Используя педагогические теории, современные учителя воспитывают подрастающее поколение, выполняя тем самым важный социальный заказ - формируют личность человека со своей гражданской позицией и мировоззрением. Основой миропонимания человека, безусловно, является наука, позволяющая рацио-
Библиографический список
нально объяснять социальные, природные, космические и иные явления. Наука и образование тесно взаимосвязаны между собой, их объединяющим центром выступает философия образования, анализирующая метапедагогические проблемы с использованием богатого арсенала философской и общенаучной методологии.
1. Филиппов В.Н. Человек в концепции современного научного познания. В.Н. Филиппов. Барнаул: БГПУ, 1997.
2. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. Москва: МПСИ, 2009.
3. Вебер М. Наука как профессия и призвание. Самосознание европейской культуры ХХ века. Москва: Политиздат, 1991.
4. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. Москва: Шк.Культ.Полит., 1995.
5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва. Логос, 1999. References
1. Filippov V.N. Chelovek vkoncepciisovremennogo nauchnogo poznaniya. V.N. Filippov. Barnaul: BGPU, 1997.
2. Il'enkov 'E.V. Shkola dolzhna uchit'myslit'. Moskva: MPSI, 2009.
3. Veber M. Nauka kak professiya i prizvanie. Samosoznanie evropejskojkul'tury HH veka. Moskva: Politizdat, 1991.
4. Schedrovickij G.P. Izbrannye trudy. Moskva: Shk.Kul't.Polit., 1995.
5. Serikov V.V. Obrazovanie ilichnost'. Teoriya ipraktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. Moskva. Logos, 1999.
Статья поступила в редакцию 27.03.18
УДК 378
Litvina Ye.V., teacher, Stavropol Presidential Cadet School (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Litvina G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical Education Department, Stavropol Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kulchitsky V.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical Education Department, Stavropol Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING OF TEACHERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE METAPREDMET EDUCATIONAL SPACE. The article is dedicated to meta-subjectivity in modern education. The substantiation of the need for a meta-subject approach is given, and ways of its implementation in the educational space are proposed. The developed model of meta-subject results is realized in a specific educational process in special disciplines. Thus, on the basis of a systematic diagnosis of participants' state parameters and continuous adjustment of subject trajectories, students approach the planned results of education. The article outlines the main results of education and upbringing in relation to the achievements of social, personal, cognitive and communicative development. They provide broad opportunities for students to master the knowledge, skills, competencies, ability and readiness for the knowledge of the world, training, cooperation, self-education and self-development. The recommendations suggested in the article are possible ways of organizing educational activities in the university aimed at achieving meta-subject results. These can increase the dynamism and variability of the educational process.
Key words: meta-subjectivity, meta-subject approach, meta-subject results.
Е.В. Литвина, преподаватель ОД «Иностранный язык», ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Г.А. Литвина, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕТАПРЕДМЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена метапредметности в современном образовании. Дается обоснование в необходимости метапредмет-ного подхода, и предлагаются способы его реализации в образовательном пространстве. Разработанная модель метапред-метных результатов реализована в конкретном учебном процессе по специальным дисциплинам. Таким образом, на основе систематической диагностики параметров состояния участников и непрерывной корректировки предметных траекторий учащиеся приближаются к планируемым результатам образования. В статье сформулированы основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Предложенные в статье рекомендации - это возможные способы организации учебной деятельности в вузе, направленной на достижение метапред-метных результатов способствующие повысить динамичность и вариативность образовательного процесса. Ключевые слова: метапредметность, метапредметный подход, метапредметные результаты.
В отличие от других новых государственных образовательных стандартов, метапредметностный подход требует для начала осуществления таких технологий, как проблемное обучение, развивающее обучение, технологии критического мышления и т. д. Образовательный подход метапредметности направлен на разрешение проблемы отрыва различных наук в процессе обучения детей. Ведь не каждый учитель-предметник знает то, что тот или иной ученик знает из курса других дисциплин и как проявляет себя в разных видах деятельности. По мнению многих учёных, образование постоянно испытывает влияние социума [1; 2].
Подход метапредметности заключается в таких идеях, как надпредметность, предметность, рефлексивность по отношению к предметам. Так, например, кадет не всегда знает смысл понятия, и их происхождение, но он понимает суть способа работы с различными терминами и определениями в разных отраслях наук.
