Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в области социальной работы в Дании (из опыта академической мобильности НВГУ и UC Syd)'

Подготовка специалистов в области социальной работы в Дании (из опыта академической мобильности НВГУ и UC Syd) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МИРОВОЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бауэр Е. А., Neigaard M.

Социальная работа как сфера профессиональной деятельности формируется в Европе к середине XX столетия, но процесс накопления опыта различных государств не способствовал появлению единых требований к организации, уровню и требованиям подготовки специалистов по социальной работе. В отечественной системе подготовки кадров данное направление обучения бакалавров относительно новый самостоятельный вид деятельности (с 1991 г.), который нуждается в содержательном наполнении теоретическими разработками и практическими рекомендациями коллег со всего мира. В данных условиях принцип академической мобильности позволяет обогатить современную систему подготовки квалифицированных кадров и расширить представление о структуре зарубежного профессионального образования, а также технологиях, подходах и формах обучения будущих специалистов. Авторами показано, что многообразные аспекты профессиональной подготовки студентов в области социальной работы разных стран находятся в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей; определены две группы источников данной проблемы. В статье описан практический опыт академической мобильности студентов и преподавателей ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» и Университетского колледжа Южной Дании. На основе анализа нормативных документов и статистических данных, наблюдения, проведенных бесед, дискуссий и семинаров сформировано представление об организации системы подготовки специалистов в области социальной работы в Дании. Материалы могут представлять интерес для студентов в процессе обучения по специальности «Социальная работа» в рамках изучения дисциплин «Зарубежный опыт социальной работы», «Основы социального образования»; для преподавателей в процессе работы над совершенствованием учебных планов подготовки бакалавров; для специалистов учреждений в ходе организации практик студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бауэр Е. А., Neigaard M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в области социальной работы в Дании (из опыта академической мобильности НВГУ и UC Syd)»

УДК 378.14:364 Е.А. Бауэр

Нижневартовск, Россия

М. Neigaard

Обенро, Дания

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДАНИИ (ИЗ ОПЫТА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ НВГУ И UC SYD)

Аннотация. Социальная работа как сфера профессиональной деятельности формируется в Европе к середине XX столетия, но процесс накопления опыта различных государств не способствовал появлению единых требований к организации, уровню и требованиям подготовки специалистов по социальной работе. В отечественной системе подготовки кадров данное направление обучения бакалавров - относительно новый самостоятельный вид деятельности (с 1991 г.), который нуждается в содержательном наполнении теоретическими разработками и практическими рекомендациями коллег со всего мира. В данных условиях принцип академической мобильности позволяет обогатить современную систему подготовки квалифицированных кадров и расширить представление о структуре зарубежного профессионального образования, а также технологиях, подходах и формах обучения будущих специалистов.

Авторами показано, что многообразные аспекты профессиональной подготовки студентов в области социальной работы разных стран находятся в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей; определены две группы источников данной проблемы. В статье описан практический опыт академической мобильности студентов и преподавателей ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» и Университетского колледжа Южной Дании. На основе анализа нормативных документов и статистических данных, наблюдения, проведенных бесед, дискуссий и семинаров сформировано представление об организации системы подготовки специалистов в области социальной работы в Дании.

Материалы могут представлять интерес для студентов в процессе обучения по специальности «Социальная работа» в рамках изучения дисциплин «Зарубежный опыт социальной работы», «Основы социального образования»; для преподавателей в процессе работы над совершенствованием учебных планов подготовки бакалавров; для специалистов учреждений в ходе организации практик студентов.

Ключевые слова: профессиональное образование; социальная работа; модели социальной работы; академическая мобильность; мировой опыт социальной работы; подготовка специалистов по социальной работе за рубежом.

Сведения об авторах: Елена Александровна Бауэр1, кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования; MineaNeigaard2, старший преподаватель кафедры социального образования.

