http://vestnik-nauki.ru/
УДК 378.1:378.4
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ: МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ (ЧАСТЬ 2)
Н.В. Сербиновская, Б.Ю. Сербиновский, А.А. Сербиновская
TRAINING OF MASTERS: MODEL AND TECHNOLOGY OF FORMATION OF
COMPETENCES (PART 2)
N.V. Serbinovskaya, B.Yu. Serbinovskiy, A.A. Serbinovskaya
Аннотация. Проблема повышения качества образовательных услуг в российских университетах увязана с формированием компетенций магистров. Использована системная методология анализа проблемы и синтеза проектных решений, процессный, инструментальный, ценностный и компетентностный методологические подходы. Установлены противоречия, мешающие формировать необходимые магистрам компетенции и снижающие оценки качества образовательных услуг. Разработана модель подготовки магистров. Рекомендован алгоритм выбора состава и содержания компетенций магистра и достижения консенсуса интересов и притязаний субъектов и стейкхолдеров в отношении результатов обучения. Предложено модернизировать технологию обучения магистров. Выполнена операционализация компетенций и требований к итоговым результатам обучения, в том числе магистерской диссертации. Уточнены оценочные критерии к профессиональным компетенциям преподавателей, обучающим магистрантов. Обоснован подход к управлению ценностью образовательных услуг и оценке их качества. Рекомендовано расширять совокупности формируемых компетенций за счет оказания дополнительных образовательных услуг, ориентированных на целевые группы магистрантов и будущую профессиональную деятельность выпускника вуза.
Ключевые слова: проблемы, образование, магистр, модель, технология, компетенции, методы, инструменты, профессиональная деятельность, качество услуг, ценность, управление.
Abstract. The problem of improvement of quality of educational services at the Russian universities is coordinated to formation of competences of masters. The system methodology of the analysis of a problem and synthesis of design decisions, process and tools, valuable and competence-based methodological approaches is used. Contradictions, competences preventing to form necessary for masters and reducing estimates of quality of educational services are established. The model of training of masters is developed. The algorithm of the choice of structure and the maintenance of competences of the master and reaching consensus of interests and claims of subjects and stakeholders concerning results of training is recommended. It is offered to modernize technology of training of masters. The operatsionalization of competences and requirements to total results of training, including the master thesis is executed. Estimated criteria to the professional competences of teachers training undergraduates are specified. Approach to management of the value of educational services and assessment of their quality is reasonable. It is recommended to expand sets of the formed competences due to rendering the additional educational services focused on target groups of undergraduates and future professional activity of the university graduate.
Keywords: problems, education, master, model, technology, competences, methods, tools, professional activity, quality of services, value, management.
Постановка цели и задачи исследования, анализ степени изученности проблемы, выбор методологии исследования и результаты разработки расширенной базы критериев и индикаторов менеджмента качества образовательных услуг и модели применения комплекса методологических подходов для совершенствования технологии подготовки магистров и
http://vestnik-nauki.ru/
увязки компетенции с осваиваемыми магистрантами методами и инструментами описаны в первой части статьи [1].
В настоящем исследовании решались задачи поиска путей преодоления описанных выше противоречий, повышения качества подготовки магистров, конкретизации, операционализации качества образовательных услуг посредством разработки модели и технологии формирования необходимых магистру компетенций, соотнесенных с усвоенными им (для успешной профессиональной деятельности) методами и инструментами. В связи с этим полезно уточнить, что нами использовался традиционный подход (используемый в теории менеджмента качества) к оценке качества образовательных услуг как к оценке удовлетворенности магистрами и стейкхолдерами (прежде всего, работодателями) оказанными услугами и сформированными компетенциями. Показатели и характеристики изучались во временной динамике, т.е. в прошлом (до поступления в магистратуру), настоящем и будущем. В ходе исследования было установлено следующее:
- в процессе обучения магистранты не имеют четкого представления о содержании учебного плана, составе и содержании компетенций, которые должны быть сформированы как основной результат обучения, а также о содержании и требованиях к магистерской диссертации (рис. 1);
100' 80' 60' 40' 20' 0
94
0
84
.11.
