DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-3 УДК 378
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Маркова С.М., Горлова В.Г.
В статье раскрываются теоретические основы проектной деятельности педагогов профессионального обучения; выделены сущностные характеристики профессионально-педагогической деятельности, заключающиеся в выполнении комплекса взаимосвязанных видов деятельности (учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической) и осознании своих профессиональных функций. На основе анализа направления подготовки 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)» авторами представлена профессионально-квалификационная характеристика педагога профессионального обучения, в которой определены составляющие профессиональной компетентности педагога профессионального обучения (общекультурная, социально-психологическая, про-фессионально-деятельностная, проектно-исследовательская, оценочно-рефлексивная, профессионально-творческая).
Авторы исследования выделяют особенности подготовки педагогов профессионального обучения к проектной деятельности: разработка деловых игр, решение творческих задач с разработкой профессиональных проектов; использование методического обеспечения ориентированного на формирование общих и профессиональных компетенций; внедрение интенсивных методов и средств обучения и этапы (моти-вационно-целевой, информационно-знаниевый, профессионально-деятельностный, контрольно-оценочный).
Ключевые слова: Проектная деятельность; педагог профессионально обучения; профессионально-педагогическое образование; профессионально-квалификационная характеристика.
TRAINING OF TEACHER PROFESSIONAL LEARNING PROJECT ACTIVITIES
Markova S.M., Gorlova V.G.
In the theoretical fundamentals of project activities teachers of vocational training; selected intrinsic characteristics of professional-pedagogical activity, consisting in the execution of a set of interrelated activities (educational, professional, research, educational design, organizational and technological) and the realization of their professional functions. Based on the analysis of directions of preparation 050501.65 «Vocational training (on branches)» the authors provide vocational qualification characteristics of teacher professional learning, which defines the components of professional competence of the teacher of vocational training (cultural, socio-psychological, professional activity, research, evaluative-reflective, professional and creative).
The authors highlight the features of preparation of teachers of vocational training to the project activity: development of business games, solving creative problems with the development of professional projects; use of methodological support oriented towards General and professional competences; the introduction of intensive methods and means of learning and stages (motivationally-target, information and knowledge, professional activity, control and evaluation).
Keywords: Project activities; teacher professional learning; vocational education; vocational qualifications.
Одной из актуальных проблем современного этапа развития профессионального образования является подготовка педагогов профессионального обучения.
В условиях расширения производства, внедрения инновационных технологий, научно-технического и технико-экономического развития общества наиболее востребованными являются не просто высококвалифицированные специалисты, а педагоги, имеющие проектную подготовку, обладающие готовностью к профессионально-педагогической деятельности, способные принимать решения в различных ситуациях, прогнозировать направления развития образования и производства [2].
Для педагога профессионального обучения все большее значение приобретают такие качества личности, как готовность к саморазвитию, творчество, способность к сотрудничеству [7]. Особую роль в профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения играет
профессиональная компетентность, владение совокупностью знаний по педагогике, технологии, моделированию учебного процесса, управлению образовательными системами.
В условиях расширения диапазона педагогических целей, необходимости прогнозирования и проектирования профессионально-личностного развития будущих специалистов проблема проектной деятельности становится наиболее актуальной. Именно проектная деятельность позволяет обеспечить профессиональную подготовку, создание такой организации педагогического взаимодействия, при которой достигается наибольшая эффективность образовательной организации [1].
Выявлены характерные особенности деятельности профессиональной образовательной организации: детерминация образовательного процесса уровнем развития науки, техники, технологий; увеличение организационно-управленческих действий, видов работ и технологий; большое разнообразие методов и средств обучения; внедрение информационных и инновационных технологий; использование новых организационных структур.
Роль проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании достаточно велика, это объясняется наличием федеральных, региональных профессиональных и социокультурных стратегий, программ развития образовательных систем, необходимости принципиально нового управления образованием [8].
Содержание и характер профессионально-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения выражается в выполнении комплекса взаимосвязанных видов деятельности (учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической) и осознанием своих профессиональных функций: социальной, профессиональной, прогностической, проектировочной, организационно-управленческой, интеграционной, контрольно-оценочной.
Профессиональная подготовка педагогов профессионального обучения предполагает непрерывное обучение проектной деятельности с акцентом на педагогические, технологические, управленческие знания.
Развитие профессионально-педагогического образования приводит к возникновению инте-гративных процессов в профессиональной подготовке. Особую остроту в условиях социально-экономического развития общества приобретает взаимодействие проектно-педагогической и профессиональной подготовки [3].
Профессиональная подготовка обеспечивает многообразие профессионально-педагогических, социально-культурных взаимодействий.
