Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ'

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / HIGH SCHOOL TEACHER / PROJECT / MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT / INTERACTIVE TEACHING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хитрова Анна Викторовна

В статье раскрыто содержание деятельности преподавателя высшей школы по подготовке магистров гуманитарных специальностей к управлению проектами. В частности, автором рассматривается специфика подготовки магистров направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Филология», «История» к полному циклу работы над проектами. Кроме этого, обозначены общие принципы работы по эффективному управлению проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хитрова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF MASTERS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES FOR PROJECT MANAGEMENT

The article reveals the content of the activities of the teacher of higher school for the preparation of masters of humanities for project management. In particular, the author considers the specifics of training masters in the areas of training «Pedagogical education», «Psychological and pedagogical education», «Philology», «History» to the full cycle of work on projects. In addition, the general principles of effective project management are outlined.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ»

8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.

9. Столярова, Э.О. Студенческое самоуправление как фактор сформированности социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Э.О. Столярова. Усть-Каменогорск, 2010. 17 с.

10. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности// В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.

11. Хижная А.В., Семенова К.А., Хрулева О.С. Профессиональное воспитание студентов вуза // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 98-100.

12. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 56-60.

13. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК: 378.147.31

кандидат педагогических наук, доцент Хитрова Анна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УПРАВЛЕНИЮ

ПРОЕКТАМИ

Аннотация. В статье раскрыто содержание деятельности преподавателя высшей школы по подготовке магистров гуманитарных специальностей к управлению проектами. В частности, автором рассматривается специфика подготовки магистров направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Филология», «История» к полному циклу работы над проектами. Кроме этого, обозначены общие принципы работы по эффективному управлению проектами.

Ключевые слова: подготовка, преподаватель высшей школы, проект, управление, управление проектами, интерактивные методы обучения.

Annotation. The article reveals the content of the activities of the teacher of higher school for the preparation of masters of humanities for project management. In particular, the author considers the specifics of training masters in the areas of training «Pedagogical education», «Psychological and pedagogical education», «Philology», «History» to the full cycle of work on projects. In addition, the general principles of effective project management are outlined.

Keywords: training, high school teacher, project, management, project management, interactive teaching method.

Введение. Подготовка обучающихся уровня «магистр» к разным видам деятельности, будь то самостоятельная, практическая, проектная, выступает частью общей реализации программы магистратуры, в основе которой лежит разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ВО / СУОС учебный план. Причем, проектная деятельность обучающихся становится важным компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов, где способность и готовность работать над проектом определена универсальной компетенцией.

В этой связи, особый интерес представляет собой учебная дисциплина «Проектный менеджмент», в рамках которой у магистров формируются следующие универсальный компетенции: способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1); способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2); способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3) [9].

Предмет «Проектный менеджмент» является дисциплиной обязательной части учебных планов ОПОП ВО направлений подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.01 Педагогическое образование, 46.04.01 История, 45.04.01 Филология. Место курса «Проектный менеджмент» в структуре ОПОП ВО подготовки магистров, определяется тем, что он является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки обучающихся, выступает основанием для последующего личностного и профессионального развития и совершенствования профессионала.

В результате освоения содержания данной дисциплины, магистры будут знать: теоретические основы осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода; методы представления и описания результатов проектной деятельности, а также критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта; особенности поведения выделенных групп людей, участников социального взаимодействия; уметь: анализировать проблемные ситуации на основе системного подхода; подготовить план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий; владеть: основами критического анализа проблемных ситуаций, выработки стратегий действий; особенности поведения выделенных групп людей, участников социального взаимодействия; организацией и управлением командным взаимодействием в решении поставленных целей.

Безусловно, все выше перечисленное требует от преподавателя высшей школы, осуществляющегося, как теоретическую, так и практическую подготовку магистров, спланированной и системной работы по овладению обучающимися основами проектного менеджмента.

