Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития МГППУ А. К. Нисская, психолог Центра развития ребенка - детский сад № 2523
Почитайте мне книжку...
Большинство родителей не мыслят себе воспитания детей без книги. С самого раннего детства, даже до того, как ребенок заговорит, родители начинают ему читать. Вначале это простые потешки и стихи. С возрастом книги становятся сложнее, их тематика охватывает многоплановые человеческие отношения, моральные дилеммы, сферу научных знаний и др., и чем старше становится человек, тем большую роль играет книга в его жизни.
Такая ситуация естественна, ведь развитие человеческой психики идет через овладение культурой в широком смысле слова - это и научные представления, и художественно-эстетические ценности, и морально-этические нормы, и правила поведения и взаимоотношений между людьми, и еще многое другое, что человечество узнало и создало на протяжении своего существования. Большая часть культурного наследия сохранена в книгах. С их помощью ребенок и приобщается к культуре.
За несколько веков написано большое количество книг для детей, создано отдельное направление - детская литература. Основные ее части - художественная и познавательная литература, задачи которых - стимулировать эмоциональное, познавательное и творческое развитие малыша, помочь ему вырасти порядочным, умным и успешным человеком, хорошо ориентирующимся в окружающей действительности, учить думать, задавать вопросы, формулировать мысли, пробуждать интерес к познанию нового, будоражить фантазию.
Количество произведений детской литературы очень велико и постоянно растет. Разобраться в этом потоке сложно, и большинство из нас подбирают литературу для ребенка, исходя из собственного жизненного опыта, из воспоминаний своего детства. С самыми нежными чувствами мы читаем нашим детям любимые когда-то книги, и очень удивляемся, если не все они нравятся подрастающему поколению. Тогда мы начинаем искать новые, «модные» произведения. Но оказывается, что интересные нам «Властелин колец», «Гарри Поттер», изысканные стихи символистов, статьи из энциклопедий не понятны, не интересны или пугают ребенка. Подумав, мы находим правильный путь - посоветоваться со специалистами.
Попробуем разобраться, какую литературу выбирать для ребенка, как и когда ее читать, исходя из законов психического развития ребенка.
Прежде всего определим основные принципы подбора литературы.
1. Книги должны быть интересны ребенку и соответствовать его возрастным особенностям.
2. Тематика и содержание произведений должны охватывать различные сферы человеческой культуры и деятельности, знакомить с разными общественными и культурными явлениями, различными литературными жанрами.
Каждый возраст характеризуется специфическим способом познания действительности. Подбирая книгу для малыша, необходимо понять, что ему интересно и доступно. Интересы ребенка связаны в основном с тем способом знакомства с внешним миром, который характерен для данного возраста.
Совсем маленькие дети познают мир через движение и разнообразные манипуляции с предметами. Им очень нравятся стихи,
потешки, сказки, где описываются движения, повторяющиеся действия, подвижные игры. Разнообразные, несложные, яркие иллюстрации радуют детей и дают возможность пополнять их словарный запас.
Это могут быть «Ладушки, ладушки...», «По кочкам, по кочкам.» «Гуси, гуси.», другие, знакомые нам с детства потешки, а также простые сказки: «Колобок», «Теремок» и др. Очень важно, чтобы чтение таких стишков и сказок сопровождалось описанными в них движениями как взрослого, так и ребенка. Это расширяет кругозор малыша, его ориентацию в мире предметов, животных, людей, развивает координацию движений, представления о своем теле и укрепляет эмоциональную связь со взрослым.
Начиная с двух лет основное внимание детей направлено на мир предметов и способы их применения. К трем годам они уже активно пользуются расческой, ложкой, тарелкой, знают, для чего нужен утюг, свечка, их остро интересуют новые предметы (корыто, самовар, кочерга). Именно поэтому в 3-4 года любимыми художественными произведениями становятся книги К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Путаница», где оживают и активно действуют знакомые и новые предметы. Иллюстрации дают возможность познакомиться с неизвестными ранее, но очень заманчивыми вещами, запомнить их названия и предназначение. Вышедшие из употребления предметы и обороты речи разовьют не только память и речь ребенка, сформируют аккуратность, чистоплотность, но и приблизят к родной культуре.
