УДК 378.6
М. В. Лапёнок Екатеринбург
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГСНТИ 14.01.45 Код ВАК 13.00.02
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционный образовательный процесс; подготовка учителей.
АННОТАЦИЯ. Предлагается обзор проектов по внедрению дистанционных технологий в учебный процесс школы, рассматриваются компоненты информационной деятельности учителя — участника дистанционного образовательного процесса, излагаются цели, задачи и тематические разделы курса по подготовке педагогов к использованию дистанционных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
M. V. Lapenok
Ekaterinburg
TEACHER TRAINING TO USE DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
KEY WORDS: distance learning; teacher training.
ABSTRACT. The article provides an overview of federal and regional projects aimed at the introduction of remote technology in the learning process in secondary schools. Components of the tutor-teacher activity are considered, the goals, objectives are outlined, main sections of a special course which provides teacher training to the use of distance learning technology, digital learning resources and methods of their application.
На современном этапе развития образовательной практики актуализировалась проблема поиска новых интенсивных форм организации учебного процесса, что потребовало интеграции информационных технологий в образование и выделения среди них дистанционных образовательных технологий (ДОТ). О востребованности дистанционной формы организации учебного процесса свидетельствует включение в проект федерального закона «Об образова-
© Лапёнок М. В., 2011
нии в Российской Федерации» статьи 66, регламентирующей реализацию образовательных программ с использованием ДОТ. В пункте 3 статьи 66 отмечается, что образовательные учреждения вправе реализовывать с использованием ДОТ общеобразовательные и профессиональные образовательные программы различных уровней и направленности при всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании, а в пункте 5 статьи 66
указывается, что основные образовательные программы могут реализовываться с использованием ДОТ частично. О праве педагогических работников на бесплатное пользование информационными ресурсами, на доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, необходимым для педагогической деятельности в образовательном учреждении, говорится в статье 49 проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время осуществлены масштабные федеральные и региональные проекты, нацеленные на внедрение информационно-коммуникационных и, в частности, дистанционных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы в профильном, базовом и дополнительном образовании.
Иллюстрацией сказанного является проект по интернет-обучению школьников на профильном уровне, реализованный Национальным фондом подготовки кадров в 2006—2008 гг., участниками которого стали школьники из 36 образовательных учреждений регионов РФ, в том числе из Карелии, Ставропольского края, Калужской области и др. [6. С. 9— 15]. Были выполнены социально значимые мероприятия в сфере общего образования: разработана нормативная база интернет-обучения школьников; разработаны комплекты учебно-методических материалов для обучения учащихся 1011-х классов на профильном уровне; проведено экспериментальное обучение школьников на профильном уровне, в рамках которого апробировались разные модели обучения. По итогам проекта были сделаны выводы о наибольшей востребованности смешанной модели обучения, позволяющей сочетать аудиторные и очно-заочные занятия в профильном обучении, а также о необходимости развивать средства информационного сопровождения учебной деятельности для всех уровней образования.
Другим примером является проект по внедрению дистанционных технологий в учебный процесс школы, реализованный специалистами Уральского государственного педагогического университета и Чкаловского районного отдела образования г. Екатеринбурга в 2006—2009 гг. и нацеленный на применение дистанционных технологий в общеобразовательной школе для компенсации пробелов в знаниях, вызванных вынужденными пропусками занятий учащимися [1]. В настоящее время учебный процесс в общеобразовательной школе построен таким образом, что учащиеся, временно не посещающие занятия вследствие болезни, неблагоприятных природных условий либо по другим причинам, вынуждены «отрабатывать» пропущенные занятия после возвращения в школу. Они занимаются дополнительно в школе после уроков, используя традиционные учебные пособия. Организация учебного процесса в общеобразовательной школе с использованием информационной среды дистанционного обучения позволила бы решить проблему компенсации пробелов в знаниях для таких категорий учащихся. Аттестацию за пропущенные темы такие школьники могли бы получить, осваивая учебный материал дистанционно, выполняя практические задания и тесты, отправляя их на проверку учителю с домашнего компьютера. Кроме того, внедрение ДОТ в практику общеобразовательной школы может стать основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся. В рамках проекта разработаны дистанционные курсы по восьми школьным дисциплинам для 10— 11-х классов на базовом уровне; электронные материалы дистанционного курса размещены на сервере; созданы база учащихся и сетевых педагогов. В 2009—2010 гг. начато экспериментальное внедрение информационной среды дистанционного обучения в школы Чка-
ловского района г. Екатеринбурга для организации учебного процесса, основанного на сочетании классно-урочной и дистанционной форм обучения.
