ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Канд. техн. наук, начальник цикла ГОУ ДПО "Подольский учебный центр ФПС", Академия ГПС МЧС РФ
П. М. Евграфов
Заместитель начальника ГОУ ДПО "Подольский учебный центр ФПС"
А. В. Нестеров
Старший преподаватель ГОУ ДПО "Подольский учебный центр ФПС"
О. В. Нестерова
УДК 614.841
ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ПОЖАРАХ КАК ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Рассматривается проблема подготовки населения к действиям при пожаре. Показываются неэффективность существующих методов подготовки, информационно-техническая непроработанность проблемы, отсутствие учета общих закономерностей восприятия населением проблем пожарной безопасности, а также психофизиологических особенностей поведения людей в условиях пожара. Намечаются общие пути решения проблемы.
Введение
Государство, конституционно гарантируя защиту жизни, здоровья и имущества людей, не может оставить без внимания такое общественно-опасное явление, как пожар. Последним рубежом обороны общества от этой опасности является организация действий на пожаре.
Время от времени оборона эта рушится и рушится с тяжкими последствиями — г.г. Ухта, Владивосток, последние пожары на объектах социального значения. К сожалению, печальное явление такого рода приобрело статистические масштабы. Общеизвестно, что пожары должна тушить пожарная охрана. В связи с этой известной истиной при очередных огненных трагедиях средства массовой информации последствия от пожаров зачастую несправедливо списывают на пожарную охрану. Говоря о неблагополучном положении с пожарами, в данной статье мы не будем развивать тему недостаточности финансирования, низкой технической оснащенности, кадровых проблем, социальной незащищенности пожарной охраны, хотя все это имеет место. Перейдем сразу к тематике статьи, сказав, что даже наличие идеальной пожарной охраны не является достаточным условием достижения желаемой пожарной безопасности (ПБ) при пожаре. Что же еще нужно?!
К сожалению, общество не осознает, что в деле защиты его от пожара, кроме пожарной охраны, есть другая сторона, без активной позиции, без деятельной работы которой невозможно добиться положительного результата — это само общество.
Общество само создает условия для пожаров, нарушает правила пожарной безопасности, активно не принимает попыток Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России по наведению порядка в области ПБ. И в завершающем звене цепи ошибок — на пожаре — сколько бы напрасных потерь можно было избежать при правильных действиях различных представителей общества: руководителей организаций, ответственных лиц, простых сотрудников и граждан.
МЧС России проводит государственную политику в области ПБ, элементом которой, заключенным в соответствующих нормативных документах, является подготовка населения к действиям во время пожаров. Насущная необходимость такой подготовки вытекает из осознания:
• невозможности стопроцентного исключения возникновения пожаров путем проведения различных превентивных мероприятий;
• нарастания угрозы пожаров с ростом техногенной деятельности человека;
• невозможности защиты общества на всех стадиях пожара только силами и средствами государства;
• исключительной важности действий по ликвидации пожара и предотвращению его последствий в начальной стадии возникновения пожара, действий, которые может проводить принципиально только находящееся вблизи от очага пожара население.
Многочисленные пожары с человеческими жертвами, случившимися из-за неготовности населения к действиям в условиях пожара, говорят об актуальности этой проблемы.
Реализовать в жизни качественное решение задачи подготовки населения к действиям при пожарах архисложно. К сожалению, не только население не видит особой сложности и актуальности проблемы, но и в пожарной охране в целом нет желаемого действенного отношения к этой задаче. Проблема носит многогранный характер. В данной публикации мы практически не касаемся крайне тяжелого вопроса организационного механизма реализации мероприятий, требующихся для решения проблемы. Не затрагиваем мы и важнейшей, юридической грани задачи. В статье рассматриваются лишь информационно-техническая и психологическая составляющие проблемы. Такое рассмотрение само по себе конфликтно вследствие разницы методологии точных технических наук и психологии, взаимного отторжения многих их адептов, лишь за собой признающих право голоса в "своей" области. Однако техническое решение по управлению поведением людей не может не учитывать их психологических реакций, а психологические реакции вызываются окружающей средой, описываемой и формируемой методами точных наук. Добавим, что одной из составляющих психологической устойчивости человека в условиях чрезвычайной ситуации является его информационная устойчивость. Осознание, что ты знаешь, как поступить, осознание, что ты не находишься в безвыходном состоянии, в тупике, придает дополнительные психологические силы. Поэтому разделение проблемы на информационную и психологическую составляющие в определенной мере условно.
Своей целью на данном этапе мы видим анализ сложности проблематики, причем не подробнейший анализ, который в рамках статьи невозможен, а лишь наиболее отчетливо видимой авторами части "большого айсберга". Но даже такой "усеченный" анализ дает представление о тяжести проблемы. Несмотря на имеющиеся трудности, проблема не является неразрешимой, иллюстрацией чего служит заключительная часть статьи, где намечаются предположительные контуры направлений решения.
Рассмотрим сначала с критических позиций существующую систему подготовки населения к действиям при пожаре.
Информационно-техническая недостаточность постановки и решения проблемы
В основном подготовка населения осуществляется в формах противопожарных инструктажей и специального обучения по программе пожарно-технического минимума — для работников различных организаций, в формах агитации и пропаганды — для неорганизованного населения.
Не только не отвергая, но и признавая необходимость всех выше названных форм подготовки населения в области пожарной безопасности, мы тем не менее считаем, что именно в плане подготовки населения к действиям при пожарах эти формы низкоэффективны по причине их малой информативности в рассматриваемой области. Но, может быть, никакой особо сложной информации для успешной организации действий при пожаре не требуется?