-64-
П
07-
Начало 1 курса Начало 2 курса На конец
обучения
□ Имеют четкое представление о формируемых комптенциях
□ Имеют поверхностное (смутное) представление о формируемых комптенциях
□ Не имеют представления о формируемых комптенциях
9
6
5
Рисунок 1 - Динамика представлений магистров (выборка - 287 магистрантов разных направлений подготовки из вузов, перечисленных выше) о формируемых у них в ходе обучения компетенциях (структура в процентах)
- существует значимое расхождение во взглядах на состав и содержание формируемых компетенций у магистрантов, потенциальных или действующих работодателей и вуза, который фактически транслирует позицию государства, отраженную в образовательных стандартах. Такая ситуация отражается на ценности образовательных услуг и оценке качества обучения потребителями-магистрами и стейкхолдерами-работодателями, отражением которой служит мнение о сформированных у магистров-выпускников компетенциях (рис. 2);
- заявленные в стандартах, учебных планах и программах дисциплин компетенции преимущественно не операционализированы с позиции обучаемого магистра и стейкхолдера-работодателя, поскольку не отождествляются с овладением магистрантами конкретными инструментами науки и профессиональной практики;
- отсутствие операционализации компетенций не позволяет предъявлять четкие требования к компетенциям преподавателей, которые обучают магистрантов;
- цели и ожидания работодателей по поводу компетенций магистров различны, что находит свое проявление в особенностях и типологии поведения работодателей.
http://vestnik-nauki.ru/
Остановимся на некоторых результатах исследования и особенностях поведения работодателей в отношении подготовки магистров, формирования и практическом использовании профессиональных компетенций.
90-1 г
80-
70- ✓
60- /
50- /
40- /
30- /
20-
10-
0 А
84
65
ТГ
12
47
-4Г
Магистры
Работодатели
□ Сформированы необходимые компетенции
□ Сформировано только часть компетенций необходимых для успешной
профессиональной деятельности
□ Не сформированы необходимые
компетенции
□ Затрудняются в оценке
0
Рисунок 2 - Оценки (потенциальных и действующих) работодателей и выпускников-магистров (выборка - 92 выпускника разных направлений подготовки, перечисленных выше вузов) о сформированных компетенциях (структура в процентах)
Работодатели (но очень небольшая часть) взаимодействуют с вузами на постоянной основе, участвуют в совершенствовании процессов обучения, формировании необходимых компетенций. Убедиться в этом не трудно. Можно соотнести число предприятий, заявленных на сайтах вузов в качестве партнеров, с общим количеством предприятий в стране, регионе, муниципальном образовании. Очень многие вузы (если не все) испытывают затруднения в организации практики студентов на предприятиях по реализуемым направлениям образовательной подготовки.
Очень редко в повседневной практике вузов, научных структур и компаний реализуется модель косвенного влияния на компетенции обучаемого через интеграцию образования, науки и производства.
Преобладает пассивное поведение. Чаще работодатель не высказывает мнение по поводу содержания программ обучения, не вмешивается в образовательный процесс и формирование компетенций в стенах вуза, но предъявляет требования к кандидату на вакантную должность, ожидает практического приложения компетенций, освоенных методов и инструментов, наблюдает за результатами профессиональной деятельности и принимает решение о будущем, о карьере магистра, иногда предлагает сотруднику условия карьерного роста и развития компетенций, в том числе программы дополнительного образования и повышения квалификации. Такое поведение работодателя распространено не только в России, но и за рубежом.
Преобладающее число российских работодателей (по результатам авторских измерений - таких более 90 %) в практической работе не рассматривают компетенции нанимаемых работников как фактор развития бизнеса, конкретное проявление человеческого и интеллектуального капитала, источник нового знания, технологических и организационных инновационных идей и благо для компании. Они далеки от современных концепций влияния знаний и научно-технического прогресса на развитие бизнеса и экономики (см., например, [2]), более того, ничего не знают ни о новой экономике, ни об экономике знаний.
