Научная статья на тему 'Под прессом властной бюрократии'

Под прессом властной бюрократии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНАЯ ПРЕССА / БЕСПЛАТНЫЕ ГАЗЕТЫ / ЦЕНЗУРА / LOCAL PRESS / GRATIS NEWSPAPERS / CENSORSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Золотых Александр Дмитриевич

За 15 минувших лет в столице сформирована уникальная система местной печати. Во-первых, это бесплатная пресса. Во-вторых, она выходит в условиях негласной цензуры со стороны учредителей местных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under the pressure of overbearing bureaucracy

In capital was formed uncial system of local mass-media for 14 years. First of all, it's gratis press. Sekondly, it's published in conditions of private censorship to the side of the founders local power.

Текст научной работы на тему «Под прессом властной бюрократии»

УДК 070.13 ББК 76.000.0

Золотых Александр Дмитриевич

заместитель главного редактора газеты «Москва и москвичи: местное самоуправление, люди, события», кандидат филологических наук, доцент, Международный университет природы, общества и человека «Дубна»,

141980, Московская область, г. Дубна, ул. Университетская, 19, e-mail: [email protected]

Zolotyh Aleksander Dmitrievich

deputy editor of the newspaper «Moscow and Moscovites: local government, people, events»,

PhD in Philology, Associate Professor,

International University of Nature, Society and Man, «Dubna», 141980, Dubna, Universitetskay st., 19, e-mail: [email protected]

ПОД прессом властной бюрократии

За 15 минувших лет в столице сформирована уникальная система местной печати. Во-первых, это бесплатная пресса. Во-вторых, она выходит в условиях негласной цензуры со стороны учредителей — местных властей.

Ключевые слова: местная пресса, бесплатные газеты, цензура.

under the pressure of overbearing bureaucracy

In capital was formed uncial system of local mass-media for 14 years. First of all, it's gratis press. Sekondly, it's published in conditions of private censorship to the side of the founders — local power.

Keywords: local press, gratis newspapers, censorship.

До середины 90-х гг. минувшего столетия в Москве местной прессы не было. Здесь выходили центральные, городские, ведомственные и фабрично-заводские газеты. Однако в процессе политического, социального и экономического переустройства страны, развития рыночных отношений, нового административно-территориального деления столицы возникла потребность в местных изданиях. Они должны были способствовать формированию местных сообществ в рамках столичного мегаполиса. Это, а также законодательно закрепленная свобода слова, давали надежду на реализацию привлекательных, а главное — независимых от

власти медийных проектов, рассчитанных на местные сообщества.

И поначалу у первых очень немногочисленных местных изданий, возникших в Москве в 1996-1997 гг., действительно не было жесткой привязки к властным структурам. Скажем, такие газеты как «Персей», выходивший в Чертаново, «Наш район Южнопортовый» и ряд других могли проводить самостоятельную редакционную политику. В чем-то не соглашаться с представителями районной власти, спорить, вести дискуссию по проблемным и довольно острым вопросам местной жизни [2, с. 38].

Но чем больший интерес проявляла городская администрация

к созданию единого и контролируемого информационного пространства на городском и районном уровне, тем меньше оставалось свободы для маневра и возможностей для реализации независимых медийных проектов в рамках местных сообществ. С 1998 г. стал даже проводиться городской конкурс «Информируем из первых рук», победители которого за успешное сотрудничество с районной, окружной и городской властью награждались грамотой. Помимо возросшей активности властных структур на информационном поле, возникли еще и серьезные финансовые проблемы. К 2005 г. были упразднены все льготы, действующие в отношении всех средств массовой информации страны. А затем сошла на нет и практика федеральной финансовой поддержки муниципальных печатных изданий.

Между тем в районах столицы управы и органы местного самоуправления в лице муниципалитетов, которые были созданы в 2003 г., в массовом порядке становились учредителями местных газет. К 2010 г. в Москве в 125 районах уже выходило около 180 изданий. И учредителями подавляющего большинства из них были управы и муниципалитеты. Формат каждого из них А-3, объем — от 4 полос до 12, периодичность — раз в месяц. Совокупный единоразовый тираж этой прессы составлял более 4 млн экз.

Помимо того, издавалось 10 окружных печатных органов префектур, которые, на наш взгляд, заслуживают отдельного разговора, поскольку по уровню охвата аудитории их вряд ли можно отнести к местным изданиям. Каждая окружная газета выходит тиражом около 450 тыс. экз., между тем районная от 10 тыс. экз. до 60 тыс.

