Научная статья на тему 'ПОЧЕМУ ТУРИСТЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК АЛТЫН-ЭМЕЛЬ В КАЧЕСТВЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ПОЧЕМУ ТУРИСТЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК АЛТЫН-ЭМЕЛЬ В КАЧЕСТВЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / предпочтения / потребительские предпочтения / туристский потенциал / туристские продукты / Алтын-Эмель / tourism / preferences / consumer preferences / tourist potential / tourist products / Altyn-Emel

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Егимбаев Д. К., Муканов А. Х.

Данная исследовательская работа затрагивает тему изучения предпочтений туристов в национальном парке Алтын-Эмель. Сфера туризма является очень важной темой для развития нашей страны, однако для полного развития туризма нужна должная осведомленность о предпочтениях туристов Казахстана, в ходе исследования были рассмотрены текущие проблемы и качества, привлекающие туристов национального парка Алтын-Эмель. В научной работе методом анкетирования были выдвинуты ключевые предпочтения туристов. Автор предоставляет данные анкетирования, предлагает рекомендации по развитию данного парка, что поможет в будущем развить парк по всем ключевым предпочтениям туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Егимбаев Д. К., Муканов А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY DO TOURISTS PREFER ALTYN-EMEL NATIONAL PARKAS TOURIST DESTINATION

This research paper touches on the topic of studying the preferences of tourists in the Altyn-Emel National Park. The tourism sector is a very important topic for the development of our country, however, for the full development of tourism, proper awareness of the preferences of tourists in Kazakhstan is needed. During the study, the current problems and qualities that attract tourists to the Altyn-Emel National Park were considered. In the scientific work, the key preferences of tourists were put forward by the questionnaire method. The author provides survey data, offers recommendations on the development of this park, which will help in the future to develop the park according to all key preferences of tourists.

Текст научной работы на тему «ПОЧЕМУ ТУРИСТЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК АЛТЫН-ЭМЕЛЬ В КАЧЕСТВЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК 338.48 Егимбаев Д.К., Муканов А.Х.

Егимбаев Д.К.

студент 2 курса Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

(г. Астана, Казахстан)

Научный руководитель:

Муканов А.Х.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

(г. Астана, Казахстан)

ПОЧЕМУ ТУРИСТЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК АЛТЫН-ЭМЕЛЬ В КАЧЕСТВЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: данная исследовательская работа затрагивает тему изучения предпочтений туристов в национальном парке Алтын-Эмель. Сфера туризма является очень важной темой для развития нашей страны, однако для полного развития туризма нужна должная осведомленность о предпочтениях туристов Казахстана, в ходе исследования были рассмотрены текущие проблемы и качества, привлекающие туристов национального парка Алтын-Эмель. В научной работе методом анкетирования были выдвинуты ключевые предпочтения туристов. Автор предоставляет данные анкетирования, предлагает рекомендации по развитию данного парка, что поможет в будущем развить парк по всем ключевым предпочтениям туристов.

Ключевые слова: туризм, предпочтения, потребительские предпочтения, туристский потенциал, туристские продукты, Алтын-Эмель.

Введение.

В современном мире туризм становится значительной частью экономики стран. Казахстан в свою очередь терпит трудности в развитии данной сферы. По данным ВВП Казахстана, вклад туризма в экономику страны оценивается в 3,3% или около 6,8 млрд. долларов США.[1]. Что в свою очередь доказывает, что

туризм в данной стране раскрыт не в полную меру. По мнению ряда авторов Казахстан имеет множество ресурсов для развития туризма. Казахстан богат туристско-рекреационными ресурсами, особо следует отметить наличие привлекательных горных, рекреационных, природных, водных, экскурсионных зон.[2]. Для повышения уровня туризма в Казахстане, был принято решение провести анализ - предпочтений туристов, на примере алматинской области, исследование проходило на базе туристов национального парка Алтын-Эмель. Исследования направленно на изучение предпочтений туристов данного национального парка, что в будущем будет служить направлением для развития данного парка. Как подчеркивают авторы схожей работы: Выявление возможностей для развития туризма предполагает понимание того, какие потребности и ценности имеются у туристов, как повысить их удовлетворенность и лояльность.[3]. Исследование также предлагает информацию для создания новых бизнес-планов, опираясь на данные из исследования. Так как на сегодняшний день туризм в Казахстане не является высокоприбыльным и инвестиционно-привлекательным направлением бизнеса [4], но за счет исследовании предпочтений туристов в скором времени можно будет изменить данную проблему.

Цель данного исследования изучить ключевые качества парка, на которых делают акцент туристы данного парка. Методом анкетирования мы определим ключевые проблемы парка, с которыми в будущем нужно будет бороться. Определим ключевые качества парка, на которых нужно будет сделать акцент в будущем. Таким образом будет выведена стратегия развития данного парка, что в будущем поможет в создании маркетинговых компаний.

Новизна данного исследования заключается в опросе в первую очередь туристов данного национального парка, изучение социального плана, является новизной в изучении туристической деятельности в Казахстане.