Большинство работодателей выдвигают требование опыта работы кандидата на вакантную должность, но, даже проводя собеседование, не интересуются уровнем владения методами и инструментами, которые понадобятся в работе. Оказывается, претенденту на
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Том. 2, №2
должность достаточно (чтобы пройти собеседование) иметь представления о них, но не обладать прочными и глубокими знаниям, приобретенными навыками и умениями. Предполагается, что все выяснится в начальный период, возможно, в течение испытательного срока, ограниченного во времени. Однако беда в том, что, с одной стороны, с рутинной работой может справляться выпускник с низким уровнем компетенций, а его неумение решать сложные (влияющие на перспективы бизнеса компании) проблемы и задачи проявится в критических ситуациях (за пределами испытательного срока). С другой стороны, руководители компании и менеджеры по кадрам часто не имеют необходимых знаний для оценки уровня компетенций кандидата на вакантную должность.
В результате можно говорить о некоторых общих, но варьируемых характерных элементах поведения работодателей в отношении нанимаемого магистра:
- отбор кандидатов на должность;
- наем с испытательным сроком или без него и оценка работника по результатам его
труда;
- предоставление возможностей для профессиональной адаптации и обучения опытом;
- создание условий для приложения компетенций к решению практических задач;
- создание условий для развития компетенций, в том числе внутреннее (на предприятии) и внешнее обучение сотрудника;
- принуждение или побуждение к самообучению и саморазвитию, что наблюдается значительно реже;
- стимулирование развития компетенций карьерными перспективами и стимулирующими элементами системы оплаты труда;
- фильтрация, вторичный отбор принятых на работу сотрудников путем сравнения ожиданий работодателя с фактическими результатами их труда, принятие решений о будущем каждого сотрудника (работа в должности, карьерное повышение или увольнение).
Такое поведение кажется рациональным и вызвано двумя основными факторами:
- ограниченным временем работодателя на оценку компетенций работников при существовании уверенности, что работник проявит себя в деле;
- ограниченными компетенциями работодателя и его неспособностью достоверно и надежно оценить компетенции магистра, его возможности и способности их продуктивно использовать на конкретном рабочем месте, в должности, специфических условиях профессиональной деятельности в настоящем и будущем, т.е. трудиться производительно, инициативно и качественно.
К сожалению, описанное типичное поведение порочно, поскольку сотрудник с низким уровнем компетенций работает с недостаточно высокой или низкой производительностью и качеством труда, а также является источником ошибочных решений и действий, производственных (хозяйственных) проблем и убытков. Однако следует отметить, что задача найма и отбора эффективных (в том числе инициативных, творческих и т.д.) работников является сложной и подвержена действию случайных факторов. Именно поэтому можно рекомендовать работодателям развивать связи с университетами, чтобы приобрести возможности:
- влиять на подготовку будущих магистров;
- начинать отбор кандидатов на должности в процессе обучения магистрантов;
- побуждать потенциальных работников к освоению желаемого набора методов и инструментов;
- принимать на работу сотрудников (если существует возможность и необходимость) с неоконченным высшим образованием на более низкие ступени профессиональной деятельности (карьеры), предоставлять им возможности для ознакомления со спецификой работы в компании, приобретения опыта, таким образом мотивировать к целевому обучению
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Том. 2, №2
и формированию набора компетенций, необходимого для успешной профессиональной деятельности и карьеры.
Достаточно распространена практика выбора работодателем определенного университета и одной или нескольких специальностей. Работодатель в результате опыта предыдущего найма убеждается в приемлемом качестве подготовки, принимает на работу студентов и выпускников, адаптирует и развивает их компетенции для успешной профессиональной деятельности на предлагаемых рабочих местах. Например, ОАО КБ «Центр-инвест» ежегодно нанимает студентов или выпускников кафедры системного анализа и управления ЮФУ. Банку легче дополнить компетенции специалиста или магистра-системщика знаниями, навыками и умениями в банковском деле применительно к работам на конкретном рабочем месте, чем расширять компетенции студентов-экономистов в области современных IT-технологий.
