УДК 94:621.311.1(571.6)
А.В. Маклюков*
подготовка инженерных кадров для электроэнергетики на дальнем востоке россии (1918-1948 гг.)
В статье рассматривается история подготовки инженерных кадров для электроэнергетики на Дальнем Востоке России в 1918-1948 гг. Показано, что высшее электротехническое образование в регионе прошло сложный период становления с момента открытия электротехнической специальности во Владивостокском политехникуме и до первого выпуска специалистов, подготовленных для отрасли в ДВПИ им. В.В. Куйбышева. Автор приходит к выводу, что выпускники ДВПИ сыграли огромную роль в развитии электроэнергетического хозяйства на Дальнем Востоке в 1920-е - 1940-е гг.
Ключевые слова: электроэнергетика, подготовка инженеров-энергетиков, высшее образование, Дальневосточный политехнический институт, Дальний Восток
Training of engineers for electric power industry in the Russian Far East, 1918-1948. ALEKSEY V. MAKLYUKOV (Institute of History, Archaeology and Ethnography of Peoples of Far East, Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences).
The article discusses the history of the training of engineers for power industry in the Far East of Russian in 1918-1948. The author describes a difficult period of making that higher electrical engineering education of the region have passed - from the opening of the electrical engineering program in Vladivostok Polytechnic till the first graduation of specialists trained for the industry in the Far Eastern Polytechnic Institute. It is concluded that the graduates played a significant role in the development of the electricity sector of the Russian Far East in 1920s-1940s.
Keywords: electric power industry, training of power engineers, higher education, Far Eastern Polytechnic Institute, Russia Far East
Подготовка инженерных кадров является ключевой областью экономической сферы любого современного государства. Развитие инженерного образования - это длительный, затратный и сложный процесс, который требует государственного подхода. В СССР инженерное образование имело государственный статус, считалось одним из лучших и занимало авторитетные позиции в мире. В решении социально-экономических и политических задач в ХХ в. важная роль отводилось электроэнергетике и ее кадровому составу.
Профессия инженера-электротехника появилась в конце XIX в. Благодаря открытию первых электростанций и электрических сетей в 1870-е -1880-е гг. в мире возникла потребность в квалифицированных специалистах, умеющих организовывать электрическое хозяйство, обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии и контролировать процесс ее расхода. Станции и сетевое хозяйство представляли собой спектр сложных и опасных установок, нуждающихся в квалифицированном обслуживании.
* МАКЛЮКОВ Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН. E-mail: alekseymaklyukov@yandex.ru © Маклюков А.В., 2016
В России первые курсы по подготовке специалистов для электроэнергетики были открыты в 1880 г. в г. Санкт-Петербурге благодаря деятельности VI «электрического» отдела Русского технического общества [6, с. 10]. В 1898 г. председатель электротехнической группы Московского отделения Русского технического общества М.Е. Кульчинский констатировал: «Электрическое освещение вводится теперь не только в городах, но даже в местечках, на фабриках, заводах и других промышленных заведениях. Вместе с тем у нас чувствуется крайний недостаток в русских электротехниках, и все более крупные и серьезные электрические установки рассчитываются заграничными инженерами и производятся под их непосредственным наблюдением» [2, с. 111]. Правительство приняло решение открывать новые высшие технические учебные заведения и принимать в них лиц разных сословий.
В 1898 г. открыт первый Петербургский электротехнический институт, а также Киевский и Варшавский политехнические институты, которые стали готовить новых специалистов с высшим электротехническим образованием. В начале ХХ в. подготовка инженеров для электростанций происходила уже практически в каждом политехническом вузе Российской империи. Так, в открытом в 1900 г. в Томском технологическом институте на механическом факультете готовили специалистов по теплотехническим, гидротехническим и электротехническим установкам. Из 500 инженеров, выпущенных механическим факультетом до 1917 г., 80 работало на электростанциях Сибири [1, с. 47]. На Дальний Восток процесс подготовки инженерно-технических кадров еще не распространялся в силу малонаселенности региона и отсталости его в промышленном отношении.
В конце XIX - начале ХХ вв. на Дальнем Востоке появились первые электрические станции в городах и на промышленных предприятиях. Частные предприниматели, казённые заведения и городские управы заказывали из-за границы оборудование. На начальном этапе электрификации региона значительную роль сыграли немецкие фирмы «Всеобщая компания электричества» и «Сименс и Гальске». В 1908 г. их филиалы, в которых работали командированные из центральной России русские инженеры-электротехники, открылись в г. Владивостоке. Под контролем инженеров на фирменном оборудовании на Дальнем Востоке строились электростанции и электрические сети, на предприятиях устанавливались электрические моторы и другая электротехника
(Российский государственный исторический архив Дальнего Востока, далее - РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 3. Д. 310. Л. 2).
