Научная статья на тему 'Подготовка и повышение квалификации специалистов культуры и искусства в Чувашии в 1950-е гг'

Подготовка и повышение квалификации специалистов культуры и искусства в Чувашии в 1950-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ / PREPARATION / SKILL IMPROVEMENT OF CULTURAL WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алжейкина Галина Владимировна

Статья посвящена анализу кадровой политики в области культурно-просветительной деятельности в Чувашии в 1950-е гг. В статье рассматривается организация работы по повышению специальной подготовки кадров, деятельность республиканских курсов повышения квалификации, а также работа районных семинаров работников учреждений культуры Чувашской АССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the personnel policy in the sphere of cultural and educational activity in Chuvash Republic in 1950. The article gives a review of the organization of activity on the personnel's skill improvement and the work of educational institutes for adults.

Текст научной работы на тему «Подготовка и повышение квалификации специалистов культуры и искусства в Чувашии в 1950-е гг»

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ЧУВАШИИ В 1950-е гг1.

Г.В. Алжейкина

Статья посвящена анализу кадровой политики в области культурно-просветительной деятельности в Чувашиив 1950 годы. В статье рассматривается организация работы по повышению специальной подготовки кадров, деятельность республиканских курсов повышения квалификации, а также работа районных семинаров работников учреждений культуры Чувашской АССР.

Ключевые слова: подготовка, повышение квалификации работников культуры.

The article is devoted to the analysis of the personnel policy in the sphere of cultural and educational activity in Chuvash Republic in 1950. The article gives a review of the organization of activity on the personnel's skill improvement and the work of educational institutes for adults.

Key words: preparation, skill improvement of cultural worker

Актуальная задача государственной культурной политики на современном этапе - создание единой культурно-образовательной среды. Образование занимает важное место в сфере культуры и искусства, являясь той основой, которая обеспечивает ее стабильность, достижения, постоянный приток новых творческих кадров, воспитанных на лучших отечественных традициях. В последнее десятилетие эта проблема детально прорабатывается на всех уровнях. Методологическое и теоретическое ее осмысление, конкретное применение

в системе современного российского образования учитывает региональные особенности республик Среднего Поволжья [1; 6; 5; 11; 10]. Исторический контекст при этом становится своего рода методом исследования и прогнозирования явлений социокультурной сферы, среди которых подготовка и повышение квалификации имеет важное значение в формировании личности специалиста как объекта и субъекта культуры.

Подъем всех областей культуры, в том числе и самодеятельного искусства

'Подготовлено при поддержке проекта РГНФ 11-11-21008 а/В

в 1950-е гг., ставил задачи, выполнение которых зависело от работы с кадрами, от их подготовки, повышения квалификации и переподготовки. Министерством культуры РСФСР и его местными органами проводилась постоянная работа по повышению квалификации заведующих районными отделами культуры. Учреждения культуры получали пополнение за счет молодежи, окончившей высшие и средние учебные заведения. В то же время в состоянии дел по подбору, расстановке, изучении и воспитании работников учреждений культуры имелись недостатки, работа с кадрами отставала от задач, стоящих перед Министерством культуры РСФСР и его местными органами. Анализ состава кадров показывал неудовлетворительное состояние общеобразовательной и специальной подготовки работников. Многие учреждения культуры, особенно сельские, были слабо укомплектованы кадрами с высшим и средним специальным образованием. Например, в общем составе специалистов, работающих в учреждениях системы Министерства культуры РСФСР, с законченным высшим образованием имелось всего 3,2 %, со средним специальным - 4,9 %.

В приказе Министра культуры РСФСР № 512 от 11 октября 1954 г. отмечалось, что министры культуры автономных республик не уделяют достаточного внимания кадровым вопросам [9]. Не была организована работа по подготовке и повышению квалификации руководящих кадров и кадров массовых профессий, не обобщался опыт работы с кадрами, не принимались действенные меры к прекращению текучести кадров особенно в сельских учреждениях культуры. Серьезные недостатки имелись в работе по распреде-

