Научная статья на тему 'ПОЧЕМУ Я ЗДЕСЬ ЖИВУ? ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР САМАРЫ ГЛАЗАМИ РЕЗИДЕНТА'

ПОЧЕМУ Я ЗДЕСЬ ЖИВУ? ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР САМАРЫ ГЛАЗАМИ РЕЗИДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социология города / историко-культурная среда / исторический центр Самары / идентичность пространства / ценность пространства / выбор места / urban sociology / historical and cultural environment / historical center of Samara / identity of space / value of space / perception of the historical center / perception of the historical environment by townspeople / choice of location

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рыжкова Елена Александровна

В статье представлены результаты качественного социологического исследования, проведенного на территории городского округа Самары. Центр Самары представляет собой историко-культурную ценность, несколько лет назад ему присвоен статус исторического поселения. Целью исследования стало выявление ценностного каркаса отношения жителей исторического центра Самары к территории своего проживания. Предпринята попытка осмысления ощущения жителями ценности места через пространственную триаду Анри Лефевра. При объяснении феномена высокого потенциала исторического центра города по отношению к другим районам задействована теория кластеризации Роберта Лукаса. Гипотеза о кластеризации людей, ресурсов и возможностей в ядре города доказывается на основе полученных эмпирических данных. Ставится вопрос о том, что разным людям подходят разные места для проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Рыжкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY DO I LIVE HERE? THE HISTORICAL CENTER OF SAMARA THROUGH THE EYES OF A RESIDENT

This paper presents the results of a qualitative sociological study conducted in the Samara urban district. Samara city center is of historical and cultural value; several years ago it was given the status of a historical settlement. The purpose of the study was to identify the value backbone of the attitude of residents of the historical center of Samara to the territory of their residence. An attempt has been made to comprehend the formation and perception by residents of historical quarters of the value of the place through the spatial triad of Henri Lefebvre. When explaining the phenomenon of the high potential of the historical city center in relation to other areas, Robert Lucas' clustering theory was used. The hypothesis about the clustering of people, resources and opportunities in the city core is proven based on the obtained empirical data. With reference to Richard Florida's book, the thesis that different places are suitable for different people is tentatively confirmed.

Текст научной работы на тему «ПОЧЕМУ Я ЗДЕСЬ ЖИВУ? ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР САМАРЫ ГЛАЗАМИ РЕЗИДЕНТА»

УДК 304.3

ПОЧЕМУ Я ЗДЕСЬ ЖИВУ? ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР САМАРЫ ГЛАЗАМИ

РЕЗИДЕНТА

Рыжкова Елена Александровна

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самара, Российская Федерация); [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты качественного социологического исследования, проведенного на территории городского округа Самары. Центр Самары представляет собой историко-культурную ценность, несколько лет назад ему присвоен статус исторического поселения. Целью исследования стало выявление ценностного каркаса отношения жителей исторического центра Самары к территории своего проживания. Предпринята попытка осмысления ощущения жителями ценности места через пространственную триаду Анри Лефевра. При объяснении феномена высокого потенциала исторического центра города по отношению к другим районам задействована теория кластеризации Роберта Лукаса. Гипотеза о кластеризации людей, ресурсов и возможностей в ядре города доказывается на основе полученных эмпирических данных. Ставится вопрос о том, что разным людям подходят разные места для проживания.

Ключевые слова, социология города; историко-культурная среда; исторический центр Самары; идентичность пространства; ценность пространства; выбор места.

Для цитирования: Рыжкова Е.А. Почему я здесь живу? Исторический центр Самары глазами резидента // Социальные новации и социальные науки. - 2024. - № 3. - С. 108-123.

Ц^: http s,//sns-j оигпа!. ги/ги/агЛ^е/

DOI. 10.31249^мп/2024.03.08

Рукопись поступила: 01.06.2024 Принята к печати: 19.08.2024

Введение

Каждый, кто живет достаточно долгое время в каком-либо городе, по-своему к нему относится и по-своему понимает. Для каждого город «свой». Каждый индивидуально воспринимает его пространство, возможности, комфорт или его отсутствие, ритм, стиль, темп, красоту, удобство и множество других параметров. Многие в настоящее время рефлексируют на тему своего отношения к городской среде. Это продиктовано растущей популярностью урбанистических исследований и теорий, развитием социологии города как отдельного направления науки, современной тенденцией к использованию междисциплинарного подхода к анализу и планированию развития территорий. Одной из главных тем, которые сегодня обсуждаются среди урбанистов, архитекторов, историков, реставраторов, представителей власти, является тема сохранения наследия. Проблему сохранности городского наследия представляется уместным анализировать не только в правовом или историко-культурном аспектах, но и в традициях классических пространственных теорий, одной из которых является теория производства пространства Анри Лефевра [Лефевр, 2015].

В работе 1974 г. Лефевр призывает рассматривать пространство комплексно, уходя от редукционизма в ходе его анализа. Он предлагает модель «пространственной триады», которая призвана обратить фокус внимания на социальные отношения в контексте производства и воспроизводства пространства [Бедаш, 2012, с. 220].