В начале ХХ в. для эксплуатации построенных на Дальнем Востоке электростанций специально выписывались квалифицированные специалисты из центральной России. Например, Благовещенская городская управа в 1907 г. для управления городской станцией заключила 5-летний контракт с московским инженером П.Г. Саути-ным, с выплатой годового жалования размером 3600 руб. Владивостокская управа для заведования отделом электрических сооружений города в 1912 г. на 3 года пригласила инженера Д.Н. Хло-быщина, предложив ему жалование 5000 руб. в год. (РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 2. Д. 788. Л. 1; Ф. 28. Оп. 1. Д. 410. Л. 9).
В дореволюционный период на электрических предприятиях России, как правило, работало по одному или два инженера. Эксплуатационный персонал дальневосточных электростанций в начале ХХ в. формировался в основном из русских рабочих и демобилизованных воинов. Общее число специалистов на Дальнем Востоке, занятых на производстве и передаче электроэнергии, к 1917 г. составляло около 500 человек [7, с. 18, 32, 42]. Подсчитать точное количество приглашенных инженеров-энергетиков источники не позволяют. Всего в 1917 г. в регионе работало 30 электростанций. Крупный коллектив работников сложился на Владивостокской городской станции, где на 1917 г. числилось 105 человек (РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 399. Л. 29об).
Формирование высшей технической школы на Дальнем Востоке началось после революционных событий 1917 г. На восток страны направились беженцы, среди которых были также преподаватели и студенты центральных технических вузов, другие технические специалисты, которым требовалась работа. В 1918 г. по инициативе общественности во Владивостоке на частные средства открылся Высший политехникум, ставший позже первым на Дальнем Востоке политехническим институтом. Он оставался частным учебным заведением до апреля 1920 г., пока постановлением Приморской земской управы ему не был присвоен статус государственного вуза [11, с. 19].
С появлением Высшего политехникума и затем Владивостокского государственного политехнического института (ВГПИ) на Дальнем Востоке началась подготовка первых кадров высшей квалификации для электроэнергетики. В 1918 г. открылся механический факультет, который го-
товил инженеров по электромеханической специальности. При механическом факультете осенью 1920 г. создана кафедра теоретической и общей электротехники (ТОЭ), первым заведующим которой стал инженер-электротехник В.А. Кравцов, выпускник Санкт-Петербургского электротехнического института. В первые годы работы факультета и кафедры ТОЭ кабинеты и лаборатории размещались в Шефнеровских казармах и на территории Дальневосточного механического судоремонтного завода (Дальзавода). Факультет также располагал теплотехническим корпусом и учебными мастерскими. Институту принадлежала и собственная электростанция мощностью 50 кВт. К осени 1921 г. ВГПИ смог организовать целый ряд лабораторий, чертёжных и учебных кабинетов, в том числе и электротехническую лабораторию, которую создал В.А. Кравцов [7, с. 89; 12, с. 67]. В эти годы на Дальнем Востоке были заложены основы высшего электротехнического образования: разработана программа, приемы и методы подготовки инженеров для электроэнергетики. Важнейшую роль в становлении специальности и развитии вуза сыграл технический директор Дальзавода и одновременно профессор ВГПИ по кафедре прикладной механики В.П. Вологдин. В частности, в начале 1920 г. по его руководством на Дальзаводе был сконструирован первый сварочный генератор, позволивший использовать электричество в промышленной сварке. При заводе открылся первый в России электросварочный цех [9, с. 4].
Развитие высшего электротехнического образования на Дальнем Востоке в годы Гражданской войны было затруднено нестабильной политической обстановкой и продолжением военных действий. Значительная часть бюджета ВГПИ использовалась на военные нужды. В феврале 1922 гг. звание инженера-электромеханика получил только один первый и единственный выпускник этой специальности - К.В. Ковальский. Он учился в Петрограде, затем, переехав во Владивосток, завершил обучение и защитил диплом в ВГПИ (Государственный архив Приморского края, далее - ГАПК. Ф. Р-52. Оп. 10. Д. 234. Л. 15).