Место работы: Нижневартовский государственный университет1; кампус Обенро Университетского колледжа Южной Дании (Дания)2.

Контактная информация:1628600, Россия, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56; тел.: 8(3466)45-10-42, е-таП: [email protected]; 2Дания, г. Обенро; тел.: +45 7266 5648, е-mail:[email protected].

Одним из ведущих принципов профессиональной подготовки современного студента в вузе является принцип академической мобильности. Обращение к мировой практике посредством академической мобильности позволяет обогатить современную систему подготовки квалифицированных кадров и расширить представление о структуре зарубежного профессионального образования, а также технологиях, подходах и формах обучения будущих специалистов.

С 2013 г. ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (далее - НВГУ) и Университетский колледж Южной Дании (University College South Denmark - далее UCSYD) имеют успешный опыт международного сотрудничества по направлению индивидуальной мобильности студентов и преподава-

телей. Вуз-партнер является ведущим учреждением в сфере подготовки специалистов в области социальной работы, а также в таких сферах, как образование, электронное обучение, медицина, графические коммуникации и др. Ежегодный обмен студентами и преподавателями, анализ официальных документов и практической деятельности, опыт преподавания позволили проанализировать структуру и порядок подготовки специалистов в области социальной работы в Дании на примере деятельности UCSYD (кампусов в городах Эсбьерг, Хадерс-лев, Обенро).

В середине прошлого столетия специальные резолюции ООН утверждают социальную работу профессиональной деятельностью. С этого времени начинается процесс формирова-

ния различных практик обучения в данной области.

В отечественной системе подготовки кадров направление подготовки специалистов по социальной работе - относительно новый самостоятельный вид деятельности. 23 апреля 1991 г. квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был дополнен квалификационной характеристикой «Специалист по социальной работе» (Постановление Госкомтруда СССР от 23.04.1991 г. № 92 «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе»), а 7 августа того же года введена новая специальность - «Социальная работа» (Приказ Гособразования СССР от 07.08.1991 г. № 376 «Об открытии специальности "Социальная работа"»). С этого времени «создавались фундаментальные основания современного социального образования» (Топчий 2011). Опыт более чем четверти века позволяет, с одной стороны, систематизировать знания профессионального сообщества в мультидис-циплинарной области, с другой стороны, ставит своевременный вопрос о соотношении подходов профессиональной подготовки в России и других государствах.

Обращение к зарубежному опыту подготовки специалистов в области социальной работы обусловлено целым рядом причин: во-первых, недостаточным освещением вопроса в отечественной научной литературе; во-вторых, выявлением отличительных особенностей системы подготовки студентов других государств; в-третьих, необходимостью проведения сравнительных исследований в данной области.

Действительно, многообразные аспекты профессиональной подготовки студентов в сфере социальной работы разных стран находятся в поле зрения отечественных и зарубежных авторов (Бауэр 2018).

К первой группе источников относим широкий круг российских публикаций, посвященных изучению подготовки бакалавров социальной работы за рубежом. Так, Е.Н. Львова, например, обобщает большой пласт теоретических исследований и практического опыта Индии, Великобритании, Австралии, США, стран Западной Европы за последние двадцать лет. В ходе исследования автором выделены четыре основные модели подготовки специалистов, каждая из которых демонстрирует особый подход к формированию практических умений,