После четырех лет ребенок начинает тянуться к сверстникам. Он знакомится со сложным миром человеческих отношений, присваивает способы взаимодействия с окружающими людьми и опробует их в игре. Любимым занятием малыша становится ролевая игра, которая на протяжении всего дошкольного детства станет ведущей деятельностью, с помощью которой ребенок будет познавать мир. Разобраться в хитросплетениях человеческих поступков и их причинах помогают ребенку книги. Благодаря развитию мышления и воображения ребенок готов воспринимать не только прямые указания, но и аллегорические формы морали и этики. Интерес вызывают произведения, в которых герои взаимодействуют между собой, оказываются в ситуации морального выбора, находят правильные решения знакомых ребенку этических дилемм. Кроме того, малыши, сопереживая героям, проживают различные эмоциональные состояния. Это нередко помогает как детям, так и их родителям справиться с различными проблемами: страхами, неуверенностью в себе, застенчивостью, агрессивностью и многими другими личностными особенностями, формирующимися у ребенка к этому возрасту.
Примерами таких произведений могут стать рассказы Н. Носова «Огурцы», Л. Толстого «Яблоки», Л. Биссета «Забытый день рожденья», Э. Успенского «День рожденья крокодила Гены», М. Мурр «Крошка Енот и Тот, Кто сидит в пруду», а также такие народные сказки как «Два жадных медвежонка», «Храбрый мальчик», «Колосок», «Царевна-лягушка» и множество других.
Со временем в детской игре начинает доминировать сюжет, она превращается в сложную последовательность событий и взаимодействий. Бурное развитие мышления и воображения приводит к тому, что сю-жетно-ролевая игра старших дошкольников может охватывать до 5-7 детей и развиваться в течение нескольких дней. Дети часто берут на себя роли персонажей любимых художественных произведений, переструктурируя оригинальные сюжеты. Например, Дед Мороз с Красной Шапочкой и Буратино отправляются на Северный полюс спасать доктора Айболита, которого похитила Баба-яга. Чем большим арсеналом сюжетов и персонажей обладает ребенок, тем успешнее он в игре и популярней среди сверстников. Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и с удовольствием
играл с другими детьми, лучше выбирать книги, содержащие захватывающие, увлекательные сюжеты. Очень важно, чтобы каждая сказка несла в себе положительные ролевые модели, понятную ребенку мораль и положительный оптимистический настрой. Это имеет большое значение, т. к. в данном возрасте ребенок стоит на пороге больших перемен - поступления в школу. Новая, более сложная социальная среда предъявляет к малышу новые требования, его поведение должно определяться глубоко усвоенными ценностями и нормами, иначе любое влияние станет для него решающим.
Это любимые всеми нами волшебные сказки Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, В. Гауфа, Н. Носова, А. Волкова и др. В них дети встречаются с большим количеством интересных, характерных персонажей, события развиваются стремительно, увлекая в мир волшебства, давая разнообразные модели поведения и переживания.
Таким образом, специфическое развитие психики детей диктует нам принципы подбора произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному становлению детской личности. Совсем маленьким подойдут книги, описывающие движение, трехлетним малышам понравятся стихи, сказки и рассказы
о предметах и вещах окружающего мира, средним дошкольникам - произведения, где описываются различные модели поведения с понятой моралью, в преддверии школьной жизни детям стоит читать книги с интересным сюжетом и характерными героями.
Справедливость психологических выкладок подтверждается жизненным опытом. Наши дети тоже просят читать одну и ту же книжку на протяжении многих месяцев. В разном возрасте любимыми, «ритуальными» книжками становятся разные произведения, но все они соответствуют потребностям детей в этот период их жизни.
В то же время пугающие, непонятные и неприятные ребенку книги не только надолго отвращают его от самостоятельного чтения, но и могут развить такие негативные черты, как тревожность, неуверенность в своих силах, боязливость, агрессивность и др.
Обращаясь к познавательному чтению, хочется акцентировать внимание на том, что одна из основных его задач - помочь ребенку разобраться в окружающей действительности. Для этого необходимо структурировать знания, которые мы предлагаем детям. Это дает им возможность понять, к какой сфере человеческих знаний относится заинтересовавшее их явление и где в дальнейшем они могут найти
ответ на возникшие вопросы: в научно-популярной, художественной или искусствоведческой литературе, в энциклопедии или в сборнике стихов.