После установления советской власти на Дальнем Востоке в 1923 г. происходит слияние всех появившихся во Владивостоке вузов в один Государственный Дальневосточный университет (ГДУ). Механический факультет ВГПИ вошел в состав университета на правах отделения технического факультета. Подготовка специалистов для городских электростанций и сетевого хозяйства
в эти годы осуществлялась по специальностям: инженер-механик, инженер-теплотехник и инженер-коммунальщик. В связи с потребностью дальневосточной экономики в инженерно-технических кадрах техническому факультету ГДУ уделялось внимание со стороны партийно-хозяйственных органов. В 1924-1925 гг. технический факультет открыл на территории Дальзавода новые лаборатории: паровых котлов, электрической и газовой сварки. В 1926 г. при механическом отделении технического факультета ГДУ помимо электромеханической специальности открылась еще одна - энергетическая. Первым выпускником, получившим диплом инженера-энергетика, был И.А. Журавель, успешно защитивший дипломный проект по теме: «Районная электростанция на Ар-темовском руднике». Это была очень перспективная работа. В ней решалась важнейшая задача по обеспечению электроэнергией промышленного центра г. Владивостока, Артемовских угольных копей и Уссурийской железной дороги. В 1928 г. молодой инженер-энергетик И.А. Журавель стал заведующим Владивостокской городской электростанции [3, с. 8, 36].
Следует отметить, что в 1920-е гг. ГДУ оказал серьезную научно-техническую помощь в планировании и развитии энергетического хозяйства Дальневосточного края. Созданная при техническом факультете кафедра тепловой механики, которую с 1923 г. возглавлял профессор И.Н. Тимофеев, вместе со студентами проводила исследования на промышленных предприятиях, помогала в наладке оборудования электростанций и силовых установок. Работы, начатые в этот период, легли в основу будущих больших экономических преобразований в регионе. В частности, профессора ГДУ В.П. Вологдин и М.Я. Чернышев совместно с другими специалистами в 1924-1925 гг. разработали план электрификации Приморья (ГАПК. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 17а. Л. 2). В 1927 г. доцент В.А. Кравцов и выпускник инженер-энергетик В.Г. Попов спроектировали центральную Сучанскую электростанцию - первую капитальную промышленную станцию на Дальнем Востоке (РГИА ДВ. Р-2456. Оп.1. Д. 8. Л. 92). В том же году профессор В.П. Волог-дин подготовил перспективную работу: «Проект электрификации района Владивостока с электрической железной дорогой Владивосток - Океанская» [3, с. 67].
Выпуск инженеров непосредственно для электроэнергетики в ГДУ в 1923-1928 гг. был очень скромным, за это время дипломы получили всего лишь три специалиста: два инженера-энергети-
ка и один инженер-теплотехник (ГАПК. Ф. Р-52. Оп. 10. Д. 234. Л. 33). В тоже время развитие энергетического хозяйства в Дальневосточном районе в 1920-е гг. находилось практически на нулевом уровне. Электроэнергетика края базировалась на мелких и морально устаревших электростанциях, построенных в начале ХХ в. Такое положение в отрасли было связано с общими экономическими проблемами восстановительного периода и с тем, что регион не был включен в государственную энергетическую программу (план ГОЭЛРО) [5, с. 101].
В 1928 г. с утверждением пятилетнего плана развития народного хозяйства страны правительство предпринимает первые шаги по развитию электроэнергетики Дальнего Востока. 23 января 1928 г. СНК РСФСР поручил Госплану и ВСНХ начать работу по составлению плана электрификации Дальневосточного края (Государственный архив Хабаровского края, далее - ГАХК. Ф. 137. Оп. 4. Д. 5. Л. 183). В 1929 г. правительственная комиссия, изучив состояние промышленности Дальневосточного района, пришла к выводу, что регион крайне слабо обеспечен инженерно-техническими кадрами, численность которых была в два разы ниже, чем в среднем по РСФСР (ГАХК. Ф. 353. Оп. 1. Д. 708. Л. 14).
Для решения новых задач, поставленных советским правительством в программе индустриализации страны, требовалось быстрое развитие электроэнергетики как отрасли, предопределяющей техническое перевооружение всех сфер народного хозяйства: промышленности, транспорта, сферы коммунально-бытовых услуг и сельского хозяйства. На Дальнем Востоке возникла острая необходимость в более широкой подготовке собственных инженерных кадров для электроэнергетики. 1 октября 1929 г. технический факультет ГДУ был преобразован в Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ). Крупнейшим факультетом ДВПИ стал механический, который в 1929-1931 гг. готовил инженеров по семи специальностям, в том числе по электротехнической, энергетической и теплотехнической [4, с. 22].
