УДК 338.482.22:378.1(470+571)
А. П. Соловьёв, кандидат педагогических наук Государственный университет управления (Москва, Россия)
А. Л. Третьяков, преподаватель Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ В ДИСКУРСЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты методологической культуры организации процесса образовательной подготовки кадров для современной туриндустрии, включающего инновационные элементы преподавания учебных дисциплин в условиях современной отечественной высшей школы. Кратко охарактеризована сущность дифференцированного подхода к организации обучения будущих высококвалифицированных специалистов туристической отрасли. Описаны отличительные черты когнитивной активности психотипов обучающихся, учёт которых позволяет преподавателям образовательной организации высшего образования оптимизировать структуру и содержание педагогического процесса и добиваться высоких результатов в освоении обучающимися дидактического материала. Изложены авторские рекомендации по организации изучения явлений и процессов, имеющих отношение к содержанию преподаваемых дисциплин, в интересах формирования инновационно-технологической основы учебных занятий.
Ключевые слова: высшее образование, туристская сфера, подготовка кадров, человеческий капитал, инновации в образовании, инструментарий педагогического процесса, инновации в высшей школе, образовательный потенциал, государственный заказ на подготовку квалифицированных кадров.
Положительные сдвиги в спросе на туристский продукт, потенциальные преимущества туристского бизнеса по сравнению со многими другими видами хозяйственной деятельности и прочие обстоятельства втягивают в орбиту туристкой деятельности все новых и новых акторов.
Однако сегодня отчетливо проявляются признаки реального дефицита высоко подготовленных, талантливых, креативных туристских кадров.
Подобный дефицит, конечно же, можно объяснять общесистемными проблемами нашего общества. В частности, по мнению В. Т. Титова и Д. А. Ендовицкого, «синергетический эффект негативного развития демографической ситуации в Российской Федерации сказывается на обеспеченности российских компаний высококвалифицированными кадрами в возрасте от 22 до 35 лет... В этих условиях стратегия «снятия сливок», когда работодатели приходят и лучшим студентам предлагают вакансии, уже далеко в прошлом» [1].
Специфические условия трудовой деятельности в туристской сфере делают ее особо привлекательной для населения. Последнее обстоятельство способствует тому, что поток желающих трудиться на предприятиях рассматриваемой отрасли нарастает. Ключевой же причиной нехватки достаточно подготовленных специалистов является, скорее всего, существующая система подготовки туристских кадров, отсутствие в ней инновационной составляющей.
Современная система подготовки туристских кадров сохраняет классический смысл учебного процесса, содержания естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин, методов развития, обучения, воспитания и самообразования. Задача же современных педагогов, обучающих туристские кадры, как мы полагаем, - овладеть методологической культурой инновационной дидактики.
Каковы результаты сложившейся ныне системы образования специалистов для туристского бизнеса? Анализ научной литературы, произведений известных специалистов, практики предпринимательской деятельности в туриндустрии дает нам основания выделить ряд проблем, с которы-
ми сталкиваются руководители субъектов хозяйствующей деятельности. Среди них, в первую очередь, следующие:
- отсутствие (нехватка) у руководящего персонала, в том числе у ключевых менеджеров, необходимых теоретических знаний и навыков по осуществлению эффективного управления предприятием. Специалисты, да и сами руководители отмечают тот факт, что современные технологии управления ими мало востребованы, прежде всего, ввиду малого знакомства с указанными технологиями;
- незнание инструментария воздействия на личность и коллектив туристского предприятия, что влечет многочисленные, разнообразные и нередко трудноразрешимые конфликты, неэффективную деятельность наемных рабочих;
- недостаточная подготовленность в теоретическом и практическом плане лиц, ответственных за разработку и реализацию финансовой политики туристских предприятий. Масштабы деятельности и, соответственно, финансовые результаты большинства туристских предприятий не позволяют им привлекать высоко подготовленных специалистов-финансистов, бухгалтеров, готовых осуществлять деятельность лишь при высоком уровне заработной платы;
