УДК 338.62
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
Оксана Николаевна Мороз
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Проведен сравнительный анализ состояния кадров и перспектив его развития для сферы туризма.
Ключевые слова: туриндустрия, специалист, бакалавр, магистр, туроперейтинг, спрос, профессиональные обязанности, гостиничный и туристический менеджмент, невостребованность выпускников профильных вузов, туристско-рекреационные кластеры, туристские потоки.
TRAINING FOR TOURISM INDUSTRY
Oksana N. Moroz
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., assistant professor of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
A comparative analysis of the staff and the future prospects for the tourism industry.
Key words: tourism industry, specialist, bachelor, master, turopereyting demand, professional responsibilities, hospitality and tourism management, lack of demand for graduates of specialized universities, tourism and recreation clusters, tourist flows.
Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвуют в обслуживании туристов. Возникновение туристского бизнеса обусловлено интенсивным развитием региональных и международных туристских обменов и сильной разобщенностью потребителя и производителя туристских услуг (гостиницы; ресторан и пр.) как во времени (заблаговременное комплектование и продажа туров), так и в пространстве (разные страны; даже континенты путешествий).
Сегодня туризм становится насущной потребностью все большего количества людей в мире. Средства массовой информации, маркетинг сделали свое дело - внедрили в сознание людей необходимость и прелесть путешествий не только с точки зрения познания, но ис точки зрения восстановления и получения разнообразных удовольствий. Причем понимание комфорта и удовольствий с развитием туризма в мире претерпело существенные изменения в сторону повышения стандартов и огромного разнообразия предложений.
Сориентироваться туристу в огромном количестве туристского предложения, как по направлениям, так и по содержанию, особенно учитывая, что он выбирает обслуживание"заочно", находясь вдалеке от предполагаемого места отдыха, достаточно трудно. Помощником ему в этом служит деятельность со-
трудников туристских организаций турагентств и туроператоров. Эти туристские предприятия формируют комплексные пакеты туров, а затем реализуют их туристам через определенные каналы сбыта, помогая при этом туристу сделать свой верный выбор среди большого множества и разнообразия туристских путешествий и отдыха.
XXI в. - век информационных технологий, их усовершенствования и дальнейшего влияния на развитие туризма. Формирование пакета тура сегодня - не просто технический процесс. Благодаря сформировавшемуся сегодня "рынку-потребителей" в туризме, особое значение придается его дифференциации. Поэтому и туроперейтинг должен быть серьезно дифференцированным. А для этого, конечно, необходимы профессиональные знания менеджера и его квалифицированный подход к формированию туристского продукта [4, с. 170].
Специалисту в области туризма необходимы знания по ресурсоведению, по состоянию и динамике рынка, маркетингу, менеджменту. Необходимо знать технологические особенности проектирования, подготовки, разработки и предоставления туров, особенности их тематического содержания. Нужны также знания по технологии производства и предоставления отдельных видов туристских услуг, учитывая разнообразие и особенности подготовки различных типов и видов туристских программ. Все это требует огромных практических навыков. Многие туристские фирмы зарубежных стран, ориентированных на туризм, уже давно поняли эту истину.
В нашей стране существует на сегодняшний момент немало проблем в процессе обучения и подготовки кадров в сфере туризма. Обучение по туристским специальностям проводится только на уровне теории, хотя она имеет далеко не решающее значение в данной профессии. Студентам катастрофически не хватает практических навыков, которые могут дать практики, обучающие стажировки и тренинги.
Все это оказало влияние на становление системы профессионального туристского образования [5, с. 170].
Система подготовки кадров в Российской Федерации функционирует в рамках системы образования, под которой, в соответствии с законом РФ "Об образовании", понимается совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [1, ст. 8].
