РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И ДЕФИЦИТ КАДРОВ НА РЫНКЕ ТРУДА ЯКУТИИ:
ФАКТОР ОПЛАТЫ ТРУДА
Научная статья
Попова О.В.1, *
1 ORCID : 0000-0002-2708-975X;
1 Арктический научно-исследовательский центр Республики Саха (Якутия), Якутск, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (popova_olya[at]mail.ru)
Аннотация
В настоящее время наблюдается рост дефицита квалифицированных рабочих на российском рынке труда, одной из основных причин которого указываются проблемы воспроизводства рабочей силы в системе среднего профессионального образования. При этом слабо уделяется внимание условиям и характеристикам самого рынка труда, которые также могут служить источником возникновения дефицита. В статье на основе анализа данных ведомственной статистики, материалов федеральных и региональных статистических наблюдений по Республике Саха исследуется взаимосвязь уровня оплаты труда, заявленной потребности организаций в рабочих кадрах и показателей подготовки квалифицированных рабочих и служащих в учреждениях среднего профессионального образования региона. Показано, что проблема дефицита квалифицированных рабочих в ряде отраслей в Якутии связана не с отсутствием квалифицированных кадров и проблемами их воспроизводства в системе профессионального образования, а со структурными проблемами рынка труда и низкой заработной платой квалифицированных рабочих и служащих по сравнению с оплатой труда по другим профессиональным группам.
Ключевые слова: оплата труда, квалифицированные рабочие, среднее профессиональное образование, дефицит кадров, престиж рабочих профессий.
TRAINING OF SKILLED WORKERS AND STAFF SHORTAGES IN THE LABOUR MARKET IN YAKUTIA:
WAGES FACTOR
Research article
Popova O.V.1' *
1 ORCID : 0000-0002-2708-975X;
1 Arctic Research Center of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russian Federation
* Corresponding author (popova_olya[at]mail.ru)
Abstract
Today, there is a growing shortage of skilled workers in the Russian labour market, one of the main causes of which is identified as problems of workforce reproduction in the system of secondary vocational education. At the same time, little attention is paid to the conditions and characteristics of the labour market itself, which can also be a source of shortage. The article, based on the analysis of departmental statistics, federal and regional statistical observation materials for the Republic of Sakha, studies the relationship between the level of wages, organizations' stated demand for workers and the training indicators for skilled workers and civil servants in the secondary vocational education institutions of the region. It is shown that the problem of shortage of skilled workers in a number of industries in Yakutia is not related to the lack of qualified personnel and problems of their reproduction in the system of vocational education, but to structural problems of the labour market and low wages of skilled workers and employees compared to those in other occupational groups.
Keywords: wages, skilled workers, secondary vocational education, staff shortages, prestige of working professions.
Введение
Современные вызовы и санкционные ограничения ставят перед экономикой России задачи ускоренного импортозамещения и развития высокотехнологичных производств. Их успешное решение напрямую связано со своевременным обеспечением отраслей экономики квалифицированными специалистами и, прежде всего, рабочими кадрами. Согласно оценкам специалистов, российская экономика, несмотря на кризисные явления, испытывает существенный дефицит рабочих кадров, и эта тенденция будет только усиливаться в будущем [1]. Удовлетворение текущей потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих и опережающая подготовка кадров являются задачами национальной важности не только для российской экономики. Согласно исследованиям Европейского центра по развитию профессионального образования, страны ЕС также сталкиваются с нехваткой высококвалифицированных работников, потребность в которых к 2030 году будет расти [2].
Одним из главных элементов системы формирования и развития рабочей силы является профессиональное образование, в котором основную функцию по воспроизводству квалифицированных рабочих выполняет среднее профессиональное образование (далее СПО). Проблемам развития СПО, а именно необходимости подготовки специалистов рабочих профессий, было уделено особое внимание в послании Президента РФ В. Путина Федеральному собранию в феврале текущего года.
