Научная статья на тему 'Почему Российская химия зависит от импорта?'

Почему Российская химия зависит от импорта? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
НефтеГазоХимия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЕХИМИЯ / PETROCHEMICALS / ПРОИЗВОДСТВО / MANUFACTURE / ИМПОРТ / IMPORT / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аминев С. Х.

Дан анализ причин зависимости химической промышленности России от импорта. Рассмотрены меры поддержки химической промышленности в других странах. Представлены основные направления развития отечественной химической и нефтехимической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY RUSSIAN CHEMISTRY DEPENDENT ON IMPORTS?

The analysis of the reasons for the chemical industry, depending on Russian imports. Considered measures to support the chemical industry in other countries. The main directions of development of domestic petroleum and petrochemical industries.

Текст научной работы на тему «Почему Российская химия зависит от импорта?»

НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.OG-CHEMISTRY.RU

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

£

УДК 547(075.8)

Почему российская химия зависит от импорта?

Салават Хурматович АМИНЕВ

Канд. экон. наук, генеральный директор ОАО «НИИТЭХИМ», (Россия, 117420, Москва, ул. Наметкина, дом 14, корп. 1). E-mail: [email protected]

Дан анализ причин зависимости химической промышленности России от импорта. Рассмотрены меры поддержки химической промышленности в других странах. Представлены основные направления развития отечественной химической и нефтехимической промышленности.

Ключевые слова: нефтехимия, производство, импорт, импортозаме-щение.

Ни один ученый мира не в состоянии сказать, сколько товаров можно получить путем переработки нефти и газа, поскольку возможности химии, как известно, беспредельны. Мировая практика подтверждает тезис о широких возможностях процессов передела углеводородного сырья, и ежегодно на мировой рынок выходят новые продукты, некоторые из которых обладают уникальными свойствами, приносят в копилку своих стран хорошие дивиденды и имеют вполне заслуженную перспективность.

На фоне динамичного развития ассортимента химической и нефтехимической продукции в развитых странах номенклатура продукции российского химического комплекса выглядит весьма скудно. Потребители вынуждены закупать за границей прогрессивную продукцию, не производимую в стране.

В 2013 г. импорт химической и нефтехимической продукции достиг 28 млрд долл. (9 % общероссийских затрат на импорт), при этом примерно 60 % этой суммы было затрачено на закупку дефицитной высокотехнологичной продукции (рис.1-3).

В товарной структуре импорта из стран Евросоюза, основного поставщика химической и нефтехимической продукции, много товаров малотоннажной химии, доли которых в общем объеме импорта невелики, однако за этими 1 %, 1,5 % и т.д. стоят достаточно большие валютные затраты. Например, в 2013 г. Россия закупила в Евросоюзе 14,7 тыс. т катализаторов, затратив 213,5 млн долл. США. И здесь важно отметить весьма парадоксальную ситуацию: страна закупает катализаторы, в то время как в Рос-

сии есть собственный потенциал по выпуску столь необходимой для технологических процессов продукции.

По-видимому, причина кроется в том, что при закупке технологий по настоянию их владельцев или по собственному желанию (из-за недоверия к отечественной продукции) российские компании берут на себя обязательство использовать катализатор только конкретной фирмы. И эта зависимость от зарубежных поставщиков катализаторов представляется крайне опасной в условиях действия санкций с учетом важности катализаторов для многих нефтехимических и химических процессов.

Естественно, возникает вопрос: почему мы все в большей степени закрываем потребности в высокотехнологичной химической и нефтехимической продукции за счет импорта?

Импорт продукции химического комплекса из стран дальнего зарубежья и СНГ, млн долл. США

30 000

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

Однозначного ответа на этот вопрос нет, но есть ряд причин, которые сформировали столь неблаговидную ситуацию.