В этой триаде Лефевр выделяет три элемента.

Репрезентации пространства (или «понимаемое пространство») - то, как воспринимается и трактуется пространство экспертами или профессионалами в различных областях.

Пространства репрезентаций - это «обжитое пространство» жителей территории. Имеются в виду повседневные практики использования пространства, которое «скорее чувствуют, а не мыслят». За счет пространств репрезентаций у людей появляются пространственные привязанности и ассоциации, которые делают социальную жизнь на территории значимой для индивида: любимая улица, любимый район. Такое пространство сочетает в себе реальное и воображаемое.

Пространственные практики - это объективизация социальных действий, совершаемых человеком на данном пространстве, в материальную форму, формирование так называемой «пространственной компетенции», как называет это явление Лефевр [Бедаш, 2012, с. 220]. Что важно, пространственные практики связывают между собой понимаемое и обживаемое пространства и относятся к области воспринимаемого.

При этом он утверждает, что любое пространство является результатом деятельности целого ряда объектов во времени или действий, совершенных в прошлом. Он наделяет пространство свойствами социальных отношений. «Будучи продуктом, который используют и потребляют, оно также является средством производства; сети обмена, потоки сырья и энергии формируют пространство и детерминированы им» [Бедаш, 2012, с. 221].

Теория Лефевра призывает смотреть на пространство как можно более объемно и многомерно, не упрощая его, не сводя к линейным моделям. Точкой отсчета при изучении пространства он считает повседневность. Только анализируя повседневность, мы можем структурировать, понять взаимосвязи, проследить во времени процессы, которые формируют и воспроизводят изучаемое пространство.

Если идти дальше и рассуждать об историческом центре города с позиций теории места, то в качестве еще одной, важной опорной точки следует указать. на теорию кластеризации, которую сформулировал экономист Роберт Лукас и которую использует для объяснения процесса приобретения территориями отличительного социального качества Ричард Флорида в своей книге «Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства». Как пишет Р. Флорида, Р. Лукас сформулировал понятие силы кластеризации «людей и производительности, креативности и таланта, который управляет экономическим развитием» [Флорида, 2014, с. 66].

Квинтэссенция возможностей исторического центра обуславливается кластеризацией в нем самых производительных и выдающихся сил по сравнению с другими территориями, их насыщенностью и взаимным переплетением.

Экономист Альфред Маршалл объяснял кластеризацию экономических сил взаимной выгодой от соседства [Флорида, 2014, с. 68]. Важность кластеризации людей и их самых разнообразных компетенций для развития экономики подчеркивала и Джейн Джейкобс в своей книге «Экономика городов» [Джейкобс, 2008]. Объединяя эти идеи, Флорида делает вывод, что «когда люди, особенно одаренные и креативные, собираются вместе, обмениваться идеями становится легче, и, как следствие, их индивидуальные и совокупные способности возрастают экспоненциально, т.е. конечный результат значительно превосходит сумму его слагаемых. Эта кластеризация делает каждого из нас более продуктивным, отчего место, где мы живем, в свою очередь становится еще более продуктивным, и соответственно растут коллективная креативность и экономическое богатство» [Флорида, 2014, с. 71].

Нечто подобное происходит как раз в исторических центрах городов. Имея самую длинную по сравнению с другими частями города историю, сочетая и удерживая на своей территории самые разные функции, эти исторические центры имеют большую силу кластеризации. Ее синерге-тический эффект обуславливает развитие и потенциал центра.

Американский социолог, представитель знаменитой Чикагской школы, Роберт Парк, который рассматривал город как социальную лабораторию, отмечал, что «чем разнообразнее и эксцентричнее индивид, тем с большей долей вероятности он сможет реализоваться в большом городе, в самом его развитом ядре - центре, нежели в малом сообществе» [Парк, 2002, с. 12].

С точки зрения теории места каждый должен найти свою территорию, подходящую именно ему. На «своей» территории будет комфортно жить, работать, гулять, проводить время с другими людьми. И жизнь в историческом центре подходит не всем, этот выбор индивидуален. Флорида утверждает, что разные виды территорий могут притягивать разные типы людей, предлагая преимущества именно для них.

Исследователи Рентфроу и Гослинг [Флорида, 2014, с. 191-193] пошли еще дальше, изучая связь жителей и места. По итогам проведенных исследований они стали отмечать, что «рано или поздно те или иные места (и их жители) приобретают те или иные черты личности. Авторы называют это явление "социальным эффектом основателя". Это значит, что у людей появляются личностные характеристики, отражающие их опыт, стиль жизни и верования. Места, которые терпимы к открытости опыту или поощряют ее, в конце концов привлекут людей, ищущих среду, где они могут спокойно самовыражаться как им угодно» [Флорида, 2014, с. 201].

Материалы и методы

В данной статье речь пойдет о Самаре, а точнее - ее историческом центре.

