УДК 334.732.4
Любовь Овчинцева,
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник,
Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, г. Москва
ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
В статье раскрыты организационно-экономические механизмы поддержки развития сельской кредитной кооперации в четырех регионах: Липецкой, Пензенской, Московской и Калужской областях. Автор использует данные проведенного им в 2016 г. опроса региональных экспертов (сотрудников органов управления АПК, глав фермерских хозяйств и руководителей кооперативов), данные федеральной, региональной и ведомственной статистики. Показаны различия в механизмах поддержки и убедительно демонстрируется, что для устойчивого развития кооперации необходима системная нормативно-правовая и институциональная поддержка. В отношении финансовой поддержки регулярность имеет не меньшее значение, чем объем.
S u m m a r y
The author shows the organization and the support mechanism for development of rural cooperatives for processing and marketing in four Russian regions: Lipetsk, Penza, Moscow and Kaluga regions. To collect the information the author conducted the survey by himself. The survey covered the group of regional experts (employees of the agribusiness management bodies, heads of farms and heads of cooperatives. Also the author uses the data from Federal, regional and departmental statistics. Differences in support mechanisms demonstrate that for the sustainable development of rural cooperatives a systematic legal and institutional support is required. In terms of financial support regularity has a value not less than the amount.
Ключевые слова: сельская потребительская кооперация, поддержка кооперации в регионах, факторы развития потребительской кооперации. Keywords: rural cooperation, support cooperation in the regions, factors of development of rural cooperation.
Введение
Экономическая ситуация, в которой сегодня создаются кооперативы, характеризуется высокой степенью нестабильности. Произошедший четверть века назад распад Советского Союза привел к существенным изменениям в аграрном секторе. Радикально трансформировалась организационно-производственная структура аграрной сферы: изменился облик крупных товарных предприятий, выросла доля в производстве продукции мелких сельхозтоваропроизводителей потребительского типа, сформировались и динамично развиваются товарные фермерские хозяйства.
В условиях обострившейся конкуренции возникли естественные предпосылки для кооперирования более мелких сельхозтоваропроизводителей, поскольку именно кооперация позволяет им выступать на рынке наравне с более крупными игроками.
Государственная поддержка сельской кооперации, хотя и не регулярна, но все же оказывает стимулирующее воздействие на процесс кооперирования. Подробнее этот аспект развития кооперации изучен такими авторами, как Р.Г. Янбых, А.Ф. Максимов и другими [1, 2]. Роль государственной поддержки отмечалась и в зарубежных публикациях, например в обзоре Международной организации труда, выпущенном в 2009 г. [3].
Рассмотрим более детально, как осуществляется поддержка кооперативного развития в регионах. За последние 10 лет
численность сельских потребительских кооперативов выросла в целом по данным статистики почти в 9 раз. В таблицах 1 и 2 представлена структура и общее число кооперативов по данным, полученным по запросам в Росстате. Данные не сведены в одну таблицу, поскольку за это время изменились и состав федеральных округов, и виды потребительских кооперативов.
Но данные статистики полностью не отражают всех сторон кооперативного процесса. Для того чтобы выявить факторы, содействующие и препятствующие развитию кооперативов, автором в 2016 г. был проведен опрос экспертов в области развития потребительской кооперации в четырех регионах Российской Федерации. Изначально предполагалось, что рост числа кооперативов зависит не только от на-
личия критической массы мелких хозяйств, желающих объединить свои усилия для выхода на рынок, что большое значение имеют и иные факторы, влияющие на решение фермеров создать кооператив или работать самостоятельно. Опрос должен был помочь выявить эти факторы, понять на какие из них можно влиять инструментами аграрной политики и с помощью институтов поддержки на региональном и местном уровнях.
Метод исследования
Опрос проводился в форме индивидуальных интервью с экспертами. Период опроса — март-июнь 2016 г. В качестве экспертов привлекались сотрудники региональных управлений сельского хозяйства, курирующие вопросы поддержки
Таблица 1
Число потребительских сельскохозяйственных кооперативов в Российской Федерации на 01.01.2005 г.
Наименование Потребительские кооперативы Итого
перерабатывающие обслуживающие сбытовые
Российская Федерация 455 156 91 702
Центральный федеральный округ 104 32 19 155
Северо-Западный федеральный округ 16 10 1 27
Южный федеральный округ 41 3 7 51
Приволжский федеральный округ 117 84 29 230
Уральский федеральный округ 40 16 11 67
Сибирский федеральный округ 95 9 20 124
Дальневосточный федеральный округ 42 2 4 48
Источник: данные Росстата, полученные по официальному запросу.