полученных в ходе включения студентов в непосредственную деятельность: модель личностного роста, «ученическая» модель, управленческая модель и модель структурированного обучения (Львова 2011). Е.Н. Львова подчеркивает, что элементы каждой из них могут быть включены в практику отечественной системы подготовки специалистов, и с этим выводом сложно не согласиться. В учебном пособии Н.М. Платоновой представлены современные подходы к анализу международного опыта обучения социальной работе (Платонова 2013). В монографии К.М. Оганяна проанализирован обширный международный опыт социальной работы, в том числе затронуты проблемы подготовки студентов в данной отрасли (Оганян 2016). Подводя итоги многолетних стажировок (в Стокгольмском университете - Высшей школе социальной работы; Государственном университете Франкфурта-на-Майне; Французском университете им. Б. Паскаля; Датском копенгагенском университете и Хельсинском университете), автор описывает важную роль международных ассоциаций, центров социального сотрудничества в процессе обучения специалистов. В.В. Богатов в ходе описания студенческой практики обмена опытом социальной работы по защите детей и молодежи Израиля констатирует, что приоритет в социальной работе в этой стране принадлежит общественным организациям, при этом «профессиональная подготовка социальных работников, а также их практическая деятельность базируется на навыках психологической и психокоррекци-онной работы» (Богатов 2016).

Вторую группу источников составляют немногочисленные работы отечественных и европейских ученых о системе социальной подготовки в Дании по сравнению с другими странами. В этой связи интересно содержание совместной статьи С. Юлиусдоттира (профессора Университета Исландии) и Я. Петерссона (доцента Университета Калмар и Ваксьё, Швеция), в которой проанализирована практика подготовки будущих специалистов по социальной работе стран Северной Европы - Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии (Юлиусдоттир, Петерссон 2004). В 2004 г. авторы писали о значительных различиях в подготовке студентов этих государств и пришли к выводу об отсутствии единых образовательных подходов, в то же время они определили две основные модели образования: специализированной практики и ориентированной на исследования, которые могли бы составить одну идеализированную модель

подготовки социальных работников - модель интегрированной практики (Юлиусдоттир, Пе-терссон 2004: 408-409).

Как отмечают авторы, подготовка по социальной работе в Дании, как и в Норвегии, развивалась без взаимосвязи с академическим сообществом, но опиралась в большей степени на формирование практических умений, необходимых для решения профессиональных задач (Юлиусдоттир, Петерссон 2004: 410). В статье А.Ю. Лукьянова (доцента Университетского Колледжа Абсалон г. Роскилде Королевства Дания) представлен обзор становления профессиональной социальной работы во взаимосвязи со становлением системы социальной защиты (Лукьянов 2014). С точки зрения автора, современная концепция социальной работы переориентирована «на превенцию, более раннее вмешательство, внедрение научных методов социальной работы и проведение регулярного мониторинга социальных программ» (Лукьянов 2014:6). Е.А. Морозов акцентирует внимание на проблеме практической подготовки будущих специалистов социальной сферы. Сравнивая соотношение теоретической и практической части подготовки в России и ряде стран - Венгрии, Швейцарии, Германии, Великобритании,

Дании - автор констатирует, что доля практической работы в учреждениях достаточно велика и составляет до одной трети от всего времени обучения (Морозов 2011: 153). Совместный труд Н.Л. Жмакиной, И.С. Телегиной (Россия) и Мартина Х. Брунсгаарда (Дания) проливает свет на организацию практики студентов в двух странах (Жмакина, Телегина, Брунсгаард 2018). С опорой на специализацию и целевые компетенции авторами разработан план производственной педагогической практики для датских студентов в период их обучения в России.

Современная стратегия Европейского Союза «Европа 2020» направлена на обеспечение высокого уровня занятости, производительности и социальной сплоченности в государствах-членах при одновременном снижении воздействия на природную среду. По прогнозам, к 2020 г. не менее 40% лиц в возрасте 30-34 лет должны иметь высшее образование (Europe 2020 strategy). При этом, по официальным данным, количество студентов в странах Европейского Союза за 10 лет увеличилось примерно со 108 миллионов в 2006 г. до 111 миллионов в 2016 г., расходы за тот же период на одного студента оставались в целом постоянными(Educatюn and Training Monitor 2018: 91).

