечено, обучение в магистратуре длится 2 года, возможно как увеличение этого срока (но не более, чем до 4 лет) для работы над магистерской диссертацией, так и уменьшение до 1 года для обучающихся, продемонстрировавших выдающиеся результаты.
Обучение в докторантуре в Японии длится 3 года. Обычно для поступления необходимо иметь степень магистра по соответствующей специальности, высокий средний балл в дипломе, хорошую публикационную активность, свидетельствующую о большом исследовательском потенциале соискателя. В некоторых университетах в докторантуру не зачисляют соискателей моложе определенного возраста (например, в университете Токио, где одним из требований к докторантам является возраст не моложе 24 лет). В некоторых университетах могут также потребоваться рекомендации и сдача вступительных экзаменов. После зачисления докторанту назначается научный руководитель, который утверждает тему диссертационного исследования, проводит консультации совместно с назначенными им соруководи-телями. Для получения степени доктора инженерного дела докторант, в большинстве случаев, должен освоить углубленный курс обучения общей трудоемкостью 10 зачетных единиц по обязательным дисциплинам (4 з.е.) и предметам по выбору (6 и более з.е.), опубликовать не
Топоркова Ольга Викторовна педагогические
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ... науки
менее двух статей в рецензируемых журналах, при этом быть первым автором хотя бы в одной из них, подготовить и защитить диссертацию. В каждом университете и на каждом факультете имеются собственные требования к докторантам и проводимому ими исследованию. Вместе с тем основные положения в них совпадают. Для примера приведем требования к докторской диссертации, предъявляемые в докторантуре университета Хоккайдо, входящему в 500 лучших университетов мира согласно рейтингу THE в 2016 г и в 200 лучших университетов согласно рейтингу ARWU 2016, на факультете химических наук и технологий:
1. Общие требования: докторская диссертация должна обладать существенной научной значимостью и продемонстрировать творческий потенциал соискателя; написана соискателем самостоятельно и не нарушать прав других сторон; основываться на исследовании, проведенном согласно Кодексу поведения ученых университета Хоккайдо.
2. Структура диссертации: диссертация должна иметь соответствующее название; методологическую основу, четкие исследовательские задачи; описание методов исследования, соответствующих исследовательским задачам; результаты, представленные надлежащим образом с использованием диаграмм и рисунков; дискуссию, основывающуюся на результатах; выводы, соответствующие задачам исследования; необходимые ссылки и структурированное изложение всего вышеизложенного в главах.
3. Содержание диссертации: необходимо признание научной значимости в исследуемой области знаний на международном уровне; выбор темы исследования и соответствующих методов должен основываться на имеющихся исследованиях, творчески представленных; сбор и обработка данных, соответствующих выбранной теме и методам исследования; содержать объяснение процесса исследования; включать анализ данных и объяснение содержания представленных таблиц и диаграмм; иметь согласованную логическую структуру и содержание; быть выполненной на высоком качественном уровне
[13].
Здесь целесообразно заметить, что данные требования, по большей части, совпадают с критериями, которым должны отвечать диссертации на соискание ученой степени кандидата наук «Положения о присуждении ученых степеней», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. [14]
Всего в японских университетах по инженерным специальностям в 2012 г. обучалось 390532 студента, что составило 15,2 % от общего числа обучающихся на программах бакалавриата [15]. В то же время количество обучающихся в магистратуре по инженерным специальностям в том же году составило 41,8 % от общего числа магистрантов или 70614 человек [Ibid]. Очевидно, увеличение доли обучающихся в магистратуре свидетельствует о важности продолжения обучения для инженерно-технических кадров в Японии. Это подтверждается и тем фактом, что количество заявлений для поступления в магистратуру по инженерно-техническим направлениям превышает количество мест, выделяемых министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (MEXT), в то время как выделенные министерством места по гуманитарным и социальным наукам остаются незаполненными [16]. В то же время доля инженеров, продолжающих обучение в докторантуре, существенно ниже и составляла в 2012 г. 18,5 % (11500 чел.) от общего числа докторантов в японских университетах [15]. Причины этого японские исследователи видят как в недостаточной финансовой поддержке докторантов, которые вынуждены брать займы на обучение, так и в принятой в Японии практике пожизненного найма, которая подразумевает организацию корпоративного обучения новых работников [11, p.1970]. 274
Таким образом, многие выпускники программ магистратуры в области техники и технологий предпочитают продолжать обучение на рабочем месте и получать в то же время заработную плату вместо оплаты обучения в докторантуре. Кроме того для магистров инженерного дела, работающих в промышленных отраслях, имеется возможность продолжения исследований в более благоприятных условиях, т.к. частные компании, в которых они работают, имеют лучшее оборудование и финансирование по сравнению с университетами [16, p. 310]. Японские университеты пытаются изменить сложившуюся ситуацию, организуя специальные фонды для поддержки докторантов, но средства этих фондов ограничены и не способны привести к кардинальным изменениям [11, р.1970]. Исследователи указывают еще одну возможную причину отсутствия интереса инженеров к обучению в докторантуре - в Японии работодатели, как правило, не заинтересованы в наличии докторской степени у своих работников, считая обладателей такой степени узкими специалистами, неспособными адаптироваться на рабочем месте. Поэтому в большинстве случаев для выпускников докторантуры открытой остается только академическая карьера в университете.