Организация действий на пожаре в значительной степени определяется процессами развития пожара. Однако пожар как физико-химическое явление на сегодня изучен недостаточно. Развитие пожара существенно зависит от трудно учитываемых индивидуальных особенностей горящего объекта. Поэтому и организация действий на горящем объекте имеет серьезную индивидуальную составляющую. Также необходимо отметить существенно субъективный характер методов определения степени опасности на пожаре, без которых невозможно предпринимать ни одно действие. О многих информационных пожарно-технических проблемах подобного рода можно еще говорить, к некоторым проблемам мы еще вернемся, но для понимания невозможности решить все имеющиеся проблемы с налета, для понимания сложности организации действий на пожаре добавим, что предметом постоянного разбирательства пожарной охраны являются многочисленные ошибки, допускаемые ее сотрудниками на пожарах. А ведь они — профессионалы, прошедшие специальное обучение, имеющие практический опыт тушения пожаров. По вопросам пожарной тактики написаны объемные учебники, многочисленные научные труды, тем не менее ошибки есть и будут в дальнейшем — слишком информационно сложен объект работы пожарных.
Но корректно ли сравнение сложности работ на пожаре, проводимых профессиональными пожарными и населением?
Если обратиться к основному, но абсолютно не достаточному для реальной организации действий нормативному документу, регламентирующему
обязанности населения при пожаре [1], то мы увидим, что население обязано: сообщать о пожаре пожарной охране; самостоятельно до прибытия пожарной охраны проводить тушение, эвакуацию людей и материальных ценностей; осуществлять различные технические и организационные мероприятия по ограничению распространения пожара и обеспечению безопасности людей. Очевидно, с полным правом можно говорить о качественной схожести работ на пожаре, проводимых пожарной охраной и населением.
Коль скоро мы пришли к выводу об интеллектуальной сложности организации работ на пожаре, то, очевидно, данную сложность должен отражать и процесс подготовки населения. Посмотрим, насколько это справедливо для применяемых сейчас форм подготовки.
Обучение по программе пожарно-технического минимума наиболее информативно по сравнению с другими формами подготовки. Однако если взять широко известный справочник по пожарно-техни-ческому минимуму [2], то из трехсот страниц текста лишь две содержат информацию о действиях при пожаре, причем информативное ядро этого материала лишь дублирует Правила [1].
Авторы также рассмотрели "Полный курс по-жарно-технического минимума" авторов А. Я. Ко-рольченко и Д. А. Корольченко [3]. Издание представляет собой справочное пособие в области пожарной безопасности предприятий и организаций. Оно содержит широкий круг сведений, необходимых и полезных для организации системы пожарной безопасности хозяйственных объектов, имеющих различное функциональное назначение и разную степень пожарной опасности. По нашему мнению, данное издание наиболее полезно для специалистов в области пожарной безопасности, работающих в должностях инженеров пожарной безопасности предприятий и организаций. Оно также является источником полезных сведений, с помощью которых можно формировать курсы лекций по по-жарно-техническому минимуму для конкретных предприятий. Материал издания преимущественно направлен на реализацию мер пожарной безопасности профилактического характера. Сведения, содержащиеся в нем, достоверны, так как основываются на юридических и технических нормах пожарной безопасности. К сожалению, вследствие практического отсутствия отечественных разработок издание почти не содержит рекомендаций по организации действий населения при пожаре. Впрочем заметим, что в отличие от такой формы обучения населения, как производственные инструктажи, обучение по программе пожарно-техни-ческого минимума не нормируется в общероссий-
ском масштабе, что создает определенные сложности при разработке и комплектации соответствующих программ обучения.
Практическое ознакомление с инструкциями по действиям при пожаре различных организаций также почти ничего, отличного от Правил [1], конкретизирующего и творчески развивающего общеизвестные положения, не дает. По большей части эти инструктажи формальны и малоинформативны. Следует отметить, что задача разработки противопожарных инструктажей возлагается на работодателей, сфера профессиональных интересов которых слабо связана с ПБ. В такой ситуации нереально ожидать профессиональных, качественных инструкций.
Агитация и пропаганда в плакатной форме обладают неплохой наглядностью, но в деле разъяснения информационно сложных положений могут служить только подсобным средством. К тому же плакатная форма не может сравниться по массовости охвата населения с телевизионной формой агитации и пропаганды, имеющей большие потенциальные возможности. Однако на сегодняшний день бессистемные репортажи с мест пожара очень мало дают положительной информации по части организации действий населения.
Таким образом, низкая информационная ценность существующих форм подготовки населения к действиям при пожарах несомненна.
Такое положение дел имеет вполне объективную основу. Оно объясняется, главным образом, несоответствием сложности исследуемого объекта, которым является пожарная безопасность, относительно скромным научным, методическим, штатным, финансовым возможностям творческой части пожарного ведомства. Изучая действия при пожаре, пожарная наука в первую очередь концентрирует усилия на решении проблем профессиональных пожарных — вопросы пожарной тактики пожарных подразделений нашли широкое освещение и в учебной, и в научной литературе. А заняться проблемами организации подготовки населения на столь же качественном уровне пока не удается.
Отметим, что многие наработки относительно тактики пожарных могут быть заимствованы для организации действий населения. В особенности это применимо для объектов, имеющих собственные полнокровные пожарные расчеты, созданные в рамках ведомственной, муниципальной или частной пожарной охраны. Однако лишь немногие объекты имеют свою пожарную охрану, да и проблема организации действий населения при пожаре звучит как проблема первоочередных действий в начальной стадии пожара не пожарных, а обычных людей, оказавшихся ближе всего к очагу пожара, и
других обычных людей, активно или пассивно задействованных в действиях при пожаре.
Что же определяет разницу в подготовке населения и пожарных?
Первое основное отличие заключается в том, что хотя изучаемый объекту пожарных и населения один и тот же — пожар, однако пожарные, в силу более позднего прибытия на место возгорания, имеют дело почти всегда с развившимся пожаром, население же, предполагается, — с пожаром в начальной стадии. Законы развития пожара на этих стадиях различны, следовательно различны и подходы к тушению. Тактические задачи, решаемые в ходе обучения пожарных, всегда предполагают развившийся пожар. С пожаром на начальной стадии благодаря своему вооружению и подготовке огне-борцы справляются легко, поэтому тактика действий на этой стадии практически не изучается и не вырабатывается.
Развившийся пожар несет большую опасность, чем пожар в начальной стадии: более высокая температура, меньше кислорода для дыхания, больше отравляющих газообразных веществ. Казалось бы, по этой причине населению в условиях начинающегося пожара действовать менее опасно, чем пожарным по своему прибытию. Однако не следует забывать о втором важном отличии между пожарными и населением — различной экипировке.
Население не имеет боевой одежды пожарных, защищающей от воздействия высокой температуры, не имеет средств индивидуальной защиты органов дыхания от вредных и отравляющих газообразных продуктов горения, которыми вооружена пожарная охрана. Поэтому, несмотря на менее развитые опасные факторы пожара, говорить однозначно о меньшей опасности для населения не приходится.
Покажем некоторые проблемы, существующие в проведении работ на пожаре.
Обращаем внимание, что одним из мероприятий, требуемых [1] от руководителей организаций при пожаре, является обеспечение правил охраны труда. Существуют правила охраны труда для пожарных [4], а также специальные ведомственные приказы, направленные на обеспечение безопасности работ на пожарах, но все это написано не для населения. Для него есть только нормативное требование обеспечения безопасности, а правил, учитывающих специфику его действий при пожаре, нет. Правила безопасности на пожарах для населения только предстоит разработать. Определять же тактику действий населения при пожаре надо с учетом этих правил, т.е. с учетом отсутствия экипировки и обязательно с выработкой практических критериев определения степени опасности работы в условиях пожара.
Большой, практически не решенной информационной проблемой является проведение при пожаре эвакуации людей, закрепленное нормативными требованиями. Даже в учениях по эвакуации возникает масса различных проблем. В условиях же пожара задача организации быстрой и безопасной эвакуации больших масс людей еще более осложняется.
Наиболее весомым нормативным документом, касающимся эвакуации, является ГОСТ [5], но основное назначение этого документа — в определении требований к путям эвакуации и степени пожарной безопасности для людей посредством сравнения расчетных значений времени эвакуации людей из здания с расчетными значениями времени достижения предельно допустимых значений опасных факторов пожара. Практические вопросы организации эвакуации в данном стандарте не рассматриваются, хотя таких вопросов очень много.
Так, неясен критерий определения степени опасности возгорания, с помощью которого можно узнать, когда следует начинать эвакуацию. Вспомним пожар в г. Владивостоке, где именно задержка начала эвакуации послужила причиной гибели людей. Но и вдаваться в противоположную крайность нельзя, когда эвакуация объявляется при любом запахе дыма. Принимая решение об эвакуации, следует учитывать индивидуальную опасность конкретного здания или производства, а также материальные затраты, связанные с остановкой деятельности предприятия.
Ожидает решения также частная проблема определения очередности выхода людей (в случаях неодинаковой опасности для отдельных групп или недостаточной пропускной способности эвакуационных путей).
Отдельную проблему организации эвакуации представляет составление планов эвакуации. Очевидна формальность составляемых сейчас планов, которые хороши только тогда, когда реального пожара нет. Если же случится пожар, а он может происходить в различных местах здания и блокировать различные эвакуационные пути, то такой план эвакуации сразу же станет бессмысленным для людей, отрезанных от выходов. В ряде организаций с массовым пребыванием людей имеется много сторонних посетителей, которые ничего об этих планах не знают, для которых они вообще бесполезны. Ясно, что планировать пожар надо по-другому, многова-риантно, с учетом развития опасных факторов пожара, причем предполагать доведение этого планирования некими эффективными способами до всех возможных исполнителей, как постоянно работающих в данной организации, так и сторонних посетителей.
Выносить личные вещи или не выносить? Дифференцировать как-то свои действия в зависимости от времени года, времени суток или нет? Надо ли активно управлять потоками эвакуирующихся или пустить все на самотек; если надо, то как? Как управлять эвакуацией в организациях, где много сторонних посетителей, не знакомых с путями и правилами эвакуации, не надеясь на показавшую свою низкую эффективность электронную систему управления эвакуацией (светящиеся стрелки и указатели)? Вопросов больше, чем ответов.
Итак, необходимо тщательно разработать методологию проведения самостоятельной (без помощи пожарных) эвакуации с тем, чтобы не подводить ситуацию к последней черте — спасанию людей пожарными прямо из огня, как это было в г. Владивостоке (рис. 1).
Тушение — одно из важнейших мероприятий при пожаре. Но оно по своим результатам потенциально содержит противоречие. С одной стороны, тушение — опасная для здоровья и жизни тушащего работа, а жизнь и здоровье человека— есть главные ценности нашего общества, защищаемые Конституцией. Известны случаи, когда сотрудники организации гибли при тушении. С другой стороны, отказ от тушения приведет к развитию пожара и возможному росту угрозы здоровью и жизни других людей, находящихся в здании. Случаев бездействия, приведших к тяжким последствиям, очень много. Отмеченное противоречие отразилось в п. 109 Правил [1], где говорится о проведении тушения "по возможности". Однако нигде не раскрывается конкретное содержание термина "по возможности". Понятно, что прояснение значения этого термина следует увязывать, опять же, с еще неразработанными правилами безопасности населения при пожарах. Общую информационную задачу в отношении тушения, проводимого населением, с учетом пробелов в его экипировке можно сформулировать следующим образом: определение критериев безопасности тушения, какими средствами и силами следует осуществлять тушение.
Неопределенность существует и в проведении требуемых Правилами [1] специальных организационно-технических мероприятий, важнейшим из которых является отключение электричества и вентиляции (кондиционирования).
Только на первый взгляд отключение электричества не содержит в себе никаких проблем. Практика же пожаров с многочисленными случаями неотключения или задержки отключения электричества убеждает в обратном. Слабые организационные места выявляются и при проведении учений на объектах. Надо сказать, что для крупных организаций в ряде случаев вопрос оперативного проведе-
Рис. 1. Спасание людей пожарными в г. Владивостоке
ния соответствующих отключений не так прост и технически. В контексте осуществляемых при пожаре действий порядок отключения электроэнергии должен учитывать также и специфику отключаемых объектов. Так, в зависимости от особенностей производственного процесса конкретной организации отключение электроэнергии может привести к существенным материальным потерям. Перечень вопросов, на которые необходимо ответить по каждому объекту, примерно следующий:
• при каких условиях пожара осуществляется общее отключение объекта, кто его проводит и кто принимает решение об общем отключении;
• кто и при каких условиях пожара проводит локальные отключения электричества, кто принимает решение;
• каков порядок отключения электроэнергии в темное время суток.
Результат отключения вентиляции не очевиден. С одной стороны, это способствует ограничению развития пожара и распространения его опасных факторов. С другой стороны, отключение вентиляции задымленного помещения, где находятся люди, может привести к их гибели. Понятна поэтому оговорка в п. 110 [1] относительно отключения вентиляции, что оно должно производиться "при необходимости", но разъяснения этой оговорки нет. Очевидно, что нормативно требовать и спрашивать за невыполнение нормы можно только при ее полной определенности. Чтобы эта норма стала рабочей, необходимо описать наиболее типичные ситуации и решения, им соответствующие; следует на основе анализа таких ситуаций выработать алгоритм принятия решений и довести его до соответствующих лиц. Отметим, что подобная неопределенность формулировок присуща всем нормам, касающимся действий населения при пожаре.
Таким образом, даже не слишком углубившись в тему, мы показали, что проблема организации действий населения при пожаре носит информационный пожарно-технический характер, выражающийся в научно-практической непроработанности многих вопросов, отсутствии нужной информации.
Психологическая составляющая проблемы
Достаточно ли человеку, оказавшемуся невольным участником пожара, знать о том, что ему надо делать, чтобы исполнить предписанную ему обязанность, сохранив при этом свою жизнь и здоровье? К сожалению, нет. Даже при решении вышеозначенной информационной проблемы исполнение людьми действий, наиболее адекватных складывающейся ситуации, совсем не гарантировано. Причиной тому являются общие особенности психики человека и психофизиологические особенности поведения людей в условиях такой чрезвычайной ситуации, как пожар.
Авторам приходилось проводить занятия по ПБ на различных объектах. Составным элементом этих занятий был опрос сотрудников объекта относительно степени пожароопасности их объекта. Из статистики мнений выработалось убеждение о самоуспокоенности населения по вопросам пожарной безопасности. Самоуспокоенность же приводит к безразличному отношению к проблемам ПБ, к тому, что население попросту не хочет ничего знать о пожарной безопасности, не хочет изучать свои обязанности в области ПБ, не хочет учиться действиям при пожаре. Общественную значимость у нас, к прискорбию, приобрело не сознательное выполнение правил пожарной безопасности, а пренебрежение ими, выполнение их из-под палки ГПН МЧС России. Это — громадная проблема, обусловленная в существенной степени общими закономерностями психологии людей, проблема, которая, не будучи решенной хотя бы на удовлетворительном уровне, сделает бесполезной все наши достижения в информационной проработке организации действий при пожаре. Это — айсберг, который топил, топит и продолжает топить ВСЕ (!!!) усилия в области ПБ, сколь титаническими они бы не были.
Контрпродуктивно в современном обществе полагаться на самостоятельное зарождение в его недрах адекватного отношения к какому-либо сложному общественному явлению. Мнение общества по вопросам ПБ надо формировать. Очевидно, что самоуспокоенность населения следует всеми силами разрушать, без этого невозможно ожидать никакого положительного отношения населения к проблемам ПБ.
Чтобы изменить что-то в данном направлении, надо знать истоки этой самоуспокоенности, причины негативно-равнодушного отношения к проблемам ПБ. В чем же проявляется это явление?
Первоисточником самоуспокоенности является элементарная безграмотность населения в области ПБ, когда люди не видят и не понимают степени пожарной опасности окружающего их пространства. Хотя, безусловно, каждый взрослый человек неоднократно видел телекадры пожаров и их жертв, тем не менее в отношении себя он считает, что опасность не так велика и маловероятна. Показ чужих несчастий вообще люди воспринимают довольно отстраненно. А тогда, когда сознание общества все-таки потрясено каким-нибудь бедствием, как при пожаре в г. Владивостоке, с течением времени острота переживаний притупляется и сходит на нет. В конце концов, самоуспокоенность сводится к мнению, что если где и будет пожар, то не у нас, если кто-то пострадает, то не мы сами, приедет пожарная охрана и ликвидирует опасность. Действительно, среди общей массы людей редко кто лично попадал в условия пожара, но ведь также далеко не каждый в течение своей жизни был ограблен, сбит автомашиной, избит отморозками с нанесением тяжких повреждений, далеко не каждая женщина была изнасилована. Однако все принимают меры предосторожности по различным вопросам безопасности, но только не по пожарной безопасности.
Никто, кроме специалистов пожарной охраны совместно с психологами, не сможет изменить описанное ментальное отношение населения к проблемам ПБ; пожарная охрана просто обязана этим заниматься. И как-то этим она занимается, но, по всей видимости, что-то в этом направлении делается не так. Что?
Научно-практического материала, способного обрисовать степень пожарной опасности для людей их среды обитания, наработано много. В каждом конкретном случае, применив справочники, таблицы, расчетные модели, можно получить даже численное выражение пожарной опасности. Однако нужно ли это делать? Представляется, что, может быть, и очень точное, научное, но бесстрастное и сухое описание пожарной опасности окружающего нас мира — плохой вариант работы с населением. Нужно яркое и талантливое воздействие на умы. Но где же взять столько талантов, их же просто нет в требуемом количестве и быть не может. Именно поэтому нужен единый качественный учебно-методический материал, который можно транслировать на большие группы населения. Сейчас же ничего подобного мы не имеем.
Еще на один аспект, негативно влияющий на недооценку пожарной опасности обществом, хотелось бы обратить внимание. В настоящее время по
тотальности и степени воздействия на умы ничто не может сравниться с телевидением. Телевизионные репортажи с мест пожара или учений пожарных серьезно влияют на улучшение имиджа пожарной охраны МЧС России, что, безусловно, важно. Но есть и отрицательный момент в проводимой сейчас агитации. Когда телезритель видит эффектные кадры тушения с использованием авиационной техники (рис. 2), демонстрацию возможностей спасания людей из высотных зданий с помощью автолестниц и других средств спасания, у него в голове неминуемо складывается представление о безграничных возможностях пожарной охраны. Появление самоуспокоенности населения в таких условиях естественно. Зачем беспокоиться о собственных действиях во время пожара, если приедут пожарные, потушат и спасут? Население не понимает, что с телевизионных экранов демонстрируются лучшие образцы техники и работы, то, к чему надо стремиться. Показывается некий идеал. А между идеалом (телекартинкой) и реальностью всегда имеется разрыв, подчас — весьма существенный. Наша пожарная охрана, безусловно, героическая, однако может далеко не все, и поэтому дело защиты от пожара — забота не исключительно пожарной охраны, но и личное дело каждого.
Таким образом, в отношении разрушения негативно-пассивного отношения населения к проблемам ПБ задача может быть сформулирована как разработка способов и средств стимуляции интереса населения к проблемам пожарной безопасности. Речь идет как о методах точечного (в пределах учебной группы), так и массового воздействия на сознание людей.
Говоря о решении общей психологической проблемы при разработке методов воздействия на сознание людей, мы не должны сводить все к единому шаблону, так как существуют группы людей, сильно различающиеся по своим мотивациям в отношении обучения мерам ПБ. Следовательно, даже при решении общей проблемы воздействие на сознание должно быть дифференцированным. Таким образом, от общих закономерностей психики мы переходим к учету психологических особенностей различных групп людей.
В первую очередь мы бы выделили следующие группы и подгруппы: работающее (руководители и собственники организаций, руководители среднего звена, рядовые работники) и неработающее население. Следует также различать группы населения по половому признаку, возрасту. Каждая из этих групп требует своего подхода. Например, заинтересовывая рядовых работников, следует бороться с психологией маленького человека, от которого ничего не зависит и с которого невелик спрос. Рядовой работник не может быть принципиальным противни-
Рис. 2. Есть ли предел возможностей МЧС России?
ком внедрения мер ПБ в организации, главное, по мнению такого работника, чтобы лично от него не требовалось при этом больших затрат умственной и физической энергии. Отсутствие же интереса у руководителя организации помимо прочих причин, наоборот, обусловлено психологией большого человека, которому "море по колено", который считает деньги и не хочет их тратить на такую "ерунду", как пожарная безопасность.
Как отмечалось, знания о правильном поведении в той или иной ситуации пожара не гарантируют действия человека сообразно этим знаниям. Причинами тому являются стресс и определенные особенности психики различных людей.
Каждый раз, говоря о проблемах организации действий населения при пожаре, мы приводим весьма показательный пример общеизвестного пожара в г. Владивостоке. Все видели по телевидению кадры горящего здания, выбрасывающихся из объятых пламенем и дымом окон, срывающихся с рекламных растяжек женщин. Если бы не задержка вызова пожарной охраны в сорок минут, таких жертв не было. Примечательно, что о необходимости звонка в пожарную охрану знали все, в том числе и пострадавшие от пожара люди, каждый из них проходил противопожарный инструктаж, т.е. знание о необходимости звонка у людей было. Проще этого знания вряд ли что-то иное можно придумать. Но никто из участников пожара не позвонил, хотя технические возможности для этого были. Задыхаясь от дыма, звонили по мобильным телефонам своим близким, прощаясь с ними, но не в пожарную охрану. Звонок поступил только от посторонних лиц. К вопросу о психологических закономерностях: примечательно, что данный случай не только не является исключением, он типичен. Множество пожаров получают свое развитие из-за задержки вызова пожарной охраны.
