ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
Поддержка инновационного
предпринимательства в городе Москве: проблемы и перспективы
А. В. Костров
к.э.н., Генеральный директор НП «Агентство по развитию инновационного предпринимательства»,
В статье подробно рассказано о созданной на территории города Москвы системе поддержки предпринимательской деятельности в инновационной сфере. Представлены механизмы финансовой поддержки инновационного предпринимательства, основанные на принципах частногосударственного партнерства.
Ключевые слова: предпринимательство, частногосударственное партнерство, инновационная деятельность.
Малый и средний бизнес — неотъемлемая часть современной экономики. Малые предприятия создают новые рабочие места, обеспечивают налоговые поступления в городской бюджет, выпускают необходимую всем продукцию.
Поддержка малого и среднего предпринимательства — один из приоритетов городской экономической политики. Согласно постановлению Правительства Москвы от 20 июня 2006 года № 420-ПП, в городе действует Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2006-2009 гг.
Основными целями Программы являются, повышение роли малого предпринимательства в реализа-
The article details of established in the City of Moscow’s support system business activities in the sphere of innovations. We present financial arrangements support the innovation business, based on the principles of public-private partnership.
ции социально-экономической политики Правительства Москвы, укрепление позиций среднего класса общества, содействие росту уровня жизни москвичей и доступности социальных благ путем широкомасштабной поддержки предпринимательских инициатив населения, обеспечение расширенного воспроизводства субъектов малого предпринимательства и увеличение численности занятых в данном секторе экономики города, удвоение в 2009 году валовой добавленной стоимости, производимой малыми предприятиями города Москвы.
Ответственным за реализацию программы определен Департамент поддержки и развития малого предпринимательства, который был создан в структуре Правительства Москвы 15 лет назад. Основной целью реализации программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях народного
22
ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ
хозяйства. К исполнению программы привлечены десятки организаций, которые вместе образуют инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городе Москве.
Все это привело к тому, что в целом уровень развития малого предпринимательства в Москве вплотную приблизился к уровню развития предпринимательства в экономически развитых странах. Однако есть отрасли, где малых предприятий по-прежнему недостаточно. Так, к сожалению, число малых предприятий занимающихся разработкой и производством новой продукции все еще крайне невелико. Именно поэтому развитие предпринимательской деятельности в научно-технической и производственной сферах является приоритетным направлением в деятельности городского правительства, и для решения поставленных задач в программе выделено отдельное направление — развитие малого предпринимательства в инновационной сфере.
Как показывает опыт ведущих промышленно развитых стран, одной из наиболее удобных форм реализации инновационного процесса является малое инновационное предприятие, на базе которого непосредственно и осуществляется коммерциализация научно-технического результата. Но процесс формирования, становления и развития малого инновационного предприятия, как и в любом другом бизнесе, нуждается в решении массы вопросов, включающих в себя подготовку и обучение персонала, привлечение денежных средств, поиск офисно-производственных помещений.
На сегодняшний день в рамках Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2006-2009 гг. в городе Москве, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства реализуется целый комплекс мер, которые призваны создать благоприятные условия для развития предпринимательства в сфере инноваций, среди которых финансовая и имущественная поддержка, льготные образовательные программы по подготовке и переподготовке кадров.
Недостаток финансовых средств — проблема для любого предприятия. Для инновационного предприятия эта проблема стоит особенно остро. Необходимо, чтобы малый инновационный бизнес имел доступ ко всем видам финансирования, целевому бюджетному финансированию, инвестиционным ресурсам или заемным средствам. В рамках комплексной целевой программы обеспечивается получение малыми инновационными предприятиями необходимых финансовых ресурсов всех видов.
На этапе формирования и становления, малое предприятие нуждается в субсидировании своих расходов. В Департаменте в настоящее время малое инновационное предприятие может получить несколько видов субсидий.
Во-первых, субсидию на компенсацию затрат на патентно-лицензионную работу, брендинг и защиту
интеллектуальной собственности. Размер субсидии предприятию: до 500 тысяч рублей — это субсидия на компенсацию затрат на патентно-лицензионные работы в Российской Федерации; до 1 миллиона рублей — субсидии на компенсацию затрат на патентнолицензионные работы за рубежом.