лению, использованию и выдвижению молодых специалистов. В результате пополнение квалифицированными кадрами учреждений культуры проводилось непланомерно. Контингенты выпусков и профили подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях системы Министерства культуры РСФСР не приводились в соответствие с потребностями учреждений культуры. В некоторых учреждениях культуры недооценивалось значение воспитательной работы с кадрами. В то же время, как показывали многочисленные проверки ряда учреждений культуры, имелись факты нарушения трудовой дисциплины, недостойного поведения отдельных работников. Местные органы культуры, как правило, не имели планов работы по вопросам кадров и передоверяли ее кадровым работникам. Работники аппарата также устранялись от этой работы. Необходимо было учитывать, что работники отдела кадров редко бывали в учреждениях культуры, слабо знали людей в повседневной практической работе. Поэтому изучение деловых качеств работников нередко подменялось ознакомлением с анкетами и всякого рода справками. В результате слабого изучения работников на практической работе, отсутствия резерва кадров и нарушения принципов подбора кадров по их деловым качествам имели место факты, когда на руководящую работу в учреждения культуры, городских и районных отделов культуры принимались непригодные работники.

Для улучшения работы по подбору, расстановке и воспитания кадров министрам культуры автономных республики и их заместителям поручалось систематически заниматься кадровыми вопросами. В частности министрам

культуры автономных республик надлежало принять следующие меры.

1. Укрепить районные и городские отделы культуры опытными, подготовленными работниками, имеющими соответствующее образование.

2. Организовать работу по повышению общеобразовательного уровня и деловой квалификации руководящих работников учреждений культуры, оказывая им помощь в получении высшего и среднего специального образования без отрыва от основной работы.

3. Обеспечить безусловное выполнение плана подготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий, улучшить работу постоянно действующих семинаров работников культуры.

4. Разработать план работы по подготовке, изучению, подбору, расстановке и воспитанию кадров.

5. Считать одной из важнейших задач на ближайшие годы в области работы с кадрами улучшение качественного состава кадров, особенно сельских учреждений культуры, имея в виду, что директорами и художественными руководителями районных домов культуры, заведующими районными библиотеками должны назначаться лица, имеющие специальное высшее или среднее образование.

6. Укомплектовать в 1954-1955 гг. должности заведующих сельскими клубами, избами-читальнями, сельскими библиотеками. Инструкторов районных домов культуры - лицами, имеющими специальное или общее среднее образование. Работникам учреждений культуры, положительно зарекомендовавших себя на практической работе, но не имеющих соответствующего образования, оказывать помощь в повышении образовательного уровня и

деловой квалификации через заочное и вечернее обучение.

7. Направить в 1954-1955 учебном году выпускников культпросветшкол и музыкальных училищ системы Министерства культуры РСФСР для работы в сельские учреждения культуры.

8. Обеспечить правильное использование молодых специалистов, создавая им необходимые условия для творческого роста, смелее выдвигать наиболее подготовленных из них на ответственную руководящую и творческую работу, проявлять заботу о жилищно-бытовых условиях молодых специалистах.

В Чувашской АССР в 1950-х годах существовала развернутая сеть культурно-просветительных учреждений. Эта сеть из года в год увеличивалась. Так, например, в 1956 г. только в системе Министерства культуры было 473 библиотеки и 6559 клубных учреждений, свыше 300 киноустановок. На содержание культурно-просветительных учреждений в то время ежегодно выделялись большие бюджетные ассигнования. За 1954-1955 гг. в республике проводилась работа по укреплению состава сельских культурно-просветительных работников. На работу в сельские библиотеки и сельские клубы направлялось около 600 юношей и девушек, окончивших библиотечный техникум, педагогические училища, культпросветшколы и средние школы. В результате этих мер заметно улучшился состав работников культурно-просветительных учреждений. Например, больше стало культпросветработников, имеющих среднее образование. Если на 1 января 1953 г. 42% сельских культпросветработников не имели среднего образования, то к 1956 г. среднего образования не было лишь у 17% из 1236 специалистов.

«Колхозник приходит в клуб, библиотеку, - отмечается в одном из архивных документов, - послушать увлекательную лекцию, доклад, почитать газеты и журналы, послушать концерт художественной самодеятельности, отдохнуть. Надо сделать все возможное для того, чтобы также удовлетворить культурные запросы колхозного населения. Заведующий клубом или библиотекой должен быть с широким кругозором, с необходимой общеобразовательной подготовкой. Только при этом условии он сможет организовать качественную работу сельского очага культуры» [2].