- слабое внимание высшего руководства предприятий к управлению финансами (последнее особенно недопустимо в свете последних изменений правовой основы туристского бизнеса). Подобная проблема порождается многими обстоятельствами. В частности, немалая часть руководителей из-за недостаточной подготовки просто не может осуществлять эффективное руководство финансовой деятельностью организации в рыночных условиях. С другой стороны, подчиненные, ответственные за финансовую сторону деятельности, не всегда могут четко актуализировать и обосновать разнообразные мероприятия в области финансов фирмы - опять-таки из-за недостаточных знаний в области финансов фирмы;
- недостаточное инструментально-методическое обеспечение управления деятельностью предприятия туристской индустрии (нередко такое обеспечение вовсе отсутствует). Мелкие туристские предприятия в подавляющем большинстве не в состоянии иметь техническую базу для применения эффективных систем информационного обеспечения управления, осуществляющих сбор, накопление и обработку необходимых данных. Использование разнообразных информационных технологий вовсе не может заменить дорогостоящие и влекущие немалые издержки при обслуживании современные системы обеспечения управления предприятием. Указанные системы зачастую для туристских предприятий недоступны, а их внедрение не всегда способно обеспечить должный прирост прибыли. Те же предприятия, которые способны создать указанные системы, ввиду слабой подготовленности работников используют эти системы малоэффективно. Поэтому предпринимательские структуры в туристском бизнесе в основном не имеют систем и формальных процедур для наблюдения за внешней средой, создания прогнозов, оценки и контроля стратегии, которая реализуется в текущий период. Соответственно их руководители при осуществлении функций управления чаще всего ориентируются на достижение сиюминутных результатов в ущерб долгосрочным целям и задачам;
- высокая цена последствий управленческого решения в туристском бизнесе. Нередко большая часть управленческих решений в туристском бизнесе является значимыми, мощно влияющими на кругооборот денежных средств организации, размещение ресурсов и структуру источников финансирования предприятия. Именно поэтому любое неверное, неадекватное или запоздалое решение не только приводит к серьезным потерям ресурсов, но и негативно отражается на ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости туристских фирм. Именно последнее обстоятельство, несмотря на то, что эти фирмы нередко являются рентабельными, не создает условий для привлечения туристскими предприятиями внешних источников финансирования. Можно сказать, что для туристского бизнеса риск материальных потерь и даже банкротства несколько выше, чем для субъектов предпринимательской деятельности многих сфер экономики;
- в туристской отрасли возмущения внешней среды чаще всего носят уникальный, мало повторяющийся характер. Соответственно, стандартный характер решений здесь - явление редкое. Таким образом, степень неопределенности и рисков предпринимательской деятельности
в туристской сфере чрезвычайно высока. Однако ресурсов на формирование и обеспечение эффективного функционирования системы предотвращения рисков туристским предприятиям не хватает. Подобное обстоятельство делает турбизнес особенно привлекательным для рейдерских захватов;
- туристские фирмы редко достигаю минимально эффективного размера предприятия. В подобных условиях предприятия не в состоянии усиливать специализацию управленческого труда. Неслучайно на большинстве туристских предприятий одни и те же лица выполняют ряд разнообразных функций. Туристские организации чаще всего не имеют служб перспективного планирования и контроля, финансовых служб и даже финансовых менеджеров. Ключевые менеджеры зачастую совмещают в своем лице и исполнительное руководство, и планирующий орган, не обладая для этого достаточными знаниями, навыками и умениями;
- отсутствие возможностей и порой просто желания обучать и переподготавливать персонал турпредприятий.
Итак, мы видим, что ключевой проблемой предприятий туриндустрии оказывается отсутствие высоко подготовленных, интеллектуально гибких кадров. Как показывает практика, проблему эту, основываясь лишь на классическом инструментарии образования, решить не представляется возможным. Нетрудно в таком случае обозначить путь ее решения - переход к инновационной подготовке туристских кадров.
Инновация (от англ. Innovation) - нововведение. По мнению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены, в первую очередь, на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности [2].
Не вдаваясь в подробности и в полемику, отметим, что отдельные педагоги инновационные методы в образовании сводят преимущественно к внедрению в процесс обучения студентов компьютерных технологий. Будучи убежденными сторонниками инкорпорации процессом обучения указанных технологий, мы не можем не подчеркнуть того, что технологии эти приводят к результатам, манифестированным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, лишь при определенных условиях.
