initiative is not approved by subordinates, not stimulated, and even, in some cases, is suppressed. The exclusive right to new ideas, evaluation of the results has only the head. The head of an authoritarian style often blunt, straightforward, ambitious, suspicious, sensitive to criticism. Sometimes under this mask hides his incompetence and professional incompetence.
The liberal management style is called anarchist, connivance. The head of this style as it is away from his team. It is characterized by a minimum interference with the work of subordinates and staffs in general, the low level of demands as employees and to you. He prefers neutral methods of influence on subordinates, whose initiative though not overwhelming, but do not actively encouraged. In this situation, the authorities tend to use opinion leaders.
Democratic style - it is characterized by the decentralization of management, participatory decision-making; the initiative is supported by subordinate and actively encouraged. In relations manager with subordinates marked tact, endurance, kindness.
The dynamic styles of modern conditions optimal for leaders recognize, in fact, an entirely new style of management. This style of leadership is characterized by having a clear position on any issue, the creative approach to problem solving, willingness to take reasonable risks, efficiency and entrepreneurial spirit, intolerance of shortcomings, sensitive and attentive to the people, the lack of subjectivism and formalism, based on the collective. Management methods - methods and techniques is the impact of the head of the organization department of health or on the team for a more efficient use of available resources in order to address, its tasks. Organizational and administrative management practices allow, primarily compensating for shortcomings in the planning, to respond quickly to the changing situation and making adjustments to output the control object to the new parameters by the directives, orders, directives, orders, resolutions, regulations, etc. These techniques can effectively ensure the interaction between the individual structural elements of the system or the organization of health care.
References
1. Public health and health care. Textbook. Yu.P.Lisitsyn 507 p.
2. Public health and health care textbook. V.A.Minyaeva., N. Vishnjakova. 655 p.
Training and education of nurses in the Republic of Uzbekistan Uktamova Z.1, Mamatkulov B.2, Urazalieva I.3 (Republic of Uzbekistan) Подготовка и обучение медицинских сестер в Республике Узбекистан Уктамова З. Р.1, Маматкулов Б. М.2, Уразалиева И. Р.3 (Республика Узбекистан)
'Уктамова Зулхумор Рустамжановна / Uktamova Zulhumor — студент,
факультет высшего сестринского дела, Ташкентская медицинская академия, Ферганский филиал, г. Фергана; 2Маматкулов Бахромжон Маматкулович /Mamatkulov Bahromjon - доктор медицинских наук, профессор, директор
Школы общественного здравоохранения; 3Уразалиева Ильмира Равкатовна / Urazalieva Ilmira — ассистент, Школа общественного здравоохранения, Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в Республике создана и успешно функционирует многоуровневая система подготовки сестринского персонала: первый уровень - колледж - медицинская сестра, второй уровень - вуз -специализированная медицинская сестра (бакалавр) - для работы в неотложной экстренной медицине, акушерстве, хирургии; операционная сестра, менеджер сестринского дела, третий уровень - магистр по организации и управлению в сестринском деле.
Abstract: the Republic created and successfully functioning multi-level system of training of nursing personnel: the first level - college - the nurse, the second level - high school - specialized nurse (Bachelor) - to work in the emergency room emergency medicine, obstetrics, surgery; scrub nurse, nursing manager, third level - Master of the organization and management in nursing.
Ключевые слова: медицинская сестра, образование, медицинский колледж, бакалавр, магистр. Keywords: nurse, education, college of medicine, bachelor, master.
Специалисты сестринского дела составляют одну из самых многочисленных групп медицинских работников, у которых в настоящее время значительно расширяется круг обязанностей при проведении как профилактических, диагностических, так и лечебных процедур. Во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Канада, Швеция, Финляндия и др.) функционирует многоуровневая система подготовки и обучения медицинских сестер [1, с. 19, 2, с. 10-11].
В г. Ташкенте в 1995 году с участием представителей ВОЗ состоялось первое совещание главных медицинских сестёр, на котором были рассмотрены приоритетные вопросы по разработке нормативно-законодательной базы сестринского дела, пересмотрены профессиональные структуры персонала среднего звена, уточнены роль и функции на каждом уровне, определена необходимость реформирования образования, создания стандарта сестринских услуг. Для выполнения поставленных задач по подготовке среднего медицинского звена в республике предусмотрен поэтапный перевод существующих медицинских училищ в медицинские колледжи - учебные заведения нового типа и академические лицеи, в медицинских ВУЗах открыты специальные факультеты.
Государственная программа реформирования в системе образования и здравоохранения Республики Узбекистан создала возможность проведения реформы сестринского дела. Одним из нормативных документов реформирования здравоохранения является Указ Президента «О реформировании системы здравоохранения» № 2107 от 10 ноября 1998 года.
Таблица 1. Структура непрерывного сестринского образования в Узбекистане
Уровень образования Образовательное учреждение Срок обучения, лет
Базовое сестринское образование Колледж (73 колледжа) 3
Высшее сестринское дело (бакалавр) ВУЗ (5 вузов и Зфилиала) 3
Магистратура по специальности организация и управление в сестринском деле (магистр) ВУЗ (Ташкентская медицинская академия ТМА, Ташкентский педиатрический медицинский институт) 2
Докторантура (стажёр-исследователь) по общественному здоровью и управлению здравоохранением ВУЗ 3
Повышение квалификации Республиканским центром повышения квалификации и специализации средних медицинских и фармацевтических работников 1 месяц
Первый уровень - колледж - медицинская сестра, второй уровень - ВУЗ - специализированная медицинская сестра (бакалавр) - для работы в неотложной экстренной медицине, акушерстве, хирургии; операционная сестра, менеджер сестринского дела, третий уровень - магистр по организации и управлению в сестринском деле. Таким образом, в Республике создана и успешно функционирует многоуровневая система подготовки сестринского персонала, которая осуществляются в 73 медицинских колледжах, 5 высших учебных медицинских заведениях и 3-х их филиалах. Если проследить динамику приёма и выпуска медицинских сестёр с высшим сестринским образованием, то можно увидеть рост приёма и выпуска на факультетах высшего сестринского образования.
