ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ^ / _
Т.П. Рассказова, А.Д. Музафарова
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА К РАБОТЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Ключевые слова: обучение иностранному языку, обучение взрослых, академическая мобильность, интернационализация, организационно-методические условия.
Аннотация: В статье приводится успешный опыт Уральского федерального университета по внедрению программы повышения квалификации научно-педагогических работников в области английского языка как важного условия адаптации к новым требованиям профессиональной деятельности, связанным с работой в международной научно-образовательной среде. Рассмотрены организационно-методические задачи, стоявшие перед участниками проекта: определение требований к минимальному уровню владения английским языком, необходимому для работы в международной среде; выбор способа объективного независимого определения уровня знания английского языка; использование механизмов управления мотивацией к изучению английского языка; разработка эффективных программ обучения, обеспечение их реализации и мониторинг качества обучения.
Предпосылки запуска проекта обучения сотрудников Уральского федерального университета (УрФУ) английскому языку. Вовлеченность сотрудников и студентов в международную научно-образовательную деятельность - один из важнейших показателей инновационного развития современного университета, поскольку именно это определяет конкурентоспособность вуза на международном рынке научно-образовательных услуг. Программа развития Уральского федерального университета на 2010-2020 годы предполагает целый ряд мероприятий по повышению международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров [3]. В рамках данного стратегического направления решались такие взаимосвязанные задачи, как поддержка академической мобильности и профессионального роста сотрудников университета, интернационализация образовательного процесса. Интернационализация образовательного процесса призвана обеспечить привлечение иностранных студентов, преподавателей и ученых-исследователей, сделать университет мировым лидером в исследованиях и разработках по ряду перспективных научных направлений. Для включения университета в международное академическое сотрудничество и интеграции в образовательное пространство необходимо организовать прием на обучение иностранных граждан и участие профессорско-преподавательского состава и студентов университета в международных программах академической мобильности.
Поскольку мировые рейтинги вузов учитывают такой показатель, как количество обучаемых иностранных студентов, УрФУ ставит своей задачей предложить студентам программы на иностранном языке - английском, как самом распространенном языке международного общения. Это, в свою очередь, требует от профессорско-преподавательского состава (ППС) и научно-педагогических работников (НПР) владения иностранным языком на уровне, достаточном для чтения лекций, проведения семинаров и т. д. Как и остальные вузы страны, Уральский федеральный университет столкнулся с проблемой низкого темпа интернационализации образования, в частности, недостатком кадров, владеющих английским языком на необходимом уровне. Кроме того, в сложившейся в университете практике преподавания иностранные студенты отсутствуют как отдельная категория, поскольку до настоящего времени все иностранные студенты при поступлении в российские вузы проходят годовой курс изучения русского языка, который и становится в дальнейшем языком обучения. Увеличение количества иностранных студентов в вузе неизбежно ведет к необходи-
практика овраэооанип
мости изменить сложившуюся ситуацию. Однако далеко не все преподаватели университета готовы быстро перестроиться и начать разрабатывать свои курсы на английском языке. То есть, перед университетом встала задача организации подготовки ППС и НПР к работе в новых условиях; развития англоязычной среды вуза; создания системы языковой подготовки и тестирования студентов и преподавателей.
Задачи и этапы реализации проекта. Подготовка ППС УрФУ к работе в международной научно-образовательной среде потребовало следующее:
- определение требования к минимальному уровню владения английским языком ППС УрФУ, необходимому для работы в международной среде;
- поиск способа объективного независимого определения уровня знания английского языка;
- создание поддержки мотивации ППС УрФУ к изучению английского языка;
- разработка эффективных программ обучения английскому языку ППС УрФУ;
- обеспечение высокого качества реализации программ обучения английскому языку ППС УрФУ и мониторинга эффективности обучения.
В первую очередь, предстояло определить требования к минимальному уровню знания английского языка, который обеспечивал бы успешную работу преподавателя в интернациональном научно-образовательном контексте. Общеевропейская шкала компетенций владения иностранным языком - ОББР - выделяет шесть уровней сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: А1, А2, В1, В2, С1, С2. Уровни А1 и А2 предполагают базовое владение языком, недостаточное для свободного общения; уровни В1 и В2 являются уровнями, достаточными для самостоятельного независимого общения на иностранном языке, в-основном, в знакомых ситуациях; уровни С1 и С2 подразумевают свободное владение иностранным языком.
