Научная статья на тему 'Подготовка специалистов по прикладной геодезии'

Подготовка специалистов по прикладной геодезии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов по прикладной геодезии»

• проектное обучение способствует развитию профессионально значимых качеств;

• высокий уровень мотивации, активизация обучения;

• достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку изучение дисциплины или модуля строится на основе логики.

Также мы выявили некоторые недостатки использования проектного обучения:

• недостаточность формирования теоретического мышления студентов;

• сведение роли преподавателя только к консультационной;

• невозможность выработать общие подходы к решению проблем проектирования.

1. Захаров В. Ю. Формирование профессионально важных качеств специалиста с помощью компе-тентностных технологий // Среднее профессиональное образование. — № 10. — 2008. — стр. 28-35.

2. Егоренко Т. А. Формирование профессионально важных личностных качеств как средство повышения конкурентоспособности выпускника // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. —

Межрегиональная общественная организация «Эргономическая ассоциация» (Тверь). — 2007. — № 4. — С. 106.

3. Шукшанова И. Н. Профессиональная компетентность специалиста как показатель качества образования / И. Н. Шукшанова, Н. В. Александрова. — URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/innovacionnye_ processy_v_upravlenii_kachestvom_obrazovanija/ professionalnaja_kompetentnost_specialista_kak_ pokazatel_kachestva_obrazovanija/13-1-0-136.

4. Свободная энциклопедия Википедия. Педагогические технологии [Электронный ресурс] — URL: — https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%E E%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%F2%E5%F5 %ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8.

5. Гильманова Р. М. Технология проектного обучения. — URL: http://si-sv.com/publ/14-1-0-88.

6. Образовательные технологии / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, И. Г. Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Гаибова. — URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49. html.

7. Мкртчян М. А. Перспективы развития дидактики // Инновации в образовании. — 2011. — № 5. — С. 42-50.

8. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе — М., 2014. — 413 с.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРИКЛАДНОЙ ГЕОДЕЗИИ

А. С. Никулин, преподаватель, председатель ЦМК ГАПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово

С 23 по 27 мая 2016 года в г. Красногорске Московской области прошел финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Золотые медали в компетенции «геодезия», обойдя команды Москвы, Московской, Курганской, Ленинградской областей и Республики Татарстан, завоевала команда студентов из Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства — Ирина Глобина и Степан Киселев. Прежде, в ноябре 2015 года, КузТАГиС победил в открытом II Региональном чемпионате Кемеровской области WorldSkills Russia — 2015, по компетенции «геодезия». В нем принимали участие команды из Новосибирской, Томской и Кемеровской областей.

История подготовки кадров по специальности «прикладная геодезия» в учебном заведении началась еще в 1972 году, когда в соответствии с приказом Госстроя РСФСР был создан Кеме-

ровский архитектурно-строительный техникум. В 2005 году Кемеровский архитектурно-строительный техникум был объединен с профессиональным училищем № 63, а позже, в 2012 г., к нему были присоединены профессиональный лицей № 1 и строительный техникум. Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства — единственный в Кемеровской области техникум, который готовит специалистов среднего звена для всего строительного цикла: от геодезистов до отделочников.

При поступлении на специальность «прикладная геодезия» в КузТАГиС стабильно высокий конкурс. Квалифицированные преподава-

тельские кадры, выстроенные взаимоотношения с партнерами обеспечивают высокое качество подготовки специалистов. Сотрудничество с Некоммерческим партнерством «Строительные предприятия малого и среднего бизнеса Кузбасса», а также филиалом компании «Нав-геоком» в г. Кемерово и компанией «КредоДиа-лог» позволило создать материально-техническую базу, включающую лаборатории, оснащенные современными геодезическими приборами и прикладными профессиональными программами, а также городской и загородный геодезические полигоны.

Геодезический полигон на территории города был построен силами преподавателей и студентов в 2005-2006 гг. Он используется для проведения учебной практики студентов Куз-ТАГиС, обучающихся по специальностям «прикладная геодезия», «землеустройство» и «информационные системы обеспечения градостроительной деятельности». Городской геодезический полигон используется в образовательном процессе каждый день. Его расположение рядом с техникумом позволяет без дополнительных затрат времени и средств выполнять высокоточные геодезические измерения и топографическую съемку. Территория полигона занимает шесть городских кварталов, застроенных капитальными зданиями высотой от двух до девяти этажей, с элементами благоустройства (асфальтированные проезды, тротуары, газоны и т. п.). Естественный рельеф почти полностью отсутствует — он был спланирован при благоустройстве с общим уклоном в западном направлении, в сторону реки Искитимки. Максимальный перепад высот составляет примерно 20 м. Площадь полигона — около 50 га. На его территории установлено: 27 грунтовых пунктов полигонометрии 1-го и 2-го разрядов и 39 стенных реперов нивелирования IV класса. На полигоне можно выполнять такие практические работы, как проложение полигонометрических, теодолитных, тахеометрических и нивелирных ходов, включая нивелирование по квадратам, наблюдения за осадками, а также разбивочные работы, определение координат зданий, горизонтальную теодолитную съемку, топографическую съемку застроенной территории, тахеометрическую и кадастровую съемки.

