УДК 378.147:364
ББК С9р Код ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Конюхова Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 415; e-mail: [email protected].
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-правовое просвещение; подготовка социальных работников; социальные работники; бакалавриат; социальная работа с инвалидами; социально-правовая защита семьи; родители-инвалиды.
АННОТАЦИЯ. В статье даются рекомендации по подготовке бакалавров социальной работы в образовательных организациях высшего образования к социально-правовому просвещению родителей, признанных в установленном порядке инвалидами и воспитывающих несовершеннолетних детей. При этом обращается внимание на необходимость знакомства обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» не только с законодательной базой в области социальной защиты семей, в которых отцы или матери являются инвалидами, но и с особенностями социально-правового просвещения лиц с сенсорными нарушениями.
Автор раскрывает перечень социальных льгот и гарантий, предоставляемых данной категории родителей и их детям на основании действующих нормативных правовых документов, в сферах социального обслуживания, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Приводится перечень государственных учреждений различной ведомственной принадлежности и общественных организаций, предоставляющих перечень указанных мер социальной защиты инвалидам с родительскими обязанностями и их несовершеннолетним детям.
Инвалиды с сенсорными нарушениями имеют ограничения к восприятию информации визуально или на слух. В этой связи возникает необходимость формирования у обучающихся в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы по указанному направлению подготовки представлений об особенностях предоставления информации данной группе населения в форматах, адаптированных для восприятия людьми с нарушениями зрения (незрячими и слабовидящими), людьми с нарушениями слуха (глухими и слабослышащими), а также людьми с нарушениями функций и зрительного и слухового анализаторов (слепоглухие). Даются рекомендации по созданию в организациях и учреждениях, работающих с лицами с сенсорными нарушениями, специальных условий, необходимых для предоставления правовой и социально значимой информации данной категории инвалидов, предполагающие оснащение компьютерами со специальным программным обеспечением и компьютерной тифлотехникой.
Konyukhova Elena Yuryevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
TEACHING BACHELORS OF SOCIAL WORK TO GIVE LEGAL ADVICE TO DISABLED PARENTS OR PARENTS OF DISABLED CHILDREN
KEYWORDS: social and legal advice; teching social work specialists; social workers; Bachelor's program; social assistance to people with disabilities; social and legal protection of family; disabled parents.
ABSTRACT. The paper gives advice of how to teach Bachelor's degree students of social work to provide social and legal counselling of parents with disabilities or parents of children with disabilities. Special attention is paid to the necessity of deep knowledge of not only the training program 39.03.02 "Social Work", but also of the social protection law and the peculiarities of work with people with disabilities. The paper provides a list of social benefits and quarantees given to disabled parents or families with disabled children on the basis of the existing laws in the spheres of social care, health care, education and social support. There is a list of state institutions belonging to different bodies and public charity funds that provide social services to disabled parents or families with disabled children.
People with sensory impairment have certain limits in information perception caused by their visual or hearing disorders. Thus, it is necessary to inform the future social work specialists, while they are studying at the university, how to give information to such people (blind or visually impaired, deaf or hearing-impaired, and deafblind). The paper gives recommendations how to equip rooms at institutions working with sensory impaired people necessary to provide high quality counseling of such people in the fields of law and social protection. The room should have computers with software suitable for disabled people and blind aids.
Вт
Российской Федерации семья, ма- циальной защиты, которые являются одним
>теринство и детство находятся под из условий их развития. В случае инвалид-
особой защитой государства [2]. Государ- ности родителей меры социальной защиты
ство гарантирует семьям с детьми меры со- как взрослых членов семьи, так и несовер-
© Конюхова Е. Ю., 2017
шеннолетних детей способствуют повышению качества жизни. В настоящее время указанная категория семей наделена достаточно обширным перечнем социальных льгот и гарантий. Однако родители-инвалиды далеко не всегда информированы об имеющихся у них и их несовершеннолетних детей правах на получение мер социальной защиты. Зачастую матери и отцы получают информацию о мерах социальной защиты, на которые их семьи имеют право, из неформальных источников, то есть от знакомых или родственников, являющихся инвалидами. Тогда как в соответствии с действующим законодательством организации и учреждения различной ведомственной принадлежности, работающие с инвалидами, должны создавать условия для их беспрепятственного доступа к любому виду информации, в том числе и к перечню, предоставляемых этими учреждениями и организациями мерах социальной защиты [13]. Именно кадры социальной работы учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения, культуры должны целенаправленно осуществлять социально-правовое просвещение данной категории отцов и матерей.