Таблица 2
Число потребительских сельскохозяйственных кооперативов в Российской Федерации на 01.01.2016 г.
Наименование Потребительские кооперативы Итого
перерабатывающие обслуживающие сбытовые снабженческие кредитные прочие
Российская Федерация 1013 709 1058 416 1578 1519 6293
Центральный федеральный округ 199 122 222 135 467 268 1413
Северо-Западный федеральный округ 31 27 33 7 64 41 203
Южный федеральный округ 52 78 74 27 213 74 518
Северо-Кавказский федеральный округ 81 37 41 9 86 177 431
Приволжский федеральный округ 290 209 331 144 323 528 1825
Уральский федеральный округ 38 67 90 19 66 64 344
Сибирский федеральный округ 223 109 238 63 183 128 944
Дальневосточный федеральный округ 98 54 29 11 175 235 602
Крымский федеральный округ 1 6 - 1 1 4 13
Источник: данные Росстата, полученные по официальному запросу.
Таблица 3
Численность кооперативов в региональном разрезе на 01.01.2016 г. (выбраны 20 регионов с наибольшим числом кооперативов)
Наименование Потребительские кооперативы Итого
перерабатывающие обслуживающие сбытовые снабженческие кредитные прочие
Липецкая область 73 20 79 79 306 132 689
Пензенская область 112 77 14 8 40 338 589
Республика Саха (Якутия) 69 43 12 3 163 201 491
Красноярский край 72 50 55 6 10 8 201
Республика Дагестан 40 15 8 2 16 108 189
Республика Татарстан 40 16 32 15 38 41 182
Саратовская область 17 9 63 2 24 47 162
Республика Мордовия 14 11 73 53 1 6 158
Тюменская область 11 38 28 8 27 41 153
Иркутская область 35 5 76 7 5 12 140
Волгоградская область 9 17 12 10 66 24 138
Краснодарский край 14 14 39 8 46 17 138
Оренбургская область 10 16 39 21 27 18 131
Новосибирская область 7 10 44 29 11 13 114
Ростовская область 20 19 9 5 56 4 113
Забайкальский край 8 8 15 4 60 12 107
Свердловская область 12 20 39 8 13 10 102
Кировская область 14 18 12 11 14 25 8 3 43 29 6 10 97 96
пуЬаШСКал гсСМуилИКа Нижегородская область 9 11 21 10 25 13 89
Калужская область 12 11 4 3 41 5 76
Московская область 6 12 9 3 17 13 60
Источник: данные Росстата, полученные по официальному запросу.
малого бизнеса и кооперации, руководители потребительских кооперативов, информированные члены кооперативов, руководители организаций, содействующих развитию кооперации. Информационной базой исследования послужили материалы интервью, данные управлений сельского хозяйства обследованных регионов, материалы Росстата и региональных органов статистики.
Для опроса были выбраны Липецкая, Пензенская, Калужская и Московская области. Первые две области входят в число регионов-лидеров по развитию кооперации, что видно из данных таблицы 3. В ней пред-
ставлены первые 20 регионов с наибольшим числом кооперативов по состоянию на 01.01.2016 г., а также Московская и Калужская области, так как они были выбраны для сравнения и как регионы с удобной транспортной доступностью.
Всего было опрошено 39 экспертов, в том числе представителей кооперативов — 17, сотрудников органов управления АПК на уровне региона и района, курирующих вопросы развития кооперации — 12, представителей кооперативной инфраструктуры (ревизионных союзов, фондов развития кооперации и других институтов поддержки) — 10.
Результаты исследования
Обследованные регионы различаются по степени кооперирования производителей сельскохозяйственной продукции. В Липецкой области в отношении кооперации проводится системная политика — это нормативно-правовая, институциональная, и финансовая поддержка развития кооперативного процесса. В Пензенской области кооперация развивается в рамках системы поддержки малого предпринимательства. В Калужской области модель поддержки примерно такая же, как и в Пензенской, но нет сети агентств по развитию предпринимательства в районах,
МСХЖ — 60 лет!
- 35
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 / 2017
что существенно снижает результативность поддержки. В Московской области регулярной поддержки в настоящий момент нет.
Рассмотрим ситуацию в каждом из обследованных регионов.