Рыночные условия, сложившиеся на рубеже конца XX - начала XXI вв. сломали всю, налаженную на протяжении нескольких десятилетий, систему образования и, следовательно, дальнейшего трудоустройства выпускников образовательных учреждений, а также внесли коррективы в содержание образования, привели к появлению новых профессий и специальностей. Имеются устойчивые прогнозы, что структура занятости и далее будет меняться, ориентируясь на специалистов сферы услуг, предъявляя новые требования к профессиональ-
ным качествам выпускников. Сообразно с этим, анализируя внешнюю среду системы образования - рынок труда, необходимо учитывать востребованность специалистов того или иного уровня. Изучение литературных источников, отражающих прогнозирование спроса специалистов различных уровней подготовки, показывает, что до последнего времени большинство прогнозов строилось в отраслевом разрезе, но наиболее верным, вероятно, следует считать подход, ориентированный на учет потребностей рынка труда в городе, регионе, по конкретным специальностям [8, с. 47-49].
В этом случае показатели прогнозов должны строиться на принципе самооценки - менеджеры предприятий сферы туризма хорошо представляют свои намерения в расширении или сокращении спектра услуг и соответственно, персонала. Вместе с тем, они могут не знать все макроэкономические процессы, которые оказывают влияние на перераспределение рабочей силы и определяют её перспективную востребованность. Анализ социологических исследований, проводимых в рамках деятельности маркетинговых служб значительного количества туристских фирм и других организаций сферы гостеприимства, показывает, что в подавляющем большинстве случаев предприятия (работодатели, представляющие рабочие места для массовых профессий в туристской отрасли) ориентируются на подготовленную(обученную) рабочую силу.
Повышение эффективности подготовки профессиональных кадров туристской квалификации в значительной степени обусловлено взаимосвязями с практической деятельностью, технологическими процессами современного туропе-рейтинга. Программа обучения и проектирование учебников должны учитывать особенности туристского рынка, реагировать на динамику туристского рынка и должны быть сориентированы на функции туристской организации на рынке туристских услуг.
Современная модель профессионального туристского образования сформирована наоснове многоуровневой, территориально распределенной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.
Модель основывается на следующих принципах:
- ориентированность на практическую подготовку специалистов с учетом лучших мировых стандартов;
- учет запросов работодателей, их квалификационных требований; компе-тентностный подход;
- предоставление студентам возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, обеспечение непрерывности программ;
- получение "двойного" диплома и дополнительных квалификационных сертификатов;
- применение современных информационных и образовательных технологий в обучении;
- сертификация образовательных программ на основе международных стандартов качества.
Однако реализация современной модели профессионального туристского образования в России, нацеленной на обеспечение туристской отрасли квалифицированными конкурентоспособными кадрами, сдерживается по ряду причин:
- отсутствие единой федеральной системы мониторинга и прогнозирования потребностей в профессиональных кадрах для сферы туризма, отсутствие единой статистической базы данных по численности обучающихся и выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, проходящих подготовку по направлениям, специальностям и специализациям для сферы туризма;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- отсутствие комплексной системы оценки (сертификации, аттестации) персонала и руководителей предприятий сферы туризма,
стандартов их профессиональной деятельности, отраслевых квалификационных уровней;
- недостаточная эффективность системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для сферытуризма.
Остаются нерешенными проблемы, связанные с качеством подготовки специалистов:
1. При нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии имеет место невостребованность выпускников профильных вузов из-за отсутствия у них практических навыков и должных знаний по конкретным специализациям, отмечается чрезмерная академичность профильного высшего образования при недостатке необходимых компетенций;
2. В связи с увеличением количества высших и средних специальных учебных заведений, выпускающих специалистов туристского профиля, возрастает потребность в формировании квалифицированного преподавательского состава, обладающего современными профессиональными знаниями и опытом практической работы в отрасли. В этой связи еще мало привлекаются наиболее подготовленные работники туристской индустрии к проведению мастер-классов, чтению лекций и проведению семинаров, к участию в научно-практических конференциях, научных исследованиях по проблемам туризма, к руководству различного вида практик на предприятиях туризма;
3. Возрастает потребность учебных заведений в адекватном методическом обеспечении учебного процесса, в освоении инновационных технологий профессионального образования, внедрении методов и средств дистанционного обучения. Отсутствует координация в вопросах обеспечения системы профессионального туристского образования современными учебниками и учебными пособиями, учебными программами по многим дисциплинам;
4. Как правило, программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализуемые в системе профессионального туристского образования, не дают слушателям необходимых современных практических профессиональных знаний и навыков, носят формальных характер, в должной степе-
нине связаны с программами корпоративного обучения кадров, существующими на предприятиях туристской индустрии.
