Н.П. Цеховой
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ЧЕРЕЗ ЦЕЛЕВУЮ АСПИРАНТУРУ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 1960-1980-е гг.
Рассматривается подготовка кадров высшей квалификации для других вузов и научных учреждений страны через целевую аспирантуру в Томском государственном университете в 1960-1980-е гг. Отмечена важная роль, которую сыграл Томский гос-университет в формировании коллективов вузов и научных учреждений Сибири и других регионов страны научными и научно-педагогическими кадрами.
Ключевые слова: целевая аспирантура; Томский государственный университет; научно-педагогические кадры.
Целевая аспирантура, введенная Минвузом СССР в 1959 г., получила в 1960-1980-е гг. широкое распространение в нашей стране. Согласно «Положению об аспирантуре» 1962 г. целевая аспирантура являлась формой подготовки научно-педагогических и научных кадров «для высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, промышленных предприятий, совхозов, колхозов и других организаций, не имеющих возможности готовить научно-педагогические и научные кадры на месте» [1]. С введением целевой аспирантуры у вузов Сибири, не имеющих собственной аспирантуры, но нуждающихся в научно-педагогических кадрах, появилась возможность за счет других учебных заведений готовить для себя кадры высшей квалификации. В рассматриваемый период подготовка кадров путем целевой аспирантуры сосредоточилась при наиболее крупных вузах Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Воронежа, Свердловска, Новосибирска и Томска [2. С. 194]. Целевая аспирантура подразделялась на внутриведомственную, межведомственную (для вузов и научных учреждений других министерств и ведомств СССР), внутриреспубли-канскую, межреспубликанскую (для вузов и научных организаций союзных республик).
План приема в целевую аспирантуру по министерствам и ведомствам ежегодно утверждался Министерством высшего и среднего специального образования СССР в пределах общего плана приема в аспирантуру. Все расходы, связанные с подготовкой аспирантов, обучающихся в целевой аспирантуре, несли вузы и НИИ, в которых эти аспиранты проходили подготовку.
До учреждения целевой аспирантуры сами вузы, где имелась аспирантура, вынуждены были заниматься поиском кандидатов для обучения путем публикации объявлений в газетах или направления специальных представителей в вузы, НИИ, средние учебные заведения с тем, чтобы проинформировать о специальностях, по которым осуществлялась подготовка аспирантов, обеспеченности высококвалифицированными кадрами -профессорами-докторами наук и т.д., наличии оборудования, помещений для занятий, условиях проживания.
При такой системе цель состояла в том, чтобы любыми средствами выполнить план приема в аспирантуру. С учреждением целевой аспирантуры необходимость в этом отпала. План приема в аспирантуру, присылаемый министерством, определял собой не только численность принимаемых в аспирантуру, но и одновременно указывал, для какого вуза или НИИ выделены вакансии. С этого времени прямая ответственность за выполнение плана приема в аспирантуру на соответствующий год перекладывалась на те учреждения, которым были выделены вакансии.
Правильная в своей основе идея создания института целевой аспирантуры не была должным образом подкреплена необходимой организационно-практической работой тех вузов и НИИ, для которых выделялись вакансии целевого назначения. Многие учреждения не имели перспективных планов повышения квалификации своих штатных работников, не вели целенаправленной подготовки кандидатов к поступлению в аспирантуру. В результате кандидаты в аспирантуру или не справлялись со сдачей кандидатских экзаменов, а нередко даже вступительных экзаменов, или же совсем не приезжали на экзамены. Ежегодно в Томский государственный университет (ТГУ) не являлось большое число целевых аспирантов. Так, в отчете о работе аспирантуры ТГУ за 1966 г. ректор профессор А.И. Данилов писал: «Многие вузы, которым были выделены места в целевую аспирантуру, своих кандидатов не представили. Это обстоятельство поставило университет в трудное положение, так как он, имея эти целевые места, вынужден был давать отказы тем лицам, которые желали поступить в аспирантуру ТГУ. А после того, как стало известно об отсутствии кандидатов-целевиков на многие вакансии, уже оставалось мало времени для подбора лиц для поступления в аспирантуру» [3. Л. 35].