Социально-правовое просвещение населения представляет собой одно из направлений деятельности кадров социальной работы, предполагающее информирование по вопросам социально-правовой защиты, которое должно осуществляться дифференцировано с учетом специфических образовательных потребностей конкретной группы населения и присущих ей особенностей восприятия информации. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 № 8 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 "Социальная работа"» будущие бакалавры готовятся к реализации различных видов профессиональной деятельности, в том числе и к социально-технологической. При этом объектами профессиональной деятельности бакалавров социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной защите [8]. Именно в рамках реализации социально-технологической деятельности будущим бакалаврам социальной работы и предстоит вести социально-правовое просвещение родителей-инвалидов, воспитывающих несовершеннолетних детей. Безусловно, указанная группа населения имеет специфические особенности восприятия информации. Поэтому для социально-правового просвещения отцов и матерей с
инвалидностью будущим бакалаврам социальной работы в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы необходимо не только овладеть законодательной базой, регламентирующей предоставление социальных льгот и гарантий, но и научиться подготавливать и предоставлять информацию данной категории клиентов с учетом имеющихся у них ограничений к ее восприятию.
О. И. Корочкина определяет социально-правовую защиту семьи как обеспечение материальных и нематериальных базовых потребностей семей Российской Федерации, например, право на социальное обеспечение, бесплатное образование, охрану здоровья, обеспечение безопасности, то есть предоставление целого ряда социальных гарантий, позволяющих решить социальные проблемы семьи и детей. Структура социально-правовой защиты включает два взаимосвязанных компонента:
- принятие нормативных правовых актов, содержащих описание вида, объема и порядка предоставления мер социальной защиты семьям;
- реализация принятых нормативных правовых актов в деятельности учреждений системы социальной защиты населения [6].
Остановимся подробнее на содержании каждого из компонентов социально-правовой защиты семей, в которых родители признаны в установленном порядке инвалидами. В перечень документов, регламентирующих предоставление мер социальной защиты данной категории семей, входят федеральные нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление материальной помощи и поддержки, которые должны способствовать повышению благосостояния и уровня жизни семьи. Следует обратить внимание, что в соответствии с действующим законодательством указанная категория родителей имеет право на получение практически того же набора денежных выплат, который гарантирован всем без исключения семьям с детьми. В соответствии с федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ родители имеют право на следующие виды денежных выплат: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, материнский (семейный) капитал и др. [11; 12].
Единственной специфической денежной выплатой, предоставляемой только родителям-инвалидам, является надбавка к фиксированной части страховой пенсии по инвалидности на содержание иждивенца [14].
Родители, признанные инвалидами, наделены правами и гарантиями в сфере труда. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 права и гарантии указанной категории работников можно разделить на две группы.
1. Права работников, признанных в установленном порядке инвалидами: на сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю); на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году; запрет на привлечение без письменного согласия к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др. [7].
2. Гарантии для работников с семейными обязанностями: предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; перевод женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе; использование отпуска по уходу за ребенком полностью или по частям отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком; осуществление трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени или на дому, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком; предоставление работающим женщинам дополнительных перерывов для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый до достижения ребенком возраста полутора лет, которые по заявлению женщины могут быть присоединены к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде перенесены как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением и др.) [9].