Модель интегрированной практики

Социальные науки Социальная работа

Практика - Дания

— Норвегия

Исследования - Финляндия

- Исландия

- Швеция

Рис. 1. Модель идеализированной практики подготовки специалистов по социальной работе

Рис. 2. Число студентов Европейского Союза (в миллионах) и расходы на их содержание (в евро)

В тот же период времени в Дании, по данным Статистического Управления, количество студентов в стране, обучающихся по программам бакалавриата, ежегодно незначительно, но все же снижается (Statistics Denmark. Education and knowledge).

Со слов Мартина Х. Брунсгаарда, старшего преподавателя и международного координатора кафедры социального образования UCSYD, в кампусе г. Обенро в 2017-2018 учебном году обучалось 1318 студентов в рамках социального направления, из них 735 уча-

щихся - в системе социального образования, 243 студента - по социальной работе, 340 студентов по сестринскому делу; из них 74% женщин и 26% мужчин; 80% обучающихся являются жителями Дании и 20% - Германии. Средний возраст студентов, начинающих обучение, равен 25 годам.

В университетском колледже подготовка в области социальной работы реализуется по программе высшего образования первого цикла (Undervisnings Vinisteriet. Det ordin^re uddan-nelsessystem). UCSYD в своей деятельности руководствуется Программой профессионального бакалавриата по социальной работе в соответствии с приказом Министерства образования (Bekendtg0relse om uddannelse til professionsbachelor som socialrádgiver). Общий объем программы составляет 210 зачетных единиц (далее - ЗЕ), при этом обязательные учебные

Количество студентов, обучающ1 на 01 октября

модули программы имеют следующее содержание (таблица 2).

В содержание обязательных учебных модулей включена специализация в одной из областей (обязательные части программы):

- Социально-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями и молодежью (5 ЗЕ);

- Социально-воспитательная работа в сфере занятости (5 ЗЕ);

- Межпрофессиональное содержание социальной работы (15 ЗЕ).

Другие элементы программы распределены следующим образом (таблица 3).

Учебный план позволяет распределить изучение тем по годам обучения, семестрам и ЗЕ(ТШ^ til studieordningens institutionelle del for Socialrädgiveruddannelsen ved UC SYD).

Таблица 1

ся на программах бакалавриата 2013-2017 гг.

Количество студентов 2013 2014 2015 2016 2017

Программы бакалавриата 81 189 81 579 81 219 78 625 77 664

Таблица 2

Распределение кредитов программы подготовки специалистов по социальной работе

№ п/п Сфера изучения Количество ЗЕ

1 Теории, методы и этические основы в социальной работе 35

2 Личность в обществе, развитие человека и социальные отношения 20

3 Социальные проблемы, безработица и жизненные обстоятельства 20

4 Политика социального обеспечения и правового регулирования социальной работы 20

5 Организационные и экономические основы социальной работы 20

6 Оценка, развитие и обеспечение качества социальной работы 15

Итого 130

Таблица 3

Иные элементы программы подготовки специалистов по социальной работе

№ п/п Сфера изучения Количество ЗЕ

1 Стажировка 30

2 Факультативный модуль А или В 15

3 Другие факультативные модули 15

4 Бакалаврский проект 20

Итого 80

Таблица 4

Учебный план подготовки специалистов по социальной работе

Год обучения Семестр Тема модуля Количество ЗЕ

1 1 Социальные проблемы и практика социальной работы (модуль 1) 15

Социальная работа, развитие, структура и практика (модуль 2) 15

2 Социальная работа с детьми с ОВЗ и молодежью. Инвалиды и работа с семьей (модуль 3) 15

Социальная работа с взрослыми-инвалидами (модуль 4) 15

2 3 Социальная работа с детьми с ОВЗ и молодежью (модуль 5) 15

Организация и практика социальной работы (модуль 6) 15

4 Стажировка (модуль 7) 30

3 5 Социальная работа в межпрофессиональной и межотраслевой сферах. Социальное партнерство (модуль 8) 15

Социальная работа - обеспечение качества, оценка и совершенствование практики (модуль 9) 15

6 Факультативный модуль А или В (модуль 10) 15

Факультативный модуль С или D или другой факультативный модуль (модуль 11) 15

4 7 Социальная работа как основа знаний и развития (модуль 12) 10

Бакалаврский проект (модуль 13) 20

Так, в период краткосрочной стажировки в UCSYD автором была прочитана лекция на тему «Опыт работы с детьми-инвалидами и их семьями в России (на примере региона Ханты-Мансийский автономный округ - Югра» в рамках специализированного модуля 9 А «Семья и дети» (кампус в г. Эсбьерг).

