УДК 373:004.9
doi 10.24411/2221-0458-2019-10011
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Тарыма А.К.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAMINATION ON COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT SCHOOLS OF REPUBLIC OF TUVA. CURRENT STATE AND PROBLEMS
Taryma A.K. Tuvan State University, Kyzyl
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящее время главным результатом учительского труда считается успешность выпускников на Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Проведенный анализ ЕГЭ в Республике Тыва по информатике и ИКТ с уверенностью подтверждает, что число выпускников, выбравших данный предмет в форме ЕГЭ, растет с каждым годом. Однако при подготовке к экзамену по информатике учителя-предметники национальных школ нашей республики сталкиваются с большим количеством проблем как объективного, так и субъективного характеров. Главным фактором является недостаточная обеспеченность образовательных учреждений необходимым оборудованием для проведения практических занятий по информатике, упор при комплектовании компьютерных кабинетов на старшую школу. Существенное отличие сельских школ от городских заключается в устаревшей материально-технической базе, которая характерна для Тувы в целом.
Ключевые слова: Информатика и ИКТ; Единый государственный экзамен (ЕГЭ); методика; малокомплектная школа; контрольно-измерительные материалы; анализ результатов ЕГЭ; Республика Тыва.
One of the constituents of the teacher's success rate is getting success by his or her students. Nowadays the main result of teaching is in the success of graduates in the Unified State Exam (USE). The number of graduates, choosing the Computer Science and ICT for their Unified State Exam, is growing from year to year. However, while preparing for the examination on computer science subject teachers of the republic's national schools face a lot of objective and subjective problems. The main problem is the insufficient provision of educational institutions with the necessary equipment for practical classes in computer science, and emphasis on provision of computer classes for high school. A significant difference between Tuvan rural and urban schools is the outdated equipment.
Keywords: Computer Science and Information and Communication Technologies (ICT); teaching methods; ungraded school; test materials; analysis of the USE results; Republic of Tuva.
Современное общество развивается в условиях информационной среды. Важнейшей ценностью, которой может обладать человек, является его способность добывать, обрабатывать и представлять информацию в различных видах. Информационно-коммуникативные технологии прочно вошли во все сферы деятельности человечества, информатизация коснулась всех сторон жизнедеятельности. С появлением компьютеров облегчились некоторые формы труда.
В связи с этим современному информационному обществу необходимы специалисты, обладающие не только должным уровнем соответствующей профессиональной подготовки, но и развитыми компетенциями в области информатики и ИКТ. С этой целью, информатика входит в программу сдачи Единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) с 2004 года и является обязательным для ряда технических специальностей, не только непосредственно связанных с ИКТ и вычислительной техникой, но и физико-математических специальностей классических и педагогических университетов РФ, и для Тувинского государственного университета в частности.
Однако, несмотря на такую востребованность, информатика является не самым популярным экзаменом по выбору у школьников. По статистике Института оценки и качества образования Республики Тыва количество участников ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2018 году составило 178 человек или 8,4% от общего количества выпускников [1]. Из них не сдали ЕГЭ 31 (17,42%) участника [1].
По последним данным ФИПИ регионы с наибольшей численностью участников
ЕГЭ по информатике: г. Москва (8035), г. Санкт-Петербург (6893), г. Новосибирск (5632) [2].
Возможной причиной стабильно низкого количества участников ЕГЭ по информатике, как в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Тыва является то, что итоговая государственная аттестация не охватывает значительную часть содержания образования, предписанную Государственным образовательным стандартом, являющийся доминирующим документом, обязательным, в том числе, на этапе контроля результатов. Кроме того, недостаточное количество учебных часов на подготовку к итоговой аттестации по информатике, так как в учебном плане дисциплина «Информатика и ИКТ» включена вместе с математикой. В этой связи в школах информатику на базовом уровне в 10 и 11 классах изучают по 1 часу в неделю. При этом хочется отметить, что большинство заданий в контрольно-измерительных материалах относятся не к базовому курсу школьной программы, а к углубленному.
В контрольно-измерительных материалах по информатике и ИКТ часть 1 экзаменационной работы содержит 23 задания, 12 из которых имеют базовый уровень сложности, 10 - повышенный и 1 - высокий уровень сложности. Анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ в Республике Тыва за 2018 год показывает, что из заданий базового уровня сложности выпускники в среднем лучше всего справились с заданиями №№ 1, 3, 7 и 8, набрав 87,4%, 85,38%, 90,36% и 84,68% соответственно. Наиболее высокий уровень знаний выпускники демонстрировали при выполнении заданий №5 и
№6, которые связаны с проверкой умений в области кодирования и декодирования информации, а также формального исполнения алгоритма, записанного на естественном языке, или умения создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд. Процент выполнения данных заданий по республике составил 68,04% и 67,19% соответственно. Уровень выше среднего отмечается при выполнении заданий №№2, 4, 10 и 12.