Самара ведет свою историю с 1586 г., когда по приказу царя Федора Иоанновича воеводой князем Григорием Осиповичем Засекиным была построена самарская крепость. В 2024 г. Самаре исполняется 438 лет. В конце XIX в. Самара стала одним из крупнейших центров торговли, «хлебной пристанью России», была зажиточным купеческим городом, о чем осталось много свидетельств. Во время Великой Отечественной войны Самара (в то время Куйбышев) стал «запасной столицей» страны. Сейчас это крупный промышленный центр, космическая столица России. Как и в любом городе с богатой историей, концентрация исторической памяти, идентичностей и смыслов приходится на исторический центр. Центр Самары богат архитектурой эпохи модерна и конструктивизма, сохранились образцы уникальной самарской деревянной резьбы, особенная конструкция самарских двориков привлекает интерес исследователей и туристов.

Несколько лет назад в целях сохранения исторический центр Самары был наделен статусом исторического поселения, который подразумевает дополнительные ограничения по осуществлению различных видов деятельности на данной территории, в первую очередь, ограничения по застройке. Среди жителей, экспертов, представителей науки и средств массовой информации идут дискуссии на тему целесообразности такого решения и выбора механизмов дальнейшей реализации этой концепции.

Именно поэтому целью исследования стало выявление ценностного каркаса отношения жителей исторического центра Самары к территории своего проживания: почему их жизненный выбор сложился так, что они живут именно в историческом центре? Какая система ценностей отвечает этому выбору? В чем жители видят проблемы и дальнейшие пути развития территории? Почему жилье и земля в центре стоят дороже? Почему многие люди стремятся жить и работать именно на этой территории? В чем заключается феномен центральных районов городов?

Эти вопросы одновременно являются задачами исследования, ответы на них появляются в ходе анализа собранных эмпирических данных.

В качестве методологической базы исследования была выбрана пространственная триада А. Лефевра. Если спроецировать предлагаемую модель изучения пространства на выбранный контекст, отчетливо прослеживаются все три составляющие триады.

Рис. 1. Пространственная триада А. Лефевра

В контексте нашего исследования архитектура, благоустроенные пространства, Набережная, нарезка улиц и др.; соответствуют «репрезентациям пространства» по А. Лефевру. «Пространствами репрезентаций» можно назвать те улицы и места, которые респонденты выделяют в своей риторике как любимые, памятные, связывают с ними какие-то истории и рассказы, эмоционально окрашивают; «Пространственные практики» - это прогулки, посещение пляжа, практики работы бизнеса и власти на территории исторического центра и другие виды деятельности, о которых сообщают нам информанты.

Дизайн исследования предполагал использование качественной методологии путем проведения серии глубинных интервью. Автором было проведено десять глубинных интервью с резидентами исторической части Самары. Информанты подбирались с применением метода снежного кома из разных микрорайонов исторического центра города, чтобы обеспечить наибольшую

пространственную представленность получаемых эмпирических данных на изучаемой террито-

112

рии. Вторым критерием отбора было условие, чтобы информанты были разного пола, возраста и рода занятий.

Кроме того, в рамках апробации инструментария была также проведена серия интервью с нерезидентами исторического центра Самары, которая показала разность взглядов жителей центральных районов города по отношению к жителям остальных районов.

Все интервью проводились в рамках очных встреч или онлайн-бесед и записывались на диктофон. Кодирование и аналитическая обработка транскриптов интервью проводилась с помощью программного обеспечения MAXQDA.

Результаты исследования

После проведения первых интервью стало понятно, что отношение к ценности исторического центра сильно разнится у тех людей, которые в нем живут или работают, и жителей остальных районов города. Уже первые беседы с нерезидентами показали, что жители окраинных районов не видят особого смысла в сохранении деревянных домов в центре, довольно редко его посещают, могут годами обходиться без посещения музеев и театров, значительно меньше знают историю города и не разбираются в особенностях архитектуры. Среди них звучат предложения, что лучше всю эту «рухлядь» снести и застроить заново современными объектами.

Рис. 2. Разность взглядов резидентов и нерезидентов исторического центра

Резиденты же исторического центра обладают совершенно осознанным, сформированным отношением к историко-культурному наследию Самары, понимают ценность территории, на которой проживают, по отношению к другим районам города, с большой теплотой и охотой рассуж-

113

дают на темы идентификации себя как жителей исторического центра, проявляют большее знание краеведческой информации и стремление узнавать еще больше о своем городе. У всех моих собеседников из числа резидентов сквозит чувство любви и гордости принадлежности к Самаре, восприятия ее как «дома», ощущение межпоколенной связи и особого «уклада» самарских исторических кварталов. Это хорошо видно из рисунка 2, где показана разность отношения к ценности исторического центра у резидентов и нерезидентов.

Ценности и идентичности. Практически все информанты-резиденты начинают свои нарра-тивы с того, что Самара, ее центр представляют из себя уникальный образ. Они объясняют это природными предпосылками, расположением в стрелке двух рек, особенностью истории, сочетанием доступности природы и современной инфраструктуры развлечений.

