Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 123-127. УДК 371.13:373.2
Подготовка будущих учителей начальных классов к проектированию урока на основе использования web-технологии «Электронный конструктор методических пазлов»
В статье анализируются трудовые действия, необходимые для осуществления педагогической деятельности современным педагогом. Автором обосновывается необходимость использования инновационного инструментария в подготовке педагогических кадров для проектирования образовательного процесса.
Цель: представить возможности web-технологии «Электронный конструктор методических пазлов» для подготовки будущих учителей начальных классов к самостоятельному проектированию учебного процесса в соответствии с запросами общества, требованиями стандарта, необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения, а также собственными методическими компетентностями.
Материалы и методы: идеи системного подхода к обучению, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы в обучении младших школьников; концепция о сущности и классификации методов; теоретический анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ эмпирических данных.
Результаты исследования, обсуждения: одной из технологий по проектированию учебного процесса и обучению студентов составлению технологической карты урока является web-сайт «Электронный конструктор методических пазлов». Представляемая технология предназначена для автоматизации процесса проектирования и методического сопровождения урока на основе баз данных методических приемов с сформулированными метапредметными результатами, проклассифицированных по предметной области, типу урока, этапу урока, форме организации деятельности, а также баз данных дидактических материалов, структурированных по предметной области.
Заключение: практическая значимость разработки состоит в возможности внедрения в учебный процесс педагогических образовательных учреждений с целью формирования у студентов компетенций в области проектирования и разработки учебно-методического обеспечения урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и организации сетевого взаимодействие между образовательными организациями разных уровней по обмену педагогическим опытом.
Ключевые слова: учитель начальных классов, проектирование урока, методические приемы, дидактические материалы, технологическая карта урока, web-технология
Н. В. Кузнецова
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 123-127.
N . V. К u z n ets ova
Future Elementary School Teachers Training in Lesson Designing based on Web Technology "Teaching Puzzles Electronic Design Wizard"
The article analyses the occupational operations required from modern teacher to commit his pedagogical activities. The author substantiates the relevance to use innovative tools in pedagogical staff training to design the educational process.
Scope: to present the potentials of web technology "Teaching Puzzles Electronic Design Wizard" in future elementary school teachers training for their independent designing of educational process in conformance with requirements of society, standard, provision of individualization and differentiation in education, and their own teaching competence.
Маteriaís and methods: ideas of systemic approach to teaching procedure, personality-centered, personality-pragmatic approaches in teaching the elementary schoolchildren; the concept on the essence and classification of methods; theoretical analysis of scientific literature, investigating and summarizing the pedagogical experience, empiric data analysis.
Research, discussion results: one of educational process design technologies to train students in designing the technological chart of the lesson is the web-site "Teaching Puzzles Electronic Design Wizard". The presented process is intended to automatize the process of designing and methodological supervision of the lesson based on teaching methods database with well defined metadisciplinary results classified as per the subject area, type of lesson, lesson phase, form of organizing the activities, and the database of didactic materials structurized as per the subject area.
Conclusion: practical relevance of this development lies in option to incorporate it into the teaching process of pedagogical educational institutions with a view to form in students the competence in the sphere of designing and development of teaching ana methodological support of the lesson with the use of modern informational and communicative technologies and organizing the networking cooperation among educational institutions of different levels in terms of pedagogical experience exchange.
Key words: elementary school teacher; lesson designing; teaching methods; didactic materials; technological chart of the lesson; web technology
Благодарности
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) по теме «Разработка и внедрение новых форм методической подготовки будущих учителей начальных классов с учетом новых технологий».
овышение требований к деятельности современного педагога, процессы глобализации мирового пространства, нацеленность современного общества на расширение доступности и повышение качества образования диктуют необходимость оптимизации используемых в практике подготовки педагогических кадров ресурсов и технологий.
На сегодняшний день в профессиональном стандарте педагога в разделе описания общетрудовой функции «Обучение» обозначен целый комплекс важных для каждого будущего учителя трудовых действий, среди которых «формирование универсальных учебных действий», «планирование и проведение учебных занятий», «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями» [11]. Такой симбиоз характеристик деятельности педагога указывает на то, что «будущему учителю уже недостаточно иметь просто глубокие предметные знания и овладеть практическими умениями и навыками. Начинающему педагогу необходимы аналитические, информационные, рефлексивные, коммуникативные умения, то есть он должен овладеть профессиональной компетентностью» [12]. Поэтому назрела необходимость использования инновационного инструментария в подготовке педагогических кадров, предоставляющего функционал, актуальный для выстраивания современного образовательного процесса.