Когда идет речь о результатах метапредметности, то имеется в виду то, что ученик должен освоить благодаря одной или нескольких дисциплин универсальные способы деятельности, которые он может реализовать как в учебной сфере, так и в ре-
альной жизни. В XXI в. заметны глобальные изменения социально-культурных и научно-технических факторов. Особый интерес вызывает глобальная информатизация общества, которая делает доступной информацию для всего человечества: порой одна и та же информация в разных странах распространяется мгновенно. Поэтому современному студенту, ученику, педагогу при свободном доступе к информации необходимо обладать умениями приобретать, сохранять, творчески интерпретировать ее в обучении и профессиональной деятельности [3; 4; 5].
Другими словами, можно сказать, что метапредметными результатами обучающихся является - освоение ими универсальных учебных действий, которые лежат в основе овладения ключевыми компетенциями, которые в свою очередь составляют основу умению учиться. Согласно позиции А.В. Хуторского, метапредметность - это неотъемлемая часть любой образовательной среды [7]. В то же время необходимо разграничивать метапредметные результаты (см. схему 1).
На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод, универсальными учебными действиями является совокупность тех способов действия ученика, которые связаны с осуществлением, как учебной деятельности, так и с решением внеучебной деятельности. Именно поэтому существует мнение, что универсальные учебные действия имеют тесную связь с достижением метапредметных результатов. Это имеет одно из важнейших значений, так как по окончанию школы, выпускник должен обладать не только комплексом знаний из различных научных областей, но и уметь реализовать свои знания, умения и навыки.
Образовательные стандарты третьего поколения отличаются тем, что они направлены на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Вследствие этого результатом обучения должна быть также сформи-рованность личности, обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Схема1.Разновидностиметапредметныхрезультатов
Новые требования диктуют изменения не только содержания образования.но и подходов к организации деятельности обучающихся. Образовательная практика нуждается в установлении аналогий, подведения под понятие (см. схема 2). Мысле-деятнаьннатндкзльникооскраник^т «логодеских пнтиминутдк», которые позволяют педагогу гибко развернуть содержание работы, нк тделичивкосагтузкуса учнщкхся, дялжндНанскоотроена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитнклсгкчендого, наолядсо-ибоазногкннтглнсзо-де йсяоен-ного мышления. При этом учителю необходимо стремиться пред-лагаол дНучсюдлмснмнтериолдня ноблюдени ян гкупнквыл тД-суждений, а не давать готовую текстовую информацию.
Механизмы оценки достижений учащихся является стандартными, к ним относятся стандартные письменные, устные, тестовые задания в конце изучаемого модуля. Технологичность данного метода позволяет изучать английский язык на расширенном и углубленном уровне. По сравнению с русским языком английский язык относится к группе аналитических языков.
Мы предлагаем выразить понятие «подлежащее», «сказуемое» системой обозначений, и смоделировать уже на начальном этапе обучения единую систему понятии «подлежащее», «вспомогательный глагол», «смысловой глагол» одинаковое в русском и английском языках. Так, трудности перевода с родного языка
Причины, трактующие необходимость установления аналогий, подведение под понятие в образовательной практике
Началось бурное развитие научного знания, технический прогресс предоставляет открытость и информатизированность, мгновенность овладения знаниями.
Метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Метапредметный подход предлагает реорганизовать предметного содержание образования, в котором знания - не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности.
Метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, а не просто в русле, что должно и можно. Педагог в таком случае выступает как партнер, тьютор.
Схема2. Причины,трактующиенеобходимостьустановленияаналогий, подведенияподпонятие вобразовательнойпрактике
на английский не возникнут за счет сформированного умения грамотно изложитьречь .
Здесь моделирование как средство образования развивает такие зомпоненты мышленея как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и виды мышления - словес-
но-логическое и наглядно-образное. Овладение учащимися универсальныьи учебными действеямисоздает возможнтсть самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться (см. схема 3).
Схема 3. Виды универсальных учебных действий
Новые требования требуют от педагога изменения не только содержания образования, но и подходов к организации деятельности обучающихся. Педагог становится «режиссером» новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование метаспособов и освоение метазнаний. Сегодня ме-тапредметность - необходимое условие организации учебного процесса.
