МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Подготовка кадров для оборонно-промышленного и машиностроительного комплекса
17-18 сентября 2013 года в Екатеринбурге на площадке выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» прошел VIII Международный научно-промышленный форум «Техническое перевооружение машиностроительных предприятий России», программа которого включала ряд крупных научно-практических мероприятий.
Выделим три из них, на которых обсуждались проблемы кадрового обеспечения и профессионального образования: это конференция «Техническое перевооружение машиностроительных предприятий России», модератором которой выступил Андрей Бухмастов, директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области, первый заместитель председателя Свердловского отделения Союза машиностроителей России; XI съезд литейщиков и «Открытый отдел кадров предприятий ОПК и машиностроения Свердловской области».
рамках последнего из перечисленных мероприятий состоялся круглый стол «О концепции создания образовательного кластера по подготовке кадров для оборонно-промышленного и машиностроительного комплекса». С описанием круглого стола и текстом резолюции можно ознакомиться на сайте Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области (www.souzop.ru) и Союза машиностроительных предприятий Свердловской области (www.mashsouz-so.ru).
Тема, заявленная на круглом столе, - стратегически важная как для России в целом, так и Свердловской области в частности. Редакция журнала совместно с непосредственным организатором и ведущим круглого стола Владимиром Щелоковым, кандидатом социологических наук, генеральным директором Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, приняла решение опубликовать доклады участников. Первым слово предоставляется автору концептуального доклада Ребрину Олегу Иринарховичу, директору высшей инженерной школы УрФУ, заместителю проректора по учебной работе УрФУ, доктору химических наук, профессору.
В следующих номерах мы планируем опубликовать материалы и других участников круглого стола: заместителя министра общего и профессионального образования Свердловской области Алексея Пахомова; директора Регионального ресурсного центра развития профессионального образования Свердловской области Феликса Исламгалиева; главного специалиста отдела государственной службы, кадров, правовой и организационной
работы Министерства промышленности и науки Свердловской области Людмилы Старковой; зав. кафедрой «Организация машиностроительного производства» УрФУ Елены Кузнецовой и профессора этой же кафедры Ирины Ершовой; заместителя генерального директора ОАО «Машиностроительный завод им. М. И. Калинина» по работе с персоналом Сергея Свинина директора Центра организации внеу-чебной и воспитательной работы механико-машиностроительного института УрФУ Валентины Овчинниковой; аспиранта РГППУ Антона Лыжина.
приглашаем всех заинтересованных читателей присоединиться к обсуждению проблем подготовки кадров для промышленных предприятий
О. Ребрин: О подготовке кадров для оборонно-промышленного и машиностроительного комплекса
Сегодня накоплен большой положительный опыт взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятий в совместной разработке и реализации различных типов образовательных программ. Уже второй год в Уральском регионе в рамках «президентской программы повышения квалификации инженерных кадров» проходят обучение технические специалисты более 50 промышленных предприятий и организаций. В рамках дополнительного профессионального образования отлажены основные организационно-финансовые механизмы, технологии достижения заданных результатов обучения. полученные
КРУГЛЫЙ стол
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
результаты в ближайшем времени будут использованы в исполнении другой федеральной программы «Подготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014-2020 годах», ориентированной на высшее образование.
Расширить взаимодействие: зачем и как?
Наша боль и забота - неудовлетворенность работодателя качеством подготовки выпускников. Основные нарекания - слабая практическая подготовка, неактуальность профессиональных знаний и умений, неразвитость организаторских компетенций.
Видимое решение - привлечение заказчика программы, потенциального работодателя, к совместной работе на самой ранней стадии -стадии проектирования образовательной программы. Как конкретно это реализуется? Мы начинаем проектирование с генерирования и согласования того, что хотим получить на выходе, и называем это результатами обучения. Что учитывается на этой стадии? Требования работодателя. В идеале - через актуальные и востребованные предприятием профессиональные стандарты, содержащие понятные и работодателю и работнику вуза формулировки тех самых результатов обучения, которых мы будем стремиться достичь в процессе реализации программы.
Для достижения результата, пользуясь правом, предоставленным федеральным университетам, мы разработали линейку образовательных стандартов практико-ориентированной деятельности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), закрепляющих ряд важных положений. прежде всего - программы по этим стандартам могут разрабатываться, только если имеется конкретный заинтересованный работодатель, готовый и морально и материально эти программы поддерживать.
программы производственно-технологического бакалавриата, например, предусматривают существенно увеличенный объем производственных практик, необходимость получения в процессе обучения квалификации по профессии рабочего, в качестве итоговой работы -решение конкретных производственных проблем. понятно, что без тесного сотрудничества с производственниками эти условия невыполнимы.
Профессиональный кадровый центр
Теперь аспект организационный. наши новые программы предполагают обучение целевых групп - готовящихся под заказ конкретного предприятия или группы родственных предприятий. Именно это позволяет создать адресную актуальную и гибко настраиваемую программу. Обучение таких групп весьма эффективно вести на так называемых базовых кафедрах университета, открытых на территории предприятий-партнеров. Такую возможность дал новый закон об образовании.
Сегодня мы планируем дальнейшие шаги в направлении интеграции образования и промышленности и говорим о необходимости создания «профессиональных кадровых центров», объединяющих на договорной основе образовательные организации различных уровней. Цель - кадровое обеспечение корпорации, предприятия или группы предприятий.
Условие функционирования такого центра - координирующая роль промышленного предприятия, общая методология разработки и реализации образовательных программ, обеспечивающая их преемственность, а следовательно, непрерывность образования, заинтересованную общекомандную работу.
К реализации таких программ могут быть привлечены и организации, не входящие в данный профессиональный кадровый центр, в том числе и расположенные в других странах. новый закон об образовании такую сетевую форму обучения также предусматривает.
И наконец, еще одно соображение. наша страна, и в первую очередь ОПК, нуждается в пополнении подрастраченного к настоящему времени научно-технического задела (НТЗ), а для этого нужны совершенно особые, суперкреативные специалисты, способные решать задачи высочайшего уровня.
Суперфизики
В этой связи хочу поделиться нашим новым проектом, связанным с подготовкой «суперфизиков» под заказ Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института технической физики им. академика Е. И. Забабахина. Физико-технологическим институтом совместно с Высшей инженерной школой УрФУ и учеными Снежинского центра разрабатывается фактически интегрированная программа подготовки «бакалавриат - магистратура». Выпускники программы будут обладать компетенциями, необходимыми для решения нетрадиционных междисциплинарных задач, требующих не только исключительной по сложности фундаментальной подготовки, но и креативного мышления, умения работать в команде, способности к полной самоотдаче и высокой мотивации к такой работе. Физтехи успешно провели первый набор на эту экспериментальную программу ребят с весьма высоким средним баллом ЕГЭ. Для дальнейшего совершенствования этой программы и подготовки других аналогичных программ в настоящее время разрабатывается линейка рамочных стандартов по научно-исследовательскому виду профессиональной деятельности.
Потому мы готовы к сотрудничеству и в этой очень непростой и нетипичной области подготовки кадров.
В заключение обозначу вопрос, ответ на который мы должны искать вместе. Кадры какой квалификации и области профессиональной деятельности нужны сегодня, а также понадобятся в средне- и долгосрочной перспективе ОПК?
Олег РЕБРин,
доктор химических наук, профессор, директор высшей инженерной школы УрФУ