Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
1
УДК 001+378(025.2)
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА КАК РЕСУРС ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ИСТОРИИ АГРОНОМИИ
Цаценко Людмила Владимировна,
д.б.н., профессор, кафедра генетики, селекции и
семеноводства
lvt-lemna@yandex. ru
ID 2120-6510
Лиханская Нина Петровна, руководитель редакционного отдела formula-art@mail. ru
Цаценко Наталья Андреевна, студентка Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, Калинина nat-tsatsenko32@yandex. ru
В статье рассматриваются почтовые открытки с изображениями, относящимися к агроботанической иллюстрации, возможность их использования в качестве информационного ресурса в процессе изучения курса по истории агрономии. Дано обширное представление об агроботанической иллюстрации, рассмотрены цели и задачи данного типа изображения. История агрономии в почтовых открытках рассмотрена на трех типах изображения: художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). К каждому типу изображений приведены иллюстративные примеры с краткими комментариями. Обзор представлен по собранной коллекции, охватывающий разные страны мира. Статья снабжена примерами почтовых открыток с краткими комментариями. Представлен обзор коллекции почтовых открыток разных стран мира, а также анализ экземпляров из серий «Г игантские овощи на ферме» и «Яблочное семейство». Таким образом, изображения, представленные на почтовых открытках позволяют получить следующую информацию: направленность аграрного сектора местности (основные виды деятельности: растениеводство, животноводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и т.п.); ботаническая характеристика агрокультур (агроботаническая иллюстрация); иллюстрация отдельных видов технологий возделывания агрокультур (уборка, уход за растениями, вспашка, орошение); документальное изображение отдельных рекордных урожаев; исторические и культурные традиции, связанные с аграрным сектором страны, или отдельной местности; популяризация новых культур, сортов, гибридов сельскохозяйственных растений и цветочных культур; информация о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в
UDC 001+378(025.2)
Agricultural sciences
A POSTCARD AS A RESOURCE OF INFORMATION ON THE HISTORY OF AGRONOMY
T satsenko Luidmila Vladimirovna,
Dr.Sc.(Biol.), professor,
Chair of genetic, plant breeding and seeds lvt-lemna@yandex. ru ID 2120-6510
Likchanskaya Nina Petrovna, head of editorial Department formula-art@mail. ru
Tsatsenko Natalia Andreevna, student
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
nat-tsatsenko32@yandex. ru
The article discusses postcards with images related to agro-botanic illustration, the possibility of their use as an information resource in the process of the study course on the history of agriculture. We have given the extensive understanding of agro-botanic illustrations, reviewed the goals and objectives of this type of image. History of agriculture in postcards considered on three types of images: art (reproduction and original) and documentary (photo). For each type of images we have illustrative examples with brief comments. The review is presented with a combined collection covering different countries of the world. The article contains examples of postcards with brief comments. It presents an overview of the collection of postcards from different countries, and an analysis of the examples from the series named "Giant vegetables at the farm" and "Apple family". Thus, the images presented on postcards allow us to obtain the following information: the orientation of the agricultural sector areas (main activities: crop production, livestock, horticulture, viticulture, vegetable growing, etc.); Botanical characteristics of crops (agro-botanic illustration; illustration of certain types of technologies of cultivation of crops (cleaning, plant care, plowing, irrigation); documentary image separate record harvests; historical and cultural traditions associated with the agricultural sector, or in separate areas; the promotion of new crops, varieties, and hybrids of agricultural plants and flower crops; information about crops grown in the region, state, specific areas; paintings covering the agricultural labor of a particular country; promotion of local flora; develops observation; teaches us to think and analyze the information
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
2
регионе, штате, конкретной местности; картины художников, освещающих аграрный труд конкретной страны; популяризация местной флоры; развивает наблюдательность; учит размышлять и анализировать
Ключевые слова: ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА, АГРОБОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ, ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И АНАЛИЗ, АГРОКУЛЬТУРЫ
Keywords: POSTCARD, AGRO-BOTANICAL ILLUSTRATION, VISUAL ANALYSIS, VISUAL KNOWLEDGE, OBSERVATION AND ANALYSIS, AGRICULTURE
Одним из видов иллюстрации, выделившимся в самостоятельный жанр изобразительного искусства, является ботаническая иллюстрация (изображение растений, их формы, цвета и т. д.). Нами рассматривается ботаническая иллюстрация как часть агроботанической иллюстрации, которая охватывает более широкий диапазон изображений. Агроботаническая иллюстрация включает: ботаническую иллюстрацию, пейзажи с видами агроландшафтов, жанровые сцены с сельскими мотивами, натюрморты, выполненные в различных техниках - от живописи и графики до барельефов и гобеленов. Изображения, относящиеся к агроботаническим иллюстрациям, могут иметь научно-познавательный характер, использоваться в учебных и научных целях. Цель исследования данного типа иллюстраций заключается в получении обширной информации по истории интродукции растений, их распространению, технологии возделывания и использования. Изучение агроботанических иллюстраций позволяет производить каталогизацию образов сельскохозяйственных культур и стадий их развития, идентификацию по плодам, семенам и листьям, а также приобретать знания о технологии возделывания [4, 6].
