№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012
Т. В. Валежанина, аспирант, кафедра экономики предпринимательства, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Инновационная экономика, наука и образование определены главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития Российской Федерации на период до 2020 г. При этом важнейшей задачей системы образования является содействие формированию инновационного пути развития отечественной экономики, в том числе посредством качественной подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Для достижения данной цели необходимо совершенствовать систему управления образовательной деятельности вузов, ориентируя ее, прежде всего, на рынок и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг.
Основными внешними потребителями услуг высших учебных заведений являются работодатели (предприятия, организации, органы государственной власти и др.), которые принимают на работу выпускников вузов и ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества.
В последние годы в системе высшего профессионального образования России утвердилась образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования как результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько у выпускников вузов сформированы компетенции — способности выявлять
связи между знаниями и ситуациями и применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам.
Компетентностная ориентация ФГОС ВПО нацеливает российские вузы на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и предполагает интенсификацию взаимодействия высших учебных заведений с работодателями, осуществляемого на основе Федерального закона от 01.12.2007 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и других нормативно-правовых документов.
Система высшего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Вузы и работодатели — звенья одной цепи. Работодатели должны формулировать требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а вузы — удовлетворять эти требования.
Подготовка бакалавра профессионального обучения относится к числу проблем, которые актуальны во все времена: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения — и это естественным образом отражается во взгля-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
дах на систему профессиональной подготовки преподавателей.
Деятельность бакалавра профессионального обучения на современном этапе направлена на реализацию инновационных процессов в теоретическом и производственном обучении учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Вместе с тем, исследование по выявлению уровня знаний выпускников вузов показало, что реальная профессиональная деятельность бакалавра не обеспечивает в полной мере качественное достижение основных профессиональных образовательных целей, поскольку многие работодатели отмечают низкий уровень специальной подготовки в вузах, жалуются на недостаток практических знаний и узкий профессиональный кругозор молодых специалистов1.
Главная претензия работодателей к вузам — оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям тяжелых трудовых будней, к руководству подчиненными, к нормам поведения в бизнес-среде.
Исследование требований, которые определяют содержание стандартов профессионального образования, проблем профессионального образования, позволило нам сделать вывод о том, что к подготовке бакалавра профессионального обучения в современных условиях предъявляются принципиально новые требования, заключающиеся в активном формировании профессионального сознания на основе целостной профес-
сионально-педагогической деятельности; наиболее полном раскрытии способностей студентов к профессионально-педагогической деятельности; развитии культурных потребностей личности; потребностей в самообразовании и самовоспитанности; в развитии творческой индивидуальности педагога в связи с усилением полифункционального характера деятельности педагога.
В связи с этим необходимо выстраивание эффективного канала взаимодействия вуза и работодателей, а также разработка механизма обратной связи, поскольку от этого зависят качественные характеристики подготовленности выпускников, а также их востребованности рынком труда2.
Решение этой ответственной задачи предполагает появление новых форм социального партнерства, новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы при максимальном согласовании и реализации взаимных интересов содействовали вузам в подготовке специалистов, а предприятиям — в обеспечении своих кадровых потребностей.
Поэтому в построении взаимодействия рынка труда и образования играют огромную роль малые и средние инновационные предприятия (далее МИП).
Создание малых инновационных предприятий при вузах обусловлено принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (получивший название «О малых предприятиях при вузах»)3. Президент РФ отметил, что создание малых инновационных предприятий при вузах является одним из основных направлений инновационно-предпринимательской деятельности вузов с целью применения накопленных научных и практических знаний.
В связи с принятием Федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. об автономных организациях и переходе образовательных учреждений в статус автономных в практике вуза стал применяться термин «малое инновационное предприятие при вузе»4.
№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012
«Малое инновационное предприятие при вузе» является таким предприятием, которое учреждается на базе высшего учебного учреждения с целью получения дохода и относится к категории малое предпринимательство по критериям, определенным федеральным законодательством.
Возникновение малых инновационных предприятий при вузах способствует развитию как самого учебного заведения, так и системы высшего профессионального образования в целом. Этот факт способствует как усилению материально-технической базы, так и развитию научных проектов внутри вуза, усилению учебного процесса путем дополнительных практических занятий для студентов, выделения средств для стажировки студентов в других регионах или государствах.
Малое инновационное предприятие (МИП) рассматривается автором как экспериментальная площадка по реализации и адаптации учебных программ согласно требованиям рынка, своеобразный «мостик», связующее звено между вузом и работодателем.