Следует отметить, что в 2018 году среди заданий базового уровня сложности не наблюдалось задания, которое бы вызывало явные затруднения среди выпускников. В 2017 году таким заданием было задание №9, связанное с умением определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала, объем памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации, средний процент выполнения в 2017 году составил всего 43,15%. Анализ выполнения заданий повышенного уровня сложности показывает, что все задания кроме заданий №№ 18, 20, 21, 22 выполнены большим процентом выпускников (более 60%).
Низкие результаты показывает выполнение задания №23, связанное с разделом «Математическая логика», результат выполнения этого задания составляет 27,22% (в 2018 году с этим заданием справилось всего 18,07% выпускников). Низкий балл за задание №23 можно объяснить, в первую очередь, уровнем сложности данного задания.
Часть 2 содержит четыре задания, из которых одно (задание №24) относится к повышенному уровню сложности, и три
задания (задания №25-27), относящиеся к высокому уровню сложности. С заданием 24 в среднем по региону полностью справились 48,6% выпускников (против 37,46% в 2017 году), набрав за это задание 3 балла. Полностью не справились с выполнением данного задания (набрали 0 баллов) 31,1% выпускников (против 29,79% в 2017 году).
Анализируя результаты единого государственного экзамена по информатике в Кызыле и в республике в целом за 2018 год можно сделать вывод, что возможной причиной стабильно низких результатов по отдельным темам может быть несоответствие заданий ЕГЭ по отдельным разделам и программы подготовки учащихся. Это прямо указано в кодификаторе, определяющем содержание экзамена по информатике: «в кодификатор не включены те требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках единого государственного экзаме-на»[1]. При этом в спецификации контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике за 2018 г. приведена таблица, в котором указана, что задания по разделам «Логика», «Алгоритмизация и программирование», которые вызывают большие трудности при выполнении учащихся, составляют в совокупности 65% от всех заданий.
Ниже представлен вариант тематического планирования положенный нами в основу новой линейки учебников информатики базового уровня для старшей школы (см. Таблицу 1).
Как видно из таблицы 1, значительно меньшее количество финансируемых из федерального бюджета часов информатики на изучение таких разделов как «Основы
Таблица 1 - Тематическое планирование по информатике. 10-11 классы.
Базовый уровень
№ Название тематического блока в соответствии с ПОО СОО Название темы Количество часов
Общее Теория Практика
1 Введение. Информация и информационные процессы Информация и информационные процессы. 6 3 3
2 Использование программных систем и сервисов Компьютер и его программное обеспечение. 5 3 2
Современные технологии создания и обработки информационных объектов. 5 2 3
Обработка информации в электронных таблицах 6 2 4
3 Математические основы информатики Представление информации в компьютере 9 5 4
Элементы теории множеств и алгебры логики. 8 5 3
4 Алгоритмы и элементы программирования Алгоритмы и элементы программирования 9 5 4
Информационное моделирование 8 4 4
5 Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном процессы Сетевые информационные технологии 5 2 2
Основы социальной информатики 3 2 1
6 Резерв учебного времени 6 2 4
7 Итого: 0 0 0
логики», «Алгоритмы и элементы программирования», «Математические основы информатики», обуславливает и разнообразие «подготовок» работающего учителя: от базового обучения до углубленного освоения программированию в профильных классах. Особое влияние этот фактор приобретает в сельских малокомплектных школах нашей республики.
В рамках реализации проекта «Успешный ученик», утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 03 ноября №1162-д «Об утверждении паспорта приоритетного проекта «Успешный ученик»» [2, с.5], с 27 ноября по 06 декабря 2017 года был проведен мониторинг комплексного обследования в условиях малокомплектных школ.
В мониторинге приняли участие 40 обра-
зовательных организаций - малокомплектные школы из 179 школ республики, что составляет 23 % от общего числа. По результатам мониторинга было выявлено, что оборудованные кабинеты по информатике имеется только в 12 школах (см. Таблица 2).
Таблица 2 - Наличие оборудованных предметных кабинетов
Критерии оценивания ОО
Кабинет географии 7
Кабинет физики 8
Кабинет информатики 12
Кабинет биологии 4
При этом очень важным вопросом для малокомплектных школ является наличие доступа к сети Интернет, так как многие школы находятся в удаленных местностях, где отсутствует сотовая связь и единственным способом контакта со школами явля-
ется всемирная сеть. У большинства школ (97%) доступ к сети есть, и он активно используется, но при этом из них пропускная способность не достаточная (87%). В некоторых школах, например, у МБОУ Хам-сыринская СОШ, Кызыл-Хаинская СОШ, Кунгуртугская СОШ часто интернет не используется в случаях отключения электричества [1].
