В ходе изучения материала курса учащимся предлагается провести ряд вполне законченных физических исследований по механике, теплоте, электричеству, магнетизму и геометрической оптике. В этом случае очень продуктивными являются эвристические подходы. Объяснение нового материала обычно строится в форме эвристической беседы, во время которой учащиеся ставят предлагаемые учителем фронтальные эксперименты или предлагают свои варианты их выполнения. Для постановки опытов учащимися помимо имеющегося в кабинете оборудования для фронтальных лабораторных работ мы широко используем набор-конструктор «Физика-7» разработанный Вар-навских А.Б. [1]. Можно порекомендовать также комплект «Микролаборатория-1», предложенный Объедковым Е.С. [2]. При желании комплект легко собирается из постоянно используемых в быту предметов.
Например, для изучении темы «Механическое движение» учащимся выдаются два жёлоба, снабжённые подставками, легкоподвижные тележки, шарики, изготовленные из материалов разной плотности, бруски разных размеров и предлагается продемонстрировать виды механического движения, относительность движения, покоя, траектории, пройденного пути, равномерное и неравномерное движение. Учащиеся, участвуя в беседе, предлагают интересные примеры из повседневной жизни, оригинальные примеры постановки экспериментов на данном оборудовании и обычно хорошо усваивают новый материал.
Творческие задания подбираются так, что измерения требуют от учащихся известной сообразительности, а результаты измерений позволяют высказывать гипотезы, подмечать закономерности, фантазировать. В качестве творческого экспериментального задания можно предложить измерить диаметр шарика с помощью линейки. Более сложной является творческая экспериментальная задача: «Имея мензурку, стакан с водой и некоторое количество песка, определить какой объём от всего объёма песка занимают сами песчинки?». Для решения творческих экспериментальных задач пятиклассники ещё недостаточно подготовлены. Но в ходе выполнения физических опытов мы предлагаем учащимся их видоизменить, дополнить, придумать к ним вопросы. Например, выполнить задание по измерению веса тела при помощи динамометра сможет каждый учащийся. Усложним задание, спросив: 1) как можно изменить вес тела? 2) изменится ли вес тела, если этот опыт проводить на Луне? Изменится ли при этом масса тела? 3) зависит ли вес тела от того, какой взять динамометр?
Для развития наблюдательности и фантазии можно предложить найти наибольшее количество физических явлений в пейзаже за окном, на картине художника, составить рассказ - описание, например, своего велосипеда, употребив при этом как можно больше физических терминов, найти яркий пример физического явления или, наоборот, явную антифизичность в ситуации, описанной в сказ-
ке, пословице, поговорке. Умение рассуждать, мотивировать свой ответ очень хорошо проявляется при организации интеллектуальных игр, построенных на решении качественных задач. Учащиеся попадают в ситуацию творческого поиска. При этом они должны не только думать над вопросом, но и уметь выслушать ответ одноклассника, в случае необходимости дополнить его или предложить свою версию ответа.
В качестве пособия для изучения курса мы выбрали учебное издание «Большая книга экспериментов для школьников» под редакцией А. Мейяни [3]. Это пособие хорошо подходит как руководство при постановке физических опытов. Оно имеет глубоко продуманное содержание и прекрасно иллюстрировано. Кроме данного пособия при изучении курса, мы используем несколько переработанный материал учебника - тетради Шулежко Е.М. и Никифорова Г.Г. [4, 5], помогающий значительно сократить время на записи в тетради, производимые учащимися на занятии.
Стоит ещё раз подчеркнуть, что предлагаемый курс «Мир природы» в большей степени, чем систематический курс для 7-8 классов насыщен экспериментом, оперированием с предметами - (приборами и приспособлениями). Он отвечает возрастным особенностям школьников 11-12 лет, ещё не готовых разбираться в строгих логических построениях, но любящих действовать, фантазировать, изобретать. В таком курсе каждый ученик получает возможность проявить свои способности (интеллектуальные, конструкторские, художественные). Многоуровневость может быть реализована через индивидуальные задания для выполнения в классе и дома, привлечение дополнительного материала из других учебных и научно-популярных изданий.
В заключение следует отметить, что основную идею курса - обучение в ходе постановки учащимися физических экспериментов удаётся реализовать в полной мер, если количество учащихся в группе не будет превышать 1012 человек.
Литература
1. Варнавсих А.Б. Физика - 7. Набор-коструктор. Задания и методические рекомендации к набору - Краматорск, 1991
2. Объедков Е.С. Руководство к работе с комплектом оборудования по физике. «Микролаборатория - 1» -Пенза, 1995.
3. Большая книга экспериментовдля школьников под ред. А. Мейяни-М.: РОСМЭН ПРЕСС, 2003.
4. Шулежко Е.М., Никифоров Г.Г. Физика - 5. Учебник-рабочая тетрадь для учащихся 5 класса под ред. Дика Ю.И. - СПб.: Специальная литература, 1998.
5. Шулежко Е.М., Никифоров Г.Г. Физика - 6. Учебник-рабочая тетрадь для учащихся 6 класса под ред. Дика Ю.И. - СПб.: Специальная литература, 1998.