Право на социальные гарантии имеют не только родители, признанные инвалидами, но и их несовершеннолетние дети. Так, указанная категория детей на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» имеют право на льготы в сфере образования и медицинского обслуживания. В соответствии с данным документом несовершеннолетние дети, родители которых признаны инвалидами I или II группы, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-
профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке [10]. Кроме того, в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ дети в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, в случае, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных образовательных организаций высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета [15].
В соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ и родители-инвалиды, и их несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг. В данном законе четко определяется, что наличие в семье инвалида или инвалидов является обстоятельством для признания семей нуждающимися в социальном обслуживании. Соответственно указанная категория семей имеет право на получение социально-бытовых, социально-педагогических, социально-правовых, социально-медицинских, социально-психологических и иных социальных услуг в стационарной и полустационарной формах, а также на дому [16].
Ко второму компоненту социально-правовой защиты семей родителей-инвалидов целесообразно отнести государственные организации и учреждения различной ведомственной принадлежности, а также общественные организации, реализующие в своей деятельности законодательные нормы в области социальной защиты данной категории семей. В перечень вышеуказанных организаций и учреждений входят:
- специальные внебюджетные фонды, из которых осуществляется финансирование материальной помощи и поддержки семей в денежной форме (Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации);
- учреждения социального обслуживания различных категорий семей (Комплексный центр социального обслуживания населения, Территориальный центр социальной помощи семье и детям и др.);
- медицинские организации всех типов;
- дошкольные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
- учреждения культуры, прежде всего специальные библиотеки для инвалидов по зрению;
- общественные организации инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих и др.) [3].
При этом кадрам социальной работы недостаточно познакомить инвалидов с родительскими обязанностями с перечнем учреждений и организаций, предоставляющих меры социальной защиты, необходимо предоставить им полную информацию о процедуре оформления документов, требующихся для получения указанных мер.
Однако специфика социально-правового просвещения инвалидов с родительскими обязанностями заключается не только в содержании социально-правовой защиты данной категории населения, но и в особенностях предоставления информации для разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего такая специфика существует при работе с инвалидами с сенсорными нарушениями (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, слепоглухие). При предоставлении социально-правовой информации этим категориям инвалидов необходимо использовать функции сохранных анализаторов. Поэтому будущие бакалавры социальной работы в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы должны быть познакомлены со специальными форматами, предназначенными для информирования вышеуказанной категории инвалидов. Так, людям с нарушениями зрения социально-правовая информация должна предоставляться устно, на аудионосителях, на бумажных носителях рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля или крупным шрифтом [4]; людям с нарушениями слуха - на бумажных носителях либо с использованием услуг сурдопереводчиков; людям с нарушениями
функций зрительного и слухового анализатора - на бумажных носителях с использованием крупного шрифта или рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. Существует и универсальный способ предоставления социально-правовой информации, который подойдет для работы со всеми инвалидами с сенсорными нарушениями, - предоставление материалов в электронном виде в формате Microsoft Word for Windows с использованием программы экранного доступа (jaws for Windows) и специальной компьютерной тифлотехники (брайлевский дисплей, принтер Брайля, видеоувеличитель и др.).
Подводя итог, можно резюмировать, что социально-правовое просвещение является одной из функций кадров социальной работы, которую им необходимо реа-лизовывать с учетом специфики предоставления информации конкретной группе населения. Родители-инвалиды, воспитывающие несовершеннолетних детей, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами наделены целым перечнем социальных льгот и гарантий. Существуют особенности информирования этой группы населения с учетом имеющихся у них ограничений к восприятию информации. В этой связи обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» необходимо знакомить как с действующим законодательством в области социальной защиты семей, в которых родители признаны инвалидами, так и со специфическими особенностями предоставления им правовой и социально значимой информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарашкин Н. А. Сущность и формы социально-правовой защиты населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsutmb.ru (дата обращения: 28.09.2017).
2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 30.09.2017).
3. Конюхова Е. Ю. Специфика взаимодействия с незрячими родителями, воспитывающими детей младенческого и раннего возраста // Педагогическое образование в России. - 2017. -№ 5 - С. 96-101.