В последние годы популярность среднего профессионального образования в России возрастает. В 2020 году набор в средние специальные учебные заведения впервые в современной истории России превысил число поступивших в вузы. В 2024 году по прогнозам Министерства просвещения РФ ожидается, что учреждения СПО выпустят специалистов больше, чем высшие учебные заведения [3]. Однако в структуре обучающихся по программам подготовки СПО наблюдается разнонаправленная динамика: возрастает численность слушателей программам
подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) и при этом снижается набор на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) [4, С. 62-64], что также вносит вклад в рост дефицита квалифицированных рабочих на российском рынке труда, который по данным «Мониторинга предприятий» Банка России достиг в I квартале 2023 года рекордных значений с 1998 года [5, С. 13-30].
В Якутии наблюдаются аналогичные с общероссийскими процессы: численность обучающихся по программам СПО в регионе начиная с 2016 года превышает число студентов, получающих высшее образование; контингент ППССЗ увеличивается, а абсолютные и относительные показатели численности слушателей ППКРС неуклонно снижаются. С 2000 года численность студентов ППКРС снизилась на 1997 человек (с 7392 человек в 2000 году до 5395 человек в 2021 году), а доля студентов ППКРС в общей численности студентов СПО Якутии сократилась в два раза с 38% в 2000 году до 19% в 2021 году [6]. При этом 56,8% потребности организаций республики в работниках составляли именно квалифицированные рабочие [7, С. 152-153].
В качестве основных причин дефицита квалифицированных рабочих на рынке труда исследователями указывается:
- несоответствие профессионально-квалификационной структуры выпуска специалистов системы СПО рыночным требованиям [8], [9];
- проблемы взаимодействия образовательных учреждений с потенциальными работодателями [10], [11];
- качество подготовки выпускников учреждений СПО [12], [13].
То есть источником проблем видится система профессиональной подготовки кадров, а основой их решения -трансформация системы профессионального образования в техникумах и колледжах [14, С. 198], [15]. При этом слабо уделяется внимание условиям и характеристикам самого рынка труда, которые также могут служить источником формирования диспропорций.
На наш взгляд, проблема дефицита квалифицированных рабочих в ряде отраслей обусловлена не отсутствием квалифицированных кадров и проблемами их воспроизводства в системе профессионального образования, а структурными проблемами рынка труда и неспособностью рыночных механизмов к эффективному регулированию спроса и предложения на труд, т.е. «провалами» рыночной экономики. Данные проблемы невозможно решить путем изменения предложения обучения, они требуют государственного регулирования экономических и социально-трудовых отношений для сглаживания несовершенств рыночного саморегулирования.
Методы и принципы исследования
Теоретическо-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов по проблемам взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда. Работа выполнена путем анализа данных ведомственных форм статистической отчетности Министерства просвещения РФ, материалов выборочных обследований организаций Республики Саха (Якутия) «О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам» и данных Территориального отделения Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Применялись методы статистического, сравнительного и ретроспективного анализа.
Обсуждение
В отличие от высшего, в среднем профессиональном образовании у регионов имеется большее поле для маневра в подготовке кадров, востребованных в экономике. Так, за счет федерального бюджета в РС (Я) в 2021 году обучалось 6,5% общей численности студентов СПО и 8% учащихся ППССЗ. Обучение по ППКРС полностью происходило за счет средств республиканского бюджета и на возмездной основе, и, таким образом, могло полностью регулироваться региональными властями в соответствии с потребностями рынка труда. Вместе с тем по данным выборочного обследования организаций РС (Я) на 31 октября 2020 года 75,1% потребности организаций в работниках составляли профессиональные группы специалистов среднего звена, рабочих и служащих, в том числе:
- специалисты среднего уровня квалификации - 13,1%;
- квалифицированные рабочие и служащие - 56,8%
- неквалифицированные рабочие - 5,2%.
Согласно данным обследования организаций РС (Я) на 31 октября 2020 года, самый высокий удельный вес вакансий был по группе профессий «квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства» - потребность организаций составляла 9,6% от общего количества рабочих мест, т.е. вакантным было каждое десятое рабочее место.
На первый взгляд для урегулирования данной ситуации необходимо усилить подготовку рабочих для сельского хозяйства в системе профессионального образования. Однако по данным мониторинга подготовки кадров среднего профессионального образования за 2020 год в РС (Я) действует три специализированных учреждения СПО, занимающихся подготовкой специалистов для отрасли, а численность студентов по направлению «сельское хозяйство» вполне достаточна для удовлетворения потребностей регионального рынка труда [16].
