Подготовка компетентного специалиста среднего звена: проблемы и особенности
Альянс образовательных учреждений СПО, работодателей и государства должен решать единые проблемы и вырабатывать единый подход к их решению. К сожалению, в настоящее время данное взаимодействие носит скорее формальный характер.
Рассмотрим некоторые проблемы, касающиеся взаимодействия образовательных учреждений СПО, работодателей и государства.
1. Отсутствие четкой модели специалиста среднего звена в рамках государства. Государственный образовательный стандарт в сфере СПО включает в себя лишь перечень основных требований к данной модели. На основании этих требований учреждения СПО должны создать свою модель будущего специалиста, но большая часть из них этим не занимается. Как правило, все сводится к простой фиксации наличия тех или иных компетенций. Выпускник учреждения СПО считается компетентным специалистом, если сумма сформированных у него компетенций составляет не менее 70% от общего списка. Однако содержание и способы формирования каждой компетенции, заявленной в стандарте по специальности, учреждение СПО определяет самостоятельно. Кроме того, в стандартах отсутствуют критерии, которые определяли бы степень сформированности компетенций (включая профессиональные). Чаще всего преподаватели дают субъективную однозначную оценку сформированности тех или иных компетенций: «да» — сформирована или «нет» — не сформирована. Ситуацию, сложившуюся в учреждениях СПО, можно понять. Преподаватели обязаны давать знания студентам и параллельно заполнять огромное количество документов. Им не до создания моделей. Таким образом, у студентов учреждения СПО отсутствует представление об идеале, к которому им как будущим специалистам необходимо стремиться.
2. Отсутствие у работодателя четкого представления об интегрированной модели специалиста среднего звена. Присутствуя на распределении молодых специалистов системы СПО, представители предприятий чаще всего обращают внимание на академическую успеваемость выпускника, которая, к сожалению, не является объективным показателем его компетентности как специалиста. В данном случае работодатель не рассматривает молодого специалиста как личность, со всеми его «плюсами» и «минусами».
Из большинства существующих концепций, содержащих подходы к определению ключевых
компетентностей личности, необходимо выделить концепцию И. А. Зимней, которая наиболее широко отражает все сферы деятельности личности [2]. На основе данной концепции можно создать классификацию из следующих ключевых компетентностей:
- индивидуально-психологические;
- социальные;
- профессионально-деятельностные.
Рассмотрим соответствие общих и профессиональных компетенций, содержащихся в стандарте СПО, ключевым компетентностям личности. Для примера взяты компетенции, которые должны формироваться при изучении дисциплин ООД и ОГСЭ (см. таблицу).
Как видно из таблицы, формирование индивидуально-личностных и социальных компетенций имеет не меньшее значение в структуре компетентности специалиста среднего звена. Социально незрелый человек, не умеющий адаптироваться в новом коллективе, вряд ли принесет большую пользу работодателю. Поэтому сегодня в системе СПО необходимо воспитывать не столько руководителей среднего звена, сколько хороших технических исполнителей, то есть специалистов, не только умеющих эксплуатировать или ремонтировать оборудование, но и четко и вовремя выполнять распоряжения руководства и ощущать себя частью единого целого — трудового коллектива. Любое современное предприятие — это слаженный механизм, где каждый решает возложенные на него задачи. К сожалению, в последнее время в системе учреждений СПО все чаще приходится сталкиваться с «синдромом Маугли». Если раньше студентов с подобным синдромом можно было пересчитать по пальцам, то теперь их процент составляет примерно 20% от общего числа обучающихся. Чаще всего из них получаются конфликтные специалисты, мнение руководства или коллектива для которых «пустой звук». Это люди, постоянно требующие к себе повышенного внимания и частой похвалы. Они не умеют работать в команде и зачастую даже разрушают ее.
Экономия на кадровых службах приводит к тому, что разрабатывать модель специалиста среднего звена, необходимого работодателю, некому. Отсюда и поверхностный подход при выборе кандидатов.