В целом обучение студентов выстроено таким образом, что основные профессиональные компетенции формируются в первый год и 3 месяца; специализация составляет 2 года и 3 месяца. Таким образом, в течение трех с половиной лет обучения обучающийся получает профессиональную степень бакалавра, что дает возможность продолжить образование в магистратуре и аспирантуре.

Особое место отводится практической подготовке, организованной по четырем периодам:

1) первый вид практики длится 7 недель во втором семестре;

2) второй вид практики - 6 месяцев в период обучения в 3-4 семестрах;

3) третий вид практики - 6 месяцев в период обучения в 5-6 семестрах;

4) четвертый вид практики, куда входит процесс подготовки бакалаврского проекта- 34 недели.

Тема выпускной работы бакалавра должна быть актуальной проблемой для социальной работы с точки зрения теории и практики, проблемное поле одобрено учебным заведением. В проекте бакалавра студент должен продемонстрировать умение использовать обширную базу знаний, полученных в процессе обучения, с опорой на академические методы работы. Студент может работать над бакалаврским проектом в частной, общественной или государственной компании.

Как правило, большая часть бакалавров-специалистов трудоустраивается в государственном секторе - государственной администрации, центрах занятости, больницах, социаль-

ных учреждениях, тюрьмах, проектах социального жилья, в то же время имеется возможность найти работу на базе негосударственных учреждений.

Результатом обучения по программе становятся знания, умения и следующие компетенции:

1) установление и поддержание профессиональных отношений с гражданами, в том числе взаимодействие и сотрудничество с различными целевыми группами;

2) учет основ социальной политики для решения социальных или трудовых проблем;

3) работа с противоречивыми требованиями и ожиданиями граждан, различных групп специалистов и партнеров, консультирование и разработка рекомендаций в области социальной политики;

4) определение социальных льгот с учетом привлечения собственных ресурсов гражданина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) самостоятельное осуществление и координация проектов сотрудничества;

6) распознавание собственных потребностей в обучении и структурирование знаний применительно к профессии (Bekendtg0relse om uddannelse til professionsbachelor som so-cialrádgiver).

Анализируя организацию подготовки специалистов в области социальной работы в Дании на примере UCSYD, отмечаем существенные различия: в системах подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы по вопросам национальных требований к осуществлению обучения; в длительности и времени прохождения практики; в возможностях трудоустройства; в длительности обучения; в количестве освоенных зачетных единиц и др. В то же время социальная работа как профессия определяет единые морально-этические требования к будущему специалисту вне зависимости от страны его проживания; обязательны прочные знания в области нормативно-

правового обеспечения профессии и умения их рить круг источников по данной проблеме;

использовать; выбранная проблема итоговой обогащает практический опыт отечественных

работы бакалавра должна носить актуальный специалистов, задействованных в процессе пе-

характер, быть изучена с использованием ака- редачи знаний; дает возможность студентам

демических методов исследования. двух стран соотнести преимущества и сложно-

Таким образом, обращение к современ- сти обучения; формирует представление о не-

ной мировой практике подготовки специали- изменных требованиях к профессии во всем

стов по социальной работе позволяет расши- мире.

ЛИТЕРАТУРА

Бауэр Е.А. 2018. Отражение зарубежного опыта социальной работы в публикациях отечественных исследователей // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (г. Тюмень, 8 февраля 2018). Стерлитамак, 105-107.

