1УДК 378.1:78.07 ББК 74.58:85.313(2)6
подготовка педагога-музыканта для общеобразовательной школы: прошлое и настоящее
(из истории музыкального факультета МПгу)
Т. Г. Мариупольская
В статье рассматривается процесс зарождения и становления отечественной школы подготовки учителей музыки. За прошедшие 55 лет со времени создания музыкального факультета в Московском педагогическом государственном университете создана уникальная образовательная система, позволяющая оснастить всем комплексом исполнительских навыков и теоретических знаний будущих специалистов. Подчеркивается необходимость проведения индивидуальных занятий в классах музыкального инструмента, вокала, дирижирования. Большую роль играет научно-исследовательская и методическая деятельность будущего специалиста. В ракурсе сегодняшней ситуации в культурном и образовательном пространстве отмечается важность решения задач общекультурного, в частности, музыкального воспитания человека. При этом внедрение инновационных методов обучения музыке должно сочетаться с сохранением апробированных веками законов и традиций. Определяются основные пути совершенствования деятельности музыкального факультета в целостной системе музыкально-педагогического образования.
Ключевые слова: учитель музыки, музыкальный факультет, концепция развития системы музыкально-педагогического образования.
TRAINING OF THE TEACHER-MUSiCiAN FOR COMPREHENSiVE SCHOOL: THE PAST AND THE PRESENT (from the history of Musical Faculty of Moscow State Pedagogical University)
T. G. Mariupolskaya
The article considers the process of origin and formation of domestic school of training teachers of music. For the last 55 year since the foundation of Musical Faculty in Moscow State Pedagogical University, the unique educational system has been established. The system was build up to provide future specialists with the whole complex of performer's skills and theoretical knowledge. The necessity of individual trainings is stipulated in musical instruments classes, vocal classes, conducting classes. Research and methodological activity of the future specialists plays an important role. Within the framework of the present situation in cultural and educational area the importance of solving the problems in education and particularly in musical education is pointed out. Thus, introduction of innovative educational methods is to be combined with traditional forms of education, approved by years. The basic trends of progress in the activity of Musical Faculty within the complete system of musical and pedagogical education are defined.
Keywords: music teacher, Faculty of Music, development concept of musical pedagogical system.
В конце 1950-х гг. ряд событий в общественно-политической и культурной жизни страны во многом предопределил создание музыкального факультета как институционального образования в структуре Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.
Рубеж 1950-1960-х гг. - время серьезных перемен в советском обществе. Постепенно уходят в прошлое последствия Великой Отечественной войны и сталинских репрессий. Страна пробуждается к новой жизни, социальная обстановка становится более раскрепощенной и располагающей к реализации се-
рьезных политических, экономических и культурных проектов и замыслов. Происходят масштабные события, выводящие страну на международную арену.
Одним из таких событий, знаменовавших новую эру в жизни советского общества, стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проведение которого в Москве в 1957 г. перевернуло взгляды людей на происходящее в мире и ускорило ход социальных и культурных перемен. На всех площадках, где проводились мероприятия фестиваля, звучала музыка разных народов, что, безусловно, вызывало огромный интерес у широких масс населения, до этого времени не имевшего столь широких возможностей знакомиться с культурой других стран.
Другое событие мирового масштаба, имевшее самое непосредственное отношение к музыкальному искусству, - первый конкурс имени П. И. Чайковского, учрежденный в 1956 г. и проведенный в 1958 г. Идею проведения такого конкурса поддерживали многие известные музыканты и общественные деятели того времени, а председателем оргкомитета стал Дмитрий Шостакович. Победа американского пианиста Вана Клиберна, учившегося в Джульярдской школе у выпускницы Московской консерватории Розины Левиной, вызвала сильный резонанс не только в среде музыкантов-профессионалов, но и во всех слоях советского общества. Результаты конкурса со всей убедительностью доказали тот факт, что между музыкантами разных стран нет и не может быть границ и, что не менее важно, подтвердили высочайшую значимость для всего мирового сообщества русской музыкально-исполнительской школы.