Во-вторых, субсидии для оплаты затрат на финансовое обеспечение инновационных проектов начинающих субъектов малого предпринимательства, создающих и реализующих инновационную продукцию в научно-технической сфере. Размер субсидии — до 250 тысяч рублей — это субсидия с привлечением внебюджетных средств (включая собственные) в размере не менее половины от запрашиваемой суммы; до 500 тысяч рублей — субсидия с привлечением внебюджетных средств (включая собственные) в размере, не менее чем в 2 раза превышающем размер бюджетного финансирования.
В-третьих, субсидия для оплаты затрат малого инновационного предприятия на участие в специализированных мероприятиях по продвижению продукции (выставки, ярмарки, конференции). Размер субсидии — до 1 миллиона рублей.
В-четвертых, субсидия в размере от 2,5 миллионов рублей на изготовление опытного или демонстрационного образца.
Кроме этого, Департамент предоставляет малым инновационным предприятиям субсидии на сертификацию в соответствии с международными стандартами (КО 9000, КО 14000, КО 18000, НАССР и др.). Благодаря ним появляются предприятия, готовые к выходу на международные рынки с конкурентоспособной продукцией.
Однако за счет субсидий реализовать инновационный проект невозможно. Нужны инвестиции. Говоря об инвестициях в малые инновационные предприятия, мы подразумеваем венчурное финансирование. Принципиальная схема механизма венчурного финансирования такова. Венчурный фонд (обычно это профессиональная финансовая фирма, управляющая капиталом) приобретает долю (пакет акций) молодой, быстрорастущей или трансформирующейся компании по минимальной стоимости, и вводит в его орган управления своих представителей, являющихся, как правило, профессиональными менеджерами. Последние активно участвуют в регулировании инновационного процесса и контроле над расходованием средств. Так обеспечивается блокирующий пакет венчурного инвестора при сохранении свободы предпринимательской инициативы основных владельцев предприятия.
Главной целью венчурного финансирования является поддержка роста конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций. Система финансирования инновационной деятельности и, в частности, венчурного финансирования состоит из взаимосвязанных элементов с иерархической соподчиненностью и спе-
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
цифическими функциональными особенностями, и включает в себя:
— источники поступления финансовых средств для осуществления инновационной деятельности (процесс финансирования);
— механизм аккумуляции средств, поступающих из различных источников;
— политику (принципы и процедура) вложения
мобилизованного капитала;
— механизм контроля над инвестициями;
— механизм возвратности авансированных в инновационные процессы средств.
И здесь в полной мере открываются преимущества венчурного финансирования перед другими формами финансирования:
— оно создает финансовую базу для обеспечения будущего роста компании и реализации дальнейших этапов ее развития;
— оно предоставляется новой компании, планирующей производство наукоемкой продукции, на долгосрочную перспективу;
— в течение всего периода развития высокотехнологичной компании венчурные капиталисты не требуют выплат процентов по инвестиции, а тем более возмещения капитала, то есть не оказывают отрицательного влияния на денежный поток;
— венчурным финансированием является предоставление не только капитала, но и управленческих умений, необходимых для начала деятельности фирмы, ее организации и управления;
— наличие широкого спектра источников, типов и видов венчурного капитала позволяет новым высокотехнологичным компаниям получить необходимые инвестиции практически на любом этапе своего развития, в том числе на самых ранних стадиях возникновения венчурного предприятия.
В отличие от зарубежных стран в Российской Федерации пока мало профессиональных венчурных фондов. Именно поэтому было решено стимулировать приток в эту сферу профессиональных инвесторов. Для этого был использован принцип частногосударственного партнерства. Развитие системы венчурного инвестирования в России началось с Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 мая 2005 г. N 93 «О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» была запущенна программа формирования региональных венчурных фондов. Региональный венчурный фонд формируется
из средств федерального бюджета — 25 %, регионального бюджета — 25 % , а также привлеченных средств частных инвесторов в размере 50 % от общего объема фонда. Для реализации проекта на территории города Москвы был создан Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научнотехнической сфере города Москвы.