В Липецкой области кооперация поддерживается на региональном уровне с 2010 г. В настоящий момент действует государственная программа Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», включающая мероприятия по поддержке кооперации до 2020 г. В числе направлений программы: развитие сети кооперативов всех направлений, реализация регионально значимых направлений в сфере сельскохозяйственной кооперации, создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры.
Цель госпрограммы — развитие коллективных форм собственности для обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения. Таким образом, в регионе развитие кооперации поддерживается, в первую очередь, для сохранения социальной стабильности на селе.
В аналитической части госпрограммы отмечается, что развитие кооперации тормозится такими субъективными факторами, как низкий уровень правовой культуры, неосведомленность о возможностях и правовых рамках создания кооперативов, неготовность фермеров брать на себя ответственность за ведение дел кооператива, дефицит квалифицированных кадров [4]. Объективными факторами являются низкий уровень доходов населения в целом, что создает трудности на начальной стадии развития кооператива, препятствует накоплению стартового капитала, недоступность банковских кредитов для большинства населения из-за высоких процентных ставок и отсутствия залоговой базы у сельских семей, неразвитость системы сбыта продукции и отсутствие вертикали управления кооперативным развитием. На решение этих проблем и направлены мероприятия госпрограммы.
Целевые индикаторы госпрограммы, касающиеся именно кооперации, сформулированы очень конкретно: количество
Развитие
граждан, вовлеченных в кооперативное движение, количество кооперативов, созданных в течение года, доля работающих кооперативов, объем займов, предоставленных членам кооперативов (касается кредитной кооперации), количество созданных кооперативных объектов для организации сбыта продукции сельского хозяйства.
Ежегодный объем финансирования из областного бюджета на реализацию мероприятий госпрограммы составляет от 110 до 125 млн руб. Общий объем финансирования на 7 лет реализации госпрограммы запланирован в размере 844 млн руб. Фактическое исполнение финансирования подпрограмм по кооперации по линии всех ведомств в 2015 г. приближается к 100%.
Численность зарегистрированных кооперативов возросла с 2011 по 2015 гг. с 174 до 761, в том числе снабженческо-сбытовых — 391, кредитных — 309, перерабатывающих — 61 (табл. 4). В них вовлечено 28,3 тыс. личных подсобных хозяйств, 98 — крестьянских (фермерских) хозяйств и 377 — юридических лиц. Средний размер кооператива — 15-20 человек.
На начало 2016 г. доля работающих кооперативов в Липецкой области составляла 82%. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных потребительских кооперативах выросла за рассматриваемый период с 1,5 до 5,1 млрд руб.
В каждом муниципальном районе создан координационный совет по развитию кооперации. В него входят руководители комитетов по экономике, сельскому хозяйству, ответственные за поддержку малого бизнеса.
Желающие создать кооператив могут получить полный пакет типовых документов для регистрации кооператива. Регулярно проводится обучение, для чего в 2013 г. в регионе создан Центр развития кооперативов. Он проводит консультирование, информационную работу, оказывает методическую поддержку кооперативам.
Зарегистрировавший кооператив может рассчитывать на грант на покрытие административных расходов (закупка ком-
Таблица 4
в Липецкой области
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Численность сельскохозяйственных потребительских кооперативов 174 364 533 628 761
Из них: снабженческо-сбытовых - 126 222 289 391
перерабатывающих - 38 45 53 61
кредитных - 200 266 286 309
Доля работающих кооперативов,% 73 52 77 82 82
Создано новых кооперативов 66 202 183 129 170
Источник: данные Управления сельского хозяйства Липецкой области.
пьютера, приобретение программного обеспечения) в размере от 70 до 300 тыс. руб. в зависимости от финансовых возможностей конкретного района.
Далее кооператив может получать поддержку в областном фонде малого предпринимательства: микрозаймы на развитие материально-технической базы под 4% годовых, займы на пополнение оборотных средств под 7% годовых (для сравнения: банки выдают кредиты субъектам малого предпринимательства с процентной ставкой от 16 до 23% годовых). Существует система поручительства. Успешно работающий более 1 года кооператив может участвовать в конкурсе на получение гранта Минсельхоза на развитие материально-технической базы.
В каждом сельском поселении региона создан кредитный кооператив, всего 320 кооперативов, в них около 24 тыс. членов. Развитие кредитной кооперации идет поэтапно: 1 этап — расширение членской базы, 2 этап — укрупнение, создание многоуровневой системы. Имеется уже 7 кооперативов второго уровня.