Результаты внедрения данной технологии соответствуют целям опережающего развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер учащегося. Процесс обучения задает содержание и харак-
Библиографический список
теристики учебной деятельности и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Сегодня ситуация кардинально меняется в школе в связи с введением новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к мета-предметным результатам обучения. Предложенные в статье рекомендации - это возможные способы организации учебной деятельности в вузе, направленной на достижение метапредметных результатов. Мы считаем, что заявленные в статье технологии на основе системно-деятельностного подхода могут быть использованы для эффективной реализации опытно-экспериментальной работы обучения бакалавров по специальности «Педагогическое образование».
1. Аксенова М.Н., Козырева О.Ф., Ланкина М.Б. и др. Использование метапредмета «Проблема» в формировании мировоззрения учащихся. Инновационные программы и проекты в образовании. 2011; 5: 60 - 72.
2. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка. Эксперимент и инновации в школе. 2011; 6: 50 - 53.
3. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды. Образование и наука. 2012; 3: 35 - 49.
4. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации. Образование и наука. 2012; 4: 3 - 15.
5. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. Педагогика: традиции и инновации: материалы между-нар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) Челябинск: Два комсомольца, 2011: 140 - 146.
References
1. Aksenova M.N., Kozyreva O.F., Lankina M.B. i dr. Ispol'zovanie metapredmeta «Problema» v formirovanii mirovozzreniya uchaschihsya. Innovacionnye programmy i proekty v obrazovanii. 2011; 5: 60 - 72.
2. Barmenkova O.I. Rol' metoda proektov v formirovanii lichnostnyh i metapredmetnyh rezul'tatov sredstvami inostrannogo yazyka. 'Eksperiment i innovacii v shkole. 2011; 6: 50 - 53.
3. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. Model' optimizacii stanovleniya sub'ektov obrazovatel'noj sredy. Obrazovanie i nauka. 2012; 3: 35 - 49.
4. Zagvyazinskij V.I. Strategicheskie orientiry razvitiya otechestvennogo obrazovaniya i puti ih realizacii. Obrazovanie i nauka. 2012; 4: 3 - 15.
5. Mihajlenko T. M. Igrovye tehnologii kak vid pedagogicheskih tehnologij. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, oktyabr' 2011 g.) Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2011: 140 - 146.
Статья поступила в редакцию 29.03.18
УДК 371.136
Mezentseva O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy, Kuibyshev branch of Novosibirsk State
Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSTICS OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE IN SYSTEM OF POSTACADEMY TRAINING. The article describes modern approaches to determining the optimal ways of diagnostics of the level of professional competence of teachers. This problem is one of the priorities of the scientific and professional communities, education management bodies, organizations of postacademy training of teachers. Special attention is given to different methods of diagnostics of teacher's professional competence in the process of postacademy training. The author identifies and describes the specific features of diagnostic methods, the levels of professional competence development, considered in all components (value-semantic, activity, reflexive). For diagnostics of the level of teacher's professional competence the author offers a method of building the frame of professional competence of the teacher, which allows to determine the effectiveness of postacademy training of teachers.
Key words: teacher's professional competence, process of postacademy training, educational programs for teachers' professional development.
О.И. Мезенцева, канд. пед. наук, зав. каф. педагогики, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного
педагогического университета, г. Куйбышев (Новосибирская область), E-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье описаны современные подходы к определению оптимальных способов оценки уровня развития профессиональной компетентности педагога, что является одной из приоритетных задач научного и профессионального сообществ, органов управления образованием, организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования педагогических работников. Особое внимание уделяется диагностике уровня развития профессиональной компетентности современного педагога в процессе повышения квалификации. Автором выделены и описаны специфические особенности методов диагностики, уровни развития профессиональной компетентности, рассматриваемые во всех компонентах (ценностно-смысловом, деятельностном, рефлексивном). Для определения уровня развития профессиональной компетентности педагога разработана методика построения рельефа профессиональной компетентности педагога, позволяющая определить результативность повышения квалификации.
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, процесс повышения квалификации, программы повышения квалификации для педагогов.
В контексте стандартизации, как системы образования, так и деятельности самого педагога, актуальной проблемой для системы повышения квалификации, призванной подготовить педагога к реализации профессионально-педагогической деятельности в её новой интерпретации, является поиск оптимальных способов
и методик диагностики уровня развития профессиональной компетентности.
Согласно концепции непрерывного образования А.М. Новикова, реформирование системы образования должно осуществляться с учетом требований заинтересованных сторон: