И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
е I ьно| о учреждения и работодателей. Сотрудничество обусловливает проектирование образовательного процесса с учетом содержания профессиональной деятельности и дает объективную основу для формирования программ дополнительной профессиональной подготовки в региональном образовательном учреждении.
Педагогическая цель, положенная в основу отбора содержания программ дополнительной профессиональной подготовки, выступает как результат преобразования общественных отношений в процессе осознания субъектом потребности в своей профессиональной деятельности на благо общества и в своем самосовершенствовании и формируется в результате ориентации системы профессионального образования на запросы регионального рынка труда.
Учет требований работодателей при формировании программ дополнительной профессиональной подготовки в региональном образовательном учреждении позволяет отражать динамику изменений показателей развития территориально-образовательного пространства, жизни и развития региона — его производства, потребностей и возможностей рынка труда, причем от-
ражать оперативно, гибко, тем самым повышать профессиональную мобильность специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда. Это, в свою очередь, свидетельствует о повышении качества профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального образовательного пространства.
Литература
1. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник. М., 2005.
2. Квартальной В.А., Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовка специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма 1987-1997 гг. М., 1997.
3. Мошняга Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: автореф. ... канд. пед. наук. М., 1997.
4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.
ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО
ЛАГЕРНОГО ОТДЫХА
М.С. КОЛЕСНИКОВ,
аспирант, Российская международная академия туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. C каждым годом детского отдыха становится меньше. Детские центры оздоровления отказываются от принятия детей на своих территориях, объясняя это увеличением ответственности по нормативно-правовой базе и санэпидемиологическим нормам. В функционирующие лагеря руководство зачастую набирает не прошедших специальную подготовку студентов разных вузов и как следствие не имеющих достаточной квалификации для работы с детьми. Туристская индустрия нуждается в новейшей методике подготовки специалистов к работе в сфере детского лагерного отдыха.
Ключевые слова: детский лагерь, менеджер туризма, профессиональная подготовка.
TRAINING MANAGERS OF TOURISM TO THE ORGANIZATION OF CHILDREN'S HOLIDAY CAMP
M.S. KOLESNIKOV,
post-graduate Student, Russian International Academy of Tourism
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Annotation. From year to year children's activities is getting smaller. Child health center refuse to accept children in their territories, explaining that an increase in liability on the legal framework and sanepidemiological standards. In functioning as camp management often gains no specially trained students from various high schools and, as a consequence of not having sufficient qualifications for working with children. The tourist industry in dire need of modern methods of training to work in the field of children's holiday camp.
Keywords: children's camp, the manager of tourism, professional training.
За детьми — будущее нашей страны. В юном возрасте у ребенка начинает формироваться мировоззрение, первое представление о том, что хорошо и что плохо. Отправляясь в детский лагерь, ребенок оказывается в отрыве от родителей, чувствует себя независимым. В этот момент важно наличие квалифицированного персонала, который поможет детям направить энергию в нужное русло, интересно и с пользой провести досуг, выявить и развить таланты каждого из них. Эта задача ложится на плечи менеджеров туризма.
Различия лагеря часто связаны с тем, как персонал обслуживает своих клиентов. Вожатые должны провести с детьми такую воспитательную работу, чтобы им непременно захотелось поехать в этот лагерь. Встречаются случаи, когда педагогический состав и дети, отдыхающие в лагере, настолько хорошо находят общий язык, что на следующий год стараются попасть в полюбившийся лагерь вместе.
Но чтобы добиться подобных результатов, нужен долгий и кропотливый труд. Менеджеры турфирмы, организующей детский отдых, должны удостовериться, что персонал компетентен в оказании разнообразных услуг, с энтузиазмом относятся к своему лагерю и к услугам, которые они реализуют. В противном случае невозможно заинтересовать клиентов и превратить их в постоянных гостей.
Специалисты в индустрии детского отдыха являются частью самого продукта, за который лагерь и получает свой основной доход. В перспективе в индустрии лагерного отдыха будет происходить переориентация управления по пути повышения эффективности использования персонала, что вызвано следующими причинами:
• лагерь, не имеющий сильных кадров, в условиях рынка не выдерживает конкуренции;
• ведение бизнеса в условиях жесткой конкурентной борьбы заставляет организацию повышать требования к сотрудникам. Между лагерями ежегодно проходят соревнования и фестивали, что позволяет выявлять лучший и подготовленный лагерь и, соответственно, наиболее качественно обученных сотрудников.
В современных условиях должны разрабатываться комплексные подходы к организации детского оздоровительного отдыха, учитывая общественно-нравственную, оздоровительную, экономическую составляющую, которая в совокупности определяла бы состоятельность детского отдыха. Возможен следующий подход: подготовка профессионального педагогического состава, формирование специальных детских тематических смен, формирование специальных предложений для малообеспеченных семей.