В настоящее время мы вряд ли найдем педагога высшей школы, других специалистов, отрицающих позитивную роль применения компьютеризованных обучающих занятий (КОЗ) и вообще информационных технологий в процессе профессионального обучения. Вместе с тем положительный эффект от таких занятий возможен лишь на основе перехода к личностно-ориентированному обучению. Однако непредвзятый анализ показывает, что при всем желании разработчиков большинства современных КОЗ, как и гипертекстовых компьютерных учебников и т.п., используемых в учебном процессе, они, - разработчики, да и применяющие разработки педагоги, - чаще всего не учитывают различия в способах восприятия, кодирования, хранения и использования информации человеком в процессе мышления. В итоге эти КОЗы, учебники, учебно-методические пособия и т.п. представляют собой ни что иное, как однородный ресурс для абсолютно неоднородных, неоднозначных и независимых элементов конкретной интеллектуальной системы. Иными словами, при создании известного обеспечения занятий их авторы неявно исходят из идеальной и однородной модели обучаемого, имеющего заданные специфические психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана, желающего и, что самое главное, способного успешно усваивать мощный и концентрированный когнитивный поток. К тому же когнитивный поток этот кодируется по преимуществу в соответствии с особенностями репрезентативных систем создателей информационных новаций.
Не трудно понять, что такой подход малопродуктивен. Но подход этот имеет место и превалирует в подавляющем большинстве компьютерных форм обучения. Между тем, именно глубочайшие, кардинальные различия личностных качеств обучаемых становятся самым главным препятствием в достижении планируемых результатов. Наши исследования показывают, что более 29% обучаемых отмечают трудности в восприятии информации с мониторов компьютера и, соответственно, в ее усвоении; из них около 17% испытывают затруднения, не позволяющие им вообще усваивать представленный материал. Таким образом, нетворческая компьютеризация
процесса обучения - прямой путь к тому, что около одной трети обучаемых не смогут получить достаточные знания, приобрести необходимые навыки и умения.
Информационные технологии, безусловно, являются важнейшим элементом активизации познавательной активности обучаемых: при использовании персонального компьютера как средства обучения инициируются факторы, непосредственно повышающие эффективность занятий (новизна средства обучения; диалоговая форма познания; применение компьютерной графики и анимации; моделирование физических процессов, социально-экономических и прочих феноменов в их вариативной динамике; сокращение рутинных операций; использование баз данных и почти мгновенная обработка огромного массива информации; интенсификация процесса обучения и прочие). Вместе с тем, информационные технологии могут быть продуктивными лишь при учете психофизиологических закономерностей восприятия информации с экрана обучаемыми, что возможно на основе дифференциации последних по определенным психотипам. КОЗ должны основываться на том свойстве человеческого мозга, что он лучше обрабатывает информацию, когда она представлена звуком, образом и физическим ощущением, нежели просто набором знаков - текстом или цифрами. Отсюда следует, что только знание структуры человеческого мозга и глубокое понимание процесса усвоения, обработки и использования им информации позволяет обеспечить оптимальное взаимодействие между человеком и компьютером и, соответственно - создать условия для успешного достижения фундаментальных целей инновационной дидактики [3].
Но не лишь компьютеризация образовательного процесса будущих специалистов туристской индустрии способна привести к негативным результатам процесса обучения кадров для туристской сферы. При внимательном рассмотрении любые, казалось бы, инновационные методы, реализуемые без учета психофизиологических особенностей студентов, вовсе не обеспечат активизацию творческого потенциала и самостоятельность обучаемых.
Между тем современной наукой и педагогической практикой накоплен огромный арсенал личностно-ориентированного инструментария обучения. Среди возможных путей перехода на действительно инновационно-технологическую основу процесса обучения может стать использование подходов и техник, разработанных сторонниками концепции нейролингвистического программирования (НЛП). Технологии НЛП, как показывают наши исследования, действительно обладают мощным инновационным потенциалом.
Здесь необходимо дать некоторые пояснения. Известно, что один из организационных принципов обучения, - единство дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, -сегодня носит характер бесспорного. Принципиальным является и согласие специалистов относительно того, что дифференциация в своей сущности представляет целенаправленное воздействие на группы обучающихся. Группы же эти либо реальные, т.е. существуют в действительности (в частности - усиленной подготовки; дополнительных занятий по усложненной программе и т.д.), либо виртуальные, выделенные специалистом (педагогом, психологом).