В ходе исследования выявлено, что конкурентоспособность педагогов профессионального обучения, владение профессионально-образовательной проектной деятельностью расширяют профессиональную мобильность данных специалистов.
Владение проектной деятельностью становится необходимым элементом структуры профессионально-педагогической подготовки.
В ходе исследования на основе общей характеристики направления подготовки 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)» была разработана профессионально-квалификационная характеристика педагогов профессионального обучения. В результате анализа профессионально-производственных и социально-культурных функций, перспектив развития профессионально-педагогической профессии с учетом проектной направленности педагога профессионального обучения были определены следующие составляющие профессиональной компетентности педагога профессионального обучения:
• общекультурная, включающая общечеловеческие качества, уровень образованности, социокультурную, коммуникативную подготовленность, владение правовыми и нравственными нормами поведения человека в обществе;
• социально-психологическая - владение системой психологических средств (методов, средств, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, способностью управлять своим психологическим состоянием в процессе взаимодействия;
• профессионально-деятельностная - умение выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих и специалистов; анализировать, проектировать, организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов;
• проектно-исследовательская, включающая умение прогнозировать, проектировать и применять личностно- и деятельностно-ориентированные технологии и методики обучения рабочих и специалистов; проектировать и осуществлять комплексные исследования с помощью методологии и методов педагогического исследования;
• оценочно-рефлексивная, как регулятор личностных достижений педагога профессионального обучения, детерминант личностно-профессионального развития; проявляется в способности проектировать и применять формы, методы и средства контроля профес-
сионально-педагогической деятельности, в способности к самообразованию, самоанализу, самокритике, самостимулированию;
• профессионально-творческая - понимается как способность к когнитивной деятельности, к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач, владение системой эвристических методов, приемов, технологией формирования креативных способностей при подготовке рабочих и специалистов.
Исследование показало, что подготовка к проектной деятельности педагога профессионального обучения имеет следующие признаки:
• выполняет системную, организационно-управленческую, интегративную, социально-экономическую, социально-культурную, профессиональную функции;
• имеет научно-методический, социальный, мотивационный, процессуальный, оценочно-результативный компоненты;
• включает комплекс внешних факторов, определяющих социально-педагогические требования к проектной подготовке педагогов профессионального обучения; экономические, культурные, нравственные, социальные нормы социума, рынка труда и образовательных услуг.
В качестве системообразующего фактора профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения выступает проектная деятельность. В основу формирования проектной деятельности педагогов профессионального обучения положены следующие принципы:
• принцип системности отражает целостность всех образовательных компонентов: цели, содержания, методов, форм, средств обучения и контроля, которые разрабатываются с целью формирования проектной деятельности педагогов профессионального обучения;
• принцип социального партнерства, ориентирующий подготовку педагогов профессионального обучения в условиях партнерства между высшими и средними профессиональными учебными заведениями для подготовки высококомпетентных специалистов, востребованных на рынке труда с запросами работодателей;
• принцип интеграции, реализующийся через взаимодействие теории и практики как в педагогическом, так и в профессиональном обучении и междисциплинарных связях;
• принцип межпредметных связей, обеспечивающий интеграцию знаний и видов профессионально-педагогической деятельности, при которых проектная деятельность выступает системообразующим фактором.
Образовательный процесс подготовки к проектной деятельности имеет следующие особенности:
• разработка деловых игр, проблемных ситуаций, решение творческих задач с разработкой профессиональных проектов;
• организация педагогического процесса через реализацию интерактивных методов и форм обучения;
• использование методического обеспечения, учебных планов, программ, ориентированных на формирование общих и профессиональных компетенций;
• внедрение интенсивных методов и средств обучения, направленных на самодеятельность студентов и алгоритмизацию учебно-познавательного процесса.
Образовательный процесс осуществляется на основе следующих методологических подходов: интегративного, проектного, технологического и системного, выступающих основой проектной подготовки педагогов профессионального обучения [6].
Основными целями проектной подготовки педагогов профессионального обучения являются: формирование проектной деятельности, формирование профессиональных знаний, умений [5].
Формирование проектной деятельности педагогов профессионального обучения имеет непрерывный характер и осуществляется в процессе теоретического и практического обучения.
В ходе теоретического обучения будущий педагог профессионального овладевает знаниями о проектной деятельности в процессе изучения дисциплин профессионального цикла. Формирование проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих заданий, разработку учебных проектов, решение проблемных ситуаций.
В ходе практического обучения формирование проектной деятельности осуществляется через имитационное моделирование профессиональной деятельности, мастер-классы, обмен опытом, разработку проектов.
