Научная статья на тему 'Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для терапевтического обучения больных сахарным диабетом'

Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для терапевтического обучения больных сахарным диабетом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
804
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терапевтическое обучение / обучение пациентов / подготовка медицинских сестер / обучение пациентов с сахарным диабетом / therapeutic education / patient education / training of nurses / educating patients with diabetes mellitus

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Носкова Вера Анатольевна, Поздеева Татьяна Васильевна, Васильева Ольга Львовна

Представлены результаты исследования подготовленности медицинских сестер к терапевтическому обучению больных сахарным диабетом. Проведена оценка эффективности обучения детей с впервые выявленным сахарным диабетом и их родителей специально подготовленными медицинскими сестрами с высшим образованием. Через 6 месяцев после занятий в школе диабета число больных с допустимым уровнем гликозилированного гемоглобина (менее 8,0%) увеличилось на 61%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Носкова Вера Анатольевна, Поздеева Татьяна Васильевна, Васильева Ольга Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presented were the results of the assessing the readiness of nurses for therapeutic education of patients with diabetes mellitus. Conducted was the assessment of the effectiveness of teaching children with newly diagnosed diabetes and of their parents by specially trained nurses with higher education. After 6 months of training in the School of Diabetes the number of patients with an acceptable level of glycated hemoglobin (less than 8,0%) increased by 61%.

Текст научной работы на тему «Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для терапевтического обучения больных сахарным диабетом»

составив в 2008 г. 1791,0 на 1000 подростков. В 2008 г. охват детей осмотрами по программе диспансеризации составил 98,1%. В структуре впервые выявленной патологии первое место занимают болезни нервной системы (19%), второе — костно-мышечной и соединительной ткани (16,2%), третье — пищеварения (12,9%). Состояние здоровья детей характеризуется не только заболеваемостью, но и показателями физического развития. Отмечена тенденция к увеличению среднего роста и к уменьшению доли детей с дефицитом массы тела. Доля детей, относенных к первой группе здоровья, составила 21,0%, ко второй — 64,9%, к третьей — 12,5%, к четвертой — 1,3%, к пятой — 0,3%.

Таким образом, требуются разработка и внедрение в практику здравоохранения профилактических программ с учетом региональных особенностей здоровья населения и состояния здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здравоохранение и здоровье населения: Стат. сб. — Благовещенск, 2005.

2. Здравоохранение и здоровье населения: Стат. сб. — Благовещенск, 2006.

3. Здравоохранение и здоровье населения: Стат. сб. — Благовещенск, 2007.

4. Максимов Ю. Г. Доклад на итоговой коллегии Министерства здравоохранения Амурской области Об итогах деятельности органов и учреждений здравоохранения области в 2008 году и задачах на 2009 год».

Поступила 25.06.09.

MORBIDITY OF THE POPULATION OF AMUR REGION

R.G. Turaev, L.N. Voit, E.S. Abbasova

Summary

Shown were the structure, trends, peculiarities of the prevalence of morbidity of the population of Amur region in both urban and rural areas. In recent years, recorded was an increase in general and primary morbidity, which were respectively 1469.1 and 750.9 per 1000 of the population.

Key words: general morbidity, morbidity with temporary disability, morbidity of children.

УДК 614.253.52:616.379-008.64—082.8-084

ПОДГОТОВКА СЕСТРИНСКИХ КАДРОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЛЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Вера Анатольевна Носкова, Татьяна Васильевна Поздеева, Ольга Львовна Васильева

Кафедра организации здравоохранения и управления сестринским делом (зав. — проф. Т.В. Поздеева) Нижегородской государственной медицинской академии

Реферат

Представлены результаты исследования подготовленности медицинских сестер к терапевтическому обучению больных сахарным диабетом. Проведена оценка эффективности обучения детей с впервые выявленным сахарным диабетом и их родителей специально подготовленными медицинскими сестрами с высшим образованием. Через 6 месяцев после занятий в школе диабета число больных с допустимым уровнем глико-зилированного гемоглобина (менее 8,0%) увеличилось на 61%.

Ключевые слова: терапевтическое обучение, обучение пациентов, подготовка медицинских сестер, обучение пациентов с сахарным диабетом.