Для повышения квалификации научных работников ДВПИ в те годы использовались научные командировки для обмена опытом. В 1931 г. профессор И.Н. Тимофеев был направлен в Германию для знакомства с последними достижениями в области теплотехники, производства турбин и с постановкой учебного процесса по электротехническим специальностям в немецких вузах. За сто дней командировки Тимофеев
посетил одиннадцать турбиностроительных и машиностроительных заводов в разных городах Германии, двенадцать электростанций, два технических вуза и три исследовательских института. В своем отчете Тимофеев писал: «Всё это вместе взятое, дало мне чрезвычайно много материала как инженеру и педагогу и весьма значительно укрепило меня в преподавании специальных дисциплин» [12, с. 201].
20 марта 1931 г. была создана комиссия по составлению Генерального плана электрификации Дальневосточного края. Для работы над Генпланом были привлечены ученые из ДВПИ -В.П. Вологдин, В.С. Пак, Ф.И Трухин, В.А. Кравцов и другие специалисты. Во время работы комиссии в начале мая 1931 г. профессор В.С. Пак отметил: «Необходимо немедленно, по-настоящему, взяться за подготовку на месте кадров технических специальностей для выполнения Генплана, в частности, начать подготовку энергетиков, электриков и механиков и т.д., в связи с чем необходимо развитие отраслевых втузов в крае» (ГАПК. Ф. Р-52. Оп. 8. Д. 1. Л. 2; Д. 2. Л. 18). Для крупного энергетического строительства на Дальнем Востоке требовалось гораздо больше специалистов, чем мог подготовить единственный технический вуз в регионе.
В июле 1931 г. в постановлении бюро Даль-крайисполкома ВКП (б) была изложена программа развития в ДВК сети втузов на базе факультетов ДВПИ. В частности, планировалось открыть Механический институт с отделениями теплотехническим и электротехническим. В реальности были созданы только институты для лесного, сельского хозяйства, транспорта и горнодобывающей промышленности. Осенью 1932 г. начались занятия в Дальневосточном горном (ДВГИ) и транспортном институтах (ДВТИ), на базе которых открылись новые специальности, например - горно-электромеханическая. В 1932 г. на энергетическом отделении ДВТИ обучался 21 студент [10, с. 166]. Вместе с тем, открытие новых институтов проводилось в спешном порядке, без учета кадрового и материально-технического потенциала. Расширение сети вузов не принесло ожидаемого увеличения выпуска инженерно-технических работников (ИТР). В 1933-1934 гг. проведена работа по ликвидации и реорганизации отраслевых вузов, в итоге на Дальнем Востоке остался единственный технический вуз - ДВПИ, названный в 1935 г. именем В.В. Куйбышева [11, с. 22].
Включение в состав ДВПИ других институтов привело к увеличению одних и сокращению других специальностей. Так, на механическо-энер-
гетическом факультете из специальностей, непосредственно связанных с электроэнергетикой, осталась только одна - теплотехническая. Во второй половине 1930-х гг. в ДВПИ существовало множество нерешенных проблем. Оснащение кабинетов и лабораторий не соответствовало требованиям учебного процесса. Лаборатории электротехники, паровых котлов и машин, где обучались будущие электроэнергетики, представляли собой музейные экспозиции с оборудованием 50-летней давности. Учебно-материальная база электротехнического профиля руководством вуза считалась неудовлетворительной. В 1937-1938 гг. из-за репрессий ДВПИ лишился половины преподавателей. Целый ряд важных курсов и дисциплин, в частности, «Электрические машины», не был обеспечен преподавателями [10, с. 199]. Все это препятствовало нормальной подготовке инженерных кадров для электроэнергетики края в эти годы.
Единственный Дальневосточный технический вуз не мог справиться с задачей по обеспечению отраслей местной промышленности инженерно-техническими специалистами. В электроэнергетике этого периода, как и до революции, потребность в инженерных кадрах удовлетворялась в основном за счет выпускников центральных вузов и оргнабора из других регионов. При этом электрические станции постоянно ощущали острую нехватку в кадрах высшей квалификации. Ситуация осложнялась тем, что общее количество
предприятий стремительно росло. Если на 1928 г. в регионе в общей сложности насчитывалось 28 электростанций, то в 1940 г. уже 419, т.е. их число за 12 лет выросло почти в 15 раз [5, с. 174]. На многих мелких станциях инженерно-технические специалисты и вовсе отсутствовали. Крупные электропредприятия нередко укомплектовывали персонал исключительно за счет оргнабора с других территорий страны. Так, на Хабаровской коммунальной электростанции в 1938 г. из 40 ИТР практически все имели дипломы Томского индустриального института, Московского энергетического института и других высших технических учебных заведений страны (ГАХК. Ф. 690. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-57).