Главным условием плодотворной реализации дифференцированного подхода является оптимизация критериев дифференциации. Общие признаки, на основании которых осуществляется дифференциация - это некие деятельностные (уровень образованности, результаты обучения и т.д.), психологические (уровень эмоционально-волевой устойчивости, психологические свойства нервной системы и т.п.), социально-психологические (направленность, мотивация и пр.), организационные (структура неформальных связей между обучаемыми и ее динамика) характеристики, служащие основанием для отнесения обучаемых к определенной типологической группе. Детальное исследование этого вопроса показывает весьма широкий перечень критериев дифференциации, выявленных педагогикой высшей школы. По-видимому, ряд указанных и других критериев дифференциации малопродуктивен, что подтверждается реальным уровнем знаний, навыков и умений выпускников высших учебных заведений.
С этой точки зрения достаточно продуктивной выглядит дифференциация студентов, основанная на учете стабильных психофизиологических особенностей обучаемых, предложенная концепцией НЛП. Принципиальное значение здесь имеет положение о репрезентативной системе человека - системе (канале) восприятия, кодирования, хранения и использования в мыслительных процессах информации.
Согласно НЛП, каждому человеку присуща ведущая (доминирующая, главная) репрезентативная система. Достаточно очевидно, что если способы кодирования, хранения и использования в мыслительных процессах информации тождественны, то людей на этом основании можно объединить в психогруппы. Но вывод этот приводит нас к более важному заключению: если в ходе учебного процесса создавать условия, способствующие успешному усвоению знаний, навыков и умений лишь обучаемых с определенной ведущей репрезентативной системой (как это чаще всего и происходит при использовании компьютерных технологий), то это будет равнозначно купированию познавательных потенций обучаемых, имеющих другие доминирующие репрезентативные системы. И это заключение ежедневно подтверждается успеваемостью студентов ряда учебных заведений, которые вынуждены приспосабливаться к монотонному, неэмоциональному изложению материала в ходе лекций, к занятиям, на которых средства наглядности, технические средства обучения если и используются, то не вызывают никакой познавательной активности, но главное - не соответствуют особенностям мыслительных процессов групп молодых людей. Современная методика преподавания осуществляется преимущественно в русле словесно-логического мышления, не позволяющего сформировать у обучаемых образа целостного объекта как результата отражения; педагоги редко учитывают то, что человек, воспринимая некоторый предмет, объединяет зрительные, осязательные, слуховые и обонятельные впечатления.
И труды сторонников НЛП, и наши исследования свидетельствуют, что обучаемые испытывают значительные, порой непреодолимые трудности в познавательной деятельности, если способ предъявления учебной информации, а также коммуникационный канал между студентом и преподавателем не соответствует ведущей репрезентативной системе будущего специалиста. Одна из решающих причин этого феномена заключается в том, что рассогласование способов восприятия информации и мышления обучаемых с техниками подачи учебной информации преподавателем генерирует временной лаг, в течение которого обучаемый вынужден конвертировать поток информации в соответствии с присущим ему когнитивным стилем. Иными словами, процесс усвоения материала обучаемым становится фрагментированным из-за постоянных когнитивных пауз, необходимых ему для трансформации информации в соответствии с индивидуальными приемами репрезентации. Вместе с тем, время на эти когнитивные паузы в ходе учебных занятий, тем более в контексте их интенсификации, чаще всего не предусматривается. Соответственно, для немалого числа обучаемых одной из особенностей знаний, навыков и умений становится их фрагментация, лоскутный характер, что, без сомнения, и предопределяет невысокий уровень их знаний, навыков и умений. Итак, максимально возможная конвергенция способов предоставления материала преподавателем соответственно репрезентативным системам юношей и девушек должна быть признана в качестве решающего фактора инновационного обучения, обеспечивающего реальное усвоение ими знаний, навыков и умений.
Ведущая репрезентативная система является устойчивым интегрированным образованием; какими-либо известными нам способами трансформировать в короткий промежуток времени (период обучения специалиста туристской индустрии) ее невозможно (за исключением экстремальных), да и для интересов обучения вовсе не нужно. Другое дело - особенности способов репрезентации необходимо учитывать и использовать в учебном процессе. Таким образом, условием и правилом совершенствования инновационного учебного процесса становится дифференциация обучаемых по типу ведущей репрезентативной системы и детерминация психолого-педагогического воздействия особенностями психических процессов обучаемых, отнесенных к конкретным психогруппам. С другой стороны, в тех видах занятий, где присутствуют индивидуальные формы обучения (зачеты, экзамены и др.), репрезентационный контекст должен реализовываться в полном объеме, исходя из индивидуальных особенностей обучаемых. Подчеркнем, что дифференциация и индивидуализация воздействия на обучаемых на основе рассматриваемого критерия объективна и вовсе не зависит от содержания и организации обучения, от конкретной учебной дисциплины и других внешних обстоятельств.
