разработку концептуальных основ социальной реабилитации и абилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- в-третьих, разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями;
- в-четвертых, формирование абилита-ционных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
1. Нуртдинова З.Н. Состояние и перспективы работы по социальной реабилитации инвалидов в системе организаций БРО ВОИ. иКЬ: http://voi-ufa.narod.ru/doklad1.htm. Загл. с экрана.
2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. Москва; Ленинград, 1930.
3. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2000. С. 337.
4. Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина». Монографиче-
ское эссе / под ред. Л.И. Боровикова. Новосибирск, 2000.
5. Сергеева Т.А. Школа-центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1993. № 5. С. 58-59.
6. Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции. URL: http://www.detisite.ru.eksperts/integration/. Загл. с экрана.
7. Исаев Д.Н. Защита ребенка как педагогическое понятие // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. С. 47-64.
8. Чепурышкин И. П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006.
Поступила в редакцию 28.10.2009 г.
Chepuryshkin I.P. Quality of education in a boarding school for children with disabilities as a pedagogical problem and the direction of education policy. The article introduces the concept of “Habilitation”, “habilitation and educational space as a pedagogical category”; habilitation activities and complex psychological, medical and educational work on the construction of habilitation and educational space activities contribute to the activity of children living in boarding schools, which is imperative for quality of education of children with disabilities.
Key words: habilitation; rehabilitation; inclusion.
УДК 796/799
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ
© А.М. Фетисов
В статье рассматриваются проблемы в подготовке специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. Представлены этапы проведенного исследования. Раскрыты организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура; специалист по адаптивной физической культуре; плавание; глухие дети 6-7 лет; организационно-методические особенности при начальном обучении плаванию.
Нами с 2003 г. ведутся исследования в области совершенствования подготовки кадров для адаптивной физической культуры по дисциплине «Плавание». Разработана и в 2008 г. внедрена в процесс обучения студентов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина специальности
02.25.00 «Физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.
В адаптивной физической культуре существуют научно обоснованные методики проведения занятий с умственно отсталыми детьми по футболу (А.А. Рязанов), легкой атлетике (С.А. Загузова), баскетболу (В.Б. Болдырева), методики обучения плаванию слабослышащих детей (А.И. Погребной), но пока остаются недостаточно исследованными вопросы содержания и особенностей методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми [1].
В ходе анализа литературных источников по теме исследования нами выявлены ряд проблем в подготовке специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет, одна из которых заключается в недостаточности методической и научной литературы по методике подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.
По мнению Д.Ф. Мосунова и В.Г. Сазы-кина, приобретение навыка плавания для лиц с проблемами развития в Российской Федерации лимитировано малым числом научно разработанных методик обучения плаванию [2, 3] и учебных программ для подготовки профессиональных специалистов.
Проведенные Д.Ф. Мосуновым и В.Г. Са-зыкиным исследования позволили выявить недостаточную разработку в теории и методике спортивного, оздоровительного плавания, водной реабилитации и адаптации отличительных признаков «опасности» и «безопасности», а также что для родителей детей-инвалидов одной из основных проблем является поиск специалиста-тренера.
Не менее значима проблема недостаточности разработки подходов к средствам общения с детьми-инвалидами в соответствии с их нозологией. Несомненно, что подходы к установлению контакта, так необходимого в процессе начального обучения плаванию, с глухими детьми будет в корне отличаться от подхода к общению с детьми с нарушением зрения, перенесшими ампутацию, или умственно отсталыми [4].
Проведенный анализ научной и методической литературы позволяет утверждать, что учебная дисциплина «Плавание» является необходимой и наиболее эффективной
дисциплиной в подготовке специалистов по адаптивной физической культуре. Наряду с этим в методике подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий с глухими детьми существует проблема недостатка уделяемого внимания знаниям нозологических групп: характеристике типичных нарушений детей-инвалидов, вторичным и сопутствующим заболеваниям, особенностям познавательной сферы, возрастной динамике физического и психического развития, нарушениям двигательной сферы у детей-инвалидов [1].
Существует проблема в начальном обучении плаванию глухих детей 6-7 лет. Целенаправленное проведение занятий по физическому воспитанию в школах для слабослышащих и глухих детей и, в частности, занятий по плаванию, требует разработки специальных методов обучения и контроля, которые должны учитывать особенности физического, функционального, и психического развития детей-инвалидов [5].
Приведенные выше аргументы свидетельствуют об актуальности нашего исследования и необходимости совершенствования методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.
Таким образом, противоречие заключается в том, что:
- в России сформировано образовательное, научное, правовое и информационное пространство адаптивной физической культуры, однако в настоящее время для полноценного функционирования данного пространства недостаточно специалистов;
- во многих вузах России ведется подготовка кадров для работы в сфере адаптивной физической культуры, но при этом недостаточно разработана методика подготовки специалистов по различным базовым дисциплинам, в т. ч. по дисциплине «Плавание».