Примером первого в России венчурного фонда, созданного на основе частно-государственного партнерства, является «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы», зарегистрированный в форме ЗПИФ ВИ в ноябре 2006 года. Размер Фонда при формировании составляет 800 млн. рублей, ожидаемый период жизни — 7 лет. Управляет Фондом компания ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами». Пайщиками Фонда на паритетных условиях являются «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научнотехнической сфере города Москвы», учрежденный Правительством Москвы, и крупнейший российский несырьевой холдинг — ОАО «Акционерная Финансовая Корпорация «Система». К середине 2008 г. фонд инвестировал почти 50 % средств (около 400 млн. рублей). На данный момент шесть столичных малых инновационных предприятий, — ЗАО «Микробор» — композитные материалы;ЗАО «Легос» — системы безопасности и «умный дом»; ЗАО «Мобильные инновации» — платформа управления мобильным контентом; ЗАО «Компания «ТехноИнвест» — мультимедийные решения; ООО «Анкилон» — 1Т-техно-логии и ООО «Делис Альянс» — обработка, хранение и защита информации, получили инвестиции. В настоящее время идет формирование Второго Регионального венчурного фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы, средства которого начнут инвестироваться после завершения процедуры оформления документации. Управляющей компанией станет ЗАО «ВТБ-Управление активами».
В настоящее время, в 19 регионах России сформировано 14 частно-государственных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, общим объемом около 5 млрд. рублей.
Кроме того, активно идет процесс формирования частно-государственных венчурных фондов, создаваемых с участием ОАО «РВК». В 2006 году Правительством РФ была создана Российская венчурная компания (РВК) в форме ОАО со 100 % государственным участием (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 г. № 838-р). Цель ее деятельности — способствовать формированию инновационной системы и модернизации экономики путем инвестирования в создание венчурных фондов. Финансовое участие РВК в венчурных фондах ограничено 49 % от ее средств, остальные средства будут предоставлены частными венчурными инвесторами. Таким образом, руководство венчурными фонда-
ми будут осуществлять частные инвесторы, а ОАО «РВК» сохранит необходимый контроль над целевым назначением такого фонда.
15 мая 2007 г. были объявлены итоги первого конкурсного отбора юридических лиц (управляющих компаний) для передачи им в доверительное управление денежных средств Российской венчурной компании с целью их последующего инвестирования через механизм венчурных фондов в отечественные инновационные компании. Этими компаниями стали: ЗАО «ВТБ Управление активами» с заявленным денежным размером венчурного фонда в 3 млрд. 61 млн. рублей и ООО «Управляющая компания «Биопроцесс Кэпитал Партнерс» с заявленным денежным размером венчурного фонда в 3 млрд. рублей.
8 июня 2008 г. были подведены итоги второго конкурсного отбора управляющих компаний. Победителями с заявленным денежным размером венчурного фонда в 3 млрд. рублей признаны следующие участники конкурсного отбора: ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами», ООО «Максвелл Эссет Менеджмент», ЗАО «Лидер», ООО «Управляющая компания «Север Эссет Менеджмент», ЗАО Управляющая компания «ЦентрИнвест». Центральные офисы всех этих компаний, за исключением «Север Эссет Менеджмент», размещены в Москве. Таким образом, в дополнение к двум региональным фондам малые предприятия имеют возможность получить инвестиции и из этих фондов.
Важное значение для малого инновационного предприятия имеет возможность получения кредитов. С целью развития системы гарантирования кредитов субъектам малого предпринимательства был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Целями деятельности Фонда являются обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие в городе системы кредитования малого предпринимательства, системы гарантий и поручительств по обязательствам малого предпринимательства. Основным видом деятельности Фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т. п.) субъектов малого предпринимательства перед кредиторами, а также предоставление услуг, относящихся к финансовому посредничеству. По состоянию на настоящее время активы Фонда составляют около 2,39 млрд. рублей.