За 15 минувших лет московская местная пресса во многом превратилась в уникальный медийный продукт. Это бесплатная пресса, выпуск которой городской казне обходится в довольно кругленькую сумму: около 200 млн р. Ее уникальность еще и в том, что она попадает в почтовый ящик практически каждой московской семьи.

Итак, произошел тотальный информационный охват населения Москвы местной печатью. Но насколько она востребована москвичами? Насколько она отвечает их чаяниям и запросам? Наконец, насколько она отражает социальные, политические и хозяйственные проблемы местных сообществ? Для того чтобы это понять, познакомимся с предметно-тематическими характеристиками некоторых изданий.

Возьмем газету «Преображен-ка» за январь нынешнего года. Учредителями этого 8-ми полосного полноцветного издания являются управа района Преображенское и муниципалитет. Первую полосу газеты занимает дежурное интервью с главой управы Сергеем Баташовым, проиллюстрированное его портретным снимком на четверть газетной площади, а также официальное сообщение о благотворительной акции.

На второй полосе под полосной рубрикой «Правопорядок» опубликованы материалы «Трудовые будни в праздничные дни» и «Отчет в режиме диалога». Первый материал представляет собой отчет заместителя начальника ОВД по району Преображенское о работе милиции в праздничные дни. Во втором идет речь о встрече-отчете участковых уполномоченных милиции с жителями района, в которой приняли участие глава района Сергей Баташов и руководитель внутригородского муниципального образования Григорий

Петушков. Они же представлены на фото, подверстанном к материалу. В подвале страницы — объявление о конкурсе на замещение государственных должностей государственной гражданской службы и ряд других сообщений административных органов района.

На третьей полосе под рубрикой «Актуально» напечатаны ответы Баташова и Петушкова (сопровожденные их портретными снимками) на вопросы жителей, дополнительный список кандидатов в присяжные заседатели и тех, кто из него исключен, поздравление управы и муниципалитета по случаю юбилея некоторых жителей района. А заметка «С Рождеством!» о рождественском обеде для ветеранов войны и труда, организованном исполнительной властью района и местным самоуправлением, «украшена» очередным изображением главы управы.

«Персона» — так именуется рубрика четвертой полосы. Однако лишь интервью с певицей Тамарой Гвердцители соответствует названию рубрики. Хотя выбор персоны довольно странен. Неужели на территории района нет интересных людей, о которых можно рассказать, энтузи-астов-общественников, работающих на благо людей? Вторую половину полосы занимает официоз — новые тарифы на ЖКХ, расценки на установку приборов учета воды, сообщение управления социальной защиты населения района Преображенское.

Материалы пятой полосы размещены под рубрикой «Муниципалитет». Это проиллюстрированные сообщения о досуговой и спортивно-массовой работе органов местного самоуправления с населением по месту жительства. В одном из них упоминается руководитель внутригородского муниципального образования Григорий Петушков.

Шестая и седьмая полосы с соответствующими рубриками «Депутатские будни» и «Официально» говорят сами за себя. Под первой публикуется отчет о заседании муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Преображен-ское с непременным упоминанием руководителя муниципального образования и главы управы и, естественно, их фотоснимком. Под рубрикой «Официально» размещены нормативные акты, принятые муниципальным Собранием.

На восьмой полосе под рубрикой «Образ жизни» публикуется интервью с руководителем муниципального образования Григорием Петуш-ковым, посвященным Году спорта и здорового образа жизни, а также заметка о том, как провели зимние каникулы юные регбисты из команды «Трэшерс».

Как видим, особым тематическим разнообразием этот номер газеты не отличается. В нем более чем солидная доля официоза. Практически от первой и до последней полосы на страницах «Преображенки» в той или иной форме представлены руководители районной исполнительной власти и органов местного самоуправления. Причем на восьми полосах размещено шесть их фотографий.

Под стать тематике и жанровое наполнение. В газете увидели свет 35 материалов. 22 из них являются официальными сообщениями. 4 — отчеты с изрядной долей официоза и 3 — интервью. При этом у двух из них совершенно очевидная имиджевая направленность, как и у обильного количества фотографий руководителей исполнительной и муниципальной власти района. Таким образом, лишь восемь материалов, занимающих 20% газетного пространства, можно отнести к собственно журналистским. Да и то это будет, наверное,

не совсем корректно, поскольку все они в той или иной мере касаются реализации полномочий органов власти. Остальные 80% материалов — это официоз.

