УДК 159.9
ЛУКЬЯНЕНКО Марина Алексеевна, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия
ЛУКЬЯНЕНКО Александр Викторович, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов педагоги общего образования должны быть готовы осуществлять инклюзивное и интегрированное образование для учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями. В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования - от «знаниевых» к компетентностным. Обсуждается необходимость обновления технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса. Особую значимость приобретают вопросы, касающиеся создания системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от состояния их здоровья и социального положения. Рассматриваются проблемы расширения организационных форм обучения детей с предоставлением родителям права выбора типа и вида образовательного учреждения. Исследования, проведенные в ходе организации и реализации подготовки данных специалистов, показали, что для полноценной организации профессиональной переподготовки кроме специфического содержания необходимо, по нашему мнению, подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации педагогов инклюзивной практики
Marina A. LUKYANENKO, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia
Alexander V. LUKYANENKO
Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia
PREPARING TEACHERS TO INCLUSIVE EDUCATION ACTIVITY
In accordance with the content of the new educational standards for general education teachers must be prepared to carry out an inclusive and integrated education for students with different learning needs and opportunities. At present, the domestic education system is undergoing significant changes, due to socio-economic, political, spiritual and cultural changes in society. Implemented idea connected with the change of targets in the field of education -from the "Knowledge" to competency. We discussed the need to update training technologies that improve the quality of the educational process. Of particular significance are questions relating to the establishment of the system of educational services, ensuring the development of children, regardless of their health status and social position. The problems of the expansion of organizational forms of teaching children with giving parents the right to choose the type and the type of educational institution. Studies conducted during the organization and implementation of training specialists data showed that for the full organization of vocational training in addition to specific content is necessary, in our opinion, to choose the appropriate technology, focused on the creative development of professional competence of teachers included in the inclusive education process. This will ensure the formation of professional competence of teachers in general education and enable correctly and effectively solve problems related to the education of children with limited health capabilities of the system, in terms of the general type of institutions
Keywords: inclusive education, children with health disabilities, trainings for teachers working in sphere of inclusive education
Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки России является работа по обеспечению доступного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость реализации Федеральных образовательных стандартов в условиях инклюзивного и интегрированного образования. В штате образовательной организации, осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и интегрированного образования, должны присутствовать педагогические работники, к квалификации которых предъявляются дополнительные требования: прохождение курсов повышения квалификации. Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования и в каком-то смысле даже опережать его [2, 5].
Одним их наиболее важных факторов, определяющих успех совместного обучения обычных и нестандартных детей, является наличие специально подготовленного педагога. Его подготовка требует концептуальных изменений в системе повышения квалификации. В связи с этим нам представляется важным отметить ряд позиций, принципиально важных для определения стратегии этих изменений - персонификация обучения, то есть учет потребностей и за-
просов конкретного педагога, конкретного учреждения. Данный подход может быть реализован за счет вариативности форм повышения квалификации.
Право на образование принадлежит всем детям, в том числе и детям с инвалидностью независимо от причин инвалидности. Обеспечение для ребенка с отклонениями в развитии равных возможностей и равных прав, в первую очередь, означает возможность находиться рядом с обычными сверстниками, возможность получить качественное образование. На современном этапе развития системы образования РФ одной из основных является задача создания условий для развития личности каждого ребенка в соответствии с его психическими и физическими особенностями, возможностями и способностями. Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества [6].
Активное взаимодействие школы с социумом - важнейшее условие включения социальной проблематики в содержание образования. Реальные действия в сближении школы и социума делаются в сторону организации партнерских взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Здесь мы стремимся к объединению вокруг себя единомышленников. Планирование образовательного процесса ведется на основе научного анализа окружающего социума [7, 8].