Изображения, относящиеся к агроботанической иллюстрации, можно встретить и на иллюстрированных почтовых открытках. Согласно определению Википедии - почтовая карточка, или пост-карта (от нем. postkarte) -вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанное в конверт, а выполненное на специальном стандартном бланке из плот-
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
3
ной бумаги или картона. Этот вид открытого письма как «универсальной корреспонденции» возник в Австро-Венгрии (60-е годы XIX в.). Почтовую открытку можно рассматривать не только как один из уникальных объектов коллекционирования, но и как хранительницу (базу, архив, энциклопедию) фактов, помогающих изучать историю, культуру, экономику, в том числе развитие сельского хозяйства различных стран. [2].
Открытка с художественным изображением, кроме своего прямого назначения в качестве открытого письма, отражает различные аспекты культурной и общественной жизни, исторический и культурный колорит своего времени [1]. Таким образом, почтовые открытки служат информационным ресурсом и могут иметь научную ценность, использоваться в образовательном процессе. Например, с помощью иллюстрированных открыток можно узнать о сельскохозяйственных культурах, возделываемых в различных регионах, видах аграрного производства в той или иной стране.
Цель работы заключалась в анализе иллюстраций почтовых открыток, имеющих отношение к агрономии, для получения сведений по истории этой науки. Для достижения поставленной цели нами была собрана коллекция почтовых открыток из разных стран мира за период с 1999 года по настоящее время, в том числе найденных в Internet-ресурсах.
Иллюстрации, напечатанные на почтовых открытках, могут воспроизводить как фотографии, так и репродукции картин или графических произведений. На лицевой стороне открытки чаще всего размещено изображение, а на оборотной стороне - дополнительные сведения о нем. Например, кроме имени художника, приводятся краткая биографическая справка о нем, а также информация о месте нахождения оригинала. Иногда представлены более обширные сведения по краткому искусствоведческому анализу работы. Приведенные лаконичные данные также являются важным источником информации. В России советского периода наиболее популярными
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
4
были иллюстрированные открытки с репродукциями известных художников, воспевающих сельскохозяйственный труд (рисунок 1).
Рисунок 1 - слева Венецианов А.Г. «На пашне. Весна» (первая половина 1820-х годов); справа - Пластов А.А. (1893-1972) «Сенокос» (1945). Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Очевидно, что эти изображения являются типичным примером агроботанической иллюстрации. На ряде открыток можно увидеть высоко детализированные изображения цветов, а также отдельные стадии развития растения (рисунок 2).
Почтовая открытка, по словам М. В. Самбур (2013), «остается еще малоизученным, но в то же время привлекательным и интересным материалом», в том числе и для исследований по истории развития научной агрономии.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
5
Рисунок 2 - Поздравительные открытки. Цветущая яблоня и ее плоды. Ростов-на-Дону, 2012
Интересный блок нашей коллекции представляют открытки, посвященные флоре различных регионов (рисунки 3 -6). Они являются наглядным свидетельством растительных ресурсов дикорастущих или их окультуренных видов той или иной местности.
