5. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД России от 30.04.2012 г. № 389 (ред. от 19.06.2014 г.) // Рос. газ. 2012. 11 июля.
6. Калифорнийский Уголовный кодекс. URL: http://ru.encydia.com.
7. Уголовное законодательство штата Миннесота. URL: http://pravo.ru.
8. Правило Миранды. История рецидивиста, изменившего американское правосудие. URL: http://www.aif.ru/society/law/1309898.
МАРКЕЛОВ Александр Геннадьевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
КУПЦОВ Владимир Александрович - кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
MARKELOV, Alexander Gennadyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal and Legal Disciplines. Chuvash State University of the name of I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
KUPTSOV, Vladimir Alexandrovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 343.982.43
ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
С.И. Петрова
Рассмотрены средства и методы установления психологических свойств личности при расследовании преступлений, определены их достоинства и недостатки, предложены пути совершенствования. Особое внимание уделено почерковедческой экспертизе по установлению психологических свойств исполнителя рукописи как средству получения криминалистически значимой информации.
Ключевые слова, средства; методы; психологические свойства; расследование преступлений; почерковедческая экспертиза.
S.I. Petrova. HANDWRITING EXPERT EXAMINATION IN SYSTEM FACILITIES AND METHODS OF DIAGNOSTICS OF THE PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF THE PERSON AT INVESTIGATION OF CRIMES
The article is devoted to consideration of methods and means of determining the personalities psychological properties during investigations of crimes, their merits and demerits, the ways of their development are suggested. The special attention is paid to forensic handwriting examination in determining the personalities psychological properties as the means of criminalistics important information.
Keywords. methods; psychological properties; investigations of a crimes; forensic handwriting examination.
Уголовно-процессуальный закон прямо устанавливает факторы, которые обусловливают выбор средств и методов криминалистического изучения личности в практике расследования преступлений: процессуальные сроки, круг субъектов, осуществляющих указанное изучение; формы, в рамках которых проходит криминалистическое исследование личности.
Выбор методов и средств диктуется также требованиями морали, что вытекает из принципов уголовного судопроизводства.
Методы изучения личности как объекта тактического воздействия заимствуются из психологии. К ним относятся: наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, биографический метод, анализ результатов
деятельности [4]. Не теряя психологической природы, они приобретают специфику, обусловленную ситуацией предварительного расследования и характером решаемых криминалистических задач. Рассмотрим данные методы подробнее.
Основной из них - наблюдение, заключается в целенаправленном восприятии внешнего облика и психических особенностей человека, специфически проявляющихся во вне. С его помощью можно судить о темпераменте, волевых и эмоциональных свойствах объекта. Предметом наблюдения могут выступать: поведение, эмоциональные проявления, контакты и групповые взаимодействия человека, высказываемые им мысли и мнения, отстаиваемые ценностные предпочтения и переживания [3].
АР. Ратинов отмечает, что наблюдательность следователя означает умение подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, видеть и понимать «психологический подтекст» каждого движения, действия и поступка [5]. Проблема в том, что такое «умение» у всех выработано в разной степени. Снижает надежность метода и субъективность восприятия действительности, обусловленная индивидуальностью опыта, приобретенного ранее каждым из наблюдателей. Не стоит забывать и о следующих типичных ошибках, допускаемых субъектом наблюдения:
- гала-эффект - грубое обобщение впечатлений, оценка в «черно-белых» тонах;
- эффект снисхождения - тенденция давать слишком положительную оценку наблюдаемым явлениям;
- ошибка центральной тенденции - усреднение или нивелирование крайних признаков свойств, поведения;
- логическая ошибка - некорректность умозаключения, например суждение об интеллекте человека по его красноречию;
- ошибка контраста - склонность субъекта наблюдения выделять в объекте наблюдения психологические свойства, противоположные своим [6].
В ходе применения метода наблюдения негативное воздействие на восприятие могут оказать косные стереотипы. Они формируются на основе обобщенного знания о категории людей, к которой относится объект изучения. По мере накопления профессионального опыта в сознании следователя формируется усредненное представление об отдельных типах участников процесса расследования: обвиняемых, потерпевших, свидетелях и др.