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются проблемы личностного развития, связанные с действием различных факторов (психологических, биологических, социальных). Кроме реакции на осознание собственной неполноценности, может иметь место неправильное воспитание и социальная депривация. Физический недостаток оказывает существенное влияние на социальную позицию ребенка, на то, как он относится к окружающему миру. В результате искажается ведущая деятельность и общение с окружающими. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто присутствуют нарушения личностного развития: страхи, связанные с перемещением и общением, сниженная мотивация к деятельности, стремление к ограничению социальных контактов [6]. Причиной этих нарушений и их проявлений часто является неправильное воспитание больного ребенка и ярко выраженная болезненная реакция на физический дефект. Достаточно часто нормальное интеллектуальное развитие у таких детей сочетается с отсутствием самостоятельности, уверенности в себе, с усиленной внушаемостью. Личностную незрелость можно видеть в слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, наивности суждений. Существующие трудности социальной адаптации способствуют [5].
Существующие трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как застенчивость, робость, неумение постоять за себя и свои интересы. Это сочетается с повышенной впечатлительностью, чувствительностью, обидчивостью, замкнутостью. Таким образом, психическое развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется сложностями формирования эмоционально-волевой, познавательной сфер, личностных качеств. Все эти особенности необходимо учитывать при организации работы с такими детьми.
Многие исследователи отмечают, что эффективность инклюзии в образовании во многом зависит от специальной подготовки педагогических кадров (С. В. Алехина, Е. А. Екжанова, Е. Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н. Н. Малофеев, В. П. Михайлова, Ю. С. Моздокова, Н. М. Назарова, Е. В. Самсонова, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, И. М. Яковлева, Н. Н. Яковлева и др.) [1; 2; 3; 7].
Ведущей идеей специальной подготовки стала подготовка педагогов образовательных учреждений, организованная посредством реализации модульной программы развития профессиональной компетентности. Причем данная программа нацелена на становление педагога инклюзивного образования, внесение конструктивных изменений в его профессиональную деятельность и обеспечение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [3, 9].
Исключительно важным при организации обучения является создание условий для формирования у слушателей ценностного отношения к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями. Педагог должен осознать свою деятельность как миссию, ответить на вопросы «зачем», «почему», «с какой целью я это делаю»? [2, 11].
Исследуя современное российское законодательство, мы можем говорить о том, что в нем нашли отражение основные принципы инклюзии, налицо ориентированность стандартов общего образования на обучение детей с особыми образовательными потребностями, наблюдаются попытки учесть разного уровня потребности и нужды детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды и услуг. Рассмотрев практику реализации идей инклюзивного образования в России мы наблюдаем, что в последние десятилетия в системе образования Российской Федерации налицо попытки создания специальной
образовательной среды в массовой школе. Этот процесс в различных регионах набирает обороты: создаются региональные программы, появляются инклюзивные образовательные организации, все большее количество детей оказываются вовлеченными в единый образовательный процесс [12].
При организации подготовки педагога инклюзивной практики важными являются следующие позиции: персонификация обучения; непрерывный характер повышения профессиональной компетенции (сопровождение педагога в межкурсовой период); использование при отборе содержания метода профессиографирования; разработка комплекса мер по формированию у слушателей ценностного отношения к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями [4, 13].
Подобный подход обеспечит подготовку педагога, способного осуществить индивидуализацию обучения; реализовать продуктивное сотрудничество с родителями и специалистами службы сопровождения; организовать для детей с ограниченными возможностями здоровья принимающую и понимающую среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
29. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина / под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Красно-яр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск, 2013. - С. 71-95.
30. Бордовский, Г. А., Кантор, В. З. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Г. А. Бордовский, В. З. Кантор // Вестник Герценовского университета. - 2008. - №10. - Режим доступа. -http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i-v-z-kantorom
31. Веракса, А. Н., Гуторова, М. Ф. Практический психолог в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М., 2011.
32. Виноградова, Е. Л. Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации старших подростков в условиях общеобразовательной среды школы [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Виноградова Екатерина Львовна. - Нижний Новгород, 2011. - 26 с. - URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005003753#?page=1.
33. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 3. - С. 35-39.
34. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы [Текст] : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - 528 с.
35. Кузьмина, О. С. О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / О. С. Кузьмина // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44248_full.shtml
36. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2-х ч. Ч.1 / Н. Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010.
37. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Г. Осухова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 320 с.
38. Социальный педагог в школе [Текст]. Вып.2 / авт.-сост. И. Ю. Фоминичева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. -254 с.
39. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. / под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2007.
