Научная статья на тему 'Подготовка офицерских кадров в военно-учебных заведениях России'

Подготовка офицерских кадров в военно-учебных заведениях России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка офицерских кадров в военно-учебных заведениях России»

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

A.Р. Полянин, к.пед.н., доцент,

B.А. Свиридов, д.пед.н., доцент

В период с 1863 года по 1914 год в Российской Империи была создана достаточно стройная система подготовки офицерских кадров, заключавшаяся в последовательном становлении офицера-профессионала: военные гимназии и прогимназии (кадетские корпуса) - военные училища -офицерские школы - военные академии. Каждая ступень учебного заведения формировала, шлифовала и совершенствовала профессиональные качества защитника Отечества.

21 января 1863 года в составе Военного министерства было учреждено Главное управление военно-учебных заведений. Гувуз в своей работе уделял значительное внимание подбору и расстановке офицеров и преподавателей для военно-учебных заведений, обладающих высокими морально-нравственными качествами, повышению их военно-профессиональной и педагогической квалификации, позволяющей эффективно проводить учебно-воспитательную работу с юнкерами и кадетами. Существенную помощь в этом вопросе оказывала аттестация офицерских кадров, основы которой в Российской Империи начали разрабатываться при Петре I.

Начало централизованной аттестации офицеров Российской армии было положено в 1906 году приказом по военному ведомству №701, когда было введено в действие Временное положение об аттестации капитанов (ротмистров, есаулов), штаб-офицеров и генералов строевых частей и о выборе кандидатов на некоторые должности, в соответствии с которым «определение служебных достоинств военнослужащих основывалось: а) на аттестациях, составляемых единолично непосредственными начальниками и на обсуждении этих аттестаций в особых аттестационных совещаниях и б) на окончательном заключении высших начальников». Аттестация определяла: «а) достоин ли аттестуемый выдвижения на высшую должность, причем «вне очереди» или же в порядке общего старшинства, или б) только пригоден для оставления на занимаемой должности, или в) желателен для назначения на определенную административную должность, или г) подлежит предостережению о неполном служебном соответствии, или д) подлежит увольнению от службы» [1, с. 217].

Порядок аттестования офицеров военно-учебных заведений, подчиненных главным управлениям Военного министерства, первоначально определялся Временными правилами аттестования чинов, состоящих в главных управлениях Военного министерства, учреждениях, соответствующих главным управлениям, и военно-окружных управлениях (приказ по военному ведомству от 16 июля 1907 года №377) [2, с.484 - 498].

При составлении аттестаций учитывалось соблюдение офицером истинных традиций русского офицерства, состоящих в святой преданности Отчизне, в бескорыстном исполнении воинского долга, знании своего дела, дисциплинированности, инициативе и твердости, в братской любви к подчиненным и заботе о них, в духе теснейшего товарищества между всеми, кто составлял офицерский корпус. Все эти правила поведения находились в поле зрения аттестационных комиссий и офицерских собраний, поэтому в большинстве своем оказывали положительное воздействие на жизнь и боевую службу офицеров.

Процедура аттестования отличалась демократизмом и объективностью, так как оценка деятельности каждого офицера выставлялась решением большинства, что, в основном, предупреждало субъективизм, подавляло пристрастность аттестующих. Аттестующий командир, рассматривая кандидатуры на выдвижение по службе или на учебу, не мог не считаться с общественным мнением, отраженным в аттестации. В свою очередь, карьеристу недостаточно было расположить к себе начальника, необходимо было заслужить авторитет у своих товарищей. Подобные установки, конечно, во многом ориентировали офицеров на истинные ценности военной службы.

При аттестовании преподавательского состава военно-учебных заведений особое внимание уделялось неписанным правилам, по соблюдению которых можно было определить уровень общего и военного воспитания человека. Считалось обязательным иметь репутацию высококультурного человека, владеть четким и ясным языком, необходимым в служебных отношениях, быть способным поддержать в обществе разговор на серьезную тему. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков также считалось обязательным. Обращение старшего по званию и должности, носящее оскорбительный характер, особенно в присутствии товарищей, подчиненных или в обществе, рассматривалось как бестактность начальника, как подрыв авторитета офицера, что неминуемо находило отражение в его аттестации.

