Научная статья на тему 'Подготовка специалистов гуманитарных вузов для работы по превенции маргинального поведения обучающейся молодежи'

Подготовка специалистов гуманитарных вузов для работы по превенции маргинального поведения обучающейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕВЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / MARGINAL BEHAVIOR / PREVENTION / SPECIALIST / PROSOCIAL ACTIVITIES / DESTRUCTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абражеева Дина Викторовна

В статье анализируются вопросы подготовки специалистов для работы по превенции маргинального поведения обучающихся, показаны критерии, аспекты готовности специалистов к данному виду деятельности. Раскрыты перспективы искомого направления для реализации личности в просоциальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training specialists of humanitarian universities to work on prevention of marginal behavior of students

The article considers the process of specialist training aimed at prevention of marginal behavior of students, defines criteria, and aspects of specialists’ readiness to this type of activity. The study also shows the prospective of the target direction required for personal realization in prosocial activities

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов гуманитарных вузов для работы по превенции маргинального поведения обучающейся молодежи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378:151.8 ББК 74.480:88.5

Д.В. Абражеева

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ПРЕВЕНЦИИ МАРГИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье анализируются вопросы подготовки специалистов для работы по превенции маргинального поведения обучающихся, показаны критерии, аспекты готовности специалистов к данному виду деятельности. Раскрыты перспективы искомого направления для реализации личности в просоциальной деятельности.

Ключевые слова: маргинальное поведение, превенция, специалист, просоциальная деятельность, деструктивность.

D.V. Abrajeeva

TRAINING SPECIALISTS OF HUMANITARIAN UNIVERSITIES TO WORK ON PREVENTION OF MARGINAL

BEHAVIOR OF STUDENTS

The article considers the process of specialist training aimed at prevention of marginal behavior of students, defines criteria, and aspects of specialists' readiness to this type of activity. The study also shows the prospective of the target direction required for personal realization in prosocial activities. Key words: marginal behavior, prevention, specialist, prosocial activities, destructiveness.

Конфигурации, происходящие в Российском обществе, несут положительную и деструктивную составляющую. С одной стороны, это многочисленные свободы, полученные гражданами, немалые возможности для саморазвития и самодетерминации материального благополучия; увеличение информационного пространства. С другой стороны, на лицо резкое ослабление контроля со стороны государства и социума, индифферентность к проблемам семьи, что привело к возрастанию семей группы социального риска, обучающихся с маргиналь-ностью и поведенческими девиациями.

Несомненно, анализируемая проблема носит интегративный характер и не может быть решена без роли правоохранительных органов, медицинских учреждений, воспитателей и спе-

циалистов по психологии. В то же время в случае, если медицина и право зачастую имеют дело уже с результатами определенных девиаций, то именно у педагогов, воспитателей, специалистов по психологии, социальных педагогов присутствует объективная возможность лонгитюдной и систематической работы с несовершеннолетними и их семьями, ориентированной на превенцию маргинальности в их поведении. Маргинальность мы трактуем как результат кризисной ситуации (экономической, духовной), а маргинальное поведение определяется тем фрустраци-онным сигналом аномии, который дает знать, что функции права не будут реализованы в полном объёме, и поэтому стимулы и детерминанты правотворчества надо сопоставлять с объективными условиями и потребностями социума.

X

ф

са ф

^

с о с

Ъ н

0 ю го о.

к I

я °

° с

ш S X к

о.« го ^

s 2

1 га

ЕГо

со к

Р!

о Ф s ч

^ Ф ГО со

S о ф е

о о

га 5

ш ^ о Го I- I

2 Е ч а. о го

a s

го

ш

ф

ф

£ го

Ю

С 03

Превентивная работа - одно из важных направлений деятельности специалистов. Должностные инструкции социального педагога предполагают исследование психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и ее микросреды, условий жизни; выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, деструктивных конфликтов, девиаций в поведении и своевременное оказание им социальной помощи.

