УДК/UDC 377.5
В. Г. Лысенко
V. Lysenko
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
PERSONNEL TRAINING IN THE ENVIRONMENT OF ADVANCED VOCATIONAL TRAINING CENTERS: TASKS AND TERMS OF THEIR IMPLEMETATION
Введение. Сегодня создание модели Центра опережающей профессиональной подготовки, или ЦОПП, в котором конструируются новые программы обучения на основе полученного опыта при освоении профессиональных модулей, соответствующих международным стандартам WorldSkills, становится актуальной проблемой и насущной потребностью для решения реальных проблем, тормозящих получение актуальных профессиональных компетенций в системе российского профессионального образования.
Методология. Использовались методы теоретического анализа научно-методической литературы, программных и нормативно-правовых документов развития образования, работ по изучаемой проблеме опережающей подготовки. В ходе исследования использовался эмпирический метод при сборе, накоплении и фиксации информации по материалам исследования; рациональный метод при интерпретации собранных данных.
Результаты. Проанализированы: стратегические документы развития профессионального образования, современные позиции экспертов Высшей школы экономики и Института образования, кадровое обеспечение экономики Кемеровской области и роль ЦОПП в решении проблем опережающей подготовки специалистов региона. Описаны цели, задачи, принципы деятельности ЦОПП, условия его функционирования. Выделены компетенции WorldSkills Russia, виды программ, реализуемых на базе Сибирского политехнического техникума. Представлены индикаторы и показатели разработки программ в рамках деятельности ЦОПП под нужды целевых групп заказчиков.
Заключение. Разработанная модель опережающей профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития региона и повышения результативности взаимодействия организаций среднего профессионального образования с работодателями и социальными партнерами с учетом востребованности изменяющегося рынка труда на основе конструктора компетенций может быть взята за основу при разработке программ развития профессиональных образовательных организаций, разработке целевых и программ опережающей подготовки специалистов, в том числе по компетенциям будущего.
Introduction. One of the most urgent problems and vital needs is to create Advanced Vocational Training Centers (AVTC) aimed at developing new training programs on the basis of experience gained through mastering professional modules corresponding to international WorldSkills standards. These new centers should be able to cope with new challenges slowing down the acquisition of substantial professional competences in the system of Russian vocational education.
Methodology. To do this research some theoretical methods for analyzing literature and normative legal documents on education development, as well as some works considering the issue of advanced vocational training were used. To collect, store and record the research data an empirical method was employed.
Results. This paper analyses some strategic documents referring to the development of vocational education, deals with modern approaches used by experts of Higher School of Economics and Institute of Education, focuses on human resources of Kemerovo region economy and considers the role of AVTC in handling the problem associated with advanced vocational training of specialists
working in the region. It also specifies the tasks, objectives of AVTC and the main principle of its activities. Upon the analysis some key WorldSkills Russia competences were determined and training programs were chosen. These programs are being implemented on the basis of Siberian Polytechnic Training School (college). The article presents some indicators and outcomes of the program developed in the framework of the Advanced Vocational Training Center with focus on targeted consumers' needs.
Conclusions. The designed model for personnel advanced vocational training can be taken as a basis for developing goal-oriented, advanced training programs for vocational institutions, including the program aimed at developing the "competences for future". It was concluded that this new training model based on "competences designer" strategy reflects the changes and current tendencies in the labor market and is aimed at improving collaboration and interaction among vocational secondary education institutions, employers and social partners and trains specialists able to implement priority branches of scientific and technological development in the region.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, центр опережающей профессиональной подготовки, профессиональные компетенции, конструктор компетенций.
Keywords: vocational secondary education, Advanced Vocational Training Center, professional competences, competence designer.
Введение
Сегодня на всех уровнях управления системой образования, в бизнес-сообществе и структурах власти происходит осознание того, что в нынешних условиях смены приоритетов развития среднего профессионального образования (СПО), инноваций в организации системы профессионального обучения и переподготовки кадров ставка делается на реализацию образовательных программ, соответствующих приоритетам государственной политики и экономики каждого региона в частности. Вместе с тем без организации эффективной системы взаимодействия образования, работодателей, социальных партнеров определить направления подготовки высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста невозможно.
Проблемой, способной объединить всех участников взаимодействия, может и должна стать, по нашему мнению, опережающая профессиональная подготовка кадров, значимая для решения задач, поставленных обществом, работодателем, учреждениями СПО, самими обучающимися профессиональных образовательных организаций (ПОО) [10-13].