Понятное дело, один номер газеты в этом отношении не может быть показательным. Однако по тематическому и жанровому наполнению, а также представленности официальных лиц и официоза мало чем отличаются и номера «Преображенки» за февраль, март и апрель.

У газеты «Районные будни», учредителями которой являются управа и муниципалитет района Выхино-Жуле-бино, иные полосные рубрики: «Официально», «Актуально», «События. Факты. Комментарии», «Общество», «Муниципальное Собрание», «Информбюро» и «Время. События. Люди». Однако содержание этого издания практически такое же. С первой и до последней полосы газетное пространство номеров за ноябрь и декабрь 2010 г. и январь-февраль-март нынешнего года в основном забито официозом и PR-заметками.

Не блещут разнообразием тем, а уж тем более проблем, газеты «Ямское поле», «Западное Дегунино», «Головинские вести», «Покровское Стрешнево», «Сокол», «Известия Южного Тушина», «На Западе Москвы. Можайский», «На Западе Москвы. Внуково», «Куркино». На страницах этих изданий до 90% газетной площади, а то и более, занято различной официальной информацией, а также материалами, направленными на создание благоприятного имиджа представителей районной исполнительной и муниципальной власти.

При этом встречаются издания, которые от первой и до последней страницы заполнены только лишь нормативными актами и документами. Так, в январском номере газеты «Вестник муниципального образова-

ния Филевский парк», состоящем из четырех полос, не нашлось места не только для какой-нибудь информации о жизни муниципального образования, но даже для иллюстраций. Сплошь от первой и до последней страницы в нем занимают документы, рассмотренные муниципальным Собранием.

Точно такими же оказались номера этого издания за февраль и март. В сущности, «Вестник муниципального образования Филевский парк» превратился в бюллетень нормативных актов, который, естественно, совершенно не интересен жителям Филей, как, наверное, и самим районным чиновникам. Такое же абсолютно идентичное содержание у номеров газеты «Аэропорт муниципальный» И подобных изданий в Москве становится все больше.

Конечно, есть в столице местные газеты и с более интересным и разнообразным содержанием, как в тематическом, так и в жанровом отношении. Но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Ведь с тех пор, как управы и органы местного самоуправления стали учредителями местных изданий, заняв, таким образом, практически всю информационную нишу на уровне местных сообществ, они, превратились в полноправных распорядителей полученного печатного пространства и заполняют его согласно своим первоочередным запросам и потребностям.

Так что в первоочередном порядке печатаются различные нормативные акты и документы, которые по закону вступают в действие лишь после того, как выйдут в свет в печатных средствах массовой информации, сообщения, связанные с реализацией органами местного самоуправления полномочий. Наряду с этим, получает приоритет «актуальная» информация, спущенная сверху: из различных

департаментов и комитетов правительства Москвы, из Московской городской Думы, из Роспожнадзо-ра, из Пенсионного фонда России, из Федеральной налоговой службы и прочих ведомств. Обязательна к размещению и информация о ходе выполнения различных городских программ, принятых столичным правительством [1, с. 53].

Журналисты подавляющего большинства местных газет столицы не очень-то утруждают себя переработкой подобной информации с целью подготовки более интересного журналистского материала. И не только в связи с тем, что не хватает времени, но и потому, что управа или же муниципалитет требуют непременного сохранения бюрократического воляпюка вплоть до самой последней запятой.

Право властей на информирование местной общественности о своей деятельности привело к тому, что страницы местной прессы до предела забиваются однотипной официальной информацией, абсолютно ничего не дающей ни уму, ни сердцу. А неизбежным итогом такого информирования, в свою очередь, становится чудовищная деформация реальной картины московской жизни на местах.

Газеты и социумы районов как бы существуют в параллельных мирах. Мир первых — это тишь и гладь и божья благодать: парадные отчеты о делах начальников различных ведомств и учреждений, победные реляции и рапорты представителей различных уровней власти, официальные церемонии и нормотворчество. Мир вторых полон реальных каждодневных сложностей и животрепещущих проблем: молодежная безработица и молодежный экстремизм, наркомания и алкоголизм, нелегальная миграция, плохая работа ДЕЗов,

изношенность жилищного фонда, наконец, конфликты по поводу парковок, точечного строительства, создания товариществ собственников жилья и многое другое. Но даже слабым эхом вся эта социальная проблематика не доносится со страниц районных и муниципальных газет.