Различные аспекты использования новых технологий в системе современного образования и опыт внедрения инновационных технологий представлен во многих исследованиях [1; 2; 8; 10]. Особое внимание ученые уделяют формированию практических профессиональных компетенций у будущих учителей [5; 13], использованию цифровой образовательной среды, в частности, для планирования урока [3; 6].
Одной из технологий по проектированию учебного занятия и обучению будущего учителя начальных классов составлению технологической карты урока является web-сайт «Электронный конструктор методических пазлов», соз-
Acknowledgements
The study was performed under a grant to conduct scientific research on priority areas of scientific activities of universities-partners in networking (Chuvash state pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev and Mordovia state pedagogical Institute named after M. E. Evseveva) on the theme «Development and introduction of new forms of methodical training of future primary school teachers taking into account new technologies».
данный коллективом преподавателей кафедры методики дошкольного и начального образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Электронный ресурс располагается в сети Интернет по адресу http://tkumgpi.ru.
Методологическую основу разработки электронного конструктора составили: идеи системного подхода к обучению (Н. Г. Алексеев, Б. Д. Юдин и др.); личностно-ориентированный, лич-ностно-деятельностный подходы в обучении младших школьников (C. Л. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); концепция о сущности и классификации методов обучения (Ю. К. Бабанский, A. M. Данилов, Б. П. Есипов, Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин)и др.
На сегодняшний день «Электронный конструктор методических пазлов» - это «программно-реализованная динамично развивающаяся электронная система, предназначенная для автоматизации процесса проектирования и методического сопровождения урока на основе баз данных методических приемов с сформулированными метапредметными результатами, проклассифицированных по предметной области, типу урока, этапу урока, форме организации деятельности, а также баз данных дидактических материалов, структурированных по предметной области» [7, с. 5]. Под «методическими пазлами» или элементами методического сопровождения проектирования урока понимаются «предметная область, тип урока, этапы урока, формы организации деятельности обучающихся, используемые методические приемы, дидактический материал, формируемые универсальные учебные действия» [9, с.70].
Будущие учителя начальных классов могут ознакомиться с библиотекой методических приемов, которые структурированы разработчиками по предметам начальной школы (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) с удобным представлением структурированной информации для восприятия пользователем. Каждый методический прием кратко
охарактеризован, к нему сформулированы планируемые универсальные учебные действия, подобран небольшой пример реализации в контексте конкретного этапа урока. Продемонстрируем описание одного из приемов на примере урока «литературное чтение»:
Тип урока: комбинированный.
Этап урока: изучение нового материала.
Форма организации: фронтальная.
Название приема: выборочное чтение.
Описание приема: выборочное чтение - чтение части текста по заданию учителя.
Формируемые УУД:
регулятивные: оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; доказательство;
коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других.
Пример использования. Тема В. А. Осеева «Волшебное слово».
- Найдите предложения в тексте, которые помогли нам понять настроение Павлика. (Красное, сердитое лицо мальчика. Сердито буркнул мальчик. Павлик засопел от обиды. Павлик стукнул кулаком по скамейке.)
Функции сайта позволяют структурировать все имеющиеся приемы по предмету, типу урока, этапу урока и форме организации деятельности детей.
Второй актуальной базой (библиотекой) на сайте является «База дидактических материалов», которая содержит различные виды обучающих средств по основным предметам начальной школы: текстовые материалы, портреты авторов произведений, иллюстрации, аудиозаписи, презентационные материалы, звуковые файлы, документальные и мультипликационные фильмы. Данный ресурс обладает свойством динамичности, содержит библиотеки методических приемов и дидактических материалов, которые постоянно обновляются и пополняются.
Но основные задачи сайта не информационные. Главное назначение web-технологии - проектирование урока на основе создания технологических карт урока. Технологические карты как инструментарий, сменивший сценарии планов конспектов, позволяют раскрыть «содержание урока не по вертикали, как это было при традиционном уроке, а по горизонтали» [4, с. 10]. Технологическая карта, по мнению разработчиков, «является средством представления индивидуальных методов и логики работы учителя на занятии; включает проектирование следующих основных методических компонентов урока: тип урока, формы организации деятельности педагога и учеников, используемые методические приемы, формируемые универсальные учебные действия» [7, с. 6]. Качество разработки технологической карты является важным условием
успешного решения поставленных целей и задач урока, методической эффективности деятельности педагога и становится предметом последующей рефлексии и организации корректирующих действий.