Развитие профессиональных компетенций на основе мировых квалификаций (движение «Молодые профессионалы») является одним из приоритетов государственной политики. Комплексная подготовка экспертов, обучающихся, педагогических работников для реализации мировых квалификаций осуществлялась на базе региональных специализированных центров компетенций. С 2019 г. координатором развития компетенций, востребованных экономикой региона, являются центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) — новый вид инфраструктурного решения агрегации программ профессиональной подготовки и материально-технических ресурсов.
Особый смысл для создания и развития подобных центров имеет общая тенденция поиска условий оптимального взаимодействия образовательных систем всех уровней (институционального, муниципального, регионального, федерального) с работодателями и социальными партнерами в новых социально-экономических реалиях современного рынка. Формирование новой инфраструктуры профессиональной подготовки (ЦОПП и др.) обусловлено не только необходимостью разработки теоретических подходов, но и разработки принципиально иного содержания программ, ориентированных на современные условия производства и функционирования образовательного учреждения, использование новых методик, форм приобретения профессиональных компетенций, взаимосвязь теоретической подготовки и практического обучения будущих специалистов.
Целью статьи является определение концептуальных подходов (цели, задач, условий реализации образовательных программ) ЦОПП Кемеровской области по решению проблемы опережающей подготовки кадров, в том числе по «компетенциям будущего», и информирование научно-педагогической общественности, структур власти, бизнес-сообщества о реализации комплекса мер, направленных на создание такого центра в Кузбассе.
Методология
Научная новизна работы по формированию подходов к опережающей подготовке кадров, в том числе по «компетенциям будущего» в центре опережающей подготовки, заключается в теоретической разработке и внедрении современных методик, новых форм приобретения профессиональных компетенций, обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования, повышение квалификации экспертов и педагогов СПО на уровне международных стандартов в условиях создания и функционирования ЦОПП.
Ожидаемые результаты проводимой работы профессиональной образовательной организации по выполнению поставленных перед системой СПО задач повышения качества подготовки обучающихся до уровня мировых стандартов — это: оценка квалификации выпускников в форме демонстрационного экзамена; привлечение профессионального сообщества к подготовке специалистов со средним профессиональным образованием; успешное участие обучающихся в региональных, отраслевых, национальных и международных конкурсах профессионального мастерства; разработка и создание реальной модели, обеспечивающей тесную взаимосвязь профессиональных стандартов и практического обучения будущих специалистов в ЦОПП.
Почему в качестве ЦОПП Кемеровской области определен ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» (ГПОУ СПТ)? Полагаем потому, что, в первую очередь, техникум является площадкой для проведения региональных отборочных чемпионатов по стандартам WoгldSkills (с 2014 г.), ведущей ПОО в области автоматизации и химических технологий (с 2016 г.), региональным ресурсным центром компетенций (РЦК) в сфере 1Т-технологий и химической отрасли (с 2018 г.). Во-вторых, техникум ориентирован на развитие взаимодействия с работодателями через самые различные формы партнерства (государственно-частное и социальное партнерство, кластерно-сетевые формы взаимодействия и т. д.), разрабатывает и реализует с работодателями совместные программы (например, вместе с КАО «Азот» — программу развития и подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями на 2016-2020 гг. и др.). В-третьих, Сибирский политехнический техникум с 2016 по 2018 г. являлся опытно-экспериментальной площадкой Института педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования по теме «Опережающая подготовка научно-педагогических и инженерно-технических кадров среднего образования в химической и информационно-технологических сферах» и был включен в работу по выполнению ФГБНУ «ИПИО РАО» темы Госзадания Министерства образования и науки Российской Федерации. В-четвертых, перечень компетенций, реализуемых в Сибирском политехническом техникуме, ориентирован на высокотехнологичные отрасли промышленности региона и направления подготовки ТОП-50 профессий, наиболее востребованных и перспективных для Кемеровской области.
При организации деятельности ЦОПП коллектив руководствовался методами теоретического анализа научно-методической литературы, основывался на результатах проведенных исследований по изучаемой проблеме для выявления условий и возможностей построения моделей опережающей подготовки обучающихся в системе среднего профессионального образования. Наряду с общенаучными методами в работе используются: эмпирический метод при сборе, накоплении и фиксации информации по материалам исследования; рациональный метод при интерпретации собранных фактов и результатов инновационных технологий опережающей подготовки в рамках образовательных программ.