В этом смысле у Самары есть свой образ, свой лик, свое ощущение. Оно уникально в том, что, например, летом ты внутри города, ты можешь искупаться на Волге и даже переплыть на другую дикую часть его и смотреть оттуда на этот мегаполис... Тут же ты можешь подняться по множеству спусков и прогуляться, посмотреть достопримечательности, попасть в рестораны, уютные кофейни и вечером вообще окультуриться в каком-нибудь музее или театре. Вот эта связь природы и культуры возможностей с удовольствием и наслаждением, что важно для человека постиндустриального, что не просто гулять среди многоэтажек или среди деревьев березок, важно для него получать удовольствие от того, что он видит вокруг. Вот это вот все просто очень плотно уместилось здесь в Самаре в каком-то вот ощущении, то, что местные называют «волжским гедонизмом», ну что вот А.К. сказал, это «жизнь на большой реке». Действительно, она - жизнь1. (Житель улицы Буянова).

Образ исторического центра его резиденты часто ассоциируют с домом, уютом, особым укладом. Очень тепло вспоминают о своем детстве, если оно прошло в «старом городе». С точки зрения триады Лефевра, сильной доминантой являются «обжитые пространства», любимые улицы, уголки, скверики, районы исторического центра. С ними связаны теплые воспоминания, традиции, семейные истории, ощущения, которые живут в душе и к которым приятно возвращаться.

... как говорят психологи, есть квартиры, есть дома... То есть одно и то же пространство, одно и то же помещение, в котором мы живем, оно может восприниматься как квартира, т.е. как что-то временное, во что ты не погружен. А может восприниматься как дом. И абсолютно не важно, что это - на 100 квадратов, на 200 квадратов... Так вот на Буянова это был дом во всех смыслах этого слова. Это было очень такое для меня теплое, душевное и абсолютно символическое пространство, потому что в этом доме еще жили мои бабка и прадед. И была

1 Здесь и далее приводятся дословные цитаты информантов, передающие их живую речь.

114

такая драматическая история их любви. (Жительница исторического центра с детства, сейчас проживает на улице Садовой).

Ну, дело в том, что я родилась в районе Самарской площади и всю жизнь там живу. И для меня центр города - это не просто географическая точка на карте нашего города, это в прямом смысле слова мой дом. То есть понятие дома я рассматриваю шире, чем нежели квартира... (Жительница исторического центра с детства, сейчас проживает в районе Самарской площади).

Таким образом, информанты выражают приверженность к территории исторического центра как к дому в его расширенном понимании.

Еще один образ, с которым связывают жители историческую Самару, - образ матери. В нар-ративах самарцев часто встречается выражение «Волга-матушка». Эта ассоциация активно культивируется среди жителей.

Может быть, где-то когда-то в молодости у меня были мысли и даже возможности уехать в Москву и не только в Москву, но и за рубеж. Но сейчас я думаю, как здорово, что я этого не сделала на самом деле. Потому что какая бы ни была Самара не совершенная, да? Но для меня это, как родная мать. Не выбирают, а любят и не предают. Вот что самое главное! (Жительница исторического центра с детства, сейчас проживает в районе Самарской площади).

Уклад - это не только здания. Уклад - это люди, традиции семьи, двора, сообщества. Одна из информанток очень ярко подчеркивает эту идентичность самарского исторического центра:

... это уклад, это уникальный уклад, которого сейчас очень мало. И вот этот уклад - что это такое? Это уклад двора. Это свое комьюнити, это свои правила, это свой мир. ... Еще несколько лет назад я шла по Буянова, когда вечером возвращалась с работы после магистрантов, и т.е. вот они дворы, и перед дворами сидят люди. Женщины, как правило, бабушки, мужчины. Общаются, разговаривают, во дворах носятся дети... То есть вот этот как бы такой общий мир для людей разного возраста. (Жительница исторического центра с детства, сейчас проживает на улице Садовой).

На Ленинградской долгое время, было интересно смотреть на это. . справа вот эти бабушки в домашнем, причем это же дом, и вот этот двор это дом, и улица перед домом дом, т.е. они в халатах, в тапочках, так уютно... То есть это вот такой уклад. (Она же).

Еще одной важной чертой самарского центра является его эклектичность наряду с гармоничностью. Информанты отмечают эклектику в архитектуре, в городской среде, объясняют ее связью времен и поколений. Вместе с тем отрицательный характер их высказываний касается контраста любых зданий с современной застройкой. В негативной коннотации, как правило, упоминается современная архитектура, подчеркивается сожаление, что старые дома утрачиваются, а новые не привлекают своим внешним видом и не вносят свой вклад в архитектурное наследие.

Если говорить в терминологии пространственной триады Лефевра, информанты по-разному относятся к репрезентации пространства в разных временных отрезках. «Понимаемое пространство» прежних периодов представляется им гармоничным, современные же репрезентации приживаются тяжелее.