Применение типовых моделей личности необходимо при выдвижении версий на перво-
начальном этапе расследования, когда следователь не обладает необходимой информацией об изучаемом лице. Однако в ходе наблюдения за конкретным участником расследования «присваивание» ему типичных, часто встречаемых у данной группы людей психологических свойств, провоцирует «безотчетное структурирование личности». В таком случае познание факта заменяется мнением о нем. Находясь под влиянием косного оценочного стереотипа, следователь воспринимает личность избирательно и неполно, с той позиции, которую диктует ему часто ошибочная установка. Искажение восприятия информации возникает тем больше, чем сильнее субъект изучения ориентирован на подтверждение заранее составленного мнения о личности, построенного на основе сложившегося стереотипа. Так, стереотип виновности обвиняемого проявляется в стремлении увидеть в поведении и личностных свойствах изучаемого лица только то, что подтверждает версию о его виновности. Следователь, подверженный влиянию такой установки, наблюдая за обвиняемым, обращает внимание только на явления и признаки, которые желает увидеть, чтобы подтвердить уже сложившееся в его сознании типичное представление о лице как «отрицательном субъекте» [4].
Алгоритмы восприятия личности вырабатываются не только в отношении обвиняемых (подозреваемых), но и свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства. Так, о потерпевших по уголовным делам об изнасиловании часто преобладает мнение как о женщинах легкомысленных, с неустойчивыми нравственными ценностями; в отношении свидетелей - что они лживы и склонны к конформному поведению. Следователь, находящийся под влиянием подобных стереотипов, лишает себя средств адекватного тактического воздействия на объект изучения.
Таким же образом можно характеризовать и опосредованное наблюдение - разновидность метода наблюдения. В юридической психологии и криминалистической литературе под данным термином понимают наблюдение, «при котором субъект исследования воспринимает наблюдаемый объект через других лиц, как бы их органами чувств, получая от этих лиц информацию о наблюдавшемся событии, факте» [4, с. 62]. При этом вопрос объективности «других лиц» в части диагностики их личностных свойств также остается открытым.
Кроме того, опосредованное наблюдение требует от следователя (дознавателя) проверки того, насколько сам наблюдатель способен объективно воспринимать и анализировать посту-
пающую к нему информацию. Это усложняет процесс получения криминалистически значимых сведений. Как отмечает М.А. Лушечкина, исключение в данном случае составит лишь наблюдение, осуществляемое по поручению следователя оперативным работником, специалистом либо экспертом (по постановлению), которое, будучи профессиональным, в большей степени претендует на объективность [1]. Представленное мнение в очередной раз подчеркивает необходимость расширения средств получения информации о психологических свойствах личности именно за счет судебных экспертиз, способных дать ответы на вопросы о психологических свойствах личности изучаемого лица, в том числе судебно-почерковед-ческой экспертизы в области диагностики психологических свойств личности исполнителя рукописи.
Следующий метод изучения личности - беседа. Он основан на получении информации и познания психологических явлений путем речевого общения [2]. В ходе беседы можно диагностировать особенности интеллектуального развития и культуры изучаемого объекта, его профессиональные знания, мировоззрение, понимание правовых и морально-этических норм, уровень самооценки, отношение к определенным событиям, явлениям и лицам. Результативность метода зависит от прочности психологического контакта, установленного между собеседниками, что ограничивает его применение. Именно поэтому важно разрабатывать дополнительные средства получения искомой информации, к которым мы, опять же, можем отнести судебно-диагностическую по-черковедческую экспертизу в области установления психологических свойств исполнителя рукописи.
Еще одним методом получения информации о психологических свойствах личности является обобщение независимых характеристик. Он заключается в сборе и анализе сведений об изучаемом объекте, предоставленных лицами, наблюдавшими его в различной обстановке и в разное время. Применение данного метода позволяет узнать о проявлении психологических свойств изучаемого лица в бытовых и производственных условиях, установить особенности его отношений с окружающими. Сведения, исходящие от разных людей, должны оцениваться с позиции полноты, достоверности и объективности, поскольку часто они содержат расхождения в оценке качеств характеризуемой личности. Различия эти закономерны, поскольку наблюдатели воспринимают объект в разное время и в различных
ситуациях, когда психологические и иные свойства обвиняемого (подозреваемого) проявляются по-разному. С другой стороны, причиной расхождений в оценке изучаемого лица может быть предвзятое к нему отношение, основанное на личных мотивах или личных качествах дающего характеристику, например ввиду конформизма оценивающего, проявляющегося в некритическом присоединении к мнению других.