Во-первых, в результате приватизации 1990-х гг. стали ненужными десятки химических и нефтехимических производств, в том числе производств по выпуску высокотехнологичной продукции, теперь закупаемой по импорту. Среди таковой: полибу-тилентерефталат (пластификатор), малеиновый ангидрид (используется в производстве ненасыщенных полиэфирных смол, моющих средств, стабилизаторов), гексахлорбензол (пестицид), кислота хлорсульфоновая (используется в фармацевтике), кислота щавелевая (используется в бытовой химии и медицине) и т.д. В 2012 г. в ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» рассматривался вопрос о возможности строительства производства одного из отмеченных продуктов -малеинового ангидрида мощностью 40 тыс. т в год. Однако до настоящего времени вопрос о создании производства малеинового ангидрида не решен, хотя есть надежда на то, что рост курса доллара изменит положение и в России наконец появится проект по производству малеинового ангидрида, крайне необходимого для выпуска стеклопластика, используемого в композитных конструкциях.

Географическая структура импорта химической и нефтехимической продукции в 2013 г., %

Прочие

2,3 США 5

СНГ 10,5

Республика Корея 5,0

Турция 2,4

Япония 3,9

0

2010 2011 2012 2013 2014 (оц.) ■ страны дальнего зарубежья ИСНГ Источник: Федеральная таможенная служба России

ЕС 51,1

Китай 19,1

Источник: Федеральная таможенная служба России

Рис. 1

Рис. 2

Ъш

w- СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Товарная структура импорта химической и нефтехимической продукции из стран ЕС в 2013 г., %

ПАВ 1,6

РТИ Шины 4,3

Изоцианаты 2,8 ХСЗР 2,4

Клеи адгезивы 1,3

Пластификаторы 1,0

СМС 2,1

Изделия из пластмасс

22,0 ЛКМ

7,2

Источник: Федеральная таможенная служба России

Пластмассы 19,6

Катализаторы 1,6

Рис. 3

Рязанская катализаторная фабрика (ЗАО «Промкатализ»), пакетом акций которой владеет НПП «Нефтехим», простаивала 40 % рабочего времени в прошлом году, сообщил генеральный директор НПП «Нефтехим» Александр Шакун, выступая на научном заседании «Катализаторы нефтепереработки. Вопросы импортозамещения»

Во-вторых, до настоящего времени страна пожинает плоды приватизации отраслевых научно-исследовательских институтов и конструкторских центров, когда многие из них были переоборудованы под склады и практически были прекращены научные и конструкторские разработки по многим направлениям развития химической и нефтехимической промышленности. Примеров тому множество. И один из них — это ФГУП «НИИШП», некогда центр отечественной шинной науки. После приватизации институт был вынужден уступить основную часть земельных активов всевозможным арендаторам (в том числе под складские помещения) и, сжавшись до ООО «НТЦ «НИИШП», заниматься сертификацией шин иностранного происхождения. А все технологии, внедряемые в производство отечественной шинной промышленности, теперь поступают исключительно из-за рубежа, причем в среднем 10-летней давности.

Рис. 4

Одним из важнейших факторов развития химии и нефтехимии является обеспеченность сырьем. Казалось бы, в нашей стране, богатой углеводородным и минеральным сырьем как ни одна другая страна мира, дефицит сырья невозможен. Однако на практике из-за желания получать прибыль без проблем, связанных с организацией производств по переработке сырья, сырьевые компании вывозят свою продукцию за рубеж, при этом химики, которые получают продукцию с добавленной стоимостью, нередко испытывают сырьевой дефицит. На многих дискуссионных площадках озву-

чивается нехватка в стране базового продукта - этилена, и все потому, что после ввода пиролизной установки в Нижнекамске (1976), в стране не было построено ни одной новой мощности по выпуску этого нефтепродукта. До настоящего времени наращивание мощности по этилену производится за счет реконструкции существующих установок пиролиза, например реконструкции этиленового комплекса «Этилен-450» в ОАО «Нижнекам-скнефтехим» (Республика Татарстан) с наращиванием мощности с 450 тыс. т/год до 600 тыс. т/год.

Суммарная мощность по этилену в России составляет 3,3 млн т, в то время как в Южной Корее (маленькой стране, не имеющей собственных углеводородных ресурсов) этиленовые установки в сумме составляют 5,4 млн т, причем сырье проходит несколько стадий передела до выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому неудивительно, что по объему произведенной химической продукции Южная Корея почти в полтора раза превосходит Россию и успешно реали-зовывает ее на внешних рынках, в том числе на российском.