...каждый город, в котором вы бываете, он уникален своей архитектурой, которая является результатом того, что тут с самого начала люди строят, и их устройство города представляет их мысли о том, как должна быть устроена жизнь... Меняются эпохи, меняются представления людей о том, как нужно жить, как вести быт, куда ходить развлекаться и так далее, и меняются города. И при этом старое сохраняется, новое добавляется. И вот точно Самара укладывается в мое видение, как должен быть устроен город. И то, что он сейчас достаточно эклектичен, особенно центр города, и развалины, можно сказать, еще царского режима деревянные домики, и красивые особняки того же времени, и попытки советского времени вкрапить туда новые постройки, причем достаточно удачные, на мой взгляд, в большинстве случаев, и, наверное, не очень удачные современные высотки стеклянные. Это настолько, мне кажется, делает уникальным наш город, что сохранять его однозначно нужно. (Жительница улицы Ленинградской).

Информанты выделяют коммерциализацию городских отношений как фактор, негативно влияющий на архитектурный облик города и препятствующий его гармоничному развитию.

... когда я вижу, как строят и какая архитектура... Я где-то прочитала выражение «архитектурные ублюдки». Это звучит грубо, но справедливо. Вот именно так сегодня застраивается центр города. Это архитектурные ублюдки, которые не имеют ни эстетической ценности, которые совершенно не улучшают облик города, а, наоборот, его разрушают. Это такая, знаете, архитектурная агрессия - я бы так даже это назвала. Архитектурная агрессия, стремление выжать максимум прибыли, а дальше хоть трава не расти. (Жительница исторического центра с детства, сейчас проживает в районе Самарской площади).

Жители убеждены, что особый колорит старой Самары связан с деревянными домами. Другими особенностями архитектуры и в целом построения пространства исторического центра являются усадебная застройка, уникальная самарская нарезка улиц, самарские дворики, особняки модерна. Жители выступают за сохранение этих идентичностей, их воспроизводство и допускают только контекстную, средовую застройку, которая не будет нарушать существующий ландшафт.

... важно сохранять историческую квартальную сетку, систему подворий... Вторая ценность - это сохраненная во многих местах усадебная застройка. Дворы, которые представляют собой просто бесконечную Вселенную. Сколько по ним не ходи, все время какие-то новые найдутся. Потому что они исчисляются, я не знаю, тысячами. (Житель улицы Степана Разина).

Отношение к новой застройке разное - от «запретить совсем», до «строить, соблюдая масштаб». Но подавляющее число информантов понимают, что сохранение домов в центре без нового строительства - это утопия. Поэтому готовы поддержать строительство новых зданий, вписанных в контекст среды при наличии четких регламентов.

Вместе с тем жители убеждены, что застройщики новых домов в центре ориентированы на сверхвыгоду, а не на сохранение идентичности городской среды. В связи с этим звучат негативные оценки современных зданий, осуждается высотная этажность, которая приводит к утере атмосферы улиц, их освещенности и ощущения простора.

Я, конечно, понимаю неотвратимость прогресса, развития и так далее, но я всегда вспоминаю детство, когда ты выходишь на улицу, и вот эти маленькие домики, и ты видишь небо над собой. Ты видишь простор, какое-то пространство. (Жительница исторического центра Самары с детства, сейчас проживает в районе Самарской площади).

На мой взгляд, это не должна быть псевдоисторическая застройка, хотя многим кажется, что, если ты построишь сейчас здание в стиле конца 19-го, начала 20-го века, это хорошо. Нет, это плохо. Потому что любой период, любое время характерно своим стилем. Строить современное здание, это не значит строить плохо. Современная архитектура, она вообще хорошая. Она, наоборот, может служить очень хорошим фоном для исторической застройки. Другое дело масштаб. Вот тут я сторонник жестких мер, потому что сама масштабность и человечность исторической среды, она должна быть в приоритете. Если ее соблюдать, то архитектура новых зданий может быть какая угодно. (Житель улицы Самарской).

... в этих кварталах можно было бы какую-то небольшую застройку еще интегрировать. И это положительно бы сказалось, наверное, на всей экономике кварталов тех же самых... Я как бы не противник нового строительства, но важно сохранять ритмику и этажность, чтобы вот это многообразие среды оно поддерживалось таким образом... (Житель улицы Алексея Толстого).

Все респонденты подчеркивают, что исторический центр должен быть жилым. Он не должен превращаться в музей или территорию, которую накрывает джентрификация. Центр должен быть доступен людям разного достатка, резидентам и нет, иногородним туристам и иностранцам. Только за счет многообразия своих функций и своих пользователей центр будет оставаться центром и продолжит свое развитие.

Одним из основных источников энергии для дальнейшей жизни и обновления является бизнес. В центре находятся офисы компаний, административные здания, большое количество предприятий общепита, сферы услуг, магазинов. Передача домов в аренду или владение бизнесу -один из основных приемов, использующихся сейчас в городах для поддержки и обновления старых зданий. Жители самарского исторического центра положительно относятся к такой практике, понимают, что восстановить исторические здания за бюджетный счет невозможно.