Весьма знаменательными стали реформы, касавшиеся образовательной системы страны, а именно увеличение числа вузов, переход к всеобщему среднему образованию, реформирование общеобразовательной школы, введение одиннадцатилетнего срока обучения вместо десятилетнего. Открывались новые возможности для совершенствования системы общего и специального образования, для подъема науки, культуры, искусства. В связи с этим особое значение приобретает деятельность Д. Б. Кабалевского.
Видный композитор, ученый, общественный деятель, с 1952 г. возглавлявший комиссию
по музыкально-эстетическому воспитанию детей и молодежи в Союзе композиторов СССР, он неустанно, всеми силами привлекал внимание общества к необходимости музыкально-образовательной деятельности в школе. Имея большую практику музыкально-воспитательной работы с подрастающим поколением еще с довоенных времен, когда он проводил беседы о музыке с детьми в пионерском лагере «Артек», Д. Б. Кабалевский создал свою концепцию приобщения детей и молодежи к музыкальной культуре. Его уроки музыки в одной из общеобразовательных школ Москвы, а также встречи и просветительские беседы с многочисленными слушателями стали предметом особого внимания не только музыкантов, но и людей, далеких от классического искусства.
Таким образом, к концу 1950-х гг. сложились реальные предпосылки для решения назревших задач в области всестороннего образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе и задач, направленных на общекультурное, эстетическое, музыкальное развитие человека. Воплотить в жизнь эти идеи удалось группе подвижников, которые инициировали открытие в 1959 г. сначала музыкального отделения, а потом и музыкального факультета в структуре Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина - ведущем педагогическом вузе страны. Среди них следует прежде всего назвать имена Н. Н. Добровольской - известного дирижера-хоровика, преподавателя музыкально-теоретических дисциплин и методиста И. П. Гейнрихса, а также наследника школы К. Н. Игумнова пианиста Г. М. Динора. Большую поддержку в организации музыкально-педагогического образования на вновь открытом факультете педагогического института оказал ректор Московской консерватории А. В. Свешников. Представители государственных структур и руководство МГПИ положительно отнеслись к такой инициативе и создали условия для открытия музыкального факультета.
Организаторы и руководители музыкального факультета исходили из понимания того, что существовавшая в стране система музыкального образования была направлена преимущественно на подготовку музыкантов-профессионалов, специализирующихся по тем или иным
музыкальным направлениям, исполнителей и педагогов учебных музыкальных заведений. Такое «высокое» музыкальное образование было доступно отнюдь не всем, а только самым одаренным в музыкальном отношении представителям подрастающего поколения. За бортом оставались широкие массы населения. Уроки музыки в общеобразовательной школе не играли заметной роли в развитии и воспитании личности.
Руководителями музыкального факультета МГПИ предусматривался иной подход для решения назревших задач. В данном случае акцент делался на специальную подготовку учителя музыки для общеобразовательных школ, способного на профессиональном уровне вести художественно-просветительскую работу со всеми, без исключения, детьми. Такой музыкант-педагог должен был не только владеть навыками игры на музыкальном инструменте, пения, дирижирования, знать теорию и историю музыки, но и уметь так рассказать детям о музыке, чтобы увлечь, «заразить» их художественными эмоциями, помочь найти дорогу к миру искусства.