На основе указанного критерия, в полном соответствии с основными канонами НЛП, среди обучаемых целесообразно выделять вполне определенные психотипы - кинестетиков, аудиалов и визуалов. Каждому из этих психотипов присущи тождественные способы восприятия,
кодирования и использования информации в мыслительных процессах. Следовательно, для успешного разрешения задачи усиления инновационной составляющей учебного процесса все психолого-педагогические приемы взаимодействия, воздействия и подачи учебного материала необходимо основывать на особенностях репрезентативных систем психотипов обучаемых. Очевидно таким образом, что при всем решающем значении семантического многообразия вербального способа представления учебного материала, т. е. использования языковых элементов и их конструкций в модальностях, соответствующих каналу восприятия объекта приложения педагогических усилий, процесс обучения будет успешнее, если в ходе занятий будут инициироваться и адекватные невербальные паттерны [4].
Сегодня уже можно считать эмпирически подтвержденными важные с точки зрения дидактики отличительные черты, имманентные выше обозначенным психотипам обучаемых (таблица 3.).
Таблица 1
Характерные черты когнитивной активности психотипов обучаемых
Визуалы Аудиалы Кинестетики
Особенности поведения в ходе учебных занятий
Организованы, но легко отвлекаются на визуальные события; наблюдательны; спокойны, но легковозбудимы; ориентированы на внешние визуальные импульсы; осмотрительны, мало подвержены шумовым помехам; с трудом воспринимают и запоминают аудиально представленный материал, однако хорошо - при возможности его письменной фиксации. Организованы, но легко отвлекаются, особенно при воздействии шумовых помех; проговаривают учебный материал про себя; нередко говорят сами с собой при закреплении учебного материала; легче всего воспринимают и запоминают аудиальную информацию; отлично осваивают языки; любят музыку; фиксируют последовательность событий. Весьма организованы, испытывают трудности в сосредоточении, а потому не склонны отвлекаться от занятий; с трудом воспринимают вербальную информацию; успешно усваивают материал при визуализации протекающего процесса (явления), демонстрации действующей модели и т. п.; целесообразна активная практическая отработка упражнений.
Особенности формулировки выводов
Внимательно наблюдают и уточняют непонятное; достаточно осторожны, если нет полной ясности; нуждаются в серьезной поддержке и одобрении преподавателем. Прислушиваются к словам других обучаемых; проговаривают выводы про себя; с трудом способны делать самостоятельные серьезные обобщения; выводы делают под руководством преподавателя. Способны к самостоятельным обобщениям, но при этом нуждаются в подкреплении выводов моделями, непосредственными действиями; при формулировке выводов в помощи преподавателя нуждаются в минимальной степени.
Особенности изложения учебного материала
Способны к активной визуализации учебного материала; активно используют средства наглядности, доску для подкрепления положений и выводов; легко создают визуальные модели, однако с трудом описывают их динамику; испытывают трудности при вербальном моделировании. Чаще всего высокий голос, быстрая речь (нередко - хаотичная) при поднятом подбородке. При изложении подвижны, активно, но хаотично жестикулируют, доминирующими являются вербальные конструкции с преобладанием визуальных паттернов. Очень болтливы; легко отвлекаются от конкретной темы, выходя за ее рамки; любят использовать дополнительную информацию; стремятся к вербальному описанию моделей, процессов, явлений, испытывая затруднения при использовании доски, конструкций, техники. Голос ритмичный и громкий; легко меняют тон и темп речи. При изложении скованны, малоподвижны, напряжены, не используют жестикуляцию, доминирующими являются вербальные конструкции с преобладанием аудиаль-ных паттернов. Лаконичны, излагают существо проблемы, демонстрируя главные аспекты на действующих моделях, с обязательным прикосновением к ним. С трудом создают вербальное описание процессов и явлений. Легко ориентируются в динамике проблем. Голос низкий, с придыханием. Говорят медленно, опустив подбородок, тщательно подбирают слова. При изложении очень подвижны, не могут долго находиться в одной, жесты осмысленны и целенаправленны, доминирующими являются вербальные конструкции с преобладанием кинестетических паттернов.