Учитывая пассивность работодателей, университет может корректировать процесс освоения методов и инструментов:
- предлагать разные формы дополнительных образовательных услуг;
- ориентировать магистранта на освоение определенных методов и инструментов, публикуя на своем сайте информацию о вакансиях на рынке труда и требованиях работодателя к кандидатам на должность, а также проводя ярмарки вакансий и другие мероприятия, способствующие выбору работодателя магистрантом и/или продвижению выпускников на рынок труда, побуждая их к превентивным мерам в борьбе за лучшее будущее, успешную карьеру. Так поступают многие российские и зарубежные университеты, в том числе Южный федеральный университет (см. сайт координационно-аналитического центра развития карьеры URL: http://careercentr.sfedu.ru/we.html), Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) им. М.И. Платова (см. сайт службы взаимодействия с работодателями URL: http://ost.npi-tu.ru/), Ростовский строительный университет (см. сайт отдел стратегического партнерства, организации практик и трудоустройства выпускников URL: http://www.rgsu.ru/structure/employment-of-graduates/fair.php), Университет Кента (см. The University of Kent. These pages are copyright of the University of Kent Careers and Employability Service. URL: http://www.kent.ac.uk/careers/workin.htm).
Примеры публичной оферты требований к кандидату на должность и ожиданий работодателя можно найти на многих сайтах университетов и рекрутинговых фирм (см., например, URL: http://ru.jobrapido.com/; URL: http://ost.npi-tu.ru/index.php?id=45; URL: http://www.nntu.ru/content/trydoystroistvo_vipysknikov; URL: http://www.superjob.ru/vakansii/). Однако ни на одном сайте невозможно найти достаточно полную информацию для решения задач:
- идентификации компетенций, их конкретизации через совокупность методов и инструментов;
- разработки индивидуальной программы обучения (подготовки), учебного плана, образовательной траектории, процесса и технологии для магистранта, определившегося со своими целями, притязаниями, ожиданиями и предпочтениями, желаниями, требованиями в отношении формируемых компетенций, осваиваемых методов и инструментов, будущей сферы и вида деятельности, работодателя и карьеры.
Поэтому желательно использовать все доступные источники информации, перечисленные выше.
Наблюдаются особенности поведения российских студентов в отношении обучения и формирования профессиональных компетенций.
Только часть студентов добросовестно, старательно учится. Любой университет может легко выделить эту часть и определить ее размер. Частенько таких студентов меньше половины контингента, но цифры по университетам, курсам и специальностям существенно разняться.
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Том. 2, №2
Достаточно распространены следующие типажи:
- пассивное отношение студентов к получаемому образованию и качеству образовательных услуг. Часто студенты рассматривают высшее образование как некоторую отсрочку перед трудовой деятельностью;
- студенты ищут и находят место работы до окончания университета. Одна часть из них старается улучшить свою образовательную подготовку к профессиональной деятельности и целевым образом сформировать компетенции применительно к условиям работы для улучшения карьерных перспектив. Другая вынуждена подстраиваться под требования работодателя не для развития компетенций, а сохранения работы в ущерб занятиям, обучению, знаниям, формируемым компетенциям (реальный риск увольнения приоритетен по отношению к рискам снижения уровня компетенций и возможным потерям в будущем);
- студенты плохо учатся или практически не учатся, в том числе те, которые обучаются на платной основе. Это распространенный и всем преподавателям известный абсурд, нонсенс российской образовательной системы. Распространены две «убедительные» позиции, которые студенты озвучивают на зачетах и экзаменах: «Я работаю и мне некогда учиться, поэтому вы (преподаватель) должны войти в мое положение и поставить положительную оценку по дисциплине». Или: «Я плачу за обучение университету, поэтому вы (преподаватель) должны мне поставить положительную оценку»;
- еще более негативный вариант: студенты платят за обучение, но не только не прилагают усилий для обучения, но и предпринимают любые меры, чтобы не учиться, но получить диплом. Они готовы давать взятки преподавателями и менеджерам образовательного учреждения за выставляемые «липовые» оценки по дисциплинам, о содержании которых они не подозревают, не имеют представления. Некоторые из таких студентов готовы писать доносы на преподавателей лишь бы не изучать дисциплину, но все-таки получить зачет или оценку на экзамене. Факты такого поведения не единичны. Но интересно то, что такое поведение находит поддержку у некоторых руководителей факультетов, институтов, университетов, например, Ростовского института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Характерна тенденция повышения агрессивности студентов как отражение агрессивного поведения людей в современном обществе, о чем пишут социологи и психологи [3 - 5]. Это негативный фактор, мешающий успешному обучению магистров, но пока не критический.