Хорошо обученный и подготовленный педагогический состав — залог успеха любой смены. Бывает, что сотрудники знакомятся друг с другом только во время заезда в лагерь, что неправильно, ведь наладить нормальные рабочие отношения с человеком, которого ты знаешь всего 5 мин., невозможно. Лагерь — это место, где персонал непрерывно взаимодействует между собой. Оптимальным решением для педагогической группы будет курс семинаров и тренингов, где они познакомятся, сделают первые шаги к становлению себя как единой команды. На семинарах группа узнает особенности лагеря, в котором им предстоит работать, ключевые моменты по встрече, размещению и организации досуга детей. Тренинги служат для формирования дружеской атмосферы внутри коллектива, также, в дальнейшем, они должны применяться при работе с детьми.
Многие детские лагеря используют устоявшуюся, стандартную сетку лагерных мероприятий. Это упрощает работу педагогического состава, но может вызвать недовольство у детей. Нередки случаи, когда родители оставляют ребенка в лагере на несколько смен. Естественно, при подобном подходе желание участвовать в лагерной деятельности у него исчезает. Педагогический состав в лице руководства должен стараться максимально разнообразить смены. Лучшим решением являются тематические смены — набор мероприятий, объединенных общим сюжетом. Идеально разработать тематику всех смен до прибытия в лагерь. В разработке должен принимать участие весь педагогический состав, опираясь на место расположения лагеря, известные данные о количестве детей, прибывающих на смену, и
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
■ JÜBb, _
и х возрасте. Обычно открытие смены назначается на четвертый после заезда день, когда дети успевают познакомиться друг с другом и с педагогическим составом. Затем идут запланированные мероприятия, поддерживается атмосфера выбранной темы смены. В конце следует подведение итогов смены, награждение отряда-победителя (если соревновательный момент присутствовал в тематике смены).
С 2010 г. полномочия ФСС России по оплате путевок в лагеря отдыха переданы субъектам Федерации. Это означает, что право на приобретение путевки (или части путевки) в загородный оздоровительный лагерь или санаторий для детей в возрасте от 4 до 15 лет включительно, оплаченную с участием средств социального страхования, имеют право почти все работающие родители. Если ранее возможность отправить ребенка в детский лагерь для малообеспеченной семьи сводилось к тому, предоставит ли им организация, в которой они работают, льготные путевки, то теперь действует скидка для каждого родителя на покупку путевки.
В лагерях, в том числе негосударственных, нередки случаи предоставления малообеспеченным семьям определенного количества льготных мест либо действует скидка на приобретение нескольких путевок или пребывание ребенка в лагере несколько смен подряд. В таких лагерях надлежит проявлять особое внимание занятости детей из малообеспеченных, многодетных семей, опекаемых детей. В этом случае на плечи персонала ложится тяжелая, но вместе с тем важная нагрузка. Дети из так называемой группы риска привыкли во всем полагаться на себя, нередко уважают только грубую силу. Вместе с тем они подвержены влиянию своих старших товарищей. Часто дети
самовольно отлучаются из лагеря не из-за скуки, не назло кому-либо, просто ребята помладше тянутся за своими более взрослыми друзьями, которые самоутверждались за их счет.
В таких случаях квалифицированный персонал, в частности вожатые, должны проявить свой педагогический гений. Идеальным решением будет дать старшему поколению задание взять шефство над младшим. Помощь в организации отрядных мероприятий, помощь при укладывании детей, главное — дать взрослым почувствовать на себе ответственность, дать им понять то, что они делают нужное и полезное дело. Задача персонала — не перегнуть палку в общении, не скатиться до банального панибратства. Дети должны чувствовать дистанцию, но при этом принимать педагога как своего старшего товарища, к которому можно обратиться в любой жизненной ситуации.
Литература
1. Аверьянов Л. Организационная культура управления современных предпринимательских структур. М., 2001.
2. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учеб. пособие. М., 2006.
3. Макашин В.В. Содержание, методы и формы социализации молодежи в муниципальной системе дополнительного образования: автореф. ... канд. пед. наук. М., 2001.
4. Осокина Т.В., Савчук Н.Ю., Шаронова Е.Г. Организация летнего отдыха детей: учеб.-метод. пособие. Чебоксары, 2004.
5. Сащенкова Н. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации. Обнинск, 2001.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ
4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие / Под ред. Н.В. Румянцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 431 с. - (Серия «Dura lex, sed lex»).
Рассмотрены понятие, сущность, предмет, метод, система и источники экологического права, теоретико-правовые и организационные основы, правовой и экономический механизмы, аспекты юридической ответственности и международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений юридического профиля, практических работников природоохранительных органов, а также всех интересующихся проблемами эколого-правового регулирования.