выше будет его конкурентоспособность на рынке труда [1, с. 20].
В настоящее время на кафедре «Графика» для решения учебных задач используются А^оСЛБ, БоШШогкБ, КОМПАС. За период с 2004 года по настоящее время ведущие преподаватели кафедры прошли сертификацию по всем используемым графическим пакетам. В зависимости от приоритетов выпускающих кафедр инженерная графическая подготовка может осуществляться в любом из имеющихся графических пакетов.
Библиографический список
1. Вольхин, К. А. САПР в графической подготовке студентов вузов / К. А. Вольхин // Информационно-коммуникационные
технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики : материалы науч.-практ. конф. : в 2-х ч. / Отв. ред. А. А. Богуславский — Коломна : КГПИ, 2007. — Ч. 2 — С. 18 — 20.
ВОЛЬХИН Константин Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начертательной геометрии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин). Адрес для переписки: [email protected] БОЛБАТ Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры графики Сибирского государственного университета путей сообщения.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.
© К. А. Вольхин, О. Б. Болбат
УДК 378 1 Т. Г. КОСТЮЧЕНКО
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПО МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «САПР В ПРИБОРОСТРОЕНИИ»
В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ_______________________________
Описывается процесс подготовки магистров по магистерской программе «САПР в приборостроении», реализуемой в Национальном исследовательском Томском политехническом университете.
Ключевые слова: магистр, магистерская программа, учебный процесс, научная работа, практика, САР-системы.
В Национальном исследовательском Томском политехническом университете, одном из ведущих технических университетов России (в 2010 г. — второе место в рейтинге технических вузов и седьмое — в общем рейтинге высших учебных заведений России), большое внимание уделяется организации учебного процесса с целью подготовки всесторонне развитого специалиста, готового к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности.
В 2007 году в Томском политехническом университете была открыта магистерская программа 200100 «Системы автоматизированного проектирования в приборостроении». Необходимость открытия такой программы диктовалась следующими обстоятельствами.
На предприятиях приборостроительного направления ощущалась, да и сейчас ощущается острая нехватка специалистов, владеющих системами САПР. На современном уровне развития информационных технологий и новейших технологий проектирования и разработки приборов (СЛБ/СЛМ/СЛБ/РБМ) создание и производство новой конкурентоспособной техники невозможно без специалистов, владеющих математическими методами решения инженерных задач и способных профессионально решать технические задачи, эффективно используя совре-
менную вычислительную технику и программное обеспечение.
Специалистов по специальности «САПР» в абсолютном большинстве готовят вузы, находящиеся в Европейской части России. При этом специалисты данного профиля не имеют подготовки по дисциплинам конструкторско-технологического цикла, что снижает их привлекательность для предприятий.
Инженеров по специальности «Приборостроение», теперь бакалавров по направлению «Приборостроение», за Уралом готовят Омский государственный технический университет, Томский политехнический университет и Новосибирский государственный технический университет, что явно недостаточно для сегодняшнего состояния промышленности Сибирского региона.
Несмотря на небольшой срок подготовки по магистерской программе «САПР в приборостроении», целесообразность ее открытия подтверждается востребованностью выпускников, не все заявки предприятий удовлетворяются. Выпускники магистерской программы работают на таких предприятиях, как ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева, г. Железногорск Красноярского края, Российский Федеральный ядерный центр — Всероссийский НИИ технической фи-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012
%
Рис. 1. Учебные занятия магистрантов
Рис. 2. Примеры работ магистрантов
зики им. академика Е. И. Забабахина, Научно-производственный центр «Полюс», г. Томск, Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова и других, включая предприятия в городах Европейской части России.
Магистерская программа «САПР в приборостроении» реализуется на кафедре точного приборостроения Института неразрушающего контроля ТПУ, находится в направлении «Приборостроение» и базируется на основной образовательной программе кафедры — 200101 Приборостроение (бакалавр). Важно, что базой для подготовки магистра является конструкторско-технологическая подготовка бакалавра.
Обучение магистров опирается на избранную стратегию подготовки по информационным технологиям, принятую на кафедре точного приборостроения [1].
