Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В АВСТРАЛИИ И КАЗАХСТАНЕ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В АВСТРАЛИИ И КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маскина О. Г., Федоров В. А.

Удовлетворение запросов государства и общества на быструю и качественную подготовку конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена во многом зависит от качества педагогического состава образовательных организаций, обеспечить которое призвана система профессионально-педагогического образования. Это объясняет интерес исследователей и практиков образования к модернизации данной системы с учетом зарубежного опыта. Цель настоящей работы - изучить систему подготовки педагогов профессионального обучения в странах с похожими и существенно отличающимися от российской моделями профессионально-педагогического образования. В результатах исследования описаны модели и примерное содержание подготовки педагогов профессионального обучения в Австралии и Республике Казахстан, указано место высшего профессионально-педагогического образования, занимаемое в общей системе образования этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAINING OF VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS IN AUSTRALIA AND KAZAKHSTAN

Meeting the demands of the state and society for fast and high-quality training of competitive workers and midlevel specialists largely depends on the quality of the teaching staff of vocational education organizations, which the system of vocational pedagogical education is designed to provide. This explains why the researchers and educational practitioners are interested in updating the system taking into account foreign experience. The purpose of this work is to study the system of training vocational education teachers in countries with similar and significantly different models of vocational pedagogical education. The results of the study characterize the models and the approximate content of vocational teacher training in Australia and the Republic of Kazakhstan, define the place of higher vocational and pedagogical education in the general education system of these countries

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В АВСТРАЛИИ И КАЗАХСТАНЕ»

Научная статья

УДК 377.112:371.13(574)+(94) йО!: 10.17853/2686-8970-2021-5-17-29

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В АВСТРАЛИИ И КАЗАХСТАНЕ

Ольга Геннадьевна Маскина

магистрант

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

ideafix87@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1739-4945

Владимир Анатольевич Федоров

доктор педагогических наук, профессор

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

fedorov1950@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7941-7818

Аннотация. Удовлетворение запросов государства и общества на быструю и качественную подготовку конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена во многом зависит от качества педагогического состава образовательных организаций, обеспечить которое призвана система профессионально-педагогического образования. Это объясняет интерес исследователей и практиков образования к модернизации данной системы с учетом зарубежного опыта. Цель настоящей работы - изучить систему подготовки педагогов профессионального обучения в странах с похожими и существенно отличающимися от российской моделями профессионально-педагогического образования. В результатах исследования описаны модели и примерное содержание подготовки педагогов профессионального обучения в Австралии и Республике Казахстан, указано место высшего профессионально-педагогического образования, занимаемое в общей системе образования этих стран.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, образовательная программа, содержание образования, рынок труда, профессионалитет

Для цитирования: Маскина О. Г., Федоров В. А. Подготовка педагогов профессионального обучения в Австралии и Казахстане // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2021. № 5 (8). С. 17- 29. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-17-29.

Т ** I

© Маскина О. Г., Федоров В. А., 2021 МЭЮНГ. 2021. № 5 (8)

17

Original article

TRAINING OF VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS IN AUSTRALIA AND KAZAKHSTAN

Olga G. Maskina

Master's student

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

ideafix87@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0002-1739-4945 Vladimir A. Fedorov

Holder of an Advanced Doctorate (Doctor of Science) in Pedagogic Sciences, Professor

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

fedorov1950@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7941-7818

Abstract. Meeting the demands of the state and society for fast and high-quality training of competitive workers and mid-level specialists largely depends on the quality of the teaching staff of vocational education organizations, which the system of vocational pedagogical education is designed to provide. This explains why the researchers and educational practitioners are interested in updating the system taking into account foreign experience. The purpose of this work is to study the system of training vocational education teachers in countries with similar and significantly different models of vocational pedagogical education. The results of the study characterize the models and the approximate content of vocational teacher training in Australia and the Republic of Kazakhstan, define the place of higher vocational and pedagogical education in the general education system of these countries.

Keywords: vocational education, vocational pedagogical education, vocational education teacher, educational program, educational content, labor market, professionalism

For citation: Maskina O. G., Fedorov V. A. Training of vocational education teachers in Australia and Kazakhstan // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 17-29. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-17-29.

Последние годы характеризуются активным техническим перевооружением предприятий, расширением масштабов производства, а также ростом спроса на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которые соответствуют современным требованиям работодателей, способны работать с высокотехнологичным оборудованием в условиях постоянного увеличения необходимого объема знаний.

