https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-140-148
УДК [338.48-44(1-88):331.108](470.62)
©2024
(со)
О.В. Шпырня
Подготовка кадров для развития внутреннего
туризма в Краснодарском крае как фактор социально-экономического развития региона
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар, Российская Федерация
Аннотация
Одним из основных региональных драйверов развития внутреннего туризма в нашей стране является Краснодарский край. С учетом стратегического развития индустрии до 2030 года имеет место существенный дефицит кадров для эффективного развития внутреннего туризма в Краснодарском крае. В результате можно сформулировать проблему исследования, обусловленную существенным разрывом между требованиями социально-экономического развития региона и существующим положением дел в сфере подготовки кадров для развития внутреннего туризма Краснодарского края.
Цель статьи: определить основные проблемы в процессе подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае и сформулировать основные направления оптимизации данного процесса. Методологическая база исследования обусловливается использованием таких методов научного исследования, как изучение научной литературы, анализ, обобщение, описание.
Результаты исследования: определено, что в настоящее время кадровый дефицит в отрасли внутреннего туризма по различным оценкам составляет от 30% до 40%. При этом имеют место ряд существенных проблем в системе подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактора социально-экономического развития региона. Соответственно, необходимо осуществлять коррекцию процесса подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае.
Ключевые выводы: необходимо пересмотреть учебные планы подготовки в сторону их практико-ориентированности с учетом развития цифровых технологий, совершенствовать про-фориентационную работу, активнее привлекать представителей работодателей к составлению учебных планов, а также текущей и промежуточной аттестации.
Ключевые слова: подготовка кадров, внутренний туризм, Краснодарский край, социально-экономическое развитие, высшее образование, среднее профессиональное образование, квалификация, кадровый дефицит
Для цитирования: Шпырня О.В. Подготовка кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактор социально-экономического развития региона Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Том 16, № 2. С. 140-148. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-140-148.
O.V. Shpyrnya
Training of personnel for the development of domestic tourism in the Krasnodar Territory as a factor of socio-economic development
of the region
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
the Russian Federation
Abstract
One of the main regional drivers for the development of domestic tourism in our country is the Krasnodar Territory. Taking into account the strategic development of the industry until 2030, there is a significant shortage of personnel for the effective development of domestic tourism in the Krasnodar Territory. As a result, it is possible to formulate a research problem caused by a significant gap between the requirements of the socio-economic development of the region and the current state of affairs in the field of personnel training for the development of domestic tourism in the Krasnodar Territory.
The goal of the research is to identify the main problems in the process of training personnel for the development of domestic tourism in the Krasnodar Territory, and to formulate the main directions for optimizing this process. The methodological basis of the research is determined by the use of such scientific research methods as studying scientific literature, analysis, generalization, description.
The research results: it has been determined that currently the personnel shortage in the domestic tourism industry, according to various estimates, ranges from 30% to 40%. At the same time, there are a number of significant problems in the system of training personnel for the development of domestic tourism in the Krasnodar Territory as a factor in the socio-economic development of the region. Accordingly, it is necessary to correct the personnel training process for the development of domestic tourism in the Krasnodar Territory.
Key conclusions: It is necessary to revise training curricula towards their practice-oriented nature, taking into account the development of digital technologies, improve career guidance work, and more actively involve employer representatives in the development of curricula, as well as current and intermediate certification.
Keywords: personnel training, domestic tourism, the Krasnodar Territory, socio-economic development, higher education, secondary vocational education, qualifications, personnel shortage
For citation: Shpyrnya O. V. Training of personnelfor the development of domestic tourism in the Krasnodar Territory as a factor of socio-economic development of the region Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2024. Volume 16, No. 2. P. 140-148. https://doi.Org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-140-148.
Введение. Процесс развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактор социально-экономического развития региона, прежде всего, в современных условиях обусловлен изменением общей направленности развития индустрии туризма в Российской Федерации, в результате которой мы наблюдаем переориентацию туристских потоков с выездных на внутренние. Все это приводит к необходимости
пересмотра существующих стандартов и принципов подготовки кадров для развития внутреннего туризма как в целом в стране, так и в Краснодарском крае в частности.
Стоит отметить, что проблемам профессиональной подготовки кадров для туристской отрасли посвящено достаточно много исследований, однако в большинстве своем они носят не прикладной, а теоретический характер [2, 5, 10].