Еще одна негативная тенденция - все в меньшей мере знания, умения, навыки рассматриваются и воспринимаются студентами как ценность (в привязке к профессиональной деятельности) и самоценность (когнитивная ценность). Негатива добавляет низкий спрос на российскую науку и инновации. Люди гоняются за деньгами, а не за знаниями. В стране, экономика которой остается преимущественно на уровне четвертого технологического уклада и только в малой степени создала производства, соответствующие пятому и шестому технологическим укладам, спрос на одаренных, знающих, компетентных студентов невелик.
К сожалению, затянувшаяся на десятилетия реформа высшего образования на практике сводится к его разрушению, закрытию вузов, снижению качества образовательных услуг, только формально ставить, но не решает задачи качественной подготовки магистров.
О сформированных у магистра компетенциях, усвоенных знаниях, приобретенных навыках и умениях, освоенных методах и инструментах, об уровне качества его подготовки судят по результатам творческого приложения компетенций к решению задач диссертационного исследования (по диссертации и возможности теоретического и практического использования представленных в ней результатов).
Поэтому целесообразно уточнить позиции авторов в отношении сущности и содержания магистерской диссертации, не претендуя на новизну трактовки.
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Том. 2, №2
Магистерская диссертация, с одной стороны, является квалификационной работой (квалификационная функция), в которой решается актуальная фундаментальная (теоретическая) или прикладная (практическая) проблема, задача, содержащая значимые, перспективные для науки и практики результаты и положения, новое знание, проектные решения и рекомендации по его применению в хозяйственной практике, отражающая позицию автора и его личный вклад в решение проблемы, задачи. По результатам публичной защиты диссертации присваивается магистерская степень (квалификация). С другой стороны, диссертация представляет собой завершенное авторское научное исследование (научно-исследовательская функция), вложение творческого, интеллектуального, теоретического потенциала автора, по результатам которого судят об умении автора творчески использовать и интерпретировать известные теоретические концепции, положения, способности к исследованию, накоплению и упорядочению научных фактов, обобщению фактологического материала, к его творческому осмыслению, критическому анализу и обобщению для корректной, научно обоснованной генерации нового знания (научная ценность) и синтеза на его основе новых проектных решений или рекомендаций (проектная функция), повышающих эффективность и расширяющих возможности науки и хозяйственной практики (практическая значимость) в определенной предметной области (отрасли, сфере применения).
В ходе диссертационного исследования и публичной защиты полученных результатов магистрант (как автор) должен проявить и доказать способность корректно, обосновано, правомерно (для конкретного случая и ситуации) применять общенаучные и специальные методы научного познания, современные методы исследования, анализа и синтеза решений. Текст диссертации и защищаемые автором научные положения, практические рекомендации и результаты должны отвечать требованиям новизны, оригинальности, уникальности и неповторимости (приводимых в тексте диссертации и научных публикаций магистранта) достоверных и систематизированных сведений, фактов, результатов исследования и проектной разработки в изучаемой сфере науки и практики, обоснование которых опирается на доказательства, обобщения и результаты углубленного анализ материала, собранного магистрантом. Новизна результатов проявляется через новизну обобщений, умозаключений, положений, выводов, рекомендаций, проектных расчетов и решений, защищаемых магистрантом, а также установленных им явлений, законов и закономерностей.