Безусловно, приоритетными и основополагающими являются методы анализа программных и нормативно-правовых документов развития профессионального образования. К таким документам, в первую очередь, относятся указы Президента Российской Федерации, в частности указы от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [8] и от 27.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 г. » [9]. Для достижения поставленных в указах целей необходимо решить ряд задач. В области среднего профессионального образования это прежде всего:
— «... создание современной безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
— модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
— формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими» [9, с. 6].
В ежегодном докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования (доклад 2019 г.) приведены следующие статистические данные, касающиеся СПО: «... число организаций, реализующих программы СПО, — 3,7 тыс., общая численность обучающихся по образовательным программам СПО — 3 млн человек, численность преподавателей и мастеров производственного обучения — 162,3 тыс. человек» [1, с. 31]. Минпросвещения России утвержден 41 ФГОС СПО, разработана 61 примерная основная образовательная программа СПО, в том числе по 44 новым ФГОС СПО из списка ТОП-50 профессий [1, с. 73].
Среди программ и проектов, направленных на развитие системы среднего профессионального образования, — проект модернизации региональных систем СПО, получателями субсидий в котором являются субъекты РФ и где создаются федеральные площадки сетевого взаимодействия по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения.
В плане обоснования методологических подходов интерес для работников образования представляет серия монографий, изданных Издательским домом Высшей школы экономики и Институтом образования в 2019 г. под общим названием «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы» [6].
По мнению авторов монографии, управленческие инструменты, использованные 10-20 лет назад, утратили свою эффективность, а ресурс простых решений для системы СПО исчерпан, так как новые социально-экономические и технологические вызовы формируют спрос на новую повестку дня. «Это особенно важно для системы среднего профессионального образования, связь которой с рынком труда и экономикой в целом является прямой и непосредственной. При этом система СПО должна не только оперативно отвечать на текущие запросы, но и готовить рабочую силу к экономическим и технологическим изменениям в среднесрочной и дальней перспективе» [6, с. 17].
«Технологический вызов системе СПО: компьютеризация и умирание массовых индустриальных профессий?» — так озаглавлен один из разделов монографии. Авторы монографии ссылаются на статью Д. Атора, Ф. Леви и Р. Мурейна, в которой анализировалось изменение различных видов труда в экономике США. По мнению американских коллег, неуклонно сокращается значение рутинной работы, требующей выполнения стандартных, алгоритмизированных действий и, наоборот, резко возрастает значимость нерутинных видов труда, требующих от исполнителей решения сложных нестандартных задач. «Решение такого рода задач предполагает применение профессиональных знаний, которые, как правило, не поддаются исчерпывающему формальному описанию, а также личного опыта и интуиции. Еще одно важное условие успешного решения такого рода проблем — необходимость одновременного участия многих профессионалов, часто представляющих разные предметные области, и организация сложной коммуникации между ними» [6, с. 20]. За этими процессами, по мнению авторов монографии, стоит вызов, адресованный в первую очередь системе СПО. Причина кроется в характере квалификационного профиля большинства современных рабочих профессий и специальностей СПО, в основе которых лежит выполнение жестко нормированных процедур, определенных технологическими регламентами и профессиональными стандартами [6, с. 21]. Именно поэтому представители массовых профессий одними из первых оказываются под угрозой вытеснения с рынка труда и замещения «умными» компьютерными программами и роботами.
В связи с компьютеризацией и внедрением современных технологий изменяется характер труда, повышается его интеллектуальная насыщенность. Современному рабочему сегодня требуются знания из разных областей, навыки программирования (фрезеровщик), знание иностранных языков (мехатроник) и т. д. «Это приближает требования к характеру подготовки рабочих в высокотехнологическом секторе к уровню подготовки инженерного состава» [6, с. 23]. «Рост неопределенности, связанный с изменением технологий, формирует новый запрос к системе образования — умение учиться (learning to learn) и способность быстро адаптироваться к новым условиям труда, одновременно отказываясь от устаревших знаний и навыков» [6, с. 24].
Не менее важной составляющей для организации работы ЦОПП в регионе является анализ кадрового обеспечения экономики Кемеровской области и определение роли ЦОПП в решении проблемы опережающей подготовки специалистов для социально-экономического развития региона.