По мере развития электроэнергетики Дальнего Востока, технического прогресса и совершенствования ее кадров рос удельный вес инженерно-технического персонала в общей численности работников энергетических предприятий. Если в 1928 г. ИТР в среднем по электростанциям края составляли 1-2 % численности персонала, то по данным 1939 г. этот показатель поднялся до 10 % (см. Табл. 1). Крупным объединением инженерных кадров стало создание 5 января 1937 г. Дальневосточное районное энергоуправления (Дальэнерго). В 1939 г. количественный персонал предприятий Дальэнерго состоял из 1236 специалистов, в том числе 112 ИТР. В управлении электрических сетей Дальэнерго работало 237 человек, из них 17 инженеров (ГАПК. Ф. 34. Оп. 3. Д. 47. Л. 5).
Таблица 1
Структура коллективов крупных электростанций Дальнего Востока
к 1 января 1939 г.
Электростанция рабочие Служащие итр Всего
Артемовская ГРЭС 401 38 50 489
Владивостокская ГРЭС 278 65 38 381
Хабаровская электростанция 295 102 40 437
Источник: ГАХК. Ф. 719. Оп. 23. Д. 1. Л. 21об; ГАПК. Ф. 34. Оп. 3. Д. 47. Л. 5. 82 гуманитарные ИССЛЕДОВАНИЯ в восточной сибири и нА ДАЛЬНЕМ востокЕ • № 3 • 2016
Следует отметить, что ситуация с подготовкой инженерных кадров для электроэнергетики на Дальнем Востоке еще более ухудшилась, когда 10 марта 1939 г. ДВПИ перешел в ведомство Наркомата судостроительной промышленности. Учебный процесс вуза был полностью перестроен под задачи модернизации Тихоокеанского флота. В 1940 г. механико-энергетический факультет был преобразован в судостроительный. С целью развития специальностей по профилю наркомата был закрыт ряд действующих специальностей, в том числе теплотехническая. Взамен открылось узкоспециальное направление -судовая электротехника и теплотехника. В 1939 г. состоялся последний выпуск инженеров-теплотехников, а выпускающая кафедра, сменив название, стала готовить инженеров по судовым паросиловым установкам. Подготовка кадров для электроэнергетики на Дальнем Востоке прекратилась (ГАПК. Ф. Р.-52. Оп. 10. Д. 234. Л. 20-21; Д. 173. Л. 3).
Итак, за 1928-1939 гг. в ГДУ и ДВПИ им. ВВ. Куйбышева было выпущено 10 инженеров-электротехников и 89 инженеров-теплотехников (см. Табл. 2). Вуз не обеспечивал и пятую часть от потребностей энергетического хозяйства Дальнего Востока в специалистах высшей квалификации. Набор студентов на энергетические специальности в эти годы не исходил из реального количества инженеров, требующихся для электростанций и отраслей промышленности, а производился хаотично и субъективно.
Среди выпускников, подготовленных в 1930-е гг. в ДВПИ, оказалось немало выдающихся инженеров, посвятивших всю свою жизнь энергетическим предприятиям Дальнего Востока. Так, в Дальэнерго главными инженерами работали В.А. Бадырь и М.М. Козик, на Артемовской ГРЭС главным инженером был М.И. Каргопалов, начальником ЦЭС комбината Сихали - А.Г. Парфентьев, начальником ЦЭС треста Сучануголь - В.А. Ильчук и другие. Среди выпускников также были и те, кто внес вклад в науку, преподавательскую деятельность и подготовку новых кадров в ДВПИ: кандидаты технических наук В.Г. Попов и Н.Н. Диго (ГАПК. Ф. Р.-52. Оп. 10. Д. 234. Л. 9).