Удовлетворение потребностей рынка труда в работниках тех или иных профессиональных групп зависит не только от возможностей системы профессионального образования по подготовке студентов соответствующих направлений, но и от желания работника вступить в трудовые отношения на предлагаемых условиях, важнейшим из которых является уровень оплаты труда.
Наличие столь высокой доли вакансий в регионе в данном случае объясняется не отсутствием квалифицированных рабочих как таковых, а отсутствием предложения трудовых ресурсов в связи с низким уровнем оплаты труда. Так, по данным выборочного обследования в 2019 году заработная плата квалифицированных работников сельского хозяйства (37 117 руб.) была ниже заработной платы неквалифицированных работников добывающей промышленности (68 165 руб.), строительства (45 595 руб.), торговли (39 071 руб.), транспорта (43 245 руб.) и даже ниже заработной платы неквалифицированных работников сельского хозяйства (38 767 руб.) (см. табл. 1 - составлено автором по данным [7, С. 270-272]). Аналогичная ситуация наблюдается также по профессиональной группе работников торговли и сферы обслуживания, дефицит которых также отмечается организациями в материалах выборочного обследования.
При условии среднего уровня мобильности трудовых ресурсов, только очень высокий уровень мотивации и приверженности профессии может удержать квалифицированного рабочего в отрасли и заставить пойти работать по специальности в сельском хозяйстве в ущерб собственной материальной выгоде.
Таблица 1 - Средняя начисленная заработная плата работников РС (Я) (без единовременных выплат) по занятиям и
видам деятельности в 2019 году
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, рублей Добыча полезных ископаемых, рублей Строительств о, рублей Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспор тных средств и мотоциклов, рублей Транспортиро вка и хранение, рублей
Руководители организаций и их структурных подразделени й (служб) 83 907 17 6231 119 060 116 294 115 362
Специалисты высшего уровня квалификаци и 53 226 120 246 89 854 63 677 87 568
Специалисты среднего уровня квалификаци и 69 312 126 442 95 581 44 534 103 042
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации , учетом и обслуживание м 33 174 65 904 64 495 53 614 44 520
Работники сферы обслуживани я ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности 30 398 80 833 58 729 45 543 55 369
Квалифициро ванные работники сельского, лесного и охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 37 116 65 674 51 453 - -
Квалифициро ванные рабочие промышленн ых предприятий, 46 460 90 774 80 631 49 917 64 467
художественн ых промыслов, строительства , транспорта, связи, геологии и разведки недр
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 41 952 106 000 82 349 52 930 76 252
Неквалифици рованные рабочие 38 767 68 165 45 595 39 071 43 245
Примечание: по данным выборочных обследований за октябрь Заключение
Ситуация с неуклонно сокращающимся контингентом учащихся ППКРС при высоком уровне потребности в квалифицированных рабочих и служащих на региональном рынке труда, одновременно с профессиональным обучением данной категории работников полностью за счет средств регионального бюджета с учетом существующих потребностей организаций, может объясняться влиянием рыночных механизмов. В отличие от советского периода, когда труд был обязателен, а все выпускники распределялись по рабочим местам согласно государственному плану, в рыночной экономике недостаточно одной только подготовки трудовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятий и организаций, необходимо совпадение разнонаправленных интересов работодателей, стремящихся к минимизации издержек, в том числе затрат на труд, и работников, стремящихся к максимизации совокупного дохода и полезности потребляемых благ.
В современных условиях удовлетворение потребностей рынка труда в работниках определенных специальностей и профессий не является функцией одной только системы профессиональной подготовки кадров, а зависит также от совпадения рыночного спроса и предложения. Высокая потребность предприятий и организаций республики в квалифицированных рабочих и служащих в ряде отраслей обусловлена преимущественно не отсутствием кадров соответствующих профессий как таковых, а отсутствием предложения труда в связи с низкой заработной платой квалифицированных рабочих и служащих по сравнению с оплатой труда по другим профессиональным группам. Так, согласно исследованиям НИУ ВШЭ в отличие от выпускников ППССЗ, которые в качестве главной причины трудоустройства «не по специальности» называют отсутствие подходящих вакансий (37%), то выпускники ППКРС в основном указывают неудовлетворительные условия найма (34%), среди которых низкий уровень заработной платы находится на первом месте (28%) [17, С. 40].