В настоящее время в индустрии внутреннего туризма занято примерно 1,1 млн. человек (данные Федеральной службы государственной статистики). При этом, по прогнозам экспертов, к 2030 году потребуется не менее 1,5 млн специалистов в данной сфере [1].
По данным на начало весны 2024 года, спрос на отели Краснодарского края вырос на 308%. Многие регионы, в частности, оказались не готовы к существенному увеличению входящих туристских потоков, в результате чего значительно пострадал уровень сервиса (при том, что цена увеличилась), который, прежде всего, обусловливается именно качеством подготовки кадров как в системе высшего образования, так и среднего профессионального. Социально-экономическое развитие региона должно быть обеспечено сотрудниками соответствующей квалификации и в необходимом количестве. Поэтому, можно говорить об актуальности проблемы подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае.
Данное утверждение подтверждает тот факт, что предприятия индустрии туризма Краснодарского края постоянно наращивают количество вакансий. Например, уже в сентябре-октябре 2021 года число публикуемых вакансий для предприятий внутреннего туризма Краснодарского края превысило допандемийные показатели [4]. При этом именно пандемия коронавируса СОУШ-19 спровоцировала нестабильность на рынке труда в сфере внутреннего туризма Краснодарского края, так как данная отрасль оказалась одной из самых пострадавших, в результате чего значительно пострадал спрос среди абитуриентов на направления подготовки укрупненной группы специальности 43.00.00 «Сервис и туризм».
В результате можно выделить определенное противоречие в процессе подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактора социально-экономического развития региона, а именно активное развитие отрасли,
особенно с учетом стратегических целей развития 2030, внимание и поддержка государства сочетаются с дефицитом сотрудников как в качественном, так и в количественном отношениях.
Указанное положение также можно объяснить уже долговременными и существенными расхождениями мнений о качестве подготовки кадров для туризма между образовательными организациями и работодателями. Высшие учебные заведения и учреждения среднего профессионального образования в силу требований федеральных государственных образовательных стандартов готовят специалистов широкого профиля, в то время как представители работодателей настаивают на узкой специализации выпускников. Предприятиям индустрии туризма нужны гибкие сотрудники, имеющие соответствующие компетенции в сфере цифровых технологий.
В результате, как уже говорилось выше, мы сегодня наблюдаем дефицит кадров самой различной квалификации, необходимых для развития отрасли внутреннего туризма Краснодарского края. Только для реализации федерального проекта «Новая Анапа», по предварительным оценкам, необходимо около 20 000 сотрудников. Если ничего не предпринимать, то уже через 5-6 лет после реализации федеральных проектов по развитию внутреннего туризма мы получим суперсовременную туристскую инфраструктуру, которую должным образом будет некому обслуживать. Именно вышеуказанные факты обусловливают актуальность темы настоящего исследования.
Основная часть. 28 марта 2024 года президент Российской Федерации В.В. Путин провел совещание по развитию внутреннего туризма в нашей стране. Основной темой данного совещания стало повышение доступности для граждан нашей страны внутреннего туризма посредством организации круглогодичных курортов федерального масштаба. В настоящее время готовится федеральный проект «Пять
морей и озеро Байкал» - 10 всесезонных курортов на побережье Балтийского, Азовского, Черного, Каспийского и Японского морей, а также на озере Байкал. В результате число внутренних туристов должно увеличиться до 140 миллионов в год к 2030 году (по итогам 2023 года их число составило 75 миллионов). Данный проект развития внутреннего туризма станет мощным драйвером социально-экономического развития Краснодарского края, так как на его территории уже реализуется проект «Новая Анапа».
Все это, безусловно, потребует соответствующего кадрового обеспечения,
так как новые объекты инфраструктуры внутреннего туризма потребуют специалистов самой разной квалификации: от топ-менеджеров до горничных. При этом, по оценкам экспертов, кадровый дефицит в отрасли внутреннего туризма уже в настоящее время колеблется в пределах 30-40%, в то время как к моменту реализации проекта «Пять морей и озеро Байкал» потребуется дополнительно примерно 400 000 специалистов, часть из которых, безусловно, потребуется для отрасли внутреннего туризма Краснодарского края [1]. Распределение по уровню квалификации отображено на рис. 1.