С этой целью в педагогике и психологии представления о мире, с которыми знакомят детей, принято делить на четыре большие группы: нерукотворный мир (живая и неживая природа), рукотворный мир (предметная среда), мир людей и человеческих отношений и представления о самом себе.
Понятно, что все многообразие человеческих знаний недоступно и не нужно ребенку. Он знакомится лишь с самыми существенными, основополагающими представлениями, которые станут базой для дальнейшего познания в школе и в течение всей жизни.
Здесь перед родителями встает проблема: дать ребенку все необходимые представления, но при этом не перегрузить его лишними знаниями. Решение непростое, ведь и недостаток, и избыток информации вредны для детской психики.
Что же должно отражаться в книгах, которые мы читаем дошкольнику?
Знакомя ребенка с природой, рекомендуется выбирать книги, в которых рассказывается о разных растениях и животных, изменениях, происходящих в течение жизни и в истории природы, взаимосвязи живой и неживой природы, природных явлениях, описываются их свойства, даются элементы экологических знаний. Особое внимание рекомендуем уделить развитию представлений о времени (сутках, днях недели, месяцах, годах).
Постижение рукотворного мира происходит через книги, знакомящие детей с разно-
образным миром предметов и явлений материальной культуры, их свойствами, историей возникновения и использования людьми, эстетической и практической ценностью. Все это воспитывает бережное отношение к вещам, творениям рук человека, формирует такие качества, как аккуратность, чистоплотность и др.
Мир людей и человеческих отношений раскрывается перед ребенком через произведения, описывающие различные схемы человеческих отношений (мама - ребенок, мальчик - девочка, плохой - хороший, взрослый - ребенок, умный - глупый и многие другие), образцы поведения в разных ситуациях, правила общения с близкими, в детском саду, в общественных местах, знакомят с профессиями и разными родами человеческой деятельности, а также развивают умение понимать чувства других людей и выражать собственные.
Представления детей о себе формируются с помощью книг, дающих представления ребенке о себе самом как уникальной, неповторимой индивидуальности, а также как о члене человеческого сообщества. Так малыши узнают о строении тела, о росте и изменениях, происходящих с ними в период взросления, о различиях в поведении мальчиков и девочек, гигиенических навыках, возможностях выражения собственных эмоций, чувств и контроле над ними, своих правах и обязанностях.
Все эти темы раскрываются в детской познавательной литературе по-разному, и взрослому очень важно при выборе книг ориентироваться на здравый смысл, возраст ребенка, его индивидуальные особенности, склонности и интересы.
Примерный список произведений, разбитый по темам и возрастам, мы предлагаем в конце статьи. Это лишь рекомендация, на основе которой каждая семья создаст свою, уникальную детскую библиотеку.
Сейчас книги имеют разный вид: печатный, электронный, звуковой. Однако носителем человеческой культуры для ребенка является взрослый, и только в непосредственном общении с ним дети могут полноценно овладеть ею. В связи с этим не менее важным, чем выбор содержания произведения, являются взаимоотношения между ребенком и значимым взрослым (членом семьи, воспитателем), которые выстраиваются в процессе чтения, поэтому давайте подумаем о том, как читать ребенку.
Основными правилами здесь должны стать - стимулирование активности ребенка и опора на его личный опыт, а также эмоциональная сопричастность близкого взрослого и ребенка сюжету книги.
Чтение детской литературы мамой, папой, бабушкой или дедушкой является традиционным средством воспитания и обучения. Однако наиболее эффективным это процесс становится при активном участии ребенка.
Как добиться этого, ведь малыш еще не умеет читать?
Чаще всего активность ребенка стимулируется с помощью вопросов и обсуждения прочитанного текста. Не надо ожидать от малыша прямого и близкого к тексту пересказа. Дело в том, что у детей хорошо развита память, и точное повторение текста не составляет для них труда, но не обеспечивает его понимания. Именно вопросы о причинах поступков героев, произошедших событий, возможных последствиях и развитии сюжета подтолкнут маленького слушателя к осознанию и вдумчивому отношению к произведению.