Анализ научной литературы, посвященной задаче готовности к профессиональной деятельности, показал, что её актуальность акцентируется многими учеными. Этот интерес детерминируется модификацией требований к подготовке специалистов в контексте различных социальных, политических, экономических, экологических, культурных преобразований в жизни Российского общества [2, с. 69]. На сегодняшний день современная ситуация характеризуется высоким уровнем динамизма, высокими темпами трансформаций, значительным уровнем аморфности и флюктуации. Данные обстоятельства выдвигают и новые требования к подготовке специалиста. Соответствие этим обстоятельствам, с нашей точки зрения, станет реальным. Если акцент в профессиональном обучении будет переведен со знанием гностического подхода, в пределах которого базовой образовательной задачей считается формирование научно-предметных знаний, на формирование мотивационно-потребностной стороны деятельности, развитие глубокого профессионального сознания, то такая установка не минимизирует роли знаний, но изменит их место и удельный вес в целостной парадигме подготовки профессионала и поднимет вопрос о новых критериях диагностики качества образования вместе со знаниями. Одним из таких критериев может быть психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Н.В. Кузьмина выделяет три подхода к осознанию готовности к профессиональной деятельности: сторонники первого обращают внимание на готовность в сфере компетенций; привер-

женцы второго подхода основополагающим показателем считают состояние мотивационно-потребностной области личности (А.И. Щербаков, О.М. Крас-норядцева и др.). Третья группа ученых объединяет два эти критерия (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова и др.) [4, с. 77-80].

Любой труд начинается с готовности к профессиональной деятельности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют готовность к профессиональной деятельности как психическое состояние, предстартовую активизацию человека, предполагающую осознание своей целеустремленности, диагностику имеющихся обстоятельств, определение наиболее эффективных способов действия, прогнозирование волевых, интеллектуальных, мотивационных усилий, реальности достижения результата, активизацию сил, самосуггестию в достижении цели [1, с. 55-57]. Это предстартовый аттитюд, определяющий эффективность профессиональной деятельности.

Личностно-педагогическая ориентированность характеризует психологическую готовность к педагогической деятельности, проявляющейся в понимании и принятии себя и другого как универсальной экзистенции и мотивационно-ценностном отношении к процессу обучения, в котором реализуются субъект-субъектные типы отношений.

Исследование Н.В. Кузьминой экстраполирует несколько иной подход к понятию готовности, трактующегося как наличие у специалиста компетенций, дающих возможность реализовывать свою деятельность на уровне современных требований научно-технического прогресса [4, с. 88-90].

Таким образом, исследуя вопрос о готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности, мы предполагаем не только обеспеченность этой деятельности (владение специалистом) конкретными компетенциями, но и состояние мотивационно-потребностной составляющей. Специалист, работающий с молодежью по пре-

венции их маргинального поведения, должен не только знать возрастные и индивидуальные особенности развития несовершеннолетних, виды и формы проявления маргинального поведения, но и осознавать важность своей деятельности, отвечать за нее. Принятие обучающимся своей будущей профессии, позитивное отношение к ней - одна из важнейших конечных целей обучения.

Абстрагированной формой по отношению человека к своей профессии выступает профессиональная ориентированность, включающая в себя представления о цели, мотивах, инициирующих выполнение деятельности, отношение и удовлетворение от работы [3, с. 59-64]. Профессиональная ориентированность формируется в процессе подготовки к деятельности. Представление о разных гра-няхпрофессиименяетсяпомереобучения и осмысления, гештальт будущей специальности может отражаться на общем отношении к ней [5, с. 22]. Н.В. Бя-кова утверждает, что есть данные, показывающие снижение уровня профессиональной ориентированности и довольство будущей профессией от курса к курсу [1, с. 46-49].

К этиологическим факторам можно отнести нормативные кризисы профессионального становления личности, в частности, это кризис выбора профессии, детерминированный неудовлетворенностью профессиональной подготовки, кризис несостоявшихся представлений о профессии; открытие недостаточного общественного престижа профессии, невысокая заработная плата и др. [2, с. 54-58]. Отсюда можно сделать вывод, что одной из основных задач профессионального педагогического образования выступает формирование мотивационно-потребностной области личности в процессе специальной подготовки.

Для того, чтобы выявить готовность к реализации превентивной деятельности с несовершеннолетними, мы провели опрос среди курсантов, обучающихся во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний. Анкета включала вопросы, ориентированные

на выявление сформированности теоретических ожиданий о маргинальном поведении и отношения к превентивной деятельности, осмысление степени её важности и желания заниматься ей.

