Научная статья на тему 'Подбор и оценка профессорско-преподавательского состава вуза'

Подбор и оценка профессорско-преподавательского состава вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА / ОЦЕНКА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / PERSONNEL SELECTION / EVALUATION / FACULTY / METHODS OF EVALUATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорина Д. Н., Иванова А. П.

Рассматриваются основные вопросы подбора и сущности системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава. В свете современной модернизации образования, обосновывается актуальность качество подготовки специалистов и их компетентность в сфере образовательных услуг. Исходя из специфики педагогической деятельности преподавателя (сочетание педагогической деятельности с научно-исследовательской работой), выделяются структурные компоненты профессиональной компетентности преподавателя вуза и при этом делается особый акцент на профессионально важных личностных качествах преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION AND ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND TEACHING STAFF

The main questions of the selection and essence of the system for assessing the quality of the activity of the teaching staff are examined in the article. In the light of modern education modernization, the relevance of the quality of training of specialists and their competence in the field of educational services are justified. Based on the specifics of pedagogical activity of the teacher (combination of pedagogical activity with research work), the structural components of the professional competence of the university teacher are singled out and special emphasis is placed on the professionally important personal qualities of the teacher.

Текст научной работы на тему «Подбор и оценка профессорско-преподавательского состава вуза»

УДК 331.1

ПОДБОР И ОЦЕНКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО

СОСТАВА ВУЗА

Д. Н. Кокорина, А. П. Иванова Научный руководитель - А. И. Таюрский

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: kazzieva@mail.ru, ani_ivanova_93@mail.ru

Рассматриваются основные вопросы подбора и сущности системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава. В свете современной модернизации образования, обосновывается актуальность качество подготовки специалистов и их компетентность в сфере образовательных услуг. Исходя из специфики педагогической деятельности преподавателя (сочетание педагогической деятельности с научно-исследовательской работой), выделяются структурные компоненты профессиональной компетентности преподавателя вуза и при этом делается особый акцент на профессионально важных личностных качествах преподавателя.

Ключевые слова: подбор персонала, оценка, профессорско-преподавательский состав, методы оценки, компетенции.

SELECTION AND ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND TEACHING STAFF

D. N. Kokorina, A. P. Ivanova Scientific supervisor - I. A. Tayurskii

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: Kazzieva@mail.ru, Ani_ivanova_93@mail.ru

The main questions of the selection and essence of the system for assessing the quality of the activity of the teaching staff are examined in the article. In the light of modern education modernization, the relevance of the quality of training of specialists and their competence in the field of educational services are justified. Based on the specifics of pedagogical activity of the teacher (combination of pedagogical activity with research work), the structural components of the professional competence of the university teacher are singled out and special emphasis is placed on the professionally important personal qualities of the teacher.

Keywords: personnel selection, evaluation, faculty, methods of evaluation, competence.

В настоящее время ведутся планомерные работы в сфере повышения качества образовательных услуг. Об этом свидетельствуют регулярно проводимые конференции и реформы в сфере образования.

Особое внимание стоит уделить подбору профессорско-преподавательского состава. Для качественного отбора профессоров и преподавателей высшей школы, проводится конкурс на конкретную преподавательскую должность. Вуз, как конкретное лицо, преследует цель выявить участников конкурсного отбора из неопределенного множества лиц. Для чего последние должны представить в течение месячного срока со дня объявления конкурса свои заявления на участие в нем. Условия и квалификационные требования, предъявляемые к претендентам на конкурсную преподавательскую должность, обязаны соответствовать требованиям закона.

Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»

Конкурсный отбор целесообразен лишь при приеме на работу, а в дальнейшем преподаватель, должен проходить соответствующую оценку.

Раскрытие сущности системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава требует описания ее характерных черт, внутреннего строения, связей с окружающей средой, этапов развития. Система оценки качества деятельности преподавателей — это система социальная. Ее ядро составляют люди и их потребности, мотивы, направленность, интересы, действия, отношения. Функционирование данной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития. Ее цель и функции социально детерминированы. Растущий интерес к такому феномену, как оценка качества деятельности преподавателей, в первую очередь, обусловлено общественной потребностью в создании таких условий для оценки и развития на ее основе личности и деятельности преподавателей вуза, которые гарантировали бы качество подготовки специалистов, отвечающее возрастающим требованиям общества [1].

