Сравнивая полученные данные (рис. 1, 2, 3), мы усомнились в том, что балл ЕГЭ является объективным показателем математической подготовки абитуриента. По результатам ЕГЭ школьников со средним уровнем математических знаний 63 % от общего числа учащихся, что явно не соответствует действительности и противоречит результатам входного тестирования, которое показывает, что средним уровнем математической подготовки обладают лишь 16 % студентов от общего их числа, это в четыре раза меньше по сравнению с результатами ЕГЭ (рис. 2, 3).
Входное тестирование на остаточные знания по математике проводится на первом курсе в рамках внедрённого коррекционного математического курса, и оно содержит задания одноимённой школьной дисциплины математики. Возникает вопрос: является ли входной тест по математике более информативным, чем ЕГЭ? Для этого необходимо определить цели данных экзаменационных испытаний. Цель входного тестирования - выявить проблемы в знаниях студентов, определить разделы математики, необходимые для повторения и дальнейшего обучения математическим дисциплинам в вузе. Цель ЕГЭ - определить уровень математической подготовки школьников. Говоря другими словами, цели входного тестирования и цели ЕГЭ различаются и одинаковых результатов, в принципе, не может быть. Но наблюдаемый нами разрыв в результатах слишком велик, что указывает на необъективность испытаний, либо одного из испытаний. Поэтому мы продолжили исследование на втором его этапе, суть которого состоял в следующем. После прохождения студентами коррекционного математического курса и первых математических дисциплин, мы проследили за результатами экзаменов и провели их сравнительный анализ. Связь результатов ЕГЭ и результатов первого экзамена по математике в вузе очень слабая, так же, как и связь результатов ЕГЭ и результатов входного тестирования по математике (рис. 2, 3, 4). Результаты входного тестирования и результаты экзамена по математике на ЕГЭ достаточно близки, что соответствует реальному положению дел. Причём результаты экзамена по математике в вузе по итогам первого семестра значительно лучше результатов входного тестирования. Количество студентов, обладающих средним уровнем математической подготовки, увеличилась с 16 до 36 %, количество студентов, получивших оценку «отлично», поднялось с 7 до 18 %, и если с входным тестированием справились лишь 46 % студентов, то экзамен сдали 94 % студентов.
Таким образом, проанализировав результаты тестирований и экзаменов, мы пришли к следующим заключениям:
1. Результаты ЕГЭ не соответствуют действительному уровню математической подготовки абитуриентов. Система подготовки в средней школе не обеспечивает достаточного уровня математических знаний для освоения программ бакалавриата по математическим дисциплинам. «Натаскивание» на ЕГЭ ведёт к тому, что у школьников не развивается понятийное мышление, а вырабатывается лишь некий «рефлекс» на решение определённого типа задач, что ведёт к выхолащиванию знаний учащихся и отрицательно сказывается на усвоении содержания дисциплин естественно-научного блока [5; 6].
2. Внедрение математического коррекционного курса положительно влияет на процесс обучения студентов в вузе. Введённый в учебный процесс курс выравнивания не только повысил уровень их базовой математической подготовки, сгладил разрыв в оценках студентов, подготовил студентов к дальнейшей учебной деятельности, но и сыграл мотивационную роль к самостоятельной и планомерной работе студентов в течение семестра, что формирует у них очень важную общекультурную компетенцию «умение учиться и самообучаться».
Библиографический список
1. Станевский, А. Г. Задачи коррекционного курса математики / А. Г. Станевский, З. Ф. Столярова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 2. - С. 48-58.
2. Солодников, В. В. Единый государственный экзамен: оправдались ли ожидания? / В. В. Солодников // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2011. - № 5 (105). - С. 113-122.
3. Далингер, В. А. Единый государственный экзамен по математике: результаты и проблемы / В. А. Далингер // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5. - С. 51-53.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Кадневский, В. М. Системные недостатки ЕГЭ. Когда их преодолеем? / В. М. Кадневский, В. Д. Полежаев // Народное образование. -2010. - № 6. - С. 11-24.
6. Ясюкова, Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении / Л. А. Ясюкова. - СПб.: ИМАТОН, 2005.256 с.
© Дернович Е. С., 2017 УДК 371.13: 378.6
ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. Б. Иванова, И. И. Тятенкова
Сибирская академия финансов и банковского дела
Статья посвящена анализу различных форм довузовского образования как одного из компонентов системы непрерывного образования в России. Качественное изменение социокультурных условий последнего десятилетия обусловило повышение требований, предъявляемых к уровню общего и профессионального образования в стране. Возросшая потребность в высококвалифицированных кадрах вызвала необходимость дальнейшего развития и углубления процессов непрерывного образования и, в частности, повышения качества довузовского образования. На примере деятельности Сибирской академии финансов и банковского дела рассмотрен опыт реализации активных форм обу-
чения с учащимися школ-партнёров с целью расширения их экономических и правовых знаний, содействия в правильном выборе будущей профессии.
Ключевые слова: непрерывное образование, довузовская подготовка, экономико-математическая школа, летняя экономическая школа, профориентация, активные методы обучения, финансовая и правовая грамотность, формирование компетенций.
Современное развитие России в зависимости от внешних социально-экономических условий и глобальных политических процессов постоянно находится в режиме поиска путей формирования условий для обеспечения благосостоянии нации. Современная экономика характеризуется индустрией знаний, инновациями, широким использованием информационных технологий. Каждая из характеристик экономики позволяет наметить направления модернизации системы образования и выявить особенности формирования современных выпускников образовательными организациями высшего образования.
После ввода антироссийских санкций в 2014 году были пересмотрены ориентиры развития российской промышленности и выявлены потребности исключения зависимости производства от импорта продукции для многих отраслей и российских предприятий, было взято направление на импортозамещение. В связи с этим для развития производства требуются высококвалифицированные специалисты в различных отраслях, в том числе и инженерные кадры. В XXI веке непрерывность образования становится основным направлением государственной образовательной политики, основные принципы которого представлены в ст. 3 «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Обучение в начальной и средней школе нацеливается на обеспечение молодёжи и взрослых широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями на протяжении всей жизни. Основные уровни общего образования представлены в ст. 10 ФЗ «Об образовании в РФ» [1].
Непрерывное образование - стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира [2]. Оно комплексно решает поставленную перед ним задачу создания условий для всестороннего развития любого человека, независимо от его социального статуса и возраста, имеет одновременную направленность на удовлетворение запросов общества и личных потребностей самого индивида.
По мнению В. В. Егорова, Э. Г. Скибицкого и др., основными этапами непрерывного образования являются:
а) воспитание, образование и обучение человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь (детско-юношеское образование);
б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности (образование взрослых) [2].
Под детско-юношеским подразумевается довузовское образование, концептуальные положения которого представлены в работах П. Ф. Анисимова, В. П. Беспалько, В. И. Блинова, В. А. Болотова, Н. Ф. Ефремовой, Т. А. Ильиной, Н. В. Кузьминой, А. Н. Лейбовича, С. В. Меньковой, К. Г. Митрофанова, В. М. Монахова, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Н. Ф. Талызиной, А. О. Татур и др.
Возникновение и развитие довузовской подготовки в России в XX веке было продиктовано изменившимися социальными, экономическими, политическими условиями, а также научно-техническим прогрессом, который обусловил повышение требований, предъявляемых к уровню общего и профессионального образования. Возросшая потребность в большом количестве высококвалифицированных кадров выявила недостатки существовавшей до этого системы передачи знаний [3].
По данным статистики, довузовская подготовка оказывает существенное влияние на такой аспект развития личности человека, как социализация, способствующая развитию у индивида способности к саморазвитию и подготавливающая его к исполнению разнообразных социальных ролей. Одновременно структура такого обучения позволяет разрабатывать и реализовывать дополнительные обучающие программы, апробировать и применять многовариантные технологии и методики, основываясь на потребности и специфике вуза.
Несмотря на изменившиеся за последнее десятилетие потребности общества, связанные с явным дефицитом инженерно-технического персонала, продолжают быть востребованными профессии экономиста, финансиста, работника банковской сферы и менеджера. Подтверждают сказанное и анализ статистических данных. Это напрямую связано с развитием в России предпринимательской деятельности, появлением новых субъектов, преимущественно малого и среднего бизнеса и как следствие с неизбежным расширением и укреплением банковского сектора. В соответствии с этим особое внимание уделяется формированию экономической и правовой культуры школьников и студентов [4].
Опыт Сибирской академии финансов и банковского дела (далее - САФБД) по реализации непрерывного образования огромен: вуз на протяжении 25 лет реализует различные формы непрерывного образования. В САФБД непрерывное образование ориентируется на такие формы обучения, как школа-вуз, среднее профессиональное образование (очная и заочная), высшая форма обучения (очная и заочная), магистратура и аспирантура. В САФБД успешно функционирует Центр довузовской подготовки и профориентации, основной задачей которого является предоставление школьникам информационных возможностей для выбора своей будущей профессии путём знакомства с академией и созданием необходимых условий для успешной подготовки к поступлению и дальнейшему обучению в академии. В рамках центра для школьников реализуются такие программы довузовской подготовки и профориентации, как экономико-математическая школа, школа компьютерного дизайна, профориентационное тестирование, проекты «Семейный день открытых дверей», «Профориентационная экскурсия по академии» и др. Общение с вузовскими преподавателями позволяет лучше понять и оценить правильность выбора своей будущей профессии, избежать разочарования и необходимости поступать вновь.