Однако пункты геодезической сети городского геодезического полигона не удовлетворяют функциональным требованиям по доступности в любое время года, безопасности ведения работ (поскольку находятся вблизи автомобильных дорог) и приему сигналов спутников ГНСС

из-за помех от многоэтажных зданий и сооружений. Поэтому в 2015 году начались работы по проектированию и созданию геодезического полигона за пределами городской застройки для проведения учебных практик, метрологического контроля и поверки геодезических приборов, исследования возможности использования инновационных технологий в процессе обучения студентов.

Загородный геодезический полигон расположен в 16 км от Кемерово, в селе Верхотомка, в живописном месте соснового бора на берегу реки Томь, на высоте 145 м над уровнем моря. Средний перепад высот естественного рельефа составляет 15 м в западном направлении к реке, что придает полигону уникальность по физико-географическим характеристикам. Площадь полигона — 3,5 га. На территории полигона и за ее пределами заложено 8 грунтовых пунктов полигонометрии 2-го разряда, образующих высокоточную опорную геодезическую сеть. В дальнейшем, после окончательного благоустройства территории, планируется заложить еще четыре пункта полигонометрии и включить их в существующую опорную геодезическую сеть путем совместного уравнивания.

Характеристики полигона позволяют выполнять все виды работ, предусмотренные при подготовке кадров по специальности «прикладная геодезия» с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также по другим специальностям, включающим изучение геодезии, что делает его универсальным.

Прохождение учебной практики на загородном геодезическом полигоне помогает сформировать профессиональные и общие компетенции у студентов. При круглосуточном нахождении на полигоне в условиях, максимально приближенных к реальным производственным, они приобретают практический опыт и навыки, являющиеся основой профессиональных компетенций будущих специалистов. А совместное проживание в группе сверстников позволяет им познакомиться с нормами социальной жизни, получить опыт поведения в коллективе, научиться культуре взаимоотношений. Тем самым у них формируются общие компетенции.

На территории загородного геодезического полигона планируется создание специализированного центра компетенции (СЦК) «Геодезия», оснащенного в соответствии с требованиями WorldSkills Russia. Выполнение студентами технических заданий по регламенту WorldSkills Russia предусматривает получение конкретно-

го результата за установленное время, который оценивается по утвержденным критериям. Такая организация учебной практики повышает ответственность за полученный результат и формирует опыт практической деятельности. Материально-техническая база полигона, включающая высокотехнологичное оборудование и разработанный учебно-методический комплекс, позволяет проводить квалификационные экзамены с учетом требований WorldSkills Russia. СЦК «Геодезия» станет тренировочной базой, на которой региональные команды будут готовиться к участию в национальном чемпионате WorldSkills Russia.

Преподавательский состав техникума уверен, что студентам во время обучения необходимо овладеть навыками работы как с оптическими приборами, так и с электронным оборудованием. Не стоит забывать, что учебное заведение готовит специалистов, которые должны уметь работать на любом оборудовании, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Это обусловлено требованиями ФГОС и, конечно, работодателей, поскольку в настоящее время многие предприятия в России, выполняющие геодезические работы, уже используют инновационное оборудование.

Благодаря помощи губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева, на базе КузТАГиС создан ресурсный центр строительной отрасли, оснащенный геодезическим оборудованием фирмы Leica Geosystems (Швейцария). Следует отметить, что проблем с освоением приборов у преподавательского состава техникума не возникло, поскольку они имеют понятный и доступный интерфейс, а также просты и удобны в обращении. Кроме того, этому способствовала серия лекций, прочитанных специалистами компании «Навгеоком» и посвященных работе с данным оборудованием.

Использование современного оборудования помогает преподавателям в организации образовательного процесса. Стало намного легче проводить лабораторные занятия, так как исключен человеческий фактор при взятии отсчетов, все результаты измерений отображаются на дисплее и их можно с легкостью импортировать в компьютерные программы для дальнейшей камеральной обработки. При развитии сети полигонометрии на геодезическом полигоне использовалось оборудование Leica, что позволило достичь высокой точности — относительная ошибка составила 1/200 000.