Аттестационные комиссии (совещания) большое внимание уделяли работе проводимой аттестуемыми, особенно офицерами-воспитателями и преподавателями, по воспитанию будущих офицеров на боевых традициях, любви к своему учебному заведению, его командирам, Боевому Знамени, отношению к военной форме одежды, уважению к ветеранам войны и военной службы и т.д. В результате имя военно-учебного заведения незримыми узами связывало его выпускников в одну семью.

Во исполнение указаний Министра обороны Российской Федерации «О проведении аттестации офицеров, прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации» в целях всесторонней и объективной оценки постоянного состава военно-учебных заведений, определения перспектив их дальнейшего служебного использования Статс-секретарь - заместитель Министра обороны Н. Панков при аттестации требует отражать в отношении офицеров, проходящих службу в вузах, следующие критерии:

а) на педагогов: научный и педагогический стаж; виды учебных занятий и дисциплины, по которым аттестуемый проводит учебные занятия; ученую степень; средний балл обучения курсантов по преподаваемым дисциплинам; результативность руководства курсовыми работами и выпускными квалификационными работами; качество проведения учебных занятий по результатам контроля учебных занятий; степень реализации в образовательном процессе войскового опыта; наличие войскового опыта до момента назначения на должности научно-преподавательского состава; личная стажировка в войсках и руководство стажировкой курсантов, профессиональная переподготовка и повышение квалификации; количество, наименование и объем изданных за последние три года учебников, учебных и учебно-методических пособий для проведения учебных занятий; участие в научно-исследовательской работе в соответствии с профилем кафедры; руководство адъюнктами и соискателями ученой степени; участие в работе по совершенствованию учебно-методической базы, количество поданных рацпредложений и заявок на получение патентов; наличие премий и грантов; состояние здоровья и уровень физической подготовленности;

б) на командиров подразделений, слушателей и курсантов: наличие войскового (боевого) опыта; умение руководить, обучать и воспитывать курсантов и сочетать высокую требовательность с заботой о них; качество работы по формированию командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у курсантов; участие в общевойсковой подготовке курсантов первых курсов; качество проведения занятий по общевоенным дисциплинам; организация самостоятельной работы курсантов; организация работы по устранению недостатков в подготовке курсантов; прохождение профессиональной переподготовки; повышение квалификации; прохождение войсковой стажировки; является ли соискателем ученой степени; оценка состояния подразделения курсантов [3].

Кроме того, в целях всесторонней и объективной оценки слушателей, адъюнктов, докторантов высших военно-учебных заведений МО РФ Министр обороны требует отражать в тексте аттестационного отзыва: качество выполнения названными категориями учебного плана и программ обучения, индивидуальных планов, успеваемость по учебным дисциплинам, результаты промежуточной аттестации [4].

Оценивая систему аттестации офицерских кадров в Российской армии конца XIX - начала XX века, мы видим, что:

в) перечень требуемых критериев, по которым аттестуются офицеры сегодня, значительно шире, чем был в начале XX века, однако основной упор в них, как и раньше, делается не на внутренний мир, идеалы и ценности, составляющие личностные качества офицеров, а на знания и умения в области служебно-профессиональной. Мы считаем это недооценкой в работе по противодействию негативному влиянию, которое оказывает и будет оказывать завтра характер глобального информационного противобор-

ства на сознание военнослужащих, тем более это вредно на переходном этапе развития общества и в условиях продолжающегося процесса оптимизации Вооруженных Сил России.

Список использованной литературы

1. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: Традиции и современность: Монография. / В.М. Коровин, В.И. Подлужный, В. А. Свиридов. - Воронеж, 2004.

2. Приказы по военному ведомству № 1 - 668. - СПб., 1907.

3. Распоряжение Статс-секретаря заместителя Министра обороны Российской Федерации Н. Панкова от 20 января 2009 года № 173/5/4/25085.

4. Директива Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №205/2/62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.