122 Высшее образование в России • № 12, 2007
сравнение компетенций различных людей или групп лиц требуют длительного наблюдения, обработки значительного статистического материала.
Стоит отметить и слабые стороны этой системы. Главной из них является недостаточное овладение фундаментальными дисциплинами, что связано с особенностями учебных планов. В этом смысле вряд ли можно предъявлять претензии к обладателю бакалаврской степени, полученной за три года, в то же время магистр должен иметь более глубокое образование, нежели то, что приспособлено к сегодняшним требованиям работодателей.
Упомянутое выше стартовое заседание семинара кафедры UCPBL привлекло участников со всех пяти континентов, что свидетельствует об интересе к данной модели обучения со стороны приверженцев инноваций в образовании. Прошли дискуссии о применимости данного метода в разных странах. Приглашенные на семинар студенты дали о нем весьма положительные отзывы. Была проведена экскурсия по рабочим комнатам групп студентов, работающих над проектами. (К примеру, группе студентов 4-го курса, состоящей из пяти человек, поручено усовершенствовать электронное устройство связи (модем), с тем чтобы оно более четко отделяло полезный сигнал от шума.)
Вполне естественные соображения о том, что традиционные методики, связанные с передачей накопленных знаний от учителя к ученику, нуждаются в совершенствовании, так как в реальной жизни человеку
О. ПИРАЛОВА, доцент Ф. ВЕДЯКИН, доцент Омский государственный университет путей сообщения
В настоящее время проблема подготовки квалифицированных инженерно-технических специалистов является доста-
приходится решать проблемы и он должен привыкать к этому в процессе обучения, вызывают повышенный интерес к PBL. Однако представляется, что здесь, как обычно, надо искать «золотую середину».
В условиях нашей системы высшего образования действуют, как известно, государственные образовательные стандарты, и переход на модель PBL неминуемо приведет к их нарушению. Вместе с тем в учебных планах отечественных технических вузов имеются курсовые и дипломные проекты, где PBL вполне применима.
Очевидно, что переход к широкому использованию PBL возможен лишь для «элитного» контингента, поскольку работа над проектом требует хорошей подготовки и прочной мотивации. Один из путей подготовки такого контингента — работа со школьниками на основе прочной связи «школа — вуз».
Итак, главным достоинством ольборг-ской модели является групповая работа над проектом. Опыт такой работы имеется и в Московском автомобильно-дорожном институте (ГТУ). Студенты, объединившись добровольно в группу, конструируют и собирают автомобиль в рамках международного проекта «Формула-студент». Таким образом, творческое использование положительных сторон PBL возможно, и оно должно привести к повышению компетенций выпускников вуза.
Литература
1. The Aalborg PBL model - Progress, Diversity and Challenges / A. Kolmos, F.K. Fink, L. Krogh. - Aalborg University Press, 2006.
Подготовка современных школьников к обучению в техническом вузе
точно острой. До 40—55% современных выпускников различных технических вузов предпочитают работать не по специальнос-
Редакционная почта
123
ти. Оставшийся процент выпускников, которые попадают на различные производства, сталкивается с проблемами адаптации и нехватки инженерных навыков, в том числе с неумением ориентироваться в графической и текстовой документации, а иногда и с отсутствием пространственного воображения. Это существенно сказывается на качестве работы молодого специалиста и предприятия в целом.
Возникает вопрос: почему же молодые специалисты с трудом входят в инженерно-производственный процесс? Почему остаточные знания, в том числе и по графическим дисциплинам, минимальны? Отвечая на эти вопросы, представители предприятий чаще всего предъявляют претензии преподавателям вузов, и, вероятно, это правильно с их точки зрения. Но если посмотреть на эту проблему глазами преподавателей графических дисциплин технических вузов, то какой «базовый материал» получают они?
Как показывают статистические исследования, проведенные и обработанные авторами за последние пять лет, складывается следующая ситуация: 35—45% выпускников школ пытаются поступить в вузы технического профиля, то есть в те учебные заведения, которые впоследствии выпустят инженеров различных специализаций и направлений.
Современные абитуриенты технических вузов сдают вступительные экзамены, как правило, по физике, математике и русскому языку. Что касается интересующих нас графических дисциплин, то при сдаче вступительного экзамена по математике (или ЕГЭ) вопросы (задачи) по геометрии, курс которой преподается школьникам с 7-го по 11-й классы, составляют приблизительно 6% от общего числа. Поэтому подавляющее большинство современных школьных учителей математики предпочитают готовить своих учеников по алгебре и началам анализа, а геометрию изучают «факультативно». Отсюда и плачевный результат: отсутствие развитого пространственного воображения, логического мышления, элементарных графических навыков, умения решать задачи в пространстве и на плоскости и трудно-
сти студентов при изучении графических дисциплин в технических вузах.
Преподаватели начертательной геометрии получают неподготовленных студентов, то есть те академические часы, которые следовало бы посвятить углубленному изучению предмета, приходится тратить на так называемые основы предмета.
По статистике последних лет, лишь единицы студентов-первокурсников умеют решать геометрические задачи школьного курса, логично обосновывать ход решения той или иной задачи, опираясь на соответствующие теоремы и леммы классической геометрии и стереометрии.
Что касается изучения такой дисциплины, как черчение, то можно сделать вывод, что это еще большая проблема для современного высшего технического образования. Проверка у студентов-первокурсников остаточных школьных знаний по черчению показала, что только приблизительно 12% поступивших имеют знания об основах предмета.
Существует мнение, что все графические дисциплины нужно связывать с существующими компьютерными графическими пакетами. Мысль, несомненно, здравая, но если у инженера отсутствуют воображение и пространственное мышление, если нет представления, что он чертит, то никакой графический пакет не поможет.
Поэтому решение данной проблемы, вероятно, нужно начинать со школьного образования. Преподавателям математики необходимо при обучении геометрии обратить внимание на необходимость развития у школьников пространственного воображения. Его можно развивать, не только выдавая алгоритмы решения задач, но и позволяя школьникам творчески подходить к решению той или иной задачи по геометрии.
Еще одним шагом к повышению уровня знаний школьников по графическим дисциплинам может быть установление более крепкой связи школы с вузами путем организации олимпиад, курсов, школ по углубленному изучению указанных дисциплин. Работая в союзе «школа — вуз», можно получить полноценных абитуриентов, а впоследствии и качественных студентов.