Схема деятельности Фонда такова: малое предприятие договаривается о кредите с одним из уполномоченных банков и, в случае если банк все устраивает, за исключением наличия залогов, Фонд содействия кредитованию может дать свое поручительство. В число уполномоченных банков вошли: АКБ «Банк Москвы» (ОАО), «Банк ВТБ 24» (ЗАО), ОАО «УРАЛСИБ», ОАО «Альфа-Банк», Банк «Кре-дит-Москва» (ОАО), КБ «Судостроительный банк» (ООО), АКБ «Московский Индустриальный банк»
(ОАО), АКБ «РОСБАНК» (ОАО), АКБ «Московский Деловой Мир» (ОАО), АИКБ «НОМОС-БАНК» (ЗАО), КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО), КБ «Нефтяной Альянс» (ОАО), АКБ «Инвестиционный Торговый Банк» (ЗАО), КБ «РОСПРОМБАНК» (ООО), АК СБ РФ (ОАО), КБ «Росэнергобанк» (ЗАО), КБ «Независимый Строительный Банк» (ЗАО), ОАО «Промсвязьбанк», ОАО Банк «Возрождение», ЗАО «Кредит Европа Банк», ООО «БТА Банк», АКИБ «Образование» (ЗАО).
Поручительство Фонда выдается субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным в Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы, осуществляющим хозяйственную деятельность на дату обращения за получением поручительства Фонда сроком не менее 6 месяцев, и не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства Фонда просроченной задолженности по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней. Размер одного поручительства Фонда не может превышать 50 % от суммы обязательств заемщика по возврату фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее по кредитному договору, по которому предоставляется поручительство Фонда, и в любом случае — не более 30 млн. рублей. Совокупный объем поручительств Фонда, одновременно действующий в отношении одного заемщика не может превышать 30 млн. рублей. Необходимо отметить, что, затраты субъекта малого предпринимательства на получение поручительства Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, могут быть компенсированы из бюджета города Москвы в размере до 90 %. Суть указанного инструмента финансовой поддержки заключается в том, что субъекту малого предпринимательства, зарегистрированному в г. Москве и включенному в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, получившему кредит под поручительство Фонда, за счет средств бюджета города Москвы компенсируется часть его затрат, связанных с получением поручительства Фонда в размере до 90 % от произведенных затрат (уплаченного Фонду вознаграждения за предоставление поручительства). Компенсация указанных выше затрат осуществляется в денежной форме.
Так же одной из возможностей получения финансовой помощи является механизм микрофинансирования. Агентство «Микрофинанс» — кредитная организация, созданная Московским центром развития предпринимательства в партнерстве с банком ВТБ 24, предоставляет малому бизнесу быстрые и недорогие кредиты, обеспечивает предоставление займов московским предпринимателям, как с поручительством, так и без поручительства на любые цели. Отсутствие залога, минимум документов, 2-3 дня и сумма до 350 тысяч рублей на развитие бизнеса обеспечена. Обойдется такой заем примерно в 20 % годовых. В данном случае кредитования возможно получение денежных средств наличными.
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
Не менее важным вопросом для предпринимательства на территории Москвы является необходимость в офисных и производственных площадях. Малому инновационному предпринимательству оказывается имущественная поддержка городским руководством, которая включает в себя льготное размещение в технопарках и помещениях находящихся на балансе города. К сожалению, с отсутствием доступных помещений сталкиваются почти все предприниматели на начальном этапе своей деятельности. Поэтому необходимо, чтобы предприниматель был уверен, что город поможет ему с помещением для размещения фирмы. Создание технопарков и бизнес-инкубаторов, в том числе в 1Т-сфере крайне важно.
Городом уже предприняты определенные меры в этом направлении. Введен в эксплуатацию Технопарк и бизнес-инкубатор в Строгино, в котором компании-арендаторы занимаются: производством медицинского оборудования, разработкой и производством продукции в области 1Т технологий и телекоммуникаций, производством медийных продуктов для наружной рекламы. На очереди открытие бизнес-инкубатора в Зеленограде. Можно говорить, что ведется системная работа по обеспечению малых инновационных предприятий нежилыми помещениями.