Еще одним примером успешного использования дистанционных технологий в процессе обучения школьников является практика работы образовательных учреждений дополнительного образования, таких, как Интернет-школа «Телешкола», центр дистанционного образования «Эйдос», виртуальная школа «Умный градЪ», заочная физико-математическая школа Томского государственного университета и др. При этом используются дистанционные учебные курсы, пользовательские сервисы и необходимые приложения для поддержки сетевого взаимодействия «преподаватель—учащийся».
Реализация дистанционного обучения невозможна без наличия подготовленных к работе с технологиями дистанционного обучения педагогических кадров. Для решения задач образования в условиях его информатизации необходимо сформировать у учителя-предметника готовность к реализации дистанционного обучения предмету (естественнонаучному, гуманитарному или др.), которая в ближайшее время станет одним из элементов целостной готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и образования.
В УрГПУ ведется подготовка будущих и практикующих учителей к образовательной деятельности с использованием ДОТ. В соответствие с ГОС в образовательную программу подготовки специа-листа-учителя входит учебная дисциплина ОПД.Ф.05 — «Информационные и коммуникационные технологии (по предметным областям)» общей трудоемкостью 100 часов (в том числе 50 аудиторных), в рамках которой наряду с другими 9-ю дидактическими единицами присутствует и дидактическая единица
«Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства». С целью обеспечения подготовки педагогических кадров в области ДОТ кафедрой информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике УрГПУ разработан учебный курс «Дистанционные технологии в обучении школьников» общей трудоемкостью 72 часа, который реализуется как для студентов — будущих учителей в рамках цикла ДПП.В.00 (курсы по выбору), так и для практикующих учителей разных предметных областей в рамках курсов повышения квалификации.
В процессе разработки структуры и содержания учебного курса «Дистанционные технологии в обучении школьников» были проанализированы работы И. В. Роберт, О. А. Козлова, Е. С. Полат, Б. Е. Стариченко и других ученых, внесших значительный вклад в теорию и практику использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Совершенствованию информационно-технологической подготовки студентов на основе системнообъектного подхода посвящено исследование Б. Е. Стариченко [5]. Проблема подготовки учителей в условиях развития информационно-коммуникационных технологий рассмотрена в исследовании И. Н. Семеновой [4]. И. В. Роберт определяет профессиональную готовность педагога к реализации дистанционного обучения как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения и информатизации образования в целом [3]. Для формулирования требований к профессиональной готовности учителя, порождаемых применением информационных и коммуникационных и, в частности, дистанционных технологий в сфере образования, рассмотрим содержание компонентов информаци-
онной деятельности учителя, являющегося участником дистанционного образовательного процесса.
1. Гностический компонент:
- изучение и анализ потенциала распределенного информационного ресурса и технологий дистанционного обучения;
- изучение и анализ своей профессиональной деятельности, а также деятельности учащихся и других участников дистанционного образовательного процесса;
- повышение эффективности занятий, проводимых в условиях дистанционного обучения с учетом показателей и критериев оценки эффективности дистанционного образования.
2. Проектировочный компонент:
- определение целесообразности использования технологий дистанционного обучения с учетом цели занятий, содержания материала, возрастных особенностей, знаний и интересов учащихся;
- выбор педагогически обоснованной модели обучения;
- планирование индивидуальной и групповой работы с учащимися с использованием интернет-ориентиро-ванных педагогических технологий, стимулирующих их активную познавательную деятельность;
- анализ программного обеспечения с целью определения инструментария для создания дистанционных учебных курсов с учетом основных дидактических (научность, доступность, адаптивность), эргономических и технических требований и проведения занятий в условиях дистанционного обучения.