В 1964 г. половина вузов (23 из 46) не прислали своих кандидатов в целевую аспирантуру [4. Л. 2]. В 1966 г. из 28 вакансий целевого назначения не были присланы кандидаты на 19 вакансий [3. Л. 36], в 1979 г. 18 учреждений не направили в университет кандидатов по 18 специальностям, в 1983 г. 22 учреждения не направили в университет 32 кандидата в очную аспирантуру [5. Л. 57]. Часто общая подготовка кандидатов в целевую аспирантуру была недостаточной. Например, в 1968 г. кандидат от Якутского университета по специальности «русский язык» В.П. Кузнецова не была принята в аспирантуру, так как при сдаче экзаменов выяснилось, что «ее общетеоретический уровень не настолько высок, чтобы она могла успешно обучаться в аспирантуре» [6. Л. 4]. В таких случаях кандидатам рекомендовали «ликвидировать пробелы в теоретической подготовке» и пробовать поступать в аспирантуру в следующем году.
В результате такого отношения к делу подбора кандидатов в аспирантуру теми учреждениями, которым выделялись вакансии, Томский университет ежегодно оказывался в затруднительном положении с заполнением вакансий, выделенных министерством. Положение усугублялось еще и тем, что отсутствие кандидатов в аспирантуру от учреждений, которым были выделены вакансии, выявлялось в сентябре соответствующего года, когда прием уже надо было заканчивать. В ре-
зультате университету стоило больших усилий выполнить план приема в аспирантуру соответствующего года. Из-за неявки аспирантов-целевиков университет ежегодно в ходе приемной кампании обращался в Минвуз РСФСР и получал устное разрешение заполнять вакансии плана теми кандидатами, которые университет сможет найти сам [5. Л. 57]. В свою очередь, университет постоянно просил министерство лучше вести работу с такими учреждениями и «принимать строгие меры к тем, кто срывает выполнение планов приема в аспирантуру» [4. Л. 63].
Томским университетом предлагался и ряд мер для улучшения положения: 1) составлять план повышения квалификации сотрудников по вузу или НИИ, нуждающемуся в кадрах; 2) подбирать кандидатов, обладающих необходимыми знаниями, и организовывать с ними работу по повышению их общетеоретической и специальной подготовки с тем, чтобы они к моменту поступления в аспирантуру были достаточно подготовлены; 3) с целью установления тесных связей вузов и НИИ, испытывающих острую потребность в кандидатах наук, с теми вузами, которые готовили эти кадры, предлагалось произвести «прикрепление учреждений - потребителей кадров к учреждениям, готовящим эти кадры» [7. Л. 4].
В результате министерством к Томскому университету был «прикреплен» Якутский государственный университет (ЯГУ), с которым были установлены тесные деловые связи и для которого в дальнейшем было подготовлено большое количество кандидатов наук. Так, в целевой аспирантуре ТГУ для ЯГУ в разные годы обучались будущие профессора, доктора наук -А.Г. Новиков (позже профессор кафедры философии ЯГУ), К.О. Варшавская (впоследствии профессор кафедры русской и зарубежной литературы ЯГУ, в настоящее время проживает в США), И.Е. Томский (впоследствии профессор кафедры экономической теории финансово-экономического института ЯГУ), Н.М. Охлопков (позже профессор кафедры прикладной математики ЯГУ), В.Н. Винокуров (впоследствии профессор, заведующий кафедрой общей биологии ЯГУ) [8. С. 67, 77-79, 229, 234-235, 331].