Основная цель подготовки медицинских сестёр - обеспечение отрасли специалистами, способными реформировать сестринское дело на основе внедрения современных сестринских технологий, обеспечение подготовки, обучения сестринского персонала и управления им. Потребность в качественно новом уровне сестринских услуг неразрывно связана с изменениями в сестринском образовании, системе управления сестринской деятельностью, научными сестринскими исследованиями.
В настоящее время в Республике Узбекистан созданы и успешно функционируют образовательные учреждения и образовательный процесс, обеспечивающий непрерывное сестринское образование от базового сестринского образования до степени магистра с последующим повышением квалификации. Главной целью реформы сестринского дела в Узбекистане является приведение уровня подготовки медицинских сестёр в соответствии с требованиями здравоохранения.
В настоящее время одной из важнейших задач является совершенствование и обеспечение максимальной преемственности в подготовке руководителей сестринского дела между образовательными учреждениями и практическим здравоохранением по принципу «колледж <——> ВУЗ<—_> практическое здравоохранение».
Литература
1. Мнение пациентов - результаты анкетирования // Сестринское дело: Вестник. № 3, 2005. 19 ^
2. Перфильева Г. МСестринское дело в современных службах здравоохранения // Материалы симпозиума. М., 1995. С. 10-11, 19 с.
Epidemiology of diabetes Nurdinova G.1, Avezova G.2, Berdieva D.3, Sherkuzieva G.4 (Republic of Uzbekistan)
Эпидемиология сахарного диабета Нурдинова Г. У.1, Авезова Г. С.2, Бердиева Д. Б.3, Шеркузиева Г. Ф.4 (Республика Узбекистан)
'Нурдинова Гузалой Усмановна /Nurdinova Guzaloj — магистр;
2Авезова Гулойим Саттаровна /Avezova Gulojim - кандидат медицинских наук, старший преподаватель,
Школа общественного здравоохранения;
3Бердиева Дилором Бобомуродовна / Berdieva Dilorom — ассистент, кафедра народной медицины, реабилитологии и физического воспитания;
4Шеркузиева Гузал Фахриддиновна / Sherkuziyeva Guzal — доцент, кафедра коммунальной гигиены и гигиены труда, Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в последние годы во всех высокоразвитых странах отмечается выраженный рост заболеваемости сахарным диабетом. Финансовые затраты на лечение больных сахарным диабетом и его осложнений достигают астрономических цифр. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) расценивает сахарный диабет как эпидемию особого неинфекционного заболевания. Широкая распространенность, ранняя инвалидизация пациентов, высокая смертность явились основаниями считать сахарный диабет (СД) одной из ведущих медико-социальных проблем современной медицины, а борьбу с ним считать приоритетом национальных систем здравоохранения.
Abstract: last years increase in the incidence of diabetes marked in all the advanced countries. Financial expenses for the treatment of patients with diabetes and its complications reach to astronomical figures. The World Health Organization (WHO) regards diabetes is as epidemic a special noninfectious diseases. The broad prevalence early disability of patients and diabetes regard to reasons high death rate and one of the problems of the leading medical and social modern medicine. The struggle with diabetes regard a priority national health systems.
Ключевые слова: сахарный диабет, эпидемиология, осложнение. Keywords: diabetes, epidemiology, complication.
Еще за полторы тысячи лет до нашей эры древние египтяне в своем медицинском трактате «Папирус Эберса» описывали сахарный диабет как самостоятельное заболевание. Великие врачи Древней Греции и Рима неустанно размышляли об этой загадочной болезни. Лекарь Аретаиус дал ей название «диабет» - по-гречески «протекаю, прохожу сквозь». Сахарный диабет - это тяжелое хроническое заболевание, характеризующееся нарушением всех видов обмена веществ и, в первую очередь, углеводного [1, c. 126-128].
Сахарный диабет приводит не просто к потере здоровья - к формированию множества его осложнений, сокращению качества и продолжительности жизни, но и к огромным финансовым тратам - закупкам медикаментов, постоянному контролю различных анализов, частым госпитализациям и социальным пособиям по инвалидности, которые ложатся бременем на государственный и местный бюджеты или кошелек самого пациента. Сахарный диабет входит в топ десятку самых дорогих массовых заболеваний [3, с. 1]. Сахарный диабет опасен тем, что вызывает поражение сосудов сердца, мозга, конечностей, почек, сетчатки глаз, что в результате приводит к развитию инфаркта миокарда, инсульта, гангрены, слепоты.
Инфаркт миокарда и инсульт у больных сахарным диабетом встречаются в 5-6 раз чаще, чем у людей, не страдающих этой патологией. Общество слепых на 60-70 % состоит из больных сахарным диабетом. Ампутация нижних конечностей у них проводится в 5-6 раз чаще, чем в общей популяции.
Современная классификация сахарного диабета, принятая Всемирной организацией здравоохранения, выделяет несколько его видов. Большинство больных диабетом имеют сахарный