3. Конструктивный компонент:
- поиск учебно-методической информации из различных источников, в том числе из цифровых образовательных ресурсов, и анализ возможности ее применения для дистанционного обучения;
выявление основных содержательных аспектов учебно-методического материала для адаптации его к использованию в условиях дистанционного обучения;
- накопление учебно-методической информации (создание баз данных), подготовка и преобразование материалов в электронный вид для размещения на web-сервере с учетом изменения структуры представления учебного материала, состава и содержания учебнометодического обеспечения образовательного процесса.
4. Организационный компонент:
- управление педагогическим процессом с ориентацией на конечный результат;
- повышение мотивации к учению путем вовлечения учащихся в исследовательскую, проектную деятельность; организация индивидуальной и групповой работы; решение проблемно-познавательных и творческих задач с использованием технологий дистанционного обучения;
- определение оптимального соотношения учебного материала, транслируемого из глобальной сети и традиционными методами, с учетом применяемой модели обучения;
- организационное взаимодействие с преподавателями-кураторами, разработчиками цифровых образовательных ресурсов, администрацией, другими сетевыми преподавателями школы;
- психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающихся, контроля и оценки их знаний, умений и навыков;
- ведение электронного документооборота школы, персональных баз данных, отражающих результаты продвижения в обучении.
5. Коммуникативный компонент:
- расширение профессиональных контактов посредством сетевого взаимодействия в асинхронном и синхронном режимах;
- оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью выноса на коллективное обсуждение злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии;
- выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы для обеспечения оперативности ее решения.
6. Инновационный компонент:
- участие в работе сетевого методического объединения преподавателей, обмен учебно-методическими материалами в электронном виде через списки рассылок, создание общего или личного каталога данных по предмету;
- обмен опытом по использованию информационно-коммуникационных, в том числе дистанционных, технологий в образовательном процессе, публикация материалов с использованием сетевых сервисов, участие в обсуждении представленных коллегами материалов;
- участие в теле-, видеоконференциях, дистанционных семинарах, вовлечение коллег в сетевые образовательные мероприятия (чаты, форумы, интернет-педсовет).
Главной целью учебного курса «Дистанционные технологии в обучении школьников» является обеспечение подготовки педагогических кадров в области использования в учебном процессе технологий дистанционного обучения, цифровых образовательных ресурсов и методик их применения [2]. Цель раскрывается в следующих задачах курса:
1) обеспечить усвоение понятийного аппарата дистанционного обучения и информатизации образования в целом;
2) сформировать понимание:
- педагогических оснований для информатизации образования, таких, как
а) изменение структуры и содержания информационного взаимодействия;
б) изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
в) развитие информационной среды дистанционного обучения как условие взаимодействия между участниками образовательного процесса;
- целей, задач, организации и методических особенностей дистанционного обучения школьников;
3) сформировать представление:
- о дидактических возможностях информационных и коммуникационных технологий и педагогически значимых целях их реализации;
- о видах цифровых образовательных ресурсов, технологии их создания и применения для дистанционного обучения и аттестации школьников;
- о педагогических технологиях дистанционного обучения;
- о функциональных обязанностях участников дистанционного образовательного процесса (учащихся, создателей курсов, педагогов-кураторов, сетевых педагогов, администраторов, других заинтересованных пользователей, таких, как родители и администрация школы);
4) сформировать умения по организации учебного процесса с использованием информационной среды дистанционного обучения, в том числе по выбору педагогически обоснованной модели обучения, специального инструментального средства для создания учебных курсов и ведения дистанционного обучения;
5) сформировать общекультурные и профессиональные компетенции:
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
(ОК-9 согласно ФГОС 050100 «педагогическое образование»);
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
6) воспитывать у студентов:
- информационную культуру и культуру умственного труда;
- осознание значимости приобретаемых знаний и умений в области дистанционного обучения для дальнейшей профессиональной деятельности учителя.
Учебная дисциплина «Дистанционные технологии в обучении школьников» включает следующие тематические разделы:
- теоретические основы информатизации образования;
- цифровые образовательные ресурсы, технологии их создания и применения для дистанционного обучения и аттестации школьников;
- организация учебного процесса с использованием информационной среды дистанционного обучения;
- основы работы в системе дистанционного обучения (на примере №и1еатш£);
- педагогические технологии дистанционного обучения.