Еще одним эффективным средством становления субъектности (активной позиции) малыша может стать опора на его личный опыт и события жизни. Прочитав произведения о природе В. Бианки, В. Сутеева, Е. Чарушина, М. Пришвина и других авторов, сходите в зоопарк, в лес, в парк. Там вы найдете животных и растения, о которых читали малышу. Поищите и рассмотрите их, вспоминая, что говорит о них автор. Попробуйте вместе разыграть или понаблюдать события, описанные в книге. Это могут быть самые простые сюжеты - полет стрекозы, капли дождя на листке, пробивающийся росток, зеленый лягушонок. Опыт сопереживания живым существам запомнится ребенку надолго и станет опорой не только для формирования естественнонаучных знаний, но и любви к природе.
Интересным для ребенка будет и обратный прием - от наблюдения к книжке. Так, после ярких природных явлений: грозы, града, первого снега, радуги, познакомьте ребенка с литературными произведениями, описывающими их. Стихи Ф. Тютчева, М. Лермонтова, А. Пушкина, А. Фета и др. воспримутся ребенком совершенно по-иному, если будут опираться на предыдущие впечатления.
Однако в совместном чтении очень важны не только объективные знания, которые ребенок получает из книги, но и субъектив-
ные переживания. Взрослый передает их с помощью своего эмоционального состояния, мимики, жестов, интонаций. Таким образом, он эмоционально заражает ребенка, привлекая его к сопереживанию, делая повествование субъективно значимым. Малыш далеко не всегда имеет в личном опыте события, описываемые в сказке, стихотворении или рассказе. Показывая свою реакцию, взрослый косвенно учит ребенка культурно принятым способам реагирования и сопереживания в ситуациях такого типа, воспитывают эмпатию, сострадание, сорадость, чувство юмора.
Например, хотя потери, горести, успехи, преодоление трудностей не встречались в личном опыте малыша, выражение лица и интонация мамы помогут в будущем адекватно демонстрировать собственные переживания и интерпретировать реакции окружающих.
Еще одним важным аспектом совместного чтения является его ритуализированность. Ребенок привыкает к тому, что перед сном один из родителей укладывает его спать и читает книжку. Любой звуковой носитель не может заменить маминого голоса, ласкового прикосновения, успокаивающего покачивания. Такой
ритуал помогает детям почувствовать себя в безопасности, ощутить свою значимость, формируют надежную привязанность и близкие эмоциональные связи на всю жизнь.
Заканчивая наш далеко не полный разговор
0 детской литературе и ее месте в психическом развитии ребенка, хочется еще раз сказать, что роль взрослого здесь определяющая. От того, какую книгу он предложит ребенку и как она будет прочитана, во многом зависит дальнейшее личностное, интеллектуальное, социального развитие человека, его место в человеческой культуре.
Список произведений детской литературы 1
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Нерукотворный мир (живая и неживая природа)
1. Аким Я. Первый снег.
2. Барто А. Солнышко.
3. Благинина Е. Снег.
4. Есенин С. Воробышки.
5. ИвенсенИ. Падают, падают листья.
6. Капутикян С. Все спят. Хлюп-хлюп.
7. Колыбельные песни.
8. Коскимиес П. Зайчишка-пушишка на ферме. Зайчишка-пушишка в зоопарке.
9. Ладыжец В. Гром.
10. Лермонтов М. Колыбельная.
11. Маршак С. Где обедал воробей? Загадка о дожде. Сказка о глупом мышонке. Колыбельная. Сыплет, сыплет снег... Зимой. Зеленая страница.
12. Михалков С. Если. Голос в лесу.
13. МошковскаяЭ. Нос, умойся! Спокойной ночи.
14. Некрасов Н. Перед дождем.
15. Плещеев А. Осень наступила.
16. Погорельский С. Если солнышко проснулось.
17. Потешки, загадки, прибаутки о диких и домашних животных.
18. Потешки, прибаутки, загадки о воде, снеге, дожде, солнце, состояниях погоды, временах года и суток.
19. Родина М. Снежинки.
20. СладковН. Пересмешник.
1 Список базируется на произведениях, предложенных в программе «Развитие» Н. Ф. Астаськовой, Н. С. Денисенковой, О. М. Дьяченко, Е. Л. Пороцкой.
21. Стихи русских поэтов о временах года. (А. Плещеев, И. Бунин, А. Толстой, А. Пушкин, Ф. Тютчев и др.)
22. Сутеев В. Кто сказал «Мяу»?
23. Токмакова И. Весна.