Богатое В.В. 2016. Студенческая практика обмена опытом социальной работы с детьми и молодежью за рубежом // Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях: Сборник статей III Региональной межвузовской научно-практической конференции. М., 217-220.

Жмакина Н.Л., Телегина И.С., Брунсгаард М.Х. 2008. Организация производственной практики студентов Университетского колледжа Южной Дании (Дания) в рамках академической мобильности // Вестник Нижневартовского государственного университета 2, 21-27.

Львова Е.Н. 2011. Современные концепции и модели профессионально-практического обучения социальной работе в России и за рубежом // Симбирский научный вестник 1, 102-107.

Лукьянов А.Ю. 2014. Система социальной защиты и профессиональной социальной работы в Дании: краткий исторический обзор // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии 14(14), 6.

Морозов E.A. 2011. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета 4(106), 151-155.

Оганян К.М. 2016. Социальная работа за рубежом: международный опыт и шведская модель: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: СПбГЭУ.

Платонова Н.М. 2013. Основы социального образования: Учебное пособие. СПб.: СПбГИПСР.

Постановление Госкомтруда СССР от 23.04.1991 № 92 «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 18715#02423733871010898 (2018. 25 дек.)

Приказ Гособразования СССР от 07.08.1991 №376 «Об открытии специальности «Социальная работа». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=34029#05504263645655767 (2018. 25 дек.)

Топчий Л.В. 2011. К вопросу об истории становления образования в области социальной работы: мифы и реальность // Отечественный журнал социальной работы 4, 43-49.

Юлиусдоттир С., Петерссон Я. 2004. Общие стандарты по образованию в области социальной работы в странах Северной Европы: к постановке проблемы // Журнал исследований социальной политики. Т. 2. № 3, 399-420.

Bekendtg0relse om uddannelse til professionsbachelor somsocialrädgiver. URL: https ://www. retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id= 137840#K1 (2018. 25дек.)

Education and Training Monitor 2018. URL: http://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/volume-1-2018-education-and-training-monitor-country-analysis.pdf) (2018. 25 дек.)

Europe 2020 strategy. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/economic-and-fiscal-policy-coordination/eu-economic-governance-monitoring-prevention-correction/european-semester/framework/europe-2020-strategy_en(2018. 25 дек.)

Statistics Denmark. Education and knowledge. URL: http://www.statbank.dk/statbank5a/default.asp? w=1920(2018. 25 дек.)

Tillsg til studieordningens institutionelle del for Socialrädgiveruddannelsen ved UC SYD. URL: https://www.ucsyd.dk/files/inline-

files/Tillsg%20til%20studieordningens%20institutionelle%20del%20for%20socialraadgiveruddannelsen%20ved% 20UC%20SYD.pdf (2018. 25 дек.)

Undervisnings Vinisteriet. URL: Detordinsreuddannelsessystemhttps://www.uvm.dk/uddannelsessystemet/ overblik-over-det-danske-uddannelsessystem/det-ordinaere-uddannelsessystem (2018. 25 дек.)

REFERENCES

Bauer E.A. 2018. Otrazhenie zarubezhnogo opyta social'noj raboty v publikacijah otechestvennyh issledovatelej [Reflection of social work foreign experience in domestic researchers' publications]. In: Edinstvo i identichnost'

nauki: problemy i puti reshenija: Sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Unity and identity of science: problems and solutions: Proceedings of the International research conference] (Tumen, Feb 8, 2018). P. 105-107. Sterlitamak. (In Russian).

Bogatov V.V. 2016. Studencheskaja praktika obmena opytom social'noj raboty s det'mi i molodezh'ju za rubez-hom [Student practice of sharing experience of social work with children and youth abroad]. In: Nauchno-metodicheskie podhody k formirovaniju obrazovatel'nyh programmem podgotovki kadrov v sovremennyh uslovijah: Sbornik statej III Regional'noj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Scientific and methodological approaches to the formation of educational training programs in modern conditions: Proceedings of the III regional research conference]. P. 217-220. Moscow. (In Russian).