Доля малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции в регионе в 2015 г. составляла 32%, в том числе К(Ф)Х — 7%, ЛПХ — 25%. По овощам и картофелю доля малых форм хозяйствования составляет 83 и 81% соответственно, по мясу — 10, по молоку — 31, по подсолнечнику — 21, по сахарной свекле — 10, по зерновым — 16%.
По мнению эксперта из Липецкой области, несмотря на хорошую поддержку, фермеров от кооперирования удерживают иждивенческие настроения, недоверие друг другу, страх раскрыть результаты своей хозяйственной деятельности. Многие перерабатывающие кооперативы — это семейные предприятия. Главы личных подсобных хозяйств в кооперативы не вступают из-за низкой экономической культуры, не информированности. В то же время социальный эффект от кооперации довольно заметен. Например, кооператив «Мечта» в Усманском районе Липецкой области имеет около 500 ассоциированных членов-производителей плодоовощной продукции. Кооператив формирует товарные партии овощей и реализует их на рынке и бюджетным предприятиям социальной сферы (больницам, детским садам), участвуя в тендерах на поставку товара.
Фермеры сетуют на то, что агрохолдин-ги получают миллиардные субсидии, а кооперация несравнимо меньшие суммы. Кредитные кооперативы нередко создаются от нужды, банковский кредит очень дорогой.
В регионе имеются и кооперативы, объединяющие средних по размеру сельхозтоваропроизводителей. Например, кооператив «Объединенные производители
молока», благодаря кооперации, формирует товарные партии, позволяющие войти в крупные торговые сети. Кооператив строго следит за качеством продукции, не спешит принимать новых членов. Такое отношение дало ему возможность стать, например, поставщиком сети «Вкусвилл» (Москва), предлагающей продукты жителям крупных городов, ориентированных на покупку органической продукции.
В Пензенской области стимул к развитию кооперации дала антикризисная программа самозанятости Минтруда 20092011 гг., в рамках которой в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке субъектов Российской Федерации» в регионах реализовались мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В период 2010-2011 гг. размер выплаты безработному гражданину, открывшему собственное дело, составлял сумму 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, то есть 58,8 тыс. руб. В целях стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест, начиная с 2010 г., помимо выплаты на открытие собственного дела, осуществлялась выплата за каждого трудоустроенного по направлению органа службы занятости безработного гражданина на созданное дополнительное рабочее место в размере 58,8 тыс. руб.
В регионе умело воспользовались возможностями, которые предоставляла эта программа. Приоритет был отдан сельским кооперативам. Благодаря субсидиям на самозанятость, начинающий кооператив мог получить поддержку минимум 294 тыс. руб.
Было принято региональное постановление, которое стимулировало вновь создаваемые кооперативы работать не менее
трех лет. Также была создана сеть агентств поддержки малого предпринимательства во всех районах Пензенской области, которые за небольшую плату помогали вновь созданным кооперативам подготовить бизнес-проекты, заявки на кредиты и на гранты и т.п. В результате было создано 1792 кооператива. Динамика числа кооперативов в регионе представлена в таблице 5.
Из общего числа кооперативов примерно 20-25% составляют кооперативы в сфере ЖКХ по водопользованию. В действующих кооперативах (791) по данным Управления сельского хозяйства Пензенской области насчитывается 6108 членов.
Для поддержки малого бизнеса в области также создан гарантийный фонд «Поручитель» (2007 г.) Фонд предоставляет субъектам малого предпринимательства поручительства по кредитным договорам с банками-партнерами, а также выдает микрозаймы. Стоимость поручительства фонда — 2% годовых; поручительство может покрывать не более 70% от суммы кредита и процентов по нему.
В настоящее время численность кооперативов в регионе сокращается. Проблем в развитии потребительской кооперации немало. Во-первых, господдержка сокращается, а получить банковский кредит кооперативам практически очень сложно. Многие кооперативы закрываются потому, что их организаторам не хватает бизнес-опыта.
Районные управления сельского хозяйства также поддерживают кооперативы, например, дают субсидии на горюче-смазочные материалы весной от 50 до 300 тыс. руб. (возможности районов разные). В районных программах по развитию экономики есть линии поддержки и через управление экономики, когда кооперативы получают помощь как предприятия малого бизнеса.