18

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

При этом представители промышленных предприятий отмечают, что скорость и качество подготовки кадров не всегда соответствуют темпам переоснащения производства. Наблюдается дисбаланс между запросами предприятий-работодателей и имеющимся уровнем квалификации выпускников колледжей и техникумов [1].

Итоги исследований Агентства стратегических инициатив в рамках проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» показали, что «производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15-25 % от уровня США); ...качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение» [2].

Кроме того, экономическая ситуация в стране за последние годы повлияла на состояние среднего профессионального образования (СПО). За период 2016-2020 гг. численность студентов колледжей и техникумов выросла на 17,2 % (с 2,85 млн чел. до 3,34 млн чел.). В 2020 г. рост числа обучающихся в организациях СПО составил 6,9 % по отношению к уровню 2019 г. Предполагается, что до 2025 г. данный показатель будет ежегодно увеличиваться в среднем на 2,3 % и к концу заявленного периода составит уже 3,75 млн чел. [3].

Указанные процессы увеличили нагрузку на образовательные организации системы СПО в части соответствия их возможностей запросам общества. Стало ясно, что стране нужны квалифицированные профессионалы, качественная подготовка которых должна быть реализована в кратчайшие сроки. В связи с этим Министерство просвещения Российской Федерации с 1 сентября 2022 г. запускает программу «Про-фессионалитет», которую планируют ввести в российских колледжах как новый уровень образования, что в итоге позволит сократить сроки обучения по некоторым специальностям до 2-3 лет.

Как следствие, в настоящее время к системе профессионального образования предъявляются повышенные требования: она должна отвечать современным вызовам и разрешать внутренние противоречия, негативно влияющие на результативность и эффективность подготовки выпускников.

МЭЮНГ. 2021. № 5 (8)

19

Одним из важнейших направлений повышения качества профессионального образования можно назвать подготовку педагогов профессионального обучения, включающую в себя соответствующее содержание, технологии и результаты образовательного процесса. В связи с этим несомненный интерес представляют сведения о международном опыте подготовки таких педагогов. Научных работ, касающихся данной темы, крайне мало, они содержат разрозненную информацию, не позволяющую сформировать целостное представление о системе профессионально-педагогического образования (ППО) в конкретной зарубежной стране. Данное обстоятельство обусловило цель настоящей статьи -изучить систему подготовки педагогов профессионального обучения в странах ближнего и дальнего зарубежья. Объектом исследования были выбраны страны с похожими и существенно отличающимися от российской моделями подготовки будущих специалистов - Австралия и Казахстан. При изучении системы ППО в указанных странах во внимание приняты содержание и уровни образовательных программ, обязательные требования при поступлении в высшие учебные заведения, необходимость наличия опыта работы в соответствующей отрасли и аттестации по подтверждению полученной в вузе квалификации.

В ходе работы сделана попытка ответить на следующие вопросы:

• Каково место системы ППО в общей системе образования иностранного государства?

• Чем характеризуется зарубежная модель подготовки педагога профессионального обучения?

• Каково примерное содержание образовательных программ, разработанных для будущих педагогов профессионального обучения?

Исследование построено на обзоре и анализе научной литературы, нормативно-правовых актов, статистических данных и иных источников, размещенных на сайтах отечественных и зарубежных государственных структур, университетов, научных электронных библиотек.

Профессионально-педагогическое образование в Австралии. Подготовка педагогов профессионального обучения является частью общей системы образования Австралии. После окончания средней школы для продолжения обучения доступны организации профессионального обучения (аналог начального профессионального образования), колледжи

20

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

и университеты. Прямых программ подготовки педагога профессионального обучения в Австралии нет, стать им можно только последовательно: сначала получить степень бакалавра (отраслевая специализация), затем освоить программу магистратуры в области педагогического образования [4].

При этом большинство программ педагогической магистратуры ориентированы на подготовку именно школьных учителей, а не педагогов ППО. Кроме того, работодатели - колледжи и университеты -могут требовать наличие стажа работы по отраслевой специальности не менее 4 лет.

Таким образом, траектория становления педагога профессионального обучения может включать в себя следующие этапы [5]:

• бакалавриат по отраслевой профессиональной подготовке;

• стаж работы по специальности (4 года);

• педагогическое образование в магистратуре.