Цель в системе оценки качества деятельности преподавательского состава играет роль системообразующего и системно интегрирующего фактора, является главным ориентиром в жизнедеятельности системы и объединяет составные части системного образования в единое целое. Система оценки качества деятельности 1111С является гуманистической только в том случае, если она направлена на развитие личности и деятельности преподавателя вуза, создание условий для самосовершенствования.

Управленческими целями оценки профессорско-преподавательского состава являются правильный подбор и расстановка кадров; оплата и стимулирование их деятельности; повышение квалификации и переподготовка кадров. Педагогические цели оценки: определение норм научно-педагогической деятельности и принципов ее оценки; создание условий, обеспечивающих справедливость оценки.

Важнейшими характеристиками конечного результата труда преподавателей вуза являются качество подготовки специалистов, их компетентность, во многом определяющие возможности трудоустройства, благосостояние, удовлетворенность работодателя и других заинтересованных лиц, общественный прогресс [2]. В конечном счете результатом труда преподавательского состава является специалист, качество подготовки которого соответствует установленным требованиям. Поэтому, вообще говоря, именно показатели качества подготовки специалистов наиболее полно свидетельствуют о том, эффективна ли деятельность профессорско-преподавательского состава вуза. Но при подходе, требующем учитывать качество подготовки специалистов, возникают две главные проблемы: по каким показателям оценивать эффективность подготовки специалистов и как распределить между преподавателями отнесенные ко всей специальности (блоку дисциплин) показатели качества [4].

Таким образом, оценка труда преподавателя включает в себя три основные проблемы: как оценивать качество подготовки специалистов (и ее эффективность); как оценить вклад профессорско-преподавательского состава в это качество (эффективность преподавательской деятельности); как оценить долю конкретного преподавателя в этом вкладе. Решение этих и других вопросов оценки качества деятельности во многом определяется наличием (или возможностью создания) соответствующего инструментария. В настоящее время в теории описано более двух десятков различных методов оценки качества деятельности. Условно все эти методы можно разделить на три группы.

К первой группе относятся методы описательного характера, характеризующие потенциал и активность преподавателя без количественного их выражения. Их называют «качественными методами». Методы, включенные в эту группу, как правило, носят субъективный характер.

Вторая группа является промежуточной, в основу методов, входящих в нее, положен как описательный принцип, так и количественные измерители, определяемые на базе первоначальных качественных описаний. Эти методы называют комбинированными.

В третью группу включают методы, в результате применения которых можно непосредственно получить с достаточной степенью объективности числовую оценку качества деятельности преподавателей и результатов их труда, т. е. количественные показатели оценки [3].

Поиск все более совершенных форм и методов оценки качества деятельности научно-педагогических кадров высшей школы заставляет постоянно обращаться к опыту лучших зару-

бежных и отечественных вузов, критически анализировать собственную деятельность, апробировать новые подходы, обеспечивать поддержку творческих инициатив. Это путь каждого инновационного вуза, путь к достижению высокого качества и конкурентоспособности российского образования.

Результаты оценки могут быть как непосредственные, так и опосредованные. К первым следует отнести установление значений показателей качества деятельности 1111С в вузе и перевод их в управляемые характеристики. Ко вторым — профессионально-личностное развитие преподавателей, повышение качества подготовки специалистов в вузе и др.

Главной целью управления системой оценки качества деятельности 1111С является оптимизация ее функционирования и развития.

Библиографические ссылки

1. Васильева Е. Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 2 (11). - С. 74-78.

2. Белозерова Н. А., Титов О. А. Компетентностный подход в оценке персонала // Решет-невские чтения: материалы XIV Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генерал. конструктора ракет. - космич. систем академика М. Ф. Решетнева (10-12 нояб. 2010, г. Красноярск): в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск,2010. - Ч. 2. - 332 с.

3. Рябова Т. М. Оценка профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов в условиях модернизации высшего образования: дисс... канд. соц. наук. - 2014. -195 с.

4. Ячина Н. П., Мухутдинова Т. З., Хазиева Н. Н. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Вестн. Казанского технолог. университета. - 2013 - № 2. -С. 47-52.

© Кокорина Д. Н., Иванова А. П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.