За время деятельности САФБД сформирована база школ - стратегических партнёров, которая включает 40 школ г. Новосибирска и Новосибирской области. Сотрудничество со школами - стратегическими партнёрами вуза позволяет учащимся 8-11 классов не только получить общее представление о таких профессиях, как бухгалтер, менеджер, финансист, банкир, но и самим поучаствовать в отдельных несложных трудовых операциях. Реализация программы довузовского обучения может протекать в самых разнообразных формах, что зависит от степени подготовленности учащихся, их возрастных особенностей, заинтересованности в сотрудничестве и др. факторов. В частности, Э. Г. Скибицким, В. В. Егоровым, И. Ю. Скибицкой и др. предлагается в качестве целесообразных организационных форм педагогического процесса применять простые (беседу, викторину и др.); составные (конференцию, КВН и др.); комплексные (день знаний, день выбранной профессии и др.), а также активные методы обучения, например, такие как ситуационное обучение, мозговой штурм и др. [5].
Все магистральные процессы в современном российском обществе подлежат строгой правовой регламентации, к чему, в частности, относятся сферы экономики, трудовых отношений, природопользования, гражданского оборота. От успешности правового регулирования зависит не только благополучие государства, общества в целом, но и отдельно взятого индивида и организации. Современное российское общество остро нуждается в позитивном правосознании, которое формируется в результате целенаправленного и непрерывного правового воспитания. Задача правового воспитания, в том числе, успешно решается в процессе реализации программ довузовского образования как начальной стадии цикла непрерывного образования.
Право представляет совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Оно распространяется на все сферы деятельности, в том числе образовательную, а его субъектами становятся все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Правовое воспитание - процесс формирования правовой культуры и правового поведения, то есть активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения независимо от ситуации. Правовое воспитание школьника, учащегося колледжа или студента вуза протекает в различных формах: сообщение информации на занятиях или лекциях, решение правовых ситуаций с применением нормативно-правовых актов, тестирование на знание действующего отраслевого законодательства, деловые игры, викторины и олимпиады. Главное, чтобы в итоге был получен результат в виде совокупности знаний по тем или иным правовым вопросам, ясное представление о своих правах и обязанностях, о тех возможностях, которые позволят беспрепятственно восстановить нарушенную справедливость.
Примером инновации в обучении школьников старших классов школ - стратегических партнёров САФБД служит учебное занятие по материалам закона РФ «О защите прав потребителей». Его цель - ознакомить учащихся с общей концепцией этого нормативно-правового акта, правовым статутом участников регулируемых законом правоотношений, мерами защиты в случае нарушения сторонами прав друг друга в силу невыполнения или ненадлежащего исполнения собственных обязанностей, системой санкций, применяемых государственными органами в соответствующих случаях.
Учебный материал изложен в форме презентации, включающей общие положения самого закона, фрагменты из известных кинолент и клипов и вопросы, составленные на основе представленного материала. Например, по результатам просмотра фрагмента «На колхозном рынке» из фильма «Операция Ы...» учащиеся должны ответить на вопросы: в чём заключаются особенности сроков годности, службы, гарантии товара; кто в данном случае их устанавливает; вправе ли покупатель вернуть товар продавцу, если в дальнейшем у него пропал интерес к приобретённой покупке; в каких случаях и за чей счёт проводится экспертиза некачественного товара. Ответ засчитывается как правильный только в случае ссылки на ту или иную норму закона. Это обязательное требование стимулирует необходимость непосредственной работы с основными положениями документа. Кроме того, по окончании урока у каждого участника должен появиться опорный конспект, содержащий основные реквизиты закона, сведения о структуре его содержания и основной сфере применения. Поскольку класс заранее делится на команды численностью до четырёх человек, победителем выступает та из них, которая за выполнение всех заданий набрала большее число баллов.
Впервые в этом году была организована профильная смена «Летняя экономическая школа» на базе детского оздоровительного лагеря «Дзержинец» Новосибирской области. Программа и тематика практических заданий были разработаны преподавателями кафедр «Экономика и управление», «Финансы и экономический анализ», «Философия, педагогика и психология», сотрудниками Центра инновационных компетенций и информационной политики. Интересный опыт дала деловая игра «Правовая грамотность в финансовых вопросах», проведённая в рамках «Летней экономической школы». Данная игра была основана на методических приёмах, используемых при проведении тренингов в академии [6].
Игра включала два основных этапа: теоретическую часть, содержащую информацию о правовых основах предпринимательской деятельности, и практическую, в рамках которой учащиеся (86 человек в возрасте 14-17 лет) должны были создать и представить проекты собственных предприятий малого и среднего бизнеса в разных отраслях экономики и доказать их конкурентоспособность.