УДК 378 ББК 32.973
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С.А. Смирнов, аспирант кафедры теории и методики обучения физике МПГУ (499)245-28-41
В статье автор актуализирует проблему подготовки будущего учителя физики к деятельности по педагогическому проектированию и созданию электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в процессе обучения физике в школе. Приводится краткое описание процесса обучения студентов.
Ключевые слова: подготовка учителя физики, обучение физике в школе, педагогическое проектирование, электрон-
ные образовательные ресурсы.
PHYSICS TEACHER PREPARATION FOR PEDAGOGICAL DESIGN AND MAKING OF PHYSICS DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES.
Smirnov S.A.
The article is dedicated to the problem ofpreparation offuture physics teacher to the pedagogical design and creating of the digital educational resources for physics education at school. Also you can find the short description of each stage of the process of educating of students on this subject.
Keywords: physics teacher preparation, school physics education, pedagogical design, digital educational resources.
Образовательному процессу в настоящее время не- ре в качестве дисциплины по выбору. Данный спецкурс
:
I обходимы не только грамотные пользователи, но и грамотные разработчики электронных образовательных средств. Кроме необходимости подготовки методистов, профессионально занимающихся проектированием электронных образовательных ресурсов, существует и потребность в подготовке учителей - специалистов в рассматриваемой области, ведь у хорошего, творческого учителя есть необходимость в разработке персональных педагогических технологий, а следовательно и уникальных электронных средств обучения. Кроме того, как показывает опыт, электронные образовательные ресурсы, предлагаемые фирмами-разработчиками, зачастую не отвечают методическим требованиям. Анкетирование студентов и преподавателей педагогических вузов, проведенное в рамках исследования данной проблемы, также показало необходимость обеспечения подготовки будущих учителей физики к педагогическому проектированию и созданию электронных образовательных ресурсов. Следовательно, существует актуальность введения спецкурса по педагогическому проектированию и созданию электронных образовательных ресурсов по физике в процесс подготовки будущего учителя физики.
К настоящему времени, во многом благодаря политике государства в области образования, уже разработано некоторое количество учебно-методических комплектов дисциплин по педагогическому проектированию и созданию электронных образовательных ресурсов, в том числе и по физике. Однако, как показал анализ, данные курсы либо освещают в основном только процесс создания электронных ресурсов, игнорируя процесс педагогического проектирования (именно педагогического), либо рассчитаны на большое количество часов и требуют введения в процесс подготовки учителя физики дополнительных курсов.
Примерами электронных ресурсов, весьма популярных и с нашей точки зрения доступных для разработки непрофессионалом в области программирования, являются электронная презентация, электронный тест и веб-сайт учебного характера. Их проектированию и созданию, по нашему мнению, можно и следует обучать студентов - будущих учителей физики.
Обучение предлагается проводить в рамках разработанного нами спецкурса «Педагогическое проектирование и создание электронных образовательных ресурсов по физике для средней школы», предлагаемого студентам, обучающимся по специальности 032200 - физика, в 9 семест-
также может преподаваться студентам магистратуры по направлению 540200 - физико-математическое образование по программам подготовки 540202М - физическое образование и 540205М - информационные технологии в физико-математическом образовании. Основной целью спецкурса является формирование у студентов специальной компетенции в области педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов по физике для средней школы.
На вводных занятиях курса изучаются основные принципы педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов по физике, технология разработки педагогического сценария. Затем студенты знакомятся с основами дизайна электронных документов, особое внимание уделяется психологическим особенностям восприятия различной информации учащимися. Изучается технология поиска и отбора, а также разработки содержания для создаваемых ресурсов. При рассмотрении конкретных видов электронных ресурсов изучаются принципы их технологического проектирования и создания.
На практических занятиях студенты выполняют сначала простое задание, связанное с разработкой электронного ресурса по заданной теме, а в завершение курса предлагаются групповые задания (по 2-4 человека в группе) по разработке электронных образовательных ресурсов выбранной тематики. Вместе с результатом работы студентам важно представить список использованных информационных источников. Презентация студенческой работы сопровождается ее практической проверкой коллегами по группе.
Наиболее грамотно выполненные работы следует собирать в едином банке работ и размещать в Интернете в качестве наглядного примера для следующих поколений студентов, а также в качестве образовательного средства для практикующего учителя.
Литература
1. Смирнов С.А. Подготовка студентов к педагогическому проектированию и созданию цифровых образовательных ресурсов // Школа будущего. - 2008. - № 3.
2. Смирнов С. А. Обоснование необходимости подготовки студентов к педагогическому проектированию и созданию электронных образовательных ресурсов для средней школы по физике // Материалы научно-методической конференции, посвященной памяти С.Е. Каменецкого. - М.: МПГУ, 2008.
УДК 371.13 ББК 78.5
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К.Е. Романова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства Шуйского государственного педагогического университета (49351) 3-11-22
В статье рассматривается методическая система формирования педагогического мастерства будущих преподавателей. Теоретическая модель состоит из целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, организаци-