Однако, анализ результатов мониторинга комплексного обследования в условиях малокомплектных школ Республики Тыва, составляющих наибольшее количество общеобразовательных организаций региона показал, что малокомплектные школы нуждаются в особом внимании со стороны государства, об этом уже не раз говорили на совещаниях разного уровня. Проблем у малокомплектных школ много: это устаревшая материально-техническая база для проведения практических занятий по информатике, низкое качество обучения, что доказывают результаты итоговых государственных аттестаций девятых и одиннадцатых классов.
Возвращаясь к проблеме о современном состоянии преподавания информатики в школах Республики Тыва важно отметить, что у тувинских детей уровень владения русской речью очень низок, тогда как обучение информатике ведется на русском языке и по русскоязычным учебникам. Вследствие этого многие дети не могут до конца понять объяснения учителя, самостоятельно разобраться в материале учебника. В условиях слабого владения учащимися русским языком, учителю, так или иначе, приходится общаться как на русском, так и на тувинском языках. Другими словами,
возникает потребность построения учебного процесса в условиях двуязычия.
Термин двуязычие (билингвизм) имеет многочисленные определения с точки зрения лингвистики, психологии, социологии, педагогики и др. В нашей работе мы опираемся на определение двуязычия, предложенное У Вайнрайхом: «Двуязычие - это умение, навык, позволяющие человеку или народу в целом, или его части попеременно пользоваться (устно или письменно) двумя разными языками в зависимости от ситуации и добиваться взаимного понимания в процессе общения» [4, с.7].
Следовательно, особые трудности при изучении разделов информатики объясняются недостаточным уровнем владения не только русским, но и английским языками, что затрудняет освоение специальной ин-форматической терминологии. Кроме того, исследования, проведенные с тувинскими учащимися, дают возможность утверждать, что для детей тувинской национальности характерен пространственно-образный способ восприятия мира, свидетельствующий о преобладании функциональной активности правого полушария головного мозга [7, с.91-95].
Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует, и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Правое полушарие специализируется на обработке невербальной информации, которая выражается в образах. У правополушарных обучаемых снижены речевые способности, для них характерно эффективное запоминание эмоциональных слов, ярких зрительных образов, установ-
ление непривычных сочетании предметов и их своИств [3, с.130-133]. Таким образом, мышление у тувинских детеИ в большей степени конкретное, наглядно-образное. Следовательно, при обучении информатике важно формировать абстрактно-логическое, понятийное мышление.
Эти и ряд других факторов обуславливают сравнительно низкие результаты государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ в школах Республики Тыва.
Таким образом, успех в достижении поставленных целей для результативной подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ, в значительной степени зависит от правильного использования приемов и методов учебной работы, как упорядоченных способов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Они указывают наиболее оптимальные пути овладения прочными знаниями, формирования необходимых умений и выработки соответствующих навыков. В разработанной методике упор делается на специальные методические приемы обучения (использование регионального материала, варьирование приемов языковой коммуникации) для повышения мотивации учащихся и эффективности усвоения материала.
Использование регионального материала в учебном процессе дает возможность создания полноценной методики осознанного и заинтересованного обучения информатике. Это также создает предпосылки для организации дидактического процесса с учетом основных принципов обучения - «единство конкретного и абстрактного», «связь обучения с жизнью», «систематич-
ность и последовательность в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности», «доступность обучения».
Например:
1. Учитывая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующей пословицы:
«Эртинени черден казар, эртемнерни номдан тывар»
1) 48 бита 2) 40 бит 3) 26 бит 4) 42 бит
2. Имеется фрагмент электронной таблицы:
Название реки Длина (км) Глубина(м)
1 Ак 30 20
2 Алаш 575 29
3 Чааты 195 27
4 Улуг-Хем 806 141
5 Мерген 59 53
6 Каа-Хем 578 23
7 Бурен 109 31
8 Ишкин 120 29
9 Чес-Булуц 96 36
По данным таблицы были построены диаграммы
Какое из следующих утверждений истинно?
1) Обе диаграммы верно отражают данные, представленные в таблице.
2) Ни одна из диаграмм не соответствует данным, представленным в таблице.
3) Диаграмма 1 отражает глубину рек нашей республики.
4) Диаграмма 2 отражает длину рек нашей республики.