Окончание таблицы 1
Особенности усвоения учебного материала при использовании учебников
Читают быстро; легко усваивают большой материал, насыщенный графическими и математическими моделями. Читают достаточно медленно, проговаривая слова про себя или вслух. Усваивают учебный материал при минимизации графических и математических моделей. Читают медленно. Хорошо усваивают материал в совокупности с тактильными эффектами (постукивание карандашом по столу, вращение ручки и т. п.).
Оптимальные для эффективного усвоения учебного материала физиологические ключи
Глаза при запоминании направлены влево вверх, при формулировании выводов, подготовке ответов и т.п. -вправо вверх. Глаза прищурены. Плодотворная поза при восприятии материала: туловище отклонено назад, голова поднята вверх, плечи подняты или ссутулены, дыхание поверхностное. Глаза при запоминании направлены влево по горизонтали (влево и вниз), при формулировании выводов, подготовке ответов и т.п. - вправо по горизонтали. Нахмурены брови. Плодотворная поза при восприятии материала: туловище наклонено вперед, голова поднята вверх, плечи отведены назад, руки сложены, дыхание грудное. Глаза направлены вправо вниз. Глаза прищурены. Плодотворная поза при восприятии материала: голова и плечи опущены, дыхание глубокое.
В частности, у кинестетиков развита взаимосвязь образов и слов с ощущениями и действиями; для них характерна «мышечная» память. Они отличаются от других психотипов некоторыми трудностями в сосредоточении, позитивной реакцией на личностную, а не на авторитарную модель взаимоотношений с педагогом, способностью достаточно быстро усваивать практические действия, а также явным неприятием постоянного контроля учебной деятельности.
Аудиалы же, воспринимая информацию, запоминая, осмысливая и вспоминая ее, «слышат» и «проговаривают» слова. Они лучше других усваивают вербализированный теоретический материал с четко выделенными причинно-следственными связями, способны сосредоточиваться на главном, положительно воспринимают контроль деятельности, склонны к самоконтролю, но испытывают дискомфорт при самостоятельном выполнении творческих заданий.
Визуалы, запоминая и вспоминая, видят образы. Они более всего способны к усвоению текстовой и графической учебной информации (математических символов, графиков, диаграмм и т. п.). Левополушарным визуалам необходимы ясные письменные инструкции, а значит, и учебник для них предпочтительнее устной речи.
Таблица 2
Способы и приемы совершенствования учебных занятий с учетом положений НЛП
Цель Тип репрезентативной системы обучаемых
Визуальная Аудиальная Кинестетическая
Формирование знаний Активное использование ТСО, учебников, пособий, схем, диаграмм, плакатов, желательно цветных. Использование компьютеризированных учебников. Для левополушарных визуалов обязательно конспектирование материала. Для правополушарных визуалов обязательна демонстрация выполнения заданий с использованием новых знаний в природе. При изложении материала необходима его активная визуализация. Подробный устный рассказ с элементами беседы с акцентом на причинно-следственные взаимозависимости. Активная ссылка на авторитеты с цитированием их произведений. Минимизация визуальных моделей, опора на формирование и использование вербальных моделей. При изложении материала необходимы изменения темпа речи, флуктуации высоты голоса. Визуализация непосредственной эволюции процессов и явлений, особенно с использованием компьютеров. Активное использование реальных моделей, конструкций, техники и т. п. Жесткая связь с экспериментальной базой. Активное применение аналогий и примеров из жизни. Основной упор необходим на практическое обучение. При изложении материала необходима целенаправленная жестикуляция педагога.
Окончание таблицы 2
Формирование навыкав и умений Визуализация алгоритмов, схем, моделей и т.п. решения практических задач. Решение качественных задач, с подробным визуализированным разбором возникших проблем и объяснением ошибок. Проговаривание логики и порядка решения практических задач с обоснованием целесообразности и необходимости отдельных операций. Преимущественно вербальный анализ решения задач. Использование действующих моделей, практическое применение теории (работа с приборами, эксперименты, выполнение функций ассистента преподавателя при демонстрациях опытов и пр.). Анализ решения задач с использованием моделей и т. п.