Zhmakina N.L., Telegina I.S., BrunsgaardM.H. 2008. Organizacija proizvodstvennoj praktiki studentov Univer-sitetskogo kolledzha Juzhnoj Danii (Danija) v ramkah akademicheskoj mobil'nosti [Internship organization for students of the University College of Southern Denmark (Denmark) as part of academic mobility]. In: Vestnik Nizhne-vartovskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Nizhnevartovsk State University]. Vol. 2. P. 21-27. (In Russian).

L'vova E.N. 2011. Sovremennye koncepcii i modeli professional'no-prakticheskogo obuchenija social'noj rabote v Rossii i za rubezhom [Modern concepts and models of professional and practical training in social work in Russia and abroad]. In: Simbirskij nauchnyj vestnik. [Simbirsk scientific Bulletin ]. Vol. 1. P. 102-107. (In Russian).

Lukjanov A. U. 2014. Sistema social'noj zashhity i professional'noj social'noj raboty v Danii: kratkij istoricheskij obzor [The system of social welfare and professional social work in Denmark: a brief historical overview]. In: Vestnik Vostochno-Sibirskoj otkrytoj akademii. [Bulletin of the East Siberian Open Academy]. Vol. 14(14). P. 6. (In Russian).

Morozov E.A. 2011. K voprosu o prakticheskoj podgotovke specialistov po social'noj rabote [On the issue of specialists' practical training in social work]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. Vol. 4(106). P. 151-155. (In Russian).

Oganyan K.M. 2016. Social'naja rabota za rubezhom: mezhdunarodnyj opyt i shvedskaja model': Monografija [Social work abroad: international experience and the Swedish model: Monograph ]. Saint Petersburg: SPbGEU. (In Russian).

Platonova N.M. 2013. Osnovy social'nogo obrazovanija: Uchebnoe posobie. [The foundations of social education: Training manual]. Saint Petersburg: SPbGIPSR. (In Russian).

Postanovlenie Goskomtruda SSSR ot 23.04.1991 № 92 «O dopolnenii Kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih i ob ustanovlenii dolzhnostnyh okladov specialistov po social'noj rabote» [Resolution of the State Labor Committee of the USSR of 23.04.1991 № 92 "On the addition of the Qualification directory of positions of managers, specialists and employees and the establishment of salaries of specialists in social work."]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&base=ESU&n= 18715#02423733871010898 (25.12.2018). (In Russian).

Prikaz Gosobrazovanija SSSR ot 07.08.1991 № 376 «Ob otkrytii special'nosti «Social'naja rabota». [Order of State Education of the USSR from 07.08.1991 № 376 "On the opening of the "Social work" specialty]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=ESU&n=34029#05504263645655767 (25.12.2018 ). (In Russian).

Topchii L.V. 2011. K voprosu ob istorii stanovlenija obrazovanija v oblasti social'noj raboty: mify i real'nost' [On the history of education in the field of social work: myths and reality]. In: Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty [Domestic Journal of Social Work]. Vol. 4. P. 43-49. (In Russian).

Juliusdottir S., Petersson J. 2004. Obshhie standarty po obrazovaniju v oblasti social'noj raboty v stranah Sever-noj Evropy: k postanovke problem [General standards of education in the field of social work in North Europe: on the formulation of the problem]. In: Zhurnal issledovanij social'noj politiki [Journal of social policy research]. Vol. 2. No. 3. P. 399-420. (In Russian).

Bekendtg0relse om uddannelse til professionsbachelor somsocialradgiver. URL: https ://www. retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id= 137840#K1 (25.12.2018).

Education and Training Monitor 2018. URL: http://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/volume-1-2018-education-and-training-monitor-country-analysis.pdf ( 25.12.2018).