На закономерный вопрос, какой уровень английского языка можно считать достаточным для чтения лекций и проведения практических занятий, ответ не так прост, как кажется. Практика свидетельствует, что есть преподаватели, показавшие по результатам тестирования уровень А2, но при этом имеющие огромный запас лексики по своей специальности и опыт публикации статей и чтения лекций за рубежом; с другой стороны, есть преподаватели, владеющие английским языком на уровне В2, но утверждающие, что не готовы выйти в аудиторию с иностранными студентами. Причиной тому, во-первых, большой перерыв в изучении иностранного языка - многие преподаватели закончили изучать иностранный язык на втором курсе вуза и после этого не сталкивались с необходимостью его активного использования; многие пользовались иностранным языком только для пассивного чтения литературы по специальности, таким образом пополняя свой словарный запас и развивая рецептивные навыки понимания письменного текста. Во-вторых, большинство сотрудников имеют опыт изучения иностранного языка с применением традиционных подходов и методик (например, грамматико-переводной метод), не предполагающих активное использование языка для общения, а, скорее, направленных на пополнение лексического запаса, обучение переводу и правильному построению фраз, чаще в письменной речи. При традиционном подходе к обучению непосредственно свободному, живому общению на иностранном языке должного внимания не уделялось.
При этом не существует нормативных документов, определяющих требования к минимальному уровню владения английским языком в российских вузах; вузы, входящие в ТОР-500 мирового рейтинга, предъявляют требования относительно минимального уровня владения английским языком для тех, кто желает в них обучаться. Следовательно, можно сделать вывод, что уровень английского языка у преподавателей не может быть ниже, чем у студентов, с которыми они работают.
Далее приведены примеры языковых требований к поступающим в некоторые из вузов, входящих в рейтинг ОБ.
пеппгогнчесннй ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 4 (59). SOIS eSSSSSë
- Massachusetts Institute of Technology (MIT) (№1 за 2013-2014 год) TOEFLiBT - 90 (минимум), 100+ (рекомендован) [9].
- Harvard University (№2 за 2013-2014 год) TOEFLiBT - 92 [5].
- University of Cambridge (№3 за 2013-2014 год) IELTS 7,5; CPE (Grades A,B) [8].
- University of Leeds (№97 за 2013-2014 год) IELTS 6,5; TOEFL - 92 [7].
- City University of Hong Kong (№104 за 2013-2014 год) IELTS 6,5; TOEFL - 76 [4].
Из вышеперечисленных требований видно, что уровень преподавателей должен быть не ниже С1, согласно CEFR. Уровень С1 характеризуется как свободное (профессиональное) владение иностранным языком и подразумевает следующие компетенции:
Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов [6].
Следующей задачей был поиск способа объективного определения уровня владения языком. Подтверждением необходимого минимального уровня владения иностранным языком может служить наличие сертификата об успешной сдаче одного из международных экзаменов соответствующего уровня (не ниже С1). В качестве примеров можно привести Кембриджские экзамены, результаты которых признаются большинством ведущих университетов мира: САЕ (результат С, В, А), СРЕ (результат С, В, А); экзамен TOEFL - результат не менее 90 из 120, а также экзамен IELTS - уровень не ниже 7. Следует отметить, что Кембриджские экзамены САЕ (С1) и СРЕ (С2) действительны неограниченный срок, в отличие от IELTS и TOEFL, чей срок действия два года.
Для осуществления внешнего независимого тестирования уровня владения английским языком, подтверждаемого выдачей международного сертификата, на базе университета был открыт авторизованный экзаменационный центр (UCLEX) по приему Кембриджских экзаменов (Cambridge English Language Assessment) от уровня А2 до уровня С2.
В центре была осуществлена специальная подготовка экзаменаторов, сертифицированных Cambridge English Language Assessment для приема устной части Кембриджских экзаменов, а также наблюдателей, контролирующих процедуру проведения экзаменов для обеспечения высоких стандартов комиссии по тестированию. Менеджеры центра формируют группы для тестирования и обучения, регулируют отношения с Cambridge English Language Assessment, осуществляют организацию приема и отправки экзаменационных материалов.
