Научная статья на тему 'Подготовка будущих бакалавров профессионального обучения в условиях малых инновационных предприятий'

Подготовка будущих бакалавров профессионального обучения в условиях малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАБОТОДАТЕЛИ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / PREPARATION / THE FUTURE BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / INTERACTION / PROFESSIONAL THE COMPETENCE / EMPLOYERS / A LABOR MARKET / SOCIAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валежанина Т. В.

В статье рассматривается подготовка бакалавров профессионального обучения в условиях малых инновационных предприятий. Малое инновационное предприятие (МИП) рассматривается автором как экспериментальная площадка по реализации и адаптации учебных программ согласно требованиям рынка, как своеобразный «мостик», связующее звено между вузом и работодателем. Вузы и работодатели должны быть сегодня заинтересованы в создании системы, объединяющей их усилия по формированию профессиональных компетенций студентов в рамках различных практик в соответствии с требованиями существующего и прогнозируемого рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валежанина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future bachelor’s training of professional education in terms of small innovative companies

In this article the training of professional education bachelors is considered in terms of small innovative companies. Small innovative company (SME) is considered by the author as experimental ground for realization and adaptation of educational program according to the market’s demands, peculiar “link” between university and employer. Universities and employers should be interested in the creation of this system, which unites their efforts of student’s professional competence formation in terms of different practices according to the demands of present and forecast labour market.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих бакалавров профессионального обучения в условиях малых инновационных предприятий»

№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012

Т. В. Валежанина, аспирант, кафедра экономики предпринимательства, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Инновационная экономика, наука и образование определены главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития Российской Федерации на период до 2020 г. При этом важнейшей задачей системы образования является содействие формированию инновационного пути развития отечественной экономики, в том числе посредством качественной подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Для достижения данной цели необходимо совершенствовать систему управления образовательной деятельности вузов, ориентируя ее, прежде всего, на рынок и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг.

Основными внешними потребителями услуг высших учебных заведений являются работодатели (предприятия, организации, органы государственной власти и др.), которые принимают на работу выпускников вузов и ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества.

В последние годы в системе высшего профессионального образования России утвердилась образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования как результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько у выпускников вузов сформированы компетенции — способности выявлять

связи между знаниями и ситуациями и применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам.

Компетентностная ориентация ФГОС ВПО нацеливает российские вузы на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и предполагает интенсификацию взаимодействия высших учебных заведений с работодателями, осуществляемого на основе Федерального закона от 01.12.2007 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и других нормативно-правовых документов.

Система высшего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Вузы и работодатели — звенья одной цепи. Работодатели должны формулировать требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а вузы — удовлетворять эти требования.

Подготовка бакалавра профессионального обучения относится к числу проблем, которые актуальны во все времена: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения — и это естественным образом отражается во взгля-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

дах на систему профессиональной подготовки преподавателей.

Деятельность бакалавра профессионального обучения на современном этапе направлена на реализацию инновационных процессов в теоретическом и производственном обучении учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Вместе с тем, исследование по выявлению уровня знаний выпускников вузов показало, что реальная профессиональная деятельность бакалавра не обеспечивает в полной мере качественное достижение основных профессиональных образовательных целей, поскольку многие работодатели отмечают низкий уровень специальной подготовки в вузах, жалуются на недостаток практических знаний и узкий профессиональный кругозор молодых специалистов1.

Главная претензия работодателей к вузам — оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям тяжелых трудовых будней, к руководству подчиненными, к нормам поведения в бизнес-среде.

Исследование требований, которые определяют содержание стандартов профессионального образования, проблем профессионального образования, позволило нам сделать вывод о том, что к подготовке бакалавра профессионального обучения в современных условиях предъявляются принципиально новые требования, заключающиеся в активном формировании профессионального сознания на основе целостной профес-

сионально-педагогической деятельности; наиболее полном раскрытии способностей студентов к профессионально-педагогической деятельности; развитии культурных потребностей личности; потребностей в самообразовании и самовоспитанности; в развитии творческой индивидуальности педагога в связи с усилением полифункционального характера деятельности педагога.

В связи с этим необходимо выстраивание эффективного канала взаимодействия вуза и работодателей, а также разработка механизма обратной связи, поскольку от этого зависят качественные характеристики подготовленности выпускников, а также их востребованности рынком труда2.

Решение этой ответственной задачи предполагает появление новых форм социального партнерства, новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы при максимальном согласовании и реализации взаимных интересов содействовали вузам в подготовке специалистов, а предприятиям — в обеспечении своих кадровых потребностей.

Поэтому в построении взаимодействия рынка труда и образования играют огромную роль малые и средние инновационные предприятия (далее МИП).

Создание малых инновационных предприятий при вузах обусловлено принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (получивший название «О малых предприятиях при вузах»)3. Президент РФ отметил, что создание малых инновационных предприятий при вузах является одним из основных направлений инновационно-предпринимательской деятельности вузов с целью применения накопленных научных и практических знаний.

В связи с принятием Федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. об автономных организациях и переходе образовательных учреждений в статус автономных в практике вуза стал применяться термин «малое инновационное предприятие при вузе»4.

№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012

«Малое инновационное предприятие при вузе» является таким предприятием, которое учреждается на базе высшего учебного учреждения с целью получения дохода и относится к категории малое предпринимательство по критериям, определенным федеральным законодательством.