К числу важнейших проблем медицины относятся профилактика и лечение хронических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет, бронхиальная астма, и др.), многие из которых получили настолько широкое 542

распространение, что был введен термин «неинфекционное эпидемическое заболевание». В лечении хронических заболеваний наряду с применением современных медицинских технологий необходимо изменить поведение больного, дать определенные знания и научить использовать их в повседневной жизни, мотивировать его на выполнение индивидуальных рекомендаций. Эта часть лечения хронических заболеваний получила название «терапевтическое обучение пациентов» (ТОП) [2, 4].

Как показывает мировой опыт, рациональное использование самой многочисленной категории медицинских работников — сестринских кадров — ведет к значительному улучшению качества и доступности медицинской помощи [2, 3].

В Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) разработана

Таблица 1

Мнение студентов факультета ВСО о целях терапевтического обучения (%)

Цели Курсы обучения

3-й 4-й 5-й

Улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями 82,8 77,2 97,0

Изменение образа жизни пациента 45,7 45,5 55,9

Предотвращение инвалидизации 54,2 41,0 44,1

Продление жизни пациента 28,6 50,0 47,0

Поиск новых сфер деятельности медицинских сестер с высшим образованием — 4,5 5,9

и успешно реализуется программа «Медицинские сестры — организаторы терапевтического обучения больных сахарным диабетом» в виде электива на 4 и 5-м курсах факультета высшего сестринского образования (ВСО). Программа включает курс лекций, практические занятия в эндокринологическом стационаре и школе диабета, самостоятельную подготовку пособий для пациентов. Полученные знания и навыки студенты закрепляют в ходе производственной преддипломной практики в школе диабета при эндокринологическом отделении МУЗ «Больница №13», в Нижегородской диабетической лиге, а также в летних оздоровительных лагерях для детей, больных сахарным диабетом, и их родителей. В рамках обмена лучшие студенты факультета ВСО имеют возможность проходить производственную практику в Таллинском медицинском колледже (Эстония), где также внедрена подобная образовательная программа.

С целью определения подготовленности медицинских сестер с высшим образованием к самостоятельному терапевтическому обучению пациентов с сахарным диабетом нами было проведено пилотное исследование со следующими задачами: 1) разработка анкеты для определения подготовленности студентов ВСО к проведению ТОП (с участием психолога, педагога и врача-эндокринолога и включением блоков по медицинской и возрастной психологии, педагогике, терапевтическому обучению и клиническим аспектам сахарного диабета); 2) исследование подготовленности медицинских сестер в зависимости от курса обучения; 3) оценка эффективности реализации ТОП медицинскими сестрами — по динамике уровня знаний пациентов и метаболических параметров (уровню гликозили-рованного гемоглобина), а также с помощью экспертных оценок.

В исследовании принимали участие студенты 3—5-го курсов факультета высшего сестринского образования НГМА (91 чел.), Опрашиваемые имели значительный стаж профессиональной деятельности: 35,1% участников работали по специальности более 15 лет,

19,0% — от 10 до 15 лет, лишь у 14,3% стаж работы был менее 5 лет. Способность медицинских сестер определять тип отношения к болезни у пациентов достоверно возрастал к старшим курсам. Правильно оценивали тип отношения к болезни (тревожный, сенситивный, эргопатический, ипохондрический, меланхолический, анозогнозический, апатический) 43,8 % опрошенных студентов 3-го курса и 75,5% — 5-го (р<0,01). По мнению медицинских сестер, соблюдение пациентом медицинских рекомендаций зависит от компетентности медицинского персонала (в 50,0% случаев), типа взаимодействия «медработник — пациент» (в 56,0%). Большинство респондентов справедливо считают наблюдение (91,2%) и эксперимент (93,4%) адекватными методами оценки психологического состояния больного.

О ведущих познавательных процессах детей младшего школьного и подросткового возраста были осведомлены лишь 58,2% участников опроса. Респонденты испытывали затруднения в решении ситуационных задач по мотивации к обучению пациентов различных возрастных групп. Большинство анкетируемых (52,0% студентов 3-го курса и 67,6% пятикурсников) правильно отметили, что наиболее эффективно обучение на стадии «принятия болезни».

Исследование показало, что медицинские сестры с высшим образованием правильно определяют цели терапевтического обучения (табл. 1). Оптимальными местами проведения ТОП, по мнению пациентов, являются поликлиника (так считают от 62,8 до 79,4% респондентов) и стационар (от 47,0 до 68,3%). Среди мест обучения также назывались школы пациентов в пансионатах (групповое обучение) и на дому (индивидуальное обучение).