24. Ушинский К. Васька. Петушок в семье. Уточки.
25. Фет А. Чудная картина.
26. Чарушин Е. На нашем дворе. Бобровый пруд. Еж. Яшка. Про зайчат. Что за зверь?
27. Черный С. Воробей. Слон.
28. Шим Э. Камень, ручей, сосулька и солнце.
Мир людей и человеческих отношений
1. Барто А. Игрушки.
2. ЗаходерБ. Строители.
3. Братья Гримм. Горшочек каши.
4. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо.
5. Сутеев В. Кораблик.
6. Родари Дж. Чем пахнут ремесла?
7. Благинина Е. Вот какая мама. Паровоз. Не мешайте мне трудиться.
8. Александрова З. Что взяла - клади на место. Плохая девочка.
9. Ивенсен И. Маму свою очень люблю.
10. Токмакова И. Поиграем.
11. Чуковский К. Тараканище. Путаница. Телефон. Муха-цокотуха. Федорино горе.
12. Квитко Л. Бабушкины руки.
13. Выготская О. В марте есть такой денек.
14. Русские народные сказки: Волк и семеро козлят. Теремок.
15. Капутикян С. Маша плачет. Кто скорее допьет.
16. Маршак С. Маленький Тим. Хороший день.
17. Мошковская Э. Я - машина. Митя сам. Не буду бояться. Пусть он сидит. Митя приехал.
18. Аким Я. Жадина.
Представления о себе
1. Барто А. и Барто Б. Девочка - ревушка. Девочка чумазая.
2. Маршак С. О девочках и мальчиках.
3. Потешки.
4. Саконская Н. Мой пальчик.
5. Сеф Р. Я сам.
6. Успенский Э. Если б я девчонкой был.
7. Чарушин Е. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».
8. Чуковский К. Мойдодыр.
к
РОДИТЕЛИ ПРОСЯТ СОВЕТА
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Нерукотворный мир (живая и неживая природа)
1. Берестов В. Веселое лето.
2. Бианки В. Мышонок Пик (выборочно).
3. Блок А. Ветхая избушка.
4. ДмитриевЮ. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята.
5. Есенин С. Черемуха.
6. Зимовье зверей (русская народная сказка).
7. Маршак С. Будущий лес. Песня о желуде. Дети всякие бывают. Детки в клетке. Дремота и зевота. Ночь.
8. Пришвин М. Разговор деревьев.
9. Пушкин А. Месяц, месяц, мой дружок...
10. Скребицкий Г. На лесной полянке.
11. Соколов-Микитов И. Листопадничек.
12. Стихи русских поэтов о временах года. (А. Плещеев, И. Бунин, А. Толстой, А. Пушкин, Ф. Тютчев и др.)
13. Суриков И. Зима.
14. Твардовский А. Лес осенью.
15. Толстой Л. Дуб и орешник.
16. Тютчев Ф. Зима недаром злится.
17. Ушинский К. Утренние лучи.
18. Чуковский К. Доктор Айболит.
Мир людей и человеческих отношений, рукотворный мир
1. Аким А. Неумейка.
2. Барто А. Помощница. Разлука. В театре.
3. Биссет Л. Забытый день рождения.
4. Благинина Е. Посидим в тишине.
5. Вангели С. Подснежник.
6. Гостомыслов А. Берестяной туесок.
7. Два жадных медвежонка (венгерская народная сказка).
8. Житков Б. Что я видел (главы «Москва»).
9. Заходер Б. Строители (продолжение).
10. Калинина Н. Как ребята переходили улицу (из книги «Малыш»).
11. Капутикян С. Моя бабушка.
12. Катаев В. Дудочка и кувшин.
13. Колосок (украинская народная сказка).
14. Маршак С. Хороший день. Почта. Вот какой рассеянный! Книжка про книжку. Если вы вежливы. Урок вежливости. В театре для детей. Цирк.
15. Мурр М. Крошка Енот и Тот, Кто сидит в пруду.
16. Остер Г. Меня нет дома. Вредные советы.
17. Родари Дж. Чем пахнут ремесла? (Продолжение.) Какого цвета ремесла?
18. Смородина (венгерская народная сказка).
19. Толстой Л. Яблоки. Кто не работает, то не ест.
20. Успенский Э. День рождения Крокодила Гены.