Рисунок 3 - Дикорастущие растения Калифорнии. Художник A.R. Valentien (1862-1925). Набор открыток подготовлен Музеем истории Сан-Диего, США, 2012.
Рисунок 4 - Момордика - бальзамическое яблоко, Baslem-appel van Ceylon Momordica Charantia L. Акварель, художник Kament, (1688), Ботанический сад г. Амстердама, 2014
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
6
-icti
*** fio^WbW
Рисунок 5 - Г игантские тыквы. США. Вес каждой тыквы колеблется от 100 до 130 кг. Ежегодно в США в различных штатах
проводят конкурсы на самую большую тыкву
Рисунок 6 - Урожай тыкв в штате Висконсин, США, 1999. На открытке представлено
изображение тыквы обыкновенной Cucurbito pepo L. Такие
тыквы часто используют при проведении праздника Halloween,
а также для художественного вырезания
Серия открыток «Гигантские овощи на ферме» возникла благодаря творчеству фотографа Вилла Мартина. Свою карьеру Вилл Мартин (18631948) начал газетчиком в Небраске. Его работы в основном содержат крат-
кое сообщение об отдельных личностях или описание событий, воспоми-
нания о них. Кроме того, Вилл Мартин специализировался на редакционных комментариях, заметках об особенностях местной культуры, о политике, истории фольклоре и даже анекдотах. Его перу принадлежат так называемые «Небылицы Небраски», как правило, они связаны с рассказами о небывалых урожаях, выращенных на плодородных почвах штата.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
7
Рисунок 7 - Серия открыток «Гигантские Овощи на ферме» Реальные фото В. Мартина. Образцы открыток представлены из государственного архива исторического общества штата Небраска - «Открытки негабаритных овощей для гигантских кузнечиков
и кроликов». www.delcampe.net
Героями этих небылиц становились сельскохозяйственные растения. Например, в штате Небраска выросла тыква, которая за ночь так разрослась, что перекрыла железнодорожные рельсы, а виноградные усики были такой длины, что, будучи намотанными на рельсы, позволяли тащить по ним целый вагон. Идея этих юмористических заметок была связана с агрономией, а речь шла именно «О возможности получения быстрых и больших урожаев», что и отразилось в юмористических открытках.
Небылицы от Мартина (дословно можно перевести как «Хвастовство Небраски»), прославляющие превосходное сельское хозяйство, были представлены в гротескной форме. Эти преувеличенные образы впоследствии стали использоваться для шуточной рекламы сельскохозяйственной про-
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
8
дукции штата Небраска. Оригинальная идея вскоре была подхвачена и другими штатами Америки (рисунки 7, 8).
Рисунок 8 - Винтажная открытка штата Айова, США, период 1968-1975 гг. На карточке показаны основные направления развития аграрного сектора: молочное животноводство, растениеводство с доминирующей культурой - кукурузой (штат Айова входит в кукурузный пояс Америки)
Создание шуточной открытки (рисунок 9) было связано с проведением четвертой сельскохозяйственной выставки яблок в Вашингтоне. Художник изобразил «Яблочное семейство», состоящее из старых и новых сортов, которые «движутся» на выставку. В юмористической форме автор открытки представил важную информацию - лидирующие и не выдержавшие конкуренции на рынке сорта.
THE APPLE family is on the way
Рисунок 9 - Яблочное семейство. Сорта McIntosh Red, Miss Delicious, Mr. Newtown Pippin, Mr. and Mrs. Rome Beauty, Herr Spitzenberg, Grimes Golden, Mr. and Mrs. Wagener, Brother Jonathan, Mr. and Mrs. Wolf Rivers and The Crab Family в пути на выставку в
Spokane.
Сорта: Bartlett Pear, Tommy Quince and a little girl Peach не попали на выставку.