Теоретическая часть была построена на материалах действующего законодательства: нормах Гражданского кодекса РФ, части 1, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Налогового кодекса РФ. Для результативного усвоения информация излагалась в форме таблиц и схем.
По завершении того или иного теоретического блока слушателям предлагалось ответить на вопросы, поставленные по сюжетам клипов. Например, по фрагменту кинофильма «Служебный роман» предлагалось ответить на вопрос, кто относится к исполнительным органам учреждения - начальник отдела, бухгалтер, директор, секретарь директора. К сюжету из кинофильма «Не может быть» задавался вопрос о том, является ли продажа собственного имущества примером предпринимательских отношений. Ответы следовало обосновать.
Составив опорный конспект по материалам первой части занятия, слушатели приступали к выполнению практического задания в виде презентации. В результате каждая из 16 команд, численностью до пяти человек, подготовила общую информацию о своём предприятии - хлебопекарне, кафе, ателье, рекламном агентстве, фитнес-клубе и др. Презентация включала общие сведения о юридическом лице: наименование (организацион-но-правововую форму - ООО и название), юридический адрес, наличие уставного капитала, сведения о системе органов (управления и исполнительных), эскиз товарного знака или знака обслуживания. Затем участники команды отвечали на вопросы, связанные с экономической деятельностью их предприятия и мерами, благодаря которым оно сможет доказать свою конкурентоспособность на рынке аналогичных товаров, работ и услуг. Победила та команда, которая не только правильно и полно отразила необходимую информацию о своём юридическом лице, но и сумела доказать жизнеспособность учреждённого субъекта рыночных отношений.
На наш взгляд, преимущества таких форм работы с будущими абитуриентами состоят в том, что они позволяют вовлечь аудиторию в процесс познания довольно сложного правового и экономического материала, стимулировать заинтересованность в изучении не только одного нормативного акта, но и права как совокупности наук, регулирующих все основные направления жизнедеятельности государства, более глубоко познать экономические процессы и изучить основные показатели деятельности предприятия [4; 7].
Итак, рассмотрев основные подходы в организации занятий школьников, можно констатировать, что они позволяют подготовить их к будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
2. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, Н. Э. Пфейфер, Л. А. Шкутина. - Караганды: Изд-во КарГУ, 2005. - 228 с.
3. Абрамова, М. А. Довузовская подготовка как компонент непрерывной системы образования / М. А. Абрамова, О. Л. Кошеутова // Вестник НВГУ. - 2016. - № 1. - С. 3-9.
4. Иванова, О. Б. Правовая культура и предпринимательство / О. Б. Иванова, И. И. Тятенкова // Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике: сб. статей по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. - Новосибирск: СИФБД, 2011. - С. 82-85.
5. Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Э. Г. Скибицкий, В. В. Егоров, И. Ю. Скибицкая [и др.]. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - Караганда: Изд-во КарГТУ, 2014. - 343 с.).
6. Тятенкова, И. И. Методические приёмы, используемые при проведении тренингов, и особенности их применения в сибирском институте финансов и банковского дела / И. И. Тятенкова, А. В. Черепанов, Г. А. Фадейкин // Непрерывное профессиональное образование: междунар. сб. науч. статей. - Новосибирск: СИФБД, 2007. - С. 394-413.
7. Тятенкова, И. И. Активизация познавательной деятельности студентов экономического профиля / И. И. Тятенкова // Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике: сб. статей по материалам Третьей Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. - Новосибирск: СИФБД, 2012. - С. 91-93.
© Иванова О. Б., Тятенкова И. И., 2017
УДК 377/378:004.9(430)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ГГ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ
Д. Иккес
Компания «BridgingITGmbH»
В статье рассматриваются особенности подготовки специалистов в области информационных технологий в вузах Германии. Даётся краткая характеристика ведущих университетов Германии, осуществляющих подготовку ^-специалистов. Рассмотрены особенности подготовки П-бакалавров на примере программы подготовки «Прикладная информатика» в Мерзербургском университете. В завершении статьи описываются проблемы трудоустройства и размеры заработной платы П-специалистов.
Ключевые слова: Германия, высшее образование, ^-специалисты, подготовка, трудоустройство.
Современная система высшего образования в Германии заметно отличается от российской. Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода». Согласно этому принципу свобода предоставлена не только вузам в вопросах управления, но и каждому студенту. Иначе говоря, каждый студент сам вправе выбрать перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Стоит отметить, что в Германии отсутствует жёсткая (то есть в обязательном порядке) система посещения занятий. Многое зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Можно не посещать лекции со своими однокурсниками, но в соответствии с выбранной специальностью и её учебной программой необходимо составить свой учебный план и организовать своё время, чтобы отвечать общим требованиям по данной специальности (которые достаточно высоки). Система высшего образования в Германии также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных (14-20 недель) и нелекционных периодов, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.