В 2015-2016 гг. пензенские кооперативы получали поддержку только по линии федерального бюджета в рамах программы Минсельхоза по развитию материально-технической базы СПК. В 2015 г. поддержку получили 7 кооперативов на общую сумму 25,8 млн руб., в 2016 г. — 5 на сумму 45,5 млн руб.
В области работают известные специалисты в сфере кооперации: В.И. Палат-кин [5], Р.Р. Юняева [6]. Регулярно проходят обучающие семинары. В 2010-2012 гг. в регионе работал Центр развития кооперации, но потом из-за недостатка финансирования его закрыли.
Немаловажное значение для кооперативного развития в регионе имеет сеть муниципальных агентств поддержки малого предпринимательства, созданных во всех районах Пензенской области. Главная задача агентств — помощь в развитии малого и среднего бизнеса в районах и реализация социально значимых программ, направленных на улучшение условий и качества жизни населения. Например, Агентство Башмаковского района предоставляло товарный кредит, оказывало консультации и помощь при составлении бизнес-планов, в оформлении учредительных документов субъектам малого предпринимательства, при подаче заявок на гранты и кредиты. За 2015 г. оказано 275 консультаций, проведено 28 семинаров.
Необходимые условия для работы агентства создают Государственная программа Пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 21.10.2013 г. № 780-пП, и муниципальная целевая программа «Развитие инвестиционного потенциала и предпринимательства в Башмаковском районе Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденная соответствующим Постановлением администрации Башмаков-ского района Пензенской области от 15.10.2013 г.
С помощью Агентства предприниматели, в том числе и кооперативы, могут получить льготный кредит. Также агентство помогает в подготовке документов для получения грантов. В 2015 г. была оказана помощь для получения 43 грантов, в том числе 7 по линии Минсельхоза, а также по линии Министерства экономики, Министерства инвестиций Пензенской области, Министерства образования (молодежные гранты на поддержку молодых предпринимателей). Более подробную информацию можно найти на сайте Агентства [7] и в публикациях [8].
Кооперацию в Калужской области начали поддерживать в 2004 г., в рамках областной программы поддержки животноводства. Потом в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» создали около 200 кооперативов. Сейчас осталось менее 100, из которых работают еще меньше. Мониторинг кооперативов в регионе не ведется.
Динамика числа кооперативов в Пензенской области
Таблица 5
Наименование 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Все кооперативы 79 860 1428 1738 1472 1114 941 791
В том числе кредитные - - 40 64 69 70 64 51
Источник: данные Управления сельского хозяйства Пензенской области.
МСХЖ — 60 лет!
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 / 2017
В региональном Министерстве сельского хозяйства считают целесообразным поддерживать потребительскую кооперацию системы Центросоюза. Сохранились 45 кооперативных магазинов, которые выполняют важную социальную функцию по обеспечению товарами сельского населения в отдаленных поселениях и закупают продукцию, но работают они с планово-убыточными показателями.
В Калужской области в 2006 г. было создано около 200 кооперативов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в том числе 89 кредитных. Благодаря небольшой поддержке из областного бюджета (возмещается процентная ставка в размере ставки рефинансирования), система кредитных кооперативов сохранилась, и даже работает кооператив второго уровня СПКК «Агрокредит», который имеет возможность давать своим членам займы под 13%, а на вклады платят 10%. Займы выдают максимально на 2 года на срок до 30 месяцев. Возвратность составляет 98%.
Фокус поддержки в регионе перенесен на создание условий для сбыта продукции: организуют ярмарки выходного дня в зимний период. График ярмарок составлен на год вперед. Фермеры знают, когда могут привезти продукцию на рынок.
Особенностью Московской области является малое число готовых кооперироваться фермеров, но достаточно большое число квалифицированных экспертов в области кооперации. В 2016 г. в регионе устойчиво работали лишь 2 кооператива, организованные квалифицированными специалистами — «Пентамос» и «Усадьба Поседкино». Они и получили грантовую поддержку по линии Минсельхоза на развитие материально-технической базы в общей сумме 36,6 млн руб.
По мнению эксперта из Московской области, развитию кооперативов препятствует отсутствие долгосрочных дешевых кредитов, так как вложения в землю окупаются не раньше, чем через 12 лет.
На московском рынке высокая конкуренция. «Мы держим высокое качество продукции, каждую неделю получаем заключение о качестве. Мы ставим свой логотип, поэтому отвечаем за качество. С реализацией продукции проблем нет», — говорит эксперт из кооператива «Усадьба Поседкино».