Основные дисциплины учебного плана следующие: «Автоматизация конструкторского и технологического проектирования», «САЬБ-технологии», «Разработка САПР», «Оптимизация в САПР», «Программирование на языках высокого уровня», «Мето-
ды и средств защиты компьютерной информации». Преподавание этих дисциплин осуществляется квалифицированными преподавателями в аудиториях, оснащенных мультимедийными средствами с выходом в Интернет. Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе с компьютерами необходимого уровня и следующим программным обеспечением: T-Flex CAD 2D/3D, T-Flex Анализ, T-Flex Технология (Техно Про), T-Flex ЧПУ, Solid Works, Win Machine, AutoCAD, КОМПАС, ANSYS, Inventor, Microsoft Visual Studio 2008, MathCAD, Math-Lab и др. и выходом в Интернет. Компьютерный класс предназначен специально для работы магистрантов и доступен в течение всего рабочего дня для самостоятельной работы. На рис. 1 — учебные занятия магистрантов второго года обучения, на рис. 2 — примеры конструкций приборов, выполненных магистрантами в разных CAD-системах.
Для обеспечения высокого уровня преподавания различных дисциплин к учебному процессу привлекаются при необходимости преподаватели других кафедр ТПУ и других вузов, в частности, Национального исследовательского Томского государственного
Рис. З. Научная работа магистрантов
университета, сотрудники приборостроительных предприятий, аспиранты-заочники, работающие на таких предприятиях. Например, налажены хорошие связи с предприятием Федерального космического агентства Научно-производственным центром «Полюс», г. Томск, Институтом оптики атмосферы СО РАН, г. Томск, и другими.
Магистранты в обязательном порядке проходят научно-производственную практику, направленную на изучение внедренных в производство CAD/CAM/ CAE/PDM систем, на различных предприятиях Томска и других городов. Летом 2011 года такая практика была организована на следующих предприятиях: г. Санкт-Петербург, ОАО «Завод Навигатор» (производство аппаратуры единого времени для аэрокосмической промышленности) — З человека; г. Санкт-Петербург, ОАО «Диакопт» (диагностическое оборудование для АЭС) — 2 человека; г. Санкт-Петербург, НПО «Электротехническая компания» (автоматика, теплотехника) — 1 человек; г. Томск, ОАО НПЦ «Полюс» (приборы космического назначения) — 2 человека; г. Томск, ООО ТНПВО «СИАМ» (аппаратура по исследованию скважин) — 1 человек; г. Павлодар, ООО «Е4-Сиб-котэс» (энергетическое оборудование) — 1 человек.
В учебном плане магистрантов имеется и педагогическая практика. Магистранты получают возможность самостоятельно проводить лабораторные работы по предметам, связанным с информационными технологиями и CAD-системами. В этом учебном году они проводили лабораторные работы по таким предметам как «Информатика», «Основы проектирования приборов», «Информационные технологии в приборостроении» для студентов 1, 3 и 5 курсов направления «Приборостроение». В рамках педагогической практики магистранты также привлекаются к разработке методических указаний по дисциплинам САПР и компьютерного проектирования для студентов-очников и для студентов Института дистанционного образования. Многие из них вместе с основной квалификацией по магистерской программе получают квалификацию «Преподаватель высшей школы».
Важнейшее направление подготовки магистров — научная работа. Как правило, магистранты начинают заниматься научной работой с 3-4 курса, а в магистратуре она продолжается. На кафедре по возможности создаются условия для научной работы студентов и магистрантов. Ребята привлекаются к выполнению хоздоговорных и конкурсных работ кафедры (рис. 3). Каждый магистрант за время обучения имеет по несколько публикаций в материалах студенческих конференций различного уровня, некоторые являются соавторами патентов. В 2010 году магистрантами магистерской программы «САПР в приборостроении» опубликована 21 работа. Три работы получили дипломы 1 и 2 степени на международных конференциях.
В рамках академических обменов магистранты имеют возможность обучения в университетах других стран. В 2010 — 2011 гг. магистрант А. А. Коновалова в течение двух семестров (на 1 и 2 курсах магистратуры) обучалась в Чешском техническом университете, г. Прага, с прохождением практики на заводе «Шкода-Авто», а магистрант Ю. Н. Баженова — в Политехническом университете г. Гренобль, Франция. В процессе обучения в этих университетах они выполняли групповые инженерные проекты по направлению обучения в магистратуре.