Следующая немаловажная проблема - создание механизмов управления мотивацией сотрудников УрФУ к изучению английского языка. Следует отметить, далеко не все сотрудники университета понимали важность и необходимость знания английского языка, что связано с предыдущим негативным опытом изучения иностранного языка и сомнениями в целесообразности такого обучения; неуверенностью в своих способностях; боязнью неудачи. Большую роль также играли такие факторы, как финансовые, временные и территориальные ограничения.
В УрФУ попытались создать возможно более комфортные условия для изучения английского языка. В 2013 году внедрена широкомасштабная программа подготовки ППС к Кембриджским экзаменам, предполагавшая неограниченный набор на курсы изучения английского языка сотрудников с любым начальным уровнем. Для удобства слушателей занятия были организованы в четырех корпусах вуза, что позволило обучающимся выбрать наиболее подходящий территориально вариант. Время занятий также согласовывалось со слушателями. Вуз полностью оплачивал как обучения на курсах, так и последующую сдачу экзаменов; были также введены стимулирующие надбавки за наличие международных сер-
йж^м^жзэат^жзжзтвйж^ практика овраэооанип
тификатов, подтверждающих владение иностранным языком на уровне не ниже В2, и за проведение занятий на иностранном языке.
Следующей существенной задачей была разработка эффективных программ обучения, помогающих профессорско-преподавательскому составу УрФУ в короткие сроки повысить уровень владения английским языком. При разработке программ было решено ориентироваться на подготовку к многоуровневым Кембриджским экзаменам и сделать сдачу экзамена по окончании курса обязательным условием обучения. Во-первых, это исключает посещение курсов в качестве бесплатного хобби «для себя». Во-вторых, это позволяет увидеть прогресс слушателей, при этом оценка выставляется независимым экспертом (Cambridge English Language Assessment), который заинтересован в максимальной объективности. В-третьих, каждый слушатель четко видит свою ближайшую цель - сдача экзамена на уровень, к которому он готовится сейчас и дальнюю цель - те «ступеньки-уровни», которые ему предстоит пройти для достижения желаемого результата. В-четвертых, наличие четких критериев оценки и структурированных по видам речевой деятельности и языковым аспектам требований позволяют целенаправленно планировать результаты и траектории обучения, сделать процесс обучения четко структурированным, что особенно важно, если речь идет о взрослых учащихся. [Общепризнано, что плохо структурированное содержание, нечеткость цели и характера его предъявления являются не просто педагогическими ошибками, а нарушениями гуманистических основ образования взрослых [8, 45]]. В-пятых, это позволяет оценивать достижения и уровень владения английским языком в общепринятых мировых терминах - в Общеевропейской системе уровней А1, А2, В1, В2, С1, С2 (CEFR).
Были разработаны модульные программы по подготовке к следующим предлагаемым Кембриджем экзаменам: уровень А2 - КЕТ; уровень В1 - РЕТ; уровень В2 - FCE; уровень С1 - САЕ. Количество часов на каждый модуль определено с учетом рекомендаций Европейской Ассоциации разработчиков тестов по языкам (ALTE) и собственного практического опыта преподавателей английского языка - около 150 часов аудиторной работы на достижение уровня. Следует учитывать, что при приближении к продвинутым уровням - В2 и С1 - время на освоение каждого последующего уровня увеличивается, поэтому для уровня В2 курс обучения предполагает 220 часов аудиторных занятий, а для уровня С1 - 290 часов. Каждый модуль имеет определенную цель - достижение уровня владения английским языком по Общеевропейской шкале компетенций в отдельном модуле с подтверждением уровня путем сдачи соответствующего кембриджского экзамена. Для этого, безусловно, необходима высокая мотивация и интенсивная работа самого обучаемого. Кроме того, огромную роль играют используемые материалы и методы.
Эффективная реализация разработанных программ обучения ППС и НПР УрФУ английскому языку и подготовки к сдаче международных экзаменов на получение сертификата была следующей важной задачей. В первую очередь определялся начальный уровень владения английским языком (согласно Общеевропейской шкале) и конкретные потребности обучаемых, в зависимости от этого, слушатели распределялись по группам. С этой целью менеджером Кембриджского центра организуется входное тестирование в виде письменного лексико-грамматического теста, разработанного методистами британских издательств учебно-методической литературы. Данный тест также может быть проведен в онлайн-режиме. После получения результатов письменного теста методисты проводят устное собеседование, по результатам которого принимается окончательное решение об уровне владения языком и выдаются дальнейшие рекомендации по зачислению в конкретную группу и выбору соответствующего курса обучения. В частности, если тестируемый показал уровень С1, то ему рекомендуют пройти пробный тест на уровень С1 по формату международного экзамена, с охватом всех видов речевой деятельности и языковых аспектов (чтение, аудирование, письмо, говорение, лексико-грамматическая часть). При наборе более
пеппгогнчесннй ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 4 (59). 2Ol 5 SSSSSSS
60 % правильных ответов, рекомендуется пройти сокращенный курс подготовки к экзамену уровня С1 (САЕ) на 72 часа и внешнее тестирование с получением Кембриджского сертификата. Централизованное тестирование ППС на подтверждение уровня владения английским языком с выдачей сертификата международного образца осуществляется два раза в год: в ноябре - декабре и мае - июне.