...пошла мода на историческую недвижимость, и сейчас много людей, частников, которые стали покупать исторические дома и хотеть покупать исторические дома и открывать в них бизнес. И можно на самом деле привести не один пример, . а достаточно много. Вот и это хорошо. (Жительница улицы Фрунзе).

Самое главное это привлечение бизнеса и новых жильцов старого города. А их в общем-то достаточно. Желающих достаточно сейчас жить в центре города, но в комфортной среде. Поэтому нужны программы, которые могли бы давать новую кровь, новую жизнь этим кварталам за счет проектных команд, которые могли бы работать с целыми кварталами, либо привлекать сюда инвестиции, жильцов, но все это опять же должно все равно увязываться с общими программами муниципальными. Это касается сетей, это касается всей инфраструктуры.. Это все должно быть увязано в единую систему. (Житель улицы Алексея Толстого).

Таким образом, жители исторического центра в своих нарративах эмоционально подчеркивают важность сохранения целостности исторической среды, но при этом отдают себе отчет в том, что вряд ли это удастся реализовать в полной мере, сожалеют на этот счет и возлагают надежды на инвесторов и власть, выражая при этом значительную долю скепсиса.

Город для людей. Зачастую информанты подчеркивают ценность жизни в исторической среде сравнением с другими районами города или конкретными улицами. Отмечают при этом чувство безопасности, которое они испытывают, когда находятся у себя дома.

... я выросла в Юнгородке, на улице Железной дивизии, можно погуглить, увидеть советский брутализм, это страшное и некомфортное место. ... я понимаю, что когда я вечером иду по темной улице в историческом центре, мне не страшно, . я, конечно, об этом не думаю, не рефлексирую постоянно, но это на уровне какого-то дорефлексивного опыта срабатывает. Я понимаю, что там я более защищена, даже тем, что тебя эти маленькие домики «обнимают», когда ты ходишь. А не когда ты идешь по Железной дивизии, у тебя вот эти вот высотки, от которых ты можешь ждать всего, чего угодно. (Жительница улицы Самарской).

Здесь действительно безопасно. Я к другу в Южную Африку летал. Это ЮАР, развитая страна, некогда одна из самых развивающихся экономик была, и у нее такой сильный контраст: это красота и опасность. Потому что после заката находиться в общественных местах буквально опасно - тебя могут ограбить. И я хочу сказать, что это то, что мы можем ценить. Потому что мы можем выйти в любое время дня и ночи без всего и пойти прогуляться по Набережной. (Житель улицы Буянова).

Многие информанты отмечают пешеходную связность и плотность среды, которая дает простор для разнообразных прогулок.

. это место, где ты можешь пойти гулять в любом направлении. Однажды я вышла за хлебом, и ноги унесли меня на Набережную, в Струковский парк... (Жительница исторического центра с детства, сейчас проживает на улице Садовой).

. гуляем по Набережной, мы практически на ней живем. Мы, конечно, ходим на пляж, мы ходим в Струковский парк, иногда там бывают какие-то мероприятия интересные, мы их посещаем. Мы гуляем по всем улочкам центра вдоль Самарки и туда, в начало всех улиц. Потому что это действительно такие атмосферные, как Вы выразились, территории, квартальчики, и нам это нравится. (Жительница ул. Ленинградской).

Информанты часто идентифицируют себя беньяминовскими фланерами [Беньямин, 2015], которые неспешно гуляют по улочкам центра, наблюдают за жизнью туристов, рефлексируют увиденное. Такие пространственные практики характерны для центра города. Они отличаются от практик в других районах, особенно промышленных, где люди воспринимают поход до магазина или до остановки общественного транспорта как действие, которое необходимо выполнить как можно быстрее, не получая при этом отдельного удовольствия.

... здесь ходят люди из разных городов, мест и стран. Вон у меня под боком гостиница, где все время меняются обитатели из разных стран, интересно за ними наблюдать, что они делают в наших городах. Они иногда обращаются с вопросами, из этих вопросов я понимаю, что им интересно, зачем они сюда приезжают. Складывает некоторое впечатление, а зачем нужен наш город для других. (Жительница улицы Ленинградской).

Резиденты исторического центра уверены, что необходимо сохранять память не только материальную, но и нематериальную - память об их поступках, об их жизни, о событиях, которые меняют город. Отчасти в этом помогают материальные репрезентации пространства - памятники, стелы, музеи, но другая часть сохраняется в текстах, топонимике, иных символах. И все они важны.

Туризм также хорошо воспринимается резидентами исторического центра. Все они с интересом общаются с гостями, когда представляется случай, испытывают чувство гордости за свой город. Многие отмечают, что туризм в Самаре еще не раскрыл свой потенциал, но замечают положительные тенденции в последнее время. С теплотой вспоминают период Чемпионата мира по футболу 2018 года. Это также пространственная практика, характерная для жителей центра.

Я в какой-то момент поймала себя на мысли, что я для них декорация. Я декорация курортного города, потому что они приехали, выгружаются с чемоданами, а я тут иду в платье летящем, и это все так здорово. Это, в принципе, позитивно воспринимается. (Жительница улицы Самарской).

Положительно к туризму отношусь, потому что это такой же драйвер, такое же привлечение финансов, и интереса, и жизни. Есть целые города, которые живут только за счет туризма. А у нас здесь еще поле не паханое. Радует, в последнее время разнообразие экскурсионных

программ и что и внутренний туризм, даже просто внутригородской туризм развивается. (Житель улицы Алексея Толстого)

Мне кажется, он (туризм) растет сам собой. То есть уже, наверное, что-то началось и просто надо не мешать этому. (Житель улицы Степана Разина)

Информанты отмечают работу муниципалитета в последние годы в части благоустройства, положительно оценивают обновление скверов, говорят, что многое делается, и это видно. Вместе с тем высказываются отдельные замечания к качеству работ, содержанию газонов, укладке плитки, звучат мнения о недостаточности небольших сквериков и малых архитектурных форм, где можно было бы присесть и отдохнуть во время пеших прогулок по центру. Отмечают важность драйверов места и учета истории территории и ее идентичностей при разработке проектов благоустройства, использования комплексного подхода.

... сквер Аксаковых идет как бы в связке с двориком «Уайт Кап»1, с двориком музея модерна, потому что это уже такой некий кластер образовывается, некий культурный кластер. Да он просто социально начинает по-другому себя вести. (Житель улицы Алексея Толстого).

... в центре, например, если ты идешь по Садовой, то тебе элементарно негде посидеть. (Жительница улицы Самарской).

Отрицательную реакцию вызывает отсутствие организованных парковочных пространств. Жители высказываются положительно в отношении введения платных парковок, подчеркивая, что эта мера поможет отрегулировать процессы пользования личным автомобильным транспортом, и высказывают готовность оплачивать парковку по разумным ценам в противовес штрафам за эвакуацию автомобилей, которые в разы выше.

У меня машину эвакуируют по 4 раза в год. Эта штука расстраивает. А глобально, конечно, не хватает парковки и регулирования. Я за платные парковки, чтобы это работало не как наказание, а как возможность. Это вообще неразумно пить кофе и дергаться из-за того, где твоя машина. (Житель улицы Буянова).

Говоря о культурной жизни исторического центра, информанты отмечают ее насыщенность, доступность учреждений культуры и искусства, подчеркивают, что не испытывают дефицита мероприятий при выборе, куда пойти. Вместе с тем отмечают, что массовых мероприятий достаточно, а хотелось бы больше небольших фестивалей, связанных именно с Самарой, которые будут ассоциироваться только с нашим городом и привлекать гостей из других регионов.

... я не люблю многолюдные мероприятия, а всякие концерты, кинофильмы мы посещаем, дефицита не ощущаем. (Жительница улицы Ленинградской).

1 Кофейня в Самаре на территории музея Модерна, недалеко от сквера Аксаковых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

120

... хожу везде всегда и много, скажем так. И на премьеры, и на приезжих гастролеров, и в наши театры. ... Что касается культурной жизни центра города, она бьет ключом, и иногда даже чрезмерно. (Жительница исторического центра с детства, сейчас проживает в районе Самарской площади).

Многие посещают театры, отмечая, что они находятся в шаговой доступности, причем спектакли как местных, так и гастролирующих коллективов. Резиденты исторического центра ходят в кинотеатр «Художественный» - старейший кинотеатр города по-прежнему востребован.

Одной из главных проблем исторического центра является старость сети коммуникаций. Жители понимают масштаб проблемы, осознают высокую стоимость обновления сетей и рассчитывают в этом вопросе на государственные программы. Перекладка сетей помогла бы и развитию бизнеса в исторических зданиях.

Резиденты исторических кварталов несут издержки при проведении крупных мероприятий в центре города, связанных с перекрытием улиц, высказывают просьбы оптимизировать эти процессы. Также жители центра отмечают недостаток ритейла.

Почему я тут живу? На заключительный вопрос «почему Вы живете в историческом центре?» в финале разговора информанты, как правило, дают очень эмоциональные ответы, которые показывают, что резиденты этой территории уже рефлексировали на данную тему, имеют сформированную позицию и не стремятся менять место жительства, активно пользуясь теми благами, которые им доступны.

Среди основных плюсов жизни в центре они отмечают пешеходную доступность и связность всех мест, которые нужны для жизнедеятельности, совмещенную с эстетическим удовольствием при передвижении по центру, его многофункциональность, хорошие возможности как для решения деловых вопросов, так и для отдыха, отсутствие переездов с места на место в течение дня, траты времени на дорогу. Ярким достоинством жизни в историческом центре является близость Волги, которая добавляет ему функциональности, - это и пляж, и прогулки, и доступ к речному транспорту, и возможность быстро оказаться в рекреационной зоне на другом берегу Волги.

Одним из ключевых моментов является выделяемый информантами ритм или темп жизни в историческом центре. Он, как правило, характеризуется меньшей суетливостью, экономией времени, неспешными переключениями с работы на отдых и обратно. Это достигается за счет компактности улиц, их функциональной наполненности и гармоничности среды.