Организация такого уникального в своем роде, комплексного обучения, направленного на подготовку универсального специалиста, была сопряжена с решением ряда проблем. Само существование музыкального факультета в рамках педагогического института, где преобладающими были групповые и фронтальные формы обучения, предусматривало большое количество индивидуальных занятий со студентами. Только такая форма обучения, сложившаяся на протяжении веков и традиционно присущая искусству музыкального исполнительства, может давать необходимые результаты. Все это требовало значительных материальных затрат для обеспечения процесса обучения соответствующими кадрами высокой квалификации в часовом эквиваленте, обеспечивающем индивидуальные занятия по ряду дисциплин - инструментальное, вокальное исполнительство, дирижирование, концертмейстерский класс. Педагоги индивидуальных дисциплин, работавшие в то время на факультете, будучи учениками и непосредственными наследниками идей таких выдающихся мастеров, как К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, А. Б. Гольденвей-
зер, С. Е. Фейнберг и др., щедро делились с учениками своим богатым опытом. Что касается материальных средств на обучение студентов музыкального факультета, то руководство института пошло на его серьезное финансирование, осознавая, что без культурного и духовного развития человека у общества нет и не может быть будущего.
Шло время. Верстались и совершенствовались учебные планы и программы, менялась структура факультета. Первое время, репродуцируя систему преподавания, сложившуюся в стенах ведущих музыкальных вузов страны -Московской консерватории и института имени Гнесиных, возможно, излишне «педалировались» занятия по таким дисциплинам, как фортепиано, вокал, дирижирование. Хотя установка на музыкальное исполнительство - в каком бы виде она ни проявлялась - была и остается для музыкального факультета основополагающей. Действительно, музыкант, не владеющий искусством исполнительского постижения музыкального произведения, не способный собственноручно прочесть и раскрыть тайну, заложенную композитором в тексте произведения, не может передать возникающие художественные образы, мысли и чувства слушателям. Как говорил известный представитель русской пианистической традиции музыкант-исполнитель и педагог К. Н. Игумнов, «.. .музыка, записанная в нотах, мертва. Исполнитель вызывает ее к жизни.» [1, с. 305].
Однако исполнительское воплощение замысла композитора невозможно без освоения и постоянного совершенствования «ремесленного» мастерства. Техника владения инструментальными, дирижерскими, вокальными, ансамблевыми навыками вырабатывается многочасовой работой в течение всей жизни, требует постоянной поддержки и совершенствования этих навыков. Музыкант-педагог, не владеющий физически, тактильно, «мышечно» профессиональным техническим мастерством, очень быстро теряет свою квалификацию. В данном случае важно не только чтение книг, трудов по музыкальным и педагогическим проблемам, но и постоянное творческое состояние, называемое «быть в исполнительской форме». Требуется непосредственное соприкосновение с неисчерпаемым кладезем выдающихся произведе-
ний музыкальной классики. В этом музыканту помогает и изучение теории и истории музыки.
Немаловажную роль в подготовке учителя музыки играет научно-исследовательская и методическая деятельность, изучение общей педагогики и психологии (в первую очередь психологии личности). Умение мыслить научными категориями, моделировать и конструировать процесс собственной учебной работы, а также работы своих учеников, осваивать в теории и практике методологию будущей работы в общеобразовательной школе - важные условия успешной профессиональной подготовки музыканта-педагога.
За прошедшие годы музыкальный факультет МПГУ утвердился как ведущий вуз страны, заложивший теоретические и практические основы отечественной школы подготовки педагога-музыканта. Из его стен вышли тысячи дипломированных специалистов, с успехом ведущих музыкально-педагогическую и просветительскую работу в учебных заведениях разных уровней - школах, училищах (колледжах) и вузах не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, сотни кандидатов и докторов педагогических наук. Многие студенты и магистранты факультета, еще обучаясь в стенах университета, стали лауреатами российских и международных музыкальных конкурсов. Большой общественный резонанс в стране и за рубежом имеют организованные преподавателями факультета фестивали, конкурсы, концерты, научно-практические конференции. На факультете в 2012 г. создана единственная в мире кафедра ЮНЕСКО, деятельность которой посвящена проблемам музыкального искусства в образовании. По всем направлениям деятельности факультета постоянно расширяются творческие контакты, как внутри страны, так и со странами зарубежья.
Отстаивая непреходящие ценности, накопленные предыдущими поколениями музыкантов-педагогов, исследователями проблем музыкальной педагогики и исполнительства, преподавательский корпус факультета идет в ногу со временем, чутко реагируя на происходящие в стране общественно-политические события и процессы.