Закрепление знаний, навыков и умений Расширение и красочное оформление конспектов лекций. Обязательная разработка и фиксация опорных конспектов. Организация учебных действий по систематизации и классификации фактов, явлений, понятий и законов по заданным признакам. Написание рефератов. Использование обучающих и контролирующих компьютерных программ. Читка вслух (проговаривание про себя) конспектов лекций. Формулировка усваиваемого материала своими словами. Вербализация предстоящих действий и хода выполнения заданий. Решение учебных заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Обсуждение проблемы (темы) для ее структуризации. При использовании компьютерных программ - их утилизация с читкой вслух. Использование действующих моделей, техники и т. п. Решение не менее 10-12 задач по пройденному материалу. Решение качественных задач, объяснение и разрешение проблем (при возможности - практически или экспериментально). Работа с обучающими компьютерными программами, требующими активных движений. Экспериментальное подтверждение закономерностей.
Текущий контроль Письменные работы (опросы) с дифференцированными заданиями. Активное использование тестов и контролирующих компьютерных программ. Ответы с фиксацией основных положений на доске. Устный опорос. Предложение оценить выступления товарищей, либо дополнить их. Тесты, контролирующие компьютерные программы малопродуктивны. Контроль с использованием действующих моделей, техники и т. п. Использование контролирующих компьютерных программ с четкой динамикой феноменов. Письменные работы приемлемы (опросы).
Итоговый контроль Итоговые письменные работы (опросы). Активное использование тестов и контролирующих компьютерных программ. Устный ответ использованием доски и средств наглядности. Устное собеседование. Контроль с использованием действующих моделей, техники и т. п. Устные ответы с доминирующим использованием действующих моделей, техники и т.п.
Таблица 3
Общие рекомендации по организации изучения явлений и процессов в интересах формирования инновационно-технологической основы учебных занятий
Психотипы обучаемых Характер изучаемого явления и процесса
Эмпирический объект Теоретический объект
Визуалы Организация действий по систематизации, классификации фактов, явлений, обобщению частных данных в закономерности, по анализу от частного к общему. Генерирование составления таблиц, диаграмм, графиков, опорных конспектов, связанных с явлением и процессом. Организация работы с печатными источниками информации, задания на вывод формул. Систематизация содержания теории с помощью схем, графиков и т.д. Инициирование работы с дополнительной литературой, компьютером, просмотром учебных кинофильмов.
Аудиалы Организация действий по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений, их обобщению на основе принципа индукции, по выдвижению гипотез для объяснения тех или иных явлений, закономерностей и т. п. Организация выполнения заданий по обобщению и структуризации изучаемого феномена объектов. Организация решения качественных задач с ответами на вопросы типа «почему?»
Окончание таблицы 3
Организация практических действий с приборами, с измерениями величин, экс-Кинестетики периментальная проверка эмпирических закономерностей.
Организация учебных действий на ос_нове принципа дедукции._
Организация выполнения заданий по формулировке определения феномена, закона или его следствия, выдвижению гипотез о возможности и целесообразности практического применения теоретических знаний в жизни и деятельности.
Отдавая дань большим инновационным потенциям опоры профессиональной подготовки специалистов туриндустрии на постулаты и инструменты нейролингвистического программирования, мы не можем не подчеркнуть, что обучение будет действительно инновационным и эффективным лишь в том случае, если, в зависимости от конкретных условий подготовки и особенностей обучаемых, эти инструменты будут использоваться в совокупности с прочими методами и формами обучающего воздействия [5-7].
В заключении отметим, что мы не ставили задачей настоящей статьи пересмотр концептуальных основ современного образования туристских кадров. Наша задача - привлечь внимание научного сообщества и специалистов-практиков к проблеме дальнейшей разработки и использования в процессе подготовки специалистов туристской сферы инновационных методов обучения. Между тем ясно, что научная полемика по указанному вопросу (если она состоится) рано или поздно создаст мощный фундамент для совершенствования самого концептуального каркаса образования специалистов туристской индустрии.
Список литературы
1. Адлер, Х. НЛП: современные психотехнологии. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 228 с.