Для диссертационного исследования характерно некоторое противоречие, которое магистрант должен преодолеть. С одной стороны, диссертация должна в максимальной степени исключать субъективный подход к изучаемому материалу и фактам, представлять научно обоснованные результаты исследования (анализа) и последующего синтеза проектных решений, выбора лучших альтернатив. С другой стороны, как любой научный труд, диссертация отражает личное, следовательно, субъективное мнение, взгляды, знания и опыт автора, содержит его индивидуальный творческий вклад в развитие научного знания и хозяйственной практики. В этом ценность диссертации. Отсутствие новых, оригинальных взглядов снижает ценность диссертации. В диссертации магистрант доказывает свою правоту действенностью и эффективностью выносимых на публичную защиту результатов исследования (анализа) и синтеза проектных решений, их апробацией и внедрением в научную или хозяйственную практику, а иногда и коммерциализацией разработанного интеллектуального продукта.
Таким образом, диссертация является специальной научно-исследовательской и выпускной квалификационной работой магистранта, а также формой научного произведения, которое предназначено для публичной защиты с целью получения степени магистра (например, магистра экономики). Поэтому она должна быть подготовлена лично автором, решать актуальную для науки и практики проблему и содержать
- новые научные результаты и положения;
- внутреннее единство (логику научно обоснованного решения проблемы) и аргументированность выводов и рекомендаций, критически соотнесенных с известными научными положениями, опытом и практическими разработками (проектными решениями);
- четко сформулированные притязания автора на новизну предлагаемых решений и личный вклад магистранта в решение исследуемой проблемы, в том числе в науку и практику.
Методы и инструменты, используемые в диссертационном исследовании, можно укрупнено разделить по стадиям выполнения работы: исследование проблемы (исследование проблем и формулирование цели и задач исследования, планирование исследования и т.д.); обобщение и анализ исследовательских материалов; синтез решений и технико-экономическое обоснование их эффективности. Это поможет в выборе необходимого инструментального набора.
Целесообразно отметить важный аспект подготовки магистерской диссертации и повсеместно распространенный недостаток процесса формирования компетенций магистра, о котором практически никто не пишет. Это недостаточный уровень компетенций, сформированных у магистранта, а иногда их практически полное отсутствие в области применения научной и профессиональной терминологии, слабые знания, умения и навыки корректного использования терминов, понятий, категорий. Магистерские программы и учебные планы не предусматривают такой подготовки, но вузы могут предлагать магистрантам специальные дополнительные курсы и семинары, чтобы преодолеть указанный недостаток.
Как один из результатов настоящего исследования может быть предложена обобщенная блочная структура индивидуализации формируемых у магистранта компетенций (рис. 3).
Рисунок 3 - Модель формирования у магистра индивидуального набора компетенций
Для решения задачи индивидуализации компетенций и их идентификации с совокупностью осваиваемых методов и инструментов может быть предложена модель
компетенций магистра. При этом компетенции соотнесены с его будущей областью, сферой, видом деятельности, которые выделены в образовательном стандарте (рис. 4).
Образовательный стандарт. Цели и задачи подготовки магистра
* 1 1 г Область профессиональной деятельности магистров. Например, для магистра экономики: экономические, финансовые, маркетинговые и аналитические службы организаций различных отраслей и форм собственности; органы государственной и муниципальной власти; академические и ведомственные научно-исследовательские организации; профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, дополнительного профессионального образования.
Объекты профессиональной деятельности. Например, для магистра экономики: поведение хо зяйствующих агентов, их затраты и результаты; функционирующие рынки; финансовые и информационные потоки; производственные и научно-исследовательские процессы.
Виды деятельности магистра. Например, для магистра экономики: научно-исследовательская; проектно-экономическая; аналитическая; организационно-управленческая; педагогическая.