4. Конюхова Е. Ю. Технология оказания педагогической помощи незрячим родителям // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2014. - № 2. - С. 42-46.
5. Коротун А. В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10 - С. 197-204.
6. Корочкина О. И. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России // Novainfo.RU. - 2017. - № 60-1. - С. 262-265.
7. Правовое обеспечение социальной работы : учеб. для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 253 с.
8. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 8 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 социальная работа (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 31.08.2017).
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 31.01.2017).
10. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (в ред. 01.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 31.01.2017).
11. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N° 81-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 31.01.2017).
12. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 Ш256-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/popular/ (дата обращения: 31.01.2017).
13. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» от 24.11.1995 Ш181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/ (дата обращения: 08.01.2017).
14. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 да400-ФЗ (последняя редакция, 2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 08.01.2017).
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Ш273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 06.07.2017).
16. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 да442-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/popular/ (дата обращения: 08.01.2017).
17. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 206 с.
REFERENCES
1. Garashkin N. A. Sushchnost' i formy sotsial'no-pravovoy zashchity naseleniya [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.tsutmb.ru (data obrashcheniya: 28.09.2017).
2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennykh zakonami RF o popravkakh k konstitutsii RF ot 30.12.2008 да 6-FKZ, ot 30.12.2008 да 7-FKZ, ot 05.02.2014 да 2-FKZ, ot 21.07.2014 да 11-FKZ) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 30.09.2017).
3. Konyukhova E. Yu. Spetsifika vzaimodeystviya s nezryachimi roditelyami, vospityvayushchimi detey mladencheskogo i rannego vozrasta // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - да 5 - S. 96-101.
4. Konyukhova E. Yu. Tekhnologiya okazaniya pedagogicheskoy pomoshchi nezryachim roditelyam // Vestnik sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. - 2014. - да 2. - S. 42-46.
5. Korotun A. V. Mekhanizmy sotsial'no-pravovoy zashchity materinstva i detstva v sovremennoy Rossii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - да 10 - S. 197-204.
6. Korochkina O. I. Mekhanizmy sotsial'no-pravovoy zashchity materinstva i detstva v sovremennoy Rossii // Novainfo.RU. - 2017. - да 60-1. - S. 262-265.
7. Pravovoe obespechenie sotsial'noy raboty : ucheb. dlya bakalavrov / pod red. E. I. Kholostovoy, O. G. Prokhorovoy. - M. : Dashkov i Ko, 2013. - 253 s.
8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.01.2016 да 8 (red. ot 13.07.2017) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 sotsial'na-ya rabota (uroven' bakalavriata)» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ popular/ (data obrashcheniya: 31.08.2017).
9. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 да 197-FZ (v red. ot 03.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu 01.01.2017) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 31.01.2017).
10. Ukaz Prezidenta RF ot 02.10.1992 да 1157 «O dopolnitel'nykh merakh gosudarstvennoy podderzhki in-validov» (v red. 01.07.2014) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 31.01.2017).
11. Federal'nyy zakon «O gosudarstvennykh posobiyakh grazhdanam, imeyushchim detey» ot 19.05.1995 да 81-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 31.01.2017).
12. Federal'nyy zakon «O dopolnitel'nykh merakh gosudarstvennoy podderzhki semey, imeyushchikh detey» ot 29.12.2006 M256-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 31.01.2017).
13. Federal'nyy zakon «O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy federatsii» ot 24.11.1995 Ml8l-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 08.01.2017).
14. Federal'nyy zakon «O strakhovykh pensiyakh» ot 28.12.2013 W400-FZ (poslednyaya redaktsiya, 2016) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 08.01.2017).
15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 M273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 06.07.2017).
16. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» ot 28.12.2013 W442-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 08.01.2017).
17. Kholostova E. I. Sotsial'naya politika i sotsial'naya rabota : ucheb. posobie 4-e izd., pererab. i dop. - M. : Dashkov i Ko, 2011. - 206 s.