Научная статья на тему 'Подготовка будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства, обеспечивающего качество образовательного процесса в ДОУ'

Подготовка будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства, обеспечивающего качество образовательного процесса в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курченко В. П.

В статье представлены результаты анализа научных исследований, раскрывающих содержание феномена «проектная деятельность». Раскрыта многоаспектность данной категории. Представленные положения служат теоретической и методической основой подготовки будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства, обеспечивающего качество образовательного процесса в ДОУ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

6. Головко Н.В., Рузанкина Е.А. Особенности трансформации высшего образования в свете концепции науки второго рода // Философия образования, 2013, № 3 (48) - С. 53-59. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.nsu.ru/rs/mw/Пnk/Media:/27358/Golovko-FO13_3.pdf

7. Введение в соционику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociomodel.ru/socionics.htm

8. Краснощеков А.В. Статистическое исследование балльно-рейтинговых систем вузов России // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 1; URL: www.eduherald.ru/122-11972

© В.В. Краснощеков, Н.В. Семенова, А.В.Краснощеков, 2015

УДК: 372.851

В. П. Курченко

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В. И. Вернадского» г. Ялта, Российская Федерация

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Аннотация

В статье представлены результаты анализа научных исследований, раскрывающих содержание феномена «проектная деятельность». Раскрыта многоаспектность данной категории. Представленные положения служат теоретической и методической основой подготовки будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства в ДОУ.

Ключевые слова

Проект, проектная деятельность, образовательное пространство, проектирование образовательного пространства ДОУ, подготовка будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства.

Введение. Для дошкольного образования начинается новый, качественно более высокий этап развития. Создание механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечение ее соответствия требованиям XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности и государства.

В свете этих изменений, чтобы соответствовать требованиям времени, современный педагог должен иметь не только базовые знания и умения, но и владеть инновационными технологиями. Большее внимание уделять, в своей работе, проблемам обеспечению стандарта качества дошкольного образования. И формированию в ДОУ образовательного пространства, стимулирующего детскую инициативу и самостоятельность, творческую свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребенка.

В современных условиях, когда перемены в жизни, в обществе и образовательных учреждения происходят стремительно. Одной из задач ВУЗов стала подготовка будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства в ДОУ.

На государственном уровне необходимость, подготовки будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства, отражена в Законе РФ "Об образовании", "Национальной доктрине образования в РФ", "Федеральном государственном стандарте дошкольного образования".

Вместе с тем, анализ деятельности педагогов дошкольных учреждений свидетельствует о недостаточности готовности к проектированию образовательного пространства, а существующая практика

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

методической поддержки педагогов, в основном, ориентирована на общие образовательные задачи детского сада, но не на подготовку к проектированию образовательного пространства.

Формулировка цели статьи. Проблема формирования инновационного образовательного пространства в последнее десятилетие становится одной из актуальных в отечественной педагогике. Проблема проектирования педагогической деятельности, занимаемая значительное место в современных исследованиях и практике, все же в большинстве случаев рассматривается в аспекте новых технологий, которыми должны овладеть педагоги.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется:

- между необходимостью проектирования образовательного пространства, обеспечивающего качество образовательного процесса в ДОУ, и отсутствием научно разработанных положений по проектированию образовательного пространства;

- потребностью современного развивающегося общества в педагогах способных к самостоятельному прогнозированию многообразных образовательных отношений с детьми на широком социальном «знаниевом» поле и неготовностью многих педагогов дошкольного учреждения к осуществлению этих функций.

- сложившейся практикой дошкольного образования, предъявляющей требования к воспитателю в проектировании образовательного пространства, с одной стороны, и недостаточной научной и практической разработанностью проблемы готовности будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства, с другой стороны.

Учитывая вышеизложенное, актуальность проблемы и недостаточную ее разработанность, нами был сделан выбор темы исследования: "Подготовка будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства, обеспечивающего качество образовательного процесса в ДОУ".

Целью исследования: разработать и внедрить модель подготовки будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе [1,с. 11-12].

Огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения во всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, проектная деятельность является субъектной деятельностью педагога, поскольку раскрывает его личный замысел, превращает его жизнедеятельность в предмет практического преобразования, развивает креативный потенциал, обеспечивает собственное видение пути обеспечения качества образования и воспитания.

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.

По мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегрированным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное, творческой деятельности [2, с.160].

Вместе с тем в условиях развития системы дошкольного образования, большое внимание уделяется проблемам обеспечения стандарта качества дошкольного образования. Прежде всего, проектированию образовательного пространства, стимулирующего детскую инициативу и самостоятельность, творчество и свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребенка.