Профессиональные задачи (по видам профессиональной деятельности). Например, для магистра экономики: научно-исследовательская деятельность: разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и раз работок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей; разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов; подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования; организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов; разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов; проектно-экономическая деятельность: подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности; подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и ме роприятий по реализации разработанных проектов и программ; подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов; составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности; разработка стратегии поведения экономических агентов на различных ры нках; аналитическая деятельность: разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета; поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов; проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности; анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию; прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом; организационно-управленческая деятельность: организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими; разработка стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их отдельных подразделений; руководство экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти; педагогическая деятельность: преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования; разработка учебно-методических материалов.
Формируемые компетенции магистра. Например, для магистра экономики: общекультурные ко мпетенции; общепрофессиональные компетенции; профессиональные компетенции, дифференцированные по видам деятельности.
Матрица-модель компетенции магистра, ориентированная на будущую карьеру и выбор приоритетной области и вида деятельности.
Рисунок 4 - Блок формирования (четырехмерной) матрицы-модели компетенций магистра с учетом выбора магистром будущей области, вида деятельности и карьерных притязаний
Важно перейти от моделей к применимым в практике технологиям и институтам.
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Том. 2, №2
Технологическое решение может быть упрощено, если предложить действенное институциональное решение, установить правила обучения магистранта, связанные освоением им комплекса необходимых для будущей деятельности инструментов:
- магистранта следует в начале первого семестра прикрепить к научному руководителю, учитывая взаимное их согласие. Затем сделать предварительный выбор исследуемой актуальной с научной и практической точки зрения проблемы и сформулировать тему магистерской диссертации, результаты которой найдут применение на выбранном объекте исследования в определенной сфере хозяйственной деятельности (эта мысль не нова и естественна, об этом говорят многие, но реализуют ее немногие);
- магистрант должен в начале первого курса обучения с помощью научного руководителя и заведующего выпускающей кафедрой выбрать необходимый для будущей профессиональной деятельности набор инструментов и разработать план освоения инструментов как часть индивидуального учебного плана;
- необходимо предусмотреть освоение магистрантом запланированных инструментов как часть его учебной работы, распределенной по конкретным учебным дисциплинам, контролировать и оценивать сформированные компетенции;
- следует выполнять оценку уровня освоения магистрантом запланированных инструментов, в том числе в ходе научного семинара, предусмотренного учебным планом;
- полезно отслеживать динамику компетенций, учитывая то, что компетенции не только наращиваются, но утрачиваются в процессе обучения в университете и последующей профессиональной деятельности магистра-выпускника, следовательно, целесообразен мониторинг и самомониторинг компетенций магистранта и магистра (как необходимый элемент подготовки магистров), возможно, в рамках мониторинга карьеры выпускника;
- целесообразно использовать технологию сквозного проектирования при изучении дисциплин, выполнении рефератов, эссе, практических и контрольных заданий, курсовых работ и проектов, исследования по теме диссертации (такая продуктивная образовательная практика успешно применялась еще в советской высшей школе, но требует дополнительных и существенных усилий от выпускающей кафедры и преподавателей, высокого уровня компетенций от профессорско-преподавательского состава университета, прикрепления обучаемого к научно-исследовательским школам и лабораториям и т.д.);
- полезно формировать умения и навыки практического применения инструментов для решения хозяйственных задач в ходе научно-исследовательской, производственной, научно-производственной и других практик.
Контроль выполнения указанных правил лежит на заведующем выпускающей кафедрой, декане и руководителях университета. Могут быть составлены документы, формализующие правила и регламентирующие действия преподавателей и других сотрудников университета.
В университетах при подготовке магистров действенной частью институциональных отношений должны стать традиции и привычки, формируемые как элемент образовательной технологии. Корни новых традиций и привычек должны быть связаны с организационной культурой университета, факультета и кафедры, в том числе со старыми традициями высшей школы и культурой классического университета, в центре которой находятся научные школы, ведущие перспективные научные исследования и проектные разработки, и кафедры, а не бюрократический аппарат.
По своей сути предлагаемые правила - это одновременно институциональное и процессно-технологическое решение, определяющее процесс обучения и его результаты.