Рынок труда подает системе профессионального образования «ложные» сигналы о нехватке квалифицированных кадров. Преодоление данной ситуации дефицита невозможно путем интенсификации подготовки рабочих кадров в системе профессионального образования, совершенствования структуры или качества образовательного процесса. В данном случае требуются системные изменения социально-трудовых отношений, сложившихся на рынке труда. Необходима комплексная работа по преодолению несовершенств рыночного саморегулирования и реального, выраженного в соответствующей оплате труда, а не декларативного повышения ценности профессионального мастерства и престижа рабочих профессий.
Вопросы структурной перестройки распределительных процессов в экономике требуют комплексной работы на всех уровнях государственного управления. На региональном уровне для повышения уровня оплаты труда квалифицированных рабочих в наиболее «проблемных» отраслях может применяться механизм трехсторонних соглашений между исполнительным органами государственной власти, отраслевыми объединениями предприятий и профсоюзными организациями, а также стимулирование на региональном уровне затрат работодателей на воспроизводство квалифицированных рабочих и специалистов. Также одним из механизмов обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда и взаимной ответственности всех сторон процесса подготовки и трудоустройства рабочих кадров и может выступать развитие частно-государственного партнерства между предприятиями и организациями и учебными заведениями среднего профессионального образования по целевой подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Виноградова Е. Эксперты предсказали дефицит рабочих и инженеров. Как изменится ситуация на рынке труда в 2023 году / Е. Виноградова // РБК. — 2022. — URL: https://www.rbc.ru/economics/08/11/2022/6368dee09a7947d9a6dc44fd (дата обращения: 06.03.23)
2. Germany — 2020 Skills forecast // CEDEFOP. — 2020. — URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/country-reports/germany-2020-skills-forecast (accessed: 14.04.23).
3. Сапрыгина Ю. В 2024 году колледжи выпустят больше студентов, чем вузы / Ю. Сапрыгина // Парламентская газета. — 2022. — URL: https://www.pnp.ru/social/v-2022-godu-kolledzhi-vypustyat-bolshe-studentov-chem-vuzy.html (дата обращения: 24.04.23)
4. Гохберг Л.М. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 132 с. — DOI: 10.17323/978-5-7598-2694-1.
5. Мониторинг предприятий № 4(12) апрель 2023 года (опрос 1-13 апреля). Информационно-аналитический комментарий 19 апреля 2023 года // Банк России. — 2023. — № 4. — URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43904/monitoring_0423.pdf (дата обращения: 10.05.23).
6. Банк документов. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2021/22 учебного года // Министерство просвещения Российской Федерации. — 2022. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/018f742a9e7aadf586319ff435a4c8ec/ (дата обращения: 20.01.23).
7. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). — Якутск: Изд-во ТО ФСГС по РС (Я), 2021. — 333 c.
8. Кязимов К.Г. Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями современного рынка труда / К.Г. Кязимов // Ценности и смыслы. — 2014. — № 2(30). — с. 63-68.
9. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы / И.В. Краснопевцева // Вестник Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2013. — № 3(Ч. 1). — с. 315-321.
10. Мухаметзянова Г.В. Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда / Г.В. Мухаметзянова, Г.И. Ибрагимов // Казанский педагогический журнал. — 2012. — № 2(92). — с. 5-18. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-osnovnye-napravleniya-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-izmenyayuschegosya-rynka-truda (дата обращения: 10.05.2023)
11. Журавлева И.А. Социальные проблемы реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования / И.А. Журавлева // Социология. — 2023. — № 1. — с. 5-20.
12. Дудырев Ф.Ф. Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда? / Ф.Ф. Дудырев, О.А. Романова, А.И. Шабалин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 40 с.