Магистранты привлекаются к участию в научных семинарах, семинарах-презентациях нового оборудования и программного обеспечения, проводимых фирмами-разработчиками в ТПУ и в г. Томске, присутствуют на защитах кандидатских диссертаций.
Традиционно магистранты участвуют в российских олимпиадах по геометрическому моделированию в Омском государственном техническом университете (2007 — 2010 гг.), в 2010 году трое магистрантов стали лауреатами заочного тура олимпиады «CAD OLYMP 2010» в г. Москве.
Уровень выпускных квалификационных работ — магистерских диссертаций — таков, что по этим работам, если они выполнены в системе T-flex CAD, компания «Топ Системы», разработчик программного обеспечения, выдает авторам «Сертификат пользователя по продуктам T-flex».
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012
Кафедра постоянно стремится создавать для магистрантов атмосферу заинтересованности, творчества, научного поиска, т.к. только в таких условиях возможно подготовить по-настоящему востребованных специалистов, умеющих быстро и эффективно решать производственные вопросы, обеспечивать высокий уровень разрабатываемых приборов.
Библиографический список
1. Костюченко, Т. Г. Использование информационных технологий при подготовке специалистов-приборостроителей в
Томском политехническом университете / Т. Г. Костюченко // Омский научный вестник. — 2010, — № 1 (87). — С. 248 — 249.
КОСТЮЧЕНКО Тамара Георгиевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры точного приборостроения.
Адрес для переписки: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30, ТПУ, ИНК, каф. ТПС.
Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.
© Т. Г. Костюченко
УДК 37.01:007 и. И. ПЕРВУШИНА
Н. В. КАЙГОРОДЦЕВА
Омский государственный технический университет
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ______________________________________________
Использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов становится нормой, и каждый преподаватель имеет желание создать свой образовательный ресурс, вложив в него личный многолетний опыт преподавания. Но как определить тип разработки, как выбрать средства представления информации? В помощь разработчикам предлагаются основные рекомендации, учитывающие дидактические и методические требования.
Ключевые слова: электронный учебник, электронный образовательный ресурс, электронный контент, методика создания электронных ресурсов, педагогический дизайн.
В настоящее время в области информатизации образования основное внимание уделяется проблемам создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Под ЭОР понимаются дидактические материалы, представленные в электронном виде и используемые для передачи знаний обучаемым. К ним относятся учебные видеофильмы, звукозаписи, презентации и любой другой образовательный контент.
Электронные ресурсы стали важной частью современного образования, так как позволяют осваивать теоретическую и практическую составляющие изучаемых дисциплин с большей интенсивностью, без потери, а зачастую с увеличением, уровня, качества и прочности знаний, даже вне стен учебного заведения.
Вышеперечисленные качества электронных образовательных ресурсов возникают благодаря использованию новых инструментов [1 ]:
— интерактив (мультимедиа) — аудиовизуальное представление фрагмента реального или воображаемого мира;
— моделинг — имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта;
— коммуникативность — обеспечивается телекоммуникациями.
Наиболее современными и эффективными для процесса образования считаются электронные обра-
зовательные ресурсы, которые воспроизводятся на компьютере, имеют навигационную систему управления и реализуют возможность их корректировки и наполнения.
Однако, прежде чем говорить о содержании и видах ЭОР, стоит обратить внимание на возможную модель проектирования электронных образовательных ресурсов (рис. 1).
Из представленной схемы видно, что обучающим (воспитателям, учителям, преподавателям) помимо знаний, требований к обучению, при проектировании учебной деятельности, следует уметь планировать и реализовывать проектирование ЭОР.
Само проектирование базируется на такой новой научной дисциплине, как педагогический дизайн [1]. В данном случае под педагогическим дизайном следует понимать профессиональную деятельность, ориентированную на создание оптимальных проектов ЭОР с целью повышения уровня, качества обучения с одновременной интенсификацией учебного процесса. Педагогический дизайн включает в себя вопросы интеграции информационных средств, а в дальнейшем и новых мультимедийных технологий в процесс образования.
При разработке ЭОР необходимо четко представлять себе уровень разрабатываемого проекта, в связи, с чем следует предварительно провести анализ обучающихся, анализ обучения и рассмотреть требования к электронному контенту [2].