С началом Великой Отечественной войны в электроэнергетике Дальнего Востока резко обострилась кадровая проблема. В первые месяцы войны директорам электростанций нередко приходилось через крайисполкомы и крайкомы ВКП(б) отстаивать своих инженерных работников перед военными комиссариатами, буквально снимать специалистов с поездов, следующих на фронт. Ситуация изменилась только после вступления в силу постановления Комиссии при Совнаркоме СССР № 477 от 14 декабря 1941 г., согласно ко-
торому ИТР предоставлялась отсрочка [5, с. 201]. Потребность в инженерных кадрах в военное время удовлетворялось исключительно за счет немобилизованных работников. Дефицит высоквали-фицированных специалистов нередко приводил к тому, что на инженерные должности даже назначались опытные электротехники или рабочие.
Острый недостаток в инженерных кадрах заставил управляющего Дальэнерго Н.С. Белова написать в апреле 1944 г. обращение к ректору ДВПИ профессору П.М. Томских. Описав кадровую ситуацию, сложившуюся на предприятиях Дальэнерго, Белов поставил вопрос об открытии энергетического факультета на базе ДВПИ, отметив, что только Дальэнерго ежегодно требуется не менее 10 инженеров-теплоэнергетиков и 15 инженеров-электротехников. Просьба была рассмотрена и удовлетворена на самом верху - приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР от 29 августа 1944 г. в ДВПИ создан энергетический факультет с двумя специальностями: «Электростанции, сети и системы» и «Теплоэнергетические установки» (ГАПК. Ф. Р.-52. Оп. 10. Д. 173. Л. 3, 5).
6 сентября 1944 г. в ДВПИ на доске появилось объявление: «Открыт набор на 1944/45 учебный год на энергетический факультет...». Информацию об открытии нового факультета распространили через радиоцентры Владивостока и Хабаровска, газеты во всех городах края. К 26 сентября 1944 г. поданы первые 17 заявлений. Среди тех, кто подал документы, были студенты старших курсов ДВПИ, работники Дальэнерго, выпускники средних школ, техникумов и училищ. Последние сдавали вступительные экзамены: математику и русский язык. Студенты 2-го курса ДВПИ сразу переводились на 2-й курс энергетического факультета. Вступительные испытания для остальных были проведены с 1 по 10 октября, а с 15 октября начались занятия. Деканом энергетического факультета был назначен к.т.н., доцент В.Г. Попов. К 15 декабря 1944 г. была составлена заявка на профессорско-преподавательский состав факультета, оборудование для лабораторий и кабинетов (ГАПК. Ф. Р.-52. Оп. 10. Д. 173. Л. 6, 28).
Энергетический факультет зажил полноценно уже после окончания войны. При факультете в первые годы работала только одна лаборатория и одна кафедра электротехники, которой заведовал к.т.н., доц. В.Г. Попов. В 1947 г. создана кафедра электрических станций, сетей и систем, ее возглавил к.т.н., доцент А.Е. Барон. В 1948 г. открыта кафедра электрооборудования промышленных предприятий (зав. к.т.н., доцент Р.Ф. Трофимов) и в том же году создана лаборатория электрических машин и электропривода. В 1946 г. был произведен набор студентов по
новой специальности «Электрооборудование промышленных предприятий». В 1946-1947 учебном году специальность «Теплоэнергетические установки» переведена на механический факультет и одновременно приняты студенты на 1-й курс новой специальности «Электрификация промышленных предприятий». Впервые на Дальнем Востоке началась подготовка специалистов по электрификации. Энергетический факультет ДВПИ с этого времени был переименован в электротехнический [8, с. 77].
Перед электроэнергетикой Дальнего Востока в послевоенные годы стояли задачи по электрификации народного хозяйства, в первую очередь промышленности и сельского хозяйства. Планировалось строительство новых крупных электростанций и высоковольтных линий передач, создание новых энергосистем. По уровню электрификации дальневосточный регион в тот период серьезно отставал от других территорий страны.
Осенью 1948 г. ДВПИ произвел первый выпуск -12 инженеров специальности «Электрические станции, сети и системы». К этому же времени состоялся выпуск 90 инженеров с дипломами по направлению «Теплоэнергетические установки» (см. Табл. 2). Дальневосточные предприятия, в первую очередь энергосистемы Дальэнерго, пополнились молодыми инженерными кадрами, подготовленными уже в регионе. В послевоенные годы потребность в инженерах резко возрастала. Так, по системе Дальэнерго с 1945 г. по 1948 г. численность ИТР увеличилось на 40 % - с 227 до 358 человек. В тоже же время в Дальэнерго среди ИТР по данным на 1948 г. половина имели стаж работы на производстве более 5 лет, а на Владивостокской ГРЭС доля таких инженеров составляла свыше 70 % (ГАПК. Ф. 34. Оп. 7. Д. 98. Л. 31; 74. Л. 51; Ф. 1371. Оп. 1. Д. 53. Л. 32). Основной костяк инженерных кадров на электростанциях края сложился еще до войны, а после постепенно пополнялся новыми выпускниками электротехнического факультета ДВПИ.