На преодоление данного противоречия направленно наше исследование.
Исследование проводилось с 2003 по 2010 г. включительно в три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2003 г. -сентябрь 2004 г.) проводился анализ научной и методической литературы с целью углубленного ознакомления с исследуемой проблемой, обоснования актуальности темы, ее научной новизны и практической значимо-
сти. Разрабатывались критерии оценки уровня владения профессиональными знаниями и умениями, методической и технической подготовленности в плавании студентов специальности «Адаптивная физическая культура»; разрабатывалась методика подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми.
На данном этапе были определены объект и предмет исследования, поставлена цель, выработана гипотеза, сформулированы задачи, определены методы исследования. Были разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. Кроме того, изучались основные положения теории адаптивной физической культуры, типичные нарушения здоровья инвалидов исследуемой нозологической группы, частные методики обучения плаванию глухих детей-инвалидов, разрабатывались организационно-
методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет.
На втором этапе (сентябрь 2004 г. -сентябрь 2005 г.) разработаны контрольные упражнения для определения уровня физической и технической подготовленности студентов в плавании на этапах констатирующего и формирующего экспериментов.
Изучались существующие методики, экспериментально опробиловалась и оценивалась эффективность разработанной методики подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми.
Констатирующий эксперимент проводился с целью определения исходного уровня специфических двигательных умений, теоретических и практических профессиональных знаний и умений студентов и исходного уровня владения плавательными умениями глухих детей 6-7 лет. На данном этапе уточнялись организационные аспекты исследования, разрабатывалось содержание педагогических практик, методические рекомендации, отрабатывалась методика педагогического наблюдения и критерии оценки овладения студентами профессиональными знаниями и умениями. Проводился отбор детей-инвалидов ТОГУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» г. Тамбова для участия в эксперименте. Проводилась подготовка экс-
периментальной базы (организационной, теоретической, программно-методической,
материально-технической) для проведения исследования.
На третьем этапе (сентябрь 2005 г. - апрель 2010 г.) проводился формирующий эксперимент, направленный на создание и корректировку элементов профессиональных знаний и умений специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет, на определение уровня владения плавательными умениями и элементами облегченных способов плавания глухими детьми 6-7 лет.
Обработаны результаты педагогического эксперимента, проведен анализ полученных данных, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации, закончено оформление диссертационной работы.
В настоящее время в содержании подготовки специалистов адаптивной физической культуры недостаточно внимания уделяется: получению знаний студентов о нозологии глухих и слабослышащих детей, специфике физических и психических состояний глухих детей 6-7 лет, использованию специальных жестов и ручной азбуки, рекомендациям о специфике организации занятий по плаванию с глухими детьми, особенностям подбора средств, методов и последовательности начального обучения плаванию глухих детей. Устранение данных недостатков способствовало повышению эффективности подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми.
Предложенная методика подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет способствовала более эффективному овладению плавательными умениями и элементами облегченных способов плавания глухими детьми при начальном обучении, т. к. она содержит организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет.
Организационно-методические особенности при начальном обучении плаванию детей-инвалидов рассматривались нами как инструмент подготовки специалистов, без которого качество подготовки падает и сводится к теоретическим знаниям, не подкрепленным практическими умениями.
С нашей точки зрения, специалист адаптивной физической культуры должен иметь представление, как организовать процесс обучения, уметь подготовить базу для работы, знать принципы формирования групп и т. д.
1. Нами предложена студентам последовательность в подготовке базы для работы:
- подготовка инвентаря (мячи, кубики, обручи, разных размеров и цветов, плавательные доски, морские камни темного цвета и др.);
- организация экскурсии-инструктажа студентов по бассейну «Дельфин»;
- контроль температуры воды, глубины в малом бассейне;
- определение точек возникновения критических ситуаций при начальном обучении плаванию глухих детей 6-7 лет (гарде -роб, лестница, раздевалки, душ, спуски в воду, дно и борт бассейна).
2. Студентам предложена последовательность в формировании групп детей-инва-лидов.
3. Для эффективности и безопасности процесса начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет мы применяли требования к организации каждого занятия с глухими детьми 6-7 лет, используемые Д.Ф. Мо-суновым, В.Г. Сазыкиным в условиях малого бассейна.
4. Нами в процессе начального обучения плаванию детей-инвалидов использовались элементы методики преодоления критических ситуаций.
5. В качестве одной из организационнометодических особенностей методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет нами предложена ролевая практика (в процессе учебной и специализированной практик).