В соответствии с Планом развития газо- и нефтехимии на период до 2030 года, разработанным в Минэнерго России, дефицит мощностей пиролиза будет устранен и использование сырья для нефтегазохимии увеличит-

Рост производства этилена в отдельных странах мира к 2015 г., млн т

Аравия Корея Источник: Business Monitor International Ltd.

■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.OG-CHEMISTRY.RU

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

£

В результате разобщенности предприятий химии и нефтехимии в стране нет единой стратегии действий ни в производственной, ни в научной сфере, утяжеляется ценовая линейка, создаются условия для проникновения неблагоприятного импорта, вытесняющего российский бизнес с собственного рынка

ся в 4,3 раза: с 8,7 млн т в 2010 г. до 37 млн т к 2030 г. Но это в случае реализации заявленных проектов, а в условиях роста курса доллара и наложения санкций со стороны США и стран ЕС, являющихся основными владельцами химических и нефтехимических технологий, есть большая доля вероятности отказа от анонсированных проектов.

В современной реалии для недопущения сырьевого дефицита в России введены вывозные пошлины на нефть и отдельные товары, вырабатываемые из нефти (нафту, сжиженные углеводородные газы, бензол, толуол, ксилолы), которые составляют от 22 до 27 % внутренней цены на продукт, то есть вывозная пошлина является некоторым барьером для вывоза за рубеж. Тем не менее сырьевое обеспечение химических предприятий не всегда проходит гладко, причем не только на первичном этапе, но и на стадиях, когда в качестве сырья используется частично переработанная продукция, то есть полупродукт, который также может экспортироваться в ущерб потребностям внутреннего рынка. Тогда образующаяся ниша заполняется импортом.

Возникающие дисбалансы можно списать на рыночные законы, позволяющие товаропроизводителю руководствоваться только собственными интересами. Однако в химии и нефтехимии более продуктивной является тактика взаимодействия товаропроизводителей, направленная на организацию единого технологического цикла по всей цепочке переработки сырья. По такой схеме работают крупнейшие компании мира. В результате только одна американская компания Dow производит продукции химии и нефтехимии столько же, сколько весь российский химический комплекс. А в нашей стране предприятия, составляющие единую технологическую цепочку, разделены по своей принадлежности к разным управленческим структурам: сырьевая часть, определяющая потенциал химической индустрии, передана Минэнерго России, химия передела - Минпромторгу России, отдельные производственные

блоки курируют Минобороны России, Минсельхоз России, корпорация «Ростехнологии», РАН, Минобрнауки. Причем в этом весьма хаотичном распределении ответственности бесхозными оказались такие важные блоки нефтехимии, как шины и резино-тех-нические изделия.

В результате разобщенности предприятий химии и нефтехимии в стране нет единой стратегии действий ни в производственной, ни в научной сфере, утяжеляется ценовая линейка, создаются условия для проникновения неблагоприятного импорта, вытесняющего российский бизнес с собственного рынка. Пример - те же «бесхозные» шины. В 2013 г. доля импортной продукции на рынке шин для грузовых автомобилей и автобусов составила 46,2 %, что втрое превышает уровень экономической безопасности, при этом 1/3 рынка заняли шины из Китая, которые поступают по демпинговым ценам и потому находят покупателя в

ущерб российскому товаропроизводителю. На рынке шин для легковых автомобилей доля импорта также высока (в 2013 г. - 44,6 %), хотя позиции поставщиков шин из Китая здесь более слабые (6,8 %). Беспокоит тот факт, что, несмотря на конкурентоспособность отечественных автомобильных шин относительно китайской продукции по потребительским параметрам, именно китайскими шинами по причине их более низких цен начали комплектовать автомобили российских марок. Такой способ снижения издержек производства автомобилей представляется неправильным, поскольку автомобильное производство субсидируется государством и при комплектовании отечественных моделей при сопоставимости потребительских качеств с иностранной продукцией приоритет должен отдаваться российским товарам.