За прошедшие со дня создания факультета 55 лет в отечественном и мировом культурном
и образовательном сообществе произошли кардинальные изменения. В связи с этим хотелось бы отметить следующее.
1. Если рассматривать сегодняшнюю ситуацию в стране с исторической точки зрения и в перспективе ее дальнейшего развития, то надо понимать, что в новых социальных и политических реалиях главный стратегический ресурс страны - это образование. Социальные и экономические задачи могут решаться только вкупе с духовными, эстетическими, нравственными. Человек, который не видит красоты окружающего мира, мира искусств, обделенный инструментами познания этой красоты и гибкостью творческого мышления, не может ощутить всей полноты жизни. Музыка, как никакой другой вид искусства, гармонизует душу человека, влияет на его внутреннюю, психическую жизнь, способствует нравственному воспитанию, а также помогает объединению, взаимодействию людей самых разных убеждений. «Как живое зеркало», настоящее искусство отражает нашу «насыщенную бурными событиями эпоху, духовный мир наших современников, в том числе их лучшие, прогрессивные помыслы и идеалы», - говорил Д. Б. Кабалевский [2, с. 250]. Поэтому столь важной является задача общекультурного и, в частности, музыкального воспитания человека, которое следует начинать с самого раннего возраста. Профессиональная подготовка учителя музыки, учитывающая достижения современной психолого-педагогической науки, а также опыт преподавания других гуманитарных дисциплин, должна быть предметом пристального внимания государственных структур и учебных заведений соответствующего профиля.
В этом отношении выпускники музыкального факультета, которые за годы обучения получают универсальное, комплексное образование и становятся специалистами широкого профиля, способными мобильно перестраиваться с одного вида деятельности на другой, оказываются весьма востребованными на ниве образования и просвещения в новой социальной обстановке.
2. Смена приоритетов в современной образовательной системе, переход от знаниевой парадигмы к компетентностной означает, что более сильный акцент в подготовке будущего
специалиста следует делать на его деятель-ностной, практической составляющей. Но различного рода парадигмы имеют свойства чаще всего наслаиваться одна на другую. Без получения знаний, умений, навыков становится невозможным осуществление самых интересных творческих замыслов. Для музыканта владение «ремесленным» мастерством - пианиста, вокалиста, дирижера и т. д. - основное условие для его будущей профессиональной деятельности. Совершенствование ремесла в чем-то похоже на прокладку рельсов, по которым затем проследует поезд. Главное - умело пользоваться приобретенным мастерством, знаниями, умениями, навыками, компетенциями, продуктивно и с эффективной отдачей реализовывать их в своей преподавательской практике.
3. В последние десятилетия мировое сообщество стремительно, экспоненциально развивается в техническом отношении. Огромное значение приобретают различного рода инновации, технологии коммуникационного порядка. В образовательные стандарты активно внедряются и получают широкое распространение методы дистанционного обучения. Однако всякий раз необходимо учитывать специфические особенности каждого вида деятельности, к которой готовится выпускник педагогического вуза.
С одной стороны, при обучении будущего музыканта-педагога благодаря сети общения в Интернете открываются неограниченные возможности для ознакомления со всеми пластами музыкальной литературы, с искусством исполнительства, с многочисленными трудами по музыкальной и педагогической проблематике. Инновационные технологии позволяют конструировать, моделировать и технически отрабатывать возможные варианты организации и проведения уроков музыки в учебно-образовательных и воспитательных учреждениях.
В то же время необходимо осознавать, что в музыке всегда были важны устоявшиеся, веками апробированные законы и традиции. Как вид искусства, музыка, развиваясь, меняется. Собственно материал музыкального искусства - неисчислимые акустические комбинации из небольшого количества нот - стабилен, хотя круг музыкально-выразительных средств очень широк и многообразен. Любой музы-
кальный стиль, писал известный музыковед М. Е. Тараканов, «чаще всего проявляется в установлении иных связей привычных элементов, нежели в изобретении неслыханно новых средств (последнее, кстати, в наши дни особенно трудно)» [3, с. 9].