Кемеровская область сегодня — один из самых крупных регионов России по запасам угля и объемов его добычи. В угольной отрасли, по официальным данным, зарегистрировано 120 угледобывающих предприятий, в том числе действующих 43 шахты и 49 разрезов. Строятся новые шахты и разрезы. В ближайшие 15 лет в области будет построено 15 шахт, 7 разрезов и 16 обогатительных фабрик. Перспективное направление угольной отрасли — углехимия, направление развития на обогащение и переработку угля. В 2016 г. было переработано 74 % добытого угля, в перспективе планируется перерабатывать весь уголь в местах добычи в Кузбассе.
Появление новых направлений и производств угольной, углехимической и отходоперерабаты-вающей промышленности открывает перспективы создания сотен новых рабочих мест, специалисты которых должны быть конкурентоспособны на рынке труда, а значит, должны иметь возможность получить высококвалифицированную профессиональную подготовку в вузах и профессиональных образовательных организациях, повысить квалификацию и пройти при необходимости переподготовку.
Все эти тенденции ставят перед регионом задачу оптимизации базовых и поддерживающих отраслей с обеспечением безболезненного «перетока» избыточной отраслевой занятости. С учетом демографических и отраслевых тенденций количество такой «избыточной занятости» может достигать 70 тыс. человек. Например, согласно расчетным параметрам развития угольной отрасли в период до 2035 г., разработанным в Центре исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН, сокращение занятости в угольной промышленности до 2035 г составит 23-32 % относительно 2016 г., то есть порядка 22-30 тыс. человек в Кемеровской области.
Приоритеты социально-экономического развития и промышленности региона определены: в распоряжении губернатора Кемеровской области от 26.02.2019 № 111 «О перечне приоритетных для Кемеровской области компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой, перечне образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для создания мастерских по компетенциям» [4]; Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 г. (Стратегия «Кузбасс — 2035») [7]; Программе модернизации организаций, реализующих образовательные программы СПО, в целях устранения дефицита рабочих кадров Кемеровской области» [5]; распоряжении Коллегии администрации Кемеровской области от 26.10.2018 № 485-р [2], утвердившей Концепцию создания в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки, Комплекс мер, направленных на создание в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки, и план мероприятий («дорожную карту») по созданию и открытию в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки в 2019 г.; стратегических разработках Научно-образовательного центра «Кузбасс» (руководитель НОЦ «Кузбасс» — губернатор С. Е. Цивилев) и др. Программные и нормативно-правовые документы, отражающие приоритеты социально-экономического развития региона, явились основой при разработке концепции и программы деятельности ЦОПП Кемеровской области.
Результаты
Первый в России ЦОПП был открыт в Кемеровской области 14 октября 2019 г. на базе Сибирского политехнического техникума.
В Концепции создания в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки (утверждена распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 2610.2018 № 485-р [2]) определены приоритеты деятельности. Выделим наиболее важные из них.
«Целью создания ЦОПП является мобилизация ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан» [2].
Смысл работы ЦОПП заключается в организации обучения (в том числе переход на новый уровень профориентационной работы среди школьников и обучение их первой профессии), повышения квалификации заинтересованных слушателей либо получения ими дополнительных профессиональных квалификаций.
Основным принципом функционирования ЦОПП является концентрация идей, актуализация программ дополнительного профессионального образования, привлечение кадровых,
материально-технических, учебно-методических, информационных, социальных (взаимодействие с социальными партнерами) ресурсов производственного сектора и ПОО.
Основные задачи, которые стоят перед коллективом ЦОПП:
1) создание системы опережающего профессионального обучения;
2)реализация краткосрочных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
3) создание центров проведения демонстрационного экзамена;
4) проведение независимой оценки квалификаций;
5) подготовка кадров по направлениям ТОП-50 и ТОП-Регион;
6) развитие регионального экспертного сообщества по приоритетным направлениям подготовки кадров;
7) развитие движения «Молодые профессионалы» [2].
Организация деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организация деятельности ЦОПП
На рисунке наглядно представлено, что основа работы ЦОПП — это выстраивание конструктивного взаимодействия с работодателями. Механизм взаимодействия основан на запросе рынка труда на опережающую подготовку специалистов, пропущенный через конструктор компетенций (то есть каждая программа должна быть направлена на освоение компетенции целиком или одного / нескольких элементов компетенции), а затем и конструктор программ, включающий базу данных (БД) материально-технического обеспечения, БД кадровых ресурсов (мастера и эксперты для реализации программ опережающей подготовки по стандартам Ворлдскиллс), технологий и программ опережающей подготовки, результатом освоения которых является демонстрационный экзамен.