Исходя из выше сказанного, мы считаем, что проблема образования подрастающего поколения уже на уровне дошкольного детства связана с полноценным использованием «образовательного пространства ДОУ», умением его проектировать.

А проектирование образовательного пространства современного ДОУ на основе ФГОС ДО, прежде всего, должно быть направлено на достижение следующих целей:

1. Повышение социального статуса дошкольного образования.

2. Обеспечение равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре, результатам их освоения;

4. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Важно заметить, что проективные умения у будущих специалистов в области дошкольного образования будут развиваться непосредственно в процессе профессиональной деятельности, главное направить их мотивацию на овладение высоким уровнем развития данных видов умений, что в свою очередь будет соответствовать следующим показателям: специалист будет способен критически анализировать существующие методические рекомендации, уметь логически обоснованно выделять систему целей и задач педагогического процесса; предвидеть результат своей деятельности, планировать ее этапы, находит на этой основе нестандартные методические решения.

Выводы. Подготовка будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства в ДОУ, будет эффективна если процесс подготовки к проектированию будет:

- осуществляться в соответствии с алгоритмом проектирования, учитывающим особенности средообразующего фактора образовательного пространства, в соответствии с ФГОС ДО;

- сопровождаться обучением будущих воспитателей технике педагогического проектирования образовательного пространства;

- будут разработаны критерии и показатели уровня готовности будущих воспитателей к проектированию образовательного пространства в ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Бережнова, О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения Управление дошкольным образованием/ О.В. Бережнова.// Управление ДОУ. - 2014. - №5. - С. 11 - 12.

2. Матяш, Н. В.. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение./ Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2012г. - 160 с.

3. Патранова, И. Проектный метод / И. Патронова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С.81.

© В. П. Курченко, 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

УДК 378.1

А.Б. Лагкуева

ассистент кафедры иностранных языков Факультет «Налоги и налогообложение» Г. Владикавказ, Российская Федерация

С.Б. Гуриева

старший преподаватель кафедры иностранных языков Факультет «Налоги и налогообложение» Г. Владикавказ, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Научно-исследовательская деятельность играет важную роль в процессе подготовки студентов -будущих специалистов. Это актуализирует проблему формирования у обучающихся научно-исследовательских компетенций. Компетентностный подход в педагогической теории и практике широко представлен трудами И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, и многих других ученых. Современный этап в исследовании компетенций, их связи с научно-исследовательской деятельностью связан с работами М.И. Бекоевой [2], М.В. Дубовой [3], Б.А. Тахохова [4], В.Д. Шадрикова [5], И.Б. Шмигириловой [6], которые имеют немаловажное значение в развитие компетентностного подхода.

И.Б. Шмигирилова компетенцию определяет как готовность к определенной деятельности, меру включенности в деятельность, высокий уровень владения деятельностью, опыт самостоятельной, успешной и эффективной деятельности; свойства и качества личности, ее характеристики, эмоционально-ценностные и интеллектуальные способности [6, с. 260-263]. Таким образом, мы можем утверждать, что компетенция относится не столько к субъекту деятельности, сколько к кругу вопросов, относящихся к разным видам деятельности. Это говорит о том, что компетенции связаны с функциональными задачами, связанными с конкретной деятельностью.

Определяя компетенцию как системное проявление научных знаний, умений и практических навыков, способностей и личностных качеств, В.Д. Шадриков отмечает, что в образовательном процессе наблюдается определенная диалектика формирования научно-исследовательских компетенций, причем в каждой исследовательской деятельности вес этих компетенций и их сочетания могут значительно отличаться друг от друга. Научно-исследовательские компетенции приобретаются на основе знаний, умений и личностных качеств, но сами эти способности и личностные качества не являются компетенциями, а выступают как основные условия для формирования научно-исследовательских компетенций [5, с. 15-21].

Группа ученых под руководством В.Д. Шадрикова разработала «Модель специалиста с высшим профессиональным образованием», которая состоит из следующих структурных компонентов: умение переводить получаемые научные знания в инновационные педагогические технологии, превращая новые знания в конкретные предложения; владение базовыми знаниями и умениями, обеспечивающими способность учиться в течении всей жизни; обеспечение доступа к информационным источникам и электронным ресурсам; владение навыками творческой деятельности и проведения научных исследований, самостоятельного получения знаний; владение методологическими знаниями и аналитическими навыками, ценностями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, быть гражданином демократического общества.

Анализируя перечисленные структурные компоненты модели специалиста, М.И. Бекоева дает определение профессиональной компетентности, под которой понимает личностное системное новообразование, влияющее на способность работника добиваться успехов в решении профессионально-важных задач на основе интеграции внутренних процессов саморазвития, самореализации, профессиональной мобильности и карьерного роста. Профессиональная компетентность, по мнению М.И. Бекоевой, обогащается следующими компетенциями: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); умением организовывать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.