С 1949 г. начался качественно новый этап в развитии электроэнергетики Дальнего Востока и высшего электротехнического образования, связанный с крупным энергетическим строительством электростанций (Комсомольская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ, Сучанская ГРЭС и т.д.) и созданием новых энергосистем (Хабаровскэнерго, Амурэнерго, Сахалинэнерго). Потребность в инженерных кадрах увеличивалась ежегодно до 50-100 специалистов. На электротехническом факультете ДВПИ открывались новые специальности, увеличивался набор студентов. Только за 1948-1958 гг. факультет выпустил 180 инженеров по специальности «Электрические станции» [4, с. 44].
Таким образом, с 1918 по 1948 гг. происходит становление высшего электротехнического образования на Дальнем Востоке - с момента появления электротехнической специальности в ВПИ до первого выпуска специалистов подготовленных в ДВПИ им. В.В. Куйбышева непосредственно для региональной электроэнергетики. За 40 лет было подготовлено 204 инженера. Выпускники ДВПИ сыграли огромную роль в развитии электроэнергетического хозяйства на Дальнем Востоке. Некоторые из них стали известными учеными и приумножили науку в самом вузе. Но в целом задача по выпуску инженеров решалась крайне слабо, особенно с началом крупного энергетического строительства в годы первой пятилетки, когда резко увеличилась потребность в специалистах, и удовлетворилась она в основном за счет привлеченных кадров из других регионов СССР. На подготовке местных кадров для электроэнергетики в первую очередь негативно сказалась советская образовательная политика 1930-х гг. Формирование и расформирование втузов, распыление сил и средств, постоянная перестройка системы образования, передача ДВПИ от одного наркомата к другому, закрытие специальностей, репрессии
Специальности 1918 - 1922 1923 - 1927 1928 - 1939 1940 - 1943 1944-1948
Электротехниче ская 1 1 10 - 12
Теплотехниче ская - 1 89 - 90
Всего: 1 2 99 - 102
Источник: ГАПК. Ф. Р-52. Оп. 10. Д. 234. Л. 33. 84 гуманитарные ИССЛЕДОВАНИЯ в восточной сибири и нА ДАЛЬНЕМ востокЕ • № 3 • 2016
Таблица 2
Выпуск инженерных кадров для электроэнергетики на Дальнем Востоке, 1918-1948 гг.
(ВПИ, ГДУ, ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
по отношению к педагогическим кадрам - все это препятствовало процессу подготовки инженерных кадров для электроэнергетики края. Набор студентов на энергетические специальности в 1930-е гг. происходил хаотично и субъективно, без учета реальных потребностей народного хозяйства края. Такая политика в итоге привела к тому, что в конце 1930-х гг. на Дальнем Востоке полностью прекратилась подготовка инженеров-энергетиков, в результате начался острый кадровой дефицит, особенно в годы Великой Отечественной войны. Серьезные проблемы в отрасли заставили власть в экстремальных военных условиях открыть энергетический факультет в ДВПИ им. В.В. Куйбышева. Для сравнения, в Сибири аналогичный факультет был создан еще в начале 1930-х гг. на базе Томского индустриального института [1, с. 209]. Дальний Восток в деле подготовки инженерных кадров для местной энергетической промышленности значительно отставал от других территорий страны.
Несмотря на все сложности, в 1918-1948 гг. были заложены основы высшего электротехнического образования на Дальнем Востоке и наработан опыт в подготовке первых высококвалифицированных кадров для отрасли. В этот период была заложена учебно-материальная база и основа учебного процесса, включавшего в себя как теоретическое, так и практическое обучение инженеров-электротехников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев В.В. Электрификация Сибири. Историческое исследование. Ч. 1 (1885-1950). Новосибирск: Наука, 1973.
2. Будник Г.А. История инженерного образования и энергетической техники с древнейших времен до начала ХХ в. Курс лекций. Иваново: ИГЭУ, 2012.
3. Дальневосточный государственный университет. Отчет за 1926-27 гг. Владивосток, 1928.
4. ДВПИ за 40 лет (1918-1958): сб. ст. к 40-летию института. Владивосток: Изд-во ДВПИ, 1958.