Биологическая и физиологическая природа человека, как создателя музыкального произведения и как его слушателя, также со временем мало подвергается изменениям. Поэтому о модернизации, различного рода инновациях в области музыкального образования говорить надо очень осторожно. В свое время известный русский философ В. С. Соловьев замечал, что в образовании должен быть обязательно соблюден баланс консервативности и новаторства. Сегодня даже в точных науках в погоне за новизной нельзя слишком увлекаться инновационными коммуникационными технологиями, предупреждает выдающийся российский физик, академик Ж. И. Алферов.
Следует также учитывать, что в передаче музыкальной информации чрезвычайно важен эмоциональный момент, личностный контакт учителя с учеником. Овладение секретами профессионального мастерства певца, инструменталиста, дирижера, обмен эстетическими чувствами в процессе постижения всей глубины содержания изучаемого в исполнительском классе музыкального произведения - все это требует от педагога особой эмпатической силы, умения «заражать» ученика, заставляя «резонировать» его душу в совместном творчестве композитора, исполнителя и педагога. Поэтому порой совершенно невозможными представляются методы дистанционного обучения будущего музыканта-педагога. Актуальной и безальтернативной остается индивидуальная форма обучения в исполнительских классах на музыкальном факультете.
4. Очень важным в педагогическом процессе является тот материал, на котором ведется работа в классе. Однако высокохудожественная музыкальная литература оказывается иногда непонятной и недоступной для сегодняшнего учащегося общеобразовательной школы. В наше время масс-культуры, поп-музыки, всеобщего распространения мейн-стрима, как основного течения в культурной жизни общества, рассчитанного на большое
количество потребителей и отвечающего низкопробному вкусу, выпускнику музыкального факультета необходимо уметь так выстраивать свои занятия с учениками, чтобы те научились отличать подлинное искусство от его эрзаца. В этом главная миссия педагога-музыканта.
5. Прошлое, по всеобщим законам развития, определяет будущее. Так, идеи, которыми руководствовались создатели факультета 55 лет тому назад, оказались прогрессивными и весьма продуктивными. Ведущими преподавателями факультета были заложены основы отечественной школы музыкально-педагогического образования, традиции которой востребованы сегодня во всем мире. Задачи преподавательского корпуса факультета в настоящее время - не растерять, а приумножить творческие и научные достижения, которых добились за все прошедшие годы. Определяя концепцию деятельности музыкального факультета в целостной системе отечественного педагогического образования, видеть в перспективе возможные и наиболее благоприятные траектории развития музыкального образования в стране.
список источников и литературы
1. Мильштейн, Я. И. Константин Николаевич Игумнов [Текст] / Я. И. Мильштейн. - М.: Музыка, 1975. - 471 с.
2. Кабалевский, Д. Б. Человек в искусстве [Текст] / Д. Б. Кабалевский // Избранные статьи о музыке. - М.: Советский композитор, 1963. - С. 244-254.
3. Тараканов, М. Е. Прокофьев и некоторые вопросы современного языка [Текст] / М. Е. Тараканов // С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. - М.: Музыка, 1972. - С. 7-37.
references
1. Milshteyn Ya. I. Konstantin Nikolaevich Igum-nov. Moscow: Muzyka, 1975. - 471 p.
2. Kabalevskiy D. B. Chelovek v iskusstve. Iz-brannye statyi o muzyke Moscow, Sovetskiy compositor. Pp. 244-254.
3. Tarakanov M. E. Prokofyev i nekotorye vo-prosy sovremennogo yazyka. Prokofyev S. S. Statyi i issledovaniya. Moscow: Muzyka, 1972. Pp. 7-37.
мариупольская татьяна геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Mariupolskaya Tatiana G., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts in Education Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]