Методы исследования.

В рамках исследования был применен метод анкетирования, в качестве основных гипотез были выдвинуты:

- Туристы выбирают Алтын-Эмель из-за его уникальных природных

красот,

- Туристы охотно рекомендуют данный парк,

- Туристы Алтын-Эмель узнали об парке из-за социальных сетей,

- Удобное расположение и доступность: Алтын-Эмель находится относительно недалеко от крупных городов Казахстана, таких как Алматы, что делает его удобным для краткосрочных поездок.

Для подтверждения выдвинутых гипотез был использован такой методы научного познания как анализ, за счет данных из проведенного анкетирования можно будет провести анализ предпочтений туристов данного национального парка. Вопросы анкетирования будут нацелены на выявления целевой аудитории парка, на определение удобства посещения национального парка, также будет выявлен источник, из которого туристы узнали об парке. Алгоритм данного исследования был представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Алгоритм проведения исследования. Примечание: рисунок был составлен авторами.

Результаты и обсуждение.

Проведенный опрос методом анкетирования среди туристов национального парка Алтын-Эмель позволил выявить ключевые предпочтения данного национального парка. Методом снежного кома было найдено 403 респондентов прошедшие анкету. Из 403 респондентов добровольно прошли анкету 100%. Диаграмма на рисунке 2.

Рисунок 2. Диаграмма (прохождение анкеты респондентами добровольно) Примечание: диаграмма составлена сервисом Google Forms.

Далее на рисунке: 3,4,5,6 будут представлены диаграммы проведенной анкеты.

4. Почему вы выбрали Алтын-Эмель в качестве туристического направления? / Why did you choose Aftyn Emel as a tourist destination? / Н...Алтын-Емелд1 турисш орын ретЫде тацдадыцыз?

403 ответа

■ Природные красоты I Natural beauty I Табиги супулы^

■ Уникальные пейзажи и природные памятники / Unique

■ Возможность отдохнуть на природе / Opportunity to relax in nature / TaDHfarra демалу мумйНДМ

■ Рекомендации друзей /знакомых / Recommendations from friends/ acquaintances / Достардын немесе т...

Рисунок 3. Диаграмма (Почему туристы выбрали Алтын-Эмель в качестве туристического направления).

Примечание: диаграмма составлена сервисом Google Forms.

Как вы оцениваете доступность посещения национального парка Алтын-Емель? How would you rate the accessibility of Altyn Emel National...¡не барудьщ ^олжелгвдлтн к,алай бafaлap ед^з?

403 ответа

■ Очень удобно / Very convenient / ©те цолайлы

■ Удобно / Convenient I ^олайлы

■ Нейтрально / Neutral / Бейтарап

■ Неудобно / Inconvenient / ^олайсыз

■ Очень неудобно / Very inconvenient I Оте чолайсыз

Рисунок 4. Диаграмма (Уровень удобства посещения данного парка) Примечание: диаграмма составлена сервисом Google Forms.

3. Как вы узнали о национальном парке Алтын-Емель? / How did you hear about Altyn Emel National Park7 / Алтын-Емел улттык; парю туралы к.алай бшдщга?

403 ответа

Ф ■ Друзья/родственники ! Friends/ relatives / Достар/туыстар

# ■ Социальные сети / Social media / Элеуметпк желтер

# Туристические сайты и блоги / Tourist websites and blogs / Тур ист ¡к сайттар...

# Туристические агентства I Travel agencies / Турист] к агечгпктер

# • Другое (укажите) / Other (specify) / Баска (керсетню)

Рисунок 5. Диаграмма (Источник осведомленности об парке) Примечание: диаграмма составлена сервисом Google Forms.

10. Насколько вероятно, что вы порекомендуете Алтын-Эмель своим друзьям и знакомым? / How ¡ikely are you to recommend Altyn Emel Г..эне таныстарыць^а усыну мумюнд1пц13 ^андай?

403 ответа

# ■ Определечно порекомендую / Definitely recommend / Эри не усына...

# ■ Скорее порекомендую / Probably recommend I M ум Kin усынамын

# ■ He увереч(а) I Not sure / Нацты бтмеймш

# • Скорее не п ope ком еч дую / Probably won't recommend I ¥сычбауым муммн

# ■ Точно не порекомендую / Definitely won't recommend I ¥сычбаймын

Рисунок 6. Диаграмма (Уровень довольства парком) Примечание: диаграмма составлена сервисом Google Forms.