Изложение основного материала статьи. Проект - это сложная система, для которой характерна иерархичная структура. В свою очередь, управление проектом рассматривается в двух аспектах, как форма воздействия на социально-экономическую систему (выбор элемента, на который нужно воздействовать, величина воздействия, его скорость, эффективность системы после внедрения проекта); как процесс формирования его результатов (планирование процесса получения результата, организация проектных работ, мотивация участников процесса и контроль их деятельности). Отсюда, в основе управления проектом лежит его структуризация - разбиение (декомпозиция) системы на отдельные подсистемы и компоненты.

К основным задачам структуризации проекта авторы И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков [2] относят следующие: «... переход от общих целей проектов к конкретным направлениям деятельности, задачам и функциям исполнителей; формирование структуры процесса выполнения проекта - схемы его жизненного цикла; распределение полномочий между организациями структурными подразделениями или отдельными лицами, которые участвуют в реализации проекта или заинтересованные в его результатах; построение комплекса взаимосвязанных работ в распределении ресурсов, необходимых для их выполнения; увязка во времени и пространстве выполняемых работ» [2].

Со спецификой декомпозиционной системой проекта магистры знакомятся на этапе первоначального овладения базовыми понятиями, такими как: проект, типы и виды проектов (классификация проектов), управление, управление проектами. Для эффективного процесса усвоения преподавателем используются интерактивные методы обучения, среди которых особое место занимает моделирование.

Особенности моделирования как метода исследования изучали Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко. Метод включает рассуждения о том, что «... моделирование дает возможность изучить процесс до его осуществления. При этом возможно выявить негативные последствия и ликвидировать или ослабить их до реального проявления; моделирование позволяет более целостно изучить процесс, поскольку можно увидеть не только элементы, но и связь между ними, рассмотреть ситуацию с разных сторон» [12, с. 225-226].

В.А. Кушнир определяет моделирование в педагогическом процессе как «... опосредованное практическое или теоретическое исследование педагогического объекта, во время которого непосредственно изучается не сам объект, а некоторая вспомогательная искусственная система ...» [3, с. 53], что: а) находится в некоторой объективной соответствии с объекта познания, б) способна замещать его в определенных отношениях, в) в итоге при исследовании объекта дает информацию о самом объекте моделирования (В.Г. Афанасьев) [1].

Этот метод предполагает построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, конструируемых объектов для определения или улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими. Использование моделей исследования объектов познания лежит в основе метода моделирования.

В качестве примера модели, используемой преподавателем в рамках изучения дисциплины «Проектный менеджмент» можно выделить модель процесса управления проектами, представленную на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель процессов управления проектами

Модель процессов управления представляет собой трехмерную систему, образуемую в трех плоскостях: стадии жизненного цикла проекта, функции управления и фазы управления, связанные между собой.

Итак, вторым важным этапом в деятельности преподавателя высшей школы по подготовке магистров гуманитарных специальностей является овладение обучающимися системой знаний процессов, лежащих в основе управления проектами, среди которых выделяются следующие: управление содержанием и границами проекта, «временем», стоимостью проекта, качеством, управление кадрами (проектной командой), коммуникациями и рисками [7, с. 15-16].

Таким образом, в ходе управления проектами необходимо достичь две группы целей:

1. Обеспечение планомерного повышения потенциала системы, для которой выполняется проект.

2. Целенаправленное повышение эффективности использования ресурсов в процессе осуществления проекта.

Данные цели конкретизируются через систему задач, которые в свою очередь решаются с помощью различных методов, конкретизируемые и видоизменяемые в зависимости от фаз жизненного цикла проекта.

Исходя из вышеизложенного, обозначим принципы работы по эффективному управлению проектами (И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков):

принцип постепенной детализации - движение в направлении от общего к частному и состоит в последовательном разделении проекта по различным уровням иерархии. Детализация является основой математического моделирования взаимозависимости различных этапов разработки и выполнения проекта. Этапы проекта разделяются на работы, которые выполняют участники проекта;

принцип обеспечения своевременного изменения планов - изменения в плане могут быть вызваны уточнением информации об оставшихся работах, стоимости работ, возможностях исполнителей, очередности оставшихся работ;

принцип выбора резервов - способ группировки (страхования) рисков, который предполагает возможность покрытия непредвиденных и непредсказуемых по объему потерь за счет заранее известных показателей;

принцип выявления и анализа противоречий развития - реализация данного принципа предполагает выявление трудностей и проблем, которые могут возникнуть в процессе разработки и реализации проекта. Показатели, определяющие результативность и эффективность проекта: соответствие качественным параметрам; характеристики, не соответствующие сформулированной функции; параметры, которые необходимо улучшить для повышения эффективности; уровень морального устаревания [2].