Для стабильного развития компании необходимо профильное квалифицированное управление и профессиональный персонал. Раздел комплексной программы о поддержке малого инновационного предпринимательства в части образования, предусматривает обучение на льготных курсах (бесплатно, либо 30 % оплаты), разработанных при участии ведущих образовательных учреждений по следующим направлениям: «Основы коммерциализации НИОКР», — «Обучение инновационному менеджменту участников конкурсов по инновационным проектам учащейся молодежи города Москвы», — «Управление инновационными проектами», — «Привлечение внебюджетных финансовых ресурсов при реализации инновационных проектов», — «Защита интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов», — «Технологическое предпринимательство и управление инновациями».
Малое инновационное предпринимательство в Москве, бесспорно, развивается и увеличивает собственные показатели. Но инноваторы и рационализаторы, в силу специфики бизнеса, остро нуждаются в качественной, квалифицированной помощи в виде консультирования по всем вопросам начала и ведения разработческой деятельности. Для поддержки и развития инновационного направления в октябре 2006 года, по инициативе Департамента поддержки и развитию малого предпринимательства города Москвы, было создано НП «Агентство по развитию инновационного предпринимательства». Агентство объединило ведущие московские технопарки, консалтинговые организации, образовательные учреждения
с основной целью — предоставление комплекса услуг малым инновационным предприятиям, как собственными силами, так и силами организаций партнеров. Спектр предоставляемых Агентством услуг очень широк: от решения вопросов с регистрацией предприятий до привлечения инвестиций в работающий бизнес. Агентство консультирует предприятия малого бизнеса в инновационной сфере по вопросам имущественной, финансовой и организационной поддержки, оказывает услуги по бизнес планированию, поиску и подбору бизнес партнеров, проводит комплексную экспертизу инновационных проектов. Оно также осуществляет информационно аналитическое сопровождение предприятий малого бизнеса от бизнес-идеи до достижения уровня прибыльности, продвигает их продукцию на региональных и зарубежных рынках. Также осуществляется организация малого инновационного бизнеса под ключ и оказание малым предприятиям содействия в подготовке комплекта документов для получения субсидий в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
Для решения задачи по установлению более тесных деловых контактов и партнерских отношений в инновационной среде малого бизнеса Москвы, Агентство выступает организатором Московского венчурного форума. Второй год подряд Форум собирает вместе более 700 участников инвестиционного процесса, от разработчиков до бизнес-ангелов и инвесторов. Являясь коммуникационной площадкой, где люди могут не только узнать друг друга, но и достичь определенных договоренностей — Форум предоставляет уникальную возможность прямого формирования всей цепочки создания инновационного продукта. В рамках мероприятия проходят тематические заседания и круглые столы, в которых принимают участие представители органов государственной власти и крупнейших государственных корпораций, заинтересованные в развитии инновационной сферы, руководители финансовых институтов, вкладывающие деньги в новейшие разработки. Это событие — значительный шаг в развитии инновационного предпринимательства, который обеспечивает весь процесс деловых коммуникаций и способствует совершенствованию российской системы венчурного инвестирования.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что именно от уровня развития предпринимательства в инновационной сфере зависит, как скоро новая технология или разработка будет реально внедрена. Иногда малое предприятие способно предложить решение, которое может изменить привычный уклад вещей.
Именно поэтому в Москве ведется целенаправленная работа по созданию условий для развития малого инновационного предпринимательства. Правительством Москвы проводится постоянная работа по выявлению и внедрению новых инновационных
подходов, к решению городских задач. Как правило, это оправдывается. Однако для большего эффекта необходимо осуществлять данную работу на систематической основе.
И главное — успех инновационной политики города невозможен в отсутствии у потенциальных
предпринимателей желания открывать свой бизнес и развивать свое дело. Таким образом, важнейшей задачей реализации инновационной политики города является всемерная популяризация инновационного предпринимательства. Использование новых технологий можно и нужно тиражировать.