На основе проведенного анализа данных опроса, мы пришли к интересным выводам о предпочтениях туристов, посещающих парк Алтын-Эмель. Как видно из Рисунка 3, 67% респондентов выбрали этот парк благодаря его природной красоте. Это свидетельствует о том, что основным фактором,

привлекающим туристов, является именно уникальный ландшафт и экосистема данного региона. Важно отметить, что такие результаты открывают новые горизонты для развития экологического туризма и фото туризма в Казахстане, что может способствовать не только привлечению большего числа туристов, но и сохранению природного наследия. Далее, на Рисунке 4 представлено мнение туристов о удобстве посещения парка. 51,9% респондентов оценили его как очень удобный, а 27% - как просто удобный. Эти данные подчеркивают, что парк предоставляет комфортные условия для отдыха и исследования природы, что может способствовать увеличению потока туристов. Комфортные условия, такие как удобные маршруты, наличие инфраструктуры и доступность, играют ключевую роль в выборе места для путешествий. Это понимание подчеркивает, что парк может принимать большие группы туристов без значительных трудностей, что является важным аспектом для дальнейшего развития туристической инфраструктуры. На Рисунке 5 представлены данные о том, как туристы узнали о парке. Статистика показывает, что 63,8% респондентов узнали о парке через социальные сети. Это открывает возможности для проведения эффективных маркетинговых кампаний, в первую очередь в онлайн-пространстве. Учитывая, что социальные сети играют важную роль в формировании общественного мнения и привлечение внимания к туристическим направлениям, необходимо разработать стратегию, направленную на активное использование этих платформ для продвижения Алтын-Емеля. Кроме того, на Рисунке 6 видно, что 86,1% респондентов готовы рекомендовать данный парк своим знакомым и друзьям. Это свидетельствует о высокой степени удовлетворенности туристов и востребованности парка на территории Казахстана. Положительные рекомендации могут значительно увеличить поток туристов, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на местную экономику и развитие инфраструктуры. Изучив все ключевые диаграммы, касающиеся ранее выдвинутых гипотез, мы можем с уверенностью сказать, что результаты исследования подтвердили наши предположения. Метод анкетирования и анализ собранных данных позволили выявить конкретные

направления для продвижения туризма в Казахстане. Эти данные могут служить основой для разработки маркетинговых стратегий, направленных на привлечение туристов, а также для внедрения устойчивых видов туризма, которые будут способствовать охране экосистемы и поддержанию природного баланса. Таким образом, наш анализ показывает, что парк Алтын-Эмель обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития. Необходимо продолжать исследовать предпочтения туристов и адаптировать предложения под их запросы, что позволит сделать посещение парка еще более привлекательным и комфортным. Важно также учитывать необходимость создания образовательных программ, направленных на повышение осведомленности о важности сохранения природы и устойчивом туризме, что поможет сформировать ответственное отношение к окружающей среде как у туристов, так и у местных жителей.

Выводы.

Проведенные исследования подтверждают, что красота природы является основным фактором, привлекающим туристов в национальном парке Алтын-Эмель. Высокая оценка удобства посещения парка, указанная большинством респондентов, свидетельствует о благоприятных условиях для приема большого потока туристов. Социальные сети играют важную роль в популяризации парка, подчеркивая необходимость усиления маркетинговой деятельности в этом направлении.

Высокий процент (86,1%) рекомендаций парка подтверждает его актуальность и потенциал для дальнейшего развития. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для эффективного развития индустрии туризма в Казахстане необходимо внедрять устойчивые формы туризма, активно продвигать его через цифровые платформы и учитывать предпочтения отечественных туристов.

Результаты данного исследования могут послужить основой для разработки маркетинговых стратегий, планирования инфраструктуры и повышения конкурентоспособности туристического сектора страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ерлан К. Туризм в тупике: что мешает - развитию путешествий в Казахстане? [электронный ресурс]. Режим выхода URL: http://surl.li/ejpnep;

2. Муканова Б. Ш. и др. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ //Национальная ассоциация ученых. - 2020. - №. 57-2 (57). - С. 59-65;

3. Смыкова М. Р., Плохих Р. В., Никифорова Н. В. Исследование состояния спроса и ожиданий потребителей в сфере туризма Мангистауской области // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 5, № 2, 2019, С. 46-59, DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-5;

4. Вечкинзова Е.А., Дарибекова А.С. Проблемы и перспективы развития туристической отрасли Казахстана // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. -№ 8. - С 3405. 3403-3420. doi: 10.18334/ce.15.8.113256

Egimbayev D.K., Mukanov A.Kh.

Egimbayev D.K.

L.N. Gumilyov Eurasian National University (Astana, Kazakhstan)

Scientific advisor: Mukanov A.Kh.

L.N. Gumilev Eurasian National University (Astana, Kazakhstan)

WHY DO TOURISTS PREFER ALTYN-EMEL NATIONAL PARK AS TOURIST DESTINATION

Abstract: this research paper touches on the topic of studying the preferences of tourists in the Altyn-Emel National Park. The tourism sector is a very important topic for the development of our country, however, for the full development of tourism, proper awareness of the preferences of tourists in Kazakhstan is needed. During the study, the current problems and qualities that attract tourists to the Altyn-Emel National Park were considered. In the scientific work, the key preferences of tourists were put forward by the questionnaire method. The author provides survey data, offers recommendations on the development of this park, which will help in the future to develop the park according to all key preferences of tourists.

Keywords: tourism, preferences, consumer preferences, tourist potential, tourist products, Altyn-Emel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.