Заключительным этапом в деятельности преподавателя по подготовке магистров гуманитарных специальностей к управлению проектами является оформление результатов разработки проекта, а также их презентация. Причем к представлению результатов проекта предъявляются ряд требований: описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе. Этот блок, объясняет, каким образом будет оцениваться успех или неудача в достижении поставленных целей. По окончании проекта в процессе оценки результатов необходимо определить: насколько достигнуты цели проекта, насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе «Постановка проблемы», не имел ли проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтенного ранее, хорошо ли были подобраны средства (методы), какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.

Итак, теоретическая подготовка магистров к управлению проектами сводится к раскрытию сущности основных категорий (проект, управление, управление проектами), рассмотрению структуризации целей и задач проекта, определению проекта во времени и пространстве, что находит отражение в его жизненном цикле.

В свою очередь, практическая или методическая подготовка по управлению проектами заключается в характеристике процесса формирования идеи, замысла, оформления концепции, критерии отбора проекта; обозначению последовательности сетевого и календарного планирования в управлении проектами; демонстрации процесса формирования и развития проектной команды. Так, освоенность содержания методологического (теоретического) модуля подготовки проверяется через систему заданий, представленных в рамках проведения практической подготовки. В свою очередь, теоретический материал сопровождается схемами и таблицами - это визуальное изображение ключевых процессов, лежащих в основе разработки и управления проектами, которые помогут обучающимся закрепить теоретические и практические аспекты освоения курса «Проектный менеджмент».

Выводы. Процесс подготовки магистров гуманитарных специальностей к управлению проектами представляет собой сложную систему, в основе которой лежит овладение обучающимися комплексом теоретических знаний в сфере проектного менеджмента. Причем данный вид деятельности преподавателя высшей школы осложняется тем, что существующие теоретические и практические наработки в этой области ориентированы исключительно на технические (инженерные), экономические специальности. Важно обозначить основную структуру и алгоритм разработки проекта, для того, чтобы в целом овладеть навыком его управления.

Литература:

1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

2. Гонтарева, И.В., Нижегородцев, Р.М., Новиков, Д.А. Управление проектами : учебное пособие. Изд. стереотип. / И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. - 384 с.

3. Кушшр В.А. Теоретико-методолопчш основи системного аналiзу педагопчного процесу вищо! школи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 „Теорiя та методика професшно! освт" / Василь Андршович Кушшр; 1н-т педагогки i психологи професшно! освт АПН Укра!ни. - К., 2003. - 482 с.

4. Куценко, Е.И. Проектный менеджмент: учебное пособие / Е.И. Куценко; Оренбургский гос. ун-т. -Оренбург: ОГУ, 2017. - 266 с.

5. Левушкина, С.В. Основы проектного менеджмента : учебное пособие для вузов / С.В. Левушкина. -Ставрополь: Секвойя, 2017. - 190 с.

6. Управление инновационными проектами. Учебное пособие / Под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

7. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова, Е.А. Ткаченко; под общ. ред. Е.М. Роговой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 383 с.

8. Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур; под общ. ред. И.И. Мазура и В.Д. Щапиро. - 10-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 960 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 122 от 22.02.2018 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации № 50364 от 15.03.2018 г. [электронный доступ] // http://fgosvo.ru/uploadflles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf.

10. Хитрова, А.В. Подготовка магистров к управлению проектами: [учебное пособие для обучающихся гуманитарных специальностей (44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.01 Педагогическое образование, 46.04.01 История, 45.04.01 Филология)] / А.В. Хитрова. - Краснодар: ООО «Академия знаний», 2018. - 109 с.

11. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н.П. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М.: Владос, 2002. - 320 с.

12. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 384 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Хрулёва Алина Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования одной из самых важных составляющих иноязычной коммуникативной компетентности будущих филологов - лексической компетенции. Автором рассмотрено содержание лексической компетенции в соответствии с общеевропейскими требованиями к языковому образованию. Акцентировано внимание на необходимости изучения лексики в практическом использовании языка, что также способствует успешной коммуникации. Представлены возможные пути усвоения будущими филологами новых лексических единиц с их активным использованием в речевой деятельности. Предложена поэтапность формирования лексической компетенции будущих филологов.

Ключевые слова: будущий филолог, лексическая компетенция, иноязычная коммуникация, методика преподавания английского языка.

Annotation. The article deals with problems of forming lexical competence as an important component of foreign language communicative competence of future philologists. It is noted that the formation of lexical competence can be carried out directly or indirectly. With indirect vocabulary learning, a student focuses on a different type of activity, such as listening or reading, and involuntarily learns words. It is stated, that more attention should be given to the indirect way of mastering vocabulary in the formation of lexical competence of students-philologists.

Keywords: future philologist, lexical competence, foreign communication, English language teaching methodology.

Введение. Процессы глобализации, рост роли коммуникации, развитие многоязычия и другие тенденции, связанные с необходимостью владения иностранными языками, обостряют проблему соответствующего направления подготовки специалистов. Изучение иностранных языков приобретает все большее значение в профессиональной подготовке будущих филологов, так как в процессе коммуникации на иностранном языке ключевым моментом является знание иноязычной лексики и ее адекватное использование.

Методические аспекты обучения лексике изучали В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, П. Нейшн, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов. Вопрос развития лексической компетенции обучающихся лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучения рассматривалась А.Е. Сиземиной, а понятие «лексическая компетенция» на продвинутом уровне владения иностранным языком стало предметом исследования Ю.Г. Давыдовой. Формирование профессиональной лексической компетенции будущего учителя иностранного языка изучали Т.Н. Андреенко. Однако методика формирования лексической компетенции будущих филологов требует детального исследования. Таким образом, целью статьи выступает рассмотрение вопросов методики формирования лексической компетенции будущих филологов.

Изложение основного материала статьи. Основой любого языка мира является его лексико-грамматический состав. Поэтому лексическая компетенция является неотъемлемой составляющей иноязычной коммуникативной компетентности, целью которой является формирование способности успешно решать задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями иностранного языка в соответствии с нормами и культурными традициями в условиях прямого и опосредованного контактах [4, с. 14]. Отсюда следует то, что процесс изучения иностранного языка будущими филологами должен быть направлен, в первую очередь, на систематическое накопление и расширение словарного запаса. Необходимо направлять учебный процесс на формирование и развитие основных навыков и умений в социальном и профессиональном общении, то есть иноязычной коммуникативной компетентности. Иноязычная коммуникативная компетентность - это совокупность навыков, умений и знаний, позволяет учиться, работать и общаться в многонациональном обществе и достигать в равноправном диалоге взаимопонимания и взаимодействия с представителями других культур. Она реализуется через развитие навыков и умений в основных видах речевой деятельности, охватывающих рецепцию, продукцию, интеракцию и медиацию, и реализуются как в письменной, так и в устной формах [1]. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности предоставляет студенту возможность:

- совершенствовать свои умения в чтении, аудировании, письме и говорении для выработки навыков работы с информацией текстов разных типов на основе уже имеющихся знаний о мире;

- выделять, анализировать и систематизировать, подбирать и передавать информацию;

- на основе полученной информации формировать собственное мнение, обосновывать его и предоставлять необходимые пояснения;

- распознавать намерения сообщения, соответствующие определенным разновидностям текстов с их грамматическими структурами и правилами, понимать и переносить их на адекватные ситуации [3, с. 10].

Языковая компетентность включает следующие компоненты:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.