В чем предназначение местных СМИ? Думается, в том, чтобы тиражировать информацию и идеи, представляющих общественный интерес, служить трибуной для общественных дискуссий и конструктивного диалога с представителями властей, вести откровенный и заинтересованный разговор с читателями о том, что в первую очередь их волнует и беспокоит. Такая печать, наверное, вполне могла бы стать и инструментом консолидации местных сообществ, пробуждения общественной инициативы, приобщения людей к местным делам, наконец, создания реального гражданского общества. С ее помощью местные сообщества могли бы контролировать деятельность органов исполнительной и муниципальной власти, которая отнюдь не безупречна.

Но как раз-то все это и не соответствует интересам управ и муниципалитетов. Им, как и представителям властей других уровней, местная пресса нужна не в качестве зеркала жизни, а верной и безропотной служанки. Посему повсеместно происходит вмешательство учредителей, управ и муниципалитетов в деятельность редакционных коллективов. Темы публикаций обязательно согласовываются. План номера просматривается. Вычитывается верстка. Материалы, не устраивающие учредителя, снимаются. Порой доходит до нелепого. Некоторые руководители районной исполнительной и муниципальной власти вместо того, чтобы заниматься своими делами, засучив рукава, с увлечением пере-

лопачивают содержание газеты. Бывает и такое, что без их визы не дозволяется сдавать газету в печать.

По сути дела, местная пресса столицы стала выходить в условиях серьезных негласных цензурных ограничений. Между тем ст. 3 Закона о СМИ гласит: «Цензура массовой информации, т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается». Но это де-юре, а де-факто все складывается совсем по-иному. По крайней мере, в столице на местном уровне повсеместно происходят нарушения Закона, а также конституционных прав граждан на получение достоверной информации.

Помимо того, на состоянии местной печати Москвы, качестве формируемого ею информационного потока сказывается ныне существующая система конкурсного отбора творческих коллективов. Согласно федеральному закону «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94, учредители местных газет проводят конкурсные процедуры на оказание информационных услуг. На подготовку соответствующих документов, а также участие в конкурсе, котировке или же аукционе у главных редакторов уходит, как минимум два, а то и три, месяца. Как говорится, не до творческих планов.

Но, пожалуй, главная закавыка такого размещения государствен-

ного и муниципального заказа в том, что его итогом становится унизительная, даже можно сказать, рабская зависимость творческих коллективов от бюджетных денег учредителей. Сразу же у журналистов включается самоограничитель: острых тем не касаться, проблемных материалов не публиковать, никаких дискуссий и обсуждений вопросов, волнующих местную общественность, не вести. Почему? Да потому что очередной конкурс, котировка или же аукцион могут стать для творческого коллектива, проявившего самостоятельность, роковым. Эта постоянная угроза нависает над журналистами как дамоклов меч.

Причем порядок финансирования местных газет посредством проведения конкурса таков, что он ничуть не способствует укоренению редакционных коллективов на территориях, их более основательному знакомству с хозяйственной и социальной жизнью районов, людьми, которые здесь живут. Ведь сегодня, согласно итогам конкурса, право выпускать газету получают одни редакции, а завтра, возможно, его получат и другие.

При этом в ходе конкурсных процедур в выигрыше оказываются те, кто опускает цену ниже той, что заявлена в лоте. Но низкая цена издания печатного органа означает и соответствующий уровень качества подготовленных текстов. И как итог, столичные районные и муниципальные газеты начали издавать люди, не имеющие никакого отношения к журналистике. Для них главный критерий в этом деле не профессионализм, а возможность доступа к бюджетным деньгам.

Появилось изрядное количество издательских конторок вроде «Рогов и копыт». Зачастую во главе каждой из них стоит один человек. Такие конторки, участвуя в конкурсных про-

цедурах, активно занимаются снижением первоначально заявленной в ходе конкурсной процедуры цены и, таким образом, получают желаемый муниципальный заказ. Затем нанимаются литературные рабы, которые лепят номера газет из того официоза, который поставляется из кабинетов районных управ и муниципалитетов. Иными из таких контор дело освоения бюджетных денег поставлено на поток. Ими издается от трех и более местных газет.

Это, в сущности, и не газеты, а своего рода клоны. Они не отличаются друг от друга ни по внешнему виду, ни по содержанию. В них нет ни одного живого слова, ни одной заметки, затрагивающей местные проблемы, а только размещена информация, соответствующая полномочиям заказчиков — управ и муниципалитетов.

Правда, если следовать букве закона, то все правильно. Местные газеты, учрежденные органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны лишь информировать о реализации этими властными структурами своих полномочий. Между тем, если там материалы на другие темы увидят свет, то у проверяющих из Контрольноревизионного управления или же из Контрольно-счетной палаты Москвы обязательно возникнет вопрос: почему допущено нецелевое расходование бюджетных средств?