Основа разработанной нами ролевой практики студентов заключается в том, что студент выполняет определенные функции. Возложенные функции исполняются одно занятие, на следующее занятие студенты по определенной схеме меняются ролями. Нами для студентов предложены следующие роли:
оператор, проводящие педагогический контроль занятия, проводящие вводную часть урока на суше (два человека), проводящие подвижные игры в воде (два человека), выполняющие страховку и проводку по
упражнениям в воде (шесть человек), проводящий основную часть урока, выполняющие раздачу и сбор инвентаря, оказывающие помощь в переодевании и купании глухих детей (2-3 человека).
6. Нами предложена последовательность организации занятий по начальному обучению плаванию глухих детей 6-7 лет.
Продолжительность курса обучения рассчитана на 22 ч, в т. ч. 10 ч отводилось на подготовительный этап (5 ч теории, 5 ч занятия в зале); 12 - на основной этап (10 ч занятия в воде, 2 ч прием контрольных нормативов).
Основной формой организации занятий по плаванию рекомендуем использовать урок продолжительностью 40 мин. (подготовительная часть на суше - 10 мин., основная часть урока в воде - 25 мин., заключительная часть - 3-5 мин.). Занятия с каждой группой рекомендуем проводить раз в неделю дополнительно к урокам по физической культуре, предусмотренным школьным расписанием.
Методика подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет была основана: на освоении студентами знаний о нозологической группе с нарушением слуха; умении студентов использовать специальные жесты и дактильную (ручную) азбуку; умении проявлять толерантность, подбирать адекватные формы организации занятий; использовать организационнометодические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет; использовать средства и методы обучения глухих детей в комплексе с методическими приемами, учитывающими особенности детей данной нозологии и возраста.
1. Мосунов Д.Ф. Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида. М., 2002.
2. Автандилян B.C. Методика и эффективность использования занятий плаванием в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1986.
3. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием у детей и подростков при сколиозе. М., 1988. С. 10-14.
4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991.
5. Смекалов Я.А. Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного
возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук.
СПб., 2000.
Поступила в редакцию 3.10.2009 г.
Fetisov A.M. Training of experts in adaptive physical training for carrying out of exercises on swimming with deaf 6-7 year-old children. In the article problems in training of experts in adaptive physical training for carrying out
of exercises on swimming with deaf 6-7 years-old children are considered. Stages of the conducted research are presented. Organizational-methodical features of elementary swimming education of deaf 6-7 years-old children are revealed.
Key words: adaptive physical training; expert in adaptive physical training; swimming; deaf 6-7 year-old children; organizational-methodical features of elementary swimming education.
УДК 152.27+370.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ВЫРАЖЕННЫМ ЭФФЕКТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
© М.С. Молоканова
В работе рассматривается нравственное становление личности в подростковом возрасте, влияние социальной ситуации развития на формирование нравственного самосознания. Описывается исследование компонентной структуры нравственной сферы на примере воспитанников детского дома. Ключевые слова: подростки; нравственное развитие; депривация.
В настоящее время в психологической науке становится все более актуальной проблема нравственного развития личности, свободы выбора. Многие исследователи отмечают отсутствие нравственных ориентиров и традиционной системы ценностей в современном обществе.
В отечественной психологии нравственность традиционно рассматривается как одно из фундаментальных свойств личности, пронизывающее все стороны жизнедеятельности человека. Интериоризируясь в сферу психологических образований личности, нравственные нормы и ценности становятся ведущими мотивами поведения человека, подчиняя себе все ранее сформированные свойства личности, определяя принципы жизнедеятельности и поступки человека как субъекта (активности).
Особенную актуальность данная проблема приобретает в период активного личностного роста. Так как именно в подростковом возрасте происходит интенсивное становление личности, интериоризация нравственных установок и ценностей общества, качественно преобразуется ситуация социального развития ребенка - общение со сверстниками становится значимым видом деятельности. Именно в общении, а не в учебной и других видах общественно-значимой
деятельности, находят выражение нравственные ценности подростка.
Подростковый возраст является тем периодом, когда развиваются и формируются психологические структуры, обеспечивающие зрелость и самостоятельность личности. Речь идет о становлении самосознания, интенсивно формирующихся эмоциональноволевых свойствах личности, складывающейся у подростка системе ценностей, идеалах, убеждениях. Центральным новообразованием этого возраста является духовнонравственное экзистенциальное развитие личности.
Подростковый возраст - один из самых сложных и противоречивых этапов личностного становления. В большей мере, чем любой другой этап возрастного развития, подростковый возраст детерминирован пубертатом и особенностями социально-значимой деятельности, несущей решающую личностнообразующую нагрузку. Формируются принципиально иные новообразования развивающейся личности, исходя из специфической для данного возрастного периода социальной ситуации развития, раскрывающей и отражающей своеобразие относительно стабильного положения ребенка в социуме [1]. Другими словами, речь идет об определенной и в то же время уникальной мере сбалан-