40. Хуснутдинова, М. Р. Информированность основных стейкхолдеров инклюзивного образования в г. Москве [Текст] / М. Р. Хуснутдинова // Безбарьерная среда в школе и обществе / под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2014. - С. 276-279.
41. Хухлаева, О. В. Работа психолога в многонациональной школе [Текст] : учеб. пособие / О. В. Хухлаева, М. Ю. Чибисова. - М. : ФОРУМ, 2011. - 176 с.
REFERENCES
1. ^Ю-та , SV Inclusive education for children with disabilities [ Text] : monograph / NV Novikova , L. A. Kazakov , SV Alekhine / under total. Ed. NV Laletina ; Sib . Feder . Univ , Krasnoyar . state . ped . Univ them . VP Astafieva [et al . ] . -Krasnoyarsk , 2013. - P. 71 - 95 .
2. Bordovskiy , GA , Cantor , VZ Inclusive Education in Russia : problems and prospects [electronic resource] / GA Bor-dovskiy , VZ Cantor // Bulletin of the Herzen University . - 2008. - №10. - Access mode //cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i-v-z-kantorom
3. Veraksa , AN , Gutorova , MF Practical psychologist in kindergarten [ Text] : A guide for teachers of preschool institutions / AN Veraksa , MF Gutorova . - M., 2011.
4. Vinogradov , EL Psycho- pedagogical support of the process of socialization of the senior teenagers in the conditions of a comprehensive school environment [electronic resource] : Author. Dis. ... Cand . psychol . Sciences: 19.00.07 / Vinogradova Ekaterina Lvovna . - Nizhny Novgorod , 2011. - 26 p. - URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005003753#?page=1.
5. Egorov , PR Theoretical approaches to inclusive education of people with special educational needs [ Text] / PR Egorov // Theory and practice of social development . - 2012. № 3. - S. 35-39
6. Inclusive education : the results , experience and perspectives [Text]: proceedings of the III International scientific-practical conference / ed . SV Alekhine . - M .: MGPPU , 2015. - 528 p.
7. Kuzmina, OS on the preparation of teachers to work in the conditions of inclusive education [electronic resource] / OS Kuzmin // Inclusive education: methodology, practice, technology. http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44248_full.shtml
8. Malofeev, NN Special education in a changing world . Russia [Text]: studies. manual for students ped . universities. In 2 hours . Part 1 / NN Malofeev . - M .: Education , 2010 .
9. Osuhova, NG psychological help in difficult and extreme conditions [ Text] : studies. allowance for students. institutions of higher. prof . Education / NG Osuhova . - 5 th ed ., Revised. and ext. - Moscow: Academy , 2012. - 320 p.
10. The social educator in the school [ text ] . Issue 2 / avt. -status. IY Fominicheva [et al . ] . - Volgograd: Master, 2011. -254 p.
11. Special pedagogy [ Text] : studies. tool for students . Proc. institutions / LI Aksenova , BA Arkhipov , LI Belyakova et al . / ed . NM Nazarova . - M .: Academy 2007 .
12. Khusnutdinova , MR key stakeholders Awareness of Inclusive Education in Moscow [ Text] / MR Khusnutdinova // Accessibility in schools and society / edited . LM Shipitsyna . - SPb .: LEU "Institute of Special Pedagogy and Psychology" , 2014. - P. 276-279 .
13. Khukhlaeva , OV psychologist job in a multinational school [ Text] : studies. Benefit / OV Khukhlaeva , M. Yu Chibisova . - M. : FORUM , 2011. - 176 p.
Информация об авторе
Лукьяненко Марина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, факультет педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия
Лукьяненко Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, факультет экономики, истории и права, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,
г. Славянск-на-Кубани, Россия Получена: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Лукьяненко М.А., Лукьяненко А.В. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 101-104
Information about the author
Marina A. Lukyanenko, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban,
Slavyansk-on-Kuban, Russia
Alexander V. Lukyanenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Faculty of Economics, History and Law, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia
Received: 15.05.2016
For article citation: Lukyanenko M.A., Lukyanenko A.V. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. [Preparing teachers to inclusive education activity]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 101-104