Следует заметить, что для фактического присвоения бакалавру профессиональной квалификации одного документа об окончании университета недостаточно. Требуется еще подтверждение действительного наличия у выпускника профессиональных навыков. Для этого он должен сдать несколько квалификационных экзаменов в соответствующих экспертных организациях:

• специалисты в области информационных технологий - в Австралийском компьютерном обществе (ACS);

• инженеры - в Австралийском инженерном обществе (IEAust);

• бухгалтеры - в Австралийских бухгалтерских обществах (NIA, ICAA).

В настоящее время в Австралии насчитывается около 50 университетов, но не во всех из них реализуются программы ППО. Нами были детально изучены программы педагогического образования 20 австралийских университетов, занимающих первые позиции в образовательном рейтинге страны. По результатам сделан вывод о том, что только 6 из них предлагают магистерские программы для желающих построить карьеру преподавателя колледжа (университета), консультанта по образованию, сотрудника организации по обучению и развитию персонала. Программы ППО реализуются в университетах Монаша [6],

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

21

Гриффита [7], Западной Австралии [8], Вуллонгонга [9], Сиднейского университета [10] и Сиднейского технологического университета [11].

Содержание программ магистратуры профессионально-педагогической направленности рассмотрим на примере университета Гриффита. Эти программы отличаются целенаправленной подготовкой преподавателей колледжа (университета).

Так, содержание программы «Магистр образования», больше всего отвечающей основным требованиям в части подготовки педагогов профессионального обучения, включает в себя следующие разделы:

• разработка и оценка учебных программ профессионального образования и обучения;

• стратегии учебного дизайна для различных групп обучающихся, учитывающие условия обучения на рабочем месте, и в контексте профессионального сообщества в целом;

• сведения, необходимые специалистам и организациям для формирования человеческих ресурсов и обучения на рабочем месте;

• применение теорий психологического развития и обучения для развития экспертных знаний в обучении подростков и взрослых;

• развитие аналитических способностей и исследовательских навыков.

В аннотации программы отмечено, что ее успешное завершение позволит выпускникам начать карьеру в различных образовательных организациях (ведущие преподаватели колледжа, специалисты по обучению персонала, методисты, тьюторы, эксперты в сфере управления образованием, сотрудники по вопросам образования, его политики и планирования, наставники).

Стандартная программа «Магистр образования» предполагает получение до 160 зачетных единиц (з. е.) (трудоемкость каждой из них индивидуальна для университетов Австралии и варьируется в пределах от 15 до 40 ч, что согласуется с соответствующими данными в странах Европы и США [12]) по следующей траектории:

1. Прохождение четырех общенаучных курсов (по 10 з. е.) для получения общего представления о педагогике и ее особенностях.

22

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

2. Выбор комплексного курса из четырех частей (в сумме на 40 з. е.), который определит дальнейшую специализацию педагога профессионального обучения и область его профессиональных интересов.

Каждая из четырех частей такого курса - это самостоятельная учебная дисциплина со своей программой, предназначенной для планирования траекторий обучения, проектирования образовательных программ, использования методов оценки результатов обучения и т. д.

3. Далее возможны варианты: обучающиеся снова могут выбрать специализированный курс на 40 з. е., если он не повторяет и логично дополняет предыдущий (например, первый специализированный курс - «Образование и профессиональное развитие», а второй -«Образовательные технологии»); с одобрения руководителя программы более успешные студенты получают возможность освоить программу аспирантуры сразу на 40 з. е. или на 20 з. е. с последующим дополнением в виде двух исследовательских курсов по 10 з. е. каждый.

Примерный перечень базовых дисциплин, изучаемых в рамках программы «Магистр образования»: «Введение в педагогику и обзор методов оценки результатов обучения», «Научно-исследовательская подготовка», «Изучение моделей обучения и преподавания в мировой практике», «Управление в сфере образования», «Теоретико-методологические основы исследовательской деятельности», «Методы количественной обработки результатов исследования» [13].

Профессионально-педагогическое образование в Казахстане. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан на начало 2020/21 уч. г. в республике действует 129 высших учебных заведений, 85 из них реализуют программы педагогической подготовки [3]. Квалификацию педагога профессионального обучения можно получить в 16 вузах, обучаясь сначала на программах бакалавриата (моноподготовка, интегрирующая отраслевое и психолого-педагогическое образование), затем осваивая программу магистратуры (психолого-педагогическая подготовка).