5. Маклюков А.В. Становление и развитие электроэнергетики на Дальнем Востоке России (1885-1950). Дисс. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2013.
6. Мелентьев Л.А. Очерки истории отечественной энергетики. Развитие научно-технической мысли. М., Наука, 1987.
7. Итоги Всероссийской городской переписи 1923 года на Дальнем Востоке. Серия III. Данные о промышленных заведениях. Вып. 1. Чита, 1924.
8. Наш Дальневосточный технический: к 75-летию университета. Владивосток, 1993.
9. Овчаров ОД. Научно-практическая школа сварки В.П. Вологдина. Дисс. ... канд. техн. наук. Владивосток, 1999.
10. Хисамутдинова Н.В. Становления высшего технического образования на Дальнем Востоке России (1918-1941): исторический опыт. Дисс. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2005.
11. Хисамутдинова Н.В. Становления высшего технического образования на Дальнем Востоке России (1918-1941): исторический опыт. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2005.
12. Хисамутдинова Н.В. Подготовка инженеров на Дальнем Востоке: проблемы и решения (исторические очерки). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014.
REFERENCES
1. Alekseev, V.V., 1973. Elektrifikatsiya Sibiri. Istoricheskoe issledovanie. Ch. 1 (1885-1950) [Electrification of Siberia. Historical research. Part 1 (1885-1950)]. Novosibirsk: Nauka. (in Russ.)
2. Budnik, G.A., 2012. Istoriya inzhenernogo obrazovaniya i energeticheskoi tekhniki s drevneishikh vremen do nachala XX v. Kurs lektsii [History of engineering education and energy technology from ancient times to the early twentieth century. Lecture course]. Ivanovo, IGEU. (in Russ.)
3. Dal'nevostochnii gosudarstvennii universitet. Otchet za 1926-27 gg. [Far Eastern National University. Report for 1926-27]. Vladivostok, 1928. (in Russ.)
4. DVPI za 40 let (1918-1958): sb. st. k 40-letiyu instituta [DVPI during 40 years (1918-1958): collection of articles for the 40th anniversary of the institute]. Vladivostok: Izd-vo DVPI, 1958. (in Russ.)
5. Maklyukov, A.V., 2013. Stanovlenie i razvitie elektroenergetiki na Dal'nem Vostoke Rossii (18851950) [Formation and development of electric power industry in the Russian Far East (18851950).], dissertatsiya kandidta istoricheskikh nauk. Vladivostok. (in Russ.)
6. Melent'ev L.A., 1987. Ocherki istorii otechestvennoi energetiki. Razvitie nauchno-tehnicheskoi mysli [Essays on the history of the domestic energy sector. The development of scientific thought]. Moskva: Nauka. (in Russ.)
7. Itogi Vserossiiskoi gorodskoi perepisi 1923 goda na Dal'nem Vostoke [The results of the All-Russian city census of 1923 in the Far East]. Seriya III. Dannye o promyshlennykh zavedeniyakh. Vyp. 1. Chita, 1924. (in Russ.)
8. Nash Dal'nevostochnii tekhnicheskii: k 75-letiyu universiteta [Our Far Eastern Technical:
2016 • № 3 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
85
the 75th anniversary of the university]. Vladivostok, 1993. (in Russ.)
9. Ovcharov, O.D., 1999. Nauchno-prakticheskaya shkola svarki V.P. Vologdina. [Scientific-practical welding school of V.P. Vologdin], dissertatsiya kandidata tekhnicheskikh nauk. Vladivostok. (in Russ.)
10. Khisamutdinova, N.V., 2005. Stanovlenie vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke Rossii (1918-1941 gg.): istoricheskii opyt [Formation of higher technical education in the Russian Far East (1918-1941): historical experience], dissertatsiya kandidata istoricheskikh nauk. Vladivostok. (in Russ.)
11. Stanovlenie vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke Rossii (19181941 gg.): istoricheskii opyt [Formation of higher technical education in the Russian Far East (19181941): historical experience], avtoreferat dissertatsii kandidata istoricheskikh nauk. Vladivostok. (in Russ.)
12. Khisamutdinova, N.V., 2014. Podgotovka inzhenerov na Dal'nem Vostoke: problemy i resheniya (istoricheskie ocherki). [Training of engineers in the Russian Far East: problems and solutions (historical essays)].Vladivostok: Izd-vo VGUES. (in Russ.)