Возникновение малых инновационных предприятий при вузах способствует развитию как самого учебного заведения, так и системы высшего профессионального образования в целом. Этот факт способствует как усилению материально-технической базы, так и развитию научных проектов внутри вуза, усилению учебного процесса путем дополнительных практических занятий для студентов, выделения средств для стажировки студентов в других регионах или государствах.

Малое инновационное предприятие (МИП) рассматривается автором как экспериментальная площадка по реализации и адаптации учебных программ согласно требованиям рынка, своеобразный «мостик», связующее звено между вузом и работодателем.

К числу значимых задач, стоящих перед вузами и работодателями в условиях малых инновационных предприятий по формированию востребованных рынком труда профессиональных компетенций в рамках учебных и производственных практик, относятся:

— сопряжение компетенций, осваиваемых в рамках ООП, и содержания практики;

— определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемым студентами на рабочих местах во время практик;

— составление перечня профессиональных компетенций, которые будут приобретены или развиты студентами в процессе практики;

— максимальное сближение компетенций, осваиваемых при прохождении ООП, с компетенциями, запрашиваемыми конкретными работодателями — партнерами вуза;

— согласование оптимальной совокупности педагогических и производственных условий эффективного формирования профессиональных компетенций студентов в процессе практик с учетом их индивиду-

альных творческих способностей, профессиональных интересов и перспектив;

— получение вузами обратной связи от работодателей об уровнях сформированно-сти профессиональных компетенций с целью последующей корректировки и совершенствования основной образовательной программы (ООП), повышения эффективности программ обучения в вузе в целом;

— поиск новых форм учебных и производственных практик, обеспечивающих приобретение студентами значимого опыта практической деятельности и способствующих их гарантированному трудоустройству по специальности (например, путем чередования с теоретическими занятиями на протяжении всего учебного года; оформление практикантов на работу с оплатой их труда; заказ на выполнение курсовых и дипломных проектов и др.);

— стимулирование творческой активности и исследовательской деятельности студентов, создание для них ситуаций профессиональных проб и самотестирования для успешного овладения студентами технологиями самопродвижения и построения собственной карьеры и др.

Социальный диалог и развиваемые на его основе партнерские связи вузов и работодателей являются действенным средством повышения качества высшего профессионального образования, создания дополнительных условий для формирования включенных в ООП компетенций, расширения и углубления практических знаний студентов, однако наибольшую пользу для субъектов партнерства они могут дать, когда к кооперационным процессам присоединяются интеграционные.

Так, на базе Российского государственного профессионально-педагогическо-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

го университета создано и динамично развивается совместное малое инновационное предприятие ООО «Консалтинговая компания "Бизнес-элемент", которая занимается не просто бухгалтерским и экономическим сопровождением сторонних фирм, но и фирм, созданных на базе ФГА-ОУ ВПО РГППУ, что является преимуществом для вуза.

Студенты на таком предприятии видят и понимают процесс «изнутри», могут почувствовать на личном опыте, что представляет собой деятельность по экономическому сопровождению оказываемых услуг. Одновременно с усвоением основной образовательной программы студенты приобретают навыки менеджера организации экономической деятельности.

Вузы и работодатели должны быть сегодня заинтересованы в создании системы, объединяющей их усилия по формированию профессиональных компетенций студентов в рамках различных практик в соответствии с требованиями существующего и прогнозируемого рынка труда. Однако работодатели, хотя и готовы объединить с вузами усилия по оптимизации связанных с практиками компонентов образовательных программ, ожидают предложений по конкретным формам взаимодействия от самих высших учебных заведений. Данное обстоятельство резко повышает роль выпускающих и профильных кафедр, осуществляющих организацию и учебно-методическое руководство конкретным видом практики по направлениям (специальностям), в реализации социального партнерства вузов с работодателями.

Именно они становятся катализатором социального диалога с внешними потребителями образовательных услуг вуза и обеспечивают формирование и укрепление с ними партнерских отношений.

Таким образом, можно констатировать, что эффективность взаимодействия вузов и малых инновационных предприятий в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает. Это будет возможным,

если высшим учебным заведениям удастся осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда. '|Г\

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 18.02.2012).

2. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.referent. ru/1/113937 (дата обращения: 18.02.2012).

3. Уровнем знаний выпускников вузов недовольны более половины отечественных работодателей: Опрос Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru по заказу газеты «Ведомости». — Superjob.ru. — 28.09.2011. [Электронный ресурс] URL: http://www. superjob.ru/community/life/59162/ (дата обращения: 14.02.2012).

4. Суровцева Н. А. Полифункциональный подход к содержанию педагогической практики как условие реализации личностно ориентированного обучения и воспитания будущего специалиста [Электронный ресурс] URL: http://www.festival.1september.ru (дата обращения: 15.05.2012).

5. Котляровская И. В. Механизм взаимодействия способностей и потребностей как основа компе-тентностной доктрины: маркетинговый подход // Болонский процесс: реализация компетентностного подхода в сфере образования: сб. ст. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2009.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 18.02.2012).

7. Там же.

Социальный диалог и развиваемые на его основе партнерские

связи вузов и работодателей являются действенным средством повышения качества высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.