Выходит, что даже элементарному знанию мы до сих пор не смогли научить. Что же говорить о подготовке населения к интеллектуально сложным действиям?!
Однако не так все просто на самом деле, и неудачи в деле подготовки населения не должны приводить к выводу о бесполезности работы с ним. Христовы заповеди существуют более двух тысячелетий, все говорят, что их надо соблюдать, тем не менее нарушения заповедей повсеместно и ежесекундно продолжаются. Но это не является основанием отмены базовых моральных принципов и прекращения христианского воспитания.
Мы убеждены, что ситуация с обучением населения не является тупиковой, качество подготовки улучшать можно. Чтобы сдвинуть решение проблемы, надо в корне менять подход к обучению, переводить его на современные научные рельсы, осуществлять с учетом общей психологии людей и поведения их в условиях чрезвычайных ситуаций.
Заметим, что и в стрессовом состоянии, и без такового знания о необходимости передачи сообщения о пожаре у людей имеются, они никуда деться не могут, но остаются невостребованными, отодвигаются куда-то на задний план. Сформулируем поэтому данную психологическую проблему как проблему активации имеющейся нужной информации в экстремальных условиях.
Предложения по учету психофизиологических особенностей поведения людей при пожаре для организации их действий не могут быть сформулированы без изучения этих особенностей. К сожалению, подобного рода исследований явно недостаточно. Тем не менее наработки в этом направлении имеются, например публикация [6]. Обратим внимание на то, что в таком сложном практическом вопросе, как организация действий при пожаре, психофизиологические особенности поведения людей существуют не сами по себе, они тесно связаны с различными техническими и организационными вопросами. Проблема слишком объемна, но попытаемся хотя бы примерно показать ее сложность, отметив лишь некоторые частные психологические вопросы, связанные с поведением людей при пожаре. Отдельные психологические особенности поведения мы уже отмечали ранее. Подведем некоторый итог.
1) Люди зачастую неправильно реагируют или вообще не реагируют на появление неявных признаков пожара (дыма). Как отмечалось выше, это приводит, по крайней мере, к задержке вызова пожарной охраны. Возможных причин такого поведения две: одна — перекладывание своих обязанностей на окружающих, вторая — малая значимость данного сообщения в глазах каждого по отношению к самому себе в сочетании с пренебрежением общественными интересами. Заметим, что указанный психологический фактор, выражающийся в перекладывании на других своих обязанностей, когда
человек задает себе вопрос "а почему я?", чрезвычайно силен. Его нельзя не учитывать.
2) Психологическое изучение поведения людей во время пожара свидетельствует о том, что большинство людей не способны принимать сложные многоэтапные решения в условиях стресса, тем более длительное время. Из этих исследований следует, что люди способны принять одно-два наиболее существенных решения, от силы — три. Реальное же решение на пожаре носит сложный многоступенчатый характер. Как можно преодолеть это противоречие?
3) Как показывают опыт и соответствующие исследования, в местах массового скопления людей объявление о некой опасной чрезвычайной ситуации оказывает на многих дестабилизирующее психологическое воздействие, вплоть до возникновения неуправляемой паники. С другой стороны, без объявлений невозможно управлять действиями масс людей. Людей следует психологически мобилизовать и сообщить им о действиях, которые они должны предпринимать, но не вызвать при этом панику. Как это сделать?
4) Отключение электроэнергии, а следовательно, и света, в темное время суток существенно затруднит управление эвакуацией и тушение пожара, поэтому оно способно содействовать возникновению паники. Наличие аварийного освещения не решает полностью этой проблемы, тем более не везде оно есть. Какие меры можно предложить для уменьшения негативных последствий во время выключения света?
5) Эффективности доведения сообщения до каждого человека мешает "барьер внимания", когда занятый человек не замечает того, что происходит вокруг него и передаваемые сообщения. Как привлечь внимание людей к первому сообщению?
6) Как показывают опыт и проведенные исследования, использующиеся системы управления эвакуацией (светящиеся знаки) обладают невысокой эффективностью. Постоянные сотрудники и так хорошо знают конструктивные особенности своего здания и в условиях нормальной видимости в таких знаках не нуждаются. Кроме этого, для постоянных сотрудников по отношению к этим указателям действует эффект привыкания (они всегда находятся во включенном режиме и светятся); сотрудники просто не обращают на них внимания. В условиях задымления эти знаки плохо видно. Посетители в условиях стресса также обращают на них мало внимания. Как учесть эти психофизиологические особенности восприятия, чтобы сделать либо систему управления эвакуацией, либо саму эвакуацию более эффективной?
7) К первичному сообщению о пожаре посетители, по разным причинам и в разных формах, отно-
сятся неадекватно (несерьезно), не выполняя предписаний администрации об оставлении помещения. Все это существенно увеличивает время полной эвакуации. Что можно предложить в этом случае?