Перспективными направлениями развития кооперации для Московской области эксперты считают переработку продукции животноводства, производство овощей закрытого грунта, сбыт продукции сельского хозяйства. Производство в Московской области очень дорогое: высокий уровень зарплат, аренда дорогая, земли мало. Но
можно объединяться с другими регионами, а через Московский регион сбывать продукцию.
Кооперативов в Московской области мало, так как негативно влияет отрицание идеи кооперации, ее дискредитация в советское время. Также сказывается низкий уровень сознания фермеров, которые не понимают преимущество кооперирования. «Одиночка не справится с рынком. Мы объединились, чтобы выйти на другой уровень», — считает эксперт — председатель кооператива.
По мнению С.Н. Скоморохова, руководителя интернет-проекта поддержки малого бизнеса и кооперативов «Селькооп» [9], препятствием к развитию кооперации является недопонимание того, что такое сельскохозяйственный кооператив, отсюда и непонимание, зачем его создавать, крестьяне не видят выгоды. Кроме того, кооперативное развитие тормозит несистемность господдержки, отсуствие достоверной статистики, характеризующей развитие кооперации. Сказывается дефицит образованных, харизматичных лидеров на селе, которые могли бы руководить кооперативами. Нет культуры и ответственности бизнеса, все еще работает психология периода перемен (быстрые доходы и др.), отсюда взаимное недоверие предпринимателей.
Выводы
По результатам обследования были сделаны следующие выводы:
1. Существующая система государственного регулирования характеризуется рядом моментов, оказывающих сдерживающее воздействие на развитие кооперации, а именно:
• поддержка носит несистемный характер;
• фокус государственной поддержки направлен на крупных сельхозтоваропроизводителей;
• нормативно-правовая база нестабильна, сельхозтоваропроизводители не успевают адаптироваться к переменам;
• доступ предприятий кооперативной формы к финансовым ресурсам затруднен;
• инфраструктурный уровень развития сельских территорий не способствует интеграции мелких сельхозтоваропроизводителей в мировой рынок;
• товаропроводящие сети в регионах развиты недостаточно;
• существуют значительные различия в региональном разрезе в формах и объемах поддержки кооперации.
2. Кооперация в области переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции — это бизнес, который развивается, как и лю-
бой бизнес, ориентируясь на принципы получения максимальной выгоды. Рассчитывать на то, что мелкие сельхозтоваропроизводители будут сами собой объединяться в кооперативы (даже при наличии поддержки) не приходится. Люди разобщены, не доверяют друг другу, не доверяют государству, не знают законов, которые все время меняются. Для создания кооператива необходим лидер-интегратор, способный учиться новому, готовый взять на себя ответственность. Такие люди уникальны.
3. Кооперация в области закупки в условиях постоянно меняющихся, развивающихся рынков, новых средств информации и маркетинга имеет мало перспектив. Не хватает кооперативного сознания и дисциплины. Общая нестабильность заставляет выбирать сиюминутную прибыль в ущерб меньшей, но стабильной выгоде, которую может дать кооператив.
Литература
1. Янбых Р.Г. Развитие сельскохозяйственной кооперации как ключевого направления поддержки сельских территорий // Научно-методические основы устойчивого развития сельских территорий / ВИАПИ им. А.А. Никонова. Вып. 41. Сер. Научные труды ВИАПИ. М., 2015. С. 88-98.
2. Максимов А.Ф. Вопросы институционального развития сельскохозяйственной кредитной кооперации // АПК: экономика, управление. 2014. № 9. С. 21-29.
3. Cooperative Sector in Russia and the Implementation of the ILO. Recommendation № 193 in the Development of Different Russian Cooperative Trends. Moscow, ILO, 2009, p. 52.
4. Постановление от 30 октября 2013 г. № 490 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области». URL: http://www. admlip.ru/about/kooperatsiya/ (дата обращения: 30.12.2016).
5. Палаткин И.В. Стратегия развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пензенской области // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6 (19). С. 80.
6. Юняева Р.Р. Система сельской кредитной кооперации в Пензенской области // Техника и оборудование для села. 2010. № 5. С. 4-6.
7. Страничка агентства на сайте администрации Башмаковского района. URL: http://www.rbash.pnzreg.ru/agent (дата обращения: 01.12.2016).
8. Атюкова О.К. Агентства по развитию предпринимательства в сельских муниципальных образованиях как инструменты развития сельских территорий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 7. С. 63-65.
9. http://selcoop.ru/ (дата обращения: 30.12.2016).