Существует еще один источник обобщения независимых характеристик - письменная характеристика. Сегодня затребование письменной характеристики - это косное клише, мешающее действительному изучению личности, скорее, подменяющее его.
Более объективным, по сравнению с перечисленными, представляется биографический метод. Он используется для более глубокого изучения личности основных участников процесса - подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, а иногда и свидетелей. Биография человека - не только вереница следующих друг за другом событий, но и история развития личности, позволяющая судить о процессе формирования жизненных принципов и позиций, системе отношений, ценностных ориентаций, особенностях психологии изучаемого лица. Информация о психологических свойствах личности, полученная рассматриваемым образом, может использоваться при выборе методов воздействия на личность в ходе расследования преступлений.
Менее распространенным методом изучения искомых свойств участников процесса является анализ результатов их деятельности. Чаще всего он используется при изучении личности обвиняемого. Основным объектом познания при этом становится его преступная деятельность во всем многообразии ее проявления. Но нельзя ограничиваться только ею. В любом виде человеческой деятельности находят отражение многие личностные качества субъекта, ее осуществляющего: способности, мотивация, черты характера и пр. Результатом деятельности являются и рукописные тексты, выполненные изучаемым лицом.
Что же касается средств получения информации о психологических свойствах участников процесса расследования, то в качестве таковых традиционно применяются судебно-психологическая и судебная психолого-психиатрическая экспертизы. Они позволяют использовать при расследовании уголовных дел весь арсенал современных научно-психологических средств и являются основным каналом внедрения в следственную практику достиже-
ний психологии. В ходе проведения названных экспертиз осуществляется достаточно глубокое изучение психики человека, устанавливаются особенности личности, которые могут использоваться следователем в целях тактического воздействия на участников расследования.
Предметом исследования в судебно-психо-логической экспертизе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия. В ходе ее проведения применяется широкий набор психодиагностических методик, включающих тестовые и инструментальные методы, которыми лицо, производящее расследование уголовного дела, при изучении личности пользоваться не может. Результатами же экспертного заключения следователь может располагать в полном объеме: как доказательствами, так и как ориентирующей информацией в целях дальнейшего тактического использования.
Казалось бы, при существующих возможностях судебно-психологической экспертизы нет необходимости разработки такого средства получения информации о психологических свойствах личности, как судебно-почерковед-ческая диагностическая экспертиза по установлению психологических свойств личности исполнителя рукописи. Однако данная позиция при ближайшем рассмотрении представляется не совсем верной. Безусловно, если нет никаких препятствий для установления психологических свойств личности подэкспертного в ходе проведения судебно-психологической экспертизы, следует предпочесть именно это средство, поскольку специальные знания эксперта-психолога как нельзя более способствуют разрешению задач, стоящих перед следователем (дознавателем) в данной области. Однако, как и в любом другом виде экспертизы, в судебно-психологической экспертизе сущест-
вует так называемая «зона НПВ» (когда прийти к тем или иным выводам по ряду причин не представляется возможным). Основными инструментами диагностики психологических свойств личности подэкспертного в ходе проведения судебно-психологической экспертизы являются психодиагностические методики, построенные, в основном, на проведении тестирований. В данном случае определяющее значение для эффективности применения той или иной методики является сама готовность испытуемого участвовать в исследовании, в случае ее отсутствия установление психологических свойств личности испытуемых в полном объеме, как правило, не представляется возможным. В такой ситуации появляется необходимость использования других источников получения искомой информации. Тогда на первый план и может выступить судебно-почерковедческая диагностическая экспертиза по установлению психологических свойств личности исполнителя рукописи, тем более что в последнее время методические вопросы решения рассматриваемой области криминалистической диагностики начали находить свое решение.
Список литературы
1. Белкин Р. С. Курс криминалистики. М., 1997. Т. 1. 346 с.
2. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965. 364 с.
3. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997. 256 с.
4. Лушечкина М.А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 217 с.
5. Ратинов А.Р. Наблюдение и наблюдательность в работе следователя // Вопросы предупреждения преступности. Вып. 4. М., 1966. 163 с.
6. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998. 488 с.
ПЕТРОВА Светлана Игоревна - адъюнкт. Академия управления МВД России. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
PETROVA, Svetlana Igorevna - Postgraduate Student. Academy of the Department of MIA of Russia. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].