В рамках реализации основных принципов Болонского процесса важным направлением деятельности образовательных учреждений остается сертификация по стандартам качества UNWTOedQual, которую разработала и проводит Всемирная туристская организация в целях повышения качества туристского образования и его эффективности, что позволяет определить конкурентоспособность образовательных программ, реализуемых вузами
Российской Федерации, их соответствие мировым стандартам качества
[11].
Качественно новый уровень развития туризма невозможно обеспечить без соответствующего законодательного сопровождения кадровой политики в туризме и профессиональном туристском образовании, без тесного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной власти, с заинтересованными министерствами и ведомствами, научными организациями, представителями туристкой индустрии (работодателями), региональными и муниципальными структурами.
В практической подготовке кадров для сферы туризма предлагается использовать технологии создания образовательных кластеров, представляющих собой системно-организованное единство разноуровневых профессиональных учебных заведений, расположенных в графической близости. В случае отсутствия какого-либо из уровней профессионального туристского образования необходимо его создание как системного элемента, без которого полноценная подготовка профессиональных кадров не может быть обеспечена. В настоящее времяв регионах Российской Федерации получили мощный импульс развития федеральные особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, региональные туристско-рекреационные комплексы, а также туристско-рекреационные кластеры, которые создаются как на муниципальном, так и региональном уровнях.
Туристско-рекреационные кластеры - это группа географически соседствующих взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории. Их создание возможно на принципах государственно-частного партнерства, а успешное функционирование и дальнейшее развитие возможно при наличии достаточного количества высококвалифицированных кадров разного уровня. В этой связи подготовка кадров "подключ" синхронно с созданием объектов туризма и рекреации отвечает современным инновационным требованиям.
Кластерная идеология позволяет создать систему непрерывного туристского образования, представляющего собой многоуровневую матрицу, обеспечивающую потребности человека не только в получении знаний более высокого уровня, но и в получении дополнительных знаний на основе системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Основные элементы системы непрерывного профессионального образования следующие: - довузовское образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки всех уровней, повышения квалификации специалистов в индустрии туризма и работников администраций, курирующих туристско-рекреационную деятельность);
- послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).
Специфика туристского образования заключается в его многогранности. Оно готовит кадры разных специальностей и направлений экономического, технического, технологического, управленческого, научного и других профилей. В результате туристское образование представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся механизм, позволяющий активно внедрять инновационные программы для подготовки туристских кадров и использовать зарубежный опыт.
Реализация системы подготовки кадров для индустрии туризма в условиях Болонского процесса становится весьма эффективной, поскольку позволяет активно использовать весь потенциал европейского опыта подготовки туристских кадров. В этой связи необходимо создавать правовые, организационные и материальные условия для обеспечения мобильности студентов и преподавателей, активно развивать программы "двух дипломов" на уровне бакалавриата и магистратуры с признанными зарубежными вузами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 17.06.2010).
2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" от 24.11.1996 № 132 (ред. от 28.06.2009).
3. Грицкевич О. В. Особенности формирования имиджа организаций на современном этапе // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 3, ч. 1. - С. 34-38.
4. Робинсон Б. В., Татаренко В. И. О месте России в современном геоэкономическом пространстве // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 209-213.
5. Маркеев А. И. О правах на объекты интеллектуальной собственности, подлежащих охране и защите в России // Вестник СГГА. - 2006. - Вып. 11. - С. 228-232.
6. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии - платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). -С.126-135.
© О. Н. Мороз, 2015