Большинство участников исследования (96,7%) считали, что обучать «правилам жизни с диабетом» могут только специально подготовленные медицинские сестры, причем 58,2% опрошенных полагали, что для этого не требуется высшее медицинское образование.

Доля респондентов, информированных о правильном питании при сахарном диабете,

10%

4% 6%

1 курсы позволили систематизировать юо%

до курсов владели отрывочными знаниями о диабете

80%

й до курсов практически ни1 знали о диабете

□ знания были достаточными и до курсов

Рис. 1. Оценка родителями пациентов результатов обучения (в %).

достоверно повышается от 3 к 5-му курсу (31,4% и 73,5% соответственно). Эксперты отметили недостаточную информированность медицинских сестер о продуктах, содержащих углеводы, а также обо всех возможных причинах наступления гипогликемии.

Результаты данного исследования показали, что оценка знаний и навыков позволяет экспертам допустить к проведению терапевтического обучения до 85% опрошенных.

С 2005 г. студенты 5-го курса факультета ВСО в ходе организационного эксперимента проводят обучение детей с впервые выявленным сахарным диабетом и их родителей в школе диабета. Программа рассчитана на пять учебных дней и включает теоретические занятия, практическую подготовку с моделированием ситуаций в игровой форме и психологические тренинги для родителей.

Установлено достоверное повышение уровня знаний пациентов, а также навыков измерения содержания глюкозы в крови, корректировки дозы инсулина при физических нагрузках, расчета хлебных единиц в рационе питания во всех возрастных группах. Кроме того, около 80,0% родителей отметили, что занятия позволили систематизировать собственные знания бывших медицинских сестер (рис. 1).

Объективно результаты обучения больных сахарным диабетом оцениваются по динамике клинико-метаболических параметров, наиболее показательным из которых является уровень гликозилированного гемоглобина (НЬЛ1). Показано, что снижение уровня НЬЛ1 коррелирует с частотой проведения самоконтроля [2]. Уровень гликозилированного гемоглобина измеряли до обучения в школе диабета, через 6 месяцев, один и 2 года (у группы, обучавшейся в 2005 г.). До обучения более чем у половины пациентов компенсация гипергликемии была неудовлетворительной, однако уже через 6 месяцев после занятий число больных с уровнем НЬЛ1 менее 8,0% увеличилось на 61%. В дальнейшем доля лиц с приемлемым уровнем глико-

Через 6 месяцев

Через 1 год Через 2 года

Рис.2. Уровень гликозилированного гемоглобина у больных сахарным диабетом до и после обучения.

зилированного гемоглобина снижалась, что отражает необходимость проведения повторных циклов обучения (рис. 2).

Реализация обучающих программ с участием сестринского персонала с высшим образованием позволяет оптимизировать работу сестринского персонала и снизить нагрузку на врачей-эндокринологов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахитов Ш.М., Нуриева Э.И. Роль медицинских сестер в современном здравоохранении//Казанский мед. ж. - 2010. - Т. 9. - № 2. - С. 260-263.

2. Дедов И.И. Терапевтическое обучение больных с сахарным диабетом. - М.: Реафарм, 2004. - 200 с.

3. Двойников С.И., Карасева Л.А. Управление развитием сестринского персонала: учебное пособие. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. - 120 с.

4. Павленко Т.Н. Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров. - М.: Медицина, 2003. - 192 с.

5. Петров А.В., Поздеева Т.В.. Организация терапевтического обучения пациентов: учеб. пособие / А.В. Петров. - Н.Новгород:Изд-во НГМА, 2008. - 76 с.

Поступила 24.06.09.

PREPARATION OF NURSING STAFF WITH HIGHER

MEDICAL EDUCATION FOR THERAPEUTIC

EDUCATION OF PATIENTS WITH DIABETES MELLITUS

V.A. Noskova, T.V. Pozdeeva, O.L. Vasil'eva

Summary

Presented were the results of the assessing the readiness of nurses for therapeutic education of patients with diabetes mellitus. Conducted was the assessment of the effectiveness of teaching children with newly diagnosed diabetes and of their parents by specially trained nurses with higher education. After 6 months of training in the “School of Diabetes” the number of patients with an acceptable level of glycated hemoglobin (less than 8,0%) increased by 61%.

Key words: therapeutic education, patient education, training of nurses, educating patients with diabetes mellitus.

530131013101310100013101310131013101310131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.