В 1974-1977 гг. в аспирантуре ТГУ по специальности «геометрия и топология» под руководством Л.З. Круглякова обучалась Е.С. Никитина, которая впоследствии заведовала кафедрой алгебры и геометрии ЯГУ, с 1997 г. являлась заместителем председателя Правительства Республики Саха (Якутия), а с 1998 г. -председателем городского собрания депутатов г. Якутска [8. С. 222-223].
В 1964-1967 гг. в целевой аспирантуре по специальности «радиофизика» под руководством доктора физико-математических наук А.И. Лихачева обучался А.Г. Корякин, который в 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию. Будучи аспирантом, он преподавал электродинамику в ТГУ, был куратором студенческой группы. После окончания аспирантуры А.Г. Корякин вернулся в Якутию, стал профессором кафедры радиофизики и электроники ЯГУ (1997 г.) [8. С. 162-163].
В 1971 г. в аспирантуру ТГУ по специальности «радиофизика» был направлен И. А. Голиков, впоследствии декан педагогического факультета ЯГУ (1992 г.), профессор кафедры компьютерной технологии обучения ЯГУ
(1995 г.), министр образования Якутии (1994-1996 гг.), директор физико-технического института ЯГУ (2000 г.) [8. С. 88-90]. Ректор Якутского университета И.Г. Попов и проректор И.М. Романов постоянно проявляли заботу о пополнении университета кандидатами наук через аспирантуру Томского университета и заранее подбирали соответствующих кандидатов. Однако с большинством вузов у ТГУ таких связей не было [9. Л. 9].
Фактически же работа по подбору кандидатов для обучения в целевой аспирантуре на местах была организована слабо, и в конечном итоге за это приходилось расплачиваться университету, который вынужден был в очень короткий период подбирать большое количество кандидатов в аспирантуру, чтобы выполнить план приема, в том числе и по таким дефицитным специальностям, как математика, физика, механика. Нередко приходилось принимать в аспирантуру недостаточно подготовленных кандидатов, что приводило к невыполнению ими плана аспирантской подготовки в установленный срок.
Со своей стороны ректорат Томского университета и научная общественность оказывали помощь учреждениям, которым выделялись вакансии целевого назначения. Эта помощь выражалась в том, что их представители вызывались в университет, с ними составлялись перспективные планы повышения квалификации их работников, в том числе и по подготовке научнопедагогических кадров через целевую аспирантуру. Для них подбирались кандидаты из числа работников университета и оканчивающих университет выпускников. Например, Сибирский металлургический институт постоянно присылал своего представителя в Томский университет, где на месте решался вопрос о подборе кандидатов для института [10. Л. 15].
Однако существовавшая практика министерства выделять почти все места в целевую аспирантуру лишала университет возможности готовить кадры через аспирантуру для удовлетворения собственных нужд. В 1967 г. из 81 очной вакансии в аспирантуре 32 были целевого назначения, соответственно в 1968 г. из 58 -40, в 1969 г. из 95 - 40 [9. Л. 5]. В 1980-е гг. в Томском университете ежегодно в среднем более 80% аспирантов готовились целевым назначением для развивающихся вузов [11. С. 407].
Таким образом, Томский университет, поставляя для других вузов и научно-исследовательских учреждений подготовленные через аспирантуру и получившие в нем после аспирантуры дальнейшую теоретическую подготовку и опыт кадры, сам нуждался в систематическом пополнении кафедр и лабораторий новыми работниками, которыми и являлись выпускники аспирантуры. В то же время ежегодно в порядке участия в конкурсах на замещение вакантных должностей по различным кафедрам в разных вузах страны Томский университет покидали десятки кандидатов наук - бывших аспирантов, которые в других вузах и НИИ заведовали кафедрами, лабораториями и т.д. [6. Л. 7-8]. Помимо возможностей карьерного роста на новом месте, такой отток высококвалифицированных научнопедагогических кадров из Томска объяснялся и плохими жилищными условиями в этом городе.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. появляется новая серьезная проблема, которая была связана с вопросом о
трудоустройстве выпускников целевой аспирантуры. Если раньше кадров для высшей школы не хватало, то теперь наблюдается их переизбыток. С введением целевой аспирантуры распределение оканчивающих аспирантуру стало носить организованный характер, т.е. каждый аспирант, за редким исключением, знал с момента его зачисления в аспирантуру, где он будет работать после ее окончания. Этот порядок, с одной стороны, исключал неопределенность в отношении будущего места работы аспиранта, а с другой - и самим «потребителям», оканчивающим аспирантуру, давал возможность заранее подготовиться (подготовить для них жилье, спланировать учебные задачи и т.д.).