Качество высшего технического образования Японии гарантируется следующими ключевыми элементами системы обеспечения качества высшего образования в этой стране: Стандартами для основания университета - SEU (Standards for Establishing University), Системой одобрения основания вузов - EAS (Establishment-Approval System), системой обеспечения качества и аккредитации - QAAS (Quality Assurance and Accreditation System). [16]. Они составляют Базовую структуру обеспечения качества высшего образования Японии (Quality Assurance Framework of Higher Education in Japan). Кроме того, с 1999 г. качество высшего технического образования также контролируется JABEE - Японским Советом по аккредитации инженерного образования (Japanese Board for Engineering Education). Данный Совет был основан для поддержки профессионального образования и его интернационализации. Аккредитация образовательных программ осуществляется Советом согласно критериям, разработанным в соответствии с положениями следующих соглашений:
- для инженерно-технических программ -Вашингтонского соглашения (Washington Accord), в рамках которого JABEE представляет Японию с 2005 г.;
- для программ в области программирования и вычислительной техники - Сеульского соглашения (Seoul Accord), одним из членов-основателей которого является JABEE;
- для образовательных программ в области архитектуры - Международного Союза архитекторов и строителей ЮНЕСКО [18].
В рамках данной статьи рассмотрим требования к результатам обучения выпускников программ бакалавриата в области техники и технологий, представленные в «Общих критериях Японского Совета по аккредитации инженерного образования» [19]. Согласно указанным требованиям, выпускники программ бакалавриата в области техники и технологий должны: 1) приобретать способность междисциплинарного мышления и знания глобальной перспективы, в том числе знание различных культур и обществ и умение принимать решения, исходя из этих знаний; 2) обладать пониманием влияния, которое оказывает инженерная профессиональная деятельность на общество и окружающую среду, а также профессиональной ответственностью инженеров перед обществом, в том числе понимание влияния технологий в соответствующей инженерной области на общественное благосостояние, безопасность окружающей среды и экоустойчивое развитие, понимание профессиональной этики; 3) обладать знанием математики и естественных наук, необходимых в соответствующей области инженерной деятельности, а также умением их применять;
Топоркова Ольга Викторовна
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ...
4) обладать знаниями в области специализации и умением их применять на практике, в том числе, умение использовать вычислительную технику и необходимые программы; 5) приобретать способность проектировать и принимать решения в соответствии с потребностями общества, используя знания различных наук, технологий и информации; 6) обладать сформированными коммуникативными навыками, включая устную и письменную речь, навыками ведения дискуссии, в том числе базовые навыки общения на английском языке; 7) обладать способностью самостоятельного обучения и обучения в течение всей жизни; 8) приобретать способность решать поставленные задачи в условиях заданных ограничений, в том числе временных и денежных; 9) обладать умением работы в команде [Ibid.].
Необходимо отметить, что указанные требования соответствуют нескольким разделам, представленным в Вашингтонском соглашении, но не охватывают их полностью. В них отсутствуют требования к исследовательским навыкам выпускников, использованию современных инструментов, индивидуальной работе, управлению проектами и финансированию [ср. 20]. Следовательно, бакалавры в области техники и технологий в Японии не в полной мере обладают готовностью к инженерной деятельности, что также свидетельствует о важности для выпускников программ бакалавриата японских университетов продолжать обучение в магистратуре.