I Уровни квалификации
б уровень 4-5 урсшень 1-3 уровжь квалфиикации квалификации квалификации и Еыше
Рис. 1. Распределение требуемых специалистов для обеспечения кадровых потребностей индустрии внутреннего туризма по уровням квалификации (в соответствии с Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»)
В соответствии с данными рис. 1 можно сделать вывод, что в ближайшее время отрасли внутреннего туризма потребуется 40% специалистов, имеющих минимуму 4-й квалификационный уровень и 60% специалистов, имеющих уровень квалификации от 1-го до 3-го:
- 6 уровень квалификации и выше -топ-менеджмент, руководители проектов, направлений деятельности и т. п. (высшее образование - бакалавриат и магистратура);
- 4-5-й уровень квалификации - специалисты (управленцы среднего звена),
имеющие среднее профессиональное образование (гиды, экскурсоводы, инструкторы, повара);
- 1-3-й уровень квалификации - персонал, осуществляющий деятельность под руководством или с элементами самостоятельности при выполнении знакомых или типовых заданий (горничные, официанты, вспомогательный персонал) [6].
В контексте потребности отрасли внутреннего туризма, исходя из данных, представленных на рис. 1, можно сделать вывод о том, что, несмотря на важность
уделения внимания системе подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования, необходимо также развивать программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих. Это обусловлено большой потребностью в линейном контактном персонале.
Применительно к социально-экономическому развитию Краснодарского края это становится основной задачей высших учебных заведений и образовательных организаций среднего профессионального об-
разования региона. Однако в вышеуказанном контексте наблюдается парадоксальная ситуация, обусловленная тем, что, несмотря на значительную потребность в кадрах индустрии внутреннего туризма Краснодарского края, количество бюджетных мест, выделяемых на соответствующие направления подготовки, очень нестабильно. На рис. 2 представлено количество обучающихся на бюджетных местах очной формы по направлению подготовки 43.03.03 «Туризм» в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по годам набора (в наборе 2024 года бюджетных мест не предусмотрено).
I Наоор на бюджетные места
2020
2021
2022 2023 2024
Рис. 2. Количество обучающихся на бюджетных местах очной формы по направлению подготовки 43.03.03 «Туризм» в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, чел. (по годам набора)
Результаты по другим вузам Краснодарского края также демонстрируют нам показатели, в результате которых очень сложно будет преодолеть кадровый дефицит в отрасли внутреннего туризма Краснодарского края. Например, в Кубанском государственном университете по направлениям подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело» в 2022 году было запланировано по 19 бюджетных мест, а в 2023 году по 20. Также специалисты отмечают значительный дисбаланс между высшими учебными заведениями, осуществляющими
подготовку по вышеуказанным 2 направлениям. Так, руководитель проектного офиса по туризму Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Е. Мейтес отметил, что в основных регионах, имеющих перспективы развития внутреннего туризма, существенно меньше образовательных организаций, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению 43.03.03 «Гостиничное дело», чем по направлению 43.03.02 «Туризм». Что касается подготовки магистров, то здесь дисбаланс еще больше [3].
Вышеуказанные факты требуют немедленной корректировки контрольных цифр приема по направлениям подготовки, связанных с индустрией туризма и гостеприимства.
Если же говорить о среднем профессиональном образовании, то здесь выделение бюджетных мест более стабильно, однако требуется расширение перечня как направлений подготовки, так и соответствующих профессиональных стандартов. В настоящее время введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт «Туризм и гостеприимство», активно внедряется Федеральный проект «Профессионалитет» [8].
Это обусловлено тем, что процесс развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактор социально-экономического развития региона в условиях возрастания спроса, прежде всего, зависит от необходимого количества персонала с соответствующим уровнем квалификации. При этом многие туристские объекты Краснодарского края вместе с ростом спроса увеличивают и цены, однако уровень обслуживания при этом остаётся в лучшем случае на прежнем уровне. Процесс развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактор социально-экономического развития региона должен в обязательном порядке поддерживаться кадрами высокой квалификации. Это позволит обеспечить необходимый уровень обслуживания в соответствии с предлагаемыми ценами, повысить узнаваемость и привлекательность курортов Краснодарского края, а соответственно, увеличить привлекательность профессий в индустрии туризма и гостеприимства.
При этом важно понимать, что государство осознает значимость проблемы подготовки кадров для развития внутреннего туризма. С 2023 года в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» программы по подготовке кадров реализуются на трех федеральных площадках:
1. Федеральный ресурсный центр подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства (создан на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»).
2. Центр развития кадрового потенциала туристической отрасли (создан на базе ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»),
3. Международный центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства в Санкт-Петербурге (создан на базе AHO «Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства») [1].