В начале обучения в группе преподавателем организуется диагностическое тестирование для определения сильных / слабых сторон у слушателей и дальнейшей проработки программы обучения с учетом результатов данного вида тестирования, а также для ознакомления слушателей с форматом предстоящего экзамена. Помимо этого, подобные тестирования в формате экзамена проводятся регулярно с целью мониторинга степени освоенности материала и корректировки дальнейшей программы обучения; прогнозирования успешности сдачи реального Кембриджского экзамена.
Следующей целью было обеспечение высокого качества обучения. Успешная реализация программ обучения ППС УрФУ английскому обеспечивается во многом с помощью доказавших свою эффективность интерактивных приемов организации учебной деятельности как части коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам. Как видим, обучение контекстом деятельности, воспроизводящей реальность в учебных условиях, личностная вовлеченность обучаемых в процессы познания и самопознания являются особенно значимыми в образовании взрослых [2, 63].
К обучению ППС были привлечены только высококвалифицированные преподаватели английского языка, прошедшие специальную подготовку. Практически все преподаватели, работающие с группами ППС, имеют квалификационные сертификаты международного уровня по методике обучения взрослых английскому языку (CELTA - Certificate of English Language Teaching to Adults). Кроме того, все преподаватели на высоком уровне владеют английским языком (не ниже С1), что подтверждается соответствующими международными сертификатами. Напомним, что важнейшим фактором успеха в изучении иностранного языка является развитие умений самостоятельной учебной деятельности - учебной автономии, развитие готовности и способности взять на себя управление учебной деятельностью: планировать, организовывать, оценивать, анализировать, корректировать свой учебный труд; формировать потребность и мотивацию к дополнительной самостоятельной работе по изучению языка вне аудитории. Необходимый регулярный контакт с языком лучше всего обеспечивается занятиями в аудитории в комбинации с самостоятельной внеаудиторной работой; оптимальным является режим аудиторных занятий не менее двух раз в неделю и ежедневные самостоятельные занятия.
При реализации программы обучения было предусмотрено оказание педагогической поддержки обучающимся - постоянное тьюторское сопровождение со стороны преподавателя и контроль за самостоятельной учебной деятельности слушателей по освоению английского языка. Преподаватели сделали доступным посредством сети Интернет набор дополнительных учебно-методических материалов (для этого было использовано хранилище файлов с возможностью предоставления совместного доступа «Дропбокс»). Они исходили из того, что взрослые обучающиеся имеют право на свой темп в изучении курса или раздела (даже в условиях организованного обучения), на необходимое им лично количество повторов, меры упражнений и тренингов [8, 46]. Слушателям рекомендовалось использовать интернет-ресурсы для ознакомления с форматом экзаменов и дополнительной тренировки в подготовке к экзаменам. Кроме того, преподаватели постоянно поддерживали связь со слушателями посредством электронной почты; слушатели также имели возможность общаться между собой. [«Психологическая комфортность как принцип обучения, возможность общения всех со всеми - то есть как обучающих и обучаемых, так и обучаемых между собой (...) обязательна при любом содержании и способе обучения» [2, 47]].