Нередки были случаи, когда назначались на работу в качестве заведующими сельскими клубами или библиотеками люди, не имеющие необходимой образовательной подготовки. Встречались негативные моменты, когда повышением деловой квалификации культурно-просветительных работников не занимались, ежемесячные семинары проводились неорганизованно, формально, в отдельных случаях допускалась большая сменяемость кадров.

24 июня 1955 г. вышел приказ Министерства культуры РСФСР № 411 «О привлечении лиц, оканчивающих средние школы в 1955 г. для работы в учреждениях культуры» [8]. Поэтому в третьем квартале 1955 г. Министерство культуры Чувашской АССР и районные отделы культуры провели работу по улучшению качественного состава кадров сельских культпросветработников. Для этой цели на работу в сельские клубы, библиотеки и избы-читальни было устроено 120 человек, окончивших школы в 1955 г., 24 выпускника педагогических училищ и 64 специалиста, ранее работавших учителями и имею-

щих среднее или неоконченное высшее педагогическое образование. Перед направлением их на работу в районных отделах культуры проводились инструктажи для заведующих клубными учреждениями, а также 10-дневный семинар («ученичество») при районных библиотеках для направляемых в сельские библиотеки. Министерство культуры Чувашской АССР организовало в Цивильском библиотечном техникуме курсы повышения квалификации сроком 1 месяц. Курсы с контингентом 150 вновь назначенных клубных работников начали свою работу 22 сентября.

В районах Чувашии также проходила работа по привлечению выпускников школ в культурно-просветительские учреждения. Неплохо была организована эта деятельность в Яд-ринском районе (заведующая отделом культуры Т. А. Павлова). В 1955 г. для работы в сельских культурно-просветительских учреждениях здесь направили 9 выпускников средних школ и 2 выпускника педагогического училища. В районе из 43 культурно-просветительских работников только трое не имели среднего образования, из которых два заведующих сельскими клубами являлись активистами, инициативными работниками, имеющими большой опыт работы. В Мариинско-Посадском районе (заведующий отделом культуры К.Е. Ефимов) для работы в культурно-просветительские учреждения было направлено 3 выпускника средних школ и 9 человек, ранее работавших учителями. Из 44 культурно-просветительных работников района не имели среднего образования 3 человека. Всего в республике из 1186 культпросветработников на 15 сентября 1955 г. не имели среднего образования 218 человек или 18,4 %.

Со дня организации Министерства культуры Чувашской АССР (в 1953 г.) за 2 года была проведена работа по улучшению состава работников сельских культурно-просветительских учреждений. В 1954 г. для работы в сельские клубы и библиотеки было направлено около трехсот юношей и девушек, окончивших библиотечный техникум, педагогические училища, другие средние специальные заведения и средние школы. В 1955 г. было направлено 248 человек. В результате этих мер заметно улучшился состав работников сельских культурно-просветительских учреждений. Так, если на 1 января 1953 г. из работников сельских культурно-просветительских учреждений не имели среднего образования 430 человек (42 %). То на 1 января 1955 г. из 1236 работников не имели среднего образования 211 человек (17 %).

Улучшение состава культпросветработников продолжилось и в последующие годы. Недостаточно хорошо была организована работа семинаров. Занятия начинались неорганизованно. Поэтому на проведение занятий выезжали работники Министерства культуры Чувашии. Например, в 1955 г. в Ишлей-ский район выезжала инспектор отдела культурно-просветительской работы А.С. Авдеева. Из 56 человек культурно-просветительских работников на семинар прибыло лишь 30 человек.

В Министерстве культуры Чувашской АССР, а также в районных отделах культуры разрабатывались специальные планы работы с кадрами. Работники сельских учреждений культуры, как правило, утверждались райисполкомами и райкомами партии. Выполняя приказ Министра культуры РСФСР, Министерство культуры Чувашской АССР принимало меры по улучшению

работы с кадрами, организации учебы и инструктирования кадров, обобщению и распространению положительного опыта. В 1955 г. открылось заочное отделение в Цивильском библиотечном техникуме. В первый год было принято более двухсот человек. Были проведены курсы повышения квалификации клубных работников. В работе курсов участвовало 225 работников. Из-за большого наплыва желающих курсы проводились в два потока. Также в 1955 г. проводились курсы повышения квалификации заведующих библиотеками МТС. В то же время не была ликвидирована текучесть сельских культурно-просветительских работников Во многих районных домах культуры не имелось квалифицированных художественных руководителей.