Целевая аспирантура задумывалась как система, дающая возможность планомерного обеспечения вузов и НИИ научно-педагогическим кадрами. Пока разрыв между спросом и предложением на молодые научнопедагогические кадры был большим, трудностей с трудоустройством оканчивающих аспирантуру не возникало. Теперь же, когда предложение стало превышать спрос, трудоустраивать выпускников аспирантуры из года в год становилось все труднее. Вузы, посылавшие своих кандидатов в целевую аспирантуру, нередко через три года от них отказывались на том основании, что сократилась численность студентов и т.д. [12. Л. 66]. Не менее важной проблемой в работе целевой аспирантуры было нежелание части аспирантов-целевиков после окончания своей подготовки в других вузах возвращаться обратно в свой вуз. Например, за период с 1975 по 1980 г. целевую аспирантуру для Сибирского металлургического института в различных вузах окончили 84 человека, из них 30 защитили кандидатские диссертации, а 28 аспирантов-целевиков не вернулись для работы в институт [13. С. 76].
Таких фактов в практике Томского университета было немало. Ректор университета профессор А.П. Бычков в отчетах о работе аспирантуры университета постоянно указывал на то, что «в условиях планового хозяйства сами планы должны быть реальными, чего нельзя было сказать о многих случаях в прошлом». «Союзные плановые органы, - отмечал он, - должны придавать должное значение планированию на перспективу и считать так, чтобы не было диспропорций между потребностью и предложением. Республиканские плановые органы должны строить свои расчеты также на реальной основе и доводить их до министерств и ведомств в полном соответствии с фактической потребностью. Тогда не будет диспропорции в деле подготовки кадров вообще и научно-педагогических в частности. Современная вычислительная техника дает возможность определения оптимальных параметров в любом деле, в том числе и в деле подготовки научно-педагогических кадров. Дело за тем, чтобы люди, владеющие этой техникой, более ответственно выполняли свои функции» [12. Л. 66-67].
При обсуждении итогов работы аспирантуры за 1982 г. в Томском университете было подчеркнуто, что «целевая аспирантура как форма целенаправленной, плановой подготовки аспирантов для вузов, слабо обеспеченных квалифицированными кадрами, не отвечает своему назначению в связи с тем, что вузы - по-
требители кадров, выпускаемых аспирантурой, не проявляют заботы о подготовке кандидатов в аспирантуру, не создают им должных условий для подготовки к поступлению в аспирантуру, не контролируют ход их подготовки к поступлению, их связи с теми вузами, куда они должны поступать целевым назначением» [4. Л. 67-68].
Тем не менее Томский университет из года в год работал на пополнение вузов Сибири и Дальнего Востока выпускниками аспирантуры целевого назначения. Наряду с подготовкой аспирантов для вузов Сибири и Дальнего Востока, университет направлял своих работников и выпускников университета для подготовки целевым назначением для себя и других вузов страны, в том числе в вузах Москвы и Ленинграда по некоторым специальностям, по которым в университете не было научных руководителей. Например, в 1970-е гг.: по экономическим, юридическим, физико-математическим специальностям.