Студенты проявляют большой интерес к лазерным сканерам, роботизированным тахеоме-

трам, беспилотным летательным аппаратам. После прохождения практики они отмечают, что проводить измерения с помощью такого инновационного оборудования эффективнее и проще, и у них формируется желание работать по выбранной специальности.

Студенты КузТАГиС, обучающиеся по специальности «прикладная геодезия», участвуют во многих областных конкурсах и фестивалях. Они принимали участие в Международных конкурсах студенческих проектов, выполненных с применением технологий Credo. Ежегодно участвуют в региональной студенческой олимпиаде по геодезии и картографии, которая проходит в Новосибирском техникуме геодезии и картографии СГУГиТ, где неоднократно занимали первые места в личном зачете и призовые в командном.

В марте 2015 г. на базе КузТАГиС прошла Межрегиональная олимпиада по геодезии среди учебных заведений среднего профессионального образования. В олимпиаде участвовали 12 команд из разных городов: Новосибирска, Томска, Прокопьевска, Новокузнецка, Шушенского (Красноярский край), Осинники, Кемерово. В рамках олимпиады представители компании «Навгеоком» провели мастер-класс, а КузТАГиС на выставке продемонстрировал современное геодезическое оборудование, используемое в образовательном процессе.

В феврале 2016 г. на базе КузТАГиС состоялся межрегиональный семинар для преподавателей среднего профессионального образования по теме: «Геодезия на пике современных технологий. Опыт. Перспективы». В семинаре приняли участие представители Кемеровской, Новосибирской и Томской областей из 11 профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, где предусмотрено изучение основ геодезии. Теоретическая часть семинара состояла из 13 докладов о новинках и опыте практического использования спутниковых технологий, основанных на системах GPS и ГЛОНАСС, наземного лазерного сканирования, беспилотных летательных аппаратов при выполнении инженерных изысканий. Отдельной темой стало применение ПК Credo, возможности которого были продемонстрированы не только преподавателями техникума, но и студентами, представившими свои работы. Большой интерес вызвали выступления об изменениях климата на нашей планете, а также о землетрясениях и возможности их прогнозирования геодезически-

ми методами. Участники семинара познакомились со спутниковым оборудованием фирмы Leica Geosystems, стали участниками мастер-класса, проведенного сотрудниками компании «Навгеоком».

Планы на ближайшее будущее определены, и коллектив КузТАГиС активно работает над их реализацией, так как уверен, что успех ждет тех, кто является фанатом своего дела и стремится быть лучшим во всем.

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО

И. В. Путилова, преподаватель ГКПОУ «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»

Подготовка конкурентоспособного специалиста, готового к предстоящей профессиональной деятельности, в профессиональных образовательных организациях — одна из ключевых задач современного образования. В связи с этим ФГОС СПО поставил перед организациями профессионального образования ряд проблем, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, а затем измерить и оценить результат. К такой технологии можно отнести технологию, основанную на портфолио учебно-профессиональных достижений, где портфолио выступает и как средство, и как метод. При этом четкого списка материалов (артефактов), необходимых для включения в портфолио, не существует.

Идея портфолио — это не только некоторое собрание учебных и профессиональных достижений обучающихся, которое содержит многообразную информацию, документирующую их приобретенный опыт и достижения, но и аутентичный способ оценивания их достижений. Аутентичное оценивание широко применяется за рубежом в практико-ориентирован-ных моделях обучения и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание» или «оценивание реальных достижений учащихся», складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений в соответствии с будущей профессиональной деятельностью. Оно осуществляется посредством использования аутентичных методов оценивания, к числу которых относятся исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы обучащихся и др. Аутентичное оценивание ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности обучащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовер-

шенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает им возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации подготовки будущего специалиста.

Портфолио включает систему оценивания, ориентированную на процесс оценивания, самооценивания и взаимооценивания — с одной стороны, с другой — выстраивает вокруг него учебный процесс как новую культуру учения — технологию портфолио.

Термин «портфолио» в образовании понимается не так, как в сфере бизнеса. Преподаватели используют его для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития. Психологи часто говорят: «Осознал — значит изменился». Технология портфолио как раз и направлена на то, чтобы сделать процесс подобного осознания управляемым, целенаправленным и обыденным, повседневным. Для применения в педагогической практике технологии портфолио следует рассмотреть различные виды портфолио и из всего многообразия выбрать те, которые позволят решить поставленные задачи.

Портфолио документов включает в себя перечень официальных документов: дипломы, сертификаты, аттестационный лист по практике, отзыв руководителя практики, характеристика руководителя группы и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.