строение системы комбинированных натуральностоимостных и материально-финансовых балансов многоотраслевых комплексов создает благоприятные условия для контроля за использованием фи-
нансовых ресурсов и может стать эффективным инструментом воздействия на теневую экономику, так как позволяет постоянно контролировать уровень соответствия затрат и результатов.
ПОДДЕРЖКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» ПРИКЛАДНЫМИ ЗНАНИЯМИ АГРОНАУКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СЕТЕВЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ю.Н. Черкасов, к.т.н., вед. науч. сотр.
Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
В настоящее время Российская академия сельскохозяйственных наук располагает огромным количеством научно-прикладных разработок, предназначенных для использования в сельскохозяйственном производстве и выполненных на уровне лучших мировых аналогов. В то же время абсолютное большинство товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции России практически лишены возможности оперативно получать полнообъемную достоверную информацию о прикладных разработках Россельхозакадемии.
Реализация национального проекта «Развитие АПК» немыслима без мощной информационной поддержки со стороны отечественной агронауки. При этом наиболее эффективным способом оперативного представления заинтересованным пользователям современных научных знаний, включая знания агронауки, является использование Интернета, который по доступности выходит в России на одно из первых мест среди средств массовой коммуникации.
Созданный в прошлом году сайт РАСХН ориентирован преимущественно на отражение деятельности президиума академии и в минимальной степени затрагивает проблему представления в Интернете фундаментальных и прикладных разработок Рос-сельхозакадемии.
Сведения о фундаментальных разработках вообще отсутствуют на сайте, а о прикладных разработках РАСХН ограничиваются представлением каталогов, содержащих в аннотированном виде информацию о наиболее важных научно-технических разработках, завершенных институтами академии только в течение трех лет (в 1999 г. и в 2003-2004 гг.). Таким образом, существующий сайт РАСХН ни по объему, ни по виду представления разработок агронауки не обеспечивает необходимую информационную поддержку реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
В то же время около трети научноисследовательских учреждений Россельхозакадемии создали в Интернете собственные сайты и пытаются путем представления на них описаний своих разработок (как правило, полнотекстовых, достаточно подробных и хорошо иллюстрированных) привлечь внимание сельхозтоваропроизводителей к своей научно-технической продукции и обеспечить их необходимой консультационной поддержкой через гостевые страницы своих сайтов. Однако разрозненность сайтов институтов РАСХН, их затерянность среди огромного количества сайтов сельскохозяйственной направленности не позволяют заинтересованным пользователям, как правило, не владеющим
навыками конструирования сложных запросов, осуществлять эффективный поиск в Интернете как самих сайтов, так и интересующей информации в области аграрной науки и ее прикладных направлений. Вследствие этого, как показывает практика, целенаправленный поиск в Интернете прикладных разработок РАСХН связан для сельхозтоваропроизводителей с огромной затратой времени и финансовых средств, а вероятность нахождения интересующей информации весьма мала. Поэтому чрезвычайно важной представляется задача создания единого интегрирующего сайта РАСХН, ориентированного, в первую очередь, на предоставление заинтересованным пользователям возможности оперативно получать полнообъемную информацию обо всех прикладных разработках отечественной агронауки, по крайней мере, представленных на сайтах науч-но-исследо-вательских институтов Россельхозакаде-мии, с использованием интуитивно понятной, простой и эффективной системы поиска.
В основу построения интегрирующего сайта РАСХН, удовлетворяющего вышеперечисленным требованиям, предлагается положить принципы, апробированные ВИАПИ им. А.А. Никонова при опытно-конструкторской разработке сайта отделения механизации, автоматизации и электрификации Россельхозакадемии (далее по тексту - Отделение механизации).
Предложение создать первый в РАСХН сайт отделения исходило от академика-секретаря отделения механизации члена-корреспондента РАСХН А.А.Артюшина и, прежде всего, объяснялось тем, что институты отделения механизации, как можно видеть из упомянутых каталогов, разрабатывают в год около 100 видов научно-технической продукции из приблизительно 400, разрабатываемых всеми институтами РАСХН. Кроме того, к началу разработки сайта отделения 8 институтов из 12 уже имели свои сайты, ориентированные преимущественно на представление в Интернете своих прикладных разработок. Таким образом, апробация предлагаемых решений на сайте отделения механизации, в случае их успешной реализации, позволяла бы с большой долей вероятности говорить о целесообразности их использования при создании интегрирующего сайта РАСХН.
Особенностью отображения процесса поиска информации в Интернете является то, что в любой момент пользователь может видеть полный адрес именно той страницы, на которой он находится в настоящий момент, т.е. адрес гиперссылки, по которой он перешел на текущую страницу с предыдущей. Именно эта возможность использования гипер-
ссылок для адресации на конкретную страницу сайта была реализована при создании простой и удобной для пользователя поисковой системы на сайте отделения.