Только в период 1971-1975 гг. из аспирантуры ТГУ были выпущены 430 человек, из них оставлено в университете 146 (34%), для других вузов Томска было подготовлено 126 чел. (30%), для вузов Западной Сибири - 93 чел. (21,6%), для вузов Восточной Сибири -33 чел. (7,3%), для вузов Дальнего Востока - 12 чел. (2,9%), для других вузов - 20 чел. (4,9%). Так, по заявке томских вузов за 1971-1975 гг. было подготовлено 11 аспирантов [7. Л. 18-19].
Целевыми аспирантскими местами в Томском университете пользовались вузы всех крупных сибирских городов - Томска, Красноярска, Кемерово, Новокузнецка, Якутска, Барнаула, Улан-Удэ и др. Целевые вакансии предоставлялись также по заявкам министерств и ведомств союзных республик (Казахской ССР, Таджикской ССР и др.) и РСФСР. Например, в целевую аспирантуру ТГУ на 1961 г. предусматривался прием аспирантов для Госкомитета СМ СССР по химии в количестве 6 чел., для Министерства здравоохранения -1 чел., для целлюлозно-бумажной промышленности -1 чел., для Якутского университета - 1 чел., для Министерства высшего и среднего образования Казахской ССР - 1 чел., по одному аспиранту для Узбекской и Киргизской ССР [14. Л. 22-23].
Важная роль, которую сыграла целевая аспирантура ТГУ в формировании научно-педагогических коллективов вузов Сибири, видна и на примере Кемеровского государственного университета (КемГУ). Многие из аспирантов-целевиков данного вуза, обучавшиеся в ТГУ, впоследствии возглавили кафедры этого молодого университета. Так, в целевой аспирантуре ТГУ обучались: Ю.В. Галактионов (впоследствии профессор, заведующий кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений КемГУ), Н.К. Смоленцев (позже профессор, заведующий кафедрой математического анализа КемГУ), В.И. Красиков (впоследствии профессор кафедры философии), А.Н. Ростова (с 2002 г. - заведующая кафедрой русского языка) [15. С. 69-70, 87, 106, 121-122].
В целом процент эффективности целевой аспирантуры (в плане выпуска аспирантов с защитой диссертации или с представлением к защите), как и аспирантуры вообще, был в 1960-1980-е гг. доста-
точно высоким в сравнении с предшествующими десятилетиями. Так, если в 1979 г. из 60 выпускников целевой аспирантуры лишь 9 защитили диссертации в срок обучения, а 46 представили к защите [16. Л. 3], то 1987 г. из 77 аспирантов-целевиков внутриведомственной целевой аспирантуры ТГУ (очников) 27 окончили аспирантуру с защитой диссертации и 17 с представлением к защите, а в между-
ведомственной из 4 окончивших 1 с защитой и 1 с представлением к защите [17. Л. 9, 12].
Таким образом, Томский университет в 19601980-е гг. стал базовым центром по подготовке научных и научно-педагогических кадров путем целевой аспирантуры и сыграл важную роль в развитии науки и высшего образования в Сибири и других регионах страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 31 июля 1962 г. «Об утверждении положения об аспиранту-
ре». иЯЬ: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml (дата обращения: 25.09.10).
2. Петрик В.В. Высшая школа Сибири в конце 50-х - начале 90-х годов XX века. Томск: ТГУ, 2006. 648 с.
3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2431.
4. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2429.
5. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2450.
6. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2433.
7. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2444.
8. Профессора Якутского государственного университета: Биографический словарь-справочник. 1956-1999 гг. Якутск: Бичик, 2001. 400 с.
9. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2436.
10. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2440.
11. Томский университет. 1880-1980. Томск: ТГУ, 1980. 432 с.
12. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2447.
13. Липунова Л.В. Профессорско-преподавательский состав Сибирского металлургического института (1930-1985 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2009. 212 с.
14. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2426.
15. Кемеровский государственный университет. Страницы истории. Кемерово: Полиграф, 2002. 258 с.
16. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2446.
17. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 7108.
Статья представлена научной редакцией «История» 11 ноября 2010 г.