В процессе использования «Электронного конструктора методических пазлов» осуществляется последовательное наполнение технологической карты в соответствии с представленными основаниями. Выбранный тип урока автоматически предлагает пользователю типовые этапы, характерные для структуры основной дидактической единицы. Например, для урока обобщения и систематизации знаний предлагается следующая структура:
1. Организационный момент.
2. Актуализация.
3. Обобщение и систематизация знаний.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
5. Контроль усвоения знаний.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Автоматизация механизмов присутствует и в части представления планируемых универсальных учебных действий к каждому выбираемому приему. Например, прием «дерево предсказаний» предлагает формулировки универсальных учебных действий:
регулятивные:
- пошаговый контроль собственных действий в процессе закрепления материала;
познавательные:
- разграничение основной и второстепенной информации;
- преобразование информации из одной формы в другую;
коммуникативные:
- инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.
Предъявление студентам элементов методического сопровождения урока в готовом виде не предполагает только механическое воссоздание проектировочного документа. Творческая составляющая процесса планирования урока заложена в выборе необходимых методических приемов и наполнении их содержательной сценарной части в зависимости от используемого учебно-методического комплекса, от решаемых на уроке задач, от уровня знаний и умений детей. Если пользователь не нашел в базе тот прием, который ему необходим, он может вставить свой через дополнительно экранное вложение, кратко описав его функционал.
Web-технология предлагает не только проектирование технологической карты урока, но и «встраивание» в технологическую карту необходимого методического обеспечения конкретного занятия. При желании студент может загрузить в проект карты свои необходимые для работы текстовые, графические, звуковые, видео-файлы и т.д.
Технологические возможности ресурса позволяют не только сформировать удобную для реализации урока структурированную модель, но и в режиме онлайн демонстрировать все необходимые дидактические материалы при проигрывании сценария урока на практических занятиях, на демонстрационном экзамене в рамках государственной итоговой аттестации и, несомненно, в реальной ситуации на практике. Рациональность использования сайта заключается и в возможности организации каждым зарегистрированным пользователем своего личного кабинета с функциями хранения всех составленных технологических карт урока, распределения их по классам (1-4), по основным предметам начальной школы, типам урока.
Начинающие педагоги могут опубликовать на главной странице сайта проекты своих технологических карт уроков, обсудить идеи через систему комментариев и оценок с представителями педагогического сообщества. Кроме того на сайте располагаются все последние новости в си-
стеме образования, нормативно-справочная информация, электронные материалы различных учебно-методических комплексов. Размещение ресурса в сети Интернет дает возможность будущим педагогам независимо от места проживания воспользоваться его функционалом.
В заключение отметим, «Электронный конструктор методических пазлов» - «это технология планирования урока, позволяющая учить будущих педагогов разрабатывать урок по выбранным параметрам. Структурированная основа позволяет сгруппировать этапы урока целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения предмета, гибко использовать предложенные методические приемы и дидактические материалы» [6, с.95]. Ресурс помогает будущим педагогам «опираться на ориентиры, руководствоваться чувством целесообразности, порядка, очевидности того дела, которое они делают, не потеряв при этом ту свободу, которая предлагается стандартом» [14, с.45].
ЛИТЕРАТУРА
1. Larisa Evgenievna Babushkina, Natalya Viktorovna Kuznetsova, Vasily Vasilievich Kadakin, Tatiana Ivanovna Shukshina, Alexander Evgenyevich Falileev. The electronic designer of methodical puzzles as means of the educational process organization at school. Ponte, 2017. vol. 73. no. 6. DOI: 10.21506/j.ponte.2017.6.7. URL: http:// http://www.pontejournal.net/mainpanel/abstract.php?TOKEN=gRkgF5411G&PID=PJ-D516Y (дата обращения: 05.06.2018).
2. Бубнов Г. Г., Никульчев Е. В., Плужник Е. В. Опыт внедрения инновационных информационных технологий в образовательную деятельность // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 159-161.
3. Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Электронные средства конструирования методического обеспечения современного урока // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 32-35.
4. Кержеменцева А. В. Новый подход к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС НОО // Начальное образование. 2014. № 6. С. 9-11.
5. Кузнецова Н. В., Маслова С. В., Чиранова О. И. Практико-ориентированный подход к подготовке современного учителя начальных классов // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 77-83.
6. Кузнецова, Н. В., Чиранова О. А. Методическое сопровождение процесса планирования урока с учетом требований ФГОС НОО // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: монография / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. С. 77-95
7. Кузнецова Н. В., Люгзаева С. И., Маслова С. В. , Чиранова О. И., Янкина Л. А. Технология проектирования урока «Электронный конструктор методических пазлов» : методическая разработка. Мордов. гос. пед. инт. - Саранск, 2018. 73 с.