8) Существует также такое явление, как возвращение людей в горящее здание. В отдельных случаях процент возвращающихся людей может быть очень высок. Этот эффект объясняется тем, что под влиянием чувства опасности люди интуитивно занимаются самоспасанием, забыв обо всем другом. Когда они выбрались из здания и первый стресс прошел, люди вспоминают об оставленных вещах, невыполненном долге по спасению людей и тушению пожара, и они возвращаются в здание. В результате создаются препятствия движению основного потока эвакуирующихся. Как можно бороться с этим явлением?
9) В большой толпе в условиях стресса проявляются различные отрицательные модели поведения. В результате эвакуация может проходить стихийно, т.е. неоптимально и даже с эксцессами. Особенно ситуация обостряется, когда в толпе находится много людей, не знакомых с планировкой здания и правилами эвакуации данной организации. Как реально организовать эвакуацию большой массы людей, направив их по нужным эвакуационным путям?
10) Поведение людей сильно разнится в зависимости от их возраста, пола, профессии. Планируя общие правила поведения людей на пожаре без учета психофизиологических особенностей поведения различных групп, мы не получим качественного решения проблемы.
11) Крайне тяжелым представляется решение проблемы организации эвакуации в детских дошкольных учреждениях, особенно если пожар происходит во время сна, в вечернее время, зимой. Даже при большом желании администрации и педагогов этих учреждений учения по эвакуации, которые иногда проводятся, слишком далеки от реальности и напоминают скорее детский утренник (рис. 3). А как можно планировать действия в подобных учреждениях без учета женского контингента воспитателей, женской психологии, в корне отличающейся от мужской? На рис. 4 представлен фрагмент системы ПБ одного из детских садиков. Все вроде бы есть — утвержденные планы эвакуации, обязанности номеров пожарного расчета при пожаре. Наглядно изображены действия номеров пожарного расчета (мужчины в касках). Но где вы видели мужчин в детском саду, какие каски, откуда? Тушение же пожара женщинами при чрезвычайно развитом у них инстинкте самосохранения не исключается, однако весьма проблематично. Разве не понятно, что все это — фикция? Можно только поклониться в ноги беззаветно любящим детей воспитателям, но нельзя не признать малоэффективной
Рис. 3. Учение по эвакуации в детском саду. Действенно ли оно?
Рис. 4. Все хорошо, прекрасная маркиза..., но формально
их работу без специальных исследований в области детской, женской психологии в комплексе с пожарной проблематикой.
Общие направления решения проблемы
Наиболее рациональным организационным решением проблемы представляются разработка целевой федеральной (на уровне МЧС России) программы, предусматривающей создание специальной организационной структуры из наиболее квалифицированных специалистов (научных работников по направлению пожарной безопасности и психологов, преподавателей), проведение научных работ, создание учебно-методических пособий, разработка соответствующих норм пожарной безопасности.
Непосредственным источником получения требуемого материала должно быть проведение практических учений на различных объектах с использованием, конечно, имеющегося опыта пожарной охраны и теоретических разработок. Учения
Рис. 5. Тревожить и шокировать сознание людей
надо планировать исходя из различных сценариев развития пожара. Проведение такой работы подкреплено существующей нормативно-правовой базой [1,7], согласно которой организации обязаны планировать свои действия при возможном наступлении ЧС, а объекты с массовым пребыванием людей должны проводить учения по эвакуации не реже одного раза в полгода. Обеспечение проведения этих учений следует возложить на ГПН.
Простого решения проблемы равнодушно-негативного отношения населения к ПБ существовать не может. Позитивное воздействие на сознание населения должно быть тотальным и систематическим. Проблема эта комплексная и решение ее должно быть комплексным, вестись по различным направлениям и осуществляться различными методами. Здесь требуются творчество и талант.
Громадную роль в данном вопросе следует отвести телевизионной форме пропаганды и агитации. Необходим талантливый телевизионный показ реальности и опасности пожара для каждого. Отбросив ложно понимаемый гуманизм, надо показывать людские беды и внушать, что все это может произойти ни с кем-то другим, а именно с тобой. Пропаганда и агитация в области ПБ должны быть скальпелем хирурга, излечивающим сознание людей. Из нынешнего расслабленного положения мозгов можно выйти только через встряску, через боль. Необходимо периодически (поводов для этого, к сожалению, более чем достаточно) тревожить и шокировать сознание людей (рис. 5). Просто показать труп — полдела, а показать жизнь благополучной семьи и последующую трагедию, например покалеченного огнем ребенка, оставшегося без родителей и отданного в детдом, — это многих не оставит равнодушными. На Западе уже давно не вызывает сомнения максимальная эффективность социальной рекламы под названием "шок и ужас" У нас, в России, ГИБДД заказало серию такой рекламы. Федеральной противопожарной службе МЧС России пора подключаться к этому процессу.
Руководителей организаций слезой не проймешь. Им, от которых в первую очередь зависит реализация мер ПБ на объектах, надо давать другую информацию и тоже в яркой форме. Показывать сгоревшие предприятия, уголовные дела против руководителей, приводить подробно законодательство, случаи отказа страховщиков от страховых выплат из-за неверных действий или бездействия во время пожара сотрудников и объяснять законность таких отказов.