Группа программ бакалавриата В007 «Подготовка учителей художественного труда и черчения» имеет общую цель - подготовить педагога профессионального обучения, осуществляющего профессио-

МвЮНГ. 2021. № 5 (8)

23

нальную деятельность в учебно-производственных комбинатах, профессиональных лицеях, центрах профессиональной подготовки и повышения квалификации, колледжах, творческих организациях сферы культуры и искусства, научно-исследовательских институтах и лабораториях, художественных и проектных мастерских. Данные программы не ограничиваются подготовкой педагогов в сфере художественного труда, а подразумевают обучение по разнообразным техническим направлениям (швейное производство, кулинарное дело, машиностроительное и сельскохозяйственное производство). Насчитывается 16 подобных программ.

Группа программ магистратуры М008 «Подготовка педагогов профессионального обучения» состоит из 33 образовательных программ, их продолжительность зависит от уровня специализации (от 1 года до 2 лет). По программам, рассчитанным на 1 год, могут обучаться выпускники отраслевого бакалавриата любого направления. Такие программы имеют обширную цель - реализовать послевузовское образование по подготовке кадров для отраслей образования, сферы обслуживания, обладающих углубленной профессиональной подготовкой, знакомых с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, современными методами научных исследований. Узконаправленные программы магистратуры содержат дисциплины, отвечающие специальному профилю подготовки - сельскохозяйственному, техническому, психологическому и т. д. [14].

Интересен тот факт, что с 2021 г. согласно новому закону «О статусе педагога» для получения педагогической квалификации (в том числе в системе среднего и высшего профессионального образования) нужно не только получить соответствующий диплом, но и пройти квалификационную аттестацию, а затем подтверждать ее результаты каждые пять лет [15]. При этом в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» достигнутый уровень образования «бакалавриат» дает право работать только преподавателем колледжа, а чтобы работать в вузе, необходимо закончить магистратуру или аспирантуру [16].

В таблице на основании рассмотренных данных представлена сравнительная характеристика моделей, содержания и уровней подго-

24

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

товки педагогов профессионального обучения в Австралии и Казахстане, при этом добавлена информация о состоянии ППО в России [17, 18].

Характеристика высшего профессионально-педагогического образования в разных странах

Показатель Австралия Казахстан Россия

1 2 3 4

Количество вузов, реализующих программы ППО 30 16 107

Модель подготовки Аддитивная подготовка (отраслевой бакалавриат + психолого-педагогическая магистратура) Моноподготовка (бакалавриат) или аддитивная подготовка (отраслевой бакалавриат + пси-холого-педаго-гическая магистратура) Моноподготовка (бакалавриат), возможна аддитивная подготовка (отраслевой бакалавриат + пси-холого-педаго-гическая магистратура)

Содержание и уровни подготовки Последовательное освоение отраслевого бакалавриата и психолого-педагогической магистратуры Бакалавриат -интеграция отраслевой и пси-холого-педаго-гической подготовки, магистратура - психоло-го-педагогическая подготовка Бакалавриат -интеграция отраслевой и психолого-педагоги-ческой подготовки, магистратура - психолого-педагогическая подготовка

Обязательные требования при поступлении на программы высшего ППО Для магистратуры: наличие подготовки по программе отраслевого бакалавриата Для бакалавриата: среднее (полное) общее образование; для магистратуры: наличие подготовки по программе бакалавриата (в том числе отраслевого) Для бакалавриата: среднее (полное) общее образование; для магистратуры: наличие подготовки по программе бакалавриата (в том числе отраслевого)

МвЮНГ. 2021. № 5 (8)

25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание таблицы

1 2 3 4

Опыт работы в отрасли Желателен опыт работы по специальности не менее 4 лет Нет обязательного требования Нет обязательного требования

Аттестация по подтверждению квалификации Обязательное прохождение квалификационных экзаменов в профессиональных сообществах по отраслевой подготовке (бакалавриат) Обязательное прохождение квалификационных экзаменов по подтверждению педагогических компетенций Возможность независимой оценки квалификаций

С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) в рассмотренных зарубежных образовательных системах профессионально-педагогическая подготовка предусмотрена на высших уровнях образования и имеет официальный статус;

2) австралийская модель подготовки педагогов профессионального обучения предполагает последовательное освоение отраслевого бакалавриата, психолого-педагогической магистратуры и получение практического опыта работы в соответствующей отрасли; модель Казахстана близка к российской, но уже сейчас отмечается тенденция к переходу на европейские стандарты, по некоторым узким направлениям осталась возможность работы педагогом профессионального обучения с бакалаврской степенью, но основное развитие направлений ППО уже сейчас предполагает последовательное получение сначала степени бакалавра, а затем - магистра;

3) содержание образовательных программ также имеет отличия: бакалаврские программы в Республике Казахстан сочетают в себе отраслевую и психолого-педагогическую подготовку, магистерские программы и Австралии, и Казахстана ориентированы только на психолого-педагогическое образование, поскольку отраслевое обучение реализуется на предыдущем уровне (бакалавриат).