Здесь стоит отметить, что проблема подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактора социально-экономического развития региона обусловливается не только сугубо образовательной составляющей. Важными моментами являются недостаточно высокие зарплаты, а также низкий престиж профессий, связанных с сервисом.
При этом нельзя не учитывать и образовательный компонент. Содержание образовательных программ, используемых при подготовке кадров для индустрии внутреннего туризма Краснодарского края, не всегда соответствует требованиям развития современных цифровых технологий, а именно они уже сегодня определяют развитие отрасли по многим направлениям. Очень важно, как отмечают Т.Н. Поддуб-ная, Ф.Р Хатит, С.Б. Ожева, принимать во внимание показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по соответствующему направлению подготовки [7]. Не стоит забывать и о применении различных образовательных платформ при подготовке специалистов [9].
Также необходимо обратить внимание на качество, прежде всего, практико-ори-ентированного блока подготовки кадров не только в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, но и с учетом основных положений национального проекта «Туризм
и индустрия гостеприимства», а также требований представителей работодателей.
Заключение. Проблематика подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактора социально-экономического развития региона в настоящее время очень актуальна. Переориентация туристских потоков с выездных на внутренние, а также реализация федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал» выявили существенный дефицит кадров в отрасли внутреннего туризма Краснодарского края. Сложившаяся в настоящее время ситуация в системе высшего и среднего профессионального образования, касающаяся подготовки кадров для сферы внутреннего туризма Краснодарского края, не позволяет решить вышеуказанную проблему. В результате это сказывается на социально-экономическом развитии региона, так как внутренний туризм является одним из его основных драйверов.
В указанном контексте предлагается реализация следующих мероприятий по совершенствованию процесса подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактора социально-экономического развития региона:
- оптимизация контрольных цифр приема на образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело» с учетом перехода на новую укрупненную группу специальностей «Гостеприимство, сервис и оказание услуг», подразумевающую введение нового направления «Туризм и туристские дестинации»;
- разработка и утверждение Федеральным учебно-методическим объединением программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям
служащих, программам переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих в сфере туризма и гостеприимства;
- обоснование, формирование и утверждение новых профессиональных стандартов в сфере туризма и гостеприимства;
- повышение эффективности взаимодействия между высшими учебными заведениями и образовательными организациями среднего профессионального образования в области туризма и гостеприимства;
- проведение профориентационной работы в школах с целью повышения престижа профессий в сфере туризма и гостеприимства;
- организация профильных классов на базе 10-11 классов в школах;
- коррекция оценочных средств текущей и промежуточной аттестации в сторону повышения их практико-ориен-тированности;
- изменение учебных планов путем внедрения в них большего числа дисциплин, связанных с использованием цифровых технологий в сфере туризма и гостеприимства;
- привлечение работодателей не только к учебной работе и государственной итоговой аттестации, но и к процессу текущей и промежуточной аттестации.
Социально-экономическое развитие Краснодарского края невозможно без организации эффективной подготовки кадров для развития внутреннего туризма. Система образования в целом сегодня призвана решить проблему дефицита кадров в сфере внутреннего туризма. При этом важным элементом подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае должна стать пропаганда престижности работы в данной сфере.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев Д.И. Мы отдохнем: как подготовить кадры для российских курортов [Электронный ресурс] // Известия: [сайт]. 2024. URL: https://iz.ru/1649462/dmitrii-alekseev/i-my-otdokhnem-kak-podgotovit-kadry-dlia-rossiiskikh-kurortov (дата обращения: 01.04.2024).
2. Жавзандулам Ц. Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для туристической отрасли // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. №4. С. 227-235.
3. Мейтес Е. Вопросы повышения кадрового потенциала в туристической индустрии становятся все более актуальными [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: [сайт]. 2021. URL: https://ac.gov.ru/news/page/voprosy-povysenia-kadrovogo-potenciala-v-turisticeskoj-industrii-stanovatsa-vse-bolee-aktualnymi-27072 (дата обращения: 29.03.2024).
4. Мейтес Е. Нужно изменить подход к подготовке кадров для туриндустрии Федерации [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: [сайт]. - 2021. URL: https://ac.gov.ru/news/page/nuzno-izmenit-podhod-k-podgotovke-kadrov-dla-turindustrii-27082 (дата обращения: 03.04.2024).
5. Пирогова О.В., Пирогова А.Ю., Сорокин Г.Ю. Анализ состояния подготовки кадров для туристской сферы в Северо-Кавказском Федеральном округе // Управленческий учет. 2022. № 6-2. С. 401-411.
6. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534).
7. Поддубная Т.Н. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+ / Т.Н. Поддубная [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С.76-81.
8. Шпырня О.В. К вопросу о переходе на новые образовательные стандарты в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «Гостеприимство, сервис и оказание услуг» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15, №2. С. 115-121.
9. Opportunities of Educational Platforms in the Training of Specialists for the Tourism Industry: The Impact of Organizational and Methodological Factors of Training / I.V. Bushueva [et al.] // International Journal of Computer Science and Network Security. 2022. Vol. 22, No. 9. P. 726-732.
10. A spotlight on Russian tourism and hospitality industry / E.V. Frolova [et al.] // International Transaction Journal of Engineering, Management and Applied Sciences and Technologies. 2020. Vol. 11, No. 4. P. 1104.
REFERENCES:
1. Alekseev D.I. We will rest: how to train personnel for Russian resorts [Electronic resource] // Izvestia: [website]. 2024. URL: https://iz.ru/1649462/dmitrii-alekseev/i-my-otdokhnem- kak-podgotovit-kadry-dlia-rossiiskikh-kurortov (access date: 01/04/2024).
2. Zhavzandulam Ts. Current problems of professional training for the tourism industry // Bulletin of the Moscow Financial and Legal University MFLA. 2022. Issue 4. P. 227-235.
3. Meites E. Issues of increasing human resources in the tourism industry are becoming increasingly relevant [Electronic resource] // Analytical Center for the Government of the Russian Federation: [website]. 2021. URL: https://ac.gov.ru/news/page/voprosy-povysenia-kadrovogo-potenciala-v-turisticeskoj-industrii-stanovatsa-vse-bolee-aktualnymi-27072 (date of access: 29/03/2024).
4. Meites E. It is necessary to change the approach to training personnel for the tourism industry of the Federation [Electronic resource] // Analytical Center for the Government of the Russian Federation: [website]. - 2021. URL: https://ac.gov.ru/news/page/nuzno-izmenit-podhod-k-podgotovke-kadrov-dla-turindustrii-27082 (access date: 03/04/2024).
5. Pirogova О. V., Pirogova A.Yu., Sorokin G.Yu. Analysis of the state of personnel training for the tourism sector in the North Caucasus Federal District // Management Accounting. 2022. Issue 6-2. P. 401-411.
6. On approval of qualification levels for the purpose of developing draft professional standards: Order of the Ministry of Labor of Russia dated April 12, 2013No. 148n. (Registered with the Ministry of Justice of Russia on May 27, 2013 No. 28534).
7. Poddubnaya T.N. Indicators and criteria for assessing the development of competencies among bachelors in the field of study 43.03.02 «Tourism» in the context of the Federal State Educational Standard for Higher Education 3+ / T.N. Poddubnaya [et al.] // Bulletin of the Maykop State Technological University. 2016. Issue. 1. P.76-81.
8. Shpyrnya O.V. On the issue of the transition to new educational standards within the enlarged group of specialties and areas «Hospitality, service and provision of services» // Bulletin of Maikop State Technological University. 2023. Vol. 15, Issue 2. P. 115-121.
9. Opportunities of Educational Platforms in the Training of Specialists for the Tourism Industry: The Impact of Organizational and Methodological Factors of Training / I.V. Bushueva [et al.] // International Journal of Computer Science and Network Security. 2022. Vol. 22, Issue 9. P. 726-732.
10. A spotlight on Russian tourism and hospitality industry / E.V. Frolova [et al.] // International Transaction Journal of Engineering, Management and Applied Sciences and Technologies. 2020. Vol. 11, Issue 4. P. 1104.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Информация об авторе
Олег Валентинович Шпырня, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социального культурного сервиса н туризма
ФГБОУВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар, Российская Федерация,
e-mail: oleg_shpyrnya(qymail. ru тел.: + 7(928)6654764
Поступила в редакцию 18.05.2024 Поступила после доработки 25.06.2024 Принята к публикации 30.06.2024 Received 18.05.2024 Revised 25.06.2024 Accepted 30.06.2024
Information about the author
Oleg V. Shpyrnya, PhD (Pedagogy), Associate professor, head of the Department of Social and Cultural Service and Tourism
FSBEI HE «Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism», Krasnodar, the Russian Federation
e-mail: oleg_shpyrnya(qymail. ru tel.: + 7(928) 6654764