Надо объяснять, что рассчитывать только на пожарную охрану неумно и опасно. Пожарная охрана — не сказочный джин, она не всесильна. Надо объяснять, что пожарная охрана хорошо делает свою работу не только благодаря присущим ей качествам, но и вопреки многим объективным препятствиям в ее работе. От такого показа имидж пожарной охраны МЧС России только выиграет. Насколько глупо и пошло смотрелись бы наши военные фильмы, если бы немецкие войска изображались в них не как чрезвычайно умный и храбрый враг, а как скопище болванов и трусов. Какой грошовой тогда представлялась бы наша победа и как несерьезен был бы образ нашей армии. Обратим внимание, что именно следствием завышенных ожиданий относительно возможностей пожарной охраны и соответствующих разочарований при конкретных пожарах являются резко негативные и несправедливые нападки средств массовой информации на пожарную охрану МЧС России.
Заслуживает внимания опыт правовых телепередач типа "Час суда". Это и образование населения, и самофинансирующееся шоу с неплохим рейтингом. Даже в рамках таких передач можно строить удачную противопожарную работу. Если наладить еще и выпуск собственной образовательной программы, это было бы просто замечательно.
Необходимо присмотреться к такому школьному предмету, как обеспечение безопасности жизни (ОБЖ). Образовывать людей лучше всего с детства. Перед началом учебного года учебник ОБЖ получил убийственную до неприличия критику в средствах массовой информации. Думается, если привлечь статистику ежегодных смертей от различных чрезвычайных ситуаций, то многие происшествия (лавины, землетрясения, наводнения и т.п.), не говоря уж об оружии массового поражения, отойдут на задний план перед таким каждодневным бедствием, как пожар. Для детей в рамках этого предмета нужно сделать очень яркий и интересный раздел по действиям во время пожара. Он должен быть простым и доходчивым, чтобы его смог преподавать непрофессионал: любой отставник Министерства обороны или женщина.
Проблема, которую мы сформулировали как необходимость активации имеющейся нужной ин-
формации в экстремальных условиях, известна в различных областях экстремальной деятельности человека. Общий рецепт ее решения также известен, например [8]. Дело в том, что работа сознания гораздо медленнее работы подсознания. Кроме того, сознательное мышление очень уязвимо в условиях стресса. В быстроразвивающихся сложных и опасных условиях сознательно думать просто некогда. Профессиональные пожарные по большей части действуют на подсознании. Это не означает, что они не пользуются полученными ранее сознательно знаниями, просто эти знания переносятся в область подсознания. Говоря языком преподавателей, знания переходят в прочное умение. Этому процессу у пожарных способствует то, что они кроме теоретических знаний имеют большую практику. Такой практики население, к счастью, лишено. Поэтому суперзадачей практической психологии в подготовке населения к действиям при пожаре является перевод полученных в ходе обучения знаний на подсознательный уровень. Здесь мы ставим большой знак вопроса, но это не говорит о безнадежности работы в данном направлении.
Существуют различные психотехники перевода знаний на подсознательный уровень. При применении этих методик используются самопрограммирование, медитация, самогипноз. Однако этот путь требует большой самостоятельной работы обучающегося, что делает его пригодным лишь для людей с большим желанием достигнуть профессиональных высот; вряд ли он имеет массовое применение по
отношению к населению. Нам бы хотелось, чтобы к данной работе подключились психологи, именно от них мы ждем интересных предложений.
Заметим, что тотальность и систематичность воздействия на людей нельзя достигнуть без разработки новых методов активного обучения, несущих в себе мощный психологический заряд (в отличие от общепринятых методов обучения, способных усыпить любого). Со своей стороны, мы имеем некоторые теоретические наработки в части организации действий населения при пожарах. Разработана и современная технология обучения [9]. Речь идет о компьютерных деловых играх и применении метода анализа конкретных ситуаций. На сегодня это, пожалуй, самые эффективные формы обучения, оказывающие серьезное эмоциональное воздействие на обучаемого. Перевод полученных знаний на подсознательный уровень здесь осуществляется за счет психологического погружения обучаемого в атмосферу игры и систематического ее повторения. Закончен пилотный вариант компьютерной программы для обучения населения [10], состоящий из пятнадцати требующих решения конкретных ситуаций и деловых игр, описывающих определенные характерные условия пожара. Данная форма подготовки может быть применена в массовом порядке.
В заключение подчеркнем еще раз, что только при методичности и систематичности проводимой работы можно ожидать положительного результата, разовые акции не помогут.
ЛИТЕРАТУРА
1. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
2. Собурь, С. В. Краткий курс пожарно-технического минимума. 2-е изд., доп. / С. В. Собурь. — М.: Пожарная книга, 2004. — 304 с.
3. Корольченко, А. Я. Основы пожарной безопасности предприятия. Полный курс пожарно-технического минимума/А. Я. Корольченко, Д. А. Корольченко. — М.: Пожнаука, 2006. — 314 с.
4. ПОТРО-01-2002. Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.
5. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общиетребования.
6. Дутов, В. И. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре/В. И. Дутов, И. Г. Чурсин. — М.: Изд-во Специализированного научно-практического центра экстренной медицинской помощи "Защита", 1993. — 300 с.
7. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
8. Зуев, Ю. Сознание в поединке / Ю. Зуев // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001. — 480 с.
9. Евграфов, П. М. Ноу-хау обучающих программ и деловых игр/П. М. Евграфов, Ю. М. Глухо-венко. — М.: Изд-во АРС, 2004. — 222 с.
10. Евграфов, П. М. Контрольно-обучающая программа для подготовки сотрудников объектов к действиям при пожаре / П. М. Евграфов, И. П. Евграфов // Интернет-журнал "Технологии техносферной безопасности". — 2008. — № 4. — htpp://ipb.mos.ru/ttb.
Поступила в редакцию 11.08.08.