13. Шкляев А.Е. Среднее профессиональное образование в механизме обеспечения потребности экономики в специалистах среднего звена / А.Е. Шкляев // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2015. — № 3(81). — с. 3-13.
14. Листвин А.А. Технологии, трудовые навыки и изменение структуры среднего профессионального образования / А.А. Листвин, М.А. Гарт // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2023. — № 2(113). — с. 191202.
15. Листвин А.А. Среднее профессиональное образование в России: необходимость структурных изменений / А.А. Листвин, М.А. Гарт // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2022. — Т. 28. — № 2. — c. 131-138.
16. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров 2021 года. Республика Саха (Якутия). Характеристика системы среднего профессионального образования // Главный информационно-вычислительный центр МИРЭА - Российский технологический университет. — 2022. — URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2021/_spo/material.php?type=2&id=11107 (дата обращения: 20.04.23).
17. Дудырев Ф.Ф. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад / Ф.Ф. Дудырев, К.В. Анисимова, И.А. Артемьев [и др.]; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 100 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Vinogradova Ye. Eksperti predskazali defitsit rabochikh i inzhenerov. Kak izmenitsya situatsiya na rinke truda v 2023 godu [Experts predicted a shortage of workers and engineers. How is the labor market in 2023] / Ye. Vinogradova // RBC. — 2022. — URL: https://www.rbc.ru/economics/08/11/2022/6368dee09a7947d9a6dc44fd (accessed: 06.03.23). [in Russian]
2. Germany — 2020 Skills forecast // CEDEFOP. — 2020. — URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/country-reports/germany-2020-skills-forecast (accessed: 14.04.23).
3. Saprigina Yu. V 2024 godu kolledzhi vipustyat bolshe studentov, chem vuzi [Colleges will graduate more students than universities in 2024] / Yu. Saprigina // Parlamentskaya gazeta [The Parliamentary Newspaper]. — 2022. — URL: https://www.pnp.ru/social/v-2022-godu-kolledzhi-vypustyat-bolshe-studentov-chem-vuzy.html (accessed: 24.04.23). [in Russian]
4. Gohberg L.M. Obrazovanie v cifrah: 2022: kratkij statisticheskij sbornik [Education by the Numbers: 2022: A Brief Statistical Compilation] / L.M. Gohberg, L.B. Kuz'micheva, O.K. Ozerova [et al.]; National research University Higher School of Economics. — M.: NRU HSE, 2022. — 132 p. — DOI: 10.17323/978-5-7598-2694-1. [in Russian]
5. Monitoring predpriyatii № 4(12) aprel 2023 goda (opros 1-13 aprelya). Informatsionno-analiticheskii kommentarii 19 aprelya 2023 goda [Enterprise Monitoring No. 4(12) April 2023 (poll April 1-13). Information and Analytical Commentary April 19, 2023] // Bank of Russia. — 2023. — № 4. — URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43904/monitoring_0423.pdf (accessed: 10.05.23). [in Russian]
6. Bank dokumentov. Svodnii otchet po forme federalnogo statisticheskogo nablyudeniya № SPO-1 «Svedeniya ob obrazovatelnoi organizatsii, osushchestvlyayushchei obrazovatelnuyu deyatelnost po obrazovatelnim programmam srednego professionalnogo obrazovaniya» na nachalo 2021/22 uchebnogo goda [Bank of documents. Summary report on the form of federal statistical observation No. SPO-1 "Information on the Educational Organization Carrying out Educational Activities in Educational Programs of Secondary Vocational Education" at the beginning of the 2021/22 academic year] // Ministry of Education of the Russian Federation. — 2022. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/018f742a9e7aadf586319ff435a4c8ec/ (accessed: 20.01.23). [in Russian]
7. Trud i zanyatost v Respublike Sakha (Yakutiya): Statisticheskii sbornik [Labor and Employment in the Republic of Sakha (Yakutia): Statistical Compilation] / TO FSGS po RS (Y) [Territorial office of the Federal State Statistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia)]. — Yakutsk: Publishing House of FSSS in RS (Ya), 2021. — 333 p. [in Russian]