Анализируя построение сайтов институтов, входящих в состав отделения механиизации, было обращено внимание на то, что практически все институты представляют на своих сайтах перечни разработанной ими прикладной научно-технической продукции (подробно описываемой на отдельных страницах сайта) в одном разделе, чаще всего называемом «Научно-техническая продукция». Переход на ту страницу сайта, на которой приводится описание соответствующей разработки, осуществляется по гиперссылке на наименовании данной разработки, как правило, именно из этого раздела. Т.е., по существу, раздел «Научно-техническая продукция» состоит из гиперссылок на адреса всех научно-технических разработок, представляемых институтом на своем сайте. Таким образом, перенеся перечни прикладных разработок (с сохранением абсолютных гиперссылок на наименования разработок) из этих разделов на сайт отделения, удалось реализовать возможность обращения непосредственно с сайта отделения к подробным описаниям всех прикладных разработок, представленных на сайтах его институтов. Вследствие этого товаропроизводитель, обратившийся на сайт отделения механизации, получил возможность перейти к полному описанию любой разработки из числа представленных на сайтах институтов, не интересуясь ни адресом институтского сайта, ни путями перехода к заинтересовавшей его разработке. Однако чтобы обратиться к заинтересовавшей пользователя разработке, он будет должен (при неудачном контентном поиске) просмотреть все разработки, представленные в перечнях институтов отделения, в поисках тех разработок, которые соответствуют направлению его производственной деятельности. В целях освобождения пользователя от такого перебора была проанализирована тематическая направленность разработок, представленных институтами отделения. В результате было выделено 18 тематических направлений (зерновое хозяйство, свиноводство, кормопроизводство, универсальные средства широкого применения, птицеводство и т.д.), по которым могли бы быть распределены прикладные разработки институтов отделения и которые соответствуют возможным направлениям производственной деятельности пользователей - производителей сельхозпродукции. Затем все разработки институтов, представляемые ими на своих сайтах, были сгруппированы по этим направлениям. В результате такой перегруппировки пользователи сайта отделения получили возможность ограничить поиск интересующих их разработок пределами своего направления. Т.е., выбрав в списке производственных тематик направление своей производственной деятельности и перейдя по гиперссылке на наименование интересующего направления, в представленный на сайте отделения перечень разработок этого направления, пользователь получает возможность выбрать, используя аннотации разработок, появляющиеся в виде всплывающих подсказок, из перечня наименований разработок ту, которая, судя по ее наименованию и аннотации, наиболее близка к разработке, интересующей пользователя. И далее
по гиперссылке на наименовании выбранной разработки пользователь переходит к ее полнообъемному описанию, представленному непосредственно на сайте разработчика. Аналогичным образом, перенесение тематически ориентированных списков разработок всех институтов каждого из отделений Россельхозакадемии в тематически ориентированные разделы единого сайта РАСХН позволяет любому товаропроизводителю, обратившемуся на сайт РАСХН, обозреть перечень всех разработок институтов Россельхозакадемии, относящихся к направлению его производственной деятельности и, увидев среди них интересующую его разработку или близкую к ней, немедленно перейти на сайт института-разработчика для ознакомления с ее описанием и получить, в случае необходимости, консультацию непосредственно у ее разработчика.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что предлагаемые принципы создания единого интегрирующего сайта РАСХН базируются на том, что основное содержание этого сайта должен составить тематически сгруппированный (по направлениям производственной деятельности сельских товаропроизводителей) полный перечень гиперссылок на все фундаментальные, прикладные и инновационные разработки (или их подробные описания), включая программные продукты (базы знаний и данных, автоматизированные рабочие места и т.п.), а также на соответствующие полнотекстовые материалы (статьи, каталоги, авторефераты), представляемые институтами Россельхозака-демии на своих сайтах. Таким образом, любому заинтересованному пользователю и, прежде всего, товаропроизводителю сельхозпродукции достаточно осуществить со своего компьютера или с компьютеров информационно-консультационной службы АПК России обращение только к одному, интегрирующему сайту РАСХН, через который становится доступной для ознакомления и использования вся научно-техническая продукция Россельхозакадемии, представляемая на сайтах институтов РАСХН.
Из сказанного следует, что предлагаемая система представления в Интернете знаний агронауки и ее прикладных разработок, с одной стороны, стимулирует начавшийся в Россельхозакадемии процесс интенсивного перехода ее институтов к представлению своих разработок в Интернете и, в то же время, делает этот процесс регулируемым и контролируемым в соответствии с принятой в РАСХН структурой управления.
Последующее отражение на едином сайте РАСХН перечней разработок, представляемых на сайтах других научных и учебных учреждений России, проводящих работы в области прикладных разработок агронауки (НИИ Минсельхоза, Тимирязевская академия и т.п.), а также аналогичной проблематики с лучших зарубежных сайтов позволит создать единую систему информационного обеспечения сельских товаропроизводителей всем комплексом знаний отечественной и зарубежной агронауки - «Агроакадемсеть» России.