ИДРИСОВА Елена Викторовна,
преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Южно-Уральского государственного колледжа, Челябинск
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия образовательных учреждений СПО, работодателей, государства и пути их решения. Выделены характерные особенности интегративной модели личности специалиста среднего звена, особое внимание уделено формированию социальных компетенций у студентов СПО
Ключевые слова:
общие и профессиональные компетенции, социальная компетентность, проектная деятельность
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
Соотношение общих и npoфeccиoнaлькыx;¡:Jiiiii^>^
компетенций с ключевыми компетентностями
Н||дя1»н,'дуал1|||кс»-нснхолошчсыснс социйлышь Ир и-.ф.с 1.си и и ал ъ ии -ДСЯТСДЫЮСТ! сыс
ОКл Орглппоп |.ск1тъ с обеги »глную деятельность, □ызкфмть-шпйцьее мгтлдье н способы в и □ 1.-1 ли и? ii ии и.раф.1.|дпч, оцс-епеътп. пс .■ффч.-ь пе вноси* |[ ыачество. Г1. К^гл -Уча ста о ил та. в рук о □одетое работой стр^ри а го и одрдлдел сзеекв. ПК1.4к'ллрлблтыыть н внедрять управляющие п ро граммы абрлбйГКН ДеТЛЛСЙ-
ОКэ-Прмш ыать р«д* ни я ■ и яметытрнап пгсулцнях н неегм м них ответ« пениостъ- ОЮ Пощвдт сущность л «ОЦ^ЩЧЮКП С ИМ ЙврупиЯ профессия. пр«лилте к ней устойчн выЯ интерес. П [С1^'Нсашио№1| еяетечн аЫ и 41 ¿ТиЗйрй 1Ш »¡й№ ормгпфовип твмндиюав
ОК.|| Осущестплять полек ее еесеголыод.'шпг- ееыформ .щ1п1„ ii го&свлееьбой для пффг ьтн ян ото выпал 114-п ил проф.плдлч, п рофгсгеюнлл1.е1а го и л 114 ИйСПЕйГО рлштм. ОК5 Нгпйлиюялти кнформ.ирсонио ксшгтуикша ци оим ые тех ею логин в г1 ро ф-Д г ят* ль и о сп 1. ОКф ■ Ор И <■ 1ГП ф ошться в ус ло и хихэс вдето Л пегееы технологий та ЕЕрйфеССЕЕОНЛЛЫЮЙ ДеЯТеЛЫЕОС ти-
Ок^Смнхтолздыюаардалшго и Яраф«а1МММВ№Н ШЧЫОШШ^ЙИЛНЯ, 34Н1ИШЁЯ ейМСчЭ&рйЗОВДЙНКМ 11 даОДмАМНО пум н н|н.и1н.тк цс13кп1.:н >сн К ЙЫ1 [ф]Ш<ШЛ11, окф-раб-отлта й нал ектчеве н не нигде, чфффыгц 11 жае&МТКЛС КП-1 МЩ(М. руководством. плребггеник.
ОК^-Бр лъ ее л с еСяотает стн г- ииос-ть лл члсно* команды, й ьгп о; 111 ей пял .гдд| г ий.
Социально незрелый человек, не умеющий адаптироваться в новом коллективе, вряд ли принесет боль шую пользу работодателю
Две эти проблемы можно решить за счет выработки единого подхода образовательных учреждений СПО, работодателей и государства на федеральном уровне. В идеале ФГОС должны содержать весь инструментарий, помогающий не только реализовывать стандарт, но и отслеживать результаты его применения.
3. Преподаватели-специалисты технических дисциплин по образованию чаще всего являются инженерами. По этой причине они не в силах сформировать профессионально-деятельностные компетентности у студентов системы СПО. Каким же образом формировать индивидуально-психологические и социальные компетентности у студентов, когда в ситуации кризиса сокращается количество учебно-вспомогательных служб в составе учреждений СПО? Как председатель предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Южно-Уральского государственного колледжа, поделюсь опытом работы по данному направлению.
В отличие от остальных дисциплин ОГСЭ, такие дисциплины, как «история», «литература», «русский язык» и «русский язык и культура речи», формируют не столько профессиональные компетенции, сколько общие, индивидуально-психологические и социальные. Учитывая важность социума и среды в формировании социальной компетентности, В. Слот и Х. Спа-нярд определяют последнюю как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к личности в данный возрастной период со стороны общества, и ее возможностями. А возможности личности основываются на
ее способностях, а также желании и возможности их проявлять [1]. Исходя из этого, в практике своей работы мы делим студентов на тех, кто:
- проявил свои особые способности в школе, но в силу каких-либо обстоятельств отказывается работать над их развитием;
- имеет не раскрытые в школе способности и желание их развивать;
- имеет не раскрытые в школе способности, но не желает их проявлять.
Несмотря на различие названных категорий студентов, на выходе из колледжа мы должны получить компетентных специалистов, востребованных на рынке труда. Студенты всех категорий являются потенциально одаренными, нужно лишь выяснить, в какой сфере одаренность проявится. Уровень успеваемости в данном случае отходит на второй план, на первый же выступает возможность студента проявить себя и утвердиться в студенческом коллективе. Очень часто после этого студенты проявляют и академическую одаренность, так зарекомендовавшему себя публично студенту учиться плохо часто бывает стыдно. Кроме того, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8, относящиеся к индивидуально-психологическим и социальным компетентно-стям, способны сформировать у себя не только отличники в учебе, но и просто социально зрелые студенты.