8. Kjazimov K.G. Problemy nesbalansirovannosti ob'emov i profilej podgotovki kadrov s potrebnostjami sovremennogo rynka truda [Problems of Imbalance of Volumes and Profiles for Training with Labor Market Meeds] / K.G. Kjazimov // Values and Meanings. — 2014. — № 2(30). — p. 63-68. [in Russian]
9. Krasnopevtseva I.V. Professional'nyj disbalans rynka truda kvalifitsirovannoj rabochej sily [Disproportions in Terms of Occupations in the Skilled Labour Market] / I.V. Krasnopevtseva // Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. — 2013. — № 3(^. 1). — p. 315-321. [in Russian]
10. Muhametzjanova G.V. Problemy i osnovnye napravlenija razvitija professional'nogo obrazovanija v uslovijah izmenjajuschegosja rynka truda [Problems and Main Directions of Development of Vocational Education in a Changing Labor Market] / G.V. Muhametzjanova, G.I. Ibragimov // Kazan Pedagogical Journal. — 2012. — № 2(92). — p. 5-18. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-osnovnye-napravleniya-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-izmenyayuschegosya-rynka-truda (accessed: 10.05.2023) [in Russian]
11. Zhuravleva I.A. Sotsial'nye problemy realizatsii gosudarstvennoj politiki v sfere srednego professional'nogo obrazovanija [Social Problems of the Implementation of State Policy in the Field of Secondary Vocational Education] / I.A. Zhuravleva // Sociology. — 2023. — № 1. — p. 5-20. [in Russian]
12. Dudyrev F.F. Sistema professional'nogo obrazovanija: kak nauchit'sja slyshat' signaly rynka truda? [The System of Vocational Education: How to Learn to Hear the Signals of the Labor Market?] / F.F. Dudyrev, O.A. Romanova, A.I. Shabalin; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki», Institut obrazovanija [National Research University Higher School of Economics, Institute of Education]. — M.: NRU HSE, 2018. — 40 p. [in Russian]
13. Shkljaev A.E. Srednee professional'noe obrazovanie v mehanizme obespechenija potrebnosti ekonomiki v spetsialistah srednego zvena [Vocational Education in the System of Satisfying the Need of Economy in Middle Level Workers] / A.E. Shkljaev // Bulletin of the Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov. — 2015. — № 3(81). — p. 3-13. [in Russian]
14. Listvin A.A. Tehnologii, trudovye navyki i izmenenie struktury srednego professional'nogo obrazovanija [Technologies, Labor Skills and Changes in the Structure of Secondary Vocational Education] / A.A. Listvin, M.A. Gart // Cherepovets State University Bulletin. — 2023. — № 2(113). — p. 191-202. [in Russian]
15. Listvin A.A. Srednee professionalnoe obrazovanie v Rossii: neobkhodimost strukturnikh izmenenii [Secondary Vocational Education: Necessity of Structural Changes] / A.A. Listvin, M.A. Gart // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. — 2022. — Vol. 28. — № 2. — p. 131-138. [in Russian]
16. Informatsionno-analiticheskie materiali po rezultatam provedeniya monitoringa kachestva podgotovki kadrov 2021 goda. Respublika Sakha (Yakutiya). Kharakteristika sistemi srednego professionalnogo obrazovaniya [Information and Analytical Materials Based on the Results of Monitoring the Quality of Training in 2021. The Republic of Sakha (Yakutia). Characteristics of the System of Secondary Vocational Education] // MIREA Main Information and Computing Center -Russian Technological University. — 2022. — URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2021/_spo/material.php? type=2&id=11107 (accessed: 20.04.23). [in Russian]
17. Dudyrev F.F. Srednee professional'noe obrazovanie v Rossii: resurs dlja razvitija jekonomiki i formirovanija chelovecheskogo kapitala: analiticheskij doklad [Secondary Vocational Education in Russia: a Resource for Economic Development and Human Capital Formation: an analytical report] / F.F. Dudyrev, K.V. Anisimova, I.A. Artem'ev [et al.]; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki», Institut obrazovanija [National Research University Higher School of Economics, Institute of Education]. — M.: NRU HSE, 2022. — 100 p. [in Russian]