Кстати, и коммерческую рекламу в таких изданиях нельзя по закону размещать. Бесплатную социальную — пожалуйста. Понятное дело, кое-какие редакционные коллективы все же пытаются поправить свои тощие бюджеты за счет публикации коммерческой рекламы. Но, как правило, такое нецелевое использование газетных площадей очень редко им сходит с рук. Визит инспекторов из Контрольно-счетной палаты

столицы заканчивается возвратом заработанных рекламных денег в городскую казну.

Установив абсолютный контроль над местными газетами, московские власти еще и довольно активно используют их как инструмент воздействия на общественное мнение в периоды наивысших политических температур в интересах правящей партии «Единая Россия». Так, во время выборов депутатов Государственной Думы в конце 2011 г. в районные и муниципальные газеты из мэрии столицы поступило негласное указание агитационных материалов в поддержку тех или иных кандидатов в депутаты Госдумы не размещать. Между тем к каждой из 10 столичных префектур были прикомандированы сотрудники Департамента территориальных органов исполнительной власти и специалисты пиар-компании «ИМА-консалтинг». Последние, помимо различных обязанностей по организации избирательной компании кандидатов в народные избранники от «Единой России» обеспечили им тотальную поддержку со стороны местной печати и местных аудиовизуальных средств. Информационных поводов для этого было достаточно. Таким образом, кандидаты от остальных партий доступа к очень важному информационному ресурсу не получили.

Итак, можно сделать вывод. Нынешняя система московской местной печати, которая формировалась на протяжении минувших 15 лет, не отвечает потребностям и запросам местных сообществ. Она находится в полной финансовой зависимости от учредителей, управ и муниципалитетов, и, в общем-то, функционирует в условиях негласной, но, тем не менее, очень жесткой цензуры. Это привело к резкому обеднению содержания газет, их превращению

в своего рода бумажные доски официальных объявлений и сообщений и PR-листки.

Столице, как и другим городам России, нужна независимая печать. Только такая печать может стать отражением действительных социальных, политических и хозяйственных процессов в недрах местных сообществ. Поэтому необходимо покончить с практикой учредительства газет местными властями, а этим правом наделить редакции газет. Понятное дело, органам власти необходимо информировать общественность о своей законотворческой и иной деятельности. Но это можно делать в рамках договорных отношений, согласно которым официальные материалы, естественно не безвозмездно, будут размещаться на определенной части газетной площади.

Но и при такой постановке дела местным газетам без государственной поддержки не обойтись. Но она должна быть такой, чтобы не приводить к очередному закабалению творческих коллективов. В этом отношении было бы неплохо присмотреться к опыту скандинавских стран.

Там локальным газетам предоставлялись льготы на приобретение бумаги, почтовые и телефонные услуги, аренду помещений и т.д.

Впрочем, вопрос финансовой независимости местной, да и, пожалуй, региональной печати, это еще и вопрос политический. Верховная российская власть не отрицает важности и нужности построения гражданского общества. Но вместе с тем она должна прийти к пониманию того, что здание этого общества должно возводиться на прочном фундаменте местных сообществ. А роль средств массовой информации в создании такого фундамента неоценима.

Но судя по всему, московские власти действуют с точностью до наоборот. Они вознамерились монополизировать рынок местной печати путем создания холдинга, в который войдут все районные и муниципальные издания. А стало быть, с рынка местной прессы столицы окончательно и бесповоротно уйдут независимые издания. Кстати, в рамках этой акции не так давно была упразднена газета «Москва и москвичи: местное самоуправление, люди, события».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алимжанова Н. Круг замкнулся. Ориентиры социального партнерства // Информационно-методический бюллетень. 2009. № 3-4.

2. Блинова А. Как не стать соседями по коммуналке, или зачем газетам власти доверие читателя? Ориентиры социального партнерства // Информационно-методический бюллетень. 2009. № 3-4.

3. Вербкин В.А. Информационные потребности социума и местные СМИ: особенности взаимовлияния в современных условиях // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2006.

4. Золотых А.Д. Столичная местная пресса: проблемы и перспективы // СМИ в публичной сфере: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика 2010». М., 2011.

5. Полянская Н.В. Взаимодействие местных органов власти и СМИ // Журналистика и медиаобразование: сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2008.

6. Сеславинский М. Муниципальная пресса на рынке // Журналист. 2007. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.