21. Ушинский К. Умей обождать. Вместе тесно, а врозь скучно.
22. Храбрый мальчик (дагестанская народная сказка).
Представления о себе
1. Барто А. Я расту.
2. Детская энциклопедия здоровья.
3. Маршак С. Про мальчиков и девочек. Четыре глаза.
4. Петушок и бобовое зернышко (русская народная сказка).
5. Семенова И. Как стать Неболейкой? Кто ты такой? Я - человек, ты - человек.
6. Сеф Р. Я сам (продолжение).
7. Успенский Э. Если б я девчонкой был.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Нерукотворный мир (живая и неживая природа)
1. Аким Я. Осень.
2. Барто А. В защиту Деда Мороза.
3. Бианки В. Синичкин календарь. Декабрь, январь, февраль. Март, апрель, май. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Лесные домишки.
4. Друз О. Семицветная страна. Как сделать это утро волшебным. Птичьи ватрушки. Волшебные тени. Ветер-ветерок. Цирк. Игра. Горячий привет. На что похож павлиний хвост.
5. Маршак С. Круглый год.
6. Некрасов Н. Зеленый шум. Не ветер бушует над бором.
7. Окнин Л. Зима.
8. Осеева В. Синие листья.
9. Пришвин М. Ребята и утята. Еж.
10. Пушкин А. Уж небо осенью дышало. Зимний вечер. Зимнее утро. Гонимы вешними лучами... Румяной зарею. Зима! Крестьянин торжествуя.
11. СапгирГ. Ночь и день. Тень-олень. Тучи. Про овечку и человечка. Сны.
12. Скребицкий Г. Ворона. Галка. Грач. Скворец. Ласточка. Сорока. Воробей. Синица.
13. Сутеев В. Что за птица?
14. Толстой А.К. Колокольчики мои.
15. Трутнева Е. Осень.
16. Тютчев Ф. Весенние воды. Весенняя гроза. Фонтан. Есть в осени первоначальной.
17. Фет А. Уж верба вся пушистая.
18. Чарушин Е. Яшка. Глупые обезьянки. Захочешь есть - говорить научишься. Щур. Вол-чишко. Что за зверь? Хитрая мама. Свинья. Гаяр.
19. Чуковский К. Елка.
Мир людей и человеческих отношений. Рукотворный мир
1. Аксаков С. Аленький цветочек.
2. Андерсен Г.Х. Принцесса на горошине. Стойкий оловянный солдатик. Гадкий утенок. Дюймовочка. Снежная королева.
3. Бажов П. Серебряное копытце.
4. Берестов В. Восьмое марта.
5. Братья Гримм. Храбрый портняжка. Король Дроздобород.
6. Былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович».
7. Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Холодное сердце.
8. Детская энциклопедия.
9. Заходер Б. Повара.
10. Квитко Л. Бабушкины руки. Из Бембы в Дрембу.
11. Киплинг Р. Маугли. Слоненок.
12. Крылов И. Лебедь, рак и щука. Стрекоза и муравей. Ворона и лисица.
13. ЛермонтовМ. Бородино.
14. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне. Мио, мой Мио.
15. Миллн А. Вини-Пух и все-все-все.
16. Мориц Ю. Это - да! Это - нет! Любимый пони.
17. Носов Н. Фантазеры.
18. Одоевский И. Мороз Иванович.
19. Перро Ш. Кот в сапогах. Красная Шапочка. Золушка.
20. Пивоварова И. Волшебная палочка. Хочу летать. Про шляпу. Сосчитать не мог.
21. Пушкин А. Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне. Сказка о рыбаке и рыбке.
22. Русская народная сказка «Волк и лиса».
23. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
24. Русская народная сказка «Перышко Финиста - Ясна Сокола».
25. Русская народная сказка «По щучьему велению».
26. Русская народная сказка «Хаврошечка».
27. Сапгир Г. Лошарик.
28. Сегель Я. Как я был мамой.
29. Суслов В. Твое дело.
30. Успенские В. и Л. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
31. ХармсД. Миллион. Врун. Веселые чижи. Бульдог и таксик.
Представления о себе
1. Братья Гримм. Розочка и Беляночка.
2. Детская энциклопедия здоровья.
3. Маршак С. Вот такой рассеянный.
4. Шварц Е. Сказка о потерянном времени.