Хотелось бы затронуть еще один важный фактор развития химии и нефтехимии: это поддержка отрасли государством. В Китае, например, в химии и нефтехимии функционируют две крупнейшие государственные компании - Ре!гоСЫпа и Sinopec, которые определяют стратегию развития отрасли и в 2013 г. вывели ее на лидирующие позиции в мире. В этой стране химическая промышленность относится к приоритетной и по вкладу в ВВП усту-

Суммарная мощность по этилену в России составляет 3,3 млн т, в то время как в Южной Корее (маленькой стране, не имеющей собственных углеводородных ресурсов) этиленовые установки в сумме составляют 5,4 млн т, причем сырье проходит несколько стадий передела дс выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью

«- СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Хотелось бы затронуть еще один важный фактор развития химии и нефтехимии: это поддержка отрасли государством. В Китае, например, в химии и нефтехимии функционируют две крупнейшие государственные компании - Ре!гоШпа и Бпорес, которые определяют стратегию развития отрасли и в 2013 г. вывели ее на лидирующие позиции в мире

пает только машиностроению и текстильной промышленности (на уровне 10 % против 1,6 % в России).

Также в качестве приоритетной химическая индустрия выделена в Индии, которая в 2012 г. вошла в восьмерку крупнейших продуцентов химической и нефтехимической продукции. Доля отрасли в ВВП страны достигла 5 %, что в значительной степени определяется господдержкой производителей. Так, в целях расширения инвестиционного процесса правительство одобрило 100%-е иностранное инвестирование, выделило четыре региона для кластерного развития нефтепереработки, химии и нефтехимии, увеличивает расходы на НИОКР (к 2017 г. планируется довести затраты на НИОКР в химии и нефтехимии до 17 млрд долл.).

В Саудовской Аравии, которая также набирает темпы в развитии химии и нефтехимии, при реализации нефтехимических проектов государство

предоставляет налоговые каникулы в течение 10 лет (!), гарантирует обеспеченность дешевым сырьем со стороны государственных компаний Saudi Aramco и SABIC, а также государственные займы на выпуск продукции с высокой степенью передела сырья на условиях покрытия 50 % общей стоимости проекта из специально созданного Фонда промышленного развития.

В России химическая промышленность не входит в перечень приоритетных отраслей. Российским химикам и нефтехимикам можно только мечтать о подобных мерах господдержки. Вместе с тем в последнее время в законодательном поле наконец-то появились документы, касающиеся мер господдержки промышленности, в том числе химической отрасли. Так, правительство РФ утвердило критерии предоставления госсубсидий предприятиям химического комплекса по кредитам, выданным на реализацию проектов

в области переработки пластмасс. Согласно документу, подписанному в январе 2014 г. премьер-министром России Д.А. Медведевым, к субсидированию будут приниматься проекты с объемом капвложений по 1,5 млрд до 5 млрд руб., при этом не менее 50 % планируется выделить на покупку оборудования.

Должно получить практическое развитие и другое распоряжение правительства (от 28 августа 2014 г. №1651-р) о создании в России Фонда развития промышленности, основной задачей которого является выдача займов предприятиям на этапе предбан-ковского финансирования. Речь идет о финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проектно-изыскательских работ, что, безусловно, будет содействовать активизации процесса импортозаме-щения и внедрению в производство отечественных инновационных разработок.

Складывающиеся в стране экономические реалии требуют создания нового законодательного инструментария промышленной политики. Именно таким инструментом должен стать разработанный в Минпромтор-ге России Закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который в первом чтении принят в Государственной думе 7 октября 2014 г. и в настоящее время готовится ко второму чтению.

Закон «О промышленной политике в Российской Федерации» направлен на создание основы для проведения в России единой промышленной политики на федеральном и региональном уровне, в различных отраслях экономики, вводит необходимые определения, нормы и правила реализации мер стимулирования промышленной деятельности.

Намечаемые действия по поддержке промышленности вселяют надежду на то, что взаимодействие бизнеса и государства выправит те изъяны, которые сформировались в химическом комплексе, в соответствии с условиями развития российской экономики. НГХ

WHY RUSSIAN CHEMISTRY DEPENDENT ON IMPORTS?

Aminev S.H., Candidate of Economic Sciences, General Director NIITEKHIM (14, Bldg. 1, ul. Nametkina, Moscow, 117420, Russian Federation), E-mail: [email protected]

The analysis of the reasons for the chemical industry, depending on Russian imports. Considered measures to support the chemical industry in other countries. The main directions of development of domestic petroleum and petrochemical industries. Keywords: petrochemicals, the manufacture, import, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.