практика овраэооанип
Результаты реализации проекта. Для получения обратной связи, анализа эффективности реализации обучения и корректировки дальнейших программ обучения среди всех слушателей по завершении курса было проведено анкетирование. С помощью анкет выявлялись сильные и слабые стороны программ обучения, с точки зрения слушателей, и вырабатывались рекомендации для дальнейшего использования. Опыт организации обучения ППС УрФУ английскому языку можно считать успешным, что подтверждается большим процентом успешной сдачи Кембриджских экзаменов по английскому языку: из 400 человек в 2014 году 99,9 % получили сертификаты. Многие представители ППС отметили, что данный курс им действительно помог в работе - некоторые сотрудники уже опробовали приобретенные навыки для написания статей и участия в конференциях, работы с иностранными студентами, а также начали разрабатывать программы на английском языке. Значительное увеличение количества сотрудников, записавшихся на курсы в 2014 году по сравнению с сентябрем 2013 года (на 65%), также свидетельствует об успешности проекта подготовки ППС УрФУ к работе в международной среде.
В плане повышения публикационной активности ППС на английском языке в УрФУ организован центр лингвистической поддержки научных публикаций, где НПР помогают с переводом и редактированием статей для иностранных журналов. Однако для более широкого вовлечения сотрудников в международную публикационную деятельность целесообразно готовить их к самостоятельному написанию статей на английском языке. Решение этой задачи призван обеспечить новый курс обучения «Академический английский», программа которого разработана преподавателями английского языка УрФУ. В стадии разработки находится также курс, направленный на чтение лекций и участие в конференциях, при создании которого авторы опирались на подобный курс академического английского (предложен кембриджским университетом - ЕМI - «Английский как средство обучения»). Необходимость в такой программе обусловлена тем, что уже организованные и проводимые на базе центра курсы английского языка направлены на совершенствование навыков владения английским языком для повседневного общения (без сильного упора на академический английский).
УрФУ и созданному при нем Кембриджскому центру удалось успешно организовать обучение ППС английскому языку, а значит, и подготовку сотрудников к профессиональной деятельности в условиях международной среды благодаря следующим факторам:
- снятие возможных ограничений (временных, территориальных и финансовых);
- создание внешних положительных стимулов (доплата за наличие сертификатов по иностранному языку и ведение курса по своему предмету на английском языке);
- учет особенностей обучения взрослых (желание достичь конкретных целей - в данном случае, сдать экзамен на получение сертификата, попутно совершенствуя навыки в английском языке);
- безотлагательное применение полученных навыков для разработки курса по своему предмету на английском языке;
- поддержка и усиление мотивации сотрудников (интерес к занятиям, удовольствие от занятий, успешность);
- обеспечение высокого качества обучения путем привлечения высококвалифицированных преподавателей английского языка.
1. Гузикова, М.О. Опыт Уральского федерального университета в создании англоязычной среды вуза в рамках программы повышения конкурентоспособности университетов: Отчет для заседания рабочей группы «Англоязычная среда вуза», МИСиС, 18.04.2014. [Электронный ресурс] : URL : http://kpfu.ru/portal/docs/F1912990401/Kembridzhskij.proekt.UrFU.pdf (дата обращения : 24.03.2015).
2. Практическая андрагогика : метод. пособие. Кн. 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. д-ра п.н., проф. В.И. Подобеда, д-ра п.н., проф. А.Е. Марона. - СПб. : ГНУ «ИОВ РАО», 2003. - 406 с.
пеппгогнчесннй ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 4 (59). aoi5 essssse
3. Программа развития УрФУ 2010-2020. [Электронный ресурс]. :URL : http://urfu.ru/ru/about/documents/program-development/ (дата обращения : 24.03.2015).
4. Admission arrangements of bachelor's degree programs. [Электронный ресурс]. URL : http://www.admo.cityu.edu.hk/international/international/adm_arrange_entreq/ (дата обращения : 24.03.2015).
5. Admissions and aid \Harvard university. [Электронный ресурс]. URL : http://www.harvard.edu/admissions-aid#undergrad (дата обращения : 24.03.2015).
6. Council of Europe Common European Framework for Languages: Learning, Teaching, Assessment [Электронный ресурс]. URL : http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf (дата обращения : 24.03.2015).
7. Entry requirements - University of Leeds [Электронный ресурс]. URL : http://www.leeds.ac.uk/info/125196/admissions/2107/entry_requirements (дата обращения: 24.03.2015)
8. International entrance requirements\Undergraduate study. [Электронный ресурс]. URL : http://www.study.cam.ac.uk/undergraduate/international/requirements.html (дата обращения : 24.03.2015).
9. MIT Undergraduate admission process [Электронный ресурс]. URL : http://massachusetts-institute-of-technology.learnhub.com/lesson/21088-mit-undergraduate-admission-process (дата обращения : 24.03.2015).