Предлагаемая конкретизация компетенций магистра посредством связи с изучаемыми методами и инструментами, обеспечивающими успех в профессиональной деятельности, а также описанные выше модели, технологические и институциональные решения
практически значимы. Можно выделить множество направлений их практического применения (рис. 5).
Рисунок 5 - Практическая значимость и направления практического использования матрицы связи компетенций с методами и инструментами, изучаемыми магистрантами
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Том. 2, №2
Логическая последовательность повышения качества подготовки магистров, которая увязана с формированием компетенций, конкретизированных в совокупности изучаемых методов и инструментов, может быть представлена следующим образом:
1) формирование, наращивание, развитие компетенций магистра, увязанных с обучением методам и инструментам, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности повышение конкурентоспособности магистра на рынке труда, улучшение его карьерных перспектив повышение ценности образования (по оценкам магистра) повышение удовлетворенности магистра образованием и вузом (повышение качества образовательных услуг с позиции идеального магистра);
2) формирование, наращивание, развитие компетенций магистра, увязанных с обучением методам и инструментам, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности соответствие магистра-выпускника требованиям работодателя к кандидату на должность, улучшение перспектив эффективного использования магистра работодателем
повышение ценности образования (по оценкам работодателя) повышение
удовлетворенности работодателя образованием магистра и образовательной деятельностью вуза (повышение качества подготовки магистра с позиции идеального работодателя).
В итоге могут быть сделаны выводы:
- при подготовке магистров целесообразно конкретизировать формируемые через совокупность применяемых в профессиональной деятельности методов и инструментов. Для этих целей могут быть использованы разработанные и рекомендуемые технологические и институциональные решения;
- предложенные решения имеют практическую ценность, позволяют расширить базу индикаторов и критериев оценки качества подготовки магистров, определяют направления совершенствования технологии обучения и создают благоприятные условия для повышения удовлетворенности магистров и работодателей образовательными услугами вуза.
1. Сербиновская Н.В., Сербиновский Ю.Б., Сербиновская А. А. Подготовка магистров: модель и технология формирования компетенций (часть 1) // Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2016. Т. 2. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-nauki.ru/.
2. Фролов И.Э., Чаплыгина И.Г. Современные проблемы построения моделей научно-технической сферы экономики // Экономическая наука современной России, 2009. № 1. С. 7 -24. [Электронный ресурс]. URL: www.g-sardanashvily.ru/Chaplygina4.pdf.
3. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Пси-фактор. 17.02.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/social8.htm.
4. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: ИП РАН, 2013. 413 с.
5. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества: ИНАБ. 2013. №1. М.: Институт социологии РАН, 2013. 81 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/inab_2013_01.html.
Сербиновская Наталья Васильевна ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков. E-mail: [email protected].
Serbinovskaya Natalya Vasilyevna
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
FSEI HPE «Don State Technical University», Rostov-on-Don, Russia, assistant professor, cand. philol. sci., assistant professor of the foreign languages department. E-mail: [email protected].
Сербиновский Борис Юрьевич Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Ростов-на-Дону, Россия, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления на предприятии; Южный федеральный университет, профессор кафедры системного анализа и управления. E-mail: [email protected].
Serbinovskiy Boris Yurievich Rostov institute (branch) of FSB EI HPE «Plekhanov Russian University of Economics», Rostov-on-Don, Russia, PhD in Economics (Dr.Sci.Econ.), professor, professor of department of economy and management at the enterprise, Southern Federal University, professor of department of the system analysis and management. E-mail: [email protected].
Сербиновская Алла Александровна ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет», г. Новочеркасск, Россия, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной математики.
E-mail: [email protected].
Serbinovskaya Alla Aleksandrovna FSEI HPE «Southern Russian state polytechnical university», Novocherkassk, Russia, assistant professor, cand. econ. sci., assistant professor of the applied mathematics department. E-mail: [email protected].
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 346500, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 110, кв. 7. Сербиновская Н.В. Тел. 8-9888991229