Проект «Память сердца»
Доказательством вышеприведенных фактов стал разработанный нами межпредметный творческий (с элементами исследовательской деятельности) проект «Память сердца», реализованный в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Цель данного проекта — воспитание патриотизма, создание условий для реализации способностей студентов 1 курса, формирование у них индивидуально-психологических и социальных компетентностей. Выбор тематики проекта был неслучаен. Студент, для которого имеют значение традиции и история его семьи, родного города и страны в целом, в будущем станет специалистом. Для него будет важным соблюдать традиции, придерживаться корпоративной культуры того предприятия, где он будет работать,
До 2015 года проектная деятельность осуществлялась в нашей ПЦК в рамках одной дисциплины. Данный проект потребовал интеграции таких дисциплин, как история, литература, русский язык и культура речи. Проект носил долгосрочный характер, подготовка к нему заняла полгода.
На первом этапе, организационно-подготовительном, была выбрана тема проекта, дано ее обоснование, определены и проанализированы этапы предстоящей деятельности. Преподаватели сформировали команды из студентов, желающих участвовать в проекте на добровольной основе. При этом студентам не было обещано никаких поощрений. Говорилось о значимости исторической даты, которой посвящался проект, и об объеме предстоящей работы.
Для участия в проекте были сформированы две команды. Первая занималась созданием исследовательского блока, представленного в форме экскурсии по улице им. Л. М. Доватора, на которой расположен один из учебных комплексов колледжа. Вторая реализовывала творческий блок (отдельная тема — «Дети страны в годы войны»), а также отвечала за целостность сценария проекта.
Участники подготовки проекта были разбиты на несколько групп, перед которыми стояли разные задачи. Одна группа занималась исследовательской краеведческой деятельностью, другая готовила презентации, подбирая кадры для более эмоциональной подачи материала и музыкальное сопровождение к ним, третья делала подборку стихов и прозы и озвучивала их. Каждую группу возглавляли студенты, которые отвечали и за сроки выполнения задания, и за посещение консультаций у преподавателя, ответственного за данное направление работы. На тот момент участники проекта не являлись единым коллективом. По результатам данного этапа работы было решено привлечь преподавателей, изъявивших желание участвовать в проекте. Они возглавили группы студентов, занимавшихся такими направлениями, как создание танцевальной композиции, создание тематического видеоролика, техническая обработка печатных и фотоматериалов. Это был этап, направленный на формирование у студентов элементов следующих компетенций:
- ОК2 — организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ОК4 — осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- ОК5 — использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК6 — работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Второй этап проекта, технологический, предусматривал объединение деятельности групп студентов-участников проекта посредством общих репетиций в актовом зале. Предусматривалось, что участники проекта должны стать единой командой, выполняющей общее дело. Особую роль в этом играли студенты, осуществлявшие координацию репетиций и
обеспечивающие явку своих команд на них. На этом этапе работы возникла идея сделать перекличку «Бессмертного полка». Участникам проекта было предложено узнать у взрослых родственников имена погибших родственников — участников войны или тружеников тыла и сделать краткие записи об их деятельности в годы войны. Чтобы показать преемственность поколений потомков великих победителей, для проведения переклички были приглашены ветеран военной службы, гвардии майор Р. А. Идрисов и школьник Илья Баранов. Данная идея продолжила свое воплощение в творческом видеоблоке студентов 2 курса.
На данном этапе работы у студентов формировались элементы следующих компетенций:
- П.К.2.2 — участвовать в руководстве работой структурного подразделения;
- ОК7 — брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Третий, заключительный, этап представлял собой презентацию проекта и подведение итогов. Презентация, на которой присутствовали все желающие, началась с заочной экскурсии по улице Доватора, в процессе которой участники представляли свои краеведческие мини-исследования.
Далее следовал творческий блок, включавший стихотворные композиции и презентации к ним, и видеоблок, представленный студентами 2 курса. Все это создало особый настрой на дальнейшее восприятие проекта, в частности на перекличку «Бессмертного полка».
Завершилась презентация проекта танцевальной композицией. После этого состоялся круглый стол для участников проекта и его зрителей.
Таким образом, на третьем этапе проекта у студентов формировались элементы компетенции ОК3 — принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
В результате реализации проекта у ребят было сформировано умение работать в команде, состоялось знакомство студентов разных специальностей.
Литература
1. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат: Технология создания сети социально поддерживающих контактов выпускников. — М., 2008.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. Авторская версия. — М., 2004.
Творческий проект «Память сердца» потребовал интеграции таких дисциплин, как история, литература, русский язык, русский язык и культура речи
В результате реализации проекта у ребят было сформировано умение работать в команде, состоялось знакомство студентов разных специальностей