Таким образом, на условиях, описанных выше (простой поиск с возможность мгновенного перехода на искомую разработку, представляемую непосредственно на сайте разработчика), для пользователя становятся доступными все прикладные разработки современной агронауки, представлен-
ные на сайтах институтов и учреждений, которые будут отражены на сайте РАСХН. Эти разработки как бы «вычленяются» из всего моря разнообразной, часто необъективной, а порой и ложной информации, представляемой в Интернете на сайтах сельскохозяйственного профиля. При этом пользователи сайта РАСХН и, соответственно, «Агроака-демсети» будут полностью ограждены от получения необъективной информации в области разработок и использования средств и систем сельскохозяйственного производства. В частности, используя сайт РАСХН как интегрирующий передовые прикладные разработки отечественной и мировой агронауки, можно будет противостоять наплыву различного рода информации, прежде всего, рекламного характера, дезинформирующей отечественных производителей сельхозпродукции, особенно с учетом больших кредитов, которые им выделяются и которые под влиянием агрессивной недостоверной рекламы могут быть истрачены сельхозтоваропроизводителями самым неоптимальным образом. При этом нельзя не учитывать и отрицательные последствия возможного вступления России в ВТО, когда хлынет поток рекламы (прежде всего, через сайты Интернета) демпингового зарубежного оборудования, в том числе устаревшего и невысокого качества, приобретение которого потребует впоследствии от товаропроизводителей неоправданно высоких затрат на его поддержание. (Полная аналогия с приобретением подержанных зарубежных автомобилей, но в ухудшенном варианте, имея в виду возможность приобретения сельхозтоваропоизводите-лями оборудования различных зарубежных фирм, не обеспечивающих его сервисного обслуживания на территории России.) Это тем более важно, что на оборудование, «не имеющее отечественных аналогов», отменены все таможенные сборы. В то же время нельзя не отметить, что институтами Рос-сельхозакадемии и Минсельхоза РФ в большинстве сфер сельскохозяйственного производства осущест-
влены и осуществляются разработки отечественной сельскохозяйственной техники, не уступающие по своим характеристикам лучшим зарубежным образцам. Нужно только, выявив и систематизировав сведения о перспективных отечественных разработках, представить их на сайтах институтов Россельхозака-демии и Минсельхоза с соответствующим отражением на интегрирующем сайте РАСХН. При этом заинтересованные институты, чувствующие уверенность в уровне своих разработок, несомненно, предоставят результаты сравнительного анализа своих разработок и зарубежных аналогов. Кроме того, пользователь сам сможет выйти через сайт РАСХН на интересующие его разработки, представленные на объективных, по мнению ученых и специалистов Россельхозакадемии, зарубежных сайтах, информация с которых будет допущена к отражению на сайте РАСХН.
Нельзя не отметить и необходимость реализации определенных требований, обеспечивающих эффективное предоставление сельхозтоваропроизводителям необходимых сведений в виде, соответствующем современному представлению информации в Интернете. Естественно, что преобразование существующих и вновь создаваемых разработок в такой вид - это длительный, весьма затратный процесс, требующий продуманной поэтапной реализации. В то же время обеспечить создание фундаментальных основ «Агроакадемсети» России и реализовать необходимую информационную поддержку приоритетного национального проекта «Развитие АПК» с предоставлением возможности всем заинтересованным пользователям и, прежде всего, труженикам сельскохозяйственного производства оперативно получать и использовать в своей практической деятельности результаты последних достижений агронауки, можно уже сейчас, интенсифицируя создание сайтов институтов и создавая интегрирующий сайт РАСХН и сайты отделений на рассмотренных выше принципах.
ПЕЧАТНЫЕ СМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
В.Г.Насырова, ред. газ. «Вести академии», Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
При разработке различных проектов и осуществлении практических мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» важно помнить, что проблема формирования предпринимательской активности в аграрном секторе России гораздо сложнее, чем проблема разработки эффективных механизмов правового и экономического регулирования предпринимательской активности сельского населения. Не следует забывать, что предпринимательство представляет собой специфический социокультурный вид активности рыночного субъекта, и не случайно современные исследователи предостерегают от отождествления предпринимательства с бизнесом вообще. Предпринимательство связано с бизнесом родовыми признаками (обмен, сделка, получение выгоды и т.д.), но имеет специфические видовые признаки, к которым отно-
сятся имманентные предпринимательству новаторский подход, креативность, необходимость риска и принятия решений в условиях неопределенности, высокая степень персональной ответственности и др., что, в свою очередь, предполагает наличие особой психологической готовности людей к такого рода деятельности. Психологическая готовность включает в себя не только операциональный компонент, т.е. наличие соответствующих психологических навыков и умений, личностных особенностей, позволяющих эффективно заниматься предпринимательством, но и мотивационный компонент, содержащий рыночные установки, интерес к предпринимательской деятельности, желание ею заниматься, уверенность в том, что эта деятельность по силам, и т.д. Вышесказанное особо актуально в отношении сельского населения России, выросшего в