Во внеучебной деятельности студенты участвуют в научно-исследовательской деятельности, разработке социокультурных проектов, выполнении курсовых и дипломных проектов.
Формирование проектной деятельности педагогов профессионального обучения включает этапы:
• мотивационно-целевой, ориентированный на развитие потребности педагогов профессионального обучения к овладению проектной деятельностью, знакомство с профессиональным полем деятельности педагога профессионального обучения;
• информационно-знаниевый, на котором будущий педагог профессионального обучения знакомится с теорией проектной деятельности, формированием проектной деятельности и ее реализацией в учебной и внеучебной деятельности;
• профессионально-деятельностный этап, на котором формирование проектной деятельности осуществляется через разработку проектов в научно-исследовательской деятельности, выполнение курсовых и дипломных проектов, проектирование профессиональных ситуаций и разработку проектов педагогических систем, процессов;
• контрольно-оценочном, котором осуществляется определение уровня сформирован-ности проектной деятельности у педагогов профессионального обучения и постановка цели на следующие этапы [4].
Для эффективного формирования проектной деятельности педагогов профессионального обучения следует выполнить следующие условия:
• развитие потребностей к профессиональной деятельности;
• использование потенциала социального партнерства для формирования проектной деятельности;
• реализация этапов формирования проектной деятельности;
• обеспечение единства учебной, внеучебной деятельности, теоретического и практического обучения, алгоритмизации процесса обучения;
• внедрение интерактивных методов и средств обучения, организация самостоятельной познавательной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.
Результатом подготовки педагогов профессионального обучения является высокий уровень сформированности проектной деятельности, готовность к профессионально-проектной деятельности и саморазвитию.
Список литературы
1. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. 480 с.
2. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования // Теория и
практика общественного развития, 2013. №6. С. 77-82.
3. Маркова С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования
// В мире научных открытий, 2014, № 3. С. 296-302.
4. Полунин В.Ю. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих специалистов // В мире научных открытий, 2014, № 3. С. 373-379.
5. Маркова С.М., Горлова В.Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения// Вестник Мининского университета, №1(5), 2014. URL:
http://www.mininuniver.m/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-070/o201/markova_
Gorlova.pdf
6. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования // СПНиО, №3, 2014. URL: http://www.science-education.ru/117-13572
7. Маркова С.М., Горлова В.Г. Теоретические основы моделирования профессионально-педагогической подготовки студентов вуза // СПНиО, №6, 2014. URL: http://www.science-education.ru/120-15745
8. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий, № 3.1(38), 2013. С. 154-165.
References
1. Belyayeva A.P. Metodologiya i teoriyaprofessional'noy pedagogiki. - SPb.: In-t proftekhobra-zovaniya RAO, 1999. Р. 480.
2. Markova S.M. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya. - Krasnodar, 2013. №6. Pp. 77-82.
3. Markova S.M. Vmire nauchnykh otkrytiy. - Krasnoyarsk, 2014, № 3. Pp. 296-302.
4. Polunin V.YU. Vmire nauchnykh otkrytiy. - Krasnoyarsk, 2014, № 3. Pp. 373-379.
5. Markova S.M., Gorlova V.G. VestnikMininskogo universiteta, №1(5), 2014. URL: http://www. mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-07%201/markova_Gorlova.pdf
6. Markova S.M., Gorlova V.G. SPNiO, №3, 2014. URL: http://www.science-education.ru/117-13572
7. Markova S.M., Gorlova V.G. SPNiO, №6, 2014. URL: http://www.science-education.ru/120-15745
8. Tsyplakova S.A. Vmire nauchnykh otkrytiy, № 3.1. (38). - Krasnoyarsk, 2013. Pp. 154-165. ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Маркова Светлана Михайловна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой профессионального обучения и управления образовательными системами
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская обл., Россия cveta-ts@yandex.ru SPIN-код: 9166-7514
Горлова Вера Геннадьевна, аспирантка 2 года обучения кафедры профессионального образования и управления образовательными системами по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская обл., Россия gorlovavg@yandex.ru SPIN-код: 3473-7734
DATA ABOUT THE AUTHORS
Markova Svetlana Mikhailovna, Ph.D., professor, head of vocational education and management of educational systems
Nizhny Novgorod State Pedagogical University st. Ulyanova, 1, Nizhny Novgorod, Russia cveta-ts@yandex.ru
Gorlova Vera Gennadevna, postgraduate student, 2 year of study in the Department of vocational education and management of educational systems on a specialty 13.00.08 Theory and methods of professional education
Nizhny Novgorod State Pedagogical University st. Ulyanova, 1, Nizhny Novgorod, Russia gorlovavg@yandex.ru