В 1955 г. Министру культуры РСФСР Т.М. Зуевой была направлена информация о выполнении приказа № 219 от 14 апреля 1955 г. «О подборе, расстановке и воспитании кадров в учреждениях культуры Чувашской АССР» [7]. За 8 месяцев (с апреля по ноябрь) в Чувашии проводились мероприятия по улучшению работы с кадрами. Для работы в учреждения культуры республики Министерством культуры Чувашии было направлено 263 человека. Среди них, окончили следующие учебные заведения:

- библиотечные, педагогические и учительские институты, а также другие специальные высшие учебные заведения - 21;

- библиотечные техникумы - 20;

- культурно-просветительские школы - 24;

- музыкальное училище, кинотехникумы и книготорговый техникум - 24;

- педагогические училища и средние школы - 174.

В середине 1950-х годов в республике возросло количество работников культурно-просветительных учреждений, улучшился их качественный состав

Состав культурно-прос

за счет привлечения на культурно-просветительную работу учителей, выпускников школ, библиотечных техникумов, педагогических училищ (см. табл. 1).

Таблица 1

тительных работников

№№ Типы учреждений На 01.01.1955 г. На 01.01.1956 г.

п/п Всего В том числе неоконч. высшее, высшее и среднее образование В % Всего В том числе неоконч. высшее, высшее и среднее образование В %

1. Дома культуры, сельские клубы, избы-читальни 729 510 70 732 557 76

2. Республиканские, районные, городские, детские и сельские библиотеки 507 471 92 590 566 95

3. ИТОГО 1236 981 76 1322 1123 85

ГИА ЧР. Ф. 1898. Оп. 1. Д. 65. Л. 114.

Общее количество штатных культурно-просветительных работников по Чувашской АССР на 01.01.1956 г. Составляло 81 человек. Из них с высшим образованием - 55, со средним специальным - 24. Со стажем культурно -просветительной работы до 1 года - 32 работника, от года до пяти лет - 30, свыше пяти лет - 18 [3].

В Управление кадров Министерства культуры РСФСР (Рыжову) направлялось письмо Министерства культуры Чувашской АССР о запросе 100 молодых специалистов с высшим и средним образованием. При этом обеспечивалось правильное их использование, проявление заботы и жилищно-быто-вом устройстве и оказании помощи в работе [4].

В результате проведенных мер для улучшения состава кадров культурно-

просветительских работников в учреждения Чувашской АССР только в течение года с августа 1956 года по сентябрь 1957 года были направлены следующие специалисты:

- библиотекари с высшим образованием - 8;

- библиотекари со средним специальным образованием - 101;

- клубные работники со средним специальным образованием - 47;

- выпускники музыкальных училищ - 8;

- киномехаников после окончания Саратовской школы - 82 .

Привлечение новых кадров работников сопровождалось увеличением числа семинаров и курсов повышения квалификации для выпускников средних общеобразовательных школ, средних специальных непрофильных

учреждений, а также учителей, желающих работать в культурно-просветительских учреждениях Чувашии.

Важнейшее из изменений в составе кадров культурно-просветительских работников Чувашской АССР -быстрый абсолютный и относительный рост показателей их образовательного уровня. Если, например, число работников со средним специальным образованием в 1953 г. составляло 426 человек (41,6 %), то в 1954 г. Этот показатель был равен 624 (54,1 %), а к 1955 г. - 783 (63,3 %). Заметно уменьшение в структуре кадров лиц с неоконченным средним образованием: соответственно 430 (41,9 %), 310 (26,9%), 220 (17,8). Отмечается сокращение текучести кадров в отрасли. Об это свидетельствует повышение числа специалистов, работающихв культурно-просветительских учреждениях более пяти лет: 194 (18,9 %) в 1953 г., 224 (19,4%) в 1954 г. и 256 (20,7 %) в 1955 г.

Эти изменения в кадровом составе культурно-просветительских учреждений республики были возможны благодаря планомерной работе Министерства культуры РСФСР, Министерства культуры Чувашской АССР и районных отделов культуры, которые главное внимание в своей работе уделяли вопросам подбора, расстановки и воспитания кадров работников культуры.