Все собеседники выражают любовь к центру Самары, в их нарративах можно заметить идею «особости» или «инаковости» по отношению к жителям других районов города, чувство гордости за счет обладания теми ценностями городской среды, которые у них есть.

Выводы

Основной вывод, который сделан на данном этапе исследования, заключается в том, что каждый, кто однажды воспринял красоту, уникальность, непередаваемые ощущения и особые возможности, которые дает исторический центр Самары своему пользователю, как правило, не готов в дальнейшем от этого отказаться. Если речь, конечно, не идет о переезде по тем или иным причинам в другой город, в том числе столичный, и человек нацелен и дальше жить в Самарском регионе.

С точки зрения пространственной триады Лефевра отчетливо видно, что пространственные практики являются связующим элементом между репрезентацией пространства («понимаемым пространством») и пространствами репрезентации («обжитыми пространствами»). За счет пережитого опыта и ярких событий реальное сочетается с воображаемым в мыслях людей, благодаря чему у них появляются ощущения и ассоциации, которые вновь и вновь возникают в связи с той или иной территорией. Таким образом, у пространства появляются некие нематериальные характеристики. Как отметила в интервью одна из информанток, «потому что дом - это, прежде всего, душа».

Гипотеза о кластеризации людей, ресурсов и возможностей в ядре города также подтверждается по итогам исследования. Большинство информантов указывают на многофункциональность, насыщенность, плотность исторического центра по самым разным показателям. Стремление жить и работать здесь - это стремление достичь большего, быть успешным, попробовать свои силы и реализовать свои инициативы. На это способен не каждый индивид, но тот, кто смог, тот внес свой вклад в производство пространства исторического центра, в данном случае Самары, и оно ему за это «отплатит» в виде ресурсов и возможностей, которые получит этот человек в дальнейшем.

Прохладное отношение жителей других районов к достопримечательностям центра, непонимание ценности исторической среды подтверждает утверждение Флориды о том, что разные типы мест подходят разным типам людей. Не всем хочется и нравится жить в историческом центре. Многие чувствуют себя прекрасно на Безымянке или на Металлурге (исторически сложившиеся разговорные названия отдельных территорий города) и никуда не стремятся переезжать.

Лефевр верил, что, изменив пространство, можно изменить жизнь. Утверждал, что противоречия социального порядка видны через противоречия пространства. И в результатах исследования это прослеживается. Исторический центр Самары, жители которого понимают его, ценят и хотят сохранить, считая своим «обжитым пространством», с одной стороны, интересы бизнес-сообщества, которое стремится извлекать выгоду из строительства как можно более высотных зданий на дорогой земле исторического центра, с другой стороны, мнение другой части жителей о том, что не нужно цепляться за эти старые дома, нужно их снести и обновить застройку, - все эти точки зрения существуют одновременно. Это лишь одно из противоречий, которое можно назвать,

анализируя полученные в ходе бесед с информантами эмпирические данные, но на сегодняшний день оно, пожалуй, одно из самых наглядных.

Список литературы

1. Бедаш Ю.А. Концепция социального пространства Анри Лефевра // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2012. -№ 11 (126). - С. 219-224.

2. Беньямин В. Бодлер. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 224 с.

3. Джейкобс Д. Экономика городов. - Новосибирск: Культурное наследие, 2008. - 294 с.

4. Лефевр А. Производство пространства: пер. с фр. - Москва: Strelka Press, 2015. - 432 с.

5. Парк Р. Город как социальная лаборатория / пер. с англ. С.П. Баньковской // Социологическое обозрение. - 2002. -Том 2, № 3. - С. 3-12.

6. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства: пер. с англ. - Москва: Strelka Press, 2014. - 368 c.

WHY DO I LIVE HERE? THE HISTORICAL CENTER OF SAMARA THROUGH

THE EYES OF A RESIDENT

Elena Ryzhkova

Master's program student in the Department of Political and Regional Processes, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (Samara, Russian Federation);

[email protected]

Abstract. This paper presents the results of a qualitative sociological study conducted in the Samara urban district. Samara city center is of historical and cultural value; several years ago it was given the status of a historical settlement.

The purpose of the study was to identify the value backbone of the attitude of residents of the historical center of Samara to the territory of their residence.

An attempt has been made to comprehend the formation and perception by residents of historical quarters of the value of the place through the spatial triad of Henri Lefebvre. When explaining the phenomenon of the high potential of the historical city center in relation to other areas, Robert Lucas' clustering theory was used. The hypothesis about the clustering of people, resources and opportunities in the city core is proven based on the obtained empirical data. With reference to Richard Florida's book, the thesis that different places are suitable for different people is tentatively confirmed.

Keywords: urban sociology; historical and cultural environment; historical center of Samara; identity of space; value of space; perception of the historical center; perception of the historical environment by townspeople; choice of location.

For citation. Ryzhkova E. Why do i live here? The historical center of samara through the eyes of a resident // Social Novelties and Social Sciences. - 2024. - N 3. - P. 108-123.

URL: https://sns-journal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2024.03.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.