Варьирование приемов языковой коммуникации при обучении информатике предполагает использование двух параллельно работающих терминов - тувинского и рус-
ского для создания наилучших условий для доступности обучения и понятности в восприятии. При этом термины, не имеющие эквивалента на тувинском языке, следует передавать сходно с их оригиналом на основе национальной суффиксации. Кроме того, создание новых слов из имеющихся основ путем использования суффиксов, а также окончаний должно быть весьма ограниченным, простым и понятным по содержанию. Следует заметить также, что оперирование русскоязычными и тувинскими терминами так или иначе связано и при необходимости опирается на их англоязычные аналоги.
Библиографический список
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ в Республике Тыва за 2018-2019 уч. год [сайт]. - URL: https://ioko.rtyva.ru/images/ doki/stat_analitic/otchet/history.pdf (дата обращения: 25.09.18 г). - Текст: электронный.
2. Аналитическая справка по результатам регионального мониторинга комплексного обследования в условиях малокомплектных школы [сайт]. - URL: https://docplayer. ru/69936036-Pasport-regionalnogo-prioritetnogo-proekta-uspeshnyy-uchenik-1-osnovnye-polozheniya.html (дата обращения: 25.09.18 г). - Текст: электронный.
3. Будук-оол Л. К. Этнопсихофизиологиче-ские особенности студентов тувинской и русской национальностей // Вестник ОГУ - 2009. - №1. - С. 91-95. - Текст: непосредственный.
4. Вайнрайх У Языковые контакты / У Вай-нрайх. - Киев: Вища школа, 1979. - 264 с. - Текст: непосредственный.
5. Государственная программа Российской
Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р) [сайт]. —URL: httpy/минобрнауки.рф/докумен-ты/3409/файл/2228/13.05.15 (дата обращения: 13.04.2018). - Текст: электронный.
6. Методика подготовки к ЕГЭ по информатике [сайт]: https://studentsnews.ru/ sposoby-podgotovki-k-ege-po-matematike. html (дата обращения: 20.03.19г). - Текст: электронный.
7. Тарыма А. К. Методика формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: диссертация кандидата педагогических наук / Тарыма Алдынсай Константиновна; Сибирский федеральный университет. -Красноярск, 2014. - 178 с. - Текст: непосредственный.
8. Тарыма А. К., Структурно-логическая модель формирования ИКТ-компетент-
ности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия / А. К. Тарыма, М.К. Тюлюш, Е С. Очур // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2018. - № 4 (46). -С.78-85. - Текст: непосредственный.
References
1. Analytical report on the results of the exam in the Republic of Tuva for 2018-2019 academic year. [сайт]. - URL: https://ioko. rtyva.ru/images/doki/stat_analitic/otchet/ history.pdf (accessed: 25.09.18). - Текст: электронный.
2. Analytical reference on the results of regional monitoring of complex survey in conditions of small schools [сайт]. - URL: https://docplayer.ru/69936036-Pasport-regionalnogo-prioritetnogo-proekta-uspeshnyy-uchenik-1-osnovnye-polozheniya.html (дата обращения: 25.09.18 г). - Текст: электронный.
3. Buduk-oolL.K.Etnopsikhofiziologicheskiye osobennosti studentov tuvinskoi i russkoi natsional'nostei [Ethnopsychophisiological peculiarities of students of Tuvan and Russian nationalities] // Vestnik of OGU. -2009. - No. 1. - Pp. 91-95. - Текст: непосредственный.
4. Weinreich U. Yazikoviye kontakty
[Language contacts]. - Kiev, Vyscha SHKOLA Publ., 1979. - 264 p. - Текст: непосредственный.
5. State Program of the Russian Federation on Development of Education for 2013-2020 (approved by the order of the Government of the Russian Federation on May 15, 2013 No. 792-p) [сайт]. —URL: http://минобрнауки. рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15 (дата обращения: 13.04.2018). - Текст: электронный.
6. Methods of preparation for the exam in Computer Science. Available at: https:// studentsnews.ru/sposoby-podgotovki-k-ege-po-matematike.html (accessed: 20.03.19)
7. Taryma A. K. Method of formation of ICT-competence of future teachers of Tuva language in conditions of bilingualism : dis. kand. ped. sciences. Krasnoyarsk / Taryma A. K.- 2014. - 178 p. - Текст: непосредственный.
8. Tulus M. K. Blended learning and national characteristics of Tuvan students in learning the basics of programming // Vestnik of OmGPU. - Humanitarian Research, 2017. - No. 4. Pp. 130-133. - Текст: непосредственный.
Тарыма Алдынсай Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики. E-mail: [email protected]
Taryma Aldensai Konstantinovna - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Department of The Information Technology of Tuvan State University. E-mail: taryma_ [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 27.08.2019