Таким образом, для улучшения работы по подбору, изучению, расстановке и воспитанию кадров в Чувашской АССР в 1950-х гг. предпринимались следующие меры.

1. Укомплектование заведующих районными отделами культуры работниками, имеющими, как правило, высшее образование; должности их заместителей - специалистами-кино-

техниками; должности директоров и художественных руководителей домов культуры - специалистами с высшим и средним специальным образованием; должности заведующих сельскими клубами, избами-читальнями, сельскими библиотеками, инструкторов районных домов культуры - работниками, имеющими специальное или среднее образование.

2. Коренное улучшение работы районных семинаров работников учреждений культуры. Семинары должны были стать серьезной школой для сельских культпросветработников. Предлагалось на семинарах систематически рассматривать и обсуждать основные мероприятия учреждений культуры на предстоящий и итоги их выполнения за истекший месяцы. На занятиях изучался передовой опыт учреждений культуры. В проведении семинаров принимали участие работники Министерства культуры Чувашской АССР и республиканских учреждений культуры. Они выступали с лекциями и докладами.

3. Проведение регулярных республиканских и кустовых совещаний, семинаров заведующих районными отделами культуры, их заместителей, заведующих районными библиотеками, директоров и художественных руководителей домов культуры. На совещаниях и семинарах рассматривать вопросы практической работы и обмена передовым опытом работы учреждений культуры.

4. Организация работы по повышению специальной подготовки кадров через заочную сеть обучения в специальных учебных заведениях или курсовую сеть. Предполагалось разработать и утвердить конкретный план повышения квалификации аппарата Министерства культуры Чувашской

АССР и республиканских учреждений культуры, обеспечить выполнение плана подготовки и повышения квалификации кадров районных и сельских учреждений культуры.

5. Повышение ответственности Министерства культуры Чувашской АССР и районных отделов культуры за работу с кадрами колхозных клубов и библиотек. Тем самым улучшался их качественный состав, они вовлекались в работу районных семинаров, курсов и в заочную подготовку кадров.

Литература:

1. Богоудинова Р.З., Румянцев Е.Д., Юсупов Р.Р. Профессиональная подготовка работников социокультурной сферы: прогнозирование, проектирование, практическая реализация. - Казань: Медицина, 1999. - 252 с.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 1898. Оп. 1. Д. 65. Л. 25.

3. Там же. 1. Д. 72. Л. 14.

4. Там же. Д. 49а. Л. 82.

5. Дополнительное профессиональное образование специалистов социокультурной сферы: управление, инновации, качество // Материалы Межвуз. науч.-практ. конф., (Казань, 9 февр. 2007 г); сост. М.С. Галявиева; науч. ред. Р.З. Богоудинова. -Казань: изд-во Казан. ун-та, 2007. - 336 с.

6. Модернизация и развитие дополнительного профессионального образования в едином культурно-образовательном пространстве региона: материалы Межвузов. науч.-практ. конф., Казань, 28 янв. 2005 г. / Сост. М.С. Галявиева. - Казань: изд-во Ка-занск. ун-та, 2005. - 240 с.

7. О подборе, расстановке и воспитании кадров в учреждениях культуры Чувашской АССР приказа Министерства культуры РСФСР № 219 от 14 апреля 1955 г.

8. О привлечении лиц, оканчивающих средние школы в 1955 г. для работы в учреждениях культуры. Приказ Министерства культуры РСФСР № 411 от 24 июня 1955 г.

9. Приказ Министра культуры РСФСР № 512 от 11 октября 1954 г.

10. Совершенствование подготовки специалистов социокультурной сферы и искусства в системе дополнительного профессионального образования: материалы межвузовской науч. практ. конф., 14 декабря 2007 г. / Науч. ред. Алжейкина Г.В. - Чебоксары: «Принт-Люкс», 2007. - 204 с.

11. Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества (к 90-летию со дня образования Татарской республики): материалы Междунар. науч. конф., 20 апреля 2010 г.: в 2 ч. / Сост.: Р.М. Валеев, В.Р. Алиакберова; науч. ред. Р.Р. Юсупов, Р.М. Валеев; Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань: Изд-во Казан. гос. университета культуры и искусств, 2010. - Часть II. - 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.