2. Багрецов, С. А. Методы и средства адаптации специалистов к производственной среде : учеб. пособие / С. А. Багрецов, О. А. Дроздов, В. М. Львов, Е. А. Вигура. - Тверь : Триада, 2005. - 188 с.
3. Соловьев, А. П. Мировой опыт профессиональной подготовки специалистов делового туризма // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 6. - С. 47-49.
4. Титов, В. Т. Анализ участия бизнес-сообщества в деятельности государственных вузов / В. Т. Титов, Д. А. Ендовицкий // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 17. - С. 3-9.
5. Третьяков, А. Л. К вопросу об образовательном потенциале экскурсии // Сервису и туризму -инновационное развитие : матер. IX междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24 марта 2017 г.). -Санкт-Петербург : Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина, 2017. - С. 229-231.
6. Третьяков, А. Л. Современное высшее туристское образование: тенденции и горизонты развития // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2018. - № 1. - С. 37-40.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм : утв. приказом Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 8 июня 2017 г. № 516 [Электронный ресурс] / Портал федер. гос. образов. стандартов высш. Образования. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/news/3/1648 (дата обращения: 11.06.2018).
Andrei P. Solovyov, Ph. D. in Pedagogy, Campus Chief State University of Management (Moscow, Russia)
Andrei L. Tretiakov, Lecturer Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia)
TRAINING OF THE TODAY'S TOURISTIC SPECIALISTS IN INNOVATIVE DISCOURSE: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
Abstract. The paper considers some aspects of methodological culture in tourism specialists training process that includes innovative elements in an academic discipline teaching in the today's system of Russian higher education.
The authors briefly describe an essence of a differential approach to education of further touristic specialists. Also, the authors outline some features of students' cognitive activity; teachers who work in educational organizations of higher education that take into account it can optimize a structure and a content of a pedagogical process and to achieve good sufficiency in learning academic disciplines by students. The authors give their own guidance for thematic case studying to forming innovative and technological basis of training sessions.
Keywords: system of higher education, touristic services sector, specialists training, human capital, innovations in education, tools for pedagogical process, innovations in higher education, potential of education, state-guaranteed order for tourism specialists training.
УДК 502.4(571.150)
С. В. Харламов, кандидат географических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
Н. Ф. Харламова, кандидат географических наук, доцент Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ПРИРОДНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА В СОЛОНЕШЕНСКОМ РАЙОНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (РОССИЯ)
Аннотация. С недавнего времени Алтайский край (Россия) приобрёл статус региона со значительным, интенсивно формирующимся туристско-рекреационным потенциалом. Среди объектов туристского значения, расположенных в границах Алтайского края, наибольшей популярностью у современных россиян пользуются курорт Белокуриха, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», город-курорт Яровое. К числу объектов туристского интереса мирового уровня теперь можно отнести Денисову пещеру - место уникального открытия нового вида древнего человека, названного в специальной литературе «денисовцем». Авторами статьи предложена концепция создания в Солонешенском районе Алтайского края природно-археологического парка <(Денисовец», где помимо упомянутой пещеры и палеолитической стоянки Карама имеются ряд других интереснейших археологических памятников, а также туристски привлекательные живописные природные ландшафты.
Ключевые слова: Денисова пещера, «денисовский человек» (денисовец), Homo Altaiensis, Алтайский край, туризм, археологический парк, Белокуриха.
Алтайский край в последние годы превратился в интенсивно формирующийся туристско-рекреационный регион. Освоение горной части его территории связано преимущественно с развитием туризма и санаторно-курортной деятельности, при этом в трех дестинациях - Белокурихе, Горной Колывани и на озере Ая данное направление экономики имеет более продолжительную историю. Достаточно вспомнить начинания С. И. Гуляева по обустройству лечебных ванн на термальных источниках в долине р. Белокурихи (1867 г.) [1] и многодневные экскурсии под руководством В. И. Верещагина в Горную Колывань учащихся Барнаульского реального училища в начале XX века [2, 3].
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4] туризм назван существенной составляющей инновационного развития нашей страны. «Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г.» [5] туризм признан одним из стратегических и приоритетных направлений экономики, с устойчивым развитием которого будет связано экономическое и социальное благополучие края. Для обеспечения успешной реализация данной цели, помимо решения прочих задач, необходимо выявление в качестве туристских ресурсов новых перспективных объектов природного, исторического