Несколько подробнее следует сказать об условиях, в которых должны реализовываться программы опережающей профессиональной подготовки. Следует отметить, что требования к ЦОПП по обеспечению современных условий опережающей подготовки регламентированы методическими рекомендациями о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки, утвержденными распоряжением Минпросвещения России от 28.02.2019 № Р-16 [3], включая четко прописанные технические требования: к сохранности и защите информации, к обеспечению эксплуатации цифровой платформы, лицензионной частоте и т. д.
Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения России, сформировано и образовательное пространство ЦОПП Кемеровской области.
Перечень функциональных зон ЦОПП и занимаемая ими площадь:
• зона коворкинга (104 кв. м);
• медиазона (50,4 кв. м);
• лекторий (105,4 кв. м);
• зона проектной деятельности (100, 2 кв. м);
• компьютерный класс (54 кв. м);
• аудитория-трансформер № 1 (лаборатория комплексной защиты информации) — 53, 2 кв. м;
• аудитория-трансформер № 2 (лаборатория виртуальной реальности) — 52,3 кв. м;
• аудитория-трансформер № 3 (автоматизированное безлюдное производство) — 95,7 кв. м.
Перечень оборудования в зоне коворкинга включает:
• тележку для ноутбуков в сборке с ноутбуками с установленным программным обеспечением (MicrosoftOffice 2016, Kaspersky Total Security, Windows 10 Pro);
• стулья;
• стол-трапецию;
• МФУ.
Зона коворкинга представляет свободную форму рабочего пространства, когда группа абсолютно разных людей выполняет свою работу в определенном пространстве. Все эти люди могут выполнять работу независимо друг от друга, хотя и находятся в одном месте, либо, наоборот, собираться вместе для обсуждения общих проектных вопросов и задач. Коворкинг обеспечивает комфортное и оснащенное пространство, необходимое для работы.
Оборудование функциональной зоны «Лекторий», в свою очередь, состоит из интерактивной панели; персонального компьютера в сборе с двумя мониторами и установленным программным обеспечением (Microsoft Office 2016, Kaspersky Total Security, Windows 10 Pro); акустической системы для встраивания в стены; электронного флипчарта. Здесь создаются условия для проведения различных видов лекции: от традиционных академических и популярных лекций до транслируемых практико-ориентированных занятий, тренингов, лекций с применением обратной связи. Описание зон представляет безусловный интерес, но, к сожалению, формат статьи не позволяет представить подробный перечень оборудования в каждой отдельной зоне.
В Кемеровской области определен перечень компетенций ТОП-Регион, включающий 20 приоритетных компетенций опережающей подготовки — 5 компетенций отраслевой подготовки и 4 компетенции будущего (ввод 2019-2020 гг., а в 2021-2024 гг. еще 11 компетенций).
К компетенциям WorldSkills Russia на базе Сибирского политехнического техникума отнесены следующие:
• веб-дизайн и разработка;
• инженерный дизайн CAD;
• лабораторный химический анализ;
• корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности;
• правоохранительная деятельность (полицейский);
• спасательные работы.
Пять из шести перечисленных компетенций, реализуемых в ГПОУ СПТ, относятся к приоритетным для региона компетенциям опережающей и отраслевой подготовки (кроме правоохранительной деятельности). Данный перечень компетенций ЦОПП корректируется на основании проводимых мониторинговых исследований: регионального рынка труда, реализуемых проектов Научно-образовательного центра «Кузбасс», запросов перспективных отраслей экономики на подготовку рабочих кадров по новым и перспективным профессиям и специальностям в ПОО. Так, в ноябре 2019 г. внесены дополнения в перечень компетенций для организации опережающей подготовки в регионе на базе ЦОПП (это сетевое и системное администрирование) и в перечень компетенций для организации отраслевой подготовки, это такие компетенции, как:
• геологическая съемка;
• образовательная робототехника;
• интерактивное оборудование в профессиональной деятельности педагога дошкольного и начального общего образования;
• разработка дидактических средств обучения с использованием интерактивных технологий;
• машины и аппараты биотехнологического производства;
• химический и экологический контроль;
• сити-фермерство;
• обогащение полезных ископаемых.
Обратимся к методическим рекомендациям о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки относительно разработки программ по компетенциям [3].
1. Базовые программы профессиональных модулей для среднего профессионального образования.
2. Программы для обучающихся общеобразовательных организаций.
3. Программы под заказ работодателей.
4. Отраслевые программы.
5. Программы для граждан предпенсионного возраста.
6. Программы по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики [3].
В таблице 1 представлены программы, реализуемые на базе Сибирского политехнического техникума.
Таблица 1
Виды программ обучения в ГПОУ «Сибирский политехнический техникум
Профессиональное обучение Дополнительное профессиональное образование
Требования Результат Срок освоения Требования Результат Срок освоения
Профессиональная подготовка Повышение квалификации (ДПО)
Ранее не имел рабочей профессии, должности служащего Получает профессию рабочего или должность служащего 144 часа Имеет среднее профессиональное или высшее образование по профилю программы Усовершенствует или получает новую компетенцию в рамках имеющейся квалификации 72 часа
Повышение квалификации (ПО) Профессиональная переподготовка
Имеет рабочую профессию, должность служащего Совершенствует профессиональные знания, умения, навыки по имеющейся профессии, должности 72 часа Имеет среднее профессиональное или высшее образование Усовершенствует или получает новую компетенцию, необходимую для нового вида профессиональной деятельности 256 часов
Профессиональная переподготовка
Имеет рабочую профессию, должность служащего Получает новую профессию рабочего или новую должность служащего 144 часа
Получателем услуг ЦОПП может стать физическое или юридическое лицо, заключившее договор с его держателем — ГПОУ СПТ: школьники, студенты, преподаватели, клиенты службы занятости, работники предприятий, свободные агенты рынка труда [2]. И еще несколько цифр, касающихся разработки программ в рамках деятельности ЦОПП под нужды целевых групп заказчиков. Информация о показателях деятельности центра по разработке таких программ представлена в таблице 2 [10].
Вторая колонка количественных показателей в таблице отражает плановый показатель на конец текущего года, заложенный в апреле 2019 г. Первая колонка — динамический показатель за 5 месяцев работы, по которому видны проблемные зоны системы профессионального образования региона.
Таким образом, коллективом ЦОПП проанализированы стратегические и нормативно-правовые документы развития профессионального образования, экспертные подходы профессионалов систем СПО и ВО, подготовлена для утверждения на региональном уровне Концепция создания
Таблица 2
Целевые индикаторы и показатели программы деятельности ЦОПП
Виды программ Количественные показатели, октябрь 2019 г Количественные показатели (прогноз), декабрь 2019 г
Конструирование отраслевых программ 15 25
Конструирование программ под заказ работодателей 19 25
Конструирование программ для граждан предпенсионного возраста 34 3
Конструирование программ по компетенциям будущего 11 2
Конструирование программ для обучающихся общеобразовательных организаций 21 10
Реализация программ под заказ работодателей 26 26
Реализация программ для граждан предпенсионного возраста 126 300
Реализация базовых программ профессиональных модулей для среднего профессионального образования 213 500
в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки, определена стратегия развития ЦОПП. Вместе с тем практическая деятельность созданного в 2019 г Центра опережающей профессиональной подготовки Кемеровской области только разворачивается. При этом самое важное, что определены приоритеты при освоении модулей профессиональных, соответствующих международным стандартам WorldSkills программ, тесно скорректированных в соответствии с потребностями и запросами регионального рынка труда, в том числе по «компетенциям будущего».
Заключение
В условиях перевода экономики страны на инновационный путь развития необходимо внесение системных изменений в организацию деятельности профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена на основе интеграции профессиональных образовательных организаций с предприятиями и социальными партнерами.
Такими интегративными возможностями обладает инновационная структура — Центр опережающей профессиональной подготовки, созданный на базе Сибирского политехнического техникума. Основным принципом функционирования ЦОПП является концентрация идей, актуализация программ дополнительного профессионального образования, привлечение кадровых, материально-технических, учебно-методических, информационных, социальных (взаимодействие с социальными партнерами) ресурсов производственного сектора и ПОО [2].
Важной задачей является также мультипликация модели на южную агломерацию региона (г. Новокузнецк), где идет большое технологическое развитие металлургической и сельскохозяйственной отрасли.
Материалы исследования представляют практическую значимость для руководителей профессиональных образовательных организаций, в которых подготовка специалистов осуществляется либо планируется на основе взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики, общеобразовательными организациями, а также для региональных органов исполнительной власти как наиболее заинтересованных в эффективных партнерских отношениях между производственными, научными и образовательными организациями региона.