На практических занятиях студенты изучают нормативно-правовую базу по дистанционному обучению, применяемую в регионах РФ для разных моделей обучения, развивают ее проектами документов регионального уровня, которые адаптируют правовую базу к модели, сочетающей классно-урочные и дистанционные занятия в базовом обучении
школьников. Умения разрабатывать в системе дистанционного обучения (на примере СДО <Шаи1еагш^») учебные курсы, включающие теоретический материал (текстовые кадры и графические файлы), практические упражнения и экзаменационные тесты, студенты приобретают в рамках лабораторного практикума.
Для изучения методических принципов работы сетевого преподавателя, а также для освоения функциональных обязанностей участников дистанционного образовательного процесса, их взаимодействия во время разработки дистанционных учебных курсов и во время проведения учебных занятий предусмотрена ролевая игра, моделирующая процесс обучения школьников старших классов при сочетании классно-урочной и дистанционной форм обучения. Посредством ролевой игры студенты получают навыки педагогической коммуникации и управления процессом обучения, такие, как регистрация интернет-пользователей в системе, подача и обработка заявок на учебный курс, использование сетевых сервисов «голосование» и чат, просмотр статистических данных, ведение журнала успеваемости. С целью повышения общей культуры в области информационных технологий будущие и практикующие учителя овладевают средствами современной коммуникации в асинхронном (посредством электронной почты, форумов и блогов) и синхронном (интернет-конференции, чат-сессии) режимах.
Текущий контроль усвоения теоретического и практического материала осуществляется при выполнении студентами практических заданий, заданий лабораторного практикума и сценариев ролевых игр посредством анализа представленных проектов документов нормативно-правовой базы, установки соответствия разработанных дистанционных уроков основным дидактическим и эргономическим требованиям и выполнения функциональных обязанностей участни-
ков дистанционного образовательного процесса в ходе ролевой игры.
Для проверки формирования коммуникативных умений использовались диагностические карты, заполняемые студентами после каждого сеанса работы в информационной среде дистанционного обучения в ходе проведения ролевой игры.
Исходя из содержания компонентов информационной деятельности педагога, являющегося участником дистанционного образовательного процесса, был составлен опросный лист для анкетирования студентов по завершении изучения учебной дисциплины «Дистанционные технологии в обучении школьников».
ЛИТЕРАТУРА
Результаты обучения будущих учителей (информатики) и практикующих учителей (биологии, химии, физики, математики, географии, истории, русского языка и литературы) общеобразовательных школ в рамках курсов повышения квалификации свидетельствуют о востребованности и высокой степени усвоения материалов курса. Большое продвижение было в освоении коммуникации посредством сетевых сервисов системы дистанционного обучения. Студенты отметили, что обучение позволило расширить их представления о возможностях дистанционного обучения, о направлениях использования ресурсов глобальной сети в учебной работе со школьниками.
1. ЛАПЕНОК М. В. Информационная среда дистанционного обучения для школы — результаты экспериментального внедрения // Ученые записки. М. : ИИО РАО, 2009. Вып. 30, ч. 1.
2. ЛАПЕНОК М. В. Рабочая учебная программа по дисциплине «Дистанционные технологии в обучении школьников» // Сб. рабочих учебных программ каф. ИВТиМОИ УрГПУ / под ред. Н. Л. Грохульской ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.
3. РОБЕРТ И. В. Теория и методика информатизации образовании (психолого-педагогический и технологический аспекты). М. : ИИО РАО, 2008.
4. СЕМЕНОВА И. Н. Теоретические основы построения современных классификаций методов обучения высшей школы в контексте реализации парадигмального подхода // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск : Изд-во ГАГУ, 2010. №4.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ информационно-технологической подготовки студентов на основе системно-объектного подхода. / Б. Е. Стариченко, Е. Б. Стариченко, А. Д. Шеметова // Образование и наука. 2009. № 4(61) (Известия УО РАО, Екатеринбург).
6. СОВРЕМЕННЫЕ педагогические технологии интернет-обучения : сб. статей / А. Н. Тихонов, В. П. Кулагин, Ю. М. Кузнецов и др. ; под ред. А. Н. Тихонова и др. М. : Московская типография № 2, 2008.