Выводы исследования. Таким образом, центрами подготовки высококвалифицированных инженерных кадров в Японии являются университеты. В полной мере готовностью к профессиональной инженерной деятельности обладают выпускники магистратуры в области техники и технологий, в то время как обучение в докторантуре продолжают, главным образом, те специалисты, которые собираются работать в академической среде. Целью обучения в университетах Японии остается передача студентам и усвоение ими определенной системы знаний, в отличие от европейских стран, где целью обучения является развитие понимания. В то же время анализ требований, предъявляемых к результатам обучения выпускников бакалавриата в Японии, свидетельствует о необходимости формирования у бакалавров в области техники и технологий также и социально-личностных навыков - коммуникативных, умения работать в команде, способности к непрерывному образованию. Важное значение имеют также социальная ответственность инженера и его приверженность инженерной этике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию 23 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kremlin. ru/transcripts/45962 (дата обращения 03.03.2015).
2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Развитие инженерного образования. Проект. http://минобрнауки.рф/projects/развитие-инженерного-образования
3. Министерство экономического развития Российской Федерации. Основные направления деятельности в сферах образования и культуры. http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/ecoSocSphere/department/ doc201001121749 (
4. Веревкин Л.П. Система высшего образования в Японии // Царскосельские чтения. 2010. №XIV С.19-25.
5. Белов А.В. Основные направления реформы университетов Японии // Япония. Ежегодник. 2014. №43 С.88-108.
6. Бушуев В.К., Тимченко В.О. Современное состояние системы высшего образования в Японии / Организационные структуры «Экономики знаний». Сб. науч. тр. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям. М., 2010. С. 146-152.
7. Гугелев А.В., Семченко А.А. Упраление качеством в системе высшего образования Японии // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2. С.
65-71.
8. Молодякова Э.В. система образования в Японии и ее перманентное реформирование // Ежегодник Российского образовательного законодательства. 2006. № 1. С.156-187.
9. Петиненко И.А., Ткач А.А. Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. №2 (18) С.174-178.
10. Пододименко И.И. Перспективы современных тенденций и приоритетных направлений развития высшего образования в Японии // Вестник ЧГПУ. 2013. №4 С.168-176.
11. Hasebe, S., Ohshima, M., & Mae, K. (2012). Chemical engineering in Japan. AIChE Journal, 58(7), 19681978. doi:10.1002/aic.13849
12. Sato T. International Cooperative Activities for the Engineering Education between Otto-von-Guericke University Magdeburg, Germany and Niigata University, Japan // Journal of Engineering Education Research. 2010. Vol. 13, No. 5. P. 49-54. Available at: http://www.eeic. or.kr/files/report/KHKOCH_ 2010_v13n5_49.pdf (Date of Access 14.10.16).
13. Hokkaido University Graduate School of Chemical Sciences and Engineering. Doctoral Dissertation Assessment Criteria. [Electronic Resource]. Available at: http://www.cse. hokudai.ac.jp/english/wp-content/uploads/sites/2/2015/03/ AC_e.pdf (Date of Access 14.10.16).
14. Правительство Российской Федерации. Постановление от 24 сентября 2013 г. № 842. О порядке присуждения ученых степеней. [Electronic Resource]. Available at: http://government.ru/media/ files/41d4925efff87b74f22e.pdf (Date of Access 14.10.16).
15. MEXTa. Statistical Abstract 2012 Edition 1.9 Universities and Junior Colleges [Electronic Resource]. Available at http://www.mext.go.jp/en/publication/statistics/ title02/detail02/1373649.htm (Date of Access 14.10.16).
16. Clark, Burton R. The Research Foundations of Graduate Education: Germany, Britain, France, United States, Japan University of California Press Books, 1993. https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=o_ bnKr1RDcgC&oi=fnd&pg=PA299&dq=graduatestudy+in +japan&ots=A47BzPQe 1 C&sig=KUUbrQvvxv3 3 hs6L-gL 7SHqQZdQ&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (Date of Access 14.10.16)
17. MEXTb Quality Assurance Framework of Higher Education in Japan. [Electronic Resource]. Available at: http://www.mext.go.jp/en/policy/education/highered/ti-tle02/detail02/1373877.htm (Date of Access 14.10.16).
18. JABEE. Официальный сайт. http://www.jabee.org/ english/
19. JABEE Criteria Guide for Accreditation of Engineering Education Programs at Bachelor Level in the years 2012-. Available at: http://www.jabee.org/eng-lish/evaluation_accreditation/documents/ (Date of Access 14.10.16).
20. Graduate Attributes and Professional Competencies 2013 [Electronic resource]. Available at http://www.ieagree-ments.org/IEA-Grad-Attr-Prof-Competencies.pdf (Date of Access 14.10.16).