Всего в опросе приняли участие 178 курсантов 1-4 курсов, обучающихся по специальности Правоохранительная деятельность. Анализ полученных данных показал, что курсанты (обучающиеся) ориентируются в теоретических изысканиях маргинального поведения. Исключение составляют курсанты первого курса, что детерминировано спецификой учебного процесса и недостаточным удельным весом специальных профессиональных дисциплин. Маргинальное поведение курсанты понимают как «поведение, не соответствующее социальным нормам», «отклоняющееся от нормы», «негативное для общества и личности», «преступное», что в ряде случаев может иметь место.

Отвечая на вопрос об этиологии маргинального поведения, в качестве наиболее важных причин курсанты называют наследственную отягощенность, дисгармоничные отношения с родителями и сверстниками,попустительскийстильвос-питания в семье, лишение детей родительского тепла, ласки, эмоциональной привязанности, равнодушие родителей к детям, их большая занятость на работе, проживание в неблагополучных семьях, унижение со стороны взрослых, низкий социальный статус.

37% респондентов констатируют, что превенция маргинального поведения - базовая задача семьи (42 % первокурсников, 34,7 % второкурсников, 38,9 % третьекурсников, 39% курсантов четвертого курса). В целом, ответственность за решение проблемы превенции возлагается на семью и школу (28,7%) и интегративную работу специалистов различных служб (31,2 %). 29 % опрошенных убеждены, что начинать эту работу нужно с дошкольного возраста (6 лет и ранее), 34,5 % - с поступления ребенка в школу (7 лет), 24,7 % - с 10 лет, 19,4 % - с 1113 лет (период начала пубертата).

X

ф

ш

ф

^

с о с

Ъ н

0 ю го о.

к I

я °

° с

ш 2 X к

о.« го ^

Ё 2

1 га

ЕГо

со к

О Ф ^ Ч

с; Ф го со ^ о 1С Ф £

о о

га 5

ш ^ о Го I- I

2 Е

Ч О. О ГО С 2

Раскрывая вопрос о том, как проводить превентивную работу, курсанты указывают немалое число форм и методов, но они характеризуются однообразием и носят ярко выраженный морализаторский характер, а порой принимают и устрашающие оттенки: классные часы, анализ видеофильмов, лекции, беседы, встречи с представителями правоохранительных органов, экскурсии во всевозможные организации (в том числе закрытого типа). Между тем известно, что воспитанник хочет, чтобы его меньше всего воспитывали. Встречались ответы, в которых в качестве предложения выступало увеличение числа часов по дисциплинам правового цикла и предложение по включению подростка в важную для

него социально-приемлемую среду. Таких ответов было 4%.

Данное проведенное исследование не позволяет дать исчерпывающий ответ на вопрос о готовности будущих специалистов уголовно-исполнительной системы к превентивной работе в области маргинального поведения, но еще раз показывает необходимость систематической работы над формированием мотивационной основы деятельности, над фасилитацией будущим специалистам УИС в осознании ее социально-значимой экзистенции для того, чтобы несовершеннолетние группы социального риска не попали в категорию «невидимых» для тех, кто понимает, что любое социальное явление легче предупредить, чем потом искоренять.

Библиографический список

1. Бякова, Н.В. Представления подростков об успехе и успешности [Текст] / Н.В. Бякова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 9. - С. 46-49.

2. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 383 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

4. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 114 с.

5. Шерменев, М.А. Деформации профессионального правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы (общеправовой анализ) [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук / М.А. Шерменев. - Владимир, 2006. - 173 с.

References

1. Byakova N.V. Teenagers' ideas of success and successfulness. Nachal'naya shkola plus do i posle, 2011. No. 9. P. 46-49. [in Russian].

2. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for activity Minsk: Izd-vo BGU Publ, 1976. P. 175. [in Russian].

3. Zeer E.F. Psychology of professions. Moscow, Akademicheskiy project, Yekaterinburg: Delovaya Kniga, 2003. P. 336. [in Russian].

4. Kuzmina N.V. Methods of studying teaching activities. Leningrad: Izd-vo Leningr. un-ta, 1970. P. 114. [in Russian].

5. Shermenev M.A. Deformation of professional sense of justice of employees of criminal Executive system (legal analysis). Dis. ... cand. of sciences (Law). Vladimir, 2006. P. 173. [in Russian].

Сведения об авторе: Абражеева Дина Викторовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the author: Abrajeeva Dina Viktorovna,

Senior Lacturer,

Department of State and Legal Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, Vladimir, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.