К числу значимых задач, стоящих перед вузами и работодателями в условиях малых инновационных предприятий по формированию востребованных рынком труда профессиональных компетенций в рамках учебных и производственных практик, относятся:
— сопряжение компетенций, осваиваемых в рамках ООП, и содержания практики;
— определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемым студентами на рабочих местах во время практик;
— составление перечня профессиональных компетенций, которые будут приобретены или развиты студентами в процессе практики;
— максимальное сближение компетенций, осваиваемых при прохождении ООП, с компетенциями, запрашиваемыми конкретными работодателями — партнерами вуза;
— согласование оптимальной совокупности педагогических и производственных условий эффективного формирования профессиональных компетенций студентов в процессе практик с учетом их индивиду-
альных творческих способностей, профессиональных интересов и перспектив;
— получение вузами обратной связи от работодателей об уровнях сформированно-сти профессиональных компетенций с целью последующей корректировки и совершенствования основной образовательной программы (ООП), повышения эффективности программ обучения в вузе в целом;
— поиск новых форм учебных и производственных практик, обеспечивающих приобретение студентами значимого опыта практической деятельности и способствующих их гарантированному трудоустройству по специальности (например, путем чередования с теоретическими занятиями на протяжении всего учебного года; оформление практикантов на работу с оплатой их труда; заказ на выполнение курсовых и дипломных проектов и др.);
— стимулирование творческой активности и исследовательской деятельности студентов, создание для них ситуаций профессиональных проб и самотестирования для успешного овладения студентами технологиями самопродвижения и построения собственной карьеры и др.
Социальный диалог и развиваемые на его основе партнерские связи вузов и работодателей являются действенным средством повышения качества высшего профессионального образования, создания дополнительных условий для формирования включенных в ООП компетенций, расширения и углубления практических знаний студентов, однако наибольшую пользу для субъектов партнерства они могут дать, когда к кооперационным процессам присоединяются интеграционные.
Так, на базе Российского государственного профессионально-педагогическо-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
го университета создано и динамично развивается совместное малое инновационное предприятие ООО «Консалтинговая компания "Бизнес-элемент", которая занимается не просто бухгалтерским и экономическим сопровождением сторонних фирм, но и фирм, созданных на базе ФГА-ОУ ВПО РГППУ, что является преимуществом для вуза.
Студенты на таком предприятии видят и понимают процесс «изнутри», могут почувствовать на личном опыте, что представляет собой деятельность по экономическому сопровождению оказываемых услуг. Одновременно с усвоением основной образовательной программы студенты приобретают навыки менеджера организации экономической деятельности.
Вузы и работодатели должны быть сегодня заинтересованы в создании системы, объединяющей их усилия по формированию профессиональных компетенций студентов в рамках различных практик в соответствии с требованиями существующего и прогнозируемого рынка труда. Однако работодатели, хотя и готовы объединить с вузами усилия по оптимизации связанных с практиками компонентов образовательных программ, ожидают предложений по конкретным формам взаимодействия от самих высших учебных заведений. Данное обстоятельство резко повышает роль выпускающих и профильных кафедр, осуществляющих организацию и учебно-методическое руководство конкретным видом практики по направлениям (специальностям), в реализации социального партнерства вузов с работодателями.
Именно они становятся катализатором социального диалога с внешними потребителями образовательных услуг вуза и обеспечивают формирование и укрепление с ними партнерских отношений.
Таким образом, можно констатировать, что эффективность взаимодействия вузов и малых инновационных предприятий в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает. Это будет возможным,
если высшим учебным заведениям удастся осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда. '|Г\
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 18.02.2012).
2. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.referent. ru/1/113937 (дата обращения: 18.02.2012).
3. Уровнем знаний выпускников вузов недовольны более половины отечественных работодателей: Опрос Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru по заказу газеты «Ведомости». — Superjob.ru. — 28.09.2011. [Электронный ресурс] URL: http://www. superjob.ru/community/life/59162/ (дата обращения: 14.02.2012).
4. Суровцева Н. А. Полифункциональный подход к содержанию педагогической практики как условие реализации личностно ориентированного обучения и воспитания будущего специалиста [Электронный ресурс] URL: http://www.festival.1september.ru (дата обращения: 15.05.2012).
5. Котляровская И. В. Механизм взаимодействия способностей и потребностей как основа компе-тентностной доктрины: маркетинговый подход // Болонский процесс: реализация компетентностного подхода в сфере образования: сб. ст. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2009.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 18.02.2012).
7. Там же.
Социальный диалог и развиваемые на его основе партнерские
связи вузов и работодателей являются действенным средством повышения качества высшего профессионального образования.