26

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

Представленные в статье результаты могут быть полезны для исследователей и практиков высшего профессионально-педагогического образования в следующих случаях:

• систематизация знаний о существующих возможностях для будущих преподавателей колледжей и университетов, программах и условиях обучения;

• решение вопросов повышения требований к подготовке педагогов профессионального обучения в части содержания образовательных программ;

• введение условий на входе и выходе освоения образовательных программ ППО (отсев заведомо слабых студентов, не ориентированных на работу в образовательных организациях, с недостаточным уровнем отраслевой подготовки и т. п.);

• учет требований мирового сообщества в целях повышения качества подготовки и ускорения конвертации документов об образовании;

• ориентация на более тщательную отраслевую подготовку педагогов профессионального обучения;

• установление требования об обязательном опыте работы в отрасли по профилю бакалавриата;

• повышение статуса и престижа профессии педагога профессионального обучения.

Учет опыта других стран в подготовке педагогов профессионального обучения будет способствовать развитию профессионально-педагогического образования России в современных динамично изменяющихся социально-экономических и социально-педагогических условиях, что позволит решить проблемы качественного и количественного наполнения системы профессионального образования педагогическими кадрами необходимой квалификации.

Список источников

1. Ковалева И. С., Безукладникова Ю. В. Компетенции мастера производственного обучения с точки зрения производства // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 97-103.

МвЮНГ. 2021. № 5 (8)

27

2. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования // Агентство стратегических инициатив: сайт. URL: http://www.asi.ru/projects/7267/.

3. Статистика образования // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан: официальный сайт. URL: https://stat.gov.kz/official/industry/ 62/statistic/7.

4. Smith E., Yasukawa K. What makes a good VET teacher? Views of Australian VET teachers and students // International Journal of Training Research. 2017. Vol. 15, is. 1. P. 23-40. URL: https://www.voced.edu.au/ content/ngv%3A77961.

5. Голерова С. Н. Качество профессионально-педагогического образования в университетах Австралии и России: сравнительный анализ // Омский научный вестник. 2009. № 3 (78). С. 159-162.

6. Courses of professional development // Monash University. URL: https://www.monash.edu/study/interest-areas/teaching-and-education#tabs_ 2619365-04.

7. Adult and vocational education: Educate the leaders of the future // Griffith University. URL: https://www.griffith.edu.au/study/education/adult-vocational-education?location=intl&level=path.

8. Master of Education // The University of Western Australia. URL: https://www.uwa.edu.au/study/courses/master-of-education.

9. Postgraduate coursework and research // The University of Wol-longong Australia. URL: https://www.uow.edu.au/study/education/.

10. Master of Education // The University of Sydney. URL: https:// www.sydney.edu.au/courses/courses/pc/master-of-education.html.

11. Education (Learning and Leadership) // University of Technology Sydney. URL: https://www.uts.edu.au/study/education/education-learning-and-leadership.

12. Баум В. В., Чистохвалов В. Н., Филиппов В. М. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2008. 166 с.

28

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

13. Degree Details of Master of education: Griffith University. URL: https://www.griffith.edu.au/study/education/adult-vocational-education7loca-tion=intl.

14. Подготовка педагогов профессионального обучения // Все об образовании в Казахстане: сайт. URL: https://univision.kz/edu-program/ group/M008-podgotovka-pedagogov-professionalnogo-obucheniya.html.

15. О статусе педагога: закон Республики Казахстан от 27.12.2019 г. № 293-VI ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000293.

16. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»: приказ Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан от 8.06.2017 г. № 133. URL: online.zakon.kz.

17. Дорожкин Е. М., Лыжин А. И., Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование на современном этапе: состояние, перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. C. 14-29.

18. Федоров В. А., Третьякова Н. В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 93-119.

Статья поступила в редакцию 15.10.2021; одобрена после рецензирования 25.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The article was submitted 15.10.2021; approved after reviewing 25.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.