Europe 2020 strategy. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/economic-and-fiscal-policy-coordination/eu-economic-governance-monitoring-prevention-correction/european-semester/framework/europe-2020-strategy_en (25.12.2018).

Statistics Denmark. Education and knowledge. URL: http://www.statbank.dk/statbank5a/default.asp?w=1920 (25.12.2018).

Tillsg til studieordningens institutionelle del for Socialradgiveruddannelsen ved UC SYD., URL: https://www.ucsyd.dk/files/inline-files/Tillsg%20til%20studieordningens%20institution elle%20del%20for%20socialraadgiveruddannelsen%20ved%20UC%20SYD.pdf (25.12.2018).

UndervisningsVinisteriet. URL: Detordinsreuddannelsessystemhttps://www.uvm.dk/ uddannelsessyste-met/overblik-over-det-danske-uddannelsessystem/det-ordinaere-uddannelsessystem (25.12.2018).

E.A. Bauer

Nizhnevartovsk, Russia M. Neigaard

Aabenraa, Denmark

SOCIAL AND WELFARE TRAINING IN DENMARK (FROM THE EXPERIENCE OF NVGU AND UC SYD ACADEMIC MOBILITY)

Abstract. Social work as a sphere of professional activity had formed in Europe by the middle of the XX century, but the experience accumulated in different countries did not result in uniform standard for the social welfare work and professional training. In Russia, social and welfare training is a relatively new training programme (since 1991), which needs to be substantially detailed by theoretical experience and practical recommendations from colleagues from around the world. In these conditions, academic mobility provides an opportunity to enrich the modern system of qualified social and welfare personnel training and expand our understanding of the structure of foreign professional education, as well as technologies, approaches and forms of student training.

The authors show that various aspects of student social and welfare professional training are in the focus of domestic and foreign academic interest; two main sources of this problem are identified. The article dwells on the practical experience the students and teachers of Nizhnevartovsk State University and Aabenraa University College South Denmark accumulated through academic exchange. Regulations and statistical data analysis, observations, interviews, discussions and seminars helped to provide the necessary insight into the system of social and welfare training in Denmark.

Research material may be of interest to students of Social Work programmes when studying such subjects as 'Foreign Experience of Social Work', 'Social Education Fundamentals'; to teachers when developing bachelor training curriculum; to specialists of institutions when organizing student practical training.

Key words: higher education, social work models, academic mobility, international experience of social work, training social and welfare professionals abroad.

About the authors: Elena Aleksandrovna Bauer1, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department for Pedagogy and Pedagogical and Social Education, Minea Neigaard2, Senior Lecturer of the Department for Social Education.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University1, Campus Aabenraa University College South Denmark (Denmark)2.

Бауэр Е.А., Neigaard M. Подготовка специалистов в области социальной работы в Дании (из опыта академической мобильности НВГУ и UC SYD) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 10-17.

Bauer E.A., Neigaard M. Social and welfare training in Denmark (from the experience of NVGU and UC SYD academic mobility) // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 1. P. 10-17.

УДК 378 И.А. Волкова, В. С. Петрова

Нижневартовск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ1

Аннотация. В ближайшие семь лет экономике России предстоит перейти на цифровые технологии и цифровой продукт. Целью статьи было создание общих рекомендаций для разработки и внедрения компетенций в цифровую грамотность.

Предметом исследования в статье являются необходимые цифровые компетенции и их ранжирование. Чтобы облегчить людям адаптацию в цифровой экономике, авторами статьи было проведено анкетирование руководителей ведущих предприятий города Нижневартовска с целью прогнозирования групп цифровых компетенций, которые нужно учитывать в процессе профессионального обучения. Кроме того, в ходе исследования были выявлены некоторые особенности, которыми должен обладать человек. К ним отнесли культуру потребления информации и умение сделать выбор.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства ХМАО - Югры в рамках

научного проекта № 18-410-860002 «Векторы цифровой экономики: формирование и развитие кадрового и научно-образовательного потенциала».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.