1900, США
На открытке показан процесс сбора урожая клюквы крупноплодной (Vaccinium macrocarpon), которую разводят на специальных плантациях
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
9
одной из ферм штата Висконсин (рисунок 10). Клюква известна как растение, богатое витаминами и микроэлементами. Из плодов клюквы можно приготовить морсы, соки, квас, экстракты, кисели. В штате Висконсин производят более 50 % мирового запаса этой вкусной и полезной ягоды. Особенность клюквы крупноплодной, выращиваемой в США и Канаде, заключается в том, что в ее плодах содержатся воздушные камеры, благодаря которым ягоды плавают на поверхности воды. Строение ягод делает их сбор существенно менее трудоемким по сравнению с обычным ручным способом. Технологией уборки ягод предусмотрено, что после их созревания плантацию заливают водой. Ягоды клюквы гораздо легче воды, их специальными устройствами сбивают с кустов для того, чтобы они всплыли. После этого остается лишь собрать урожай с поверхности воды. На открытке показаны бассейны с водой, покрытые плавающими на их поверхности созревшими ягодами. В Северной Америке клюкву культивируют с 1811 г. Эта страна является родиной трех ягод (голубика, конкордский виноград и клюква), вошедших в постоянный рацион ее жителей и ставших частью их кулинарных традиций.
Рисунок 10 - Слева представлена карта штата Висконсин с маленькими значками, которые
указывают на места возделывания культур. Справа - открытка с изображением уборки
клюквы, штат Висконсин, США, 1999
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
10
Ежегодно в университете Джеймса Мэдисона штата Висконсин проводят курсы по технологии уборки клюквы, которые носят названия «Вис-консинская клюквенная школа».
Почтовые открытки часто являются визитной карточкой страны. На них показаны ландшафты, сады и парки. Они представляют особенности национального колорита, повседневной жизни, например, торговля на улицах и рынках, уборка урожая (рисунки 11, 12).
Рисунок 11 - Фермеры с сеном люцерны (А), фермер с тыквой (Б). Cucurbita реро L., Мальта, 2014
Рисунок 12 - Городской базар. Площадь Пьяцца Кампо де Фьори. Фото G. Gasponi, Рим, Италия, 2013
Благодаря изображению почтовой открытки, можно узнать о видовом разнообразии агрокультур и их использовании жителями различных местностей. На рисунке 13 показано, как плоды бутылочной тыквы - лагенарии жители Крита используют для декорирования экстерьера кафе. Визуаль-
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
11
ный анализ позволяет выделить два типа лагенарии -фигурную тыкву (гусь) и ковш.
Иллюстрации с изображением крестьянского труда на почтовых открытках позволяют представить роль и особенности сельского хозяйства определенной страны. В них заложена идея популяризации агрономических знаний. Кроме того, они способствуют повышению престижа профессий, связанных с сельскохозяйственным производством. Созданием живописных полотен, прославляющих крестьянский труд, в нашей стране занимались известные художники: Б. Кустодиев, Пластов, В. Говорков, Е. Степанов, Н. Терещенко, Б. Мухин (рисунок 14, а). Репродукции их картин большими тиражами печатались на почтовых открытках с целью привлечения внимания к сельскому труду, к достижениям в области сельскохозяйственного производства.
Рисунок 13 - Вход в кафе. Высушенные и раскрашенные бутылочные тыквы - лагенарии.
Греция, остров Крит, 2014
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
12
Рисунок 14 - Открытки-плакаты были особенно популярны в 30-40-х годах. В настоящее время возрос интерес к подобным изображениям (а). Тыквы. Художник Мария Павлова (б), Санкт-Петербург, 2013
В России на современном этапе возрождается интерес к печати на почтовых открытках изображений растений и натюрмортов с плодами и овощами, которые демонстрируют видовое разнообразие агрокультур (рисунок 14, б).