Литература
1. Доклад Правительства Федеральному собранию о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79t.pdf.
2. Концепция создания в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки : утверждена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 октября 2018 г. № 485-р.
3. Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки [Электронный ресурс] : распоряжение Минпросвещения России от 28 февраля 2019 г. № Р-16. URL: https://legalacts.nu/doc/nasponjazhenie-minpnosveshchenija-nossii-ot-28022019-n-n-16-ob-utvenzhdenii/.
4. О перечне приоритетных для Кемеровской области - Кузбасса компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой, перечне образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для создания мастерских по компетенциям [Электронный ресурс] : распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 февраля 2019 г. № 111-р. URL: https://www.glavbukh.nu/npd/ edoc/81_10114703.
5. Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров в Кемеровской области [Электронный ресурс] : утверждена приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 24 января 2019 г. № 197. URL: http://www. kninpo.nu/Documents/2019/pnognamma_modennizatsii.pdf.
6. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина ; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина. М., 2019. 272 с. (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы).
7. О Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 [Электронный ресурс] : закон Кемеровской области от 26 декабря 2018 г. № 122-ОЗ. URL: https://ako.nu/deyatelnost/stnategicheskoe-planinovanie-kemenovskoy-oblasti-.php.
8. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. URL: https://base.ganant.nu/70170946/.
9. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2014 г. [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. URL: http://static.knemlin.nu/media/acts/files/0001201805070038.pdf.
10. Theonetical and methodological basis of advanced pnofessional tnaining fon specialists engaged in secondany vocational education / M. P. Palyanov, I. A. Mavnina, O. A. Milinis et al. // Modenn Jounnal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, iss. 5. P. 206-222.
11. The Management of Advanced Tnaining of Engineening and Technical Specialists Based on the Intenaction between Univensities and Business-Stnuctunes / A. A. Nikitin, M. P. Palyanov, M. V. Monozova, A. S. Mankovichev // International Review of Management and Manketing. 2016. Vol. 6, № 1. P. 75-80.
12. Management Factons and Conditions of Highen Education Students Pnofessional Mobility Fonmation / V. A. Mishchenko, L. А. Belova, E. V. Fnolova et al. // International Review of Management and Manketing. 2016. Vol. 6, № 1. P. 70-74.
13. Social Pantnenship Appnoach fon Effective Social Wonken Education / T. S. Yenemeyeva, A. V. Leifa, N. K. Schepkina et al. // International Review of Management and Manketing. 2016. Vol. 6, № S2. P. 57-62.
References
1. Doklad Pravitel'stva Federal'nomu sobraniyu o realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya [Governmental Report to the Federal Assembly on implementation of state policy in education]. Available at: http://static.government.ru/media/ files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79t.pdf. (In Russian).
2. Koncepciya sozdaniya v Kemerovskoj oblasti centra operezhayushchej professional'noj podgotovki [The concept on creation of Advanced Vocational Training Center in Kemerovo Region]. Approved by the board decree of Kemerovo Region Administration from 26 October 2018 No. 485-r. (In Russian).
3. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij o sozdanii i funkcionirovanii centrov operezhayushchej professional'noj podgotovki [On approval of guidelines for Advanced Vocational Training Center creation and operation]. Decree of the Ministry of Education of Russia of February 28, 2019 No. R-16. Available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-28022019-n-r-16-ob-utverzhdenii/. (In Russian).
4. O perechne prioritetnyh dlya Kemerovskoj oblasti - Kuzbassa kompetencij dlya osnashcheniya obrazovatel'nyh organizacij, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, sovremennoj material'no-tekhnicheskoj bazoj, perechne obrazovatel'nyh organizacij, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, dlya sozdaniya masterskih po kompetenciyam [About the list of priority competences for Kemerovo Region -Kuzbass to provide educational institutions of secondary vocational education with modern material and technical base, the list of educational institutions implementing educational programs for secondary vocational education and about the creation of competences workshops]. Decree of the Board of the Administration of the Kemerovo Region dated February 26, 2019 No. 111-r. Available at: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_10114703. (In Russian).