8. Кулебякина М. Ю. Технология проектирования урока в логике системно-деятельностного подхода // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 36-39.
9. Люгзаева С. И. Методические подходы к проектированию урока русского языка в начальной школе в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 69-74.
10. Мироненко И. В. Условия и средства формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства // Инновации и инвестиции. 2015. № 6. С. 174-176.
11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) учитель, воспитатель» [Электронный ресурс] // сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения: 06.06.2018).
12. Рязанцева И. В. Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности - важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2012/10/11/psikhologo-teoreticheskaya-i-emotsionalno-psikhologicheskaya (дата обращения: 14.06.2018).
13. Токтарова В. И. Управление электронным обучением в условиях адаптивной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 96-101.
14. Чиранова О. И. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 43-47.
1. Larisa Evgenievna Babushkina, Natalya Viktorovna Kuznetsova, Vasily Vasilievich Kadakin, Tatiana Ivanovna Shukshina, Alexander Evgenyevich Falileev. The electronic designer of methodical puzzles. Ponte, 2017. vol. 73. no. 6. DOI: 10.21506 / j.ponte.2017.6.7. Available at: // http: //www.pontejournal.net/mainpanel/abstract.php? TOKEN = gRkgF5411G & PID = PJ-D516Y (accessed 5 June 2018).
2. Bubnov G.G., Nikulchev E.V., Pluzhnik E.V. Experience of introduction of innovative information technologies in educational activity. Higher education in Russia. 2015. no. 1. pp. 159-161. (in Russian)
3. Kadakin V. V., Shukshina T. I., Zamkin P. V. Electronic means of designing methodical support of the modern lesson. Humanities and Education. 2017. no. 1 (29). pp. 32-35. (in Russian)
4. Kerzhentseva A.V. New approach to the modern lesson in accordance with the requirements of the FSES. Primary education. 2014. no. 6. pp. 9-11. (in Russian)
5. Kuznetsova N.V., Maslova S.V., Chiranova O.I. Practical-oriented approach to the preparation of the modern teacher of primary classes. Humanities and Education. 2016. no. 4 (28). pp. 77-83. (in Russian)
6. Kuznetsova N. V., Chiranova O.A. Methodological support of the planning process of the lesson taking into account the requirements of the FSES / Innovative activity of the teacher in the context of the implementation of the GEF of general education: monograph / Mordov. state. ped. in-t. Saransk, 2017. pp. 77-95. (in Russian)
7. Kuznetsova N. V., Lyugzaeva S.I., Maslova S.V., Chiranova O.I., Yankina L. A. Technology of the lesson design "Electronic designer of methodical puzzles": methodical development. Mordovians. state. ped. in-t. Saransk, 2018. 73 p. (in Russian)
8. Kulebyakina M. Yu. Technology of designing a lesson in the logic of the system-activity approach. Humanities and Education. 2017. no. 1 (29). pp. 36-39. (in Russian)
9. Lyugzaeva S.I. Methodical approaches to designing a lesson of the Russian language in an elementary school in the context of the realization of the system-activity approach. Humanities and Education. 2017. no. 1 (29). pp. 69-74. (in Russian)
10. Mironenko I.V. Conditions and means of formation of professional and pedagogical competence of the future teacher of technology and entrepreneurship. Innovations and investments. 2015. no. 6. pp. 174-176. (in Russian)
11. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) teacher, educator" [Electronic resource] // site of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "Professional standards". URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (accessed 5 June 2018). (in Russian)
12. Ryazantseva I.V. Psychological-theoretical and emotional-psychological readiness of the student for professional and pedagogical activity is an important factor for achieving the qualitative preparation of the future teacher [Electronic resource] // Social network of educators. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/10/11/ psikhologo-teoreticheskaya-i-emotsionalno-psikhologicheskaya (accessed 5 June 2018). (in Russian)
13. Toktarova V.I. Management of e-learning in conditions of the adaptive information-educational environment of the university. Bulletin of the Mari State University. 2018. V. 12. no. 1. pp. 96-101. (in Russian)
14. Chiranova O.I. Designing a lesson from the standpoint of the formation of universal educational activities among junior schoolchildren. Humanities and Education. 2017. no. 1 (29). pp. 43-47. (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторе Кузнецова Наталья Викторовна
(Россия, Саранск) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой методики дошкольного
и начального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева E-mail: kuz_nv75@mail.ru
Information about the author
Kuznetsova Natalia
(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of methods of preschool and primary education Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev E-mail: kuz_nv75@mail.ru