Для курса «История и методология научной агрономии» в качестве самостоятельного электронного продукта нами была создана база данных, состоящая из оцифрованных иллюстрированных открыток. Наличие такого
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
13
визуального ресурса позволяет обучающимся получать необходимые сведения по истории, направлениям агрономии (земледелию, садоводству, растениеводству, а также сельскохозяйственным орудиям) [5]. Почтовые открытки в данном случае выступают средством познания [3]. Таким образом, агроботанические иллюстрации на почтовых открытках позволяют:
- определить направленность аграрного производства (растениеводство, животноводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и т. п.), свойственную определенной стране или ее региону;
- изучить биологические характеристики агрокультур;
- получить представление о технологиях возделывания (вспашка, орошение, уход за растениями, уборка);
- проанализировать документальные свидетельства достижений в области сельского хозяйства, например рекордных урожаев;
- узнать об исторических и культурных традициях, связанных с аграрным сектором страны или отдельном регионе;
- выразить отношение к сельскому труду по работам художников и фотографов (социальный аспект).
Почтовые открытки в рассмотренной нами области служат:
- популяризации новых культур, сортов, гибридов сельскохозяйственных растений и цветочных культур;
- изучению местной флоры;
- развитию наблюдательности, умению анализировать.
Ценность созданной коллекции и базы данных по теме почтовых открыток, освещающих историю агрономии, заключается в том, что она является своеобразным конструктором знаний, полученных визуальным путем. Преподаватель вовлекает обучающихся в творческий процесс, побуждая их к самостоятельной работе, оригинальному подходу в изучении дисциплины, поиску новых методов исследования.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
14
Авторы выражают признательность к.б.н., доценту кафедры генетики и биотехнологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет» Большаковой Людмиле Семеновне за помощь в создании коллекции почтовых открыток по теме «Агрономия».
Список литературы
1. Бутыльская Л. В. Социокультурный феномен открытки (на примере свадебной открытки) / Л. В. Бутыльская // Ученые записки. Заб ГГПУ. - 2013. - № 2 (49). -С. 66-70.
2. Самбур М. В. Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре / М. В. Самбур // Вестник МГУКИ. - 2013. - №4 (54). - С. 65-69.
3. Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании / Е.В. Полякова // Известия Южного Федерального университета. Технические науки. - 2012. - № 10 (135). - С. 120-124.
4. Цаценко Л. В. Агроботаническая иллюстрация: история и современное состоя-
ние [текст] / Л.В. Цаценко, Н.П. Лиханская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №08(092). С. 942955. - IDA [article ID]: 0921308062. - Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ = 0,346
5. Цаценко Л. В. Роль научной иллюстрации в истории биологии / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №10(084). С. 358-366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ = 0,346
6. Цаценко Л.В. Иллюстрации в науке и образовании [текст] / Л. В. Цаценко, Н.П. Лиханская, Г.В. Фисенко. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 67 с. ISBN: 978-5-94672-672-6
REFERENCES
1. Butyl'skaja L. V. Sociokul'turnyj fenomen otkrytki (na primere svadebnoj ot-krytki) /
L. V. Butyl'skaja // Uchenye zapiski. Zab GGPU. - 2013. - № 2 (49). -S. 66-70.
2. Sambur M. V. Pochtovaja otkrytka kak istochnik informacii po istorii i kul'ture / M. V. Sambur // Vestnik MGUKI. - 2013. - №4 (54). - S. 65-69.
3. Poljakova E. V. Primenenie sposobov i metodov vizual'nogo myshlenija v sovre-mennom obrazovanii / E.V. Poljakova // Izvestija Juzhnogo Federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. - 2012. - № 10 (135). - S. 120-124.
4. Tsatsenko L. V. Agrobotanicheskaja illjustracija: istorija i sovremennoe sostojanie [tekst] / L.V. Tsatsenko , N.P. Lihanskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauch-nyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №08(092). S. 942-955. - IDA [article ID]: 0921308062. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 u.p.l., impakt-faktor RINC = 0,346
5. Tsatsenko L.V. Rol' nauchnoj illjustracii v istorii biologii / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar:
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
15
KubGAU, 2012. - №10 (084). S. 358-366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Rezhim dostu-pa: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 u.p.l., impakt-faktor INC=0,346.
6. Tsatsenko L.V. Illjustracii v nauke i obrazovanii [tekst] / L. V. 5. Tsatsenko, N.P. Li-hanskaja, G.V. Fisenko. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - 67 s. ISBN: 978-5-94672-672-6
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/99.pdf