5. Programma modernizacii organizacij, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, v celyah ustraneniya deficita rabochih kadrov v Kemerovskoj oblasti [The program on modernization of institutions responsible for implementing educational programs of secondary vocational education aimed at shortage control of blue-collar workers in Kemerovo Region]. Approved by order of the Department of Education and Science of the Kemerovo Region dated January 24, 2019 No. 197. Available at: http://www.krirpo.ru/Documents/2019/programma_modernizatsii.pdf. (In Russian).
6. Dudyrev F. F., Romanova O. A., Shabalin A. I., Abankina I. V. Molodye professionaly dlya novoj ekonomiki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii [Young professionals for the new economy: secondary vocational education in Russia]. Eds. F. F.Dudyrev, I. D. Frumin. Moscow, 2019, 272 c. (Russian education: achievements, challenges, prospects). (In Russian).
7. O Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti na period do 2035 [About the strategy of social and economic development in Kemerovo Region in the period up to 2035]. Law of the Kemerovo Region of December 26, 2018 No. 122-OZ. Available at: https://ako.ru/deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie-kemerovskoy-oblasti-.php. (In Russian).
8. O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovaniya i nauki [On measures of governmental policy implementation in the field of science and education]. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 599. Available at: https://base.garant.ru/70170946/. (In Russian).
9. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya RF na period do 2014 g. [On national objectives and strategic tasks of Russian Education development in the period up to 2014]. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018. Available at: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf. (In Russian).
10. Palyanov M. P., Mavrina I. A., Milinis O. A., Pokhorukov O. Y., Chunekova T. M., Khanina N. V., Demchenko A. R. Theoretical and methodological basis of advanced professional training for specialists engaged in secondary vocational education. Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, iss. 5, pp. 206-222. (In English).
11. Nikitin A. A., Palyanov M. P., Morozova M. V., Markovichev A. S. The Management of Advanced Training of Engineering and Technical Specialists Based on the Interaction between Universities and Business-Structures. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 75-80. (In English).
12. Mishchenko V. A., Belova L. A., Frolova E. V., Torkunova J. V., Dudov A. V., Galiyev R. M., Palyanov M. P., Tenyunina I. A. Management Factors and Conditions of Higher Education Students Professional Mobility Formation. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 70-74. (In English).
13. Yeremeyeva T. S., Leifa A. V., Schepkina N. K., Scheka N. Y., Palyanov M. P., Morozova M. V., Rudneva E. L., Gzhemskaya N. Kh. Social Partnership Approach for Effective Social Worker Education. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, no. S2, pp. 57-62. (In English).
МЕДИАКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
MEDIA CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF MEDIA CULTURE OF STUDENTS
Введение. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы развития медиакультуры у обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Цель статьи заключается в обосновании необходимости создания в образовательном пространстве медиакультурной образовательной среды как условия развития медиа-культуры обучающихся. Автор раскрывает содержание данного понятия, рассматривает его функции и структурное представление на основе междисциплинарного анализа источников. Основной формой функционирования и существования медиакультуры в статье предлагается медиатекст. Медиакультурная среда определяется как субъект-субъектные взаимодействия педагогов и обучающихся в пространстве медиакультуры с применением медиасредств и медиатехнологий по осмыслению, пониманию, интерпретации и созданию медиатекстов, в том числе образовательного и профессионального содержания.
Методология. Обращаясь к методологии социокультурного подхода, автор представляет содержание медиакультуры как социального феномена, репрезентируемого на уровне трех пространств. Теоретико-методологическим основанием исследования выступили положения концепции диалога культур. Исследование осуществлялось в логике педагогического эксперимента.
Результаты заключаются в доказательстве необходимости моделирования медиакультурной образовательной среды как условия развития медиакультуры обучающихся, которые в ходе эксперимента показали недостаточный уровень ее развития.
Заключение. Автором отмечается, что современное образовательное пространство учреждения среднего профессионального образования обладает достаточными возможностями для развития медиакультуры обучающихся. Однако сами обучающиеся и педагоги не используют имеющиеся возможности, при этом осознают актуальность данной проблемы. Мотивирование и подготовка педагогов к моделированию в образовательных учреждениях медиакультурной среды будет способствовать развитию медиакультуры обучающихся.
Introduction. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the problem of developing media culture in students of secondary vocational education. The purpose of the article is to justify the need to create in the educational space a media cultural educational environment as a condition for the development of media culture among students. The author substantiates the content of this concept, its functions and structural presentation on the basis of an interdisciplinary analysis of sources. The main form of functioning and